Выполнение работ гражданский кодекс

Оглавление:

Статья 708 ГК РФ. Сроки выполнения работы

Каковы существенные условия заключения договора бытового подряда?

Существенными считаются перечисленные в законе или иных нормативных актах условия, касающиеся предмета договора. Для договоров разного вида условия могут несколько различаться. Помимо предмета, они затрагивают также те моменты, касательно которых стороны должны прийти к соглашению в конкретном договоре. По договору бытового подряда исполнитель, занимающийся конкретной деятельностью, обязуется выполнить необходимую для удовлетворения бытовых или личных нужд заказчика работу. У заказчика же возникает обязанность принять работу и оплатить её стоимость. Отношения, касающиеся договоров бытового подряда, рассматриваются в отдельном параграфе ГК РФ, однако к ним применимы также и общие положения о подряде. Итак, согласно ГК, обязательными условиями договора бытового подряда являются:

  • его предмет (ст 735 ГК РФ);
  • цена и порядок оплаты (ст 735 ГК РФ);
  • сроки выполнения работы (ст 708 ГК РФ).

Вправе ли подрядчик требовать увеличения срока сдачи работы по муниципальному контракту, если задержка с поставкой оборудования произошла по вине третьих лиц?

Согласно закону №44-ФЗ от 5.04.2013, регулирующему контрактную систему обеспечения нужд государства и муниципальных образований, изменять условия контракта нельзя. Исключениями будут лишь случаи прямо предусмотренные законом. Далее в законе приведен перечень ситуаций, в которых по взаимной договоренности сторон можно изменить существенные условия договора (на основании ст 708 ГК РФ, срок выполнения работ именно существенное условие). Неисполнение обязательств перед подрядчиком третьей стороной в этот перечень не входит. Если подрядчик обнаруживает обстоятельства, грозящие сорвать результат работы, на которые он не может повлиять, он обязан оповестить заказчика и приостановить процесс. Однако это не наделяет его правом требовать увеличения срока, в течение которого должна быть завершена работа по контракту. То есть, действующее законодательство не предусматривает для подрядчика право изменять существенные условия договора, даже в связи с непредвиденными и независящими от него обстоятельствами.

Имеет ли основания заказчик требовать признания договора незаключенным, если работа не была выполнена в предписанный договором срок?

Если в договоре содержатся все существенные условия, то требование о признании его незаключенным неправомерно. Заказчик не вправе на основании признания недействительности такого договора требовать возврата своих денежных средств от подрядчика. Но у него есть иные способы защиты своих интересов. Согласно ст 405 ГК РФ, он может отказаться принять работу и требовать от исполнителя возместить убытки, так как из-за просрочки исполнения вся работа утратила для него актуальность. В соответствии с п 3 ст 708 ГК РФ, нарушив конечный срок сдачи работы или другой установленный договором срок, подрядчик несет за это ответственность, возмещая заказчику причиненные этой просрочкой убытки.

Можно ли оспорить действительность договора подряда, если в качестве конечного срока сдачи работ предусмотрен день фактического их окончания?

В соответствии с п 1 ст 708 ГК РФ, договор подряда обязательно содержит информацию о сроках работы: в нем указывается как начальный, так и конечный срок её выполнения. Договор подряда будет заключенным только, если им предусмотрены (а значит согласованы сторонами) все существенные условия. Срок выполнения несомненно является существенным условием договора. Он может определяться календарной датой, истечением какого-либо периода либо указанием на событие. Но событие, на которое указывает договор должно при этом неизбежно наступить. А условие о том, что подрядные работы должны быть выполнены до дня их фактического окончания, не дает возможности определить разумный срок их выполнения. Следовательно, на основании несоблюдения условия о сроке выполнения работы, можно обоснованно признать в суде такой договор незаключенным.

Статья 708. Сроки выполнения работы

1. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

2. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

3. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)

1. Срок в договоре подряда рассматривается как период времени, в течение которого подрядчик должен выполнить работу и передать ее результат заказчику. Срок может быть определен в договоре любым допускаемым законом способом (ст. 190 ГК), а не только путем указания в договоре начального и конечного сроков выполнения работы, как может показаться при первом прочтении абз. 1 п. 1 ст. 708.

