Экспертиза личности

Оглавление:

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого

Наверное, каждый из ранее рассмотренных подвидов СПЭ может в известной мере претендовать на подобное название, поскольку практически в любом случае проводится экспертное исследование личности испытуемого. Однако, СПЭ личности обвиняемого имеет свою собственную задачу — создание объективного “психологического портрета» подэкспертного: выявление его индивидуально-психологических особенностей, способствующих выявлению внутренних механизмов его поведения, психологических мотивов противоправных поступков. СПЭ никоим образом не выходит за пределы своей научной компетенции, исследуя мотивы противоправного деяния, поскольку рассматривает мотив как элемент целостной мотивационной системы человека, что не сводится к юридической оценке мотивов преступления.

На разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующий вопрос:

Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого (интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые, мотивационные) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

В качестве примера рассмотрим СПЭ, проведенную в отношении П., обвиняемого по ст. 102 УК РФ (старая редакция кодекса).

П. обвинялся в том, что в восьмидесятых годах, в течение 7 лет он совершил три убийства. Орудием убийства во всех случаях служил пистолет “Макарова”, утерянный его сослуживцем и присвоенный П. Первое убийство было совершено им в тот период, когда он работал участковым инспектором, при следующих обстоятельствах. П. на такси подъехал к месту работы. Выйдя из машины недалеко от здания райотдела, П. попросил водителя подождать его, однако тот отказался, ссылаясь на свои дела. П. начал настаивать, убеждать, говорил, что быстро вернется, как только сдаст оружие. При этом, он показал водителю пистолет, желая “доказать свое значение, деловитость, занятость”. По его утверждению, убивать водителя не хотел, все произошло случайно, по неосторожности. “От шума выстрела, огня и неожиданности оцепенел и не разжимал руку, поэтому произошли еще два выстрела”. Скрывшись с места происшествия, П. не стал избавляться от пистолета, т.к. “боялся, что его найдут и обнаружат отпечатки пальцев”. Считал, что пока пистолет находится у него, “ничего не всплывет”. Второе убийство П. совершил спустя 3 года. Накануне праздника, вечером, он остановил “частника” и попросил отвезти его на другой конец города, к матери. Приехав на место, П. попросил водителя подождать, пока не вернется и потом отвезти его назад. Так как первоначально об этом не договаривались, а также поскольку оговоренная сумма оплаты это не предусматривала, водитель отказался ждать П. Тот стал настаивать, высказывать неудовольствие, в результате чего водитель открыл дверь и вытолкнул П. из машины. В ходе возникшей ссоры водитель толкнул П. и тот упал. После этого последний достал пистолет и “в гневе” выстрелил в водителя. П. сообщил, что “палец как судорогой свело и пистолет выстрелил 2 или 3 раза”. Сев в машину потерпевшего, П. уехал с места происшествия. Впоследствии в течение длительного времени он ездил на ней, заменив номера и срезав номер с кузова. Сделал это, так как был уверен, что его никто не заподозрит. Последнее убийство П. совершил спустя 4 года. В один из дней нового года вышел прогуляться. Настроение было плохим, т.к. к тому времени страдал туберкулезом, а также испытывал серьезные проблемы на работе. Проходя мимо дома одного из руководителей городской власти, услышал оттуда шум застолья. Утверждает, что хозяин дома “давно своим образом жизни вызывал зависть, т.к. жил в свое удовольствие, не скрывая ничего: неоднократно водители заносили в дом свертки; раздражали частые ремонты дома за государственный счет”. П. захотелось посмотреть, что за люди там собрались. Спустя некоторое время подошел к дому, когда там было уже тихо, перелез через забор и зашел в кухню. Вышедшая в кухню женщина (хозяйка дома) спросила, как он оказался в ее доме. Ответил, что был среди гостей, но “забыл с кем, т.к. перебрал”. Женщина с презрением и сказала, что сейчас позовет мужа и они убедятся, бывают ли в их доме проходимцы вроде него”. После этого она стала кричать. П. “оцепенел”, но вспомнив про пистолет, вытащил его и выстрелил. Утверждает, что в тот момент женщина показалась ему “виновницей всех его бед, концентрацией невзгод, их источником”.

На разрешение экспертизы был поставлен вопрос о том, какие индивидуально-психологические особенности П. могли существенно повлиять на его поведение в период совершения последнего преступления.

