Требования к кранам новые

ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

СОГЛАСОВАНЫ
с Федерацией Независимых
Профсоюзов России
27.12.99 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Госгортехнадзора России
от 31.12.99 № 98

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Обязательны для министерств, ведомств, объединений,
организаций и предприятий независимо от формы собственности,
а также для индивидуальных предпринимателей

Редакционная комиссия:
B.C. Котельников (председатель), Н.А. Шишков (зам. председателя), B.C. Анисимов,
Ю.В. Антонов, Ю.И. Гудков, В.Г. Жуков, А.А. Зарецкий, В.В. Зарудный, А..И. Зерцалов,
Е.П. Корзников, В.А. Касаткин, А.С. Липатов, Ф.Э. Микушевич, А.В. Манылов,
Л.А. Невзоров, В.П. Сапогов, Н.П. Суворова, В.А. Сушинский, В.Ю. Шадрин

Ответственные исполнители:
B.C. Котельников, Н.А. Шишков, А.С. Липатов,
Л.А. Невзоров, B.C. Анисимов, Н.П. Суворова

ВНЕСЕНА Поправка согласно письма Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями от 10 января 2001 г. № 12-01/15

Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.
В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.08.2000 № 6884-ЭР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»* и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом ;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления
;
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом ;
г) электрические тали
;
д) подъемники крановые;
е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);
з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588.
Далее по тексту — краны.

1.4. Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);
е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
з) ручные тали.
1.5. Разработку нормативных документов на краны осуществляют головные организации по краностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются в установленном порядке.
1.6. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.
1.7. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже, реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.

2.1. Общие требования

2.1.1. Разработку проектов на изготовление кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должны выполнять головные организации по краностроению * и специализированные организации по кранам , имеющие лицензию Госгортехнадзора России.
2.1.2. Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

* Далее по тексту — головные организации.
** Далее по тексту — специализированные организации.

2.1.3. Проект на изготовление крана или отдельно изготавливаемой сборочной единицы должен включать:
а) техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);
б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;
в) программы и методики испытаний готового изделия;
г) требования к системе управления качеством изготовления (при постановке на серийное производство);
д) заключение головной организации о результатах технической экспертизы проекта.
2.1.4. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл. 1 и 2 приложения 4.

(Измененная редакция, Попр. 2001)

2.1.5. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ГОСТ 15150. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом температуры окружающего воздуха ниже минус 40 °С, должны быть спроектированы в исполнении ХЛ.

(Измененная редакция, Попр. 2001)

2.1.6. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.
2.1.7. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах или транспортировки радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией.
Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

(Измененная редакция, Попр. 2001)

2.1.8. Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.
Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).
У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.
Расчет устойчивости кранов должен производиться в соответствии с нормативными документами.

2.2. Металлоконструкции кранов

2.2.1. Расчетные металлоконструкции (рама, мост, башня, стрела, опора и т.п.) должны проектироваться в соответствии с государственными стандартами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.
2.2.2. Расчет крановых металлоконструкций и их элементов должен производиться в соответствии с нормативными документами.
2.2.3. У кранов, имеющих выдвижные стрелы, башни или опоры, должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой металлоконструкции.
2.2.4. Материалы при проектировании металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
Новые материалы могут применяться при проектировании кранов и их элементов по рекомендации головной организации с обязательным согласованием с Госгортехнадзором России.
2.2.5. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
2.2.6. Металлоконструкции и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.
При проектировании коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.3.1. Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.
2.3.2. Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.
2.3.3. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.
2.3.4. Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:
а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;
б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.
В случаях, указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь не размыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.
2.3.5. Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.
2.3.6. У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.
2.3.7. Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.
2.3.8. Конструкции механизмов подъема ковочных кранов должны быть снабжены амортизирующими устройствами, предохраняющими металлоконструкции крана от воздействия технологических нагрузок, возникающих при ковке заготовок (груза).
2.3.9. В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.
2.3.10. В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.

Смотрите так же:  Развод стоимость в рб

2.4.1. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.
2.4.2. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.
На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).
При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.
2.4.3. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими не размыкаемую кинематическую связь с барабанами.
В кинематических цепях механизмов подъема электрических талей допускается установка муфт предельного момента.
2.4.4. Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных в ст. 2.4.5 и 2.4.6 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.
2.4.5. Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.
2.4.6. У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.
2.4.7. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. У специальных металлургических кранов (колодцевых, стрипперных, клещевых и т.п.), предназначенных для транспортировки раскаленного металла, а также у кранов, предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, механизмы подъема также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии на приводе механизма подъема груза и стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.
2.4.8. При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.
2.4.9. Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:
а) кран предназначен для работы на открытом воздухе;
б) кран предназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенному на полу;
в) кран предназначен для работы в помещении на крановом пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.
2.4.10. Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытом воздухе, а также на кранах, работающих в помещении [группа классификации (режима) механизма М2 и более по ИСО 4301/1].
У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.
2.4.11. Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмов передвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.
На стреловых кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.
Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать установленным нормам.
На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.
2.4.12. Если системой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, то допускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более 1с или электрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позиции контроллера педалью (кнопкой).
2.4.13. Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана (тележки) при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.
2.4.14. У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.
2.4.15. Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.
2.4.16. Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

(Измененная редакция, Попр. 2001)

2.5. Ходовые колеса

2.5.1. Ходовые колеса кранов должны быть двухребордными и соответствовать нормативным документам. Применение ходовых колес другой конструкции должно соответствовать требованиям ст. 2.5.2 настоящих Правил.
2.5.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:
а) если колея наземного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;
б) если краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположении колес на одной оси);
в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;
г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути;
д) у грузовых тележек башенных кранов.
Ходовые колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.
Применение безребордных ходовых колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.
2.5.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.
Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии, согласованной с головной организацией. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

(Измененная редакция, Попр. 2001)

. Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле.

(письмо НТЦ-770 от 05.08.03 г.)

При решении вопроса об оснащении приборами и устройствами безопасности грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, до особых указаний Госгортехнадзора России организациям рекомендуется:

а) кранов с гидравлическим и электрическим приводами отечественного и зарубежного производства и установленными ограничителями грузоподъемности типа АСУ-ОГП, ОНК-МП-120, АС АОГ-01, ОНК-М, ОГБ — приборами защиты от опасного напряжения типа «Барьер-1М», УЗК1-2А и УЗК1-2А-ХЛ, регистраторами параметров типа РП-ГМ-1, РП-СК, многофункциональным прибором ПРИЗ-1 (защита от опасного напряжения ЛЭП, регистрация параметров и координатная защита);

б) кранов с гидравлическим и электрическим приводами отечественного и зарубежного производства — многофункциональными приборами безопасности типа ОНК-140, и ПЗК-10;

(Измененная редакция, Письмо НТЦ-770 от 05.08.03 г.).

в) кранов всех типов — указателями угла наклона (креномерами) жидкостного шарикового и маятникового типов, а также электронными креномерами КСЦ-1.

При оснащении конкретных типов кранов использовать модификации приборов, указанных в их эксплуатационных документах.

(Измененная редакция, Письмо НТЦ-770 от 05.08.03 г.).

4. Оснащение кранов башенных, портальных и козловых производить следующими приборами и устройствами безопасности:

Смотрите так же:  Льготы детям круглым сиротам

а) кранов всех типов — сигнальными цифровыми анемометрами АСЦ-3 и АС-96, а для защиты от падения груза и стрелы при обрыве фаз питающей электрической сети — прибором типа УЗОФ;

б) башенных кранов — ограничителем грузоподъемности типа ОГК-01Р с регистратором параметров РПБК-01, регистратором параметров РП-БК-1;

в) портальных кранов — ограничителями грузоподъемности (с регистрацией параметров) типа ОГПК1-1, ПЗК-10 и ОГПЭ-АСК.