2. Вопрос о том, относится ли срок к существенным условиям договора подряда, спорен. Из-за нечеткой формулировки абз. 1 п. 1 ст. 708 в литературе на этот счет высказаны прямо противоположные мнения. В пользу признания срока существенным условием обычно ссылаются на буквальный текст закона, который будто бы не оставляет сомнений в справедливости данного вывода. Однако едва ли здравый смысл позволит признать незаключенным такой договор подряда, которым подрядчику предоставлен конкретный период времени, напр. недельный срок, для выполнения работы или в котором определен лишь срок окончания работы. Таким образом, требование о непременном указании в договоре подряда начального и конечного сроков выполнения работы едва ли может рассматриваться в качестве императивного правила.

Более того, систематическое толкование закона, в частности сравнение формулировки п. 1 коммент. ст. с нормами других статей ГК, которыми срок для соответствующих договоров действительно признан существенным условием (см., напр., п. 1 ст. 740 ГК), позволяет прийти к выводу, что для обычного договора подряда условие о сроке не относится к числу существенных. Для признания его таковым нет и объективных оснований, поскольку в данном случае имеются все предпосылки для применения правила ст. 314 ГК о разумном сроке исполнения обязательств.

3. Действительный смысл правила, закрепленного абз. 2 п. 1 ст. 708, состоит в том, чтобы подчеркнуть, что подрядчик отвечает не только за нарушение конечного срока выполнения работы, но и за нарушение начального и промежуточных сроков. Однако это правило является диспозитивным, поскольку в отношении нарушения подрядчиком начального и промежуточных сроков законом, иным правовым актом или договором может быть установлено иное. Что же касается ответственности подрядчика за нарушение конечного срока выполнения работы, то она наступает в любом случае и не может быть исключена соглашением сторон.

4. Будучи указанным в договоре, любой срок (начальный, конечный, промежуточный) становится обязательным для подрядчика и может быть изменен только по согласованию с заказчиком, что и подчеркивается в п. 2 ст. 708. Вместе с тем к подряду применяются общие основания изменения договора по требованию одной из сторон или в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 450-451 ГК). Кроме того, сами правила о договорах подряда указывают на ряд случаев, когда подрядчик имеет право требовать пересмотра сроков выполнения работы (см. коммент. к ст. 718-719 ГК).

5. Первоначальная редакция п. 3 коммент. ст. связывала указанные в нем последствия просрочки договора подрядчиком лишь с нарушением им конечного срока выполнения работы. В настоящее время заказчик может отказаться от принятия исполнения и потребовать от подрядчика возмещения убытков при нарушении последним любых предусмотренных договором сроков, если сумеет доказать, что исполнение утратило для него интерес вследствие допущенной подрядчиком просрочки.

6. О возможности подрядчика выполнить работу досрочно см. коммент. к ст. 711 ГК.

Статья 753 ГК РФ. Сдача и приемка работ

Существует ли возможность сдачи объекта без подписания акта приема и передачи одной из сторон?

Ст. 753 ГК РФ регулирует процесс сдачи и приема исполненных по договору подряда работ. Согласно правилам, прием и сдача объекта (результата исполненных по договору работ) сопровождается подписанием соответствующего акта. В его подписании участвуют обе стороны, а, при необходимости, еще и представители уполномоченных государственных органов. Однако отказ заказчика или подрядчика подписывать этот документ (обычно отказывается заказчик неудовлетворенный результатом) не означает, что объект не будет сдан. Просто в этом случае составляется односторонний акт сдачи или приемки результатов работы. Односторонний акт — действующий документ, имеющий юридическую силу. Он остается таковым до тех пор, пока одна из сторон не оспорит его действительность в суде (если это вообще произойдет). Чтобы признать недействительность акта, потребуется доказать в суде обоснованность мотивов отказа от подписания документа.

Смотрите так же:  Судебная практика экологическое правонарушение

Может ли подрядчик, подписав односторонний акт передачи работ, требовать от заказчика оплаты?

