Нотариус в ссср

Нотариат в советское время и после

Советский нотариат развивался в то время, когда государство не признавало частной собственности, когда гражданский оборот был крайне ограничен. Нотариат был исключительно государственным, большую часть советского периода входил в систему юстиции. Осуществление некоторых нотариальных функций было делегировано местным исполнительным и представительным органам власти.

1917
После издания Декрета о суде № 1, упразднившего прежние судебные органы, прекратили свою деятельность и нотариусы, хотя в этом документе нотариат не упоминается.

1918
В соответствии с декретами СНК отменены частная собственность на недвижимое имущество, дарение и наследование. Декрет о суде № 2 отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. Постановлением СНК прекращено действие Положения о нотариальной части от 14.04.1866 г. и утверждены Временное положение о нотариальных отделах при совдепах и Инструкция о порядке деятельности нотариальных отделов.

1921
Учреждены нотариальные столы при губернских отделах юстиции и уездных бюро юстиции.

1922
СНК РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР.

1923
Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

1926
Постановлением СНК СССР и ЦИК СССР от 14.05.1926 г. утверждены Основные принципы организации государственного нотариата. Принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

1930
Утверждена новая редакция Положения о государственном нотариате РСФСР.

1937
Образовано Министерство юстиции РСФСР (правопреемник Наркомата юстиции РСФСР). Принята новая редакция Положения о государственном нотариате.

1948
Утверждена инструкция МЮ РСФСР по применению Положения о государственном нотариате от 1947 года.

1956
Упразднено Министерство юстиции СССР.

1963
Упразднено Министерство юстиции РСФСР. Нотариат передан в ведение краевых и областных судов.

1965
Утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР.

1966
Пленум Верховного суда СССР 1.07.1966 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам о наследовании». Верховный суд РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

1967
Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских советов депутатов трудящихся.

1970
Воссоздание Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР.

1972
28 февраля 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям. Постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1972 г. утверждено Положение о министерстве юстиции СССР.

28 октября 1972 г. коллегия Минюста СССР утвердила Примерное положение об Отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Руководство нотариатом на местах перешло в ведение создаваемых отделов юстиции.

1973
20 апреля 1973 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «Об опыте работы Первой казанской государственной нотариальной конторы и повышении роли первых государственных нотариальных контор в обеспечении единства нотариальной практики». 19 июля 1973 г. принят Закон СССР «О государственном нотариате».

29 декабря 1973 г. Министерство юстиции СССР утвердило Формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.

1974
2 августа 1974 принят Закон РСФСР «О государственном нотариате». Минюстом СССР утверждены Инструкция о порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части, дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директорами. (извлечение) от 20.06.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными. от 15.03.1974 г.; Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы от 14.03.1974 г. № К-15/184.

1975
Приказом Минюста РСФСР утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

28 марта 1975 г. Министерство юстиции СССР издало Инструктивное письмо «Об оказании методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».

1 августа 1975 г. Приказом министра юстиции СССР утверждена «Инструкция о порядке учета депозитных операций в государственных нотариальных конторах СССР». Совмин РСФСР утвердил Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов.

1976
31 мая 1976 г. Минюст СССР издал Инструктивное письмо «О совершении морских протестов». 19 октября 1976 г. издан Приказ Министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариата».

1977
23 марта 1977 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О совершенствовании работы нотариальных контор по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них». 29 июля 1977 г. Минюст и МИД СССР утвердили Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Союза ССР.

1978
2 августа 1978 г. издан Приказ министра юстиции СССР «О дальнейшем совершенствовании работы по оказанию методической помощи исполкомам городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении ими нотариальных действий».

1980
30 января 1980 г. Минюст СССР издал Методические рекомендации по обобщению нотариальной практики. 31 января 1980 г. Минюст СССР совместно с Главным архивным управлением СМ СССР утвердил Перечень документов Министерства юстиции СССР, органов, учреждений юстиции и судов, с указанием сроков хранения документов.

19 марта 1980 г. Минюстом СССР утверждена Типовая номенклатура должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием.

21 апреля 1980 г. Минюст СССР издал Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности.

5 мая 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Рекомендации по обеспечению нотариальных контор справочно-информационным материалом для посетителей.

25 июня 1980 г. принят Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов». В числе полномочий – руководство нотариатом (ст. 6).

30 сентября 1980 г. Министерство юстиции СССР издало Методическое письмо «О порядке выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов».

1983
4 августа 1983 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан».

15 ноября 1983 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организация, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике».

1984
4 мая 1984 г. Минюст СССР издал Инструктивные указания «О нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей». 29 ноября 1984 г. Министерство юстиции СССР издало Указание «О порядке нотариального удостоверения договоров дарения валютных ценностей».

1985
10 октября 1985 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 18 «О мерах по дальнейшему улучшению работы с кадрами нотариата и повышению уровня нотариального обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций». Пленум Верховного суда СССР 21.06.1985 г. вынес Постановление «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

13 ноября 1985 г. Министерство юстиции СССР утвердило Инструкцию по составлению статистической отчетности о работе государственных нотариальных контор.

1986
24 ноября 1986 г. Минюст СССР издал Указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.

19 декабря 1986 г. Минюст СССР издал Рекомендации по вопросам совершения исполнительных надписей.

22 декабря 1986 г. издан Приказ Министра юстиции СССР за № 23 «О задачах органов, учреждений юстиции и судов по улучшению работы с предложениями, заявлениями, жалобами и организации приема граждан».

1987
Приказом министра юстиции РСФСР введена в действие новая Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.

