Ежемесячные пособия на ребенка до 3лет

Оглавление:

Пособие на ребенка до 3 лет может вырасти в 60 раз

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7, предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Цель — улучшение демографии

Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.

Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.

Новые получатели пособия по беременности и родам

Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:

Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.

Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:

  • будущих мам, которые обучаются по любой форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщин, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий обращению за пособием по уходу за ребенком, но сейчас не работают и не состоят на учете в качестве безработных.

Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.

Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.

Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.

Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим

В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов адресности и нуждаемости.

Отвечая на вопросы участников форума, Премьер высказался о необходимости нововведений в сфере государственной поддержки матерей с детьми до 3-х лет. Медведев отметил необходимость следующих шагов:

  • выделение категорий семей, которые нуждаются в адресной помощи — малообеспеченные (малоимущие), неработающие и т.п.;
  • стимулирование работодателей на создание подходящих гибких условий занятости для таких женщин;
  • логическое завершение программы по созданию достаточного количества мест в детсадах и переход на строительство и развитие ясельных учреждений.

Также в рамках проведенного форума Дмитрий Медведев выделил ключевые направления партийной социальной политики. Среди них были отмечены развитие господдержки семей с детьми, защита интересов матерей и необходимость внедрения новых направлений соцпомощи.

Премьер призвал членов кабинета министров разработать предложения по изменению законодательства о детских пособиях в рамках проводимой антикризисной программы.

Проблемы содержания матери ребенка до 3 лет

В настоящее время России начала выравниваться демографическая ситуация (в последние годы даже наблюдается естественный прирост населения), решаются проблемы с соцподдержкой граждан, в том числе семей с детьми, и строятся детские дошкольные учреждения. Однако в социальном законодательстве и его практическом применении имеются ряд недостатков, которые не позволяют полноценно обеспечить интересы матерей с детьми возрастом 1.5-3 года.

В частности, на упомянутом выше форуме соцработников был озвучен ряд проблем, с которыми в текущих условиях сталкиваются матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Среди них:

  • чрезвычайно малый размер пособия (компенсации) по уходу за ребенком между 1.5 и 3 годами, которое составляет 50 рублей (меньше $1 по среднему курсу 2015 года) и выплачивается работодателем;
  • недостаточность региональных выплат матерям на содержание детей;
  • недостаток мест в социальных яслях, куда мама могла бы отдать ребенка младше 3-х лет при желании выйти на работу.

Даже при условии выделения средств из федерального бюджета на организацию новых ясельных учреждений и создание достаточного количества мест, маленькие дети не смогут беспроблемно посещать эти учреждения: ребенок в этом возрасте должен пройти период адаптации и переболеть всеми «коллективными» болезнями прежде, чем у него установится иммунитет. Вряд ли даже самым терпеливым работодателям захочется держать на работе сотрудницу, которая будет постоянно уходить на больничный.

Некоторые дети до 3 лет из-за особенностей здоровья вообще не смогут ходить в ясли, то есть часть женщин будут не способны выйти на работу. Осложняет ситуацию социальный статус матери-одиночки, неполучение от отца ребенка алиментов на его содержание или невозможность переложить часть забот по уходу на бабушек или дедушек для того, чтобы пойти работать.

Продлят ли пособие на ребенка с 1.5 до 3 лет нуждающимся?

В июне 2015 года состоялся круглый стол представителей «Единой России», посвященный реализации поручений вышеупомянутого форума социальных работников. Присутствующие вновь высказались за крайнюю необходимость продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3-х лет. В условиях демографического подъема даже устранение нехватки яслей не решит проблемы всех женщин с маленькими детьми. Инициативу, касающуюся поддержки матерей, одобрили и через Общественную палату РФ направили на рассмотрение в Госдуму и федеральное правительство.

Члены Общественного совета при Минтруде обсудили законопроект, разработанный по заданию Премьера и касающийся определения критериев нуждаемости. Полномочия выделить категории граждан, нуждающихся в соцподдержке, планируется возложить на регионы, поскольку в каждом субъекте федерации свои показатели уровня жизни, не позволяющие установить «усредненные» общероссийские стандарты.

Топилин также отметил важность применения принципа адресности при перераспределении финансов. Ведь далеко не все женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, по мнению чиновников в Правительстве нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

Пособие до 3 лет принципу адресности и нуждаемости

Члены Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты отреагировали на представленный проект закона понимающе, но с целым рядом озвученных опасений. Несмотря на заявление Топилина о перераспределении денежных ресурсов в пользу граждан, у представителей Совета свое мнение на этот счет:

  • в создавшейся экономической ситуации отдавать регионам право определять порог нуждаемости неоправданно;
  • «оптимизация» средств в дефолтных и преддефолтных регионах может не только не обеспечить интересы нуждающихся семей, но и наоборот — ухудшить их уровень жизни.

