Административная ответственность как разновидность юридической ответственности

Раздел 6. Административное принуждение и ответственность

Тема 15. Административная ответственность

1. Административная ответственность как вид юридической ответственности

Административная ответственность – вид юридической ответственности, поэтому обладает общими и специфическими признаками.

Дискуссии. Прежде чем сказать об общих признаках юридической ответственности, следует остановиться на ее понятии. В литературе понятие «ответственность» носит 2 смысла – выделяется позитивная и негативная (ретроспективная) ответственность.

Позитивная ответственность – включает в себя осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, а также оценку этого поведения и его социально значимых последствий. Негативна отрицательная оценка, назначение наказаний от имени субъекта управления, государства, общественной организации, коллектива, за поведение, отклоняющееся от нормы.

Для субъекта, осуществляющего государственное управление, выделяют особый вид ответственности (это конституционная или организационная ответственность), которая не обязательно связана с правонарушением. Это ответственность за действия, не соответствующие общему направлению деятельности, за некомпетентность, за неумелое ведение дела и т.п. (снятие с поста, отрешение от должности, расформирование органа и т.д.) Часто этот вид ответственности называют политической, организационной, конституционной или государственно-правовой ответственностью.

Есть и иной подход к разграничению политической и правовой ответственности: юридическая ответственность – только ретроспективная, в том числе и конституционная, а политическая – это не юридическая ответственность, сложность при этом связана с тем, что конституционная и политическая ответственность могут сливаться.

Ретроспективная или негативная юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения. Виды юридической ответственности: уголовная, дисциплинарная, административная, гражданско-правовая.

Появляются новые виды – конституционная ответственность, финансовая ответственность. По поводу последней идут споры между административистами и представителями науки финансового права о том, является ли этот вид самостоятельным видом ответственности или разновидностью административной (как, например, экологическая или транспортная).

Понятие юридической ответственности

Сущность юридической ответственности — это негативная реакция государства на совершенное правонарушение.

Ряд ученых (например, Б.Т.Базылев) рассматривают юридическую ответственность как охранительное правовое отношение. «Юридическая ответственность по своей родовой принадлежности есть охранительное правовое отношение, а по виду – карательная (наказательная) правовая связь». Это отношение называют деликтным правоотношением.

Распространенным в литературе является определение юридической ответственности как обязанности гражданина претерпеть негативные последствия своего неправомерного поведения, негативную реакцию со стороны государства. Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, охранительное отношение характеризуется наличием двух сторон: у одной стороны – обязанность претерпеть негативные последствия, у другой стороны (уполномоченного органа государства) – право применить санкции.

Характерные черты юридической ответственности:

— это средство осуществления государственной власти,

— нормативно определена и состоит в реализации санкций правовых норм,

— является последствием виновного антиобщественного деяния,

— сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния,

— влечет отрицательные правовые последствия, которые обязан претерпеть правонарушитель,

— реализуется в соответствующих правовых формах.

Все эти общие черты присущи административной ответственности, но есть и специфические.

Специфические черты административной ответственности:

1. Основанием является административное правонарушение, то есть это юридический факт, порождающий охранительное правоотношение, (точно также как основанием дисциплинарной ответственности является служебный проступок, основанием уголовной – преступление).

2. Административная ответственность выражается в применении определенных мер административного принуждения, а именно, административных наказаний как конкретных принудительных акций (то есть, это мера ответственности).

3. Налагается как в судебном, так и во внесудебном порядке специально на то уполномоченными органами или должностными лицами (перечень ограничен).

4. Как мера административного принуждения применяется при отсутствии служебной подчиненности виновного по отношению к органам, применяющим административную ответственность,

5. Порядок привлечения отличается простотой и оперативностью, коротким сроком между совершением правонарушения и привлечением к ответственности (не позднее 2 месяцев), но в некоторых случаях сроки продлены до 1 года, например, при нарушении таможенных правил, валютного, налогового, экологического, антимонопольного законодательства (ст. 4.5. КоАП РФ).

6. Предусматривается нормами административного права, которые образуют институт административной ответственности; при этом такие нормы устанавливаются не только законами, но и подзаконными актами, но в случаях, установленных федеральным законом, как это предусмотрено Конституцией РФ. Особенность здесь состоит также в том, что, во-первых, не все нормы административного права охраняются с помощью административной ответственности, а, во-вторых, с помощью административной ответственности охраняются нормы других отраслей права — финансового, трудового, земельного и др.

7. Субъектами могут быть как физические лица, так и коллективные образования – юридические лица.

8. Применение не влечет судимости, а влечет состояние административной наказанности, которое длится год, после чего человек считается не привлекавшимся к административной ответственности.