5. Подъемники (вышки) оборудовать ограничителями предельного груза типа ОПГ-1, ДН-2, ПС-60 с установочными модулями.

6. Оснащение кранов-трубоукладчиков производить приборами типа АЗК-110.

(Измененная редакция, Письмо НТЦ-770 от 05.08.03 г.).

По мере освоения в производстве и готовности к широкому применению других типов приборов и устройств безопасности для грузоподъемных машин будет разослана соответствующая информация.

По вопросам, связанным с оснащением грузоподъемных машин приборами и устройствами безопасности, рекомендуем обращаться в НТЦ «Строймашавтоматизация».

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 19.10.04 №03/9-01/376

Управление технического надзора в дополнение к информационному письму Госгортехнадзора России от 09.09.03 № 12-01/105 сообщает, что в Рекомендации по оснащению приборами и устройствами безопасности грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации (письмо НТЦ-770 от 05.08.03 г.) внесены изменения:

п. 3 дополнен прибором ОГШ-1;

п. 2б исключен прибор безопасности ОГМ-240;

в п. 6 исключен прибор «Иртыш-3М».

в п. 1 слова «создано более 70 модификаций» заменить на «создано более 100 модификаций»;

в п. 2 после слова «ОНК-160Б» добавить «(спроектировано 20 модификаций)»;

п. 3 изложить в следующей редакции:

«для кранов мостового типа — ограничители грузоподъемности типа ОНК-140-40 и ОНК-140 -50 (с датчиками усилия, работающими на растяжение и монтируемыми в опору корпуса подшипника грузовой лебедки), ОНК-140 -59, -60, -76, -77, -82, -83, -84, -85 (с плоскими датчиками усилия, устанавливаемыми под опору грузовой лебедки), ОНК-140-107 и ОНК-140-108 с датчиками усилия, устанавливаемыми на неподвижный участок грузового каната), а также приборы безопасности нового поколения ОНК-160М (создано 20 модификаций) — предназначенные в том числе для функционирования в сильных магнитных полях (напряженностью до 15 000 А/м) металлургических производств с возможностью подключения до 16 датчиков усилия различных типов;

для железнодорожных кранов типов КЖ, КДЭ, КЖДЭ, КЖС, СОКОЛ-80.1 — ограничители грузоподъемности ОНК-140-51, -54,-80,-09;

для портальных кранов — новые приборы безопасности типа ОНК-140-105».

Вступили в силу новые «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения»

Согласно приказу Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, с 7 марта 2013 года вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Скачать документ:

Документ устанавливает необходимые требования к:

  • деятельности в области промышленной безопасности на ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе к работникам этих механизмов;
  • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Требования распространяются на объекты, на которых применяются следующие подъемные сооружения (ПС) и совместно используемое оборудование:

Показать список

  1. грузоподъемные краны всех типов;
  2. мостовые краны штабелеры;
  3. краны-трубоукладчики;
  4. краны-манипуляторы;
  5. строительные подъемники;
  6. подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;
  7. грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  8. электрические тали;
  9. краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
  10. сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;
  11. тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  12. специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;
  13. рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

Стоит отметить, что теперь разрешен процесс подъема и транспортировки людей подъемными сооружениями, ранее это разрешалось только мостовыми кранами.

При этом, если в паспорте ПС отсутствует разрешение на транспортировку, то ее разрешается производить в следующих случаях:

Показать список

  1. при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, когда иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ не могут быть применены;
  2. при монтаже и обслуживании отдельно стоящих буровых и иных установок нефтегазодобычи;
  3. на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;
  4. на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала, при вахтовом методе обслуживания платформ;
  5. при перемещении персонала для крепления и раскрепления крупнотоннажных контейнеров на судах;
  6. при проведении диагностирования и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;
  7. при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться.

