Кто имеет право на камеральную проверку

Оглавление:

Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. В 2017 году после получения декларации за 2016 год налоговый орган выставил организации требование о представлении первичных документов, подтверждающих финансовый результат 2014 года на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса. После того как организация представила в ИФНС затребованные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствовали ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации и не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. В связи с этим у компании возник вопрос: имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837@ , письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@).

В рассмотренной ситуации ИФНС имела право затребовать только пояснения, но не первичные документы. Если же в налоговой декларации были бы обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами НК РФ (ст. 88 НК РФ), то истребовалась бы «первичка», в том числе данные регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако рассматриваемая ситуация ни к одному из этих случаев не относится.

Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов. Согласно налоговому законодательству, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) . По смыслу данной нормы налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок. Возможности направления в адрес налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц требования о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в котором указано, что истребуемые документы необходимо представить в связи с проведением камеральной налоговой проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, положениями НК РФ не предусмотрено.

Права запрашивать такие пояснения по декларациям, в отношении которых камеральная проверка завершена, ст. 88 НК РФ и иные положения НК РФ налоговому органу не предоставляют (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Проведение камеральной проверки: ответы на часто задаваемые вопросы

Вам предстоит камеральная налоговая проверка? В нашем новом материале мы собрали самые популярные вопросы, связанные с проведением КНП и дали на них развернутые ответы. Надеемся, эта информация будет вам полезна!

Если после знакомства со статьей у вас останутся вопросы, вы всегда можете воспользоваться бесплатной консультацией специалистов «ЦентрСовета».

Что такое камеральная налоговая проверка?

Итак, что такое КНП с точки зрения российского законодательства? Само понятие «камеральная проверка» наиболее полно раскрыто в ст. 88 НК РФ. Если же говорить простыми словами, то «камералка» — это проверка соблюдения налогового законодательства, в ходе которой изучаются налоговые декларации и расчеты, предоставленные налогоплательщиком.

Если в ходе камеральной проверки будут выявлены ошибки, опечатки или нарушения, налогоплательщику направляется уведомлением с требованием подать уточненную декларацию, в которую должны быть внесены соответствующие исправления.

Обратите внимание! Для начала такой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налоговой или разрешения налогоплательщика.

Кто проводит камеральную налоговую проверку?

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ обязательство по проведению КНП возложено на уполномоченного налогового инспектора ИФНС в соответствии с его служебными обязанностями.

Чем камеральная проверка отличается от выездной?

Основные отличия между камеральной и выездной налоговой проверкой вы можете найти в таблице ниже:

В какой срок проводится камеральная проверка?

В соответствии с действующим налоговым законодательством камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев с момента подачи декларации в ИФНС.

Что же касается подачи уточненной декларации, то все необходимые изменения или пояснения должны быть предоставлены в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления.

Как проводится камеральная проверка?

На сегодняшний день любая камеральная проверка проводится в несколько этапов:

  1. Проверка документов налоговой отчетности, предоставленных налогоплательщиком, на полноту и правильность заполнения;
  2. Проверка своевременности предоставления документов налоговой отчетности;
  3. Арифметическая проверка данных налоговой отчетности;
  4. Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот;
  5. Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Какие периоды могут проверить?

Из п. 1 ст. 88 НК РФ следует, что в рамках КНП может быть проверен только тот период, который был указан в декларации, поданной налогоплательщиком.

В каких случаях ИФНC имеет право истребовать дополнительные при камеральной проверке?

Несмотря на то, что в п. 7 ст. 88 НК РФ установлено, что ИФНС не вправе требовать дополнительные сведения и документы, в некоторых случаях налоговый инспектор имеет право запросить у налогоплательщика дополнительные документы.

Смотрите так же:  Стоимость полиса осаго в 2019 году ресо

Это возможно, если:

  • Налогоплательщик подал декларацию без обязательных сопутствующих документов;
  • Налогоплательщик подал декларацию по НДС с суммой налога к возмещению;
  • В декларации организации и контрагента были выявлены расхождения, свидетельствующие о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета;
  • Отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Как обжаловать результаты камеральной проверки?

