Налог с оборота в россии 2019

Вместо НДС – налог с продаж

14.04.2006 Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Смотрите так же:  Деньги под залог зем Участка

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»

Поделитесь этой информацией с коллегами, партнерами, друзьями — может это важно и полезно для них!

Что нового в налоговом законодательстве с 2019 года: НДС, ИП, имущество, налоги, акцизы, пошлины

Повышение ставки НДС с 18% до 20%, налоговая ставка на имущество граждан. Изменится ли размер транспортного, земельного налога в 2019 году? Как изменится патентная система и будет ли увеличен торговый сбор в 2019 году? Как изменятся акцизы и будут ли увеличен размер госпошлин?

Повышение ставки НДС с 18% до 20%, налоговая ставка на имущество граждан, владельцев имущества, налоги на движимое имущество, льготные тарифы и ставки для жителей Владивостока, субсидии и финансовая поддержка государства в рамках госпрограммы для предприятий — что еще ожидать россиянам и бизнесу с 2019 года? Изменится ли размер транспортного, земельного налога в 2019 году? Как изменится патентная система и будет ли увеличен торговый сбор в 2019 году? Как изменятся акцизы и будут ли увеличен размер госпошлин?

Представлен новый документ об Основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2019-2021 годы. Скачать документ.

В пятницу, 6 июля, прошли парламентские слушания на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», на которых был представлен соответствующий проект.

Что изменится в налоговом законодательстве с 2019 года

Согласно документу, на указанный период запланировано внесение ряда изменений в Налоговый кодекс, из которых можно выделить наиболее значимые. Так, например, планируется:

  • возложить на ИП обязанности налогового агента по налогу на прибыль, если он выплачивает доход иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ;
  • повысить ставку НДС с 18% до 20% с сохранением всех действующих пониженных ставок по этому налогу;
  • разработать регламент порядка учета для целей налогообложения прибыли и убытков реорганизованных юрлиц, чтобы не допустить незаконной налоговой оптимизации;
  • установить порядок учета расходов организации по приобретению основных средств, не подлежащих амортизации, но участвующих в производственной деятельности;
  • принять ряд поправок для ускорения возмещения НДС налогоплательщикам в заявительном порядке, в том числе экспортерами;
  • упростить подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров путем отмены обязательного предоставления копии товаросопроводительных документов;
  • уточнить условия, когда опекуны недееспособных граждан могут получить налоговый вычет;
  • уточнить условия предоставления социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения;
  • уточнить порядок исчисления и уплаты НДФЛ ИП при отмене необходимости декларировать предполагаемый доход;
  • исключить с 1 января 2019 года движимое имущество из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций;
  • уточнить порядок исчисления налога на имущество физических лиц с коэффициентом, ограничивающим ежегодное увеличение суммы налога;
  • ввести новый режим налогообложения с 1 января 2019 года для нефтяного сектора – налог на добавленный доход при добыче углеводородного сырья;
  • уточнить порядок учета субсидий и средств финансовой поддержки налогоплательщиками на УСН и ЕСХН в случае компенсации им за счет этих сумм ранее произведенных расходов;
  • расширить виды деятельности, подпадающие под применение патентной системы налогообложения;
  • разработать новый режим налогообложения – налог на профессиональный доход для физлиц, ведущих деятельность без наемных работников;
  • зафиксировать бессрочно тарифы на обязательное пенсионное страхование в размере 22% и 10%;
  • сократить срок проведения камеральной проверки декларации по НДС с трех до двух месяцев с возможностью продления срока по решению руководителя налогового органа.

От проводимой работы ожидается результат в виде увеличения платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

2. Для ускорения возмещения НДС налогоплательщикам, в том числе экспортерам, снижение с 7 до 2 млрд. рублей размера совокупной суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за 3 предшествующих года, при достижении которого налогоплательщику предоставляется право на применение заявительного порядка возмещения НДС без представления в налоговые органы банковской гарантии или договора поручительства.

3. Исключение из перечня документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по НДС, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками таможенных органов, подтверждающими фактический вывоз товаров с территории Российской Федерации, в целях упрощения подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров.

