Договор перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом

Договор перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта и городском электрическом транспорте — глава III. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте.

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров.

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Перевозка пассажиров так же, как и перевозка грузов, представляет собой возмездный договор. Однако если перевозка грузов в большинстве случаев — реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях — сделка консенсуальная.

В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией: о времени отправления и прибытия транспортных средств, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, о запрещенных к перевозке в ручной клади предметах, другой информацией, предусмотренной Правилами перевозки пассажиров и багажа.

В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта, Правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.

Пассажир имеет право:

приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров;

перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;

сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом;

делать остановку в пути следования с определением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;

продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений.

Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром провозной платы.

В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т.п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т.е. бумагой, обладание которой дает право требования того, что составляет ее содержание.

Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) с пассажира определенную сумму. Целью удержания является не возмещение потерь, а взыскание заранее объявленной штрафной неустойки за односторонний отказ от исполнения договора.

Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Только эти условия могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку пассажира. Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки, которые возникают из-за опоздания пассажира, например, на важные переговоры, у транзитных пассажиров и т.д.

Помимо ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, перевозчики несут ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в случаях:

1) утраты, недостачи или повреждения багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной стоимости;

2) утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа либо в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает отправителю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом сегодня – один из самых распространённых способов передвижения. Практически любой в своей жизни сталкивается с ж/д транспортом, поэтому рассмотрим ключевые моменты, которые вызывают вопросы у пассажиров и зачастую приводят к спорам.

Опоздание поезда

Отправка и прибытие поезда по расписанию – это обязанность ж/д перевозчика. Однако не любая задержка обязательно должна быть оплачена перевозчиком. Так, не принимается в расчёт опоздание менее часа. За большее опоздание ж/д компания обязана выплатить пассажиру штраф (3% от стоимости провозной платы за каждый полный час задержки). Стоит подчеркнуть, что данное правило не действует в пригородном сообщении. Для этого пассажир в течение 45 дней со дня задержки должен отправить перевозчику претензию вместе с билетом, подтверждающим факт проезда. И только если претензия пассажира не будет удовлетворена перевозчиком добровольно, на что у последнего есть 30 дней, то он может обратиться в судебные органы. Иск подаётся по выбору пассажира: в месте заключения или исполнения договора перевозки пассажиров и багажа, месте жительства или же в месте нахождения перевозчика.

Опоздания пассажира на поезд

Нередки и случаи, когда сам пассажир опаздывает на поезд. Тогда пассажир может возвратить билет, получив обратно его стоимость, стоимость сервисных услуг за вычетом плацкарты. При этом на возврат билета у пассажира есть 12 часов или 5 суток (опоздание по причине несчастного случая или болезни) с момента отправления поезда.

Ошибки в проездных документах

Данный вопрос стал особенно актуальным с появлением электронных билетов, при покупке которых информация заполняется самим пассажиром. Любые несоответствия билета документам пассажира согласно правилам перевозки могут служить основанием для отказа в посадке. Однако существует разъяснение РЖД (Телеграмма от 05.10.2005 № 3/311), в котором толкуется норма об ошибках. Так, допускается не более 1 опечатки в номере документа или фамилии, а ошибки в имени или отчестве в принципе не являются существенными для договора о перевозке пассажиров и багажа. При этом заметим, что данные правила распространяются только на внутрироссийское сообщение, а значит, что при пересечении границы у пассажира могут возникнуть проблемы, связанные с опечатками.

Багаж

Пассажир вправе перевозить с собой в вагоне ручную кладь, весом, не превышающим 36 кг, а габаритами – не более 180 см по всем измерениям в совокупности. Кроме того, за дополнительную плату также могут быть провезены домашние животные или бытовая техника, габариты которой также не превышают 180 см. Отметим, что пассажир самостоятельно отвечает за сохранность перевозимого.

Более того, за доплату пассажир вправе отправить отдельно багаж. При этом перевозчик обязан его принять и доставить ближайшим поездом, в котором есть вагон для перевозки багажа. Если отправляется ценный груз, то предпочтительным вариантом является отправка багажа с объявленной ценностью. Однако при возникновении сомнений о действительной стоимости багажа перевозчик вправе потребовать вскрыть багаж и проверить содержимое.