В процессе экспертного исследования П. подробно рассказал о себе. Сообщил, что рос болезненным ребенком. Отношения с отчимом не сложились: последний был невысокого мнения о способностях П., считал его “серым, недалеким”, был уверен, что он никогда не сможет поступить в институт. После гибели отчима П. “расслабился, т.к. с одной стороны некому было его контролировать, а с другой, — некому было что-то доказывать, добиваться признания”, поэтому стал хуже учиться. Со стороны сверстников П. также не встречал понимания. “Как защита возникло высокомерие”, держался особняком. Мечтал работать в ОБХСС, но по совету начальника отдела кадров УВД окончил пожарно-техническое училище МВД, работал старшим инспектором. В ожидании вакансии стал работать участковым инспектором, хотя эта работа не нравилась. П. считает, что ему завидовали, а поэтому не представляли к очередному званию, мотивируя недочетами в работе (при этом. был вынужден признать, что такие факты имели место). Поскольку у него не было бухгалтерского образования, П. пошел на курсы бухгалтеров, но не закончил их , т.к. “там были азы, а ему они не нужны”. Утверждает, что самостоятельно изучил бухучет и хорошо им владел. Поскольку, по его мнению, “по всем параметрам подходил для работы в ОБХСС”, но его туда не брали, понял, что его “из-за зависти затирают”. Решил поступить в институт народного хозяйства, но не прошел по конкурсу. Затем поступил в инженерно-мелиоративный институт, но на какой факультет, сказать не может, т.к. “это не имело значения: понял, что учиться нужно лишь для “галочки”. Проучившись “лет пять”, был отчислен за академическую неуспеваемость с третьего курса. В этот период имел неприятности по работе (обвинялся в попытке изнасилования), что объяснял попыткой ”женщин-проходимок” шантажировать его. Пистолет, по словам П., нашел на работе, во дворе. Никому ничего не сказал, т.к. “все равно использовали бы это против него” . Кроме того, сослуживец, потерявший пистолет, был “случайным и нечистоплотным человеком”, поэтому “помогать ему не хотел”. По словам П., “страх пересилил порядочность”. Утверждает. что с детства у него была тяга к оружию, “укоренилось желание иметь пистолет”. После того, как стал обладателем оружия, у испытуемого появилось “ощущение силы, превосходства, уверенности, даже когда пистолет находился дома”, чувствовал, что “он стал частью” самого П. Оставляя пистолет, был уверен в том, что никогда не применит его, а “в своих силах, знаниях и способностях был уверен всегда”. В последнее время, по мнению П., у него “развился комплекс больного самолюбия: считал себя в чем-то умнее и достойнее кого-то, а не получал должного уважения и признания, поэтому появились злость, зависть, неудовлетворенность личная какая-то”.

Смотрите так же:  Разработка государственной политики полномочия

Согласно школьной характеристики, П. “ученик средних способностей, очень обидчив, самонадеян, груб и резок”. В период службы в органах МВД проявил себя по-разному: если в начале службы характеризовался как “ чуткий, отзывчивый, грамотный и инициативный”, то впоследствии проявил себя с отрицательной стороны: ”к служебным обязанностям относился недобросовестно, совершал прогулы, вступал в конфликты, нарушал законность, разбирался на суде офицерской чести”. Был уволен в связи с тем, что перестал выходить на службу. Работая впоследствии в горпромкомбинате, “не проявил организаторских качеств, был неисполнителен” (хотя утверждал, что сможет перестроить производство, наладить выпуск новой продукции). Знакомые и сослуживцы характеризовали П. как “высокомерного, считавшего себя лучше других, самоуверенного, тщеславного, любившего выставлять свое Я”. Из заключения амбулаторной и стационарной судебно-психиатрических экспертиз следовало, что П. в отношении инкриминировавшихся ему деяний следовало признать вменяемым”.

В процессе экспериментально-психологического исследования было установлено, что у П. имела место психомоторная ригидность, инертность нервных процессов и их выраженная неуравновешенность в сторону возбуждения. Ему свойственны также склонность к дисфориям (мрачно-озлобленным состояниям с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, преобладанием ожесточенности и взрывчатости), злопамятность, подозрительность, агрессивность, самоуверенность, тенденция к фиксации на отрицательных эмоциональных переживаниях. Отмечались низкий уровень самоконтроля, замкнутость, эгоцентризм, высокая личностная тревожность, ненадежность моральных установок, непризнание авторитетов. В конфликтных и затруднительных ситуациях склонен к агрессивности, а также подвержен отрицательным эмоциональным состояниям (типа психической напряженности и фрустрации). Самооценка и уровень притязаний П. значительно завышены.