Налог на доходы физических лиц

1. Уточнение в целях налогообложения порядка пересчета в рубли расходов на приобретение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте.

2. Уточнение условий предоставления налоговых вычетов в отношении опекунов недееспособных граждан.

3. Уточнение условий предоставления имущественных налоговых вычетов в сумме фактических расходов на погашение процентов по кредитам, полученным в целях рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, если такие кредиты выданы в соответствии с программой помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

4. Уточнение условий социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения.

5. В целях обеспечения определенности налогообложения:

— уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы в случае продажи жилого помещения, доли в котором выделены членам семьи, направившим средства материнского капитала на погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, выданному на приобретение указанного жилого помещения;

— уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы при передаче имущества участнику организации в случае ее ликвидации; — уточнение порядка признания расходов при определении налоговой базы при продаже недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности;

— уточнение порядка налогообложения доходов в виде экономической выгоды при прекращении обязательств без их исполнения налогоплательщиком; — уточнение порядка налогообложения в части применения имущественного налогового вычета при продаже имущества, полученного на безвозмездной основе, а также в порядке дарения или наследования.

7. Уточнение порядка исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с учетом отмены декларирования предполагаемого дохода.

8. Предоставление права представления отчетности по месту учета одного из обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования.

Налоги на имущество организаций и имущество физических лиц (граждан) РФ

Имущественные налоги

1. Продолжение работы по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.

2. Исключение с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций для создания стимулов для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности, а также обновления активной части основных фондов организаций (машин, оборудования).

3. Уточнение порядка исчисления налога на имущество физических лиц с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Апробация применения такого коэффициента в 2018 году при исчислении налога за 2017 год будет осуществляться на территориях 28 субъектов Российской Федерации, где исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется с коэффициентом 0,6. Одновременно предусматривается отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, применяемого, начиная с четвертого налогового периода применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу.

4. Продолжение работы по реализации механизма «двух ключей», в рамках которой предлагается передать регионам полномочия по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны.

Патентная система налогообложения и торговый сбор

1. Расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее – ПСН), за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельностями.

2. Предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений для применения ПСН: — по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; — по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта; — по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади.

3. Уточнение отдельных положений главы 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса, исходя из практики его применения в г. Москве.

Какими будут страховые взносы

Как следует из резолюции Дмитрия Медведева от 15 июня на обращение к нему главы Минэкономики Максима Орешкина, глава правительства предварительно одобрил продление льготных ставок страховых взносов для отдельных категорий некоммерческих и благотворительных организаций, а также для неторгового малого бизнеса. Поясним, что в соответствии с Налоговым кодексом с 2012 по 2018 год тариф взноса в Пенсионный фонд для этих категорий плательщиков равен 20%, в фонды социального и обязательного медицинского страхования (ФОМС и ФСС) — 0%. Стандартная общая ставка страховых платежей равна 30% (5,1% — в ФОМС, 22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС).

В письме Максим Орешкин предложил продлить действие льгот до 2025-го или до 2031 года. На какой период премьер согласился сохранить льготы, из его резолюции неясно — подчеркнуты оба предложенных в письме варианта. Аргументы Минэкономики за продление льготного режима — развитие социально ориентированных НКО и предоставление им возможности направлять больший объем средств на уставную деятельность. Пониженные тарифы являются, по мнению Минэкономики, «механизмом господдержки развития отрасли», которая оказывает социальную поддержку населению.

О страховых взносах из документа — тарифы, льготы с 2019 года

1. Фиксация тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величиной базы для обложения взносами и 10 процентов сверх предельной величины на бессрочный период, а общего размера тарифов страховых взносов на все виды обязательного социального страхования на уровне 30 процентов.

2. Освобождение компенсационных выплат по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающих членов их семей, получающих компенсацию по оплате расходов за членов семей, от уплаты страховых взносов, учитывая, что компенсация аналогичных расходов самого работника не облагается страховыми взносами согласно положениям действующего законодательства о налогах и сборах.

