Полномочия комиссии определены сроком

Участковая избирательная комиссия

Здесь рассматривается порядок образования избирательных участков и формирования участковых избирательных комиссий в связи с переходом с 1 ноября 2012 года к системе постоянно функционирующих УИК участковая избирательная комиссия . См. также статьи Порядок проведения заседаний участковой комиссии и Первое заседание участковой комиссии.

Вводные положения [  ]

  • Схема округов на 2013 год утверждается до 01.02.2013
  • Схема участков утверждается до 20.01.2013
  • УИК участковая избирательная комиссия формируются до 30.04.2013

См. также письмо ЦИК от 03.07.2013 № 05−15/2309 о соотношении нарезки участков с округами при проведении дополнительных выборов.

Формирование комиссий [  ]

По предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. (В участковые комиссии могут предлагать несколько кандидатур — видимо, для образования резерва.)

Численность комиссий [  ]

  • Базовая численность комиссий определяется числом избирателей:
    • число избирателей не превышает 1000 — 3−9 членов комиссии
    • число избирателей не превышает 2000 — 7−12 членов комиссии
    • число избирателей превышает 2000 — 7−16 членов комиссии
  • При совмещении выборов в один день максимальное число членов комиссии может быть увеличено не более чем на 4 решением ТИК территориальная избирательная комиссия (вводятся из резерва состава комиссий на установленный решением срок)
  • На зарубежных участках с численностью избирателей более 3000 ограничения на численность комиссии не устанавливаются

Замещение вакансий [  ]

Срок назначения члена комиссии взамен выбывшего — три месяца (в период избирательной кампании — 10 дней).

Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии взамен выбывшего в установленный срок. При невыполнении этой обязанности нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия.

Закон написан очень неаккуратно в части порядка замещения вакансий на «квотные» места. Согласно п.3.1 ст. 22, если член комиссии был назначен по квоте от «парламентских партий» [5] , то вакантное место замещается по представлению той же партии, если кандидатура представлена не позднее чем за три дня до истечения установленного срока. В то же время «новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 статьи 22 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации» (п.11 ст. 29).

Использование термина «вышестоящая комиссия»» [  ]

Понятие вышестоящей избирательной комиссии определено в подпункте 22 статьи 2 закона таким образом, что его использование вне конкретной избирательной кампании является некорректным. (Например, в городе Твери на выборах президента 4 марта 2012 года вышестоящими по отношению к участковым комиссиям являлись ТИК территориальная избирательная комиссия , а на выборах городской думы 14 октября 2012 года — горизбирком.)

Формирование участковых избирательных комиссий на постоянной основе происходит вне контекста конкретных выборов, и поэтому ссылки на полномочия вышестоящей комиссии при формировании участковых комиссий оказываются неопределенными.

Статус и полномочия

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации (ФЗ от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ») начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Смотрите так же:  Наказание за лишение прав от 1 июля 2019

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

4. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

5. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования.

6. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти–одиннадцати членов с правом решающего голоса.

7. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

8. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

Смотрите так же:  Займы под залог ярославле

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

9. Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

10. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района – также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

1. Федеральный законодатель дает понятие «избирательная комиссия муниципального образования» (ИКМО) посредством определения главной цели ее функционирования и правовой основы существования. ИКМО создается для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов. Более подробное определение ИКМО дано в статье 39 Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования».

Правовой основой существования ИКМО являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Пункт 3 статьи 39 указанного Федерального закона устанавливает иерархию правовых актов, определяющих правовое положение ИКМО: «Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований». Таким образом, федеральный законодатель установил для ИКМО тот же порядок и приоритеты в правовом регулировании, что и для других избирательных комиссий, в том числе являющихся государственными органами, указав, вместе с тем, на возможность установления ряда элементов статуса ИКМО непосредственно в уставе соответствующего муниципального образования.

В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований увеличилось более чем вдвое и составляет 24208, из них сельских поселений – 19892, городских поселений – 1756, муниципальных районов – 1802, городских округов – 522, внутригородских территорий городов федерального значения – 236 (125 в городе Москве и 111 в городе Санкт-Петербурге) 1 . Теоретически в каждом из муниципальных образований может быть создана ИКМО. Однако практической необходимости в существовании такого огромного количества комиссий нет, так как действующая система избирательных комиссий состоит из достаточно гибких, универсальных и взаимозаменяемых звеньев, способных совмещать полномочия комиссий различного вида и уровня.

