Приказ о приеме-передаче транспортного средства

Оглавление:

Акт приема-передачи автомобиля

Акт приема-передачи автомобиля – документ, отображающий факт совершения передачи или приема транспортного средства от одного лица к другому. Данный документ является дополнением к договору относительно купли-продажи автомобиля или договора о передаче его во временное пользование (аренда).

Существует несколько видов данного документа, зависящие от сути сделки.

1. Акт приема-передачи автомобиля, согласно договору аренды автомобиля. Данный документ составляется в двух экземплярах, т.к. является двусторонним. Сторонами в данном случае выступают арендодатель (лицо, предоставляющее автомобиль в аренду) и арендатор (лицо, желающее получить автомобиль во временное пользование). В документ необходимо внести информацию относительно технического состояния транспортного средства и его комплектации, наличие или отсутствие дефектов (удары, царапины и др.), а так же состояние пробега автомобиля. При приеме автомобиля арендатор в обязательном порядке должен сверить номера автомобиля, согласно техническому паспорту и другим документам, которые так же должны прилагаться к договору аренды автомобиля. Так же следует поставить подписи, как арендатора, так и арендодателя в данном договоре.

2. Договор купли-продажи автомобиля. Документ, как и в первом случае, является двусторонним. Лицами, совершающими следку, выступают продавец и покупатель транспортного средства. Обязательная информация, необходимая для отображения в договоре: марка автомобиля, год изготовления, номер кузова, двигателя, прицепа, шасси, а так же цвет транспортного средства. Так же обязательным условием является сверка идентификационных номеров автомобиля, согласно техническому паспорту, и проверка комплектующих (запасные части, аксессуары и др.) автомобиля. К документу должны прилагаться обязательные документы, а именно: паспорт автомобиля и сервисная книжка. В конце документа необходимо проставить подписи лиц, участвующих в договоре.

Если на предприятии необходимо отдать транспортное средство в пользование на время (например, для водителя), не обязательно составлять акт приема-передачи автомобиля. В данном случае достаточно оформить приказ внутри предприятия, согласно которому транспортное средство переходит во временное пользование должностным лицом (следует указать ФИО водителя) для определенных целей на указанный срок.

Так же акт сдачи-приемки установленной формы в трех экземплярах оформляется при приемке автомобиля в ремонт. В акте фиксируется техническое состояние и состав сдаваемого в ремонт транспортного средства. Акт подписывается представителями ремонтного предприятия и заказчиком. Первый и третий экземпляры акта сдачи остаются на сервисном предприятии, а второй выдается заказчику.

Акт закрепления транспортного средства за водителем

Закрепление транспортного средства за водителем происходит при составлении целого пакета сопроводительной документации. В числе прочих бумаг свое место занимает соответствующий акт.

Зачем закреплять автомобиль за кем-либо из водителей

Закрепляя транспортное средства за водителем, руководство предприятия преследует вполне определенную цель: оно возлагает ответственность за состояние и сохранность автомобиля на конкретного сотрудника. То есть в случае каких-либо поломок, повреждений, неисправностей именно этот ответственный работник будет обязан заняться их устранением или же компенсировать причиненный ущерб (например, актуально, если водитель по своей вине совершил ДТП на закрепленной за ним машине).

Сколько автомобилей можно закреплять за водителем

Количество транспортных средств, которые можно закреплять за одним водителем ограничивается законом – их должно быть не более трех. Точно так же один автомобиль можно закрепить сразу за несколькими водителями, но не более чем за четырьмя.

На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю

В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.

Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.

Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.

Какие параметры автомобиля должны быть указаны в документе

Поскольку водитель, за которым закрепляется транспортное средство, в дальнейшем несет за него практически полную ответственность, автомобиль на этапе передачи должен быть в обязательном порядке проверен на предмет технического состояния (во избежание ситуаций, когда на работника предприятия перекладывается вина за не совершенные им нарушения). В процессе должны быть обследованы все ключевые элементы автомобиля, в том числе

  • кузов,
  • двигатель,
  • коробка передач,
  • электрика,
  • фары и стекла,
  • колеса,
  • салон и т.д.

Полученные данные тщательно сверяются с техническими характеристиками машины, также исследуются все идентификационные номера. Только после того, как осмотр будет произведен, транспортное средство подлежит закреплению за конкретным работником организации.

Значение акта о закреплении транспортного средства за водителем

Значение акта переоценить сложно: при помощи этого документа удостоверяется то, что автомобиль «перешел» в зону ответственности определенного водителя в том или ином техническом состоянии.

Таким образом, документ защищает обе стороны трудовых отношений. Работника – в том плане, что он получает точную информацию об изъянах и недостатках транспортного средства в момент его перехода к нему. Работодателю же, напротив, дает гарантии того, что со дня закрепления автомобиля за водителем ответственность за его состояние лежит на определенном сотруднике.

Правила составления и оформления акта

Акт закрепления транспортного средства за водителем может формироваться в свободном виде – единого его стандарта нет. Правда в некоторых организациях используется свой шаблон документа, указание о применении которого есть в их учетной политике.

Акт может писаться от руки или печататься на компьютере, для него допустимо брать обыкновенный листок бумаги или лист, оформленный в фирменном стиле.

Акт пишется в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно делать его заверенные надлежащим образом копии.

Кто должен подписать акт

Акт должны подписать лица, в присутствии которых производилась передача автомобиля водителю. Своими автографами эти лица свидетельствуют о том, что вся внесенная в бланк информация соответствует действительности. Также в акте должен расписаться и сам водитель, за которым закрепляется транспортное средство.

А вот что касается печати, то тут все проще: ставить ее требуется только тогда, когда условие о ее использовании включено в нормативно-правовые бумаги предприятия.

Образец акта закрепления транспортного средства за водителем

Если вам поручено составить акт о закреплении транспортного средства за водителем, а вы ранее такой документ никогда не делали, посмотрите его образец, представленный ниже и прочитайте разъяснения к нему. Учитывая их, вы без особых трудностей сформируете требуемый бланк.

