Собственность в условиях перехода к рыночной экономике

2. Пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции.

Основные черты шоковой терапии:

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

Переход к рыночной экономике в России

Главная > Курсовая работа >Экономика

Глава 1: Переход России к рыночной экономической системе 4

1.1 Административно-командная экономическая система России 4

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 6

1.3 Программа экономических реформ 7

1.4 Понятие переходной экономики 11

1.5 Закономерности перехода к рыночной экономике 15

Глава 2: Анализ экономической ситуации в России после перехода 19

2.1 Макроэкономическая неустойчивость России в период перехода к рыночной экономике 19

2.2 Возобновление экономического роста в России 24

Библиографический список 31

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного — их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека.

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.

Именно по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рынку и его последствия.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;

Выявить исходные позиции перехода России к рыночной экономической системе;

Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;

Проанализировать закономерности перехода к рынку;

Рассмотреть последствия перехода;

Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Глава 1. Переход России к рыночной экономической системе

1.1 Административно-командная экономическая система России

Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда [1, c .25].

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

1.2 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием «Согласие на шанс». Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др [3, c .36].

В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;

приватизация большей части государственных предприятий;

демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий;

бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

свободные выборы республиканских и местных органов власти,

отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,

принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,

свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку [4, c .46].

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.3 Программа экономических реформ

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики. Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:

1 этап 1991-1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;

2 этап 1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.

Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:

Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.

Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, (гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров).

Собственность в условиях перехода к рыночной экономике

38 Собственность и право собственности в условиях перехода к рыночной экономике

В XX в. на протяжении нескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная система хозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистической доктрине, предполагающей, во-первых , искоренение неравенства, во-вторых , — сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества.

Командно-административной системе присущи следующие характерные черты:

  • тотальное огосударствление народного хозяйства, означающее, что только государство является собственником материальных ресурсов, и только оно может принимать экономические решения;
  • отсутствие реальной системы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, отсутствие ценовых индикаторов и т. д.;
  • социальное иждивенчество — когда многие предприятия и члены общества, по сути дела, существуют посредством перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;
  • всеобщий дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;
  • подавленная инфляция и скрытая безработица;
  • закрытость экономики по отношению к западным странам.

Указанные черты привели к тому, что в странах с командной экономикой со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; диспропорциональность развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. В частности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.

Нельзя не признать также и тот факт, что крах советской модели социализма явился во многом следствием борьбы социалистической и капиталистической систем на политической арене. В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики проявляются, во-первых , в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

Смотрите так же:  Экологическая экспертиза автомобилей

Во-вторых , для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих , переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность в способах преодоления препятствий на пути к конкурентному рынку: развитие массового предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, установление рыночного равновесия, либерализация цен, обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение единого экономического пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики в том, что «массовое предпринимательство» в основном не занимается производством товаров и услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров, оказание посреднических услуг. Для того чтобы стимулировать рост производства — основу рыночной системы, правительство намерено оказывать государственную поддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству, прежде всего, в приоритетных областях: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления и др., оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного назначения, инновационная деятельность.

При переходе к рыночной экономике в РФ изменилась форма собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых , собственность — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых , от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих , собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

В-четвертых , хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых , переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

В ходе дискуссий по поводу усилий России и других республик бывшего

Советского Союза преодолеть существующие в них экономические трудности утвердилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Рыночная экономика, утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки, Канаде и ряде других стран, функционирует эффективно и сравнительно успешно удовлетворяет потребности своих граждан. Поэтому рыночное хозяйство и является альтернативой для бывших социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство государства в управление экономикой и переход основных рычагов государственного регулирования к индивидуальной предпринимательской инициативе. Естественно, что такой переход сопровождается глубокими изменениями во всей общественной структуре и требует пере осмысливания многих фундаментальных экономических концепций.

Основополагающее значение право собственности в рыночной экономике имеет для всех форм хозяйственной деятельности, в особенности для индивидуального предпринимательства.

Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм собственности

— это тот фундамент, от состояния которого зависит прочность всех элементов свободного рынка. До тех пор пока не будет утверждена и законодательным образом защищена рыночная система собственности, бывшие социалистические страны будут сталкиваться с большими, или даже непреодолимыми трудностями в создании нормально функционирующей рыночной экономики.

Как право собственности воздействует на рынок?

Ядро рыночной экономики — это обмен деятельностью субъектов рынка, и прежде всего взаимодействие между покупателями и продавцами. Эта деятельность приводит к перемещению объектов обмена от одних собственников к другим. И чтобы такой обмен мог осуществляться нормально, необходима надежная правовая защита интересов всех субъектов рыночных отношений.

При этом и продавцы, и покупатели должны иметь свободу в выборе способов экономической реализации собственности.

Однако право собственности само по себе недостаточно для свободной конкуренции и эффективного хозяйствования. При этом и знание рынка, и готовность нести риск в достижении своей выгоды предполагает существование достаточно стабильной и юридически защищенной системы.

Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Но если общество недостаточно четко устанавливает права собственности и не обращает внимания на создание (или препятствует созданию) механизма, схожего с аукционом, посредством которого имущество может быть перераспределено и использовано теми, кто предлагает самую высокую цену, то ресурсы будут использованы неэффективно и общество не получит максимальной выгоды.

Какие права собственности нужны?

Опыт многих стран показал, что для создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех различных объектов собственности. Это, во-первых, недвижимое имущество (недвижимость), во-вторых, движимое имущество

(движимость) и, в-третьих, интеллектуальная собственность.

К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры.

Один из важнейших объектов недвижимости — это земля. Частная собственность на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике.

Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение: машины, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т.д.

Право собственности на эти ценности может быть подтверждено соответствующими документами

Третьим типом является интеллектуальная собственность. Она выступает в виде изобретений, программного обеспечения электронной техники, рукописей, достижений в искусстве и других продуктов человеческого интеллекта.

Патенты, авторские права, товарные знаки и другие регистрирующие документы дают право на эти виды собственности.

Когда все упомянутые выше элементы отношений собственности законодательно закреплены, рыночная экономика получает необходимый простор для эффективного функционирования и развития.

От монополизма к плюрализму форм собственности

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга.

Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности.

Объективная основа этого переплетения — взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они » унаследовали» землю и определенную часть средств производства.

В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на

«рельсы» рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.

Развитие отношений собственности в условиях перехода к рынку

Главным направлением реформирования экономики является либерализация, то есть снятие государственного контроля с хозяйственной деятельности людей, замена директивного планирования рыночной свободой, где все показатели развития производства рождаются через взаимодействие спроса и предложения.

Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
Почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах — например, в Польше, Чехии и Эстонии — этот опыт был вполне успешен.
В России радикальная экономическая реформа была начата в 1992 г. либеральным правительством, исповедовавшим идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось выше, «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992-1998 гг. бюджет ежегодно сводилсяс дефицитом 5-10% ВВП. Кроме того, правительство не ограничивало заработнуюплату, что привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены — заработная плата». С середины 1992 г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на несколько лет, что, естественно, совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».
Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.
Она требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. Вопреки распространенному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива). Слабость государственного управления в России явилась одной из главных причин неудачного хода реформ, первоначально опиравшихся на либеральные принципы.

Развитие отношений собственности в условиях перехода к рыночной экономике Курбонов Абдулхайт Каримович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курбонов Абдулхайт Каримович. Развитие отношений собственности в условиях перехода к рыночной экономике : диссертация. д-ра экон. наук : 08.00.01 Москва, 2006 320 с. РГБ ОД, 71:07-8/348

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Политико-экономическая трактовка отношений собственности 13

1.1. Собственность как экономическая категория 13

1.2. Роль и место собственности в системе экономических отношений (методологический аспект) 36

1.3. Исторические типы и формы собственности 46

ГЛАВА II. Развитие частной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям 65

2.1. Теоретические аспекты частной собственности 65

2.2. Частная собственность в системе рыночной экономики 86

ГЛАВА III. Трансформация отношений собственности и становление рыночной экономики в Республике Таджикистан 100

3.1. Переходная экономика: особенности и закономерности функционирования 100

3.2. Трансформация отношений собственности, как закономерность переходной экономики 124

3.3. Акционерная форма собственности как интегральная форма 151

ГЛАВА IV. Роль и место различных форм собственности в национальной экономике Таджикистана 171

4.1. Государственная собственность в системе рыночной экономики 171

4.2. Коллективная собственность и её разновидности 193

4.3. Частная собственность в структуре народного хозяйства страны. 205 ГЛАВА V. Развитие отношений собственности в аграрном секторе экономики республики таджикистан 216

5.1. Земельная собственность и форма землепользования в Средней Азии в ІХ-ХХвв 216

5.2. Ретроспективный анализ отношений собственности в период советской экономике 224

5.3. Эволюция отношения собственности в сельском хозяйстве Таджикистана в постсоциалистический период 244

5.4. Форма землепользования и землевладения в ракурсе национальных традиций и зарубежного опыта 261

Выводы и предложения 287

Список использованной литературы 299

Введение к работе

Актуальность темы. Собственность образует основу экономической жизни общества, политического и социального развития государства. Она определяет характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Одним словом, является одной из фундаментальных категорий, что обусловливает особую значимость ее исследования.

Эта значимость усиливается тем, что все республики, ранее входившие в СССР (включая Республику Таджикистан), встали на путь трансформационных преобразований, которые характеризуются сменой экономического строя, формированием новых форм собственности, рыночного хозяйствования. Все это требует объективной научной оценки происходящих процессов, определение степени соответствия новых экономических форм реалиям и целям общественного развития, в связи с чем становится еще более актуальной проблематика теории и методологии отношений собственности, систематизация ее координат во времени и пространстве.