1991-1993
Прежняя система нотариата уже не могла отвечать требованиям нового времени, безнадежно устарела перед лицом кардинальных правовых реформ, лавинообразно возросшего гражданского оборота. Системный кризис быстро перешел в стадию стагнации, которая длилась до 11 февраля 1993 года.

1993
11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Этот закон кардинально реформировал институт нотариата, возродил в России независимый нотариат латинского типа. В то время Министерство юстиции РФ возглавлял Николай Васильевич Федоров.

Начата выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Первая из них за № 000001 от 07 апреля 1993 года выдана Анатолию Ивановичу Тихенко.

В субъектах РФ создаются нотариальные палаты.

22 сентября 1993 года решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена Федеральная нотариальная палата. Первым президентом ФНП избран Репин Виктор Сергеевич.

10 декабря 1993 г. — дата государственной регистрации Федеральной нотариальной палаты.

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч.2 ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Советский нотариат в послевоенный период

(Кодинцев А. Я.) («Бюллетень нотариальной практики», 2008, N 1)

СОВЕТСКИЙ НОТАРИАТ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Кодинцев А. Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

Окончание войны позволило руководству юстиции вновь поставить вопрос о принятии актов по нотариату. Проект Положения о нотариате СССР, разработанный до войны, так и не был принят. Возможно, что советское руководство решило оставить этот вопрос на уровне союзных республик. Кроме того, вопрос о нотариате советское руководство не интересовал вовсе. Общесоюзный акт так и не был принят. В итоге продолжало действовать Постановление ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». Унификации союзного законодательства в этой сфере так и не было достигнуто. Министерство юстиции СССР и Совет Министров СССР выпустили большое количество общих актов по нотариату. При этом все не систематизировано. В Азербайджане конторы не выдавали свидетельств о праве наследования, этим занимались суды. На Украине, в Грузии, Узбекистане конторы регистрировали аресты (запрещения), т. е. выполняли функции коммунальных органов и т. д. . ——————————— Авдюков М. Г., Газиянц Л. И. Роль нотариата в охране прав граждан. М., 1963. С. 22; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 66.

Проект Положения о государственном нотариате РСФСР предварительно был согласован с Министерством юстиции СССР (далее — МЮ СССР), а затем обсуждался Министерством коммунального хозяйства РСФСР, Госпланом РСФСР, Прокуратурой РСФСР, МФ РСФСР. В новом Положении исчезли пункты о залоговых свидетельствах. Были введены положения об исполнительных подписях на взыскание заработной платы, о наследовании, хранении документов, наложении запрета на строения, морские протесты. По Положению о нотариате от 31 декабря 1947 г. нотариусы в том числе заверяли публично-правовые акты. Таким образом, новое Положение отразило существенное расширение функций нотариальных органов в 30 — 40-е годы. Положение о государственном нотариате РСФСР включало 69 статей. Нотариусом могло быть лицо, имеющее высшее или среднее юридическое образование. В отдельных случаях допускались лица с 2-летним юридическим стажем («отдельный случай» остался основным правилом). МЮ РСФСР руководил нотариусами через Управления МЮ (далее — УМЮ). Назначение и увольнение старших нотариусов производил Министр юстиции России, нотариусов — начальник УМЮ. Содержался нотариат по смете МЮ РСФСР. Издание инструкций и приказов по применению Положения возлагалось на МЮ РСФСР. В 1950 и 1951 гг. по постановлениям Совета Министров РСФСР (далее — СМ РСФСР) были внесены изменения в Положение о государственном нотариате РСФСР. Типовые штаты нотариальных контор и сеть контор утверждал СМ РСФСР по представлению МЮ РСФСР . ——————————— Положение о государственном нотариате РСФСР и Инструкция МЮ РСФСР по его применению. М., 1958. С. 1 — 15; Санкт-Петербургский нотариат на рубеже веков. СПб., 2003. С. 57; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 918, л. 17 — 69; д. 8965, л. 37, 85.

Смотрите так же:  Бибирево нотариус

Принимались положения в других союзных республиках, копирующие Положение РСФСР. В 1944 г. было принято Положение в УССР. 7 июня 1950 г. СМ БССР утвердил Положение о государственном нотариате БССР, почти дословно совпадающее с Положением РСФСР. На основании предоставленных полномочий МЮ БССР принимало различные акты по деятельности нотариата. Например, 9 августа 1950 г. вышла Инструкция о порядке выполнения нотариальных действий исполкомами городских, районных, поселковых и сельских депутатов трудящихся. 16 октября 1952 г. было принято Положение о нотариате Узбекской ССР. Беспокойство вызывала бесконтрольная деятельность местных Советов, произвольно выдававших огромное количество незаконных справок и документов. Они удостоверяли фиктивные документы и незаконные сделки. Госпошлина зачастую не взыскивалась, учета никто не вел. 22 мая 1950 г. СМ РСФСР выпустил Постановление «Об упорядочении нотариальной работы в Советах». МЮ РСФСР подготовил Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий исполкомами сельских Советов . ——————————— История советского государства и права Узбекистана. Т. 3 (1937 — 1958 гг.). Т., 1968. С. 361; Министерство юстиции России за 200 лет (1802 — 2002). Ист.-пр. очерк. М., 2002. С. 239 — 240; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 7363, л. 74 — 76; Сборник официальных материалов по нотариату для исполкомов сельских, поселковых, районных и городских Советов депутатов трудящихся. Минск: Гос. изд-во БССР, 1951. С. 1 — 22.