Озвученные Топилиным 50 миллиардов рублей ежегодно — сумма немалая. Станет ли она подъемной для бюджета в 2016 году и к чему в конечном итоге приведут предложенные министерством инициативы на фоне социальной политики «Единой России»?

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году (изменения)

В последнее время поступает много вопросов касательно увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет. Действительно, в 2018 году на рассмотрении в Госдуме были сразу два законопроекта (№ 278518-7 и № 478277-7), которыми предлагалось продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет.

  • в первом случае (законопроект № 278518-7) — в виде нового ежемесячного пособия в размере 3000 рублей, которое предлагалось выплачивать случае непредоставления места в дошкольной образовательной организации после достижения ребенком 1,5 лет;
  • во втором (закон № 478277-7) — в виде того же самого ежемесячного пособия, которое выплачивается по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка за два предыдущих года.

Изначально оба законопроекта планировалось рассмотреть в первом чтении в 26-27 сентября 2018 года, однако как раз в эти дни в окончательном виде депутатами принимался закон о повышении пенсионного возраста, поэтому рассмотрение вопроса о продлении пособия с 1,5 до 3 лет сначала было перенесено на неопределенный срок. Уже после окончательного подписания пенсионной реформы, 16 и 17 октября 2018 года эти законопроекты все же были рассмотрены депутатами и отклонены в первом чтении.

Смотрите так же:  Военная пенсия в 2019 году путин

В Правительстве эти предложения не поддержали изначально, и профильный Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей предложил эти законы отклонить (как и все другие аналогичные предложения, которые неоднократно рассматривались Госдумой в предыдущие годы).

При этом новых предложений на 2019 год пока не вносилось.

Правительство о продлении пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет в 2019 году

Если быть реалистами, то сейчас такое изменение может быть принято только в качестве инициативы Правительства или лично Президента (который, как известно, в конце 2017 года уже предложил свою новую демографическую программу). И примечательно, что в 2018 году в Правительстве уже возобновлялось обсуждение вопроса пособия по уходу за ребенком до 3 лет, однако в немного другом ключе.

Еще весной 2018 года Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с ежегодным отчетом Правительства, предложил «пересмотреть» ежемесячное пособие в размере 50 рублей, которое было установлено более 20 лет назад указом Президента от 30.05.1994 г. № 1110 и которое выплачивается в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет из средств работодателя:

Позднее министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщил о том, что Минтруд планирует «разобраться с пособием в размере 50 рублей» уже до конца 2018 года, однако до сих пор никаких решений по этому вопросу больше официально не озвучивалось. И будет ли вообще реализовано это поручение в 2019 году — пока не известно (по крайней мере, за несколько предыдущих лет этот вопрос так и не был решен, хотя о его проработке сообщалось много раз).

Пособие 50 рублей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет за счет работодателя

Одно из немногих пособий, гарантированных на федеральном уровне, которое выплачивается работающим родителям (матери или отцу), родственникам или опекунам ребенка — компенсация по уходу до 3 лет в размере 50 рублей. При этом размер этой ежемесячной выплаты не меняется уже в течение двух десятков лет с 1994 года.

Меню для навигации по странице

В 2018 году размер пособия составляет на фоне проводимой ежегодной инфляции совсем уже незначительную сумму, сопоставимую в большинстве регионов России, например, с оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако в расчете за весь срок выплаты (с момента выхода в отпуск по уходу за ребенком и до его окончания) ежемесячное пособие 50 рублей до 3 лет составит сумму, превышающую 1.5 тыс. рублей. Поэтому не стоит ею пренебрегать — пусть это будет просто бонусом в период отсутствия мамы на работе.

Ежемесячная компенсационная выплата в размере пятьдесят рублей назначается по месту работы в заявительном порядке работодателю.

