Отчетность потребительских кооперативов

Гаражный кооператив, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», не осуществлял деятельность. Какие отчеты следует сдавать по окончании квартала и года в налоговую инспекцию по упрощенной системе учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гаражный кооператив, применяющий упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта и который не осуществлял деятельность, по результатам истёкшего года обязан представить в налоговый орган упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включающую упрощенную форму бухгалтерского баланса, и упрощённую форму отчета о целевом использовании средств, а также налоговую декларацию по УСН, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Обоснование вывода:
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ гаражный кооператив, как потребительский кооператив, является некоммерческой организацией (далее — НКО).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) данный закон не распространяется на потребительские кооперативы. Необходимо также отметить, что на специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие) не распространяется Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон N 3085-I) (ст. 2 Закона N 3085-I).
То есть на сегодняшний день не имеется специального закона, регулирующего деятельность гаражных кооперативов.
Определять правовое положение гаражных кооперативов призван устав гаражного кооператива в части, не противоречащей действующему законодательству (смотрите, например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 N 10АП-16892/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13.08.2014 по делу N 33-2696/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 02.09.2013 по делу N 11-8844/2013, апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2013 N 11-34137/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 N 06АП-908/12, решение Советского районного суда г. Казани от 25.04.2012 по делу N 2-1149/12).

Представление бухгалтерской отчётности в налоговый орган

В соответствии со ст. 19, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации в качестве налогоплательщиков обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
НКО обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчётность в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ), формы которых утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н).
Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, за исключением случаев, установленных этим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
К таким исключениям относится право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 6 Приказа N 66н организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. В бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Заметим, что в примечании к образцу упрощенной формы отчета о целевом использовании средств указано, что в случае существенности информация о доходах и расходах организации раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах.
То есть в случае существенности информации о доходах и расходах гаражного кооператива в общем случае следует составить приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, применяя состав показателей отчета о финансовых результатах, утвержденного приложением N 5 к Приказу N 66н*(1).
Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации в составе годовой бухгалтерской отчетности гаражный кооператив может представить бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. По причине неосуществления деятельности существенная информация о доходах и расходах отсутствует, следовательно, приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах может не представляться.
В пп. 2 п. 1.1, п. 2.1 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее — Информация) указано, что при формировании учетной политики некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). На основании п. 17 Информации она вправе формировать отчетность в сокращенном объеме*(2).
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представлены в приложении N 5 к Приказу N 66н (п. 6.1 Приказа N 66н).
Вместе с тем формы отчетности могут быть разработаны некоммерческой организацией, применяющей упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, самостоятельно (п. 18 Информации). При этом не запрещено формировать представляемую бухгалтерскую отчетность по правилам, действующим для всех остальных организаций.
В соответствии с п.п. 4, 12 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, ч. 6 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность оставляется за отчетный год (ч. 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Отчетным годом (календарным годом) является период с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
С 1 января 2013 года предусмотрено представление в налоговый орган только годовой бухгалтерской отчетности (в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) (пп. «а» п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ).
При этом ни Закон N 402-ФЗ, ни НК РФ не устанавливают для организации обязанности по представлению с 2013 года в налоговые органы (а также и органы государственной статистики) промежуточной бухгалтерской отчетности. Поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность гаражного кооператива представляется в налоговый орган один раз в год.
Таким образом, гаражный кооператив, применяющий упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, который не осуществлял деятельность, по результатам истёкшего года обязан представить в налоговый орган упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включающую упрощенную форму бухгалтерского баланса, и упрощённую форму отчета о целевом использовании средств.

Представление налоговой отчётности

В соответствии со ст. 23 НК РФ гаражный кооператив обязан представить в налоговый орган по месту его нахождения налоговые декларации (расчеты).
Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Поскольку гаражный кооператив применяет УСН и не является плательщиком налога на прибыль, налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ) и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), в составе налоговой отчетности он представляет налоговую декларацию по УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Если гаражный кооператив, не осуществляя деятельности, производил выплаты сотрудникам в виде заработной платы, например, руководителю, то в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016) в обязанности налогового агента входит также представление в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения подаются по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физических лиц за 20__ год» (и в формате), утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@, и в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.
С 1 января 2016 года ежегодное представление справок 2-НДФЛ по каждому налогоплательщику по-прежнему обязательно (второй абзац п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года). С этой даты в НК РФ речь идет о документе, содержащем сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период. Кроме того, налоговые агенты по НДФЛ будут обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев и год по форме 6-НДФЛ «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом», утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@. Сдавать расчет необходимо не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (третий абзац п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года (пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)).
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ организация представляет в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011). При этом освобождение организаций, не имеющих работников, от представления в налоговый орган в установленный срок указанных сведений НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390). О том, что гаражный кооператив должен подавать сведения о среднесписочной численности работников, упоминает Минфин России в письме от 27.02.2013 N 03-02-08/13. Таким образом, гаражный кооператив, не осуществлявший деятельности, обязан подавать сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год на общих основаниях.