Анализ материалов дела и результатов экспертного исследования показал, что на поведение П. в период совершения убийства жены высокопоставленного чиновника, помимо вышеперечисленных индивидуально-психологических особенностей, могли существенно повлиять состояние фрустрации в связи с хронической неудовлетворенностью его потребностей и притязаний, обостренное соматическим заболеванием (туберкулезом) и алкогольным опьянением.

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей является разновидностью судебно-психиатрической экспертизы, основной целью которой является анализ дееспособности обследуемого. Данное исследование выясняет, был ли способен обследуемый здраво оценивать ситуацию, взвешенно принимать решения и осознавать их возможные последствия.

Данный вид экспертизы представляет собой один из важнейших инструментов следственного и судебного процесса. На основании выводов, полученных экспертом, определяется дальнейшая судьба лиц, проходящих обследование. Заключение, сформулированное экспертом, носит доказательную силу и рассматривается судом в составе доказательной базы по рассматриваемому делу.

Экспертиза личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей предназначена для выявления особенностей характера обследуемых граждан, а также для формирования личностной оценки в целом. Исследование помогает пролить свет на мотивы и причины преступного поведения человека, проходящего обследование. Определение мотивов преступления подчас играет основную роль в расследовании. Если мотивы преступника неочевидны, их выявлению может способствовать квалифицированный эксперт.

Эксперт составляет свое профессиональное мнение на основании имеющихся у него особых знаний в области психологии. Залогом же объективности суждений эксперта является научная природа используемых им методов.

Основные направления работы специалиста в области экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Задачи исследования ставятся на основании обстоятельств дела, а также целей проводимой экспертизы. В каждом отдельном случае перечень задач составляется индивидуально. Однако, чаще всего эксперту, проводящему анализ, приходится решать следующие задачи:

  • Определение способности обследуемого (свидетеля, потерпевшего или обвиняемого) объективно оценивать обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к расследуемому делу.
  • Определение способности обследуемого гражданина давать показания, соответствующие истине.
  • Определение того, осознает ли жертва изнасилования должным образом значение и характер совершенных в ее отношении действий. Особенно важно выяснение данного обстоятельства при работе с несовершеннолетними, а также малолетними потерпевшими.
  • При работе с несовершеннолетними обвиняемыми, демонстрирующими признаки отставания в психическом или интеллектуальном развитии, – определение способности обследуемого к руководству собственными действиями и осознанию значения совершенных поступков в полной мере.
  • Определение факта о наличии или отсутствии у обследуемого состояния аффекта во время совершения противоправных действий.
  • Определение ведущего мотива, подчиняющего деятельность обследуемого в целом, а также выяснение мотивации каждого конкретного поступка, имеющего значение для следствия.
  • Установление психологических и социальных взаимоотношений обследуемого гражданина с членами преступной группы, к которой он относится.
  • Выявление индивидуальных психологических характеристик обследуемого гражданина, которые могли оказать влияние на его поступки, а также на возникновение у данного лица намерения совершить преступление.
  • Установление психического состояния человека во время, предшествующее совершению самоубийства. Выявление особого состояния или психических особенностей обследуемого, которые могли бы повлиять на принятие решения о предпринятой попытке суицида.

Процедура проведения экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Порядок осуществления данного исследования согласован с общей процедурой проведения судебно-психологических экспертиз. Он состоит из следующих этапов:

  • На первом этапе специалист, осуществляющий экспертизу личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, анализирует предмет предстоящего исследования и тщательно изучает поставленные перед ним вопросы.
  • Следующим этапом является определение задач предстоящего исследования.
  • Исходя из задач исследования, эксперт подбирает необходимые диагностические методы.
  • Далее следует основное этап экспертизы – непосредственное проведение исследования, по результатам которого составляется экспертное заключение, являющееся главным документом и результатом экспертизы.