В отличие от перевозки пассажиров авиатранспортом проблема с багажом менее актуальна. В случае утраты (неприбытие багажа по истечении 10 суток с момента обозначенного срока прибытия) или повреждения багажа составляется коммерческий акт. Пассажир может претендовать не только на возмещение стоимости багажа, но и на возврат стоимости провоза багажа. В случае же прибытия багажа в 10-дневный срок пассажир вправе требовать уплаты перевозчиком штрафа в размер 3% от стоимости провоза за каждые сутки задержки.

Смотрите так же:  Доверенность получение товара образец рб

Комментарий к статье 90 Устава

1. Договор перевозки пассажира является самостоятельным видом обязательства. В ГК ему посвящена отдельная статья (ст. 786). Предмет этого договора — транспортные

услуги. Договор перевозки пассажира является двусторонним, поскольку каждая

сторона (железная дорога и пассажир) обладает как определенными правами, так

и несет конкретные обязанности (пассажир имеет право на перевозку, но обязан

оплатить свой проезд, а железная дорога имеет право на получение от пассажира

стоимости его проезда, но обязана перевезти его).

Договор перевозки пассажира относится к возмездным договорам, поскольку

пассажир оплачивает свой проезд.

Вместе с тем в настоящее время имеется широкий круг пассажиров, которым

законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предоставлено

право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте. В этих случаях расходы

(компенсация льготного проезда) железнодорожного транспорта возмещаются за

счет средств соответствующего бюджета (см. п. 5 ст. 790 ГК, п. 6 ст. 11 Закона

о железнодорожном транспорте и ст. 90 ТУЖД).

Кроме того, договор перевозки пассажира в дальнем следовании является

консенсуальным, т.к. вначале достигается соглашение о предстоящей поездке,

оплачивается стоимость проезда и пассажиру выдаются проездные документы (билеты),

и только потом ему предоставляется соответствующее место в поезде. Указанный

договор носит срочный характер, поскольку срок его исполнения определяется

временем нахождения поезда в пути в соответствии с расписанием движения поездов.

Пунктом 3 ст. 426 ГК установлено, что отказ коммерческой организации

от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю

соответствующие услуги не допускается и при необоснованном ее уклонении от

заключения договора применяются положения п. 4 ст. 445 ГК. Поэтому в случае

обоснованного отказа железной дороги заключить договор перевозки, последствия,

указанные в ст. 426 ГК, не наступают. Например, если в поезде нет свободных

мест (кроме пригородных поездов), если указанная гражданином железнодорожная

станция назначения не открыта согласно ст. 88 ТУЖД для выполнения операций

по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа.

Железная дорога также вправе отказать в перевозке пассажиру и удалить

его из поезда в случаях: когда пассажир нарушает правила проезда (договор

перевозки в этом случае досрочно расторгается из-за нарушения пассажиром его

обязанностей); когда пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем

спокойствие окружающих, и если при этом нет возможности поместить его отдельно.

В этом случае пассажира из поезда удаляют при обязательном участии врачебно-медицинского

персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебные учреждения.

При применении норм, регулирующих отношения сторон, вытекающие из договора

перевозки пассажиров, их багажа, а также грузобагажа для личных (бытовых)

нужд, необходимо учитывать, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ

N 7 к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей

может применяться в части, не противоречащей ГК и специальному закону — ТУЖД.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом

(билетом), а договора перевозки багажа, грузобагажа (сдача их пассажиром,

грузоотправителем) — соответственно багажными, грузобагажными квитанциями.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента приобретения

им проездного документа (билета), т.е. с момента его выдачи пассажиру. Проездной

документ (билет) является основным документом, удостоверяющим заключение договора

перевозки пассажира и уплату им стоимости проезда.

Договор перевозки пассажира предшествует договору перевозки багажа. Договор

перевозки багажа считается заключенным в момент сдачи пассажиром железной

дороге соответствующего имущества. Заключение договора перевозки грузобагажа

не находится в зависимости от пассажира (подробнее о перевозке багажа и грузобагажа

см. комментарий к ст. 96-101).

Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты, в т.ч. льготные),

а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в

поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно

установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской

Федерации льгот для граждан определенных категорий.

Как правило, проездные документы (билеты) приобретаются пассажиром в

билетной кассе до начала поездки.