Роль и тенденции развития института административной ответственности

До 80-х годов роль постепенно повышалась, а затем резко возросла: заменив, во-первых, уголовную ответственность – произошла декриминализация ряда составов, во-вторых, увеличилось количество составов административных правонарушений, особенно в связи с возникновением рыночных отношений, например, составы по поводу приватизации, лицензирования, регистрации, конкуренции, ценообразования и т.д. в-третьих, возросло фактическое использование ряда составов, например, за экологические правонарушения, в-четвертых, административные наказания установлены за деяния, которые ранее оценивались только как дисциплинарные или гражданско-правовые или финансовые, (налоговые нарушения, правила содержания жилого фонда), в-пятых, средства административной ответственности как наиболее простые и одновременно гибкие средства, используются для осуществления тех или иных направлений государственной политики в связи с изменениями социально-политической обстановки, например, Указ Президента 1988 г. «О порядке проведения митингов, демонстраций, уличных шествий», Указ Президиума Верховного Совета СССР 1985 г. «О борьбе против пьянства и алкоголизма» и др. Современные примеры – повышение ответственности за нарушение ПДД, иммиграционных правил, правил деятельности игорного бизнеса, продажи алкогольной продукции.

Частным случаем этой тенденции является установление и повышение административной ответственности за неисполнение указаний представителей власти – злостное неповиновение работнику милиции и др. при проверке предприятий торговли, невыполнение требований прокурора, решений суда, местной администрации, референдума, органов осуществляющих контроль и надзор и т.д.

В истории четко обнаруживаются две тенденции – кодификация и декодификация.

Административная ответственность как разновидность юридической ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие, признаки и основания возникновения

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.

Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых принято выделять следующие:

1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;

фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие; деликт конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения);

2) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок — это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности». Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.

Смотрите так же:  Льготы студентам заочникам

1. Понятие административной ответственности

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно- распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно- процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

КоАП предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения.

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

В КоАП теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Основными отличиями административной ответственности от других видов юридической ответственности являются следующие.

Так, в отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.

Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что последняя связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности.

КоАП устанавливает следующие положения в области административной ответственности, относящиеся к ведению Российской Федерации:

общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

перечень видов административных наказаний и правила их применения;

административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Административная ответственность: понятие, отличия от других видов юридической ответственности.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Отличия административной ответственности:

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

Административная ответственность

Административная ответственность — это вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении государственными ор­ганами, должностными лицами и представителями власти установлен­ных государством мер административного воздействия к физическим лицам — гражданам, включая государственных, муниципальных служа­щих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием админи­стративной ответственности являются совершение административно­го проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное право­нарушение (проступок) представляет собой посягающее на государ­ственный или общественный порядок, государственную, муници­пальную, кооперативную, частную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления про­тивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим при­знакам административного правонарушения относятся его антиоб­щественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо от­личать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного пра­вонарушения, что исключает привлечение к административной ответ­ственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегу­лированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения яв­ляются физические и юридические лица. Объективная сторона админи­стративного правонарушения — это запрещенное деяние. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям.

Смотрите так же:  Законы о национальной безопасности рф

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодек­се РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений ад­министративные правонарушения отличаются лишь меньшей степе­нью общественной опасности.

Некоторые составы административных правонарушений можно на­звать формальными, так как административная ответственность насту­пает независимо от того, наступили отрицательные последствия от дан­ного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов (например, на­рушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологическо­го надзора, пожарной безопасности).

За совершение административного проступка налагается админи­стративное наказание. Административное наказание — это мера юриди­ческой ответственности, налагаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом для воспитания лица, совершивше­го административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекаю­щимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Видами административных наказаний являются: предупреждение, ад­министративный штраф, конфискация орудия совершения или предме­та административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), администра­тивный арест, административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, адми­нистративное приостановление деятельности, запрет на посещение спортивных мероприятий.

В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дис­квалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных.

Предупреждение — мера наказания морального характера. Оно приме­няется только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законо­дательством. Штраф устанавливается в величине, кратной либо мини­мальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета администра­тивного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа для граждан не может превышать пять тысяч рублей.

Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принуди­тельном изъятии только того предмета, который является орудием со­вершения или непосредственным объектом совершенного правонару­шения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом суммы расходов на реализацию.

Конфискация — принудительное безвозмездное обращение в фе­деральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей, также назначается судьей. Следует раз­личать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному соб­ственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия соверше­ния правонарушения либо вещи, находившиеся в противоправном вла­дении нарушителя.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более трех лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Административный арест устанавливается и применяется в исклю­чительных случаях за отдельные виды административных правона­рушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртерро­ристической операции срок административного ареста может дости­гать тридцати суток. Назначается арест только судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 16 лет, к инвалидам I и II групп.

Мера наказания в виде выдворения за пределы РФ заключает­ся в принудительном и контролируемом перемещении через государ­ственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственно­сти, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельно­сти, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание на­лагается в пределах санкции, установленной за более серьезное право­нарушение.