В экономике республики эволюционным путём сложилось многообразие форм собственности и хозяйствования. В этих условиях правильная организация масштабного развития собственности и производных от нее отношений определяет темпы и качество экономического развития республики. Авторская концепция собственности исходит из единства и взаимосвязи экономических и правовых отношений, необходимости установления субъективных и объективных причин эволюции института собственности. Это позволило конвертировать теоретические характеристики экономического содержания собственности, формальных и неформальных норм права.

Смотрите так же:  Староалейские судебные приставы

Актуальность данной темы для Республики Таджикистан усиливается тем, что процесс приватизации здесь охватывал не только государственную, но и муниципальную собственность, а также всю социальную структуру общества. Выявленные в ходе исследования социальные и экономические последствия приватизации в диссертации поданы как уроки трансформации отношений собственности.

Данная трансформация стала «символом» и основополагающим условием перехода к новой общественной формации. Соответственно с этим диссертантом исследованы теоретические аспекты собственности в ракурсах переходной экономики, её целей и задач. Развёртывание экономики на рельсах рынка без приватизации невозможно. Приватизация, как феномен рыночной экономики, создаёт условия для развития частного сектора и является реструктиза-тором экономического строя.

Трансформация отношений собственности сначала привела к спаду и углубленному кризису в экономике. На основе реализации многообразия форм собственности экономический спад постепенно преодолевался. Оздоровление рыночной среды осуществляется посредством реализации различных программ по стабилизации экономики.

Интенсивность трансформации отношений собственности придаёт присутствие и участие государства, которое определяет нормы легитимности происхождения той или иной формы собственности и её реализации. Критическая оценка этих норм — одна из важных теоретических задач.

С переходом бывших союзных республик на рельсы рыночных отношений, возникает потребность внести существенные коррективы и уточнения в теорию многообразия форм собственности.

Все указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.

Степень разработанности проблемы. История развития человеческой цивилизации является по существу историей развития отношений собственности. Именно из ее определенных форм проистекают социальные антагонизмы. Поэтому вокруг неё традиционно идёт полемика. Однако до сих пор в науке не сложилась общепризнанная теория собственности, не достигнуто единое понимание сущности категории «собственность», а отсюда — и закономерностей, связей и механизмов отношений собственности.

История свидетельствует, что проблема собственности рассматривается в трудах и философов, и богословов, и юристов, и экономистов, и представите-

лей других наук. Древнегреческие античные мыслители Платон, Аристотель характеризовали собственность с позиции натурально-естественных взглядов и рассматривали её в качестве натуральных благ.

Теоретические вопросы собственности были разработаны в различных аспектах в трудах классической школы политической экономии (В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс).

Во второй половине XX века значительных результатов по определению сущности, содержания и механизма реализации собственности в ракурсах правовых аспектов достигли представители школы неоинституционализ-ма:А.Алчиан, ИБарцель, Г.Демсец, Р.Коуз, А.Оноре, Р.Познер и др.

Существенный вклад в разработку теории собственности внесли учёные —
экономисты советского периода Л.И.Абалкин, М.С.Атлас, А.В.Венедиктов,
А.М.Еремин, О.В.Катихин, В.В.Куликов, А.М.Колганов, Н.Д.Колесов,
Г.А.Козлов, А.Б. Любинин, С.В.Мочерный, Л.В.Никифоров, А.К.Покрытан,
А.М.Румянцев, С.И.Сдобнов, А.Д.Смирнов, Ю.И.Хаустов, Н.В.Хессин,
К.А.Хубиев, В.К.Черняк, В.НЛерковец и многие другие. В таджикской эко
номической науке различные аспекты проблемы собственности, включая ор
ганизацию и управление хозяйственными процессами, освещены в работах
И.А.Асророва, Х.Г.Гафурова, С.И.Исломова, С.Дж.Комилова,

М.Н.Нурмахмадова, Т.Н.Назарова, Х.А.Одинаева, Р.К.Рахимова, Х.М.Саидмурадова, Х.Н.Факерова, А.Э.Эшбоева и других авторов.

В работах названных авторов преимущественно исследуется государственная собственность, в частности, анализируется её экономическая природа и перспективы её развития. Узловые проблемы собственности в условиях перехода к рыночным отношениям требуют дальнейшего углубленного и корректного научного анализа.

Кроме того, в теории отношений собственности остались белым пятном аспекты ее специфики применительно к различным национальным экономикам. Последнее относится и к Республике Таджикистан.