Статья 753 ГК РФ указывает на то, что заказчик должен получить сообщение от подрядчика о том, что тот готов сдать оконченную работу. Соответственно, за подрядчиком закреплена обязанность известить заказчика о своей готовности. Если подрядчик пренебрег своей обязанностью и не вызвал заказчика для прямого участия в приеме готовой работы, то права требовать оплаты он не имеет. Ведь тогда он не докажет отказ заказчика принимать его работу и подписывать документ. При этом, составление одностороннего акта не будет основанием для требования оплаты. В случае же, когда подрядчик оповестил заказчика о том, что работа окончена, и вызвал его для подписания акта, а тот не явился либо отказался этот акт подписывать, требования подрядчика оплатить работу правомерны.

Имеет ли право заказчик предъявлять претензии к качеству или объему работы в суде, если он подписал без замечаний акт приема и передачи работы?

В процессе сдачи и приемки результатов работ должны участвовать обе стороны отношений по договору подряда. Согласно ст 753 ГК РФ, заказчик приступает к приемке выполненной второй стороной работы сразу же после извещения его подрядчиком о готовности. В процессе этого действия обе стороны (в некоторых случаях одна) подписывают акт приема-передачи работы. Исходя из судебной практики, наличие подписанного заказчиком акта приема и передачи оконченной работы, не препятствует последующему заявлению претензий к качеству или объему выполненных подрядчиком работ. Неприятные последствия некачественного выполнения работы вполне могли быть замечены уже после сдачи объекта. Обычно договором определен гарантийный срок. До тех пор, пока он не истечет, найденные заказчиком недостатки, подрядчик обязуется устранить. Если срок гарантии в договоре не указан, то требования предъявляются, если недостатки обнаружены в разумный срок (но только в пределах 5 лет со дня сдачи работы). Существует вероятность, что подрядчик докажет иную природу возникновения недостатков. Например, что они явились результатом обыкновенного износа или неправильной эксплуатации объекта самим заказчиком. И тогда он от ответственности освобождается. Исходя из п 3 ст 753 ГК РФ, если объект работы погиб или повредился без вины подрядчика, то заказчик, принявший до этого результат отдельного этапа работ, самостоятельно несет этот риск. Для того, чтобы избегать споров, касающихся качества работы, уже после её приемки и передачи, целесообразно включать в сам договор условия приемки объекта и порядок устранения недостатков.

Может ли договор подряда включать условие, по которому приёмка работ осуществляется в устной форме в присутствии свидетелей?

Ответ из файла и подпись По договору подряда одна сторона для другой в установленный срок выполняет работы, а вторая эти работы принимает и оплачивает, создавая предварительно необходимые условия для их выполнения. По п 4 ст. 753 ГК РФ заказчик осматривает результат работ прежде чем их оплатить, и, принимая работу, подписывает вместе со второй стороной акт приёма передачи. Ст. 753 ГК РФ уточняет также, что такой акт можно составить и односторонне, сделав об этом пометку, если какая-либо сторон отказывается его подписывать. Отсюда следует, что сдача строительных работ по договору подряда в устной форме законом не предусмотрена. И хотя стороны договора свободны в выборе его условий, согласно ст. 422 ГК РФ, соглашение тем не менее должно обязательно соответствовать правилам, указанным в законе и правовых актах на момент его заключения. То есть содержащееся в договоре условие о возможности проведения приемки работы устно при свидетелях является неправомерным. Совершенная на таких условиях сделка может быть признана не соответствующей требованиям закона, а вследствие этого недействительной.

Статья 740 ГК РФ. Договор строительного подряда

Новая редакция Ст. 740 ГК РФ

1. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

2. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

3. В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила параграфа 2 настоящей главы о правах заказчика по договору бытового подряда.

Комментарий к Ст. 740 ГК РФ

1. Критерием, по которому договор строительного подряда выделяют в отдельный вид договора подряда, является его предмет, который определяется тремя различными способами (п. 2 комментируемой статьи):

а) безальтернативно — когда работы направлены на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ;

б) по умолчанию сторон — когда работы связаны с капитальным ремонтом зданий и сооружений;

в) по согласованию сторон — когда подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком.

Для договора строительного подряда с присущей ему сложностью охватываемых отношений в большей мере, чем любого другого подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров.

Договор строительного подряда, помимо чисто подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений: поставки, имущественного найма, услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и некоторых других.

2. Существенными условиями договора строительного подряда являются условия о предмете, сроке и цене.