Требования не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются следующие ПС:

Показать список

  1. применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
  2. применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон);
  3. с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
  4. установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  5. экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
  6. предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) для транспортировки людей;
  7. монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
  8. краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками;
  9. домкраты;
  10. манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Приказ отменяет действие следующих постановлений Федерального горного и промышленного надзора России:

  • «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков» от 20 ноября 1997 года N 44
  • «Об утверждении «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» от 31 декабря 1999 года N 98
  • «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» от 25 июня 2002 года N 37
  • «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» от 11 июня 2003 года N 87

Неизменным осталось требование проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений, если техническим регламентом не предусмотрена другая форма оценки соответствия сооружения. Экспертизу необходимо проводить до начала применения подъемного сооружения на ОПО, а также в случае истечения срока службы или после проведения реконструкции и восстановительного ремонта.

Требования и рекомендации по сверхнормативному использованию грузоподъемных кранов

Опубликовано: 12.06.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

В условиях, когда основные производственные фонды по ведущим отраслям отечественной промышленности изношены в среднем на 60-80%, безопасность их эксплуатации после достижения нормативного срока, становится актуальной проблемой. Это в равной степени относится и к грузоподъемным крановым механизмам. Существует регламент, который позволяет выявлять сверхнормативное использование подъемных устройств. Во-первых, подобная процедура допущена к применению на основании Правил проведения промышленной экспертизы. Кроме того, существует специальный документ, в котором тщательно прописан этот механизм. Он называется – Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств. Также специалисты в этом вопросе руководствуются соответствующими многочисленными методическими указаниями и нормативами.

Когда речь идет о крановом хозяйстве, то для каждого вида этого технического устройства, существуют свои рекомендации по продлению срока службы.

Кран мостовой с грузозахватывающим механизмом при сверхнормативном использовании должен пройти следующие обязательные процедуры:

  • проведение комплекса мер, позволяющих разгрузить металлическую конструкцию устройства;
  • обеспечение крана новым приводом для более планового переключения скоростных режимов;
  • оснащение устройства ограничительным механизмом поднимаемого веса;
  • внесение в соответствующую документацию по эксплуатации крана всех новых изменений и дополнений, касающихся его сверхнормативной эксплуатации;
  • снижение предельных уровней эксплуатации подъемного устройства в экстремальных ситуациях (например, температурный режим), учитывая, при этом, состояние металла конструкции, в том числе, замененного после ремонта. В целях точной фиксации температуры часто используется специальный прибор;
  • монтаж и сроки проведения мероприятий по ограничению кранового устройства согласовываются с региональным подразделением Ростехнадзора;
  • определение нового показателя по грузоподъемности должно соответствовать соответствующим регламентным процедурам. В случае наличия у крана параметра, характеризующего его остаточный ресурс в пределах от 5 до 10 баллов, и если при этом у объекта обнаружены дополнительные неисправности, то грузоподъемность снижается как минимум на четверть от нормативного;
  • проведение технической экспертизы второго (как правило, давно не работающего) вспомогательного кранового устройства;
  • проведение анализа пути продвижения крана и, при необходимости, в том числе с точки зрения безопасности, установление специальных ограничителей (выключающие линейки, упоры и т.д.);
  • установка анемометров на крановых устройствах с пролетами, превышающих 28,5 м и работающих на открытых площадках;
  • оснащение кранов козлового типа (пролетом свыше 32,0 м) и мостового типа (пролетом свыше 34,5м) специальными захватывающими устройствами против угона, работающих дистанционно. Кроме того, подобными механизмами необходимо комплектовать подъемные устройства, переносящие особо опасные грузы, а также на моделях, где крановщик не в состоянии свободно перемещаться между опорами. Для кранов, осуществляющих работу на высоте свыше 20 м., необходима дополнительная установка стопорных механизмов. В случае если у подъемного механизма пролет в 3 раза больше базы система противоугонного захвата распространяется на обе его стороны. Также рекомендуется устанавливать дополнительные клещевые захваты (по два на каждую сторону) на рельсовые головки;
  • обследование сварочных соединений и швов на предмет их напряженности и разработка мероприятий, способствующих уменьшению этого процесса;
Смотрите так же:  Решение задач на наследование группы крови