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной налоговой проверки, он имеет право обжаловать решение ИФНС как в досудебном, так и в судебном порядке. Как это правильно сделать? Подробную инструкцию можно найти в нашей статье Обжалование налоговой проверки: советы юриста по налоговому праву.

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?

Камеральная проверка — сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте здесь.

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Смотрите так же:  Закон о государственной гражданской службе в республике башкортостан

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Какие документы могут быть нужны для камеральной проверки?

Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Как известно, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций.

Однако налоговая декларация – не единственный документ, который изучают инспекторы на камеральной проверке. В рамках камеральной проверки ИФНС нередко запрашивает дополнительные документы и письменные пояснения. Многие компании беспрекословно исполняют эти требования, и напрасно. Важно помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы по желанию инспекторов. Налоговый кодекс закрепляет перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную проверку, вправе требовать у налогоплательщика документы и пояснения по расчету налогов. И этот перечень является конечным. То есть любые требования сверх этого перечня являются незаконными.

Сегодня мы рассмотрим ситуации, когда сотрудники ИФНС вправе затребовать документы и пояснения, а компания должна их предоставить.

Налоговые ошибки в декларации

Если в ходе проверки декларации инспекторы обнаружили:

  • ошибки в ее заполнении;
  • противоречия в представленных документах;
  • несоответствие представленных сведений с теми, которыми располагает ИФНС,

инспекция направляет компании требование с просьбой пояснить, откуда взялись налоговые ошибки, противоречия и несоответствия.

При получении такого требования необходимо подать корректировочную декларацию, если вы согласны с замечаниями инспекции, либо представить письменные пояснения, объясняющие причины возникновения противоречий и раскрывающие корректность определения данных налоговой декларации. Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность показателей декларации. Причем состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк налоговой декларации.

Декларация по прибыли с убытком

Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания можно также приложить подтверждающие документы. Поскольку в Налоговом кодексе не приводится перечень документов, обосновывающих получение убытка, то сама компания решает, какие именно документы на камеральной проверке по прибыли подать в каждом конкретном случае. В частности, объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по прибыли, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация

Если компания подала уточненную декларацию (так называемую «уточненку»), в которой уменьшилась сумма налога к уплате, инспекция непременно потребует пояснений и документального подтверждения – это закрепленное Налоговым кодексом право налоговиков.

Но при этом важно различать две ситуации:

Уточненная декларация подана в течение двух лет с момента наступления срока подачи первичной декларации
В такой ситуации инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей.

Уточненная декларация подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации
При таких обстоятельствах ИФНС вправе запросить у компании также первичные бухгалтерские и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, а также регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Декларация по НДС

Налоговая вправе прислать требование, если:

в декларации по НДС налог заявлен к возмещению;

сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;

сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:

  • полученные и выставленные счета-фактуры;
  • первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
  • договоры с поставщиками;
  • копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
  • др. документы, относящиеся к указанным операциям.

Стоит отметить, что если требование получено по сведениям об операциях, в которых выявлены противоречия и несоответствия, то налоговая вправе затребовать также пояснения и любые документы, относящиеся к ним.

Льготы в налоговых декларациях

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение льгот.

Документы для камеральных проверок определяются индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на освобождение от НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и ИП, осуществляющими медицинскую деятельность, являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг.

Несмотря на то, что поводы для истребования документов на камеральных проверках можно пересчитать по пальцам, налоговики зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, когда им того захочется и запрашивают гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и никогда не представлять «лишние» документы.

В следующем материале мы поговорим об этом подробнее. А пока проверить требование ИФНС на законность Вам помогут наши налоговые юристы. Обращайтесь – мы всегда на связи и готовы помочь вам в общении с инспекцией!

Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка

Может ли инспекция требовать документы и пояснения у физического лица, уже прекратившего свою деятельность как ИП?

Прекративший свою деятельность предприниматель по ст 346.23 НК РФ сдает налоговую декларацию не позднее 25 числа месяца, идущего за месяцем прекращения предпринимательства. Закрытие ИП не препятствует проведению налоговых проверок по той деятельности, которой ранее гражданин занимался. Так, Конституционный суд в своём постановлении закрепил пожизненную обязанность физического лица по уплате налогов. И поэтому налоговая служба вправе проводить проверки предпринимательской деятельности, даже если физические лица эту деятельность уже прекратили и утратили статус ИП. Статья 88 НК РФ наделяет налоговую службу правом истребовать пояснения от налогоплательщиков в рамках камеральной проверки. Это делается при обнаружении противоречий и нестыковок в документах, переданных плательщиком, и сведениях, имеющихся у налоговой. Выполняя требования налоговой службы и объясняя противоречия, налогоплательщик может дополнять свои пояснения документами. Это правило закрепляет статья 88 НК РФ в пункте 3. За непредставление пояснений Налоговый кодекс ответственность не устанавливает, а вот за непредставление документов плательщикам налога грозит штраф в 200 рублей по статье 126 НК РФ. Если требования о пояснениях плательщик проигнорирует, это не означает, что проверка будет остановлена. Однако, проводя камеральную проверку, инспекция может требовать у плательщика налога какие-либо документы только в перечисленных в кодексе случаях. А неправомерные требования налоговой службы плательщики вправе не исполнять. В том числе требования, направленные после истечения трехмесячного срока камеральной проверки, который установлен в статье 88 НК РФ 2016. По ст 89 НК РФ налоговая служба может также инициировать и выездную проверку. Период такой проверки не может превышать трех лет, предшествующих принятию решения о ней. Для этого нужно решение руководителя налогового органа. И прекращение предпринимателем деятельности также для этой проверки не преграда. Итак, налоговая служба может затребовать у физического лица, прекратившего предпринимательскую деятельность, документы и пояснения. Но сделать она это может только в рамках налоговой проверки и при наличии оснований. Основанием будет противоречие в данных при расчёте налога. Пояснения бывший предприниматель может не предоставлять, так как ответственности за это нет. А вот за каждый не предоставленный документ нужно будет заплатить 200 рублей штрафа.

Смотрите так же:  Льготы получают за квартиру не платят

Может ли Налоговая осматривать помещения и территории организации при камеральной проверке в 2016 году?

До недавнего времени налоговые службы имели право заходить на территорию налогоплательщика только при совершении выездных проверок. Однако с 2015 года были внесены поправки в законодательство — теперь такое право есть у Налоговой и при проведении камеральных (не выездных) проверок. Обратимся к ст 88 НК РФ с комментариями 2016 года. Камеральная проверка проводится на основании документов переданных плательщиком в налоговую. Это в первую очередь налоговые декларации. При выявлении несоответствий или для подтверждения правомерности вычетов служба вправе затребовать дополнительные бумаги. Итак, с 2015 года по статьям 91 и 92 НК РФ при камеральной проверке инспекторам разрешено осматривать территории и помещения налогоплательщика, если:

  • плательщик заявил своё право на возмещение налога;
  • были найдены противоречия между сведениями, заявленными в декларации, и данными, имеющимися у инспекции, понижающие сумму налога.

Но сновании ст 92 и ст 88 НК РФ с комментариями 2016 года подобный осмотр может быть проведен только после вынесения мотивированного постановления должностного лица. Такое постановление утверждается руководителем налоговой службы. Таким образом, в 2016 году налоговая служба может при проведении камеральной проверки нагрянуть на территорию организации с осмотром. Для этого у неё обязательно должно иметься одно из перечисленных оснований. Инспектор обязан предъявить заверенное руководителем налогового органа постановление о проведении осмотра.

Повторная камеральная проверка

Повторная камеральная проверка

Похожие публикации

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.