3. Установление пониженных тарифов страховых взносов резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) в Дальневосточном федеральном округе и резидентам свободного порта Владивосток (далее – СПВ), получившим соответствующий статус и открывшим новые производства до 31 декабря 2025 года, без учета ограничений по срокам, истекшим со дня создания соответствующей ТОСЭР или со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», установив минимальный объем инвестиций, осуществляемых такими резидентами.

4. Определение нового подхода к применению резидентами ТОСЭР на всей территории Российской Федерации и резидентами СПВ пониженных тарифов страховых взносов, в соответствии с которым указанные тарифы страховых взносов будут применяться резидентами исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Смотрите так же:  Выдача свидетельства о праве на наследство в рк

Размер государственной пошлины для юрлиц и индивидуальных предпринимателей

1. Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа («старт за ноль»).

2. Установление дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

3. Введение государственной пошлины за выдачу свидетельств на совершение операций по переработке нефтяного сырья.

4. Установление государственной пошлины за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для маркировки алкогольной продукции.

Налог с оборота в россии 2019

Как повышали НДС

НДС — первый по собираемости налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2017 году госуд​арство получило 5,1 трлн руб. от НДС — 34% всех доходов бюджета. Этот налог действует в России с 1992 года. Тогда ставка была максимальной и составляла 28%. С 1993 года НДС понизили до 20%, а с 2004 года — до 18%. Кроме НДС с 1998 по 2004 год дополнительно взимался налог с продаж до 5%.

О планах повысить НДС правительство объявило в середине июня. В отличие от законопроекта о повышении пенсионного возраста, который президент Владимир Путин дополнил ко второму чтению в Госдуме, этот документ до своего принятия не претерпел каких-либо изменений. Власти повысили только общую ставку НДС, оставив на прежнем уровне — 10% — ставку по льготным товарам.

НДС платят не все компании. Право не платить его есть у предпринимателей с оборотом до 2 млн руб. за три месяца. Освобождены от уплаты налога пользователи специальных налоговых режимов. В России НДС не самый высокий: в Германии ставка составляет 19%, во Франции и Великобритании — 20%, Финляндии — 24%, Швеции — 25%. В США, Канаде и Японии нет НДС, но есть налог с продаж.

Почему повысили НДС

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  • введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  • повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».

Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки. Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Как вырастут цены

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:

  • подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  • повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
  • по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  • жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2019 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
  • рост НДС повлияет и на цены на бензин;
  • подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.

Как рост НДС отразится на экономике

В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.

То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2019 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.

Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.

Новые налоги с 1 января 2019 года

В российской налоговой системе с 1 января 2019 года будут введены новые налоги. Парламентарии приготовили россиянам сразу несколько видов платежей и сборов, которые коснутся самозанятых граждан, туристов, а также компаний и ИП, чья деятельность сопряжена с одним из возможных способов загрязнения окружающей среды. Одни из них уже поддержаны Правительством и ожидают рассмотрения, другие – только находятся в стадии разработки проектов, но по прогнозам с большей вероятностью можно ожидать их принятия в следующем году.

Налогообложение для самозанятых

В 2019 году Правительство будет тестировать новый налог на самозанятость. К самозанятым относятся физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые получают доход от своей деятельности без привлечения наемных работников:

  • фрилансеры, работающие на дому (копирайтеры, дизайнеры и пр.);
  • швеи-надомницы;
  • фотографы;
  • таксисты с собственным или арендованным транспортом;
  • лица, занимающейся сдачей в аренду собственной жилой недвижимости;
  • репетиторы, няни и пр.

Еще одним условием для возможности его использования самозанятыми будет годовой доход не более 10 млн. руб. При превышении указанной суммы налогоплательщикам придется уплачивать налоги на стандартных условиях. Но новый налог будет «работать» с начала 2019 года только для четырех регионов (Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан), и только при условии успешного внедрения распространится по территории всей страны. Его размер будет зависеть рассчитываться в зависимости от того, с кем сотрудничает самозанятый для получения дохода:

  • если с физическими лицами – 2,5%;
  • если с юридическими лицами – 4,5%.