Для продления срока эксплуатации башенных кранов необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • после проведения соответствующих обследований установление (при необходимости) механизмов, ограничивающих подъем веса;
  • разработка нового, скорректированного плана проведения технического обслуживания и ремонта;
  • корректировка плана мероприятий по контролю за эксплуатацией всех механизмов крана;
  • замена канатов подъемного устройства (неперемещаемых или редко перемещаемых) 1 раз в 5 лет. Эта процедура должна быть выполнена в обязательном порядке и в нормативные сроки, вне зависимости от количества порвавшихся проволок и других дефектов (даже незначительных).
  • проведение капремонта крана в случаях назначения повторного первого обследования.

Если восстановительные работы ранее не проводились, то они должны быть осуществлены уже после первого обследования.

Для сверхнормативной эксплуатации стрелковых кранов изначально необходимо оценить перечень мероприятий по его восстановлению, а именно:

  • укрепление металлических конструкций на поверхностях стрел (стенках и поясах);
  • осуществление правки всех частей стрелы, балочных опор выдвижного типа, кронштейнов платформы (поворотной);
  • усиление всех крепежных механизмов и элементов балок (выдвижных).

Если подобные работы были реализованы, то необходимо разработать программу, обеспечивающую безопасность при эксплуатации объекта. В нее необходимо включить пункты обязательного технического осмотра крана 1 раз в год и увеличение (как минимум вдвое) количества ремонтов, осуществляемых в плановом порядке;

Но, кроме специфических для каждого вида кранов мероприятий по продлению сроков эксплуатации, существуют и общие требования, которые, как правило, подходят для всех подъемных устройств. Они следующие:

  1. Сокращение в 2 раза сроков проведения плановых ремонтов и техобслуживания кранов.
  2. Проведение ЧТОс (частичного технического освидетельствования) 1 раз в год.
  3. Использование при необходимости специализированных экспертных организаций;
  4. Отметка в соответствующей технической документации на подъемное устройство всех решений по нему со стороны Ростехнадзора.
  5. Контроль над дефектами, возникшими в процессе эксплуатации, с составлением графика осмотра и проведения технических процедур.
  6. Дублирование всех технических мероприятий, назначенных при предыдущем анализе.
  7. Использование при процедуре продления сроков эксплуатации кранов всех рекомендаций от заводов-изготовителей (по всем узлам и элементам).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Ростехнадзор отменил действие детализированных ПБ 10-382-00 и других нормативных актов, устанавливающих правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвердив вместо них ФНП № 533. В статье расскажем, какие положения из ПБ 10-382-00 можно использовать в настоящее время.

Читайте в нашей статье:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов ПБ 10-382-00

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 были утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, а прекратили свое действие 7 марта 2014 года.

Более 15 лет данный документ регламентировал порядок проектирования, производства, пусконаладочных, монтажных работ, эксплуатации и технического освидетельствования грузоподъемных механизмов. Правила содержали в себе 11 разделов и 19 обязательных приложений. В общих положениях было установлено, на какие именно технические устройства они распространяются, а на какие – нет.

Распространяют свое действие:

Не распространяют свое действие:

Все краны, грузовые электрические тележки с кабиной для езды по надземным рельсовым путям, краны-экскаваторы с электромагнитом или с крюком, подвешенным на канате, все тали, крюки, грейферы, электромагниты, клещевые захваты, грузозахватные приспособления и тару, за исключением металлургической и портовой на морских и речных судах.

ГПМ, установленные в шахтах, на судах, так как на них распространяются свои ведомственные правила. К этим устройствам не относят землеройные экскаваторы, грейферы, краны-манипуляторы, трубоукладчики, ГПМ для работы с навесным оборудованием. Также погрузчики всех видов, монтажные полиспасты, ГП кранов с ручным приводом и ручными талями.

