Таможенная пошлина в налоговом кодексе рф

Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы

СТ 13 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) утратил силу с 1 января 2010 г.;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу с 1 января 2006 г.;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.

Комментарий к Ст. 13 Налогового кодекса

В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

Само понятие «федеральные налоги и сборы» дано в п. 2 ст. 12 НК РФ. В соответствии с указанной нормой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов содержится в ст. 13 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого федерального налога и сбора установлены во второй части Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) Глава 21 НК РФ

Акцизы Глава 22 НК РФ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Глава 23 НК РФ

Налог на прибыль организаций Глава 25 НК

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Глава 26 НК РФ

Водный налог Глава 25.2 НК РФ

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Глава 25.1 НК РФ

Государственная пошлина Глава 25.3 НК РФ

В настоящее время в Российской Федерации взимаются шесть федеральных налогов и два федеральных сбора.

Некоторые федеральные налоги и сборы, предусмотренные изначально в ст. 13 Налогового кодекса РФ (экологический налог, например), так и не были установлены, другие же, напротив, будучи установленными, вскоре прекратили свое существование в качестве налоговых платежей и получили новый правовой статус обязательных публично-правовых платежей неналоговой природы (таможенные пошлины и таможенные сборы).

Таможенные пошлины

Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.

Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.

Обратим внимание на то, что данное определение не содержится ни в ТК РФ (ст. 11 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»), ни в НК РФ (ст. 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе»), ни в БК РФ (ст. 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе»). Думается, что это не верно, поскольку:

— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;

— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).

Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.

Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:

— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);

— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:

— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;

— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;

— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;

— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:

— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;

— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

Только требованиями финансовой политики можно объяснить тот факт, что в настоящее время таможенная пошлина относится к неналоговым платежам, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.

Итак, в настоящее время взимание таможенной пошлины регулируется ТК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 19 подчеркиваются протекционистская и регулирующая функции таможенной пошлины), ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (сделан акцент на регулирующей функции). Обратим внимание на то, что налог выполняет прежде всего фискальную функцию.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

Часть 2 ст. 3 устанавливает, что ввозные и вывозные таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных экономических мер.

Поскольку таможенная пошлина является платежом, носящим квазиналоговый характер, а также, учитывая тот факт, что законодатель в статьях ТК РФ установил отдельные обязательные элементы указанного платежа, рассмотрим их подробнее.

Так, в ст. 328 ТК РФ установлены плательщики таможенных пошлин — декларанты и иные лица (от имени декларанта может выступать таможенный брокер). Вместе с тем в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами при перемещении товаров через таможенную границу РФ в коммерческих целях могут быть только российские лица. Одновременно в п. 2 ст. 328 ТК РФ установлено, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины за декларанта.

Смотрите так же:  Нотариально заверить документы москва

В соответствии со ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Думается, что объектом являются не сами товары, а юридический факт их перемещения (по аналогии с налоговым законодательством), а товары являются предметом обложения.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методы определения таможенной стоимости содержатся в ст. 19 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе». К этим методам относятся следующие их виды:

1) метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Перечисление методов в таком порядке не случайно. Любой из них может быть применен только в том случае, если не могут быть использованы предыдущие. Исключение сделано для методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Как уже было указано выше, поскольку таможенная пошлина не является налогом, для нее не может быть установлен налоговый период.

Ставки таможенных пошлин устанавливают их величину на единицу обложения. В РФ применяются три вида ставок таможенных пошлин:

— адвалорные ставки устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров;

— специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара;

— комбинированные ставки сочетают адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 295 ТК РФ). При выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин установлены в ст. 331 и 329 ТК РФ.

Так, порядок уплаты таможенных пошлин по общему правилу (ст. 331 ТК РФ) предусматривает, что они уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

Сроки уплаты установлены в ст. 329 ТК РФ. При этом в ТК РФ установлены различные конкретные сроки уплаты таможенной пошлины, например:

— не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия — при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита — в случае если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ);

— не позднее дня подачи таможенной декларации — при вывозе товаров (п. 2 ст. 329 ТК РФ);

Следует иметь в виду, что помимо таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 7) предусмотрены такие виды пошлин, как:

Вместе с тем указанные виды пошлин, являющиеся разновидностями специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, не относятся к таможенным платежам.

Перейдем далее к анализу правового регулирования таможенных сборов. Так, в отличие от пошлины таможенные сборы относятся к обязательным платежам, предполагающим возмездный характер (в виде услуг, оказываемых таможенными органами в процессе таможенной процедуры) и носят тот же пограничный характер, что и таможенные пошлины.

Легальное определение таможенного сбора содержится в ст. 11 (п. 31) ТК РФ. Так, таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. В соответствии со ст. 51 БК РФ (п. 1) «неналоговые доходы федерального бюджета» таможенные сборы по нормативу на 100% уплачиваются в федеральный бюджет.

В сущности, хотя таможенные сборы относятся к неналоговым доходам де-юре, фактически в соответствии с определением сбора, представленным в ст. 8 НК РФ, они полностью, на наш взгляд, соотносятся с понятием сбора как налогового платежа.

В соответствии со ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По мнению некоторых авторов, таможенные сборы являются возмездным платежом за услуги, оказанные таможенными органами. Однако, учитывая изложенное выше, по своей юридической природе таможенные сборы являются именно сборами, а не платой за публичные услуги таможенных органов. В этой связи, на наш взгляд, они, как и таможенная пошлина, представляют собой особый институт парафискалитета (квазиналоговые платежи).

В соответствии со ст. 357.1 «Виды таможенных сборов» ТК РФ к таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за таможенное оформление;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии со ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

На основании ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы по общему правилу исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно в валюте Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 357.4 ТК РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов за:

— таможенное оформление — применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

— таможенное сопровождение — применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом;

— хранение — применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных сборов зависят от их вида (ст. 357.6 ТК РФ). Так, таможенные сборы за:

— таможенное оформление — должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации;

— таможенное сопровождение — должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

— хранение — должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

В соответствии со ст. 357.7 «Порядок и формы уплаты таможенных сборов» ТК РФ таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов:

— за таможенное оформление — при декларировании товаров;

— за таможенное сопровождение — при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

— за хранение — при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации.

Статья 34 НК РФ. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов

Новая редакция Ст. 34 НК РФ

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Статье 34 НК РФ

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов включает в себя:

— Федеральную таможенную службу (ФТС).

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

ФТС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке;

Смотрите так же:  Адвокат файзуллин марат

— ее территориальные органы (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты ФТС и т.п.).

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов лишь в той мере, в какой это связано со взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 настоящего Кодекса, а также другие дополнительные обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством РФ.

Также к должностным лицам таможенных органов относятся государственный советник таможенной службы I — III ранга, советник таможенной службы I — III ранга, инспектор таможенный службы I — III ранга и др.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные не только ст. 33 настоящего Кодекса, но и предусмотренные таможенным законодательством РФ, в частности:

— взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

— ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил;

— осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление и т.п.

Другой комментарий к Ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как указано в п. 1 ст. 34 Кодекса, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со следующими законодательными актами:

таможенное законодательство Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов;

иные федеральные законы о налогах (см. комментарий к ст. 1 Кодекса);

иные федеральные законы.

Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 2 Кодекса к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом (см. комментарий к ст. 2 Кодекса).

Таможенными органами в соответствии с п. 1 ст. 402 Таможенного кодекса РФ являются:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

В пункте 2 ст. 403 Таможенного кодекса РФ установлено, что наряду с прочим таможенные органы выполняют следующие основные функции: взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе» , ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Согласно п. 2 указанного Положения ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

2. В пункте 2 ст. 34 Кодекса установлено, что должностные лица таможенных органов несут следующие обязанности:

обязанности, предусмотренные ст. 33 Кодекса для должностных лиц налоговых органов (см. комментарий к ст. 33 Кодекса);

другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что в § 2 гл. 39 Таможенного кодекса РФ, озаглавленном как «Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов», говорится только о правомочиях, правах и ответственности таможенных органов.

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Порядок взимания НДС и акцизов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 ст. 318 и ст. 322 ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения Налогового кодекса Российской Федерации.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

НДС также как и таможенная пошлина имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.

Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%.

В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза.

Соответственно, если товар не облагается акцизом и/или ввозной таможенной пошлиной, то суммы данных видов таможенных платежей не включаются в налоговую базу.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:
а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);
б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно — технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);
в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

АКЦИЗЫ

К подакцизным (облагаемым акцизом) относятся следующие виды товаров.

  1. Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного.
  2. Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
  3. Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
  4. Пиво.
  5. Табачная продукция.
  6. Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
  7. Автомобильный бензин.
  8. Дизельное топливо.
  9. Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
  10. Прямогонный бензин.

Акциз подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база для исчисления суммы акциза определяется как:

  • объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  • сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
Смотрите так же:  Отчетность регионов

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Предусмотрены следующие ставки акцизов:

  • адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);
  • специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла), например, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10 руб. 50 коп. за 1 литр;
  • комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара, а сумма налога (акциза) исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров, но не менее 20 процентов от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов.

Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров. Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерациии . Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

  • 0,075 рубля — на табак и табачные изделия;
  • 1,3 рубля без учета НДС — для маркировки алкогольной продукции.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм. Критериями такого освобождения могут выступать:

  • таможенный режим или специальная таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами
  • стоимость товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).

Источники информации:

Статья 34 НК РФ. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов

СТ 34 НК РФ.

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по
взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза
в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством
Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о
налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33
настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Ст. 34 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена полномочиям таможенных органов и обязанностям их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Как известно, таможенные органы взимают таможенные платежи, среди которых не только таможенная пошлина и таможенные сборы, отнесенные действующим бюджетным законодательством РФ к неналоговым доходам, но также НДС и акцизы, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию.

Разграничение предметов налогового и таможенного права произведено в статье 2 Налогового кодекса. В комментируемой же статье закреплено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Регулирование соответствующих отношений происходит в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (его состав определен в статье 3 Таможенного кодекса Таможенного союза), законодательством Российской Федерации о таможенном деле (Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ), Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

То же самое касается и должностных лиц таможенных органов, которые несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, когда они взимают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба (ФТС России);

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.

Статья 205 НК РФ. Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Новая редакция Ст. 205 НК РФ

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются настоящей главой с учетом положений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Комментарий к Статье 205 НК РФ

Порядок и сроки уплаты акциза таможенным органам при ввозе подакцизных товаров на территорию России устанавливаются таможенным законодательством на основе положений гл. 22 НК РФ.

Согласно ст. 329 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Согласно ст. 331 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Согласно ст. 330 Таможенного кодекса РФ плательщик может вносить на счет таможенного органа авансовые платежи в счет предстоящих таможенных платежей (эти денежные средства не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, они являются имуществом плательщика). Впоследствии плательщик может дать распоряжение, чтобы ранее внесенные авансовые платежи рассматривались в качестве таможенных платежей.

Другой комментарий к Ст. 205 Налогового кодекса Российской Федерации

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы должны быть уплачены в сроки и в соответствии с порядком, установленным ТК. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены главой 29 ТК.

Срок уплаты акциза может быть перенесен на более поздний срок. Изменение срока уплаты акциза производится в форме отсрочки или рассрочки и осуществляется согласно порядку, предусмотренному главой 30 ТК.