В последующем министерства юстиции принимали различные акты, расширявшие и уточнявшие функции нотариата. Например, Приказ от 15 марта 1946 г. N 9 по наложению запрещений на строения или Директива Д-2 от 11 февраля 1947 г. «О порядке удостоверения договоров об отчуждении автомашин и мотоциклов иностранного производства». Серия директив в 1946 — 1948 гг. запрещала нотариальным конторам удостоверять отдельные виды договоров, свидетельствовать копии с документов, выданных польскими, прибалтийскими, чехословацкими, румынскими, финскими властями в довоенный период . ——————————— Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М., 1947. С. 60; Сборник приказов и инструкций Министерства юстиции СССР (1936 — 1948). М., 1949. С. 355 — 370.

В первые послевоенные годы органы юстиции осуществляли управление нотариатом в минимальной степени. Фактически все управление сводилось к кадровым вопросам. По Положению 1939 г. и по номенклатуре (1947 г.) МЮ союзной республики назначали старших нотариусов (в республиках без областного деления всех нотариусов). Начальники УМЮ в РСФСР и УССР назначали нотариусов. МЮ СССР редко интересовалось состоянием нотариата. Вопросы на коллегии по нотариальной деятельности не обсуждались. В 1946 г. по нотариату вышел 1 приказ, в 1947 г. — 3. В отделе нотариата (далее — ОН) МЮ СССР (начальник Н. С. Буднев, а с 1947 г. — К. П. Хотьян) в 1946 — 1948 гг. работали 4 человека. За 1946 — 1947 гг. отдел провел всего 9 ревизий. Практика работы нотариальных контор не обобщалась. В 1947 г. ОН МЮ СССР обобщил практику по 3 категориям дел. После смены руководства в 1948 г. ОН МЮ СССР проверил работу нотариальных органов Туркмении, Таджикистана, БССР, Литвы. Обследовал московские конторы. Было составлено 3 директивных письма, несколько инструкций, в том числе Инструкция о порядке учета нотариусами депозитных сумм. Проведено 3 обобщения практики: о совершении депозитных операций, о засвидетельствовании подлинности подписей на документах, об отчуждении строений. Проведено 7 совещаний. Штат ОН МЮ СССР на 1949 г. составлял 7 единиц, фактически — 5. В 1948 г. ОН разработал проект постановления СМ СССР о переводе контор на самоокупаемость. Но проект побоялись направить. Был разработан паспорт на нотариальную контору . ——————————— ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 1 — 3, 37 — 42; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 487, л. 43; д. 544, л. 286.

МЮ республик занимались вопросами нотариата чуть больше, чем МЮ СССР. ОН были только в 8 МЮ республик, в 4 был один ревизор по нотариату (в Азербайджане, Эстонии и др.), а в 4 они являлись одновременно и ревизорами по адвокатуре (в Карелии, Таджикистане, Армении, Туркмении). В 1945 г. в БССР был восстановлен ОН. Он открыл заново все 83 конторы, в 1945 г. обследовал 9 УМЮ и 9 контор. В первом полугодии 1946 г. ОН НКЮ РСФСР провел 7 ревизий УМЮ и 16 контор. При ОН России было организовано прохождение нотариальной практики. Обобщена практика работы контор по выдаче свидетельств о праве наследования. В первом полугодии 1947 года ОН МЮ республик обследовали всего 20 управлений юстиции, в Таджикистане и Казахстане — ни одного. В 1947 году МЮ РСФСР обревизовало 20 нотариальных органов, 28 контор. Было проведено 18 совещаний, 18 семинаров. В Армении в 1948 г. из 17 контор обревизовано 7, в Киргизии — 9 из 18, в Эстонии — 22 из 26, в Молдавии — 23 из 28. В Армении обобщена практика контор по удостоверению доверенностей. В Молдавии обобщена практика по 4 видам деятельности (договоры имущественного найма, отчуждения строений, права застройки, свидетельствование подписей), в Киргизии — по удостоверению завещаний, в Эстонии — по выдаче свидетельств о признании лица безвестно отсутствующим. Приказов по нотариату в РСФСР в 1946 г. было принято 9, в 1947 г. — 8, в 1948 г. — 6, в 1949 г. — 5, в 1950 г. — 3, в 1951 г. — ни одного. Управление буквально «затухало» . ——————————— ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 81, л. 159 — 164; д. 823, л. 7 — 9; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 22 — 23; д. 1946, л. 74 — 86; оп. 1а, д. 544, л. 284 — 286; д. 544, л. 286.

Так же поверхностно управляли нотариатом УМЮ республик. Ревизовали единицы контор. Приказы по нотариату составляли буквально единицы. В Башкирии в 1946 г. приказы по нотариату не читались. Ревизии нотариусов проходили «наскоком» по 1 — 2 дня. На запросы нотариусов не отвечали. Практика нотариусов проходила за 7 — 10 дней, а не за 20 — 25. Московское УМЮ проверило в 1946 г. 11 контор. Была обобщена практика по 5 категориям дел. Проведено 10 семинаров. Начальники УМЮ использовали нотариусов на другой работе. В первом полугодии 1947 г. в СССР было обревизовано 687 контор (36%). Наихудшая ситуация сложилась в Прибалтике и в Средней Азии. Большинство УМЮ в Средней Азии вообще не ревизовали. В ряде областей не проведено ни одной ревизии. УМЮ РСФСР провели в 1947 г. 700 ревизий нотариальных контор, обобщили нотариальную практику по 88 категориям дел. 419 нотариусов провели практику. В 1948 г. в Курганской области из 12 контор обревизовано 8. Итоги 5 ревизий обсуждались на оперативных совещаниях. В феврале прошло совещание нотариусов. УМЮ в 1948 — 1949 гг. проводили семинары с нотариусами, организовывали практику, учебу, ревизовали (но редко), заслушивали нотариусов на совещаниях, обсуждали практику (редко). В Горьковской области была обобщена нотариальная практика по 9 категориям дел, в Тамбовской — по 5. Приказ МЮ РСФСР от 27 декабря 1949 г. N 81 о результатах проверки деятельности УМЮ по Челябинской области по руководству нотариатом указал, что ежегодная ревизия нотариата не проводится. В 1949 г. было обревизовано 19 контор из 27. Ревизор по нотариату Полякова была уволена, старший ревизор по нотариату Е. Д. Панютина отстранена . ——————————— ГАКО, ф. Р-903, оп. 2, д. 50, л. 66; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 81, л. 159 — 164, 251; д. 88, л. 41 — 42; д. 823, л. 7 — 9; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 27 — 354; оп. 1а, д. 544, л. 284 — 286; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 172, л. 256 — 260.