3. Субъектный состав сторон не оказывает влияния на квалификацию договора. Строительные работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина регулируются нормами о договоре строительного подряда, но гражданин (заказчик) дополнительно обладает правами, предоставленными ему как заказчику по договору бытового подряда (§ 2 данной главы) и как потребителю по законодательству о защите прав потребителей.

Другой комментарий к Ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основные отличительные признаки договора строительного подряда как разновидности договора подряда: специфичность предмета договора — работы, выполняемые на его основе, ведут к созданию или реконструкции (обновлению, перестройке, реставрации) объектов недвижимости; производятся они зачастую длительный период времени, их осуществление предполагает активное взаимодействие заказчика и подрядчика. Кроме того, в правовом регулировании отношений в сфере строительного подряда важное место занимают нормативные акты публичного порядка, в том числе нормативно-технические акты.

Гражданский кодекс — основной гражданско-правовой акт, регулирующий отношения строительного подряда; положения, предусмотренные § 1 гл. 37 «Общие положения о подряде», применяются к договору строительного подряда, если иное не установлено правилами настоящего параграфа об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ). Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550 (СП СССР. 1987. N 4. Ст. 19), на территории Российской Федерации не действуют (см. п. 6 Постановления Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189)).

В правовом регулировании отношений строительного подряда важная роль принадлежит публично-правовым нормативным актам, регулирующим условия и порядок вложения инвестиций, регламентирующим технические требования к осуществлению работ и т.п. К подобным актам относятся, в частности: Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005) (Закон сохраняет силу в части, не противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений), Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493). Вопросы, связанные с осуществлением территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурного и градостроительного надзора, архитектурно-строительного проектирования, с обеспечением соблюдения требований экологической безопасности и др., решаются в Градостроительном кодексе РФ 2004 г., Законе об архитектурной деятельности. Особая роль в правовом регулировании строительного подряда принадлежит также Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 135); Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097) и др.

Другая особенность правового регулирования отношений строительного подряда — наличие системы нормативно-технических актов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства, осуществления строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также определяющих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям. Прежде всего, это — строительные нормы и правила (СНиП). Широко распространены также государственные и отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ) и технические условия (ТУ) на строительные материалы, детали и конструкции, технические регламенты в отношении зданий, строений, сооружений. Указанные документы содержат как обязательные, так и рекомендуемые положения по соответствующему кругу вопросов. Обязательными являются положения СНиП, определяющие надежность зданий и сооружений, прочность и устойчивость строительных конструкций, безопасность людей при аварийных ситуациях. Обязательными или рекомендательными могут быть положения государственных стандартов относительно требований к проектной, технологической и другой документации либо требований по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости материалов и проч.

Смотрите так же:  Требования к сертификату на пищевую продукцию

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере строительства, является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в названной сфере деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 196 «Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1488)).

В международной договорной практике к договору строительного подряда широко применяются рекомендательные акты международных организаций, которые при наличии необходимых предпосылок могут играть роль обычаев делового оборота. Речь идет о Международных условиях договора о строительстве 1977 г., разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (Международное частное право: Сборник нормативных материалов и документов / Составитель Н.Ю. Ерпылева. М., 1994. С. 176 — 200); о Принципах международных коммерческих договоров 1994 г. (см.: Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. М., 1996. С. 431 — 463).

2. Комментируемая статья, как и последующие нормы данного параграфа, не содержит каких-либо предписаний об участниках договора строительного подряда. Согласно же общим положениям о подряде заказчик — любое физическое и юридическое лицо, включая иностранное. Заказчик не всегда является инвестором. Нередко на практике функции заказчика передаются инвестором будущему пользователю объекта либо специализированной организации в силу того, что выполнение функций заказчика требует специальных знаний. Между инвестором и заказчиком заключается договор. Чаще всего это договор поручения либо агентский договор, согласно которым посредническая организация обязуется заключить договор с подрядчиком от своего имени или от имени инвестора и принимает на себя выполнение юридических и иных действий, связанных с осуществлением функции заказчика.

Подрядчиками в договоре строительного подряда выступают предприниматели: строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и иные организации, созданные в различных организационно-правовых формах, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области строительства либо сертификат (ст. 6 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»). В настоящее время перечень видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, значительно сокращен. Так, лицензированию подлежат: строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности по государственным стандартам; производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. (Подробнее см. ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149).)