Процесс проведения основного этапа экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, как правило, включает в себя следующие стадии:

  • Анализ всех предоставленных эксперту материалов через призму психологического состояния исследуемого.
  • Наблюдение за лицом, проходящим экспертизу, и анализ полученных данных.
  • Проведение бесед с обследуемым лицом.
  • Использование выбранных аналитических методов исследования с целью определения индивидуальных психологических характеристик обследуемого лица.
  • Обработка полученных в результате исследования данных, анализ информации и формулирование предварительных выводов.
  • Изучение специальной литературы и проверка предварительных выводов.
  • Подготовка материалов для составления экспертного заключения.

Правовые основы проведения экспертизы обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Согласно Федеральному закону № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующему деятельность эксперта в нашем государстве, эксперту надлежит быть независимым, объективным и нести полную ответственность за составленное им заключение.

Статья 7 данного Федерального закона утверждает независимость эксперта от лиц, назначивших проведение исследования, сторон по делу или любых других граждан и организаций.

Статья 8 Федерального закона предписывает эксперту объективность при вынесении суждений по рассматриваемому им делу.

Смотрите так же:  Взаимозачет в ут 111

Статья 16 Федерального закона описывает обязанности специалиста, осуществляющего проведение экспертизы.

Статья 17 Федерального закона содержит перечень прав, которыми обладает эксперт.

Вопросы, на которые дает ответы специалист в области экспертизы обвиняемого, потерпевшего, свидетелей

Залогом успешного проведения экспертизы личности обвиняемого, потерпевшего, свидетелей является тщательная и правильная формулировка вопросов, адресованных эксперту. Данные вопросы должны лежать строго в рамках профессиональной компетенции эксперта, так как специалист, отвечая на них, не может высказывать мнение о вещах, лежащих за пределами его познаний. Кроме того, недопустимо использование правовых понятий вместо психологических терминов, например словосочетания «неожиданно возникшее волнение» вместо «аффект», «эмоциональная реакция» и так далее. Допустимо адресовать эксперту, проводящему исследование, следующие типы вопросов:

  1. Способен ли обследуемый гражданин осознавать значение своих действий, руководить собственными поступками и оценивать их последствия?
  2. Находился ли обследуемый гражданин во время совершения противоправного действия (попытки самоубийства) в состоянии аффекта?
  3. Находился ли обследуемый гражданин во время совершения противоправного действия (попытки самоубийства) в особом психическом состоянии, не имеющем патологической природы, но способном оказать значительное влияние на его поведение или способность контролировать свои поступки и осознавать их последствия? Находился ли обследуемый гражданин в состоянии фрустрации, депрессии, сильного страха, эмоционального стресса?
  4. Осознает ли обследуемый гражданин, являющийся потерпевшим в ходе произошедшего изнасилования, значение и характер произошедших в отношении его насильственных действий. Был ли потерпевший в состоянии оказывать сопротивление?
  5. Каковы ведущие мотивы, определяющие стиль поведения обследуемого гражданина?
  6. Какова мотивация обследуемого гражданина, приведшая к совершению им определенных действий?
  7. Принадлежит ли обследуемое лицо к определенной преступной группе? Какова социальная структура данной группы? Какое положение в группе занимает обследуемый гражданин? Каковы его взаимоотношения с остальными членами данной группы?
  8. Какие психологические и личностные особенности обследуемого гражданина могли оказать серьезное воздействие на его поведение? Какие особенности характера и личности обследуемого гражданина могли способствовать появлению и становлению намерения совершить противоправное действие (попытку суицида)?

Обзор видов судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе

Обязательный учет личностного фактора при совершении различного рода преступлений немаловажен в юридическом смысле, и поэтому должен повсеместно применяться в уголовном и исправительном процессах. Но при этом важно отметить, что и юристы, и психологи, и психиатры нередко расшифровывают понятие личности абсолютно различно. К тому же, в психологической литературе представлено значительное число разноплановых и далеко не в каждом случае совместимых подходов к этой проблеме, что, конечно же, препятствует полноценному и эффективному применению профессиональных знаний о личности подозреваемого или обвиняемого в рамках уголовного процесса.