Кому предоставляется ежемесячное пособие в размере 50 рублей

Лица, которым положена компенсация 50 рублей по уходу за ребенком, перечислены в Указе Президента РФ № 1110 от 30.05.1994 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Подробные правила предоставления пособия устанавливаются Постановлением Правительства РФ №1206 от 03.11.1994 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Согласно указанным данным нормативным документам данное ежемесячное пособие предоставляется:

  • матерям или другим родственникам (отцам, бабушкам/дедушкам или опекунам), фактически ухаживающим за ребенком, которые состоят в официальных трудовых отношениях с работодателем;
  • женщинам-военнослужащим, чья военная служба была прервана в связи с рождением ребенка;
  • матерям, которые работают в качестве гражданского персонала в военных частях за пределами РФ;
  • женщинам, уволенным из-за ликвидации организации во время их пребывания в отпуске по уходу за ребенком (обязательное дополнительное условие — неполучение пособия по безработице).

Как получить компенсацию от работодателя в отпуске по уходу за ребенком

В Постановлении № 1206 от 03.11.1994 года указывается, что работающие (служащие) женщины обращаются за компенсацией непосредственно по месту работы (службы). При этом в отличие от ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет данная выплата не компенсируется работодателю из средств Фонда социального страхования (ФСС), поскольку вообще не является видом страхового обеспечения. Пособие в 50 рублей выплачивается ежемесячно исключительно из собственных средств работодателя.

Обращаться за компенсацией можно как по основному месту работы, так и в организацию, в которой работа осуществляется по совместительству. Ведь согласно ст. 287 Трудового кодекса (ТК) РФ совместителям предоставляются такие же социальные гарантии, как и по основному месту работы. То есть платить по 50 руб. до 3 лет придется каждому из работодателей!

  • Ежемесячное пособие 50 рублей назначается работающим со дня оформления отпуска по уходу за ребенком.
  • Переводится оно на счет (зарплатную карту) в день выплаты ежемесячного пособия до 1.5 лет, то есть одновременно с зарплатой (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

При запоздалом обращении возможна выплата компенсации за прошедшие периоды, но не более, чем за полгода. То есть если женщина написала заявление на отпуск по уходу за ребенком в марте 2018 года, а о желании получать пособие 50 руб. заявила только в октябре, то компенсация до 3 лет в 2018 году ей будет выплачена не с марта, а начиная с апреля. При этом:

  • организация, в которой трудоустроены мать или отец ребенка, не имеет права препятствовать начислению ежемесячной выплаты даже с учетом того, что она осуществляется невозвратно непосредственно из денег работодателя (фонда оплаты труда);
  • если финансирование организации-работодателя или воинского формирования происходит из бюджета, то, соответственно, выплаты изымаются из бюджетных источников.

Компенсация неработающим женщинам с детьми до 3 лет при ликвидации предприятия

Матери, уволенные с предприятия в связи с его ликвидацией в то время, как они официально пребывали в отпуске по уходу за детьми, имеют право продолжить получать выплату. Эта возможность регулируется Постановлением Правительства РФ № 472 от 04.08.2006 года «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации».

Для того, чтобы оформить детское пособие 50 рублей после увольнения, неработающей матери необходимо подать заявление и соответствующие документы в территориальные органы соцзащиты населения (УСЗН).

Подавать документы можно такими способами:

  • обратиться в УСЗН по месту жительства лично или через представителя по доверенности;
  • через многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Порядок принятия решения органами Соцзащиты — такой же, как и работодателем (в течение 10 дней). Средства на перечисление компенсации через УСЗН при этом берутся из федерального бюджета.

Заявление на выплату компенсации по уходу до 3 лет и необходимые документы

Заявление составляется в произвольной форме и подается по месту работы на имя руководителя. Обычно оно содержит следующие данные:

  • название организации и ФИО ее руководителя, которому адресовано заявление;
  • ссылка на регулирующий нормативный акт в основной части документа (приведенный выше Указ Президента № 1110 от 30.05.1994 года);
  • просьба назначить ежемесячную компенсацию 50 руб. (обычно одновременно с назначением отпуска по уходу за ребенком до 3 лет и выплатой ежемесячного пособия до 1.5 лет);
  • дата подачи, подпись, инициалы и фамилия заявителя.

Заявление на отпуск по уходу за ребенком
с предоставлением ежемесячных выплат

Если заявитель опоздал с подачей заявления, можно дополнительно обозначить просьбу о выплате компенсации за предыдущий период (но не более, чем за последние 6 месяцев). В этом, наиболее общем случае к заявлению прилагаются такие документы:

  • для работающих и служащих — копию приказа о предоставлении ранее отпуска до 3 лет по уходу за ребенком;
  • для жен военнослужащих — копию свидетельства о браке, справку из кадрового органа о фактическом проживании жены с мужем и ее трудовую книжку (если есть);
  • для уволенных при ликвидации организации — копию детского свидетельства о рождении, трудовую книжку и справку из службы занятости о том, что женщине не начисляется пособие по безработице.