Смотрите так же:  Как посчитать осаго ингосстрах

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

24 ноября 2015 г.

————————————————————————-
*(1) В информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разъяснено, что исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, второго абзаца п. 6 и второго абзаца п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» НКО приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:
в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
В то же время в п. 2 Информации Минфина России от 17.01.2012 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)» сказано, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. Заметим, что данные разъяснения даны на основании п. 2 ст. 13 уже не действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
По нашему мнению, гаражный кооператив, не осуществлявший деятельности в отчетном году, должен представлять в налоговый орган формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств.
*(2) Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп. «б» п. 6 Приказа N 66н, п. 17 Информации).

Сдаем отчетность в ЦБ

Чем интересна статья: она отвечает на вопросы, которые возникают у кредитных кооперативов при заполнении отчетности, предоставляемой в Банк России; объясняет особенности системы электронного документооборота; рассказывает о том, какая ответственность предусмотрена за непредставление данных в ЦБ, и о том, какие изменения в отчетности ожидают рынок кредитной кооперации в будущем году

Н а сегодняшний день действуют два Указания Банка России для КПК и СРО КПК о формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности организаций:

  • от 05.08.2014 N 3356-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, количество членов которого превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитного потребительского кооператива второго уровня, а также кредитного потребительского кооператива, не вступившего в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов»;
  • от 05.08.2014 N 3357-У «О порядке направления саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов сведений об осуществлении контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов».

Для КПК формы отчетов были нормативно установлены впервые, но включенный в них порядок заполнения форм облегчил процесс внедрения отчетности для КПК.

Структура форм отчетов о деятельности КПК содержит разделы с основными показателями по деятельности, средневзвешенными значениями полной стоимости займа и балансовыми показателями.

Кроме того, в отчетах о деятельности КПК должны быть отражены данные о доходах и расходах кредитного кооператива и о структуре выданных займов.

При составлении отчета о деятельности КПК необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Раздел, содержащий общие сведения, включает графы для отражения адреса места нахождения и адреса фактического места нахождения КПК. Данные адреса могут различаться, если адрес места нахождения, определяемый местом государственной регистрации юридического лица и указанный в его учредительных документах, отличается от адреса фактического нахождения офиса КПК на последний календарный день отчетного периода, за который сдается отчетность.
  2. При заполнении граф, где должны быть указаны ИНН и ОГРН, не допускаются «пробелы» или наличие других знаков, символов, т. к. алгоритмом автоматической проверки этих граф установлено четкое соответствие по количеству цифровых символов. Дополнительные «пробелы» и знаки не позволят системе распознать вашу организацию, и отчет не будет принят.
  3. В разделе отчетности, содержащем данные о структуре займов, отражается вся сумма задолженности по выданным займам на конец отчетного периода, включая начисленные проценты, пени и штрафы. Графы, отражающие в отчетности информацию о задолженности по основному долгу, содержат в своем названии указание, что информация отражается только по основному долгу.
  4. Довольно часто КПК путают показатели по задолженности или структуре займов с показателем суммы займов, выданных за отчетный период. Здесь необходимо учитывать тот факт, что показатели суммы займов, не входящие в состав раздела балансовых показателей, отражаются по данным внутреннего управленческого учета организации, а не на основании данных бухгалтерского учета, и должны включать общую сумму денежных средств, выданных за отчетный период КПК на основании договоров займа.
  5. Неоднократно возникали вопросы, все ли займы учитывать при заполнении раздела V «Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских займов по категориям потребительских займов». В этом случае ключевым фактором является определение потребительского займа, т. е. займа, выданного физическому лицу на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Если все займы, выданные КПК, соответствуют критериям потребительского займа, то расчет при заполнении раздела V должен производиться по всем займам.

Данный раздел может не содержать показателей только в том случае, если у КПК нет за отчетный период ни одного займа, выданного физическому лицу на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Либо если потребительский заем обеспечен ипотекой. В данном случае в разделе V указываются нулевые значения — это требование является обязательным в целях корректного прохождения отчета через систему электронного документооборота Банка России.