Начальнику поезда, в виде исключения, предоставлено право, при наличии

свободных мест в поезде, допускать посадку пассажиров, не успевших приобрести

проездные документы (билеты) в билетной кассе, в случае предъявления ими телеграммы,

заверенной ответственным лицом о необходимости срочного выезда (о смерти,

болезни, аварии и т.д.), а также в случаях, не вызывающих сомнения в необходимости

экстренного выезда. При этом посадка производится только в «штабной вагон»

с последующим оформлением проезда в течение 1 часа с момента отправления поезда

из пункта его формирования и в течение 30 минут — с промежуточной станции

без взимания штрафа. Если за указанный срок проездной документ (билет) не

будет оформлен, пассажир считается безбилетным. Безбилетный проезд не порождает

В соответствии с целым рядом законов Российской Федерации отдельным категориям

граждан предоставляется право бесплатного проезда в поездах без оформления

проездных документов (билетов) только при условии предъявления соответствующего

удостоверения личности. Такой порядок требует, на наш взгляд, изменения не

только в связи с установлением комментируемой статьей обязанности пассажира

иметь проездной документ (билет), но и с целью наведения элементарного порядка

в учете проезда пассажиров льготных категорий и возмещения при этом железным

дорогам расходов по их перевозке, решения вопросов, связанных со страхованием

жизни и здоровья пассажиров, а также вопросов оперативной деятельности правоохранительных

органов. Представляется целесообразным значительно сократить перечень таких

категорий пассажиров, предоставив, например, право проезда по удостоверениям

личности только работникам правоохранительных органов, непосредственно осуществляющим

срочные оперативно-розыскные действия. Особенно это стало актуальным в условиях,

когда на железнодорожном транспорте (кроме пригородного сообщения) с 1 июля

1995 г . были введены именные проездные документы (билеты).

С наличием надлежаще оформленных проездных документов (билетов) законодатель

связывает целый ряд совершенно определенных последствий. Так, пассажир, обнаруженный

контролерами в поезде без проездного документа (билета) или с проездным документом

(билетом), не дающим право на проезд в данном поезде, считается безбилетным

и привлекается к административной ответственности в виде штрафа, размер которого

определен в КоАП. Одновременно с уплатой штрафа безбилетный пассажир, проезжающий

в местных, дальних и пригородных поездах, должен оплатить стоимость проезда

от места посадки до станции назначения или пересадки.

В целях исключения безбилетного проезда на проводников вагонов возложена

обязанность при посадке пассажиров в вагон проверять проездные документы (билеты)

и документы, удостоверяющие их личность, а также соответствие веса ручной

клади установленным нормам. При несоответствии фамилии, указанной в проездном

документе (билете), фамилии в предъявляемом документе пассажир в поезд не

3. Охрана законных интересов пассажиров обеспечивается также посредством

страхования их жизни и здоровья от несчастных случаев на период проезда железнодорожным

Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на железнодорожном

транспорте было введено в нашей стране еще в соответствии с постановлением

СНК СССР от 6 апреля 1931 г . N 259. В настоящее время обязательное страхование

пассажиров регулируется ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте, Указом

Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г . N 750 «Об обязательном личном

страховании пассажиров» (СА РФ, 1992, N 7, ст. 35), соглашениями между МПС

и страховыми организациями и договорами страхования.

Обязательное страхование не распространяется на пассажиров, следующих

в международном и в пригородном сообщениях.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездных документов (билетов)

и взимается с пассажиров при их продаже. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного

проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию

без уплаты ими страхового взноса.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена

в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа

(билета) минимальных размеров оплаты труда.

Договор страхования носит дополнительный, по отношению к договору перевозки

пассажира, характер и прекращается при прекращении договора перевозки.

Пассажир считается застрахованным от несчастного случая в пути с момента

объявления посадки в поезд на всем пути его следования, в т.ч. на остановках

поезда и в пунктах пересадки транзитных пассажиров. Однако если пассажир,

следующий в беспересадочном сообщении, прервал свою поездку и сделал остановку

в пути или транзитный пассажир покинул помещение вокзала (территорию станции

пересадки), правоотношения страхования приостанавливаются. В таком случае

приостанавливается исполнение и договора перевозки, и договора страхования

пассажира, действие которых возобновляется с момента объявления посадки в

поезд, в котором пассажир, сделавший остановку в пути, продолжит поездку,

или с момента возвращения транзитного пассажира в помещение вокзала (на территорию

При получении травмы в результате несчастного случая на железнодорожном

транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующая

степени тяжести травмы. В случае смерти пассажира страховая сумма выплачивается

его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении

страхового случая выплачивается независимо от выплаты им или их наследникам

денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным

законодательством Российской Федерации. Страховая выплата по обязательному

личному страхованию пассажиров производится пассажиру или его наследникам

не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного железной дорогой

акта о несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром,

и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого

вида обязательного страхования.