Назначение компенсации при выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком

До того, как ребенку исполнится 1.5 года, компенсация 50 рублей до 3 лет будет выплачиваться наряду с ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Выплата 50 руб. осуществляется за текущий месяц, а день ее начисления совпадает с перечислением работодателем пособия до 1.5 лет.

  • Оба детских пособия назначаются одному и тому же лицу (матери или отцу, а также другим родственникам или опекунам), которое оформило отпуск по уходу за ребенком.
  • При оформлении на них можно подать одно заявление, которое одновременно будет являться заявлением на предоставление отпуска по уходу за ребенком (см. образец заявления выше).
  • Размер ежемесячной компенсации до 3 лет за счет работодателя не зависит от количества дней в месяце, однако если работница уходит в отпуск не в начале месяца, возможен расчет выплаты бухгалтерией предприятия пропорционально количеству отпускных дней за текущий месяц.
  • Выплата компенсации прекращается, начиная со следующего календарного месяца за тем, в котором ребенку исполнится 3 года. Например, если день рождения сына работницы приходится на октябрь, выплата будет прекращена с ноября.

Еще раз подчеркнем одно существенное отличие: если ежемесячное пособие выплачивается из средств Фонда социального страхования (ФСС) или работодателем с последующим взаимозачетом между ним и ФСС, то пособие на детей 50 рублей платит исключительно работодатель. Это касается как организаций, которые платят налоги на общих условиях, так и в случаях применения упрощенной схемы налогообложения.

Основания для прекращения выплаты 50 рублей

Пособие по уходу за ребенком 50 рублей выплачивается вплоть до момента:

  • досрочного выхода на работу матери с прекращением отпуска по уходу за ребенком;
  • исполнения ребенку трех лет;
  • увольнения матери с предприятия по собственному желанию;
  • подачи неработающей женщиной заявления о начисления ей пособия по безработице;
  • лишения родителя, который ухаживает за малышом, родительских прав;
  • перехода ребенка на полное государственное социальное обеспечение.

В частности, например, если женщина должна выйти на работу в сентябре, то пособие 50 рублей до 3 лет будет выплачено последний раз в сентябре, а прекратятся выплаты с октября.

  • Если до момента прекращения выплаты компенсации произошла задержка перечисления денег по вине плательщика, последний обязан выплатить задержанные средства получателю. Обязательство в осуществлении выплаты не ограничивается каким-либо сроком.
  • Если выплата не состоялась по вине получателя, последний может обратиться за деньгами, но не позже, чем через 3 года после начисления за определенный период. Другими словами, срок давности обращения за каждыми назначенными к выплате 50 руб. — три года.

Компенсация 50 руб. является федеральной гарантией. Она положена женщине или другому лицу, оформившему отпуск по уходу за ребенком, с момента оформления и до месяца, когда ребенку исполнится 3 года (а не от полутора до трех лет, как многие считают). Компенсацию выплачивает работодатель из собственных средств, а если организация ликвидируется во время пребывания матери в отпуске, то можно оформить продолжение выплаты в Соцзащите.

Для того, чтобы получать компенсацию, обязательно написать соответствующее заявление. Выплата положена не ребенку, а его матери, поэтому при наличии двух (нескольких) детей до 3 лет сумма не складывается. К ней также могут применяться повышающие региональные коэффициенты. Если женщина получает пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, то оно суммируется с компенсацией 50 рублей.

Смотрите так же:  Детские пособия в россии в 2019

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Молодые матери должны знать, что им полагается пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Эти выплаты осуществляются или из бюджета города, или из денег предприятия, или из государственных средств. Государство выплачивает пособие женщинам-военнослужащим, остальные же претенденты на денежную помощь должны подавать заявку об ее начислении на свое предприятие. Для получения пособия на ребенка до 3 лет молодая мать должна написать соответствующее заявление.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Сроки выплат и размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет

До 1,5 лет молодые мамы имеют право получать пособие по уходу за ребенком, а дальнейшем, с 1,5 лет мама получает лишь компенсацию в 50 рублей ежемесячно до момента, пока не выйдет на работу или до 3 лет малыша. Но в некоторых регионах уже выплачивается пособие по уходу за ребенком не до 1,5, а до 3 лет. Уточнить сроки выплат можно в уполномоченных органах своего региона.