  1. Структура документа вполне стандартна: в начале пишется название организации, затем наименование акта, его номер, место, дата оформления.
  2. После этого идет основной блок. Первым делом дайте здесь сведения о тех лицах, при содействии которых происходил процесс передачи автомобиля (укажите их должности и ФИО), также внесите в акт подробные идентификационные характеристики машины (марку, год выпуска, гос. номер, пробег и прочее).
  3. Укажите документ, на основании которого происходит закрепление транспортного средства за водителем (обычно это или приказ, или распоряжение), а также ФИО самого водителя.
  4. Обязательно включите в акт описание состояния автомобиля на момент составления акта, в том числе по двигателю, кузову, ходовой части и т.д. Чем подробнее здесь будет дана информация, тем лучше.
  5. Также перечислите в акте все сопутствующие изделия, которые передаются водителю вместе с машиной («запаска», инструменты и т.д.) или же оформите их отдельным приложением (данные о котором также упомяните в бланке).
  6. Если считаете нужным, можете дополнить акт и другими сведениями, которые считаете важными.
  7. В завершение не забудьте подписать акт.

Приказ о передачи машины

Акт приёма-передачи становится обязательным приложением для тех, кто документально оформляет продажу или покупку транспортных средств. Благодаря данному документу можно юридически подтвердить, что машина была передана от одной стороны другой.

Акт приема-передачи транспортного средства составляется по разным причинам, к примеру: при продаже авто, сдаче его в аренду либо на сервисный ремонт.

Акты, используемые при приемке и передачи автомобиля Во время передачи любого транспортного средства необходимо оформлять Акт приема – передачи.

Документ оформляется и подписывается в двух экземплярах. Один остается у владельца транспорта, второй передаётся особе, которая его арендует, приобретает или приступает к работа в качестве водителя. Составляется акт на листе форматом А 4.

Приказ о передаче автомобиля другому водителю при увольнении

Законодательно форма данного акта не утверждена и единой формы для акта передачи не существует. Широко распространена предлагаемая ниже форма, удобная для заполнения, и отображающая следующую информацию:

Одним из видов такого акта является акт приема-передачи транспортного средства водителю.

Содержание этих документов зависит от ситуации, при которой, происходит передача автомобиля. При помощи данного акта, можно передать любое средство передвижения.

Рекомендации по его оформлению и согласованию ничем не отличаются от общепринятых в делопроизводстве норм составления приказов.

передача машины при увольнении водителя Акт приема-передачи автомобиля — это документ, который подтверждает факт транспортного средства. Он является дополнением к договору купли-продажи либо аренды автомобиля. Сторонами данного документа могут выступать продавец и покупатель, владелец (арендодатель) и арендатор, представитель сервисной (ремонтной) службы и заказчик. В случае передачи автомобиля во временное пользование внутри организации, водителю, к примеру, составление акта приема-передачи необязательно, достаточно приказа руководителя.

Приказ о передаче автомобиля другому водителю при увольнении Можно ли ехать за рулем авто без водительского удостоверения, но вписанным в страховку.

Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.

При этом важно не забывать о том, что если к одному автомобилю не может быть прикреплено более четырех сотрудников (водителей), то и один водитель не может нести ответственность более чем за три автомобиля.

  • наименование предприятия;
  • название и номер документа – с коротким обозначением сути;
  • место (населенный пункт) и дату его составления;
  • обоснование для создания распоряжения (тут можно сослаться на необходимость обеспечения надлежащей эксплуатации автомобиля);
  • После окончательного формирования приказа и ознакомления с ним всех упомянутых в нем работников предприятия, а также тех, кого он касается напрямую, бланк следует вложить в отдельную папку, где лежат другие распорядительные акты фирмы. Здесь он должен находится весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.

    Приказ о закреплении транспортного средства за водителем

    При необходимости текст можно дополнить и другой информацией – исходя из обстоятельств.

    Далее пишется основная часть, в которой указывается:

    Закрепление происходит при помощи приказа, который может составляться как в отношении легкового автотранспорта, так и грузовых машин и спецтехники.

    Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.

    Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.

    При составлении текста приказа, имейте ввиду, что его структура и содержание должны отвечать некоторым правилам деловой документации.

    Смотрите так же:  Прокурора князева

    Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).

    В качестве обоснования выступает реальная причина для создания документа, которая указывается после слов «В связи с…». Основание – это прямая ссылка на какой-либо конкретный внутренний документ предприятия (служебную или докладную записку, нормативный акт) или статью и пункт закона (дается в виде номера и даты выпуска).

    Правильно составляем акт приема-передачи транспортного средства в разных ситуациях

    Акт приема авто составляется в двух экземплярах для каждой из сторон сделки. Очень важно, кроме стандартных реквизитов, упомянуть о том, в какой срок арендатор обязуется вернуть транспортное средство, и в каком оно должно быть состоянии. Если машина будет полностью изношена, повреждена или угнана, ответственность за это будет нести временный пользователь.

  • марку, модель и цвет ТС;
  • год выпуска и пробег;
  • объем двигателя и показатели мощности;
  • тип коробки передач;
  • внешнее описание автомобиля;
  • указание на наличие дефектов, царапин и других повреждений.

    Аренда автомобиля является прекрасной альтернативой для лиц, не имеющих собственной машины. Арендовать ТС можно для поездки за город, осуществления грузоперевозок, организации собственного бизнеса. Чтобы грамотно составить договор об аренде авто и приложить к нему правильно оформленный акт приема передачи автомобиля, нужно обратиться к статьям Гражданского кодекса РФ, где регламентирован конкретный порядок организации подобной сделки.

