Кем налагается штраф за нарушение санитарного законодательства

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства (ст.ст. 55 — 57)

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Прежде чем изготавливать любой документ, советуем в разуме разделить документ на 3 групп. Последние не точно должны быть расположены в этой же последовательности. Сначала необходимо понять к чему вы хотите в конце заявления, справивишись, обдумайте причины. Существенными могут стать обычаи, законы, писаные правила. Начало критично важная часть, который формирует отпечаток. Кроме того стремитесь выяснить какому важному лицу направлен готовящийся просительный документ и кто должен удовлетворить претензию.

Санитарное законодательство РФ являет собой совокупность нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственного управления и государственной власти. Акты и правила санитарного законодательства, в свою очередь, устанавливают требования относительно санитарной охраны труда и быта населения, а также внешней среды. Ответственность за нарушение санитарного законодательства может быть дисциплинарной (трудовая), административной и уголовной.

Содержание санитарного законодательства РФ определяется общественным и государственным строем страны, потребностями населения относительно охраны здоровья, и определяют требования, обязательные к исполнению всеми ведомствами, министерствами, юридическими и физическими лицами, касаемо охраны здоровья населения в области производственной деятельности, вредных факторов окружающей среды, предупреждения различных инфекционных заболеваний. Нормы и требования санитарного законодательства РФ применяемы в таких сферах, как планировка и благоустройство населенных мест, охрана окружающей среды, строительство и эксплуатация производственно-промышленных предприятий и жилых домов, дошкольных и школьных учреждений, коммунальных сооружений, также на основе санитарного законодательства решаются вопросы относительно структуры и деятельности СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).

Также, как ответственность за нарушение природоохранного законодательства, нарушения требований санитарных норм и правил влекут за собой:

— административную ответственность, которая устанавливается вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических требований относительно строительства и эксплуатации жилых, общественных и производственно-промышленных помещений, транспорта и оборудования, и влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафных санкций в размере – от 5 до 10 мрот для физических лиц, от 10 до 20 мрот для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, от 100 до 200 мрот для юридических лиц; ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно организации питания населения, качества пищевой и промышленной продукции (в частности химической и биологической) для населения РФ, влечет за собой наказание в виде предупреждения или штрафа (размер штрафных санкций определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно водных объектов, а также питьевого водоснабжения и атмосферного воздуха, хранения и захоронения отходов производства, влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарных правил относительно условий труда, воспитания и обучения, а также невыполнение санитарно-профилактических мероприятий влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ);

— дисциплинарная и уголовная ответственности за нарушение санитарного законодательства (также, как и ответственность за нарушение градостроительного законодательства) определяется в соответствии с установленными нормами и правилами Российских Законодательных актов.

Административные взыскания за любые виды нарушений санитарного законодательства определяются должностными лицами, деятельность которых касается непосредственно государственного санитарного контроля, размер устанавливается в соответствии со ст.51 ФЗ РФ, производство таких дел осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ статья 55 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. МУ 2.1.9 000-2000 «Определение объема и порядка возмещения вреда здоровью граждан вследствие нарушений санитарного законодательства», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30 декабря 2000 г.

См. комментарии к статье 57 настоящего Федерального закона

Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

Права и полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1. Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

2. Выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

3. Регистрирует впервые внедряемые в производство химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

5. Информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению сан-эпид. благополучия населения.

6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов Федерации ограничительных мероприятий (карантина).

7. Организует проведение социально-гигиенического мониторинга.

8. Организует деятельность системы государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ.

9. Осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

10. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора.

2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.

4. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований.

Смотрите так же:  Субсидия по уходу за пожилыми

5. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

3. Пpава и обязанности гpаждан РФ в области обеспечения санитаpно-эпи­демиологического благополучия.

Граждане имеют право:

— на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

— получать (в соответствии с законодательством РФ) в органах государственной власти, местного самоуправления, органах и учреждениях Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

— осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

— вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора РФ предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

— выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный сан-эпид.надзор;

— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

— не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ N 195-ФЗ» (в ред. Федерального закона от 25.07. 2002) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Санитарное законодательство РФ являет собой совокупность нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственного управления и государственной власти. Акты и правила санитарного законодательства, в свою очередь, устанавливают требования относительно санитарной охраны труда и быта населения, а также внешней среды. Ответственность за нарушение санитарного законодательства может быть дисциплинарной (трудовая), административной и уголовной.

