Система органов надзора и контроля и их полномочия

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства

В ст. 352 ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены: 1) государственный надзор за соблюдением трудового законодательства; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) самозащита трудовых прав. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ к числу способов защиты трудовых прав работников следует отнести ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров. В законодательстве перечень возможных вариантов восстановления нарушенного права работников не определен исчерпывающим образом. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется защита своих прав, в том числе и в сфере труда, не запрещенными законом способами. Поэтому работник может использовать различные способы защиты нарушенного права, которые не запрещены федеральным законом.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права. Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору за соблюдением норм трудового права могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов.

Государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20.05.2004 N 649) поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового законодательства входят в систему государственной исполнительной власти.

Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и его региональных органов. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда.

В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 также имеют статус федеральной службы.

В ст. 366 ТК РФ к числу специально уполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением безопасности мероприятий при обслуживании электрических и теплоиспользующих установок в ст. 367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ст. 368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В ст. 369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления. Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке. Причем обращение прокурора в суд в защиту конкретного гражданина может состояться на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно защитить свои права. К числу таких причин может быть отнесено отсутствие у работника навыков для ведения судебного дела о восстановлении нарушенного права. Следовательно, для обращения прокурора в защиту трудовых прав конкретного гражданина должны быть доказаны следующие юридически значимые обстоятельства. Во-первых, наличие обращения гражданина к прокурору с целью защиты нарушенного права, что подтверждается письменным заявлением гражданина. Во-вторых, наличие уважительных причин для вступления прокурора в гражданский процесс с целью защиты прав конкретного гражданина. Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором указаны такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд. Таким образом, при осуществлении надзорных функций по защите прав и свобод конкретного гражданина прокурор также не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя для устранения допущенных им нарушений. Поэтому в принудительной форме прокурор может восстановить нарушенное право лишь в судебном порядке.

В связи с чем деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением трудового законодательства в случае обнаружения нарушений прав работников заканчивается в суде заявлением об устранении указанных нарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь, указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональные союзы в лице соответствующих органов. На основании ст. 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав. В соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателем норм трудового права по отношению к членам соответствующего профсоюза; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) получать информацию от представителей работодателя о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; 5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; 6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; 7) направлять работодателям представления об устранении нарушений трудовых прав работников, которые обязательны для рассмотрения полномочными представителями работодателя; 8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателем по коллективному договору и соглашению; 9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; 10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров с целью защиты прав своих членов; 11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 12) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудовых прав работников. В соответствии с ч. 7 ст. 370 ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами по надзору за соблюдением норм трудового права. Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного правового акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда. С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда. Таким образом, реализация полномочий по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также может заканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы по восстановлению нарушенных прав работников.

Смотрите так же:  Пассивный залог present perfect

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

  • • понятие контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • виды контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • органы, осуществляющие государственный, ведомственный и общественный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • • систему органов Роструда и их компетенцию;
  • • полномочия органов контроля и надзора;
  • • порядок проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства;
  • • систему взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок соблюдения трудового законодательства;
  • • правовые последствия для работодателя, виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда;

уметь

  • • определять компетенцию различных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • • правильно определять предмет проверок, проводимых органами контроля и надзора;
  • • анализировать причины нарушений трудового законодательства, готовить соответствующие предложения по их устранению;

владеть

  • • понятийным аппаратом института контроля и надзора;
  • • навыками выявления и предупреждения нарушений требований трудового законодательства.

Понятие и виды контроля и надзора

В процессе становления и развития трудового законодательства проблеме защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание, так как, несмотря на формальное юридическое равенство, работник в социально-экономическом плане всегда является более слабой стороной трудового отношения, чем работодатель. Поэтому среди основных способов защиты трудовых прав и свобод бо́льшая часть предназначена для защиты работника. К таким способам относятся, в частности, самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Целью защиты трудовых прав работника является обеспечение их свободной реализации, а при необходимости – восстановление или признание прав, пресечение правонарушений со стороны работодателя и его понуждение к надлежащему исполнению обязательств.

В узком смысле слова под защитой понимается деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав. Такими полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл. 57 ТК РФ.

Отношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми (ч. 2 ст. 1 ТК РФ). Эти отношения относят к числу сопутствующих трудовым, причем в отличие от многих других производных от трудовых отношений они носят перманентный характер, поскольку государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется постоянно, непрерывно.

Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей является одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 2 ТК РФ).

Государственный контроль и надзор (ст. 353 ТК РФ) дополняется ведомственным контролем за соблюдением трудового законодательства (ст. 353.1 ТК РФ). Свою лепту в укрепление законности в трудовых отношениях вносят и профсоюзы, которые также наделены правом на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК РФ).

В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, можно выделить следующие виды контроля и надзора: государственный надзор, ведомственный контроль и профсоюзный контроль.

Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Государственный контроль и надзор в соответствии со ст. 353 ТК РФ делится на два вида:

  • 1) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет общий надзор на всей территории РФ за соблюдением всеми работодателями (независимо от организационно-правовой формы, сферы деятельности и подчиненности) установленных требований в сфере труда;
  • 2) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Это специализированный государственный надзор, который осуществляют государственные органы, исключительно для этого предназначенные. Его особенность заключается в целевой направленности выполняемых государственными органами надзорных функций. Надзор является основой их управленческой деятельности, что отражено даже в названии этих органов – Федеральная служба но надзору is сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба но экологическому, технологическому и атомному надзору.

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие виды специализированного надзора: государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ); федеральный государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ); государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ); федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ). Первые три вида надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [1] , последний – Федеральная служба по над

зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [2] .

Порядок проведения проверок надзорными органами регламентируется Законом № 294-ФЗ. Закон устанавливает: порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; порядок взаимодействия этих органов при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.

В ст. 9 указанного Закона установлено, что плановая проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может проводиться не чаще одного раза в три года. Количество внеплановых проверок не регламентируется законодательством, так как они обусловливаются исключительно возникшими объективными обстоятельствами. Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 10 Закона: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ проводимые органами надзора внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовываются с органами прокуратуры [3] .

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

Ведомственный контроль осуществляется, как правило, выборочно, при рассмотрении жалобы работника на действия конкретного работодателя. При выявлении нарушения проверяющий орган обязывает руководителя устранить допущенное нарушение и тем самым осуществляет защиту прав работников.

Смотрите так же:  Срок действия справки о составе семьи

Профсоюзный контроль представляет собой разновидность общественного контроля за соблюдением работодателями и их должностными лицами трудового законодательства. Это самостоятельная функция профсоюзов, для осуществления которой им не требуется разрешение или согласование с органами государственной власти или местного самоуправления, равно как и согласие работодателя.

Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Выделяются предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде [4] . Предварительный контроль используется в случаях, когда законодатель требует от работодателей (иных субъектов) учесть мнение соответствующего профсоюзного объединения (органа) при принятии управленческих решений или утверждении нормативных правовых актов (в том числе локальных). Последующий контроль осуществляется при рассмотрении жалоб и обращений работников на нарушение их трудовых прав. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке. По результатам проверок соблюдения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, профсоюзы могут предъявлять работодателям требования об устранении выявленных нарушений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения таких требований сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями о них.

Для осуществления контрольных полномочий профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда наделены целым рядом прав, включая право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных

союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

  • [1] Ростехнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции но контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (см.: Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401).
  • [2] Роспотребнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (см.: Положение о Федеральной службе но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, vtb. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322).
  • [3] Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 г. № 93.
  • [4] См.: Шеломов Б. А. Контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства: учеб, пособие. М.: Профиздат, 1980. С. 28.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, правовой и технической инспекциями труда объединений профессиональных союзов.

В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция выполняет, в частности, следующие функции: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; анализирует причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда

1 См.: СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1476. и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике; дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению; готовит и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о деятельности Рострудинспекции и соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе: беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать в любое время суток предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда; предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Кроме того, государственные инспекторы по охране труда вправе: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и

иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Вместе с тем все инспекторы обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих должностных полномочий, не сообщать администрации организаций сведения о лицах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой.

Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке.

Решения последнего могут быть обжалованы в судебном порядке.

Руководителем Рострудинспекции является главный государственный инспектор труда Российской Федерации в ранге первого заместителя Министра труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Имеются и иные государственные органы, осуществляющие государственный надзор. Так, государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности возложен на Государственный Комитет Российской федерации по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор) и его местные органы (ст. 245 КЗоТ РФ). Его компетенция определена Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора РФ (ст. 246 КЗоТ РФ), Положение о котором утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 мая 1993 г. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил возложен на Государственный Комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 247 КЗоТ РФ). Положение о Госкомсанэпиднадзоре утверждено Указом Президента РФ от 19 ноября 1993 г.3 В связи с упразднением в 1966 г. названного комитета его

1 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст.657.

2 См. там же. 1993. № 20. Ст. 1764.

3 См. там же. 1993. № 47. Ст. 4527. функции переданы Министерству здравоохранения РФ. Наконец, государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности входит в компетенцию Государственного Комитета по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор России) согласно ст. 247′ КЗоТ РФ; Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. Названные органы государственного надзора также обладают властными полномочиями. Должностные лица этих органов (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые организации, проводить расследования несчастных случаев, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц организаций, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда). Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются для поднадзорных (подконтрольных) объектов обязательными.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда в отношении подчиненных им организаций, то есть государственных унитарных предприятий (в том числе казенных заводов).

Органы местного самоуправления контролируют соблюдение трудового законодательства на муниципальных унитарных предприятиях. К ним относятся выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации», принятым Государственной Думой 12 августа 1995 г., законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с названными уставами.

Органы судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» .

Смотрите так же:  Приказ 302 н пр1

Прежде всего необходимо сказать о Конституционном Суде РФ, который согласно ст. 125 Конституции РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нару-

1 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст.4527.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № I. Ci 1 шение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Так, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1992 г. Законом РФ от 12 марта 1992 г. были признаны утратившими силу ст. 18 и п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, которые предусматривали возможность увольнения работников, достигших пенсионного возраста. В своем постановлении Конституционный Суд отметил, что статья 181 и пункт 1 ст. 33 КЗоТ носят дискриминационный характер, легализуют принудительный вывод работников на пенсию, противоречат Конституции РСФСР, многочисленным международным договорам и конвенциям МОТ.

При рассмотрении другого дела Конституционный Суд 17 мая 1995 г. постановил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует ст. 37 (ч. 4) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации .

Суды общей юрисдикции (от Верховного Суда РФ до районных судов) решают вопрос о законности правоприменительных актов работодателя (приказов о переводах на другую работу, увольнении работников и т.п.) при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Вместе с тем эти суды при рассмотрении конкретных дел оценивают содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяют Конституцию РФ в качестве акта прямого действия . Они вправе также по желанию работника решать вопрос о признании незаконным акта, носящего нормативный характер (например, локальных нормативных актов, ухудшающих положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством).

Органы прокуратуры. Их компетенция определена Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. в развитие ст. 129 Конституции РФ. В соответствии с названным законом (ст. 1 ) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, 1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 13. Ст. 669.

2 См. там же. 1992. № 14. Ст. 712.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1976.

4 См. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.1996. № 1.

-5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, i 995. № 47. Ст. 4472 их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений судов общей юрисдикции по трудовым делам.

Таким образом, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства: а) непосредственно администрацией работодателя; б) министерствами и ведомствами, в компетенцию которых входит внутриведомственный контроль; в) муниципальными органами; г) ранее указанными государственными инспекциями; д) судами общей компетенции при рассмотрении конкретных трудовых дел.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещение поднадзорных объектов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов для проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

При осуществлении всех указанных видов надзора и контроля соответствующие органы обладают определенными властными полномочиями. Однако они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и поднадзорных объектов.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями соответствующего выборного профсоюзного органа организации.

Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает право

1 См.: Российская газета. 1996. 20 янв. профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

В соответствии со ст. 20 того же Закона профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немед- ленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Выборным профсоюзным органам и их инспекциям труда предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства и правил по охране труда в отношении членов соответствующего профсоюза. При этом, как правило, в отличие от органов государственного надзора и контроля, они не обладают властными полномочкями. Однако некоторые профсоюзные органы имеют также властные полномочия в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством о труде. Так, выборный профсоюзный орган организации в соответствии со ст. 35 КЗоТ РФ вправе отказать ее администрации в увольнении работника по п. 1, 2 и 5 ст. 33 КЗоТ РФ; по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) администрация обязана расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководящими работниками в случаях, предусмотренных ст. 37 КЗоТ РФ.

Основы законодательства об охране труда (ст. 25) предусматривают, что общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г.1 Они входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, другими нормативными и

1 См.: Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. 1994. № 5. справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Все выборные профсоюзные органы и их инспекции вправе обращаться в соответствующие государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.