    Акт приема передачи автомобиля подтверждает факт передачи транспортного средства от одного лица к другому. В документе также важно указать, в каком техническом состоянии находится авто. Его содержание и структура зависит от обстоятельств дела и особенностей договора, к которому он прилагается. Чтобы правильно подготовить акт передачи автомобиля, внимательно изучите действующие правовые положения и нормы, проконсультируйтесь с опытным юристом и разработайте для себя персональный план действий. Опираясь на готовый алгоритм, оформить все будет гораздо легче, избежав при этом, распространенных ошибок и неточностей.

    Когда в качестве сторон акта выступают два водителя, документ составляется в трех экземплярах. По одной копии достается участникам сделки, а третий остается на руках у владельца транспортного средства. В акте обязательным пунктом будет указание остатка по топливу.

    Владея ТС, нередко приходится передавать машину в пользование постороннему человеку. В случае продажи или аренды транспортного средства необходимо все грамотно оформить, подписать договор и составить акт приема передачи автомобиля, образец 2018 года которого, можно скачать на нашем сайте. Чтобы понять, что собой представляет данный документ, и какие функции он выполняет, необходимо внимательно изучить его структуру, разобраться, при каких обстоятельствах он оформляется, что говорит на его счет законодательство.

    Акт приемки машины составляется в простой письменной форме на листе формата А4. Чтобы упростить процедуру и сэкономить собственное время, можно скачать подготовленный бланк на нашем портале, и заполнить пустые графы. Это гарантирует исключение неточностей и ошибок.

    Заключать договор, и подписывать акт передачи транспортного средства могут физические и юридические лица. В тексте документа обязательно указываются данные сторон. Единая форма акта на сегодняшний день отсутствует, но за годы практики сложилась определенная структура и правила оформления этого документа. Порядок действий и содержание зависят от многих факторов, которые следует учитывать. Акт передачи транспортного средства должен быть составлен без ошибок и исправлений. Упустив какую-то маленькую и незначительную, на первый взгляд, деталь, можно столкнуться с существенными неприятностями, конфликтами, спорами и даже судебными тяжбами.

    Не забудьте указать, что входит в основную комплектацию машины, а что дополнительно установлено в ТС для улучшения ее эксплуатационных показателей. Если в авто установлена сигнализация, магнитола, колонки, об этом следует отдельно упомянуть в акте. Чтобы покупатель мог сравнить технические характеристики машины с установленными стандартами, важно предоставить ему всю сопутствующую документацию относительно ТС.

    Когда стороны подписывают документ, подтверждающий факт обследования авто и его технических характеристик, важно подробно описать объект исследования, а именно указать:

    Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

    Если вы не сдаете машину в аренду, а просто продаете ее, акт приема передачи автомобиля также станет важной частью сделки. После подписания договора покупки и регистрации документа в соответствующих органах и государственных структурах, покупатель станет полноправным собственником движимого имущества и будет полностью нести ответственность за него. Если произойдет авария, например, из-за неисправности в работе машины, это повлечет серьезные неприятности, и может стоить человеческих жизней. Когда покупатель знает обо всех неисправностях, отвечать за последствия аварии будет он. Если будущий владелец не знал о нарушении в работе ТС, то он вправе привлечь к ответственности продавца.

    1. Количество экземпляров. Зависит от числа лиц, участвующих в сделке.
    2. Данные всех сторон: Ф.И.О, паспортные данные, адрес прописки и проживания.
    3. Характеристики машины.
    4. Название марки, цвет транспортного средства.
    5. Название организации и данные водителя.
    6. Срок предоставления.
    7. Цель передачи.

    Чаще всего составлять акт приема-передачи автомобиля грузового или легкового между водителем и организацией не принято. В этом случае подписывается внутренний приказ руководителя. В нем указывается:

    Образец бланка представлен на фото. Также его можно скачать, пройдя по ссылке ниже.

    Закон не предусматривает отдельной формы приложения для аренды техники с экипажем или без него. И в том, и в другом случае он передается в пользование на время.

    Документ должен храниться до возвращения машины владельцу.

    Акт приема-передачи автомобиля

    Владелец также должен приложить следующие документы: сервисную книжку, технический паспорт.

    Единого, утвержденного законодательством, образца нет. Документ составляется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать следующую информацию:

    На фото представлен бланк такого приложения.

    Акт приема-передачи автомобиля необходим в случае приема техники от одного лица другому. Приложение составляется к договору аренды или купли-продажи между двумя физическими лицами, сервисом и заказчиком.

    Но акт приема машины с экипажем должен содержать пункт, в котором будут указаны виды услуг по управлению, которые арендодатель передает арендатору.

  • обязательно необходимо указать на отсутствие взаимных претензий;
  • следует прописать о количестве составленных экземпляров. Обычно это два. Но в случае если техника передается в ремонтную службу, сервису необходим дополнительный экземпляр.
  • в конце ставятся подписи обеих сторон.

    Акт приема-передачи автомобиля — это документ, который подтверждает факт передачи транспортного средства.

    Составляется акт на листе форматом А 4.

    Сторонами данного документа могут выступать продавец и покупатель, владелец (арендодатель) и арендатор, представитель сервисной (ремонтной) службы и заказчик.

    Согласно Приказу Минтранса России № 36 от 13.02.2013г. эксплуатировать ТС запрещено. Ремонтные работы может провести только мастерская лицензиат ФСБ или завод-изготовитель устройства.

    Акт – это документ, который является подтверждением какого-то факта: выполнения работ, оказания услуг, передачи документов, товара, ТМЦ, оборудования, транспортного средства, квартиры и т.п.

    Он является дополнением к договору купли-продажи либо аренды автомобиля.

    Содержание этих документов зависит от ситуации, при которой, происходит передача автомобиля.

    Замену необходимо сделать с 01 июля 2018 г. Данное изменение внесено Приказом Минтранса России № 348 от 02.12.2015г.