Содержание санитарного законодательства РФ определяется общественным и государственным строем страны, потребностями населения относительно охраны здоровья, и определяют требования, обязательные к исполнению всеми ведомствами, министерствами, юридическими и физическими лицами, касаемо охраны здоровья населения в области производственной деятельности, вредных факторов окружающей среды, предупреждения различных инфекционных заболеваний. Нормы и требования санитарного законодательства РФ применяемы в таких сферах, как планировка и благоустройство населенных мест, охрана окружающей среды, строительство и эксплуатация производственно-промышленных предприятий и жилых домов, дошкольных и школьных учреждений, коммунальных сооружений, также на основе санитарного законодательства решаются вопросы относительно структуры и деятельности СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).

Также, как ответственность за нарушение природоохранного законодательства. нарушения требований санитарных норм и правил влекут за собой:

— административную ответственность. которая устанавливается вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических требований относительно строительства и эксплуатации жилых, общественных и производственно-промышленных помещений, транспорта и оборудования, и влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафных санкций в размере – от 5 до 10 мрот для физических лиц, от 10 до 20 мрот для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, от 100 до 200 мрот для юридических лиц; ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно организации питания населения, качества пищевой и промышленной продукции (в частности химической и биологической) для населения РФ, влечет за собой наказание в виде предупреждения или штрафа (размер штрафных санкций определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно водных объектов, а также питьевого водоснабжения и атмосферного воздуха, хранения и захоронения отходов производства, влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарных правил относительно условий труда, воспитания и обучения, а также невыполнение санитарно-профилактических мероприятий влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ);

— дисциплинарная и уголовная ответственности за нарушение санитарного законодательства (также, как и ответственность за нарушение градостроительного законодательства ) определяется в соответствии с установленными нормами и правилами Российских Законодательных актов.

Административные взыскания за любые виды нарушений санитарного законодательства определяются должностными лицами, деятельность которых касается непосредственно государственного санитарного контроля, размер устанавливается в соответствии со ст.51 ФЗ РФ, производство таких дел осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Кем налагается штраф за нарушение санитарного законодательства

МЕДИЦИНА И ПРАВО

ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.03.99 № 52-ФЗ

«О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

8) вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

ПРИКАЗ Госкомсанэпиднадзора РФ от 08.05.92 N 47 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ И УЧЕТНЫХ ФОРМ»

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция регулирует порядок возбуждения дела о санитарном правонарушении, составлении протокола, рассмотрении дела, вынесения постановления о наложении административного взыскания (предупреждения или штрафа), порядок его обжалования и исполнения.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (далее — правила), невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Административная ответственность за совершение санитарного правонарушения предусмотрена ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 125 Земельного кодекса, ст. ст. 42, 43, 77 — 84 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

1.4. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

1.5. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за совершение санитарного правонарушения:

на должностных лиц — не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан — не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан — не более 50 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

на должностных лиц — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

1.6. Данные о месячном доходе гражданина или должностного лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией предприятия, учреждения, организации по месту их работы на основании требования главного государственного санитарного врача или его заместителя (Форма N 002/у). Право получать такого рода сведения закреплено п. 12 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

При невозможности установления дохода должностного лица или работающего гражданина штраф налагается в размере:

на должностных лиц — не более суммы 3-месячного должностного оклада;

на работающих граждан — не более суммы месячного должностного оклада (заработной платы).

1.7. Минимальная месячная оплата труда устанавливается специальным законом Российской Федерации.

1.8. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.

Должностное лицо несет ответственность за совершение санитарного правонарушения, если выполнение санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов входит в его служебные обязанности.

Смотрите так же:  Пьяный за рулем 2019 штраф

Под должностным лицом следует понимать работника предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, постоянно или временно выполняющего возложенные на него должностной инструкцией, приказом, контрактом, решением общего собрания кооператива, колхоза или другим документом властно — распорядительные функции, связанные с соблюдением (исполнением) санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Должностные лица и граждане, являющиеся народными депутатами, в соответствии со ст. 31 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» и со ст. 30 Закона РСФСР «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» за совершение санитарного правонарушения подлежат административной ответственности в общем порядке.

1.9. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместителями (далее — главные государственные санитарные врачи и их заместители).

1.10. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения главный государственный санитарный врач или его заместитель, получив материалы из органов дознания или следствия, имеет право наложить административное взыскание не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.

2.1. Возбуждение дела о санитарном правонарушении начинается с составления протокола. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения лицом правонарушения.

Акты, докладные, протоколы лабораторно — инструментальных исследований и прочие служебные документы могут служить основанием для составления протокола и прилагаться к нему.