Другим документом, подтверждающим право лица на осуществление строительных и иных связанных со строящимся объектом работ, является сертификат. Сертификат — документ, выдаваемый органом по сертификации соответствующих работ, удостоверяющий соответствие работ требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (ст. 2 Закона «О техническом регулировании»). Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2003 г. N 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» (СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2234)).

В строительстве широко применяется система генерального подряда, при которой функции генерального подрядчика принимает на себя одна организация, в частности, организация общестроительного профиля. К выполнению же комплексов специальных работ (специальных строительных, работ по монтажу оборудования, по благоустройству территории и проч.) привлекаются один или несколько субподрядчиков в лице специализированных организаций. При возведении крупных и технически сложных объектов капитального строительства широко развита система генерального подряда в сочетании с прямыми договорами. В этом случае заказчик передает генеральному подрядчику не весь комплекс работ по объекту, а лишь часть из них. Оставшиеся работы выполняются другими исполнителями, с которыми заказчик непосредственно, но с согласия генерального подрядчика заключает прямые договоры, не входящие в систему генерального подряда (п. 4 ст. 706 ГК РФ).

3. Гражданский кодекс не содержит специальных указаний о форме договора строительного подряда. Его форма должна подчиняться общим правилам, установленным в ГК для двусторонних сделок, и быть, как правило, письменной (ст. 161 ГК РФ). Если же его сторонами выступают два гражданина-предпринимателя, а сумма сделки не превышает 10 МРОТ, то договор может быть совершен устно. Определяя письменную форму таких договоров, необходимо также учитывать правила ст. 434 ГК.

По юридической природе договор строительного подряда возмездный, взаимный (синаллагматический) и консенсуальный. Он не относится к публичным. Однако в случаях, установленных законом (см. ст. 445, 448 ГК РФ), его заключение может быть для сторон обязательным.

4. В п. 1 комментируемой статьи договор строительного подряда определяется как договор о строительстве подрядчиком по заданию заказчика объекта или выполнении иных строительных работ в установленный срок и за вознаграждение.

Из названного легального определения договора строительного подряда следует, что к его существенным условиям относятся: предмет договора, срок выполнения работ и их цена. (О предмете договора см. комментарий к абз. 1 п. 2 настоящей статьи.)

Срок выполнения работ по договору строительного подряда регламентируется общими правилами о сроках выполнения работ по договору подряда, предусмотренными ст. 708 ГК, согласно которым в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. Сторонами могут быть предусмотрены промежуточные сроки, в том числе сроки завершения отдельных этапов работ. Не исключено установление сторонами еще более конкретных сроков, например, сроков устранения недостатков, обнаруженных в ходе работ или при их приемке. Разумеется, только к конечному сроку может применяться правило о сроке как существенном условии рассматриваемого договора (п. 4 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51).

Работы должны выполняться в согласованные сроки. Нарушением условия о сроке признается нарушение конечного срока, а если на этот счет в правовом акте или договоре не предусмотрено иного, то также начального и промежуточного сроков (ст. 708 ГК РФ). Так, п. 2 ст. 715 ГК предоставляет заказчику право отказаться от договора и требовать от подрядчика возмещения убытков, если он своевременно не приступает к исполнению договора или выполняет работу медленно.

Досрочное выполнение работ также может быть признано нарушением требования о сроке, поскольку допускается лишь с согласия заказчика (ст. 315, 711 ГК РФ). Применительно к досрочному выполнению работ действует общая для обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, презумпция о недопустимости исполнения работ до срока, предусмотренного договором.

Цена подлежащей выполнению по договору строительного подряда работы устанавливается по усмотрению сторон и может определяться: а) непосредственным соглашением сторон; б) путем составления сметы. Если же предварительной договоренности не было и смета не составлялась, то в случае спора между сторонами цена работы устанавливается в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК (ст. 709 ГК РФ).