2. Важной новеллой комментируемого Федерального закона является уточнение правовой природы ИКМО. Эти комиссии не входят в систему органов местного самоуправления, но являются муниципальными органами. Аналогичная формулировка введена и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 39). Правильность такого понимания правовой природы ИКМО подтверждается и судебной практикой. Так, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2005 года № 47-ГО5-12 2 указано на неправомерность отождествления понятий органа местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования, которая организует и проводит выборы, но не решает вопросы местного значения. Самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения наделены исключительно органы местного самоуправления. Избирательные же комиссии любого уровня, в том числе и муниципальные, имеют общие задачи по обеспечению избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме, имеют сходные полномочия, общие условия формирования, типовые процедуры функционирования. Все это позволяет считать ИКМО звеном единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

________________
1 Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах // См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 2 (193). С. 10–260; в связи с продолжающимся процессом образования и преобразования муниципальных образований их количество незначительно меняется.
2 См.: дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Оренбургской области от 14 ноября 2002 года «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области».

В соответствии с федеральным законом ИКМО может быть сформирована как муниципальный орган в любом муниципальном образовании, в том числе и в каждом из муниципальных образований, составляющих двухзвенную систему местного самоуправления – муниципальном районе и входящих в него сельских, городских поселениях. Однако региональный законодатель может в предусмотренных комментируемым Федеральным законом случаях избрать любой вариант создания ИКМО, воспользовавшись в том числе возможностью возложения полномочий ИКМО на иные избирательные комиссии (см. комментарий к пункту 4). Следует отметить особое положение ИКМО в крупных городах – центрах субъектов Российской Федерации. Город как муниципальное образование обычно делится на городские районы или иные административно-территориальные единицы, в каждом из которых образуется ТИК, являющаяся государственным, а не муниципальным органом. В этих условиях в соответствующем законе субъекта Российской Федерации и уставе города должна быть точно определена иерархия избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, их полномочия по осуществлению избирательных действий, их взаимные права и обязанности, либо предусмотрена возможность возложения полномочий ИКМО города на одну из территориальных комиссий.

3. Комментируемый Федеральный закон установил, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопрос о придании ИКМО статуса юридического лица. Получение этого статуса связано с возможностью финансирования деятельности ИКМО из соответствующего бюджета, работой руководителя комиссии на освобожденной основе, наличием аппарата, структуры и штатов работников. Следует отметить, что практика эта не имеет особого распространения. Обычно статус юридического лица получают ИКМО, одновременно исполняющие полномочия территориальных комиссий. Это, например, 30 ИКМО в Костромской области, 13 ИКМО в Ямало-Ненецком автономном округе, либо ИКМО крупных городов, всего – 58 ИКМО.

4. Условием возложения полномочий ИКМО на другую комиссию является инициатива представительного органа местного самоуправления. По смыслу комментируемого Федерального закона такое обращение должно быть принято коллегиально на сессии, поскольку в данном случае решается вопрос о том, что муниципальный орган – ИКМО не создается, а ее полномочия передаются государственному органу – ТИК. Однако если представительного органа на территории муниципального образования нет (например, он еще не создан в ходе преобразования муниципального образования), то вопрос о порядке возложения полномочий может быть решен законом субъекта Российской Федерации.

Практика проведения выборов органов местного самоуправления в ходе муниципальной реформы 2004–2005 годах показала отсутствие необходимости в образовании значительного количества избирательных комиссий, прежде всего избирательных комиссий поселенческого уровня. Полномочия многих из них смогли выполнить ТИК, действующие на постоянной основе, имеющие штатных квалифицированных работников, оснащенные техническими средствами ГАС «Выборы». Так, в Омской области на 32 ТИК были возложены полномочия ИКМО соответствующих муниципальных районов и 391 городского и сельского поселения, и хотя выполнение ТИК такого количества дополнительных полномочий в избирательных кампаниях различного уровня, потребовало очень значительных усилий, это помогло избежать комплекса проблем, связанных с подбором и обучением организаторов выборов, выявило перспективы дальнейшего использования потенциала этих комиссий 1 .

Следует подчеркнуть еще одну новеллу комментируемого Федерального закона. В случае образования на территории крупного городского округа нескольких ТИК, полномочия городской ИКМО могут возлагаться на одну из них, а ранее такого права не было. Созданные в 64 больших городах ИКМО проводят выборы только в городские органы местного самоуправления и исключены из участия в проведении выборов в органы государственной власти, в то время как ТИК районов города являются обязательными звеньями в системе комиссий, проводящих эти выборы. Поэтому снятие запрета возложения полномочий городской ИКМО на одну из ТИК города является еще одним направлением оптимизации системы избирательных комиссий.