Цель п задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в

разработке концептуальных основ отношений собственности, закономерностей их трансформации и механизма формирования нового частного сектора в системе национальной экономики, а также развития отношений собственности в аграрном секторе экономики.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: -обобщить эволюцию представлений и взглядов о собственности;

раскрыть сущность и генезис категории «собственность» в общественном развитии;

выявить основные закономерности и особенности становления постсоциалистических отношений собственности для выработки научного обоснования предложений по их развитию;

изучить гетерогенную структуру отношений собственности, формы их реализации и разработать методологические и теоретические основы организации их формирования;

определить роль и место собственности в системе экономических отношений посредством формационного и цивилизационного подходов, установить классификацию типов и форм собственности;

комплексно проанализировать трансформационный процесс и оценить этапы приватизации с выделением крупных проблем, сложившихся в. ходе её проведения и разработать меры по их решению в постприватизационный период;

охарактеризовать закономерности развития частной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям и становления смешанной экономики, отличительные особенности акционерной формы как интегральной формы собственности и её становление в экономике Таджикистана, функции государственной собственности и дать количественную оценку её позиции в национальной экономике Таджикистана;

изучить факторы, этапы и тенденции развития земельной собственности в период IX-XX вв. на территории Средней Азии, включая постсоветского периода;

— дать ретроспективный анализ отношений собственности в сельском хозяйстве республики в период как советского, так и постсоветского строя, исследовать формы землепользования и землевладения в ракурсах национальной традиции и зарубежного опыта.

Объектом исследования является система отношений собственности, сложившейся в отраслях экономики Республики Таджикистан в условиях перехода к рыночной экономики.

Предмет исследования — изменение отношений собственности, формирование ее многообразия и связанные с ними качественные улучшения в социально-экономической структуре общества.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды классиков экономической науки, ведущих зарубежных и отечественных учёных в области теории собственности, организации многообразия ее форм в ходе трансформационного преобразования общества, места и роли государственной формы собственности в системе национальной экономики и основных особенностей форм землепользования и землевладения с учетом национальных традиций.

Ряд концептуальных подходов, разработанных в диссертации основываются на признанных методах, таких как диалектический метод познания, метод анализа и синтеза, статистический метод.

В работе применялась методология системного подхода, на базе которой строились авторские положения по экономическому моделированию отношений собственности, дающие возможность провести количественный анализ такого сложного и противоречивого объекта, каким является процесс становления многообразия форм собственности, показать её внутренние и внешние связи в процессе разгосударствления и огосударствления экономики.

При исследовании конкретных форм проявления отношений собственности использовались дескриптивные и предикативные модели, горизонтальный анализ. Разработка ряда схем осуществлялась с помощью исторического и абстрактно-логического методов, а также метода сравнительного анализа.

Информационной базой диссертации являются законы и Указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и Республики Таджикистан, другие нормативно-правовые акты и методические документы по проблемам собственности, концепции, экспертные заключения, материалы научных конференций и семинаров, а также другие научные разработки, связанные с темой данного исследования. Использованы статистические материалы Республики Таджикистан и других стран, справочники и материалы периодической печати.

Научная новизна полученных автором результатов связана с развитием общей теории собственности и ее корректировкой применительно к условиям рыночной трансформации общества.

— аргументировано положение, согласно которого собственность (как
сущность, так и форма ее проявления) можно раскрыть только через
категории «присвоение» и «отчуждение», которые являются парными
категориями (при этом отчуждение — обязательное условие присвоения: для
того чтобы присвоить тот или иной объект, необходимо отчуждение его
данным субъектом от других субъектов); показано, что отчуждение — атрибут
не только частной собственности; оно может иметь место и в других формах
собственности; разграничено полное и неполное присвоение и отчуждение;
критерий такого разграничения — все ли составляющие известной триады
(владение, распоряжение, использование) реализуются одним субъектом;

раскрыто место собственности в системе производственных отношений в ракурсах формационного и цивилизационного подходов; выявлено, что положение о решающей роли собственности на средства производства безусловно только для индустриального общества, что сужение роли собственности на средства производства в постиндустриальном обществе однако не означает снижение роли собственности вообще, поскольку объектом последней становятся не только средства производства, но и другие новые факторы;

на основе анализа эволюции частной собственности показано: форми-

рование смешанной экономики с многообразием форм собственности, что частная собственность обязательная, но не единственная компонента, лежащая в основе современного рыночного хозяйства;

доказывается необходимость разработки и реализации национальной модели рыночной экономики, которая обусловлена не только общими закономерностями становления рыночной экономики, но и национально-историческими особенностями страны;

аргументировано, что трансформация отношений собственности при переходе к рыночной экономике не сводится к приватизации госпредприятий, что она охватывает помимо последней целый комплекс вопросов (развитие нового частного сектора, коммерциализацию и маркетингизацию госпредприятий), изменение организационных форм хозяйствования, изменение координационных механизмов, отбор и эволюцию форм собственности, постприватизационное перераспределение прав собственности и формирование эффективных ее субъектов и многие другие;

выявлены этапы трансформации отношений собственности в Таджикистане и даны характеристики каждого из них; показано, что для формирования эффективных собственников, усиления конкурентных начал на рынке и повышения эффективности производства необходимо проведение льготной приватизации с разработкой среднесрочных и долгосрочных программ, имеющих индикативный характер, с последующим государственным контролем приватизируемых объектов;