Проблема личности в работе судебного психолога-эксперта

Проблема личности – это одна из центральных проблем в работе судебного психолога-эксперта. Психологическое исследование личности подэкспертного требуется почти во всех предметных видах экспертизы. Например, особенности смысловой и мотивационных сфер личности свидетелей способны влиять и на их возможность верно воспринимать значимые для конкретного дела обстоятельства, а также давать относительно них верные показания. Диагностика аффекта либо другого эмоционального состояния, которое способно оказывать значительное влияние на поведение обвиняемого или подсудимого, почти невозможна без грамотной оценки роли личности в их появлении и дальнейшем развитии. Определение правильного уровня личностного и интеллектуального развития имеет важнейшее значение при исследовании способности лиц, не достигших совершеннолетия, являющихся потерпевшими по сексуальным правонарушениям, верно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий, либо оказывать сопротивление совершающему преступление. В то же самое время СПЭ личности обвиняемых является и отдельным предметным видом судебно-психологических экспертиз.

Юридическим основанием этого вида экспертизы выступает пункт 3 части 1 статьи 73 УПК Российской Федерации, в котором среди возможных обстоятельств, которые подлежат доказыванию, описываются также обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого. Учитывая, что согласно пункту 3 части 2 статьи 74 УПК РФ заключение эксперта считается доказательством по уголовному делу, в значительной части случаев появляется необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого по данному делу, которая способна проводиться в рамках СПЭ или КСППЭ. Важность привлечения психолога-эксперта к судебному исследованию личности определяется двумя важнейшими, но не в полной мере проясненными проблемами: в первую очередь, дискуссионным остается вопрос касательно объема судебного исследования личности обвиняемого, и при этом не до конца разработан вопрос касательно предмета СПЭ индивидуальных особенностей обвиняемого.

Данные взаимосвязанные проблемы обуславливаются тем, что законодательная формулировка содержательно не в полной мере демонстрирует свойства личности обвиняемого, которые имеют уголовно-правовое значение и подлежат обязательному доказыванию, а также не уточняет, какие именно обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, имеются в виду.

При имеющей неоднозначности взглядов на эти проблемы, которые имеются в юридической литературе, общепринятым можно назвать положение о том, что с уголовно-правовой точки зрения понятие «личность преступника (либо обвиняемого)» нужно:

  • Для решения актуальных вопросов, которые касаются определения оснований уголовной ответственности.
  • Индивидуализации уголовной ответственности и, соответственно, наказания.

Какую именно роль в реализации указанных направлений деятельности суда может выполнять СПЭ оценки личности обвиняемого?

Характеристики личности как основание для уголовной ответственности

Разберем, какие именно характеристики личности совершившего преступление включены законодательством в состав преступления, выступающий основанием уголовной ответственности. Это, в первую очередь, общие и специальные признаки субъекта преступления, среди которых возраст уголовной ответственности, гражданство человека, его должностное положение и прочее, то есть такие свойства личности (в ее юридическом понимании), которые не выступают предметом психологического исследования, а являются преимущественно социально-демографическими характеристиками. В это же время невозможно однозначно сказать, что при определении должных оснований уголовной ответственности не существует необходимости использовать заключение, сделанное психологом-экспертом. Можно сказать, что экспертиза личности обвиняемого зачастую способствует верному нахождению мотивов преступления, которые могут быть важнейшим признаком состава преступления, либо выступать в роли квалифицирующего обстоятельства. Естественно, становление таких мотивов – это исключительно прерогатива суда.

Применение психологических знаний для правильной характеристики личности обвиняемого

Для решения актуальных вопросов касательно индивидуализации уголовной ответственности и дальнейшего наказания определение и применение психологических знаний во время установления обстоятельств, которые характеризуют личность обвиняемого, становится более значимым. В данном аспекте для судебно-следственных органов обоснованная научно оценка личности обвиняемого выступает, в первую очередь, в качестве явных предпосылок установления точных обстоятельств, значительно влияющих на степень и характер ответственности, то есть обстоятельств смягчающих. Естественно, далеко не все обстоятельства, которые непосредственно влияют на степень и характер ответственности, причисляются к личностным характеристикам, но важно знать, что в соответствии с частью 2 статьи 61 УК РФ судом при назначении какого-либо наказания допускается использование в качестве смягчающих и тех обстоятельств, которые не предусмотрены первой частью данной статьи. А как становится понятно из долговременной практики судопроизводства – в роли таких нередко выступают обстоятельства, которые характеризуют личность виновного.

Во-вторых, судебно-психологическая оценка личности подозреваемого помогает суду более подробно раскрыть те обстоятельства, которые поспособствовали совершению данного преступления (часть 2 статьи 73 УПК РФ). Также обширное исследование личности обвиняемого способствует верному решению вопроса о назначении определенного вида наказания (часть 3 статьи 60 УК РФ). Законодателем указывается, что при назначении осужденному вида наказания необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывая среди остальных обстоятельств и личность конкретного человека, виновного в совершении преступления. О значительной роли СПЭ личности обвиняемого говорит и то, что недостаточное выяснение обстоятельств, которые характеризуют личность виновного, рассматривается в судебной практике (в случае невозможности закрыть данный пробел во время судебного заседания) как явное основание направления дела для проведения дополнительного расследования.

Смотрите так же:  Нужно ли проходить то для получения осаго

Получается, что в большей степени общими основаниями назначения СПЭ ИПО обвиняемого для следственных, а также судебных органов можно назвать следующее: потребность в точном установлении обстоятельств, которые повлияли на степень и характер ответственности, выяснении конкретных мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий (то есть обстоятельств), которые поспособствовали совершению конкретного преступления, а также в определении подходящего вида наказания с учетом строго индивидуального подхода – в таких случаях, когда достижение всего этого сложно без всесторонней и полной оценки личности подозреваемого, которая не может быть достигнута обычными средствами, имеющимися в распоряжении следователя либо суда, а требует использования особых знаний в области психологии.

Психология мегаполиса: диагностика социальных явлений и комплексная экспертиза личности

Код и наименование направления подготовки:

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психология мегаполиса: диагностика социальных явлений и комплексная экспертиза личности

Магистр психологии

120 зачетных единиц (4320 часов)

Все направления подготовки магистратуры МПГУ в 2018 году

Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности

научно-исследовательская, практическая, проектно-инновационная, организационно-управленческая

Области и объекты профессиональной деятельности

Решение комплексных задач в сфере помощи современной семье и консультирования по проблемам семьи и супружеских отношений. Решение экспертных и процессуальных задач в сфере управленческой деятельности и личности управленца.
Применение в сферах: образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной и психологической помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в системе семейных и производственных отношений, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подго-товки магистра, нацелена на достижение следующих целей: формирование умения использования различных методов научно¬го познания; формирование умения решать научно-исследовательские задачи с использованием современных технологий; освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, коопери-роваться с коллегами по работе; закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; обучение навыкам решения практических задач; формирова-ние профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; знаком-ство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля; формирование потребности в самообра-зовании.
При реализации ООП магистра предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная и преддипломная практика.
Практика проводится на базах:
• Международный центр психологического консульти-рования и психотерапии
• Кадровые агентства «Русский персонал», «Персонал Вертекс»
• Банк «Русский стандарт»
• лаборатории МПГУ
В рамках практики осуществляется сотрудничество с потенциальными работодателями, научными, научно-практическими и организационными структурами.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

• Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
• Европейская Академия естественных наук
• Инновационный центр саморазвития «Ресурс»
Дополнительные возможности (не входящие в основную часть образовательной программы): получение за время обу-чения сертификата:
• Сертификат специалиста по психологической экспертизе
• Сертификат коуч-консультанта
• Европейский психологический сертификат EuroPsy

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ООП в пол-ном объеме.
Итоговая государственная аттестация выпускников ООП включает: междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы

Возможность продолжения обучения

Выпускник готов продолжать обучение по программам аспи-рантуры.

© Московский педагогический государственный университет, 2019

Ирина Мамайчук: Экспертиза личности в судебно-следственной практике

Аннотация к книге «Экспертиза личности в судебно-следственной практике»

В данной книге обобщается многолетний опыт автора и области судебно-психологической экспертизы. Освещаются ключевые современные проблемы судебно-психологической экспертизы, формулируются общие методологические основы экспертного исследования, рассматриваются частные проблемы психологической экспертизы в судебно-следственном процессе. Акцептируется внимание на методах судебно-психологического исследования.
Книга адресована психологам, юристам, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

В книге рассмотрены предмет и методология судебно-психологической экспертизы и особенности ее отдельных видов, в том числе беспомощного состояния, взаимодействия в преступной группе, экспертизе семейных проблем. Книга написана на хорошем научном уровне, материал информативен и имеет достаточный объем. Теоретические положения проиллюстрированы большим количеством практических примеров. Несомненно, книга будет полезна как студентам, так и практическим работникам соответствующих специальностей.

Экспертиза личности

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования