Современные требования к уроку в начальной школе

Современные требования к уроку в начальной школе

Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область

Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Давайте начнём с рассмотрения основных понятий, а именно рассмотрим значения слов «современный» и «урок».
Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:
Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.
Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.
А так же:
Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.
Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:
1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
По — моему мнению, современный урок должен быть:

Актуальный и интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.

Творческий, способствовать самореализации школьников. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.

Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно.

Проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.

Действенный, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
Давайте рассмотрим модели современного урока.
Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:

триединая цель урока;

методы и приемы обучения;

типы уроков и другие.

Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат:

технологическая карта тематического и поурочного планирования;

задача этапа и диагностика его эффективности.

Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;

появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;

изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;

мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).

Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат:

ключевые и базовые компетентности;

умение решать жизненные ситуации;

психолого-педагогическая ситуация и другие.

А теперь давайте рассмотрим факторы, влияющие на успешное проведение современного урока.
Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации:

Принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности.

Принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения.

Принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей обучающегося и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития.

Принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.

Безусловно, современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь благоприятный психологический микроклимат.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:

Ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.

Ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению.

Ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.

Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.

Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
— Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.).
— Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
— Урок, содержащий разные виды деятельности.
— Урок, на котором ученику должно быть комфортно.
— Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
— Современный урок развивает у детей креативное мышление.
— Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
— урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740.

Скаткин М.Н. [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Научная электронная библиотека

5.1.1. Требования ФГОС НОО к уроку по учебному предмету «Окружающий мир»

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир». Это было обусловлено как самим содержанием предмета, так и теми средствами, которые были привнесены в информационно-образовательную среду образовательной организации (например, мобильные электронные лаборатории, автоматизированные рабочие места учителя и школьника, интерактивные столы и т.п.).

А.В. Хуторской выделил следующие семь главных критериев современного урока, которые успешно могут быть применены при проектировании урока по предмету «Окружающий мир»: это урок самореализации ученика, урок открытия нового, урок создания образовательной продукции, урок развития компетенций, урок коммуникаций – очных и дистантных, метапредметный урок, урок социального учета.

Современный урок – совсем иной! Место проведения урока может варьироваться в зависимости от поставленной дидактической задачи. Традиционный урок в классе может быть заменен уроком в музее, уроком на пришкольном участке, в парке, на улице города или поселка и т. п. Урок, проводимый в классе, изменяет свое содержание и структуру, превращается в своеобразный урок-исследование и урок-экспериментальной проверки гипотез, урок-путешествие или урок-конференцию.

Рис. 29. Требования к уроку по предмету «Окружающий мир»

Деятельность учителя при подготовке к уроку по предмету «Окружающий мир» имеет свои особенности и включает в себя следующие этапы.

Рис. 30. Этапы деятельности учителя при подготовке к уроку по предмету «Окружающий мир»

Опишем основы проектирования урока с использованием технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога.

Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т. д. Поэтому в современных условиях профессиональная успешность учителя во многом зависит от сформированности у него умения проектировать педагогическую деятельность.

Смотрите так же:  Алименты в беларусии

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Наиболее часто сегодня авторы цитируют определение И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» . Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. В этом и состоит ее отличие от конспекта урока, в котором педагогу необходимо указывать еще и содержание деятельности.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

– должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

– должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

– в карте должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

– должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

– должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

– грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

– проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

– анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Проектирование урока в процессе разработки его технологической карты включает в себя:

– определение темы урока и усваиваемых понятий;

– осмысление и формулировку целей и результатов урока;

– проектирование и указание технологии, методов, приемов;

– определение типа урока и проектирование его этапов;

– подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока.

При проектировании урока на основе технологической карты учитель должен учесть следующее:

− цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

− учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.);

− используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

− учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;

– эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

− на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

− учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи;

– учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

− учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

− стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

− на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты три блока, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это достижимо); организационнодеятельностный (структуризация на действия и операции.) Если проанализировать разработанные разными авторами технологические карты, то можно убедиться, что все они в себе эти блоки содержат в большем или меньшем объеме.

Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность педагогических работников по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Исходя из вышеизложенного, можно говорить об общих подходах к ее проектированию, то есть параметрами структурирования технологической карты могут быть этапы урока, его цели, задачи, планируемые результаты, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. Остановимся на них более подробно.

Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Под целью урока Ю. А. Конаржевский понимает «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока». Анализ технологических карт, представленных на различных конкурсах для педагогов, позволил выявить тенденцию: педагоги указывают чаще образовательную цель урока, ориентированную на предметные результаты обучения, которые характеризуют опорную систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Подробный их перечень приводится в сборниках примерных ООП по ступеням обучения в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы.

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить в технологической карте урока как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока. Учебно-методический комплекс урока может отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.

Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, могут стать: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, описание урока. Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. Организация пространства определяется педагогом самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Педагогу необходимо указать предметную дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Эти три параметра необязательные.

Описание урока обычно отражает следующие разделы: этапы урока (в зависимости от типа урока); ход урока, который включает действия педагога и обучающихся, диагностику результатов, домашнее задание; формирование универсальных учебных действий (на отдельных этапах урока).

Технологическая карта урока оформляется в виде таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. Формат же таблицы определяется каждой образовательной организацией самостоятельно посредством локального акта школы.

Критериями оценки технологической карты урока могут стать следующие показатели:

– заполнен целевой раздел технологической карты урока (прописаны формируемые компетенции(я) или УУД на уроке);

– учтены требования системно-деятельностного подхода к организации и содержанию учебного процесса на уроке;

– соблюдена структура урока по выбранному типу;

– деятельность учителя и школьника соответствует формируемым УУД;

– эффективно подобраны методы и приемы по достижению поставленных задач на каждом этапе урока;

– учебно-методическая оснащенность учебной деятельности (самостоятельной работы) учащихся;

– применение компетентностно-ориентированных заданий;

– соответствие с предлагаемой формой технологической карты урока (зависит от требований конкретной ОО или требований конкурса);

– полнота, целостность заполнения всех аспектов технологической карты, приложений.

Для того чтобы технологическая карта действительно стала рабочим инструментом при организации учебного процесса, учителю начальных классов необходимо четко осознавать, почему для изучения той или иной темы он выбирает определенный тип урока и соответствующую ему структуру.

Это будет зависеть от тех целей и планируемых результатов, которые учитель задает, опираясь на рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир».

ФГОС НОО: требования к современному уроку

Дата публикации: 20.01.2015 2015-01-20

Статья просмотрена: 6839 раз

Библиографическое описание:

Четанова Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/archive/82/15019/ (дата обращения: 05.02.2019).

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия;самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью;быть способны к сотрудничеству;иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Современный урок — это:

— Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);

— Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

— Урок, содержащий разные виды деятельности;

— Урок, на котором ученику должно быть комфортно;

— Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

— Современный урок развивает у детей креативное мышление;

— Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

— Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Смотрите так же:  Федеральный закон 155-фз от 27062011

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

— Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику;

— Учитель ежедневно, ежеурочно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание, и т. п.;

— На уроках используются разнообразные методы,формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

— Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога;

— Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.;

— Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;

— Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения;

— Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;

— Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;

— Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;

— На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д..

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Методы и формы современного урока

1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

— развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

— развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— овладевать практическими способами работы с информацией;

— проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

— Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

— Достигается через — учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

— Приводит к — предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Основными задачами применения портфолио являются:

— повышение качества образования в школе;

— поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

— систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

— формирование адекватной самооценки у обучающихся;

— формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

— создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много в работе учителя зависит от его желания и характера, а так же от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Педагоги смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умение быстро перестраиваться.

1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Издательство «Просвещение» 2014г.

4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование.

6. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2 2009г

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Смотрите так же:  Как зарегистрировать договор аренды земельного пая

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].