раскрыто качественно новое содержание государственной собственности в структуре многообразия форм собственности, характерные черты эффективной государственной собственности в рыночном хозяйстве, факторы, определяющие ее границы и структуру (к ним относятся уровень развитости частного сектора, организации и действенности государственного регулирования экономики, национально-исторических и экономико-географических особенностей страны), ее специфические макроэкономические функции, доминирующие причины значимого места государственной собственности в

республике в обозримом будущем; обосновано, что государство должно не только передать значительную часть собственности в руки зарождающегося класса новых собственников, но и создавать условия для быстрого накопления капитала и развития рыночных институтов;

на основе обобщения полемики вокруг содержания частной и акционерной собственности, определены специфические черты той и другой формы собственности, выявлены позитивные стороны акционерной собственности как интегральной формы собственности в условиях рыночной экономики;

выявлена специфика коллективной собственности и её разновидностей в Республике Таджикистан, определены место и роль предприятий, функционирующих на базе данной формы собственности в системе национальной экономики;

на основе ретроспективного анализа отношений собственности в аграрном секторе Средней Азии дана характеристика эволюции типов и форм земельной собственности, начиная с азиатского способа производства по настоящее время, показано, что государство всегда выступало главным земельным собственником, на его долю приходилось более половины всех земельных ресурсов; определены преобладающие формы землепользования и их особенности в современных условиях, что имеет определенное научно-практическое значение для выработки современной аграрной политики; обоснована необходимость государственной собственности на землю, неприемлемость купли-продажи земли и земельного рынка в сельском хозяйстве Республики Таджикистан; из всех функционирующих новых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики определены в качестве наиболее перспективных акционерные общества, ассоциации дехканских хозяйств и сельскохозяйственные кооперативы.

Теоретическая и практическая значимость проведённого исследования. Концептуальные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при проведении исследований по проблемам содержания собственности, многообразия ее форм, ее трансформации в услови-

ях формирования рыночной экономики.

Результаты диссертационного исследования могут быть востребованы при разработке нормативных документов в целях оптимизации приватизационного процесса в аграрном секторе Республики Таджикистан.

Основные положения работы могут быть полезны при подготовке учебных пособий и спецкурсов по проблемам собственности и ее трансформации в постсоциалистической экономике.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования опубликовано 38 научных работ общим объемом 33,2 п.л., в том числе монографии: «Преобразование отношений собственности в условиях перехода к рыночной экономике» (2001 г.), «Собственность и арендные отношения в сельском хозяйстве» (2002 г.). Основные результаты и положения, содержащиеся в диссертации, докладывались на республиканских и региональных научно-практических конференциях и семинарах в Таджикском Государственном национальном университете, Таджикском Государственном университете коммерции, Таджикском Аграрном университете и в Институте экономики Академии наук Республики Таджикистан.

Логика и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, 15 параграфов, заключения, выводов и предложений, содержит 24 таблиц, 2 схемы, 1 рисунка, 2 графика. Список литературы включает 300 наименования.

Собственность как экономическая категория

По вопросу об экономическом содержании категории «собственность», независимо от конкретных её форм, в экономической литературе велись и ведутся острые дискуссии. Можно без преувеличения сказать, что ни одна проблема политической экономии не вызвала такого множества противоположных и разнообразных взглядов, как проблема собственности.

Ещё в первой половине XX века, изучение и исследование проблем соб-ственности встречаются в работах Д.Лурье , П.М.Павлова , Д.Шепилова , а в последующие годы в трудах А.В.Бенедиктова , М.В.Колганова и других экономистов.

Существовали исследования, в которых собственность преимущественно рассматривалось как категория права. Например, А.Ю.Мелентьев утверждает, что «отношение собственности выступает только юридическим выражением, данного исторического определённого экономического строя»6. Близкой по содержанию является точка зрения В.П.Шкредова. Доказывая, что в «Капитале» К.Маркса буржуазная собственность является фактически, как совокупность производственных отношений, в то же время он пытался обосновать мысль, что в этом случае в политической экономии нет необходимости употреблять две полностью идентичные категории. Поэтому собственность остаётся исключительно юридической категорией7. Взгляды этой группы ученых выражаются и в том, что сущность собственности они пытаются раскрыть с помощью категории «владение», «распоряжение», «пользование». Так, по мнению Е.А.Владимирского и И.П.Павловой, пользование, владение, распоряжение раскрывают отношения собственности с различных сторон на разных уровнях системы» . М.Г.Харахатьян утверждает, что «владение», «распоряжение» и «пользование» относятся к реальным экономическим категориям и являются формами проявления собственности , а А.Н.Бойко считает, что существенным содержанием собственности является монопольное пользование ею

Собственность — это отношение между людьми, выражающее определённую форму присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства.

Из существующих в научных источниках наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой собственность рассматривается как категория, по существу тождественная присвоению материальных благ. Такая идентификация представляется основанием в ряде работ К.Маркса.

Но, — отмечает В.Н.Черковец, если собственность и присвоение одно и то же, согласно точки зрения классиков марксизма-ленинизма, то такое определение носит бессодержательный, тавтологический характер .