Ввиду большого объема и сложности строительных работ их цена обычно определяется путем составления сметы. Смета в строительном подряде представляет собой документ, определяющий стоимость отдельных видов работ и их общую стоимость, стоимость монтируемого оборудования, строительных материалов и конструкций, предоставляемых подрядчиком, расходы по эксплуатации машин и механизмов, стоимость оказываемых третьими лицами услуг и т.п. Смета может составляться заказчиком или подрядчиком, но приобретает юридическую силу только после ее согласования сторонами. Сметная документация может состоять из локальных, объектных смет, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства и др. Основанием для установления сметной стоимости строительства являются проект и рабочая документация. (См., например, «Свод правил по проектированию и строительству. Определение стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации». СП 81-01-94. Приняты и введены в действие письмом Минстроя России от 29 декабря 1994 г. N ВБ-12-276; в ред. от 19 февраля 1996 г.)

Зачастую в договоре строительного подряда указывается, что цена строительно-монтажных работ состоит из двух частей: базисной и переменной. Базисная часть определяется путем составления сметы исходя из цен, известных на конкретную дату, и выражается точной суммой. Переменная часть отражает изменение цен и выражается определенным индексом. Согласно материалам одного из арбитражных дел в качестве такой переменной величины выступали текущие индексы стоимостных показателей, определяемые областным центром по ценообразованию (п. 6 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51). Подобная практика обусловлена тем, что в настоящее время, как правило, отсутствуют единые нормы и расценки, исчисленные на основе действующих цен.

5. В силу п. 1 комментируемой статьи подрядчик должен выполнить работы по заданию заказчика, которое содержится не только в тексте договора в виде условия о предмете, но главным образом в технической документации к договору.

Техническая документация включает: исходно-разрешительную (ИРД), предпроектную и проектную документацию (проекты на строительство) и др. К исходно-разрешительной документации относятся: разрешение на строительство, государственные акты либо акты органов местного самоуправления на право пользования землей, решение об отводе мест для складирования излишнего грунта и строительного мусора, карьеров для добычи недостающего грунта и другая документация, необходимая для заключения договора.

Смотрите так же:  Как правильно писать заявление на отпуск с последующим увольнением образец

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов (п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в принятии решений о строительстве зависят от вида объекта строительства и его значимости: относится ли он к объектам федерального значения, значения субъекта РФ либо находится в ведении муниципального образования и т.д. (см. ст. 6 — 8 Градостроительного кодекса). Выдача разрешений на строительство или отказ в выдаче таких разрешений регламентируются Градостроительным кодексом РФ (ст. 51).

К предпроектной документации относятся, в частности: задание на проектирование, включающее основание для проектирования, основные технико-экономические показатели объекта, сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства и проч.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их капитального ремонта. Подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (ч. 2, 3 ст. 48 Градостроительного кодекса).

Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства — ТЭО. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО разрабатывается рабочая документация: рабочие чертежи, чертежи типовых конструкций, изделий и узлов и проч.

Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных в законе (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). (См. также СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы градостроительной документации». Утверждена Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150.)

Состав и содержание технической документации зависят от территориальной зоны (жилая, общественно-деловая, производственная, зона особо охраняемых территорий и т.д.), от вида строительства (строительство объектов промышленного назначения, объектов жилищно-гражданского назначения и т.п.) и сложности объекта строительства. Ее разработка осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Примером подобного акта служит письмо Госстроя РФ от 20 марта 2003 г. N СК-1692/3 «О порядке разработки, согласования, утверждения и составе предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Поскольку работы выполняются по заданию заказчика, задание подрядчику должен дать заказчик. Вместе с тем распространены случаи, когда заказчик обращается к подрядчику как к профессиональному исполнителю с просьбой о подготовке технической документации, характеризующей задание. Независимо от того, кто — заказчик или подрядчик — готовит техническую документацию, задание подлежит согласованию сторонами. Задание, одобренное (принятое) заказчиком, передается подрядчику для исполнения.

6. Абзац 1 п. 2 комментируемой статьи прежде всего определяет область (сферу) применения договора строительного подряда. В соответствии с ним договор строительного подряда юридически опосредует строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта производственного и непроизводственного назначения, а также выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Таким образом, ГК особо выделяет необходимый для строительных работ признак: они должны быть неразрывно связаны со строящимся объектом. Понятие строительства означает создание новых объектов (зданий, строений, сооружений и проч.). Реконструкция означает изменение параметров объектов, их частей (числа помещений, высоты, числа этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (пп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Определяя сферу применения договора строительного подряда, абз. 1 настоящего пункта в то же время дополняет характеристику предмета договора строительного подряда, содержащуюся в п. 1 комментируемой статьи. Из правил названных пунктов следует, что предметом договора строительного подряда является выполнение строительных работ и их особый результат в виде построенного или реконструированного предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта недвижимости, а также в виде законченного комплекса монтажных, пусконаладочных и иных работ, связанных со строящимся объектом.