Железная дорога обязана составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем

с застрахованным пассажиром, первый экземпляр которого вручить пассажиру,

его представителю или наследникам.

Следует отметить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками

при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров, в предусмотренном

законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования

мероприятий по предупреждению несчастных случаев на железнодорожном транспорте,

повышению безопасности перевозок.

Согласно ст. 927 ГК и п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте

на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской

Федерации о страховании наряду с обязательным личным страхованием может проводиться

добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование

грузов, багажа и грузобагажа. Добровольное страхование пассажиров в таком

случае, по своей сути, будет дополнительным по отношению к обязательному личному

4. Для оформления перевозки пассажира, провоза багажа и грузобагажа применяются

перевозочные документы различных форм. В зависимости от характера пассажиропотока,

условий поездки, автоматизации билетно-кассовых операций могут применяться

картонные, бланковые и катушечные проездные документы (билеты), а также проездные

документы (билеты), оформляемые через систему «Экспресс-2».

Проезд пассажиров, следующих в смешанном сообщении (несколькими видами

транспорта), военнослужащих, туристов и некоторых других категорий пассажиров

осуществляется по специальным формам проездных документов (билетов) и разрешениям.

В пригородных билетных кассах кроме разовых билетов производится продажа

различного вида абонементных билетов, в т.ч. льготных.

Порядок продажи проездных документов (билетов), в т.ч. перечень лиц,

пользующихся правом их преимущественного (внеочередного) приобретения, устанавливается

МПС. Проездные документы (билеты) продаются, как правило, за наличный расчет.

5. Установленная ч. 8 комментируемой статьи норма о том, что утерянные,

испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если

их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой,

Смотрите так же:  Повысится пенсия в 2019

и уплаченные за них деньги не возвращаются, содержит в себе дополнительные

гарантии прав пассажиров по сравнению с действовавшим ранее УЖД.

Смысл гарантий заключен в словах «если их восстановление илиидентификация

не может быть осуществлена железной дорогой». Ранее пассажир, утерявший проездной

документ (билет), освобождался от уплаты штрафа, если факт утери будет доказан,

но на дальнейший путь он обязан был приобрести новый проездной документ (билет).

Теперь утраченные, испорченные проездные документы (билеты) могут быть

возобновлены при наличии условий, указанных в ч. 8 комментируемой статьи.

К началу XX в. средства транспорта становятся излюбленной формой вывоза капитала. По железным дорогам вывозилось из закабаленных стран ценное сырье.

Составные элементы железной дороги: железнодорожный путь, подвижной состав, средства связи, автоматики и телемеханики (СЦБ), система станций и узлов, спец.

Железная дорога должна «заходить» в расположенные на пути города и поселки. Со всем этим приходится считаться.

Метрополитен — внеуличная городская железная дорога — самый скоростной вид пассажирского транспорта, отличающийся высокой провозной способностью.

:: Николаевская железная дорога. — Вслед за открытием движения по первой из русских железных дорог, Царскосельской.

Вопрос о постройке Амурской железной дороги настолько исчерпан, что я. не позволю себе утомлять внимание Государственного совета положительной.

От Москвы железные дороги лучеобразно расходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. … Первая пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом.

Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса России. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную. Административное право. Железнодорожный транспорт.

Железнодорожные пути строительных площадок делят на подъездные, соединяющие строительные площадки с общей сетью железных дорог, и внутрипостроечные.

Первая пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом.

— дорожное устройство в месте пересечения ж.-д. пути с автомобильной дорогой в одном уровне. … Железнодорожный транспорт. История железных дорог.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ. — здание (или комплекс зданий, сооружений и устройств) на остановках пассажирского железно-дорожного транспорта.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

В отличие от исторических моделей-макетов модели-копии (см. Моделирование, моделизм), создаваемые в модельных кружках при детских железных дорогах, участвуют в соревнованиях.

Железнодорожный кран КДЭ-161 грузоподъемностью ]6 т. Железнодорожный дизель-электрический самоходный полноповоротный кран (3.41) предназначен для.