Для уже зарегистрированных ИП, которые соответствуют перечисленным выше условиям, будет предоставлена возможность выбора: выбрать с 2019 года работу на новом налоге или остаться на прежнем режиме налогообложения.

Для налогоплательщиков будет работать специальное мобильное приложение, с помощью которого можно будет пройти дистанционную регистрацию в налоговой службе без посещения центра регистрации, а впоследствии вносить необходимые суммы платежей через привязанную к приложению банковскую карту или счет. При этом такие граждане будут освобождены от необходимости сдачи налоговых отчетов и какой-либо другой документации.

Экологический налог

На сегодняшний день в России уже взимается экологический платеж в виде сбора, порядок взимания которого определен Постановлением Правительства № 1073. Но уже существует проект изменений, который предусматривает его выделение с 2019 года в виде нового экологического налога. Глава с одноименным названием должна будет появиться в Налоговом кодексе страны. Он будет действовать для всех предприятий, ИП и физлиц, занимающихся хозяйственной или любой другой деятельностью, которая связана с негативным воздействием на окружающую среду. Она может быть связана с:

  • выбросами загрязняющих веществ (обозначенных в соответствующем перечне) в атмосферу;
  • сбросами стоков в водные объекты (реки и пр.);
  • образованием и накоплением отходов, продуктов производства, жизнедеятельности и потребления разных уровней опасности.

В качестве налоговой базы планируется использовать массу (объем) отходов или вредных веществ. Ставка будет зависеть от того, какие вещества загрязняют окружающую среду, где это происходит и в каких объемах. К примеру, выброс в воздух 1 тонны аммиака обойдется в 138,8 руб., сероводорода – 686,2 руб. Ежегодно ставки будут пересматриваться с учетом инфляции. Для компаний, работающих по эко-технологиям, предполагаются льготные условия и даже нулевая ставка налога.

Туристический сбор

С вопросами налогообложения в сфере туризма ситуация складывается аналогично предыдущему, экологическому сбору. Сейчас для четырех регионов страны (Крыма, Краснодарского, Алтайского и Ставропольского края) установлено право взимать курортный сбор, размер которого устанавливается местными властями, но его суточный размер не должен превышать 50 рублей в 2018 году и 100 рублей в последующие годы. Свежая информация касается внесения поправок в Налоговый кодекс, чтобы ввести новый налог для туристов по всем 85 субъектам Российской Федерации. Инициатором такого предложения стал Комитет по финансам г. Санкт-Петербурга после того, как была выделена тенденция к снижению доходных поступлений в бюджет. Именно здесь с 1 января 2019 года может появиться пробный проект в этом направлении, а ставку планируется ввести не более 2% от стоимости снимаемого номера.

Смотрите так же:  Приказ вс рф форма одежды

Примером в этом случае являются европейские и американские города, где уже много лет практикуется туристический сбор. Он взимается от стоимости проживания и обеспечивает весомую прибавку в государственную казну. Но ставки здесь более высокие: в Лиссабоне – 1 евро в сутки в первую неделю пребывания, в Вене – 3,2% в сутки в течение первых трех месяцев пребывания, в Нью-Йорке – 13,25% стоимости номера и еще дополнительные 2 доллара за каждую ночь.

Если проект будет опробован успешно, уже к 2020 году практика распространится по всем 85 субъектам РФ. Ведь в Министерство культуры с просьбами о введении туристического сбора периодически обращаются представители разных регионов, богатых историческими и культурными достопримечательностями, которые могут быть интересны для развития туризма. Местным властям будет предоставлено право самостоятельно определять конкретные параметры налога (к примеру, перечень льготных категорий, освобождаемых от его уплаты) и ставку с учетом сезонности, категории «звездности», способа размещения (санаторный или гостиничный) и количества гостей. Именно от этих характеристик будет зависеть объем доходов каждого региона.

Так, питерский Комитет финансов определяет этот показатель в пределах 200 млн.- 4 млрд. рублей, но наиболее рациональной называется сумма в 1 млрд. руб. При этом не исключается возможность, что на первых этапах новый налог будет касаться только иностранных туристов, тогда как россияне будут пока освобождены от его уплаты.