2.2. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен:

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителями;

главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов города Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном, воздушном транспорте и их заместителями;

заведующими отделами, отделениями (группами, секторами), главными специалистами — врачами, специалистами — врачами, санитарными врачами, врачами — эпидемиологами, врачами — паразитологами, врачами — дезинфекционистами, инженерами, техниками, помощниками санитарных врачей, помощниками эпидемиологов и помощниками паразитологов центров государственного санитарного надзора.

Перечисленные должностные лица в случае противодействия проведению обследования, выемке образцов, составлению протокола о санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О милиции» обязаны помогать должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.

Если в отношении должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы применяются угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога либо произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев, совершение иных насильственных действий — виновные лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 193 УК РСФСР.

2.3. Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.

В протоколе о санитарном правонарушении указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о личности правонарушителя;

— место, время совершения и существо административного правонарушения;

— статья закона, Кодекса об административном правонарушении, иного нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом, однако не требуется фиксация этого факта с указанием свидетелей. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

2.4. Сведения о личности нарушителя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении несовершеннолетнего — не достигшего 18-летнего возраста — указываются число, место и год рождения), место жительства и работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода), иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и т.п.), а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности — устанавливаются по имеющимся при нем документам. Если таковые отсутствуют, то данные могут быть проверены по телефону по месту его работы или жительства, путем направления запроса и т.п.

2.5. Существо правонарушения должно быть описано таким образом, чтобы было видно, где, когда оно было совершено и в каком именно действии (бездействии) выразилось с указанием на конкретные санитарные правила, нарушенные лицом.

2.6. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за санитарное правонарушение, указывается соответствующая статья Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях либо соответствующая статья нормативного правового акта, еще не включенного в Кодекс, но действующего непосредственно (например, ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 125 Земельного кодекса РСФСР).

2.7. Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе.

В соответствии со ст. 247 КоАП лицо, привлекаемое к ответственности, вправе:

— знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

— обжаловать постановление по делу.

3.1. Дело о санитарном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом или его заместителем административно — территориальной единицы, в границах которой совершено правонарушение, объекта воздушного, водного транспорта.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель по своей инициативе может затребовать дело для рассмотрения исходя из его общественной значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств и вынести по нему постановление.

3.2. В соответствии со ст. 257 КоАП РСФСР главный государственный санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о санитарном правонарушении.

3.3. Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладает Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместители.

3.4. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при подготовке к рассмотрению дела обязаны разрешить следующие вопросы:

— относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

— правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;

— извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

— истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

— о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

3.5. При подготовке к рассмотрению дела необходимо убедиться, что лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о времени и месте его рассмотрения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по телеграфу, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

3.6. Статья 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства не предусмотрен.

3.7. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

3.8. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

3.9. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются только ордером, выдаваемым юридической консультацией.

3.10. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт. Эксперт назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях: для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов лечебно — профилактических и санитарно — профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий и т.п.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

— заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

— с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

— присутствовать при рассмотрении дела.

3.11. Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245.

Смотрите так же:  5 ответственность за нарушение правил по охране труда

За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом.

Экспертам за проведение экспертиз устанавливается вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным государственным санитарным врачом или его заместителем в зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой работы.

Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности выполнялись им в порядке служебного задания.

Возмещение расходов и выплата вознаграждения производятся из средств, специально отпускаемых органам Государственного санитарно — эпидемиологического надзора по смете на указанные цели.

3.12. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.

3.13. К числу обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со ст. 34 КоАП, относятся:

— чистосердечное раскаяние виновного;

— предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения несовершеннолетним;

— совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Главный государственный санитарный врач, рассматривающий дело о санитарном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве.

3.14. Обстоятельствами, отягчающими ответственность в соответствии со ст. 35 КоАП, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

— вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

— совершение правонарушения группой лиц;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, т.е. должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35.

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания (Форма N 003/у). Постановление должно содержать: наименование должностного лица, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочными рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.3. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

— оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

— отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

— отменяет постановление и прекращает дело;

— изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» решать данное дело, то постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе.

6.1. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В соответствии со ст. 46 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация вправе образовывать внебюджетные фонды, в которые включаются штрафы за нарушение санитарного законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный такими нарушениями ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются целевым назначением на проведение оздоровительных, в том числе санитарных и противоэпидемических мероприятий, материально — техническое обеспечение органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании неуплаченного штрафа (форма N 006/у) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. 27 — 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

6.5. В соответствии со ст. 286 КоАП если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка невозможно по другим причинам, взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

6.6. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.

Приложение 2
к Приказу
Госкомсанэпиднадзора России
от 8 мая 1992 г. N 47