На железнодорожном пути в среднем через каждые 7—10 км расположены станции. … Когда в 1843 г . прошлого века в России было начато строительство железной дороги между.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт … и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен.

Для передвижения кранов по действующим линиям железных дорог в составе поезда его ходовая часть оборудуется тормозными приборами.

Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом (стр. 1 из 15)

Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ И ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

1.1 Договор перевозки пассажиров и багажа

1.2 Понятие договора перевозки пассажира по действующему законодательству

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

2.1 Заключение и прекращение договора перевозки пассажира

2.2 Исполнение договора перевозки

ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

3.1 Ответственность за нарушения договора перевозки пассажиров

3.2 Ответственность за несохранность багажа и причинение вреда жизни и здоровью пассажира

Актуальность темы исследования. По своему значению и, прежде всего, по объему перевозок железнодорожный транспорт занимает первое место среди других видов транспорта Российской Федерации. Доля железнодорожного транспорта во внутреннем валовом продукте России составляет 4,7 %, в стоимости основных производственных фондов страны — 13 %; железнодорожный транспорт нашей страны выполняет свыше 25 % грузооборота и 15 % пассажирооборота железных дорог всех стран мира[1] . По последним официальным данным доля железнодорожного транспорта в общем объеме внутрироссийских грузовых перевозок продолжает оставаться на высоком уровне и составляет около 80 %[2] .

Социально-экономическое значение железнодорожного транспорта обуславливает важность нормативно-правового обеспечения его деятельности. Нельзя сказать, что данная сфера отличается стабильностью. Уставы железнодорожного транспорта, базовые отраслевые правовые акты принимались в нашей стране с 1885 г. девять раз, причем последние два Устава разделяет период всего в пять лет. Это является отражением того, что правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта в истории нашей страны строилось на различных принципах. Дореволюционный период отличался использованием частно-правовых средств в регулировании перевозок. В советское время наблюдалась эволюция от частно-правовой к публично-правовой регламентации железнодорожных перевозок, самостоятельность и инициативность субъектов транспортной деятельности заменялась государственным планированием. План перевозок подлежал точному и безусловному исполнению железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями. Планирование перевозок имело настолько большое значение, что ММ. Агарков[3] выразил серьезные сомнения в договорной природе железнодорожных грузоперевозок по советскому праву.

Изменение модели правового регулирования хозяйственной сферы в 90-х гг. прошлого века не нашли отражения в железнодорожном законодательстве. Только в 2003 г. был принят новый Устав железных дорог Российской Федерации, нововведения которого, по сути, сводились к механистическому изъятию норм о государственном планировании[4] .

Важной проблемой правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта является появление новых субъектов транспортных отношений. Традиционно доставка грузов и пассажиров осуществлялась железными дорогами, которые также обеспечивали функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняли и оказывали вспомогательные работы и услуги. С 2001 г. началась реформа железнодорожной отрасли. Основным содержанием преобразований объявлено обособление государственного регулирования от хозяйственной деятельности. Государство передает хозяйственные полномочия ОАО «Российские железные дороги», которое выступает как самостоятельный субъект на рынке транспортных услуг. Эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта отделяется от перевозки. Первая признается естественной монополией, тогда как перевозка и другие транспортные услуги считаются потенциально конкурентными. Реформа предполагает значительную приватизацию имущества железнодорожного транспорта. Кроме ОАО «Российские железные дороги» создаются иные частные компании, занимающиеся перевозкой или оказанием вспомогательных транспортных услуг. Такие частные компании и даже индивидуальные предприниматели могут становиться собственниками инфраструктуры железнодорожного транспорта в результате строительства или приватизации. Железнодорожный перевозчик по новому законодательству не обязательно должен владеть подвижным составом, государство и ОАО «Российские железные дороги» проводят политику передачи вагонов и локомотивов в собственность так называемые компаний-операторов подвижного состава. При осуществлении конкретной перевозки могут быть задействованы независимые друг от друга лица: перевозчик, владелец инфраструктуры, владелец локомотива, владелец вагонов и контейнеров, владелец погрузочно-разгрузочных средств.

Степень научной разработанности проблемы. Всю совокупность исследований, имеющих отношение к теме диссертационной работы можно разделить на две группы.

К первой относятся исследования советского времени. В 1925 г. вышел в свет сборник по проблемам железнодорожного законодательства, где в статьях М.М. Агаркова, С.П. Геракова, А.Г. Русакова, и других были намечены подходы к изучению транспортного железнодорожного права.