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

ПУБЭ грузоподъемных кранов в период своего действия предъявляли следующие требования к владельцам ГПМ:

  • исправное состояние техники;
  • своевременное проведение испытаний, осмотр, ремонт, надзор, квалифицированное полное или частичное техническое обслуживание, проводимое по графику планово-предупредительного ремонта;
  • назначение ответственных лиц из числа инженерно-технических работников, в том числе за исправное состояние и производство работ с применением ГПМ, приспособлений и тары, а также для наблюдения за работами.

В ПУБЭ был определен порядок обучения производственного персонала, проверки знаний руководителей и специалистов. Также данный документ регламентировал порядок составления должностных инструкций, технологических карт, ППР, технических условий на погрузочно-разгрузочные работы, схем строповки и складирования грузов, производственных инструкций.

В разделе 4 даны указания по применению в РФ кранов иностранного производства, установлена обязательная сертификация и паспортизация кранов на территории РФ.

Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

Ростехнадзор утвердил 12 ноября 2013 года Приказ № 533, который ввел новые ФНП, а также отменил действие ПБ 10-382-00. Новые ФНП заметно отличаются от прежних:

  • иное оглавление, содержание некоторых разделов;
  • иная классификация разделов;
  • изменены некоторые наименования пунктов;
  • некоторые пункты и подразделы, ранее содержащиеся в ПБ 10-382-00, в ФНП отсутствуют.

Существенным отличием новых норм № 533, по сравнению с ПБ 10-382-00, является отсутствие обязательных для работодателя утвержденных форм журналов. Организация-владелец ОПО должна самостоятельно их разработать и определить порядок ведения. При этом для своих журналов работодатель может использовать формы из отмененных Правил безопасности.

В настоящее время единственным документом, устанавливающим минимально необходимые требования к безопасности ГПМ, является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011. Форма паспорта ПС, порядок ведения его на данный момент не регламентированы ни одним действующим нормативно-правовым актом. Поэтому заводы-изготовители и проектные организации разрабатывают паспорта на ПС самостоятельно. При этом они могут руководствоваться отмененным ПБ 10-382-00, но только если отсутствуют противоречия с ТР ТС.

Изменения в требованиях к допуску персонала

Требования отмененного ПУБЭ существенно отличались от действующего в настоящее время Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, утвердившего порядок обучения работников рабочих профессий по промышленной безопасности, допуска к самостоятельной работе.

Полностью отменена аттестация работников рабочих профессий. Теперь крановщикам и стропальщикам не требуется её проходить.

В состав квалификационной комиссии училищ и колледжей уже не нужно включать представителя Ростехнадзора, также не требуется согласования программы обучения в РТН.

Подготовка работников проводится в рамках производственных инструкций, которые разрабатывают непосредственные руководители и ответственные за безопасную эксплуатацию, а также за производственный контроль опасных объектов.

О применении ПБ 10-382-00 в 2018 году

Действовавшие более пятнадцати лет, ПБ 10-382-00 заменяли собой технический регламент о безопасности машин и оборудования, Порядок № 37 аттестации и обучения персонала в поднадзорных Ростехнадзору организациях, действующие в настоящее время ФНП № 533. Эти три новых документа были разработаны и опубликованы примерно в одно время.

Действие ПБ 10-382-00 отменено только юридически, фактически же работодатель постоянно обращается к этим правилам, поскольку в них детализированы процедуры полного и технического обслуживания, ведения оперативной документации, расписаны требования к должностной инструкции ИТР (ныне – руководители и специалисты организаций с ОПО), а также к самим производственным инструкциям.

В 2018 году работодатель может использовать Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов при:

  • разработке производственных инструкций для рабочего персонала;
  • разработке должностных инструкций для ответственных специалистов;
  • разработке положения о паспортизации кранов и других ГПМ;
  • ведении оперативной документации – журналов, графиков планово-предупредительного ремонта, планов проведения полного и частичного техобслуживания, многое другое.