Исполнение полномочий ИКМО территориальной избирательной комиссией не ограничено в комментируемом Федеральном законе каким-либо сроком. В данном случае полномочия возлагаются на ТИК как на государственный орган, действующий на постоянной основе. Вместе с тем не исключается, что срок, на который полномочия ИКМО возлагаются на ТИК, может быть определен при принятии решения о таком возложении полномочий: это может быть период полномочий представительного органа местного самоуправления, период полномочий соответствующего состава ТИК как коллегиального органа.

Следует учитывать, что комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможность возложения части полномочий одной комиссии на другую. Поэтому в решении о возложении полномочий ИКМО на ТИК необходимо указать на возложение полномочий не только по проведению муниципальных выборов, но и местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Смотрите так же:  Госпошлина на открытие ип в 2019

5. Комментируемый Федеральный закон установил единый срок полномочий ИКМО – четыре года. По общему правилу срок полномочий продлевается, если он истекает в период избирательной кампании, кампании референдума. Возможность продления полномочий комиссии не распространяется на случаи проведения повторных или дополнительных выборов в представительные органы местного самоуправления. Устанавливая это ограничение, федеральный законодатель исходит из необходимости избежать ситуации, когда полномочия комиссии могли бы стать бессрочным. И повторные, и дополнительные выборы депутатов проводятся по отдельным избирательным округам, и объем обязанностей ИКМО в данном случае значительно меньше, чем при общих выборах; формирование нового состава ИКМО не может негативно повлиять на ход избирательного процесса в отдельных избирательных округах.

________________
1 Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах // См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 2 (193). С. 10–260.

Новеллой является установление возможности досрочного прекращения полномочий ИКМО в связи с преобразованием муниципального образования. Следует отметить, что это право, а не обязанность законодателя субъекта Российской Федерации. Если преобразование связано с изменением территории и количества населения вследствие разделения или слияния двух или нескольких муниципальных образований, целесообразно досрочно прекратить полномочия прежних ИКМО и сформировать новые. Если преобразование состоит, например, только в изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, либо лишением его статуса городского округа, возможно и продолжение осуществления полномочий ранее сформированной ИКМО. В любом случае вопрос досрочного прекращения полномочий ИКМО решается законом субъекта Российской Федерации исходя из конкретных обстоятельств и целесообразности.

6. Федеральный законодатель поднял норму о количественном составе ИКМО на федеральный уровень (ранее количество членов ИКМО определялось нормативным актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Эта новелла устанавливает для ИКМО тот же порядок определения количества членов, что и для других комиссий, входящих в систему избирательных комиссий в Российской Федерации. Количественный диапазон, определенный комментируемым пунктом – от пяти до одиннадцати человек – достаточен для учета любых местных условий: численности и плотности населения, наличии на территории муниципального образования труднодоступных и отдаленных местностей, особенностей быта и хозяйственной деятельности жителей и прочих местных обстоятельств.

7. Порядок формирования ИКМО определяется комментируемым Федеральным законом и соответствует общим требованиям, предъявляемым к процедуре формирования и составу избирательных комиссий (статья 22). ИКМО формируется представительным органом муниципального образования. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ИКМО, кроме указанных в пункте 2 статьи 22 комментируемого Федерального закона, относятся собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, что типично для формирования всех «низовых» комиссий. Законодательной новеллой предыдущей редакции комментируемого пункта было предоставление права предлагать кандидатуру в новый состав ИКМО комиссии предыдущего состава, а также ИКСРФ. Предоставленная комиссиям возможность рекомендовать кандидатуры в новый состав отражает тенденцию профессионализации и сохранения преемственности в деятельности комиссий.

8. Комментируемый пункт устанавливает в соответствии с общими условиями формирования избирательных комиссий (статья 22) гарантии участия представителей политических партий и иных общественных объединений в составе ИКМО. Не менее половины состава ИКМО как районного, городского, так и поселенческого уровня представительный орган муниципального образования должен назначить на основе поступивших предложений политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе и (или) в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иных избирательных объединений, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. Следует, однако, подчеркнуть, что такое формирование возможно лишь в случае поступления в установленные законом сроки и порядке конкретных предложений по кандидатурам от политических партий и других избирательных объединений. Как показала практика проведения выборов органов местного самоуправления в 2004–2005 годах политические партии смогли предложить в состав ИКМО (поселений, районов, городских округов) 27–28 процентов от числа членов ИКМО с правом решающего голоса 1 . Правом предложения кандидатур в члены ИКМО от имени политических партий, иных общественных объединений обладают органы политических партий или иных общественных объединений (их структурных подразделений) в соответствии с их уставами.

9. Если пункт 8 комментируемой статьи устанавливает гарантии партийного представительства