Инструкция МЮ СССР от 12 апреля 1946 г. «О порядке проведения ревизии нотариальной конторы» предложила подробный план проведения проверки. Ревизор должен был проверить организацию работы нотариальной конторы, правильность совершения нотариальных действий, ведение делопроизводства, правильность взимания госпошлины, кадровый состав, статистику и т. д. Инструкция предписывала крайне мелочную ревизию. Так, ревизор знакомился с актом предыдущей ревизии, организовывал прием посетителей, проверял обеспеченность конторы бумагой, реестрами, чистоту конторы. Ревизор был обязан проверить договоры об установлении права застройки, об отчуждении строений и права застройки, найма жилых помещений, завещания, доверенности, свидетельства о праве наследования, исполнительные надписи, свидетельствование верности копий документов, депозит и т. д. Например, при проверке принятия мер охранения наследственного имущества ревизор был обязан сличить количество поступивших заявок на принятие мер охранения с количеством наследственных дел; далее он проверял правильность составления описей при принятии мер охранения и проверял соблюдение порядка хранения и реализации ценностей. Акт ревизии подписывали ревизор и нотариус. Он оставался в УМЮ или в МЮ республики. На самом деле большинство ревизоров не соблюдали инструкцию и проводили ревизию поверхностно . ——————————— Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций и директивных писем. М., 1947. С. 7 — 13.

В январе — феврале 1952 г. Министерство госконтроля (далее — МГК) СССР провело сплошную проверку работы органов нотариата СССР. Были проверены ОН МЮ СССР, РСФСР и УССР, 11 УМЮ и 45 контор. Ревизии предшествовали многочисленные скандалы с участием заместителя Министра юстиции РСФСР С. С. Дукельского (курировал нотариат в Министерстве). Дукельский писал во все инстанции и добился масштабной ревизии. Проверка подтвердила неудовлетворительное состояние нотариата. Работа нотариальных органов в 1950 — 1951 гг. постепенно затухала. В 1951 г. ОН МЮ СССР проверил нотариальную работу в 4 министерствах. Письма с указаниями об исправлении недостатков иногда посылались через 83 дня. Старшие ревизоры отдела не могли вскрыть растраты депозитных сумм. В 1950 г. ОН МЮ СССР обобщил практику по 3 темам, в 1951 г. — по 3. Обобщение практики о признании лица безвестно отсутствовавшим в мае 1951 г. было послано в виде письма. Однако через месяц уже было отозвано, так как оказалось актом толкования ГК РСФСР. ОН ставил на коллегии Министерства вопросы о принятии акта о признании лица безвестно отсутствующим, о правовом положении строений, возведенных на праве застройки. Предложения пролежали в Правительстве два года и были сняты. ОН МЮ РСФСР проверил в 1950 г. только 10 УМЮ, в 1951 г. — 18. Ряд регионов не проверялся годами. ОН МЮ УССР обревизовал в 1951 г. 17 УМЮ из 25, ОН МЮ БССР — 7 из 12, ОН МЮ КазССР — 3 из 16. ОН МЮ РСФСР был сокращен до 4 человек. ОН МЮ УССР состоял из 3 человек, ОН МЮ БССР — из 2. Такая же ситуация складывалась и в УМЮ. В 1950 г. УМЮ РСФСР из 1295 контор обревизовали 889 (68,5%), в первом полугодии 1951 г. — 432. УМЮ г. Москвы в 1950 г. из 24 контор обревизовало 9, в 1951 г. из 32 — 19. В Ленинградской области в 1951 г. из 25 — 14, в Ленинграде из 19 — 9. В Горьковской области из 38 — 11. В Мурманской и Нижнеамурской областях не было проверено ни одной конторы. В 1950 г. УМЮ СССР обревизовали 68% контор. Отдельные конторы не ревизовали много лет. По-прежнему ревизоры по нотариату использовались на других ревизиях. Обязательная ежегодная ревизия каждой конторы не проводилась. В большинстве УМЮ ревизоров не было. В РСФСР по 1 ревизору было в 16 (из 71) областях, в УССР — в 2 (из 25). В 41 российском регионе был ревизор по нотариату и адвокатуре, а в остальных их не было . ——————————— ГАРФ, ф. А-259, оп. 7, д. 1440, л. 20 — 21, 24 — 29; ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 12; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 3 — 4, 13 — 17; д. 1374, л. 1 — 3, 9, 13 — 17.