Если же монтажные, пусконаладочные и т.п. работы не связаны со строительством, то они составляют предмет обычного договора подряда. К примеру, монтаж лифтов на функционирующем предприятии составляет предмет обычного подряда и регулируется общими нормами о подряде. Сказанное означает также, что в отношении одних и тех же по характеру работ может применяться различный правовой режим.

Наряду с определением сферы применения договора строительного подряда в абз. 1 п. 2 настоящей статьи устанавливается и сфера действия правил о договоре строительного подряда. В нем закрепляется презумпция, согласно которой по правилам о договоре строительного подряда могут выполняться работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не установлено договором. Установление подобной презумпции не следует толковать так, будто договоры на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений по своей природе отнесены ГК к числу договоров строительного подряда. Капитальный ремонт зданий и сооружений в отличие от их строительства не создает новых объектов. Он производится в целях восстановления отдельных элементов зданий и сооружений. Выполнение подобных работ (как и работ по текущему ремонту) представляет собой возмездное оказание услуг (см. комментарий к гл. 39 ГК РФ). Поэтому в случае, когда в договоре стороны не предусмотрели полностью или в части применение правил о договоре строительного подряда, к договору на выполнение работ по капитальному ремонту зданий или сооружений будут применяться положения о договоре возмездного оказания услуг.

В зависимости от избранной заказчиком структуры договорных связей, от объема инвестиций и других факторов предмет договора может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и часть из них.

Возможно поэтапное выполнение работ и поэтапное достижение результата. Этапы в этом случае должны быть четко определены и названы в договоре.

Детально предмет договора, как уже отмечалось, характеризует задание заказчика, главным образом техническая документация к договору, в которой указываются вид, характер, объем работ и другие предъявляемые к ним требования.

Вместе с тем предмет договора может быть установлен иным образом (например, путем ознакомления с типовым образцом). Поэтому отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для утверждения о недостижении соглашения по предмету договора и для признания договора незаключенным (п. 5 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51).

7. Согласно абз. 2 п. 2 комментируемой статьи в договор строительного подряда может быть включено условие, согласно которому подрядчик берет на себя обязанность в течение определенного срока обеспечить эксплуатацию объекта после подписания акта о приемке и сдаче результата выполненных работ. Имеется в виду заключение широко используемых в практике строительства договоров «под готовую продукцию», «под реализацию готовой продукции», «продукция на руки» и т.п. По такому договору подрядчик принимает на себя обязанности, связанные с обеспечением пуска объекта в эксплуатацию, организацией производства готовой продукции, профессиональной подготовкой персонала заказчика и проч. Во исполнение подобных обязанностей подрядчик осуществляет техническое обслуживание объекта (здания, сооружения, технологического комплекса, оборудования и т.п.), передает персоналу заказчика технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта персоналом заказчика, и проч. Подобный договор по своей природе относится к смешанным (п. 3 ст. 421 ГК РФ), поскольку содержит элементы не только договора строительного подряда, но и других договоров, в частности, договора на оказание возмездных услуг.

Нередко такие соглашения представляют собой разновидность договора о сооружении объекта «под ключ». По такому договору подрядчик принимает на себя обязанность своими силами и средствами, из своих материалов построить по заданию заказчика объект, который передается заказчику в готовом виде, в состоянии, пригодном к немедленной эксплуатации согласно требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

8. В п. 3 комментируемой статьи отражено соотношение специальных правил, посвященных правам заказчика-гражданина по двум видам договора подряда: договору строительного подряда и договору бытового подряда.

Если заказчиком по договору строительного подряда выступает гражданин, а работы выполняются для удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина (при строительстве гаража, дачного дома, жилого дома и проч.), нормы параграфа о бытовом подряде, посвященные правам заказчика, вытесняют правила о правах заказчика, включенные в параграф о строительном подряде. Это положение призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования статуса заказчика-гражданина в указанных видах договора подряда.

Установление названной выше иерархии означает также, что такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.