Административное наказание может быть наложено за правонару­шение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правона­рушение после его обнаружения) — сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

§ 1. Административная ответственность как особый вид юридической ответственности

Административная ответственность чаще всего определяется через понятие юридической ответственности, т.е. как вид юридической ответственности, которому присущи ее общие признаки, а также имеющий целый ряд своих специфических особенностей, которые позволяют отличить административную ответственность от других видов ответственности (уголовной, дисциплинарной, гражданской).

К общим признакам, которые присущи юридической ответственности, обычно относят такие16:

14 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. — М.: Изд. «Юрид.лит.», 1976; Никольский Л., Ваннер А. Судебная практика по делам о самовольном строительстве // Соц. законность, 1968. — № 3. — С. 15; Масленников М.Я. Деятельность народного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях. — Калинин, 1983.

15 Миколенко А.И. Проблемы возмещения вреда, причиненного административным правонарушением.: Дис. . канд. юрид.наук. — X.: Ун-т внут. дел., 2000.; Миколенко О.І. Про деякі питання захсту прав потерпілого в провадженні у справах про адміністративні правопорушення // Правова держава. — № 3. — 2001. — С. 66-69.

16 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Изд. «Консум», 2000. — С. 466-468; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева — М.: Юрист, 1994. — С.204-206.

1. Реализуется юридическая ответственность посредством применения мер государственного принуждения;

2. Выражается юридическая ответственность в обязанности лица претерпевать определенные лишения материального и морального характера.

3. Юридическая ответственность наступает только за совершенные правонарушения.

4. Применяется юридическая ответственность к виновным лицам только компетентными органами в строгом соответствии с законом.

5. Непосредственная реализация юридической ответственности возможна только через соответствующие процессуальные формы, так как без существования такой процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

Эти признаки имеют также непосредственное отношение и к административной ответственности. Однако как любой другой вид юридической ответственности, административная ответственность обладает своими присущими только ей признаками. К таким признакам можно отнести:

Во-первых, основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Статья 72 Уголовно-процессуального кодекса Украины в старой редакции (до 12.07.2001г.), а также ст. 51 Уголовного Кодекса Украины (дальше УК Украины) от 1960 г. предусматривали возможность привлечения к административной ответственности лиц, совершивших деяние, содержащее признаки преступления, но не представляющих большой общественной опасности. Действующее же уголовное и уголовно-процессуальное законодательство исключает такую возможность, поэтому единственным основанием административной ответственности является совершение административного проступка.

Во-вторых, к административной ответственности привлекают органы І которым такое право предоставлено действующим законодательством (глава 17 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Некоторые ученые, характеризуя данный признак административной ответственности, делают акцент не на слове «право» привлекать к административной ответственности, а на слове «обязанность»17. Действительно, характеризуя полномочия орга-

17 Административное право Украины (Общая часть): Учебное пособие. — X.: ООО «Одиссей», 1999. — 224с. — С. 120.

нов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления и судов общей юрисдикции по вопросам привлечения виновных к административной ответственности, необходимо одновременно говорить о их праве на осуществление данных полномочий и обязанности по их осуществлению в случаях, предусмотренных законодательством. В настоящее время к органам административной юрисдикции, имеющим право налагать административные взыскания, относятся: административные комиссии при исполнительных комитетах городских, сельских и поселковых советов; исполнительные комитеты сельских, поселковых советов; местные суды (судьи); органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы государственной исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством.

Смотрите так же:  Бухгалтерская финансовая отчетность за 2012 год бланк

В-третьих, административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административной ответственности, а именно, мер взыскания (ст. 24 КУоАП), мер принуждения, применяемых к лицам в возрасте от 16 до 18 лет (ст. 241 КУоАП) и административных взысканий (санкций), применяемых согласно законодательству к юридическим лицам18:

18 Некоторые ученые, характеризуя понятие административной ответственности, ставят знак равенства между понятиями «меры административной ответственности» и «административные взыскания». Поэтому и характеризуют административную ответственность как меру государственного принуждения, заключающуюся в применении к лицу, совершившему правонарушение, мер административного взыскания (Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг.ред. А.Т. Комзю-ка. — X, 1998. — С.7; Алехин А. П. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Изд. «ЗЕРЦАЛО», 1996. — С. 269; Административное право Украины: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Ю.П. Витяка. — X.: Изд. «Право», 2003. — С. 177; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989. — С. 23; Гончарук СТ. Адміністративна відповідальність за законодавством України: Навчальний посібник. — К., 1995. — С.19; Иванов В.В. Материально-правовые и процессуальные гарантии законности привлечения к административной ответственности. — Одесса.: Изд. «Астропринт», 2001. — С. 23; Тихомиров СВ. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. — М.:

В-четвертых, законодательством Украины предусмотрен особый порядок привлечения к административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным и гражданским судопроизводством упрощено, что дает возможность оперативно и без излишних материальных затрат защитить права, свободы и законные интересы граждан, организаций и государства, а также привлечь правонарушителя к ответственности.