Смотрите так же:  Трудовой договор районный коэффициент

Принятый акт МГК СССР по результатам ревизии весьма сурово оценивал состояние дел по нотариату. 12 июля 1952 г. было принято Постановление СМ СССР «О фактах нарушения законов и постановлений Правительства органами государственного нотариата». Министр юстиции СССР К. П. Горшенин был обязан: устранить нарушения актов Правительства; обеспечить соблюдение ст. 231 ГПК РСФСР; проводить ревизии контор раз в год; ввести с 1 августа 1952 г. новую Инструкцию о ведении делопроизводства в нотариальных органах. Министерство финансов СССР было обязано ежегодно проводить в конторах ревизии депозитных операций и правильности взимания государственной пошлины. Предлагалось увеличить штат ревизоров по нотариату. СМ республик были обязаны в 3-месячный срок обеспечить конторы необходимыми служебными помещениями. Несмотря на категорические распоряжения, сроки проведения ревизий нарушались. Так, финансовые органы не ревизовали нотариусов по нескольку лет. В 1952 г. ревизоров по нотариату не было в большинстве УМЮ и в некоторых МЮ республик. Ревизоры давали неверные указания. Относились к работе настолько формально, что, даже обнаружив грубые нарушения, не требовали объяснения от нотариусов. В 1951 г. МЮ АрмССР проверило работу 9 нотариальных контор, а обсудило итоги 3. На коллегии МЮ ТуркменССР обсуждали результаты одной ревизии, а проверили 8 контор. МЮ Карело-Финской ССР вообще устранилось от обсуждения результатов ревизий . ——————————— Ширвинский В. За дальнейшее улучшение деятельности нотариальных органов // СЗ. 1952. N 9. С. 28 — 31; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 28 — 29.

Весь 1952 г. руководство юстиции рьяно устраняло недостатки. С мая 1951 г. ОН МЮ СССР возглавлял Ф. Ф. Мажара, ОН МЮ РСФСР с 1952 г. — Соколова. Начальник ОН МЮ РСФСР Н. К. Дудник стал «козлом отпущения» и был снят. В 1952 г. МЮ РСФСР выпустило 10 общих приказов по нотариату из 49 и 4 секретных. Коллегия МЮ РСФСР в 1953 г. рассматривала вопросы по нотариату 3 раза. Прежде всего в соответствии с постановлением Правительства жалобы на действия нотариата по ГПК республик должны были рассматривать суды (ст. 231 ГПК РСФСР, ст. 258 ГПК БССР, ст. 258 ГПК УССР, ст. 242 ГПК ГрузССР). Но в реальности их рассматривали ОН МЮ республик и УМЮ. В 1951 г. из 217 жалоб на действия нотариата, поступивших в ОН МЮ СССР, только 12 было направлено в суд. СМ СССР запретил эту практику в 1952 г. Министры юстиции и начальники УМЮ могли рассматривать такие жалобы на действия нотариусов, которые касаются волокиты при совершении нотариальных действий, нарушения трудовой дисциплины и правил ВТР, на грубое обращение с гражданами и другого рода жалобы, не относящиеся к разрешению вопросов, предусмотренных ст. 231 ГПК РСФСР. Тем не менее такая практика сохранилась . ——————————— В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 5. С. 77 — 78; Юдельсон К. С. Избранное. М.-Екатеринбург, 2005. С. 320; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 12.

Весь 1952 г. МЮ ревизовали органы нотариата. Например, весной 1952 г. прошла ревизия органов нотариата Мурманской области. Нотариусы выступали в судах вместо адвокатов, удостоверяли документы без необходимых справок. Не вели книги учета наследственных дел. Множество грубых нарушений допускалось в Армении. МЮ Армении слабо контролировало нотариусов. Ревизии поверхностные, они редко обсуждались на заседаниях коллегии. Практика работы нотариальных контор не обобщалась. Постановление коллегии МЮ СССР обязало МЮ АрмССР исправить недостатки. В сентябре 1952 г. в МЮ СССР состоялось совещание начальников отделов нотариата и ревизоров по нотариату министерств юстиции республик и УМЮ, а также нотариусов. В первом полугодии 1952 г. в СССР было обревизовано 38% контор, в РСФСР — 31%. МЮ РСФСР не ревизовало работу нотариальных органов Красноярского края и Новосибирской области с 1942 г., Чкаловской — с 1945 г. и т. д. Плохо обстояло дело с ревизиями в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Литве. Активизировали работу ОН МЮ УССР, Латвии, Молдавии. Качество ревизий оставалось на низком уровне. МЮ СССР провело в IV квартале 1952 г. ряд мероприятий: УМЮ и МЮ республик провели аттестацию нотариусов; совместно с ВИЮН были подготовлены: пособие для нотариусов; брошюра для сельсоветов; курсы для нотариусов. ОН МЮ СССР сам редко ревизовал ОН МЮ республик, редко обобщал практику. На совещании вновь призывали проводить ревизии не реже раза в год. Изучать, развивать и улучшать. Ревизоры критиковали ОН МЮ СССР. Например, ревизор УМЮ по Ивановской области Елкин напомнил о совещании по нотариату 1950 г. Обсуждались те же вопросы, но ничего не было сделано. Нотариальная практика проходила редко . ——————————— В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 8. С. 84 — 85; N 12. С. 63 — 66; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 151, л. 90.

В конце 1952 г. МЮ СССР провело ревизию работы МЮ РСФСР. Был заслушан доклад Министра юстиции РСФСР и начальника ОН МЮ РСФСР. Руководство нотариатом было признано неудовлетворительным. Ревизионная работа не улучшилась. Многие нотариальные конторы в 1952 г. так и не были обревизованы. УМЮ РСФСР в I квартале 1953 г. усиленно ревизовали конторы. Но ситуация не улучшалась. В УМЮ по Чкаловской области с 1942 по 1952 г. сменились 9 ревизоров по нотариату. Только в 1952 г. в УМЮ стали регулярно обсуждать работу нотариусов и давать указания. Проверка исполнения постановления Правительства в 1953 г. показала, что во многих нотариальных конторах РСФСР делопроизводство так и не было упорядочено. Постановление в целом не было выполнено . ——————————— В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 12. С. 63 — 66; Межобластное совещание по нотариату // СЗ. 1953. N 10. С. 85 — 87.

Объемы работы нотариата постепенно возрастали. В 1945 г. нотариусы в СССР совершили 6565000 нотариальных действий, в 1947 г. — более 10000000 (больше, чем до войны). На первом месте оставалось засвидетельствование копий (65%), далее — совершение исполнительных надписей на документах (10%) и т. д. Нотариат приносил государству значительные суммы: 61,3 млн. руб. в 1944 г. и 150 млн. руб. в 1947 г. При этом на нужды нотариата расходовалось 18 — 25% от этой суммы. Количество нотариальных действий в 1947 г. выросло по отношению к 1944 г. в 2 раза. Значительное количество удостоверений совершалось для действий за границей. В 1950 — 1951 гг. нотариусы совершили уже 30100000 нотариальных действий. Нотариусы выполняли много общественной работы. В РСФСР в первом полугодии 1947 г. нотариусы провели 488 бесед и докладов, проинструктировали 874 сельсовета и провели 22 семинара, в Эстонии — 22 беседы и т. д. В Киргизии, Узбекистане, Туркмении этим занимались единицы нотариусов . ——————————— ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; оп. 86, д. 2354, л. 2; ф. Р-9492, оп. 1а, д. 544, л. 279, 281 — 283.

Увеличение объема нотариальных действий отставало от роста числа контор и числа нотариусов. Соответственно нагрузка на нотариусов возрастала. В Курганской области в 1946 г. было 12 контор. Средний возраст нотариуса составлял 35 лет, большинство — со средним образованием, беспартийные, с маленьким стажем. Конторы работали в помещениях судов или юрконсультаций. На 1 января 1948 г. в СССР было 1897 нотариальных контор (73% к довоенному количеству). В 1946 — 1947 гг. количество контор увеличилось на 827. В 1948 г. в Узбекистане было 40 нотариальных контор. В Челябинской области на 1 января 1947 г. было 23 конторы и 24 нотариуса (19 женщин). Штат большинства контор состоял из одного нотариуса без технических работников. В 1945 г. в РСФСР штат нотариальных работников составлял 1739 единиц, в 1946 г. — 1870, в 1947 г. — 1806, в 1948 г. — 1893 нотариальных работника, в том числе 139 старших нотариусов и 1148 нотариусов. На 1 июля 1945 г. в СССР было 1636 нотариусов (в РСФСР — 888). На 1 января 1946 г. — 1815 нотариусов (в РСФСР — 1007). На 1 января 1947 г. в СССР по штату 2216 нотариусов, на 1 января 1948 г. — 2104. Фактически 2129 и 2042. В первом полугодии 1946 г. ушли 195 нотариусов. На январь 1946 г. 57,4% советских нотариусов не имели юридического образования. Высшее юридическое образование имели 3,5%, среднее юридическое — 14,8%. После войны доля нотариусов с высшим образованием была даже ниже, чем до войны, — 4% против 4,9%. Зато возросла доля лиц со средним юридическим образованием: с 11,1 до 17,5%. К 1 января 1948 г. доля лиц с высшим образованием в СССР достигла 7%, со средним — 23,1%. Из 2042 нотариусов 144 имели высшее юридическое образование, 472 — среднее юридическое, с курсовой подготовкой — 544, без какого-либо образования — 882. Выросло число заочно обучающихся нотариусов с 467 до 729. В РСФСР из имеющихся 1154 нотариусов только 7,4% имели высшее юридическое образование, 26,9% — среднее. В 1947 г. 137 выпускников вузов и 177 выпускников школ были направлены на работу нотариусами. Несмотря на это, доля лиц с юридическим образованием росла очень медленно. Зачастую в нотариат принимали лиц, изгнанных из других органов юстиции. На январь 1946 г. мужчины составляли 26%, члены партии — 20,5%. На 1 января 1948 г. среди нотариусов было уже 33,9% мужчин и 66,1% женщин. Членов партии — 31,7%. Стаж работы до 3 лет имели 45,5% нотариусов. В первые послевоенные годы увеличилось число членов партии. В ряде национальных республик (Туркмении, Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Карелии) нотариусы коренной национальности составляли единицы. Советский нотариус в послевоенное время — это женщина 35 лет с начальным образованием, беспартийная, стаж работы — 3 года. В Челябинской области на 1 января 1947 г. из 24 нотариусов (19 женщин) было 3 члена партии, с высшим юридическим образованием — 2. Стаж до 1 года имели 3 нотариуса; от 1 до 3 — 7; от 3 до 10 лет — 13. Большинство составляли женщины 25 — 30 лет . ——————————— История советского государства и права Узбекистана. Т. 3 (1937 — 1958 гг.). Т., 1968. С. 360; ГАКО, ф. Р-903, оп. 2, д. 17, л. 19 — 20; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 619, л. 28; д. 823, л. 7; оп. 16, д. 70. л. 100; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1946, л. 36 — 214; оп. 1а, д. 544, л. 209, 212, 238 — 239, 241, 279 — 280; ОГАЧО, ф. Р-1041, оп. 5, д. 10, л. 55 — 59.

В СССР на 1 июля 1948 г. было 2043 нотариуса, на 1 июля 1949 г. — 2129. Доля женщин оставалась неизменной — 67%. Постепенно увеличивалась доля лиц с высшим юридическим образованием. За год она возросла с 9 до 14,2%. Со средним юридическим образованием — с 24,5 до 33,5%. Значительное число нотариусов (42 — 43%) по-прежнему работали менее 3 лет. Сохранялась высокая текучка. Во втором полугодии 1948 г. выбыли 389 нотариусов (38 сняты за злоупотребления, 77 не справились), в первом полугодии 1949 г. — 204 (28 и 40). С 1948 по 1952 г. число нотариусов с высшим юридическим образованием выросло в 4,5 раза, со средним юридическим — в 2,5 раза. Летом 1949 г. 55,7% нотариусов не имели юридического образования. Сеть нотариальных контор в РСФСР на 1951 г. достигла 1308 . ——————————— ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 8965, л. 26 — 90; ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 2; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1349, л. 45 — 46; ГАСО, ф. Р-1574, оп. 1, д. 149, л. 94.

Смотрите так же:  Как правильно оформить возврат товара от покупателя

Министерство юстиции пыталось активизировать работу нотариусов, используя старые пропагандистские штампы «передовиков производства». Периодически проходили социалистические соревнования. Всячески популяризовалась работа хороших нотариусов: Есава (Харьковская контора), Модератов (Горьковская контора), Дмитриева (Краснодарская контора). Есава «раскручивался» как идеальный нотариус несколько лет. Выступал на совещаниях, награждался. В декабре 1949 г. по решению Министерства юстиции СССР и президиума ЦК профсоюза работников государственных учреждений и по почину 1-й московской государственной нотариальной конторы было развернуто социалистическое соревнование среди нотариусов. Проводились кустовые совещания с нотариусами. Многие УМЮ проигнорировали кампанию . ——————————— Буднев Н. С. За дальнейшее развертывание социалистического соревнования среди работников нотариальных контор и судебных исполнителей // Социалистическая законность. 1950. N 3. С. 27.

Состояние помещений нотариальных органов было крайне неудовлетворительным. После войны из 178 областных/республиканских контор более половины располагалось в непригодных помещениях. Многие вообще не имели своих помещений и размещались вместе с другими организациями. Из 1635 районных контор 835 находилось в канцеляриях народных судов. Большинство не имело машинок, сейфов, шкафов, столов, стульев. В мае 1946 г. отдельные помещения имело только 467 контор, т. е. 35%, из них 226 было полуразрушено. Другие ютились вместе с различными организациями. Наихудшее положение сложилось в БССР, УССР и КиргССР. После июльского Постановления СМ СССР МЮ предприняли усилия по обеспечению нотариата необходимыми помещениями. На 1 сентября 1952 г. в СССР только 521 контора из 1425 имела подходящие помещения. Исполкомы отказывались давать помещения. В июле — сентябре помещения получили только 59 контор. СМ республик ежеквартально принимали распоряжения, обязывающие предоставить помещения. Министерства юстиции республик бесчисленное число раз обращались к облисполкомам с просьбой о предоставлении. Летом и осенью 1952 г. облисполкомы и СМ автономных республик приняли постановления/распоряжения, обязывающие рай/горисполкомы предоставить помещения. Были выделены едва ли не единицы помещений. В ноябре 1952 г. из 909 контор только 132 получили новые помещения. СМ СССР вновь обязал их предоставить помещения. К февралю 1953 г. число контор с новыми помещениями достигло 247. Министерство разработало паспорт нотариальной конторы. Были приняты большие планы по строительству зданий контор. К марту 1953 г. в РСФСР из 591 нуждающейся конторы помещения получили 159. Облисполкомы отписывались, что не могут дать. К маю 1953 г. число контор, получивших новые помещения, достигло 207. В конечном счете большинство нотариальных контор помещений так и не получило. Не хватало мебели, стульев, шкафов, сейфов . ——————————— Межобластное совещание по нотариату // СЗ. 1953. N 10. С. 87; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 1441, л. 1 — 123; ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; оп. 87, д. 1246, л. 19 — 20, 56; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1946, л. 36 — 214; оп. 1а, д. 544, л. 279.

В послевоенный период нотариусы допускали огромное количество нарушений. Можно выделить следующие причины этих нарушений. Во-первых, низкая квалификация нотариусов. Так, при удостоверении документов нотариусы, как правило, не допускали нарушений, связанных с регистрацией простых документов, и часто ошибались при регистрации сложных. Во-вторых, нередко нарушения допускались сознательно с целью извлечения личной прибыли. В-третьих, многие конторы были парализованы наплывом дел при отсутствии помещений и технических работников. Из года в год повторялись одни и те же нарушения. Например, в послевоенные годы допускалось много нарушений при удостоверении договоров отчуждения строений. В Средней Азии, как и в годы войны, нотариусы удостоверяли договоры отчуждения строений вместе с землей. В РСФСР в 1946 году удостоверяли договоры отчуждения строений без справок о принадлежности строений продавцу и об их страховой оценке, по завышенным ценам. На втором месте по числу нарушений стояли нотариальные действия, связанные с наследством. Так, выдавались свидетельства о праве наследования без истребования документов о смерти наследодателя, о родственных отношениях . ——————————— Буднев Н. С. За дальнейшее развертывание социалистического соревнования среди работников нотариальных контор и судебных исполнителей // Социалистическая законность. 1950. N 3. С. 27; ГАРФ, ф. А-353 , оп. 13, д. 81, л. 162 — 164.

В первом полугодии 1947 г. в СССР за преступления были уволены 40 нотариусов. В 1946 г. уволены за аморальные явления 50 нотариусов, в 1947 г. — 79. Нотариус 1-й московской конторы Степанова в 1945 г. расхитила золотых вещей на 1 млн. руб. Всего во втором полугодии 1947 г. в СССР сняты 280 нотариусов (39 — за злоупотребления, 99 — по несоответствию). Нотариус Печерской нотариальной конторы Псковской области А. Д. Юдин был осужден за злоупотребления на 20 лет лишения свободы по ст. 2 Указа ПВС СССР от 4 июня 1947 г. Бухгалтер 1-й конторы г. Горького Л. Н. Елькина с 1948 по 1951 г. присвоила 40000 рублей. Нотариусы не извещали лиц о средствах, поступивших на депозит на их имя. В 1951 г. не было востребовано 3 млн. руб. из 5 поступивших! Нотариус Знаменской конторы Кировоградской области Щетнева за 1944 — 1950 гг. растратила 114907 рублей пошлины. Нотариус Джамбульской конторы Ростов за 1947 — 1950 гг. присвоил 74000 рублей пошлины. Нотариус конторы Кагановичского района Ферганской области Мирзавева присваивал государственную пошлину, удостоверял незаконные сделки, сделки не заносились в реестр. В 1950 и первом полугодии 1951 г. в 9 союзных республиках было выявлено 49 случаев растрат и недостач на 268723 рубля. За 2 года сняты за злоупотребления 111 нотариусов. Основные нарушения: присвоение госпошлины без регистрации, срыв госпошлинных марок со старых реестров и их наклейка в новые, присвоение денег за технические услуги, присвоение денег из депозита, несвоевременное перечисление средств из депозита в бюджет, завышение и занижение пошлины, несвоевременное принятие мер по охране наследственного имущества . ——————————— Ширвинский В. За дальнейшее улучшение деятельности нотариальных органов // СЗ. 1952. N 9. С. 30; ГАРФ, ф. А-259, оп. 7, д. 1440, л. 21 — 23; ф. А-353, оп. 13, д. 96, л. 90; ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 11; оп. 50а, д. 4180, л. 65 — 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 1338, л. 40; оп. 1а, д. 544, л. 237.

Комиссия МГК СССР выявила в 1952 г. в общей сложности 52 вида нарушений. Систематически нарушались сроки. В 1-й ленинградской нотариальной конторе из 230 заявок по 143 меры охранения были приняты в срок свыше 2 дней. Зачастую заявки на охранение не регистрировались. Только в 6 конторах было выявлено 323 случая несвоевременного принятия мер к охране наследственного имущества. Нотариусы удостоверяли доверенности по передоверию с превышением полномочий, предоставленных основной доверенностью, без оставления в делах конторы основных доверенностей, при отсутствии в делах лиц копий уставов и протоколов об избрании членов правления. В 22 конторах 194 случая выявили нарушения при удостоверении доверенностей. Отдельные конторы нарушали Указ ВС СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Нотариусы удостоверяли договоры о предоставлении в бессрочное земельное пользование земельных участков, размер которых превышал норму. Таких договоров по СССР десятки тысяч. Например, две конторы г. Харькова удостоверили 791 договор об отводе земельного участка при наличии решений только поселковых Советов. 1-я нотариальная контора г. Одессы удостоверила тысячи договоров с неправильным указанием размера земельного участка, без указания комнат в строящихся домах. Удостоверяли отчуждение автомашин без представления справок финансовых органов. В 4 конторах удостоверен 231 договор об отчуждении автомашин, мотоциклов и строений без представления справок райфинотделов об отсутствии задолженности по налогам. В 7 конторах удостоверено 290 договоров отчуждения автомашин без разрешения таможенных органов и при отсутствии технических паспортов. Свидетельствовали верность копий с копий приговоров, решений, определений судов! Только в 14 конторах было выявлено 2756 копий с копий судебных документов. Только в 7 нотариальных конторах установлено 253 случая завышения или занижения размеров государственной пошлины. Нотариусы Армении в 1952 г. удостоверяли договоры купли-продажи строений, расположенных в сельской местности, без истребования всех необходимых документов, в частности справок о составе колхозного двора и согласии членов колхозного двора. Допускались случаи удостоверения доверенностей от имени юридических лиц без истребования утвержденных и зарегистрированных уставов и положений. Нарушения были настолько значительны, что МЮ РСФСР секретным Приказом от 2 октября 1948 г. N 0024 обязало местные органы юстиции провести сплошную сверку наличия в конторах договоров отчуждения строений и свидетельств о праве наследования на строения с данными коммунальных органов. И после ревизий 1952 г. положение почти не изменилось. Нотариусы удостоверяли договоры под строительство жилых домов, по которым норма земельного участка превышала установленные размеры. Не представлялись все документы (не было выписок из решений исполкомов Советов об отводе земельного участка, не определены размеры участка, нет плана земельного участка, нет проекта застройки, превышено число комнат). Особенно много нарушений допускалось при отчуждении строений. Удостоверялись договоры купли-продажи доли без истребования доказательств о том, что другие совладельцы (супруг) извещены о предстоящей продаже. Не истребовались справки об отсутствии задолженности по налогам. Истребовались непредусмотренные справки. Допускалось много нарушений при выдаче свидетельств о праве наследования. Не истребовались документы, подтверждающие родственные отношения, принимались отказы наследников от наследства по истечении 3 месяцев со дня открытия наследства . ——————————— В Министерстве юстиции СССР // СЗ. 1952. N 8. С. 84 — 85; Межобластное совещание по нотариату // СЗ. 1953. N 10. С. 85 — 87; ГАРФ, ф. А-259, оп. 7, д. 1440, л. 27; ф. Р-5446, оп. 86, д. 2354, л. 9 — 11; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 1374, л. 4 — 9.

В первые послевоенные годы нотариат, как и остальные органы юстиции, оставался дискриминированным правоохранительным органом. Не хватало квалифицированных кадров, помещений, инвентаря. Органы юстиции так и не смогли наладить эффективное управление. Из-за низкой оплаты труда сохранялась высокая текучесть кадров и совершались многочисленные правонарушения. Тем не менее в это время были приняты важные НПА, которые зафиксировали изменившийся статус нотариусов. С 1948 г. предпринимались усилия по повышению образовательного уровня нотариусов, а с 1952 г. — по улучшению их работы.