    Когда пустеет рабочее место, возложенные на его прежнего обладателя функции передаются новому сотруднику. Чтобы максимально точно определить границы переходящей ответственности и должностные обязанности и не прерывать при этом рабочий процесс, составляется приказ о передаче дел при увольнении. Как его составить и что указать, расскажем в статье.

    Приказ на передачу автомобиля при увольнении водителя

    Данный документ является дополнением к договору относительно купли-продажи автомобиля или договора о передаче его во временное пользование (аренда). 1. Акт приема-передачи автомобиля, согласно договору аренды автомобиля. Данный документ составляется в двух экземплярах, т.к.

    Акт приема-передачи автомобиля – документ, отображающий факт совершения передачи или приема транспортного средства от одного лица к другому.

    Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам). Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль .

    • сведения о сторонах, участвующих в приеме-передаче: названия предприятий, должности и ФИО лиц, которые их представляют;
    • данные об автомобиле: его марка, год выпуска, номера: VIN, двигателя и паспорта, цвет авто, а также прочие идентификационные характеристики;
    • при необходимости сюда же можно включить любую другую нужную информацию (цена автомобиля, срок его фактической эксплуатации, перечень передаваемых вместе с машиной документов, аксессуаров и т.д.);
    • удостоверяется факт того, что все параметры транспортного средства были проверены (в том числе и комплектность);
    • если в ходе осмотра были выявлены какие-то недостатки, они должны быть описаны в документе подробнейшим образом – в дальнейшем на основании них можно будет предъявить ко второй стороне договора претензии с требованием по их устранению за свой счет;
    • обозначается, что передача произвелась в полном соответствии с договором, деньги оплачены и претензий у сторон друг к другу нет (или обратное).

    Помимо вышеозначенного, не надо забывать и о том, что на основе данного акта происходит списание транспортного средства с баланса одной организации и прием его к учету в другой.

    Акт приема-передачи транспортного средства

    Формирование акта приема-передачи транспортного средства – необходимый этап фиксации перехода автомобиля из одних рук в другие.

    При этом его можно заполнять от руки или в компьютере. Если выбран последний вариант, акт после окончательного формирования следует распечатать. Все лица, участвующие в приеме-передаче автомобиля, должны поставить в документе свои живые подписи.

    Акт не только удостоверяет сам факт передачи автомобиля, но и свидетельствует о его техническом состоянии на момент сделки. Именно поэтому перед тем как составить бланк, нужно внимательно обследовать авто на предмет неисправностей, поломок и прочих дефектов.

    Первый – это будет начало. Сюда вносится следующая информация:

    Акт приема-передачи транспортного средства подлежит обязательному учету и хранению. Информацию о сформированном, подписанном и утвержденном бланке необходимо внести во внутренний журнал учета документации (он должен иметься в каждой компании) поставив в нем отметку о дате создания и номере документа.

    В случае, если перед вами стоит задача по формированию акта по приему-передаче транспортного средства, а вы не знаете, как именно это сделать, внимательно прочитайте приведенные ниже советы. Посмотрите и пример заполнения акта – на его основе у вас легко получится сделать собственный документ.

    Резюмируя сказанное, подведем итог: с юридической точки зрения документ является подтверждением того, что автомобиль перешел от бывшего собственника к новому владельцу (т.е. в отсутствие этого акта передача может быть признана несостоявшейся). При наличии необоснованных претензий или разногласий по договору именно этот документ может стать частью доказательной базы, причем как для одной стороны договорных отношений, так и для другой.

  • данные о договоре, к которому данный акт является приложением;
  • наименование документа;
  • дата, место (населенный пункт) его формирования.

    При составлении акта следует избегать неточностей, помарок и ошибок, но если таковые все же произошли, лучше не исправлять их в документе, а сформировать новый формуляр.

    Полный их список также желательно отразить в акте приема-передачи транспортного средства.

    Оформление приказа о закреплении за водителем автомобиля

    При наличии автомобиля или собственного автопарка в организации, логичным действием руководства является закрепление каждого транспортного средства за отдельно взятым сотрудником. Таким образом, ответственность за сохранность в процессе эксплуатации автомобиля возлагается на определенное лицо. Обычно автомобиль закрепляется за водителем, инженером или техническим служащим.

    Для того, чтобы прикрепить одного или нескольких человек к определенным транспортным средствам, руководителю требуется издать приказ о закреплении за водителем автомобиля.

    Согласно статье 1079 ГК РФ, автомобиль является не просто дорогостоящим имуществом на балансе предприятия, но и представляет собой источник повышенной опасности. Поэтому обязанность по возмещению вреда, если таковой был причинен третьим лицам, возлагается на организацию, либо гражданина, который обладает транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, на правах хозяйственного ведения или на основании доверенности.

    Таким образом, приказ о закреплении за водителем автомобиля необходим с точки зрения ответственности за использование транспортного средства, представляющего повышенную опасность для окружающих. Кроме того, как отмечено выше, автотранспорт является дорогостоящим имуществом, требующим контроля, который возможен при определении определенного материально ответственного лица. Возможны два способа закрепления автотранспорта:

    Как написать и образец

    Приказ оформляется по принципу составления аналогичной документации. В документе требуется указать следующее:

    • Наименование организации, порядковый номер самого документа;
    • Марка, модель автомобиля, согласно данным ПТС, государственный номерной знак;
    • Фамилия с инициалами прикрепляемого водителя (водителей);
    • Квалификационный разряд, категория водителя (водителей);
    • Дата составления;
    • Подписи.

    Зачем нужен акт

    Закрепляется транспортное средство за определенным сотрудником исключительно после того, как водителем были пройдены вводный и первичный инструктаж, а также стажировка. По факту передача автотранспорта происходит на основании акта приема – передачи (акта о закреплении), после того как был издан соответствующий приказ руководителя.

    Необходимость составления акта обусловлена тем, что данный документ в определенной мере защищает и законного владельца, и сотрудника, которому передается автомобиль в эксплуатацию. Например, если машина имела изначально какие-либо дефекты, вследствие которых возникла поломка, наемному работнику будет сложно доказать без акта о закреплении, что неисправность возникла не по его вине. Точно также возможна обратная ситуация, когда убытки может понести работодатель по вине недобросовестного подчиненного.

    Во избежание конфликтных ситуаций в будущем, следует крайне внимательно отнестись к осмотру самого транспортного средства перед подписанием акта о закреплении. Водитель обязан проверить соответствие реального состояния автомобиля с техническими характеристиками, которые указаны в акте, сверить идентификационные номера, провести тщательный осмотр автомобиля. Если изъянов, незаявленных в акте приема-передачи, во время осмотра не выявлено, стороны подписывают документ, после чего факт закрепления транспортного средства за водителем считается совершенным. С этого момента ответственность, как за сам автотранспорт, так и за перевозимых людей или грузы, переходит к сотруднику, исполняющему функции водителя.

    Акт может быть составлен в свободной форме, однако в документе должна обязательно присутствовать следующая информация:

    • Идентификационные и инвентарные номера транспортного средства;
    • Регистрационный номерной знак;
    • Должен быть указан год выпуска автомобиля;
    • Данные ПТС, номерные знаки с кузова, двигателя и шасси транспортного средства;
    • Каков пробег с момента ввода в эксплуатацию.

    Остались вопросы, проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

    +7 (499) 703-43-89 Москва и область

    +7 (812) 309-26-53 Санкт-Петербург и область

    Задайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.

    Приказ о закреплении автомобиля за сотрудником образец

    Приказ о закреплении ТС за водителем

    2 августа 2017 Приказы

    Пройдя первичный инструктаж и стажировку, водитель предприятия закрепляется за служебным автомобилем. Это важный момент для передачи ответственности за эксплуатацию транспортного средства. Оформляется данная процедура приказом, образец которого можно скачать ниже.

    Необходимость составления приказа

    Автомобиль является дорогостоящим имуществом организации и, одновременно, источником высокой опасности. Обязанность возмещения убытков при возникновении дорожно-транспортного происшествия несет компания или гражданин, владеющий средством передвижения на правах собственника, арендатора или доверенности.

    В компаниях с многочисленным автопарком и предприятиях, занимающихся перевозками продукции, машина закрепляется персонально за водителем или несколькими сотрудниками фирмы (техник, инженер, водитель) — бригадный вариант.

    При оформлении приказа обязательно стоит учитывать количество прикрепленных работников к одному транспортному средству — не больше 4-х человек, а водитель может максимально отвечать только за 3 автомобиля.

    При обозначении ответственности определенного сотрудника за эксплуатацию автомобиля, по причине нанесения материального вреда имуществу, взыскание происходит с этого работника.

    Закрепление автомобиля за водителем организации оформляется приказом как для легкового вида транспорта, так и для грузового, и для специальной техники.

    Текст приказа о закреплении автомобиля за сотрудником

    Структура бланка и его содержание должны быть оформлены в соответствии с нормами деловых документов.

    • название организации;
    • наименование документа и порядковый номер в соответствии с журналом регистрации;
    • дата составления приказа о закреплении и населенный пункт;
    • обоснование распоряжения (необходимость надлежащей эксплуатации автомобиля организации);
    • марка автомобиля и его государственный номер;
    • ФИО водителя, за которым закрепляется автомобиль;
    • ФИО сотрудника, замещающего основного водителя на период его отсутствия на рабочем месте (отпуск, больничный, командировка);
    • обозначение ответственного работника за исполнение данного документа (руководитель транспортного отдела);
    • приложение к приказу (акт осмотра автомобиля);
    • роспись директора фирмы и обозначенных в нем водителей.

    После подписания приказа о закреплении автомобиля за сотрудником организации оформляется акт приема-передачи водителю транспортного средства.

    Составление акта приема-передачи ТС

    Оформление бланка не требует определенной формы. Необходимость его издания обуславливается в определенной степени защищенностью собственника и специалиста, эксплуатирующего транспортное средство. К примеру, если средство передвижения имело какие-либо неисправности, повлекшие за собой поломку автомобиля, водителю сложно будет утверждать, что он в этом не виноват. Также вероятно наступление обратной ситуации, когда работодатель может нести материальный ущерб по вине подчиненного.

    Акт также составляется при временном отсутствии основного водителя с указанием количества литров в бензобаке по данным путевого листа и имеющейся комплектации автомобиля.

    Для недопущения конфликтов между сторонами осмотр машины надо производить с особой внимательностью. Водитель проверяет реальные технические характеристики закрепленного за ним автомобиля и сверяет их информацией, указанной в акте. Если никаких изъянов при проверке не обнаружено, работодателем и водителем подписывается акт. Факт закрепления автомобиля за водителем значится завершенным и ответственность за автотранспорт, перевозку пассажиров и грузов полностью возлагается на упомянутого специалиста.

    Закрепляя конкретного специалиста за средством передвижения, работодатель определяет его рабочую зону, за которую специалист или бригада несет ответственность.

    Образец оформления

    Образец приказа о закреплении автомобиля за сотрудниками организации — скачать.

    Учет топлива при служебных командировках

    «Российский налоговый курьер», 2004 год, №12

    Нередко организации направляют сотрудников в командировки на служебном транспорте. Как правильно учесть расходы на топливо, приобретенное во время командировки по России и за рубежом? Этому вопросу посвящена данная статья.

    Согласно ст.166 ТК РФ «служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

    Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются». Поэтому не являются служебными командировками поездки, к примеру, водителей транспортных организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.

    Когда сотрудник едет в командировку, ему возмещаются расходы по проезду, по найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с его проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

    Об этом сказано в ст.168 ТК РФ.

    Порядок возмещения работнику расходов, связанных с командировкой, регламентирован Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Следует отметить, что оплата стоимости приобретенного во время командировки топлива этим документом не предусмотрена. Тем не менее стоимость топлива, необходимого для проезда до места командировки и обратно, можно включить в состав командировочных расходов как расходы на проезд.

    Обеспечение топливом в командировке

    Отправляя сотрудника в командировку на служебном транспорте, организация вместо оплаты стоимости проезда выдает ему средства для приобретения необходимого количества топлива и других горюче-смазочных материалов. Чаще всего это наличные деньги.

    При поездках по территории России сотрудник получает наличные рубли в пределах сумм, причитающихся на эти цели. Если сотрудник едет в зарубежную командировку, ему выдается иностранная валюта. Такие выплаты осуществляются в соответствии с Положением о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов. Документ утвержден Банком России 25.06.1997 N 62.

    Иногда вместо наличных денег командированному сотруднику выдается банковская корпоративная или специализированная топливная карта. В последнее время безналичная форма оплаты на автозаправочных станциях (АЗС) получила широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Преимущества такой системы оплаты очевидны. Во-первых, работник не получает на руки наличные деньги, а во-вторых, организация при использовании топливных карт полностью контролирует приобретение топлива.

    При использовании корпоративных банковских карт организация должна руководствоваться Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием. Оно утверждено Банком России 09.04.1998 N 23-П.

    Топливные карты или талоны на ГСМ организация приобретает по договору с владельцем сети АЗС. Выдавая карту или талоны командированному сотруднику, организация тем самым обеспечивает ему возможность заправки автомобиля во время командировки. Преимущество такой системы оплаты в том, что у организации — покупателя топлива возникает меньше проблем с вычетом НДС, уплаченного поставщику (этот вопрос рассмотрим ниже). А недостатком является то, что командированный сотрудник может приобрести топливо только на определенных автозаправочных станциях.

    И, наконец, сотруднику можно выдать необходимый запас топлива, залив его в бак автомобиля и в канистры. Если этого топлива будет недостаточно, командированный сотрудник может приобрести дополнительное количество за наличные деньги, а также по банковской или топливной карте.

    Документальное подтверждение расходов на ГСМ

    Для целей налогообложения прибыли все расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Об этом гласит п.1 ст.252 НК РФ.

    Любая командировка должна быть экономически целесообразна, то есть она должна быть направлена на получение организацией дохода. Служебная командировка оформляется соответствующими документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Это унифицированные формы первичных документов по командировкам: N Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», N Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку», N Т-10 «Командировочное удостоверение» и N Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении». Содержащиеся в них сведения являются доказательством экономической обоснованности служебной командировки.

    Подтверждением тому, что топливо, приобретенное во время командировки, израсходовано в производственных целях, служит путевой лист. Формы путевых листов для грузовых и легковых автомобилей утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. В путевом листе обязательно проставляют его порядковый номер, дату выдачи, печать организации, которой принадлежит автомобиль. Также в нем указывают марку автомобиля, место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, расход горючего (по норме и фактический), а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж. На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного во время командировки топлива.

    По возвращении из командировки сотрудник должен представить вместе с авансовым отчетом первичные документы на приобретение топлива. Эти документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Такими документами являются кассовые чеки и отчеты АЗС по заправленному в бак топливу. В случае зарубежной командировки документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таково требование п.9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Перевести документы можно своими силами или привлечь сторонних переводчиков. Расходы на перевод будут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

    Признание расходов на топливо при командировках

    Датой признания в налоговом учете расходов по потребленному во время командировки топливу является день утверждения авансового отчета. Это установлено пп.5 п.7 ст.272 НК РФ. Количество и стоимость израсходованного топлива рассчитываются по путевому листу. На основании этих данных организация в пределах установленных норм расхода ГСМ учитывает стоимость израсходованного топлива в составе расходов.

    Рассмотрим вопрос о нормах расхода ГСМ подробнее.

    На сегодняшний день действуют Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Руководящий документ Р3112194-0366-03). Они утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 г. Но они обязательны для применения только предприятиями, подведомственными Минтрансу России. Для остальных организаций эти нормы носят рекомендательный характер. Налоговый кодекс не содержит ограничений на признание топлива в составе расходов. Однако если топливо израсходовано в размерах, превышающих нормативы, установленные Минтрансом России, налогоплательщикам придется подтвердить экономическую обоснованность таких расходов.

    На основании Руководящего документа Минтранса России организации могут утвердить собственные нормы расхода топлива. Это позволит организации надлежащим образом организовать внутренний контроль за расходованием топлива, планировать предстоящие расходы на ГСМ и осуществлять иные управленческие задачи. Расчет собственных норм расхода ГСМ производится только на основании контрольных заездов и соответствующих расчетов. Разработанные нормы утверждаются приказом руководителя.

    Возможна ситуация, когда количество израсходованного во время командировки топлива превысило установленные организацией нормы. В этом случае организация должна выявить причину перерасхода топлива и определить его стоимость и количество. Если установлено, что топливо потрачено на личные нужды сотрудника, то руководство организации должно принять меры к возмещению сотрудником стоимости израсходованного топлива. Сумма полученного возмещения признается доходом организации.

    Обратите внимание: при налоговой проверке такую операцию налоговые органы будут расценивать как услугу по предоставлению физическому лицу транспортного средства в пользование. Поэтому использование работником автомобиля для личных нужд должно быть оформлено соответствующими документами и отражено в учете в том порядке, который применяется в случае реализации услуг. Затраты на содержание автомобиля (включая стоимость потраченного топлива) организация списывает на расходы.