В-пятых, основания и порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности регулируется нормами административного права. Основным источником законодательства об административной ответственности является Кодекс Украины об административных правонарушениях, который состоит из 5 разделов, 33 глав и около

Изд. «Юрлитинформ», 2003. — С. 267. Довольно широкая трактовка административной ответственности дается в учебнике В.К. Колпакова и О.В. Кузьменко. Они рассматривают административную ответственность как принудительное, с соблюдением установленной процедуры, применение правомочным субъектом предусмотренных законодательством за совершенный административный проступок мер воздействия, которые исполнены правонарушителем (Колпаков В.К., Кузьменко О.В. Адміністративне право України: Підручник. — К.: Юрінком Інтер, 2003. — С. 252). Однако дальше, характеризуя признаки административной ответственности, В.К. Колпаков и О.В. Кузьменко подчеркивают, что административная ответственность заключается в применении к виновным административных взысканий. И в подтверждение сказанному, подчеркивают, что в ст. 23 КУоАП закреплено, что административное взыскание является мерой ответственности. Хотим возразить по этому поводу, так как законодательство не говорит о том, что административное взыскание это единственная мера административной ответственности. Поэтому, на наш взгляд, наиболее верно характеризует административную ответственность определение, предложенное В.В. Битяком и В.В. Зуем (Административное право Украины (Общая часть). Учебное пособие. — X.: ООО «Одиссей», 1999. — С. 121), где под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности физических и юридических лиц перед органами исполнительной власти, а в случаях, установленных законом, — перед судом (судьей) за нарушения общеобязательных административно-правовых норм на основе применения к виновным административных взысканий и мер воздействия к несовершеннолетним, предусмотренных ст. 241 КУоАП.

360 статей, численность которых постоянно меняется. Однако в отличие от уголовного права, где Уголовный Кодекс является единственным источником законодательства (ч. 1 ст. 3 УК Украины), в административном праве вопросы установления и привлечения к административной ответственности регулируются кроме законов и другими нормативно-правовыми актами19.

В-шестых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица20.

В-седьмых, административная ответственность реализуется органом (должностным лицом), которому нарушитель непосредственно по службе не подчинен. Тем самым административная ответственность отличается от дисциплинарной, где такая соподчиненность обязательна.

В-восьмых, административная ответственность менее сурова, чем уголовная. Это проявляется в том, что административные взыскания не влекут за собой судимости, увольнения с работы и, как правило, не связаны с лише-

19 По состоянию законодательства Украины об административной ответственности на 01.07.2003г. к таким нормативно-правовым актам относятся Законы Украины: «О борьбе с коррупцией»; «О чрезвычайном положении», «Об объединениях граждан»; «Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и др. Проблема заключается в том, что такая ответственность предусматривается не только законами, но и подзаконными актами, что противоречит ст. 92 Конституции Украины, предусматривающей, что деяния, которые являются административными правонарушениями, и ответственность за них определяются исключительно законами Украины.

20 Анализ действующего законодательства Украины позволяет сделать вывод о том, что в рамках административного права можно выделить подинститут административной ответственности юридических лиц (Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право Украины (Общая часть). Учебное пособие. — X.: ООО «Одиссей», 1999. — С. 133-136; Административное право Украины. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Ю.П. Битяка. — X.: Изд. «Право», 2003. — С. 194-197). Так, В.В. Иванов отмечает, что законодатель в решении данного вопроса избрал два пути: 1) распространение уже предусмотренных КУоАП мер взыскания (например, штраф) на юридических лиц и 2) введение новых санкций, которые применяются только к юридическим лицам и предусмотрены другими нормативными актами.

ниєм свободы. Только административный арест, как вид административного взыскания, представляет собой кратковременное, до пятнадцати суток, лишение свободы правонарушителя.

Понятие административной ответственности не закреплено в действующем законодательстве Украины, хотя, оно уже давно существует и выработано наукой административного права. Проблема заключается в том, что ученые по-разному рассматривают данную правовую категорию. Поэтому существует множество определений административной ответственности. Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение административной ответственности.

Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, предусмотренный действующим административным законодательством, наступающий за совершение административного проступка и заключающийся в наложении в особом процессуальном порядке на виновных лиц административных взысканий и мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним, органами административной юрисдикции (органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления, судами общей юрисдикции и их должностными лицами), посредством чего реализуется обязанность лица, виновного в совершении административного проступка, претерпеть предусмотренные действующим законодательством лишения материального, морального и организационного характера.