Налог с оборота

Налог с оборота — доля финансовых накоплений в хозяйственной деятельности, которая жестко прописывается в цене товара и поступает в госбюджет страны.

Налог с оборота — один из видов налогообложения, объем которого пропорционален обороту компании. Задача такого налога — дать толчок к вертикальной интеграции. Применение налога делает производство товара внутри компании более выгодным, чем его покупку у поставщиков извне.

Налог с оборота — устаревший вид налогообложения, который действовал еще во времена СССР. С 1992 года в России вместо него введен налог на добавочную стоимость.

История и сущность налога с оборота

Впервые налоги с оборота стали взиматься при СССР, начиная с 1930 года. После реформы во времена НЭП советское правительство восстановило акцизную систему сборов, но после все равно вернулось к общему налогу с оборота.

Данный вид налога рассчитывался как разница между двумя показателями ценников, а именно оптовой и розничной ценой. В качестве субъектов налогообложения выступали представители различных отраслей промышленности. Действующий в те времена механизм позволял взимать большие объемы налогов с оборота, что составляло «львиную» часть бюджета страны.


По своей экономической структуре налог с оборота — нестандартный вид налогообложения. Его наименование больше вызвано формой уплаты, имеющей тесную связь с привычным налогом. По сути, это обязательство, которое имеет строгую регламентацию в виде сроков и форм внесения, связанное с объемами производства и продажами товаров.

Налог с оборота стал основой для формирования государственного бюджета, обеспечил стабильные и устойчивые вливания средств в казну страны. Главное преимущество этого налога — независимость от конечных финансовых результатов, а именно от дохода, полученного компанией, себестоимости товаров и так далее. Кроме этого, налог с оборота позволил регулировать и поддерживать на должном уровне рентабельность основной продукции и целых отраслей Советского Союза. В качестве исключения можно привести лишь продукцию тяжелой промышленности, с которой налог на оборот не взимался.

Основной точкой отсчета при установлении налога на прибыль являлась рентабельность продукции. Так, чем выше этот показатель, то больше вероятность введения налога на оборот. Если товар не востребован или его популярность снижается, то данный вид налогообложения может отменяться.

Налог на оборот не начисляется на основные товары потребления, к примеру, мясо, хлеб, молочные продукты (в том числе и молоко), овощи, консервы и так далее. Более того, для возмещения расходов на производство государство выделяло заводам-производителям названной выше продукции специальные средства.

Налог с оборота особенен и тем, что он выступает в качестве производной от стоимости продукции. На практике его введение не приводит к росту уровня цены на продукцию, что делает налог одним из наиболее предпочтительных среди всех косвенных видов налогов.

В роли плательщиков налога выступали различные государственные и частные структуры (организации, предприятия). Если сбыт товаров возлагался на оптово-сбытовые компании, то именно они должны были платить налоги с оборота.

Этот вид налогообложения являлся основным источником средств для местных бюджетов. Все налоги, собранные с продажи местной продукции, пополняли именно муниципальную казну. Как следствие, органы власти на местах были заинтересованы в развитии промышленности на территории своего региона.

Что касается остальной продукции, то собранные средства поступали в общий бюджет страны. В дальнейшем правительство СССР производило отчисления в бюджеты союзных республик. Как и в других видах налогообложения, здесь есть свои виды льгот и скидок. Так, в случае пересмотра (утверждения) ставок на вновь появившиеся товары производители обеспечивают дополнительную рентабельность в процессе изготовления продукции (как правило, ее уровень не меньше среднего показателя по всему предприятия).

Особый подход действует, если принимается решение о росте объемов выпуска продукции, относящейся к товарам народного потребления, за счет банковских кредитов. В этом случае производители могут направлять на погашение займа до 50% налога от оборота (из расчета дополнительного выпуска товаров).

Главный недостаток формы налогообложения — стягивание всегда, вне зависимости от того, был реализован товар фактически или нет. Этот факт негативным образом сказывался на развитие предприятий, ведь они не успевали среагировать на изменение спроса.