Усиление публичных начал в регулировании транспортной деятельности долгое время не находило отражения в специальной литературе, но с 50-х гг. XX в. наблюдается рост внимания к проблемам транспортного права. Это работы, непосредственно посвященные правовому регулированию железнодорожных перевозок[5] , а также обобщающие исследования транспортного права[6] . В ряде работ решались отдельные вопросы транспортного права[7] .

Вторую группу исследований составляют современные работы по проблемам транспортного права. Характер правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта в 90-х гг. XX века существенно изменился, произошел отказ от государственного планирования перевозок, был принят Гражданский кодекс РФ. Также были приняты новый Транспортный устав железных дорог и Закон «О федеральном железнодорожном транспорте», что полностью изменило железнодорожное законодательство. Тем не менее, российские правоведы не уделяют проблемам транспортного железнодорожного права должного внимания. Комментарий к новому железнодорожному законодательству носит общий характер, не содержит глубокого анализа нормативных положений[8] . Зачастую сохраняется традиционный подход к рассмотрению проблем транспортного права, договор перевозки грузов анализируется с прежних позиций плановой экономики[9] . И.В. Спирин защищает специфику транспортного права как комплексной и самостоятельной отрасли права России и не допускает его связь с началами гражданского права[10] , в этом смысле автор делает шаг назад в сравнении с советской юридической литературой. Вместе с тем ряд современных авторов обращается к значимым проблемам транспортного права, Н.С. Ковалевская[11] и В.В. Витрянский[12] обосновывают договорную природу предварительной стадии перевозки грузов железнодорожным транспортом, что в большей степени отражает реалии нашего времени.

Цель исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта.

Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:

— рассмотрение истории развития договора перевозки пассажиров и багажа;

— определение понятия договора перевозки пассажиров железнодорожным транспортом;

— рассмотрение правового регулирования перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;

— анализ элементов обязательства по перевозке, а также прав и обязанностей сторон;

— рассмотрение вопросов гражданско-правовой ответственности по договору.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом. Предмет исследования — правовое регулирование транспортных железнодорожных отношений и отношений по публичной организации деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

Методология исследования обусловлена его целями и задачами. Исследование строится на критическом анализе норм действующего железнодорожного законодательства и теоретического материала в области правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. Для выявления и оценки проблем современного транспортного законодательства широко использовались методы сравнительного правоведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ И ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

1.1 Договор перевозки пассажиров и багажа

В дореволюционной России существовало детальное регулирование отношений, возникающих при перевозке пассажиров по железным дорогам. Достаточно сказать, что в Общем уставе российских железных дорог 1885 г. (в ред. 1916 г.) имелась отдельная глава (глава вторая) о перевозке пассажиров и их багажа, включавшая в себя 29 статей. В соответствии с Общим уставом (ст. 15) постоянное пассажирское движение должно было производиться согласно расписанию, опубликованному ко всеобщему сведению и вывешенному для обозрения на всех станциях. В расписании надлежало указывать: время проследования (прибытие, остановка и отход) поезда через каждую станцию; классы вагонов, входящих в состав каждого поезда; станции, на которых производится прием пассажиров, с указанием, на какие именно станции могут следовать принимаемые в том или другом месте пассажиры с каждым поездом; поезда, в которых имеются отделения дамские и для курящих, и в составе какого именно класса полагаются те и другие. Время отхода и прибытия поездов указывалось по петроградскому или местному времени.

Договор перевозки пассажира и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за проезд (а при сдаче багажа — и за провоз багажа) установленную сумму (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Смотрите так же:  Можно ли лежачего больного оформить в дом инвалидов

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 N 111.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет.

По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 3 ст. 786 ГК РФ):

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный.

Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;
  • делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;
  • продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;
  • выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;
  • возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);
  • переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;
  • продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, то есть вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации-перевозчика:

  • своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;
  • предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);
  • доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;
  • обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;
  • оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст. 84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство. Безопасность пассажира обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст.ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Исходя из смысла ст. 103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж», часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит на борту самолета бесплатно, а другая часть (за пределами этих норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной суммы за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет приобретая проездной документ (билет), то есть практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей, в частности обязанность надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров. Так, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).

Договор перевозки: Видео