В экономической литературе на данный вопрос даются различные ответы. Согласно одному из них, присвоение есть материальное содержание отношений собственности13. А.Я.Запорожан, выделяя естественную и общественную стороны присвоения, утверждает, что первую из них как, экономическое явление, можно рассматривать как пользование (распоряжение) людьми предметов природы с целью извлечения их полезных свойств для удовлетворения своих потребностей14. В трактовке экономического содержания собст венности присутствует и юридическая составляющая, без которой собственность не существует и не может реализоваться. Например Л.И.Абалкин считает, что категория «присвоение» характеризует субъективную принадлежность средств производства в обществе, объективное содержание которой составляет характер и способ соединения факторов производства, что обусловливает важнейшие параметры той или иной системы производственных отношений. Понятие «реализация» собственности вскрывает её социально-экономические функции, в которых она приобретает характер производственного отношения, играет роль экономической системы .

Смотрите так же:  Транспортный налог на land rover discovery

Приведённые выше мнения рассматривались с точки зрения того, что собственность есть общественное (социальное) отношение, К.Маркс, проводя аналогию языка и собственности, писал: «Изолированный индивид совершенно так же не мог бы иметь собственность на землю, как он не мог бы и говорить»16.

Рассматриваемые взгляды трудно не принять во внимание: В самом деле, какой смысл в том, чтобы в научном аппарате, тем более применительно к явлениям основополагающего характера, иметь два совершенно однозначных понятия? Поэтому возникает попытка их так или иначе размежевать . Следует отметить, что отдельные авторы не достигли чёткого понимания рассматриваемого вопроса об экономической природе присвоения.

Теоретические аспекты частной собственности

Частная собственность логически и исторически возникла на базе разложения общинно-коммунистической собственности в результате дальнейшего развития производительных сил, когда стало физически и экономически возможным существование отдельных семей вне общины. Поэтому частная собственность имеет длительную историю и всегда она была объектом пристального внимания учёных всех времён. Ещё в XVIII в. до н.э. в законах царя Ха-мураппи была провозглашена незыблемость частной собственности; покушение на частную собственность каралось казнью, либо в лучшем случае обращением виновного в рабство. В связи с увековечением частной собственности деление общества на рабов и рабовладельцев также считалось вечным и естественным явлением. Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самыми суровыми мерами, воровство наказывается как правило смертной казнью»73.

В трудах идеологов рабовладельческого строя — Конфуция, Платона, Аристотеля и др. обосновывалось положение о вечности и незыблемости частной собственности, о её охраняемости гражданскими законами, составляющими естественное право.

Во всех мировых религиях особое внимание уделялось защите частной собственности, подчеркивалось её неприкосновенность. Ни одна из религий не отрицает частную собственность. Такая форма собственности поддерживается Исламом, а также другим религиями. Постулаты всех религий полны разъяснений и указаний по этому поводу. Частная собственность довольно четко выражена в Коране, который повелевает:

«Если бы Бог создал изобилие всех ресурсов, то человек бы творил на земле несправедливость. Но Бог ограничил количество ресурсов, так как он знал природу человека. Затем Бог установил связь между излишком, изобилием и верой в судьбу, чтобы люди верили, что существует только один Бог, боялись его и следовали его велениям. И тогда будет возможно установление благодати» .

Вместе с развитием частной собственности в истории экономической мысли возникали также и негативные взгляды на частную собственность. Социалисты-утописты все беды в обществе связывали с частной собственностью и выдвигали утопические предложения о преобразовании её в общественную. Так, Томас Мор в своей книге «Утопия» (1516 г.) отразил разорение и бедственное положение огромной массы населения Англии в связи с первоначальным накоплением. Он пришёл к важному выводу о том, что «Где царит част-ная собственность, все богатства попадают в руки немногих» . Французский философ-просветитель XVIII в. Ж.Ж.Руссо считал, что первый человек, огородивший участок общей земли кольями и сказавший: «Это моё» сыграл роковую роль в жизни последующих поколений. Руссо полагал, что судьба человеческого рода могла бы сложиться по другому, найдись среди общинников смельчак, который, выдернув колья, разоблачил бы этого захватчика, ликвидировал в зародыше частную собственность, принесшую людям страшные бедствия, мучения и горе» .