Во времена СССР от такого вида налогообложения освобождались некоторые предприятия (на срок до двух лет). Так, к исключениям относились структуры областного, районного, краевого и прочих видов подчинения, занимающиеся изготовлением продукции народного потребления. Главное условие — применение в качестве исходных материалов местного сырья и отходов.

Уже в начале 80-х годов прошлого века началось активное упрощение налоговой системы. При этом налоговые платежи шаг за шагом теряли свою многофункциональность. Если ранее они выступали в качестве мощного экономического инструмента, то в этот период они превратились в стандартные отчисления в бюджет.

В 1992 году после развала СССР в России были приняты новые законодательные нормы в отношении налогообложения. Появились новые налоги, среди которых налогу с оборота уже не нашлось место. Вместо него пришел новый вид налога — НДС. В сравнении со своим предшественником он имеет ряд преимуществ:

— эффективность. Данный налог захватывает оборот продукции на всех этапах, что позволяет на фоне расширения налогооблагаемой базы поднять поступления;

— возможность экономии для производителя. С момента появления НДС предприятию не нужно платить за весь оборот в целом;

— простота. Для всех налогоплательщиков в России устанавливается единая форма начисления налога, которая не подлежит изменению;

— защита от уклонения. НДС более привлекателен для государства, ведь от него сложного уклониться. Это, в свою очередь, повышает объем финансовых поступлений и увеличивает бюджет.

Налог с оборота: виды, особенности расчета

В большинстве стран мира налог с оборота уже давно принял форму НДС. По сути, эти две формы налогообложения можно приравнять друг к другу.

При этом к обороту товара можно отнести:

— отчуждение продукции или оказание определенных видов услуг в пределах бизнес-деятельности;
— потребление продукции (услуги) для личных нужд;
— доставку своего товара в другую страну без учета отчуждения для нужд бизнеса, который ведется на территории другой стороны.

Оборот условно подразделяется на два вида — облагаемый и необлагаемый налогом. В ряде стран проценты налога с оборота находятся на уровне — 0 -18%.

К объектам налогообложения относятся:

— внутренний оборот страны (кроме продукции, которая относится к исключениям и не подлежит обороту);
— импортируемая группа товаров (кроме импорта, который относится к необлагаемым налогом);
— оказание услуг;
— покупка той или иной продукции внутри сообщества и так далее.

К примеру, в Эстонии каждый субъект должен регистрироваться в качестве налогообязанного в том случае, если его годовой оборот превышает сумму в 250 тысяч крон. Регистрироваться не обязательно, если весь налогооблагаемый оборот подпадает под налог со ставкой 0%.

С момента регистрации субъект берет на себя обязательства:

— предоставить в налоговую инспекцию заявление о регистрации в роли налогообязанного;
— прибавить налог к своему обороту.

Регистрация налогоплательщиков, как правило, осуществляется в бюро налогово-таможенного центра.
Период начисления налога с оборота — один календарный месяц. При этом субъект должен предоставить декларацию до 20-го числа месяца, который идет за периодом стягивания налогов.

Важное значение — время реализации оборота. При его исчислении важно исходить из наиболее раннего момента. Оборот наступает в те рабочие сутки, когда было совершено одно из действий:

— частичное (полное) поступление платежей за услугу (товар);
— пересылка покупателю товара (оказание услуги);
— использование продукции для личных целей, ее передача или оказание услуги сотруднику.

Расчет налога с оборота выполняется по простому принципу. Он представляет собой начисленную за определенный период сумму налога за вычетом включенного налога с оборота за услуги или товары, купленные в этот же период у другого плательщика налогов. В дальнейшем продукция (услуги) применяются в собственной предпринимательской деятельности.


Формула для вычисления выглядит так:

Налог с оборота (для оплаты) = Налог с оборота (который был начислен) — Включенный налог с оборота.

К включенным можно отнести следующие налоги с оборота:

— подлежащие уплате с купленного у другого плательщика налогов товара (услуги);
— подлежащие уплате (купленные) с импортной продукции;
— начисленные с учетом налога облагаемой цены услуги, полученной от нерезидента страны;
— начисленные вместе с налогом облагаемой цены товара, купленного внутри сообщества.