Кто имеет право получать пособие по уходу за ребенком до 3 лет

  • Работающие матери.
  • Отцы или другие родственники, ухаживающие за малышом вместо матери.
  • Мамы, которые являются военнослужащими и работают как в России, так и в других странах, согласно контракту.
  • Безработные мамы, которые потеряли работы из-за ликвидации предприятия.
  • Женщины, которые являются частными предпринимателями.

Лица же, уволенные с работы, не имеют право на получения пособия от 1,5 до 3 лет и от рождения до 1,5 лет. Также это права лишаются лица, получающие иные виды социальной помощи.

Документы для получения пособия на ребенка до 3 лет

К заявлению, которое Вы отправите на предприятие, следует приложить следующие документы:

  • оригинал, а также копию свидетельства рождения малыша;
  • оригинальный документ и копию трудовой;
  • оригинальную справку из службы занятости с информацией от том, что молодая мать не получает пособие как безработная.

Вышеуказанные документы можно лично отдать работниками предприятия, военным или социальным службам, но можно и отправить их по почте. В последнем случае отправьте посылку с уведомлением. Так Вы будете твердо знать, что ваши документы доставлены на предприятие.

Порядок выплат пособий на ребенка до 3 лет

  • Куда обращаться. Заявление на получение пособия следует подавать в орган, который будет его выплачивать: свое предприятие или в военные службы. Если Вы были уволены, то Вы не сможете получить помощь. Женщины-индивидуальные предприниматели должны написать заявление о материальной помощи в органы социальной защиты ее района.
    Если же Вы трудитесь по совместительству, то Вы можете выбрать, на каком из предприятий Вы желаете получать выплаты на ребенка с 1,5 до 3 лет и с рождения до 1,5 года. При этом Вы должны обязательно принести документ о том, что на других предприятиях никакой помощи не получаете.
  • Сроки оформления. С того момента, как малышу исполняется 1,5 года, Вам дается шесть месяцев на подачу заявления о выплате пособия. Если Вы все сделаете вовремя, то обязательно получите помощь. Даже если Вы напишете заявление в течение шести месяцев от исполнения ребенку 1,5 лет, Вы все равно получите пособие за весь срок от рождения до 1,5 лет малыша.
  • Сроки получения пособия. В течение всего 10 дней от вашего заявления с прилагаемыми к нему документами должно быть назначено пособие. Если его выплачивает ваш работодатель, то деньги Вы будете получать в день зарплаты. Если же выдачей пособия для Вас занимается территориальный орган ФСС, то Вы будете получать помощь почтой или через кредитную организацию.

Досрочное прекращение выплат пособия на ребенка

Выплата пособия может быть досрочно прекращена если:

  • получатель уволился по собственному желанию, и ему было назначено пособия по безработице;
  • получатель пособия прерывает свой отпуск по уходу за ребенком и выходит на полный рабочий день;
  • у женщин в отпуске по уходу за ребенком, наступает отпуск по беременности и родам (из декрета в декрет);
  • ребенок перешел на полное государственное обеспечение;
  • родителя, осуществляющего уход за ребенком, лишили родительских прав.

Ежемесячная компенсационная выплата прекращается начиная со следующего месяца, после наступления указанных обстоятельств. О наступлении подобного случая получатель должен сам уведомить своего работодателя или соцзащиту.

Свежие новости: продлить выплаты на детей до 3 лет

Госдума предложила принять закон о продлении пособия на ребенка от 1.5 до 3 лет в 2017 году. Соответствующий законопроект уже разработал депутат Сергей Вострецов. Предполагается, что если мама не захочет или не сможет выйти на работу, то она продолжит получать пособие в размере 40%, либо минимальных выплат до трех лет.

По оценкам экспертов 77 000 матерей остаются в декретном отпуске. Они являются потенциальными получателями нового пособия.

Пособие до 7 лет на детей, которые не ходят в детский сад

Из-за острой нехватки мест в детских садах, особенно в крупных городах родители вынуждены либо бросать работу, либо оставаться в отпуске дольше. Таким семьям новый закон предусматривает выплаты до 3 тысяч рублей, как компенсацию за непосещение садика.

Внимание! Закон внесен в думу в апреле 2017 года, но решение по нему депутаты еще не приняли.

Полезно помнить, что статья описывает наиболее частые ситуации и не учитывает многие тонкости и нюансы. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию через форму онлайн-консультанта или по телефону:

Звоните прямо сейчас, это быстро и бесплатно.

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.
Смотрите так же:  Требования к безопасности бад

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.