Следует отметить, что несмотря на множество негативных сторон, частная собственность тем не менее сыграла решающую роль в истории человечества, как могучий стимул творческой, заинтересованной деятельности человека и как экономическая основа суверенитета личности. Мировой опыт показывает, что частная собственность наилучшим образом приспособлена для обслуживания индивида и его семьи, незаменима для эффективной организации мелкого бизнеса, который является «пусковым механизмом» любого рыночного хозяйства, мотивации человеческой деятельности и т.д. Частная собственность и основанный на ней суверенитет личности подарили миру спасательную ересь, ренессанс; расцвет науки, техники, просвещения и культуры, без которых были бы невозможны ни современная НТР, ни завоевания политической демократии. Показывая роль частной собственности в истории человечества В. Зотов пишет, что «Без нее не было вы таких уникальных явлений мировой истории, как античная Греция и Рим, блестящая эпоха Возрождения. Современный капитализм на базе существенно модернизированной частной собственности продемонстрировал способности пойти навстречу растущим социальным запросам людей, внести необходимые коррективы в структуры политической власти. Сегодняшняя действительность развитых капиталистических стран разительно отличается от той, что была ещё даже лет сорок назад. Здесь налицо не просто правовое, а социальное государство, функционирующее в условиях общества, которое по многим параметрам — уровню и качеству жизни, социальной обеспеченности (в том числе и пенсионной), организации здравоохранения, образования, быта и досуга людей — находится гораздо ближе к социалистическому идеалу, чем любое общество, называющее себя социалистическим»

Мы здесь ограничились высказываниями некоторых авторов, придерживающихся противоположных, а порой взаимоисключающими взглядов на частную собственность. Можно было бы привести еще немало ссылок на многих авторов из различных исторических эпох, определяющих неоднозначно роль и место частной собственности в общественной жизни, среди которых, как свидетельствует историко-экономическая литература, встречаются как противники, так и ярые сторонники частной собственности.

Переходная экономика: особенности и закономерности функционирования

Экономика Таджикистана в советский период сложилась как составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР и не имела самостоятельного значения. Она была интегрирована с общесоюзной экономикой и для неё были характерны все преимущества и пороки, свойственные централизованной плановой экономике.

Основанная на монополии общенародной (государственной) собственности и централизованном директивном планировании, советская экономика в 80-е годы стала утрачивать свои позиции в обеспечении высоких темпов экономического роста, не могла адекватно реагировать на требования современного НТП, что говорило о её застойном состоянии. Чтобы реанимировать советскую экономику необходимо было проведение радикальных преобразова-ний в направлении её демократизации, деидеологизации и открытости, на что была направлена концепция обновления реального социализма. Эта концепция имела целью проведение глубоких преобразований в рамках существующей командно-административной системы: совершенствование отношений собственности, на базе повсеместного развития арендных отношений, кооперативной и индивидуально-трудовой собственности, а также коммерциализации деятельности государственных предприятий; перестройка системы управления экономикой путём её демократизации; либерализация внешнеэкономической деятельности и развитие совместных предприятий с иностранным капиталом; демократизация общественно-политической жизни страны на основе политического плюрализма и перехода к многопартийности.

Перестроечные реформы, осуществленные в рамках централизованной плановой экономики затрагивали прежде всего отношения собственности и формы хозяйствования. Уже в законах «О кооперации», «О собственности», «О приватизации», «О предприятиях», «Об аренде», принятых в период перестройки были заложены основы возрождения плюрализма собственности, равноправия всех её форм и методов ведения хозяйствования. Был открыт простор для свободного предпринимательства и перехода к регулируемому социалистическому рынку. Под воздействием перестроечных реформ и в Таджикистане получили интенсивное развитие кооперативное движение, арендные отношения, приватизационные процессы, т.е. началось внедрение рыночных отношений в экономику республики.

Идеи о совершенствовании и обновлении реального социализма на базе широкомасштабного использования рыночных отношений показали свою несостоятельность и порочность, ибо в рамках единой общенародной собственности, являющейся институциональной базой социализма теоретически, а тем более практически не возможно было создать полнокровный рынок. Поэтому все преобразования в рамках «перестройки» практически приводили к подрыву институциональных основ социалистической системы — однопартийного политического режима и безраздельного господства общественной (государственной) собственности, подготавливали предпосылки для перехода к рыночной экономике. В этой связи прав французский учёный, социалист Б.Шаванс, который пишет, что можно считать датой начала процесса постсоциалистической трансформации, невзирая на то, что многие подобные тен денции начали проявляться еще до перехода этой политической черты

Следует отметить, что переход к рыночной экономике в бывших соц-странах был обусловлен всем ходом развития самой социалистической системы и выступал как способ разрешения накопившихся в них социально-экономических проблем. Переход от административно-командной экономики к рыночной, как показывает опыт, не мгновенный, единовременный акт, а сложный и противоречивый процесс, требующий длительного периода, который и называется переходным. Переходный период в экономике — это исторически непродолжительный отрезок времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени называют также периодом постсоциалистической трансформации121.

Начало переходного периода (постсоциалистической трансформации) связано с изменением политической власти, смены политического строя, и началом глубоких социально-экономических реформ, направленных на создание основ рыночной экономики. Вопрос о завершённости переходного периода в экономической литературе не нашёл однозначного решения, ибо пока ни в одной стране постсоциалистического пространства данный процесс не завершён. Однако исходя из конституционных признаков рыночной экономики и с точки зрения обеспечения экономического роста, как конечной цели радикальных преобразований, можно выделить такие критерии как, формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического роста, интеграция в мировую экономику, формирование сильного среднего класса. Всё это в совокупности характеризует завершённость переходного периода.

Из отмеченных критериев завершённости переходного периода следует, что проблемы, решаемые в этом периоде достаточно сложны и требуют довольно длительного промежутка времени. Продолжительность переходного периода (постсоциалистической трансформации) в отдельных странах зависит от множества экономических, социальных, политических, внутренних и внешних факторов, а потому, по прогнозным оценкам учёных-экономистов, она, по отдельным странам, будет колебаться от 10 до 20 лет .

Государственная собственность в системе рыночной экономики

В связи с переходом к рыночным отношениям, основой которых выступает частная собственность, возникает настоятельная необходимость по новому взглянуть на проблематику государственной собственности, внимательно изучить зарубежный опыт деятельности государства как собственника. Опыт зарубежных стран с рыночной экономикой свидетельствует, что присутствие государства в экономике в роли собственника представляет собой достаточно типичное явление. Поэтому проводя масштабную приватизацию в постсоциалистических странах, следует избегать впадения из одной крайности в другую: от всеобщего неприятия частной собственности до перехода ко всеобщей приватизации и «построению» рыночной экономики в её свободном, чистом виде. Если раньше мы переоценивали значение государственной собственности, то сегодня явно ощущается её недооценка.

На фоне рыночных реформ, государственная собственность чаще всего рассматривается как антипод свободной предпринимательской деятельности и конкуренции, а также как главное препятствие на пути распространения рыночных принципов хозяйствования. Отсюда делаются не совсем правильные выводы о роли и месте государственной собственности в национальном хозяйстве, о структуре и размерах государственного сектора.

Бытует мнение о неэффективности или меньшей эффективности государственной собственности, чем частной. Однако, во-первых, экономическая эффективность не является единственным критерием, по которому следует оценивать продуктивность государственного сектора. Имеют значение и социальные факторы, а также экономико-географические, исторические и иные особенности развития каждой страны и целый ряд других факторов. Во-вторых, говорить можно не о тотальной убыточности всех государственных предприятий, а об их относительной неэффективности. В-третьих, само по себе изменение формы собственности не приводит автоматически к повышению эффективности производства. Последняя повышается только тогда, когда изменение формы собственности сопровождается, а точнее служит базой для коренной трансформации системы управления.

Государственная собственность, особенно в её монопольном варианте, вне общей рыночной среды порождает административно-бюрократическое управление, полную зависимость менеджера от начальственных указаний и безответственности при их выполнении, боязнь риска, невозможность проявить творческую инициативу и т.д. Следовательно, до тех пор, пока сохраняются способы управления, присущие административно-командной системе, высокая эффективность производства остаётся недостижимой целью. Если же снять все следствия огосударствления, то как показывает мировой опыт и государственные предприятия могут работать эффективно. Именно за счёт применяемой системы управления немало предприятий государственного сектора в развитых, а также в развивающихся странах демонстрируют высокую эффективность производства и успешно конкурируют с частными предприятиями, в самых разных отраслях экономики — от нефтепереработки до авиационной промышленности.

Необходимость государственной собственности в условиях рыночной экономики, обуславливается рядом объективных причин. Государство, как любое сообщество индивидуумов, не может обеспечить своё существование и выполнение ряда функций без собственности на некоторые объекты. Даже ассоциации людей нехозяйственного типа (политические партии, профессиональные союзы, общественные объединения) в силу различного рода причин неизбежно превращаются в крупных собственников. Денежные средства, например, не могут априори предопределить форму собственности, необходимую для владения, распоряжения, пользования ими и присвоения. Однако собственность государства на денежные ресурсы является необходимым условием его деятельности. Железные дороги не требуют установлению на них государственной собственности, но чаще всего именно они становятся её объектом. Объекты электроэнергетики не всегда и не везде являются государственными, но, как правило, в большинстве стран они входят в государственную собственность. Телекоммуникационные системы могут находиться в частной собственности, однако, как показывает мировая практика хозяйствования, предпочтение в данном случае отдаётся собственности государства.

В собственности государства мы обнаруживаем некоторые объекты, которых нет вообще или они встречаются крайне редко в других формах. Но в государственной собственности находятся и такие объекты, которые одновременно и параллельно функционируют наравне с другими формами собственности. Принадлежность тех или других объектов к госсобственности -один из ключевых и наиболее сложных вопросов экономической теории и деятельности современного государства. Вместе с тем существует проблема изучения экономических благ по их признакам и определении среди них тех объектов, нахождение которых в собственности государства наиболее приемлемо и оправдано с экономической, социальной и политической точек зрения. Французский профессор Ж.Ж.Роза констатирует, что специальная литература демонстрирует длинный список объяснений причин установления государственной собственности в отдельных отраслях экономики, но тем не менее, общая экономическая теория государственной собственности не разработана . По его мнению, наилучшим образом обоснована принадлежность к государственной собственности двух благ — чисто общественных товаров и естественных монополий.