Отчет о деятельности КПК представляется за первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года — не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, за календарный год дважды — не позднее 30 и 90 календарных дней по окончании календарного года. При представлении первого отчета за календарный год заполняются только разделы I и V, второй отчет за календарный год представляется уже в полном объеме.

Необходимость установления двойного срока для представления отчета за календарный год обусловлена разными требованиями по срокам представления информации в Банк России, установленными Федеральными законами от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

СРО КПК представляют в Банк России сведения о своих членах в соответствии с Указанием Банка России от 05.08.2014 N 3357-У. Эти данные идентичны составу информации о деятельности КПК, представляемой согласно Указанию Банка России от 05.08.2014 N 3356-У.

Смотрите так же:  Офис 5 налог

Отчеты о персональном составе органов КПК представляют только те КПК, на которые распространяется требование Указания Банка России от 05.08.2014 N 3356-У. Такой отчет КПК представляет один раз в год либо чаще, если в сведения, содержащиеся в отчете, были внесены изменения. В составе Отчета о персональном составе органов КПК указываются сведения о единоличном исполнительном органе КПК, о лицах, входящих в состав правления КПК, о лицах, входящих в состав контрольно-ревизионного органа КПК. Кроме того, в отчете указываются сведения о лице (лицах), ответственном (ответственных) за соблюдение правил внутреннего контроля в КПК, а также при наличии в структуре КПК комитета по займам кредитного потребительского кооператива и иных органов — сведения о лицах, входящих в их состав.

Порядок представления отчетности КПК и СРО КПК установлен в приказе ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам».

Отчеты направляются в Банк России только в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью единоличного исполнительного органа КПК (СРО КПК). Оформить такую подпись можно в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Их список размещен на официальном сайте Минкомсвязи России в сети Интернет. Такая электронная подпись может использоваться как для отправки отчетности в Банк России, так и для отправки различной информации в органы государственной власти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, например в Росфинмониторинг.

Способы отправки электронного документа, содержащего отчеты, описаны в приказе ФСФР России N 10-21/пз-н. Но прежде чем воспользоваться одним из способов отправки электронного документа, КПК и СРО КПК необходимо зарегистрироваться на сайте Банка России в Личном кабинете участника финансового рынка. Форма заявки на регистрацию, а также информационные материалы по пользованию Личным кабинетом размещены на странице входа в Личный кабинет. Каждая организация может только один раз зарегистрироваться в Личном кабинете, объединение одного Личного кабинета между несколькими организациями не допускается, поскольку в каждом Личном кабинете проводится идентификация организации по ИНН и хранятся документы и уведомления только той организации, чей ИНН указан при регистрации данного Личного кабинета.

Отчетность считается полученной Банком России, если КПК (СРО КПК) получили соответствующее уведомление Банка России о том, что электронному документу, содержащему отчет, присвоен входящий номер Банка России.

Обращаем ваше внимание, что согласно приказу ФСФР России N 10-21/пз-н, электронный документ проходит несколько этапов проверки, о чем организации также поступают уведомления в Личный кабинет от Банка России. КПК (СРО КПК) необходимо дождаться момента прохождения всех этапов проверки отчетности. В случае, если ошибки в отчетности не выявлены и входящий номер присвоен, то датой получения Банком России отчетности будет считаться дата, указанная в первом уведомлении Банка России «ЭП корректна».

При непредставлении или несвоевременном представлении отчетов Банк России может применить к КПК и СРО КПК административные меры по ст. 19.7.3 КоАП «Непредставление информации в Банк России»: от направления предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием ключевых ошибок) до наложения административного штрафа в размере от 500 до 700 тысяч рублей.

Наличие в данной статье условия о направлении предписания позволяет Банку России не применять к КПК и СРО КПК строгие штрафные санкции. В случае исправления этих ошибок организацией, в отношении КПК (СРО КПК) штрафные санкции со стороны Банка России накладываться не будут.

Банк России старается идти по пути упрощения отчетности для КПК и СРО КПК, поэтому планируемые в 2015 году изменения в отчетность будут минимальными.

Банк России также разрабатывает проект нового порядка электронного документооборота с некредитными финансовыми организациями, в котором планирует предусмотреть возможности для «обратной связи».

Речь идет о том, что не только организации будут направлять электронные документы в адрес Банка России, но и регулятор сможет направлять в адрес организаций предписания, письма и т. д. в виде электронных документов с электронной подписью.