    А возникает ли при этом объект налогообложения по НДС? Да, возникает. Проанализируем эту операцию. Автомобиль, принадлежащий организации, предоставляется сотруднику в личное пользование. Во время личных поездок сотрудник использует топливо, приобретенное организацией. Сумма возмещения, которую получает организация, это не что иное, как оплата сотрудником услуги по предоставлению транспортного средства в пользование. Как видим, происходит возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. То есть налицо все признаки реализации, указанные в ст.39 НК РФ. А реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом налогообложения по НДС в соответствии с п.1 ст.146 Кодекса. Поэтому организация должна предъявить сотруднику к возмещению не только расходы на содержание автомобиля (включая стоимость топлива, израсходованного им в личных интересах), но и начислить на эту сумму НДС.

    Если же сотрудник не возместит организации расходы на содержание автомобиля, в том числе на топливо, истраченное для личных нужд, то для целей налогообложения прибыли эти затраты не могут быть признаны расходом. Здесь налицо безвозмездная передача имущества, стоимость которого в соответствии с п.16 ст.270 НК РФ не признается расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

    Теперь об НДС. Если сотрудник не возместил организации расходы на содержание автомобиля, значит, он пользовался им безвозмездно. В целях применения гл.21 НК РФ это признается реализацией (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

    Приказ о закреплении автомобилей за сотрудниками организации

    Поэтому организация должна начислить НДС на стоимость ГСМ и других расходов с учетом требований п.2 ст.154 НК РФ. Что касается «входного» НДС по ГСМ и прочим расходам на содержание автомобиля, то этот налог можно принять к вычету.

    А если перерасход является следствием поломки автомобиля? В этом случае организация должна принять меры для устранения неисправностей во избежание дальнейшего перерасхода ГСМ. Налогооблагаемую прибыль на стоимость фактически израсходованного топлива в данной ситуации уменьшить можно, если организация документально подтвердит причину его перерасхода.

    Особенности признания расходов при зарубежных командировках

    Перед зарубежными командировками сотрудники получают под отчет наличную валюту либо корпоративную валютную банковскую карту. Следовательно, у организации возникают расходы в иностранной валюте.

    Согласно п.5 ст.252 Кодекса расходы налогоплательщика в иностранной валюте учитываются в совокупности с рублевыми расходами. Их пересчет организация производит в зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов для целей налогообложения.

    Если организация применяет метод начисления, то расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода. Об этом сказано в п.10 ст.272 НК РФ. Обратите внимание: в случае загранкомандировки суммы иностранной валюты, указанные в первичных документах, представленных сотрудниками, должны быть переведены в рубли по курсу Банка России не на день приобретения топлива, указанный в чеке АЗС, а на день утверждения авансового отчета (пп.5 п.7 ст.272 НК РФ). Организации, применяющие кассовый метод, пересчитывают расходы в иностранной валюте на дату утверждения авансового отчета, если командированный сотрудник отчитался по суммам, выданным ему перед командировкой. В случае возникновения задолженности организации перед сотрудником она сможет признать стоимость топлива в составе расходов только на дату погашения этой задолженности. Следовательно, пересчет расходов в иностранной валюте происходит по курсу Банка России на дату погашения задолженности организации перед сотрудником по приобретенному топливу (п.3 ст.273 НК РФ).

    В связи с пересчетом расходов, выраженных в иностранной валюте, может возникнуть курсовая разница. Налоговым кодексом установлено, что положительная курсовая разница включается в состав внереализационных доходов (п.11 ст.250), а отрицательная — в состав внереализационных расходов организации (п.5 ст.265).

    Особенности налогового учета ГСМ при командировках

    На первый взгляд, порядок налогового учета расходов на топливо, израсходованное во время командировок, не вызывает особых проблем. На самом деле это не так. Порядок учета ГСМ зависит от вида деятельности организации, от цели поездки, от содержания хозяйственной операции. Покажем это на конкретных примерах.

    Начнем с транспортных организаций, основным видом деятельности которых являются грузовые и (или) пассажирские перевозки. Бухгалтерам этих предприятий следует быть очень внимательными. Дело в том, что в транспортных организациях ГСМ являются основным производственным ресурсом, без которого услуги по перевозке осуществить невозможно. Поэтому ГСМ, потребленные в процессе основной деятельности, учитываются в транспортной организации в составе материальных расходов как затраты на приобретение сырья и материалов (пп.1 п.1 ст.254 НК РФ). Как известно, эти затраты относятся к прямым расходам.

    Если поездка сотрудника транспортной организации (водителя, экспедитора и т.п.) связана с осуществлением основной деятельности организации — оказанием услуг по грузовым и (или) пассажирским перевозкам в интересах заказчиков, то служебной командировкой она не является. В этом случае затраты на ГСМ учитываются как прямые материальные расходы (пп.1 п.1 ст.254 НК РФ). Иная картина складывается, если руководитель транспортной организации едет в командировку, например, с целью заключения договора на служебном автомобиле. Эта поездка отвечает всем признакам служебной командировки. Затраты на топливо, израсходованное во время командировки, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как командировочные расходы (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ).

    В торговых организациях существует своя специфика. Стоимость потребленного топлива относится к транспортным расходам. А в торговых организациях транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров признаются прямыми (ст.320 НК РФ). Это означает, что транспортные расходы (в состав которых включена и стоимость ГСМ) распределяются на остатки товаров на складе и на стоимость реализованных товаров. Если, к примеру, менеджер торговой организации едет в командировку с целью приобретения и доставки товаров, то стоимость израсходованного во время командировки топлива нельзя списывать как командировочные расходы. Ее надо учитывать как прямые затраты по статье транспортных расходов. В случае служебной командировки, не связанной с приобретением товаров и иных материальных ценностей, затраты на топливо списываются в обычном порядке.

    А что такое «обычный порядок»? Существует ли какое-то общее правило списания ГСМ? Да, ответят многие бухгалтеры. Обычно стоимость ГСМ списывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп.11 п.1 ст.264 НК РФ. Если же топливо израсходовано во время командировки, такие затраты на ГСМ включаются в состав командировочных расходов и списываются в соответствии с пп.12 п.1 этой же статьи Кодекса. В данном случае расходы на топливо являются косвенными и в полной сумме включаются в затраты текущего периода.

    В этом ответе все верно, кроме одного: такой порядок учета нельзя назвать единственным. Бухгалтеры должны квалифицировать затраты на топливо в зависимости от цели командировки. Специфику учета топлива во время командировки, предпринятой с целью покупки товаров, мы уже показали. Следует также отметить особенности учета ГСМ при командировке, связанной с приобретением основных средств или материалов. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете действует правило: в первоначальную стоимость приобретенных объектов основных средств и материалов включаются затраты по приобретению этих материальных ценностей, в том числе и расходы на их доставку (п.2 ст.254, п.1 ст.257 НК РФ). Если командировка была предпринята с целью приобретения основных средств или материалов, то командировочные расходы (в том числе и расходы на израсходованное во время командировки топливо) нельзя списать на затраты текущего периода по нормам пп.12 п.1 ст.264 НК РФ. Их нужно включить в первоначальную стоимость приобретенных материальных ценностей.

    Как видим, существует много вариантов учета топлива, затраченного во время командировки. Поэтому бухгалтеру следует быть очень внимательным и прежде всего правильно квалифицировать поездку (является ли она служебной командировкой), а также определить, с какой целью она предпринимается.

    НДС по приобретенному топливу

    Теперь поговорим про НДС. Командированные сотрудники приобретают ГСМ за наличные деньги или по банковской корпоративной или специализированной топливной карте. В каких случаях организация сможет принять к вычету НДС?

    Если сотруднику выданы под отчет наличные деньги или банковская карта, по возвращении из командировки он представит в бухгалтерию кассовые чеки АЗС. При этом счетов-фактур, как правило, нет. АЗС как организации, оказывающие платные услуги населению, счета-фактуры не выставляют (п.7 ст.169 НК РФ). Из-за отсутствия счета-фактуры при наличной оплате или оплате банковской картой НДС принять к вычету нельзя (п.1 ст.172 НК РФ).

    Существует еще один нюанс. Если в кассовом чеке АЗС налог отдельной строкой не выделен, топливо учитывается в полной стоимости расходов.

    Хуже, если НДС в чеке выделен отдельной суммой или просто указана процентная ставка. Этот налог организация не сможет ни принять к вычету, ни уменьшить на эту сумму облагаемую базу по налогу на прибыль.

    Обратите внимание: несмотря на то что расходы на приобретение топлива во время командировки относятся к расходам на проезд, на них не распространяется положение п.1 ст.172 НК РФ о возможности применения налоговых вычетов на основании «иных документов». Для принятия к вычету НДС по приобретенному топливу счет-фактура необходим, поскольку кассовый чек АЗС не является бланком строгой отчетности.

    Топливные карты приобретаются, как правило, в безналичном порядке. Причем покупает их не сотрудник, а организация. Поэтому проблем с вычетом НДС при приобретении ГСМ по топливным картам обычно не возникает. Вычет производится на основании счетов-фактур топливной компании.

    Андрей Викторович Комаров
    Директор АКФ «ЦФО»

    Н. В.Иволгина
    Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

    Установленный образец служебной записки о направлении в командировку — это внутриорганизационный документ, отражающий даты отправления и прибытия с фактической отметкой о месте пребывания сотрудника.

    Случаи, при которых потребуется оформление командировочной записки:

    • поездка планируется как на служебном, так и на личном, в том числе арендованном, транспортном средстве;
    • отсутствие у работника подтверждающих фактическое отправление и пребывание документов.

    Основная задача служебки — помочь бухгалтеру при начислении и расчете суточных, которые невозможно вывести без данных о фактических днях пребывания сотрудника в командировке.

    Правила оформления

    Образец служебной записки о командировке 2018 года оформляется сотрудником от руки на фирменном бланке сразу по возвращению из поездки.

    Единой нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок оформления командировочной документации, законодательно не предусмотрено. Форма и содержание должны быть разработаны и утверждены бюджетной организацией в соответствии с учетной политикой.

    Образец приказа о закреплении автомобиля за водителем

    Согласно п. 3 Положения № 749, руководитель организации вправе включить регламент и координирование таких документов в локальные акты учреждения.

    Из обязательных параметров должны указываться номер и дата приказа о командировке, основная цель или рабочее задание, даты приезда и отъезда, данные автомобиля (модель, госномер) при необходимости.

    Также следует перечислить прилагаемые документы.

    Сопроводительная документация

    Вместе с запиской сотрудник формирует следующий пакет документов:

    • путевой лист;
    • чеки и выписки, которые наглядно продемонстрируют его расходы во время поездки;
    • при передвижении на личном/рабочем транспорте — путевой лист или любое другое подтверждение маршрутной линии до места назначения.

    При отсутствии по каким-либо причинам у работника вышеуказанных расписок ему необходимо сдать служебную записку с подтверждающей отметкой от принимающей стороны или организации, где будет указано время его прибытия и отбытия.

    Образец служебной записки на командировку 2018 года

    Должен ли писать руководитель

    По поводу рабочих поездок директора организации возникает ряд споров. В п. 7 Положения № 749 указано, что руководитель является сотрудником организации, поэтому должен составить служебное письмо, как и любой другой работник.

    Эксперты Роструда утверждают обратное. Директор обладает правом главной подписи, соответственно, сам будет визировать свои же приказы и отчетные справки. Поэтому составлять командировочную документацию для него не обязательно.

    Чтобы решить этот вопрос, нужно внести в локальные нормативно-правовые акты учреждения Положение о командировках, где будет отрегулирован вопрос о рабочих поездках руководителя организации.

    Поездки за границу

    В этом случае служебка оформляется по тем же правилам. Необходимо только приложить копию заграничного паспорта. Исключение составляют поездки в страны СНГ: пересечение границ будут совпадать с датами билетов, а если командированный сотрудник передвигается на автомобиле, то отметки будут ставиться в путевом листе.