Банк России ведет большую работу по унификации, исключению дублирования показателей в отчетности, запрашиваемой из разных структурных подразделений. При этом мы открыты для диалога с участниками финансовых рынков, в том числе и по вопросам совершенствования отчетности.

Отчетность потребительского кооператива на УСН

Подскажите куда и что должен отчитываться за потребительский кооператив на УСН?

Подробно по каждому налогу со сроками подачи отчетности и уплаты можно посмотреть в нашем Календаре бухгалтера.
Его всегда можно найти в кнопке «Еще»

Особенностей относительно именно потребительского кооператива не могу вспомнить.

Отчетность потребительского кооператива на ОСНО

1) Сведения о среднесписочной численности — до 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации ПК (включительно), а также до 20.01.2014 г. (включительно) — п. 3 ст. 80 НК РФ.

2) Декларацию по НДС — до 20.01.2014 г. (включительно) — п. 5 ст. 174 НК РФ.

3) Декларацию по налогу на прибыль — до 28.03.2014 г. (включительно) — п. 4 ст. 289 НК РФ.

4) Бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статуправление — до 31.03.2014 г. (включительно) — пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете».

5) Отчет в ФСС — до 15.01.2014 г. (включительно) — Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н.

6) РСВ-1 и индивидуальные сведения в ПФ РФ — до 15.02.2014 г. (включительно) — Приказ Минтруда России от 28.12.2012 N 639н; Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п.

7) Справки о доходах физлиц 2-НДФЛ — до 01.04.2014 г. (включительно) — п. 2 ст. 230 НК РФ.

Это минимальный перечень отчетных форм, к ним могут добавиться при наличии соответствующих объектов обложения (операций):
— отчетность по экологическим платежам (Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632);
— декларация по налогу на имущество (глава 30 НК РФ);
— декларация по транспортному налогу (глава 28 НК РФ);
— декларация по земельному налогу (глава 31 НК РФ).

Отчетность потребительского кооператива

Какая у Вас система налогообложения?

ИФНС — среднесписочная численность, НДС (если нет освобождения от обязанности налогоплательщика по ст. 145 НК РФ) и налог на прибыль, а также бухотчетность — в обязательном порядке, при наличии на балансе ОС — налог на имущество, при наличии зарегистрированного на ПК транспорта — транспортный налог, при наличии в собственности земли — земельный налог.

ФСС — отчет по социальному страхованию от несчастных случаев, а также по болезни, беременности и родам.

ПФ — отчет по взносам в ПФ и ФФОМС, а также индивидуальные сведения персонифицированного пенсионного учета.

Гостехнадзор — отчет по экологическим платежам — при наличии в пользовании транспорта.

Статуправление (лучше у них непосредственно справиться, так как можете попасть в выборку статнаблюдения).

Бухучет и налогообложение в потребительском обществе

Потребительское общество только что зарегистрировано. Каков общий порядок ведения бухгалтерского учета потребительским обществом? Какие существуют особенности налогообложения потребительских обществ?

Бухгалтерский учет и отчетность

Деятельность потребительского общества регламентируется положениями Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон N 3085-I), Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), другими нормативными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским обществом (п. 3 ст. 116 ГК РФ) признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительское общество является некоммерческой организацией.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 3085-I потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет, а также представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Совет и правление потребительского общества несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в годовом отчете и бухгалтерском балансе, полноту и достоверность информации, предоставляемой государственным органам, союзам потребительских обществ, пайщикам, а также за достоверность информации, предоставляемой для публикации в средствах массовой информации.

То есть потребительское общество осуществляет ведение бухгалтерского учета, руководствуясь нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), Положениями о бухгалтерском учете, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

На основании п. 2 части 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Смотрите так же:  Налог с продажи квартиры менее 3 лет в собственности в 2019 году

В письме Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, размещенном на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами», говорится, что некоммерческие организации, перешедшие на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н до утверждения стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@).

Также руководители таких некоммерческих организаций могут принять ведение бухгалтерского учета на себя (часть 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Пока других стандартов по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета не введено.
В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) организация сама устанавливает совокупность способов ведения бухгалтерского учета, в соответствии с действующими стандартами. При этом согласно п. 4 ПБУ 1/2008 утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При организации общества необходимо отразить паевые взносы участников. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о размере паевых взносов членов общества; о составе и порядке внесения ими паевых взносов и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных обществом убытков (п. 2 ст. 116 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 3085-I потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов и может осуществлять торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества, доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п. 3 ст. 21 Закона N 3085-I).

Исходя из положений устава, определяется уставный (паевой) фонд потребительского общества — один из видов уставного капитала организации, который, в соответствии с Планом счетов, можно отразить следующим образом:

Дебет 75, субсчет «Расчеты по взносам в паевой фонд» Кредит 80, субсчет «Обязательный паевой взнос»
— начислены обязательные паевые взносы;

Дебет 50 (08, 10, 51) Кредит 75
— внесены паевые взносы членами общества.

Паевой фонд потребительское общество может отражать в разделе «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса как фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него, по отдельной статье (письмо Минфина России от 01.11.2005 N 07-05-06/284).

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона N 3085-I потребительское общество вправе формировать фонд развития потребительской кооперации. Этот фонд может формироваться за счет чистой прибыли от предпринимательской деятельности потребительского общества в порядке, установленном общим собранием его пайщиков (п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закон N 3085-I).

Доходы, полученные потребительским обществом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ) в соответствии с порядком, определенным общим собранием членов общества (п. 2 ст. 16 Закона N 3085-I).
На основании принятого решения в бухгалтерском учете общества производятся записи:

Дебет 84 Кредит 86
— при направлении прибыли на обеспечение уставной некоммерческой деятельности общества либо на пополнение фондов, учитываемых на счете 86;

Дебет 84 Кредит 82
— при направлении прибыли на пополнение резервного или иных фондов;

Дебет 84 Кредит 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов» (или 70)
— при начислении обществом доходов от коммерческой деятельности членам общества;

Дебет 84 Кредит 80, субсчет «Паевой фонд потребительского кооператива» (или 86, субсчет «Паевой фонд потребительского кооператива»)
— при направлении прибыли на увеличение приращенных паев членов кооператива.

Члены потребительского общества обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (п. 4 ст. 116 ГК РФ).

Порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом, также находится в компетенции общего собрания его пайщиков (п. 2 ст. 16 Закона N 3085-I).

Источниками покрытия убытков могут быть, помимо дополнительных взносов пайщиков, нераспределенная прибыль прошлых лет, резервный и иные фонды и т.п. При этом делаются проводки:

Дебет 75 (84, 82) Кредит 99
— погашение убытка промежуточного отчетного периода;

Дебет 75 (84, 82) Кредит 84
— погашение убытка отчетного финансового года.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 3085-I пайщику, выходящему из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество. Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества (п. 2 ст. 24 Закона N 3085-I).

При выходе пайщика делаются проводки:

Дебет 80 Кредит 75
— величина причитающегося пайщику паевого взноса;

Дебет 84 Кредит 75
— отражена сумма кооперативной выплаты;

Дебет 75 Кредит 50 (51)
— выплачены причитающиеся пайщику суммы при выходе из общества.

Следует иметь в виду, что сумма возвращаемого пайщику паевого взноса не подлежит обложению НДФЛ. Источником кооперативной выплаты является прибыль, оставшаяся после налогообложения.

В письме Минфина России от 26.08.2010 N 03-04-06/3-189 разъяснено, что если прибыль была распределена между пайщиками пропорционально размеру их паевых взносов, возникающий доход признается дивидендом и облагается НДФЛ по ставке 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ). При распределении прибыли иным образом (в том числе пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности общества), доход дивидендом не признается. В таких случаях применяется ставка в 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, при выплате дохода от предпринимательской деятельности пайщикам (не только при выходе из общества) организация в качестве налогового агента по НДФЛ должна удержать с пайщика и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы его доходов.

Налогообложение

Потребительское общество, в соответствии с положениями НК РФ, наряду с общей системой налогообложения может применять специальные налоговые режимы, предусмотренные главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ, причем для потребительских обществ не действуют ограничения по участию других организаций, а в целях применения главы 26.3 «Система налогообложения в виде ЕНВД» ограничение по численности. В настоящее время переход на указанные специальные режимы производится на добровольной основе (смотрите письма Минфина России от 04.07.2013 N 03-11-06/3/25801, от 11.10.2012 N 03-11-06/3/70).

Применение специальных режимов налогообложения не освобождает общество от ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями НК РФ паевые взносы не являются реализацией (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Некоммерческими организациями осуществляется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реализацией, внереализационных доходов и расходов, распределение расходов между указанными видами деятельности НК РФ не предусмотрено. Следовательно, положения п. 1 ст. 272 НК РФ на некоммерческие организации не распространяются.

Более детальное консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения возможно при рассмотрении конкретных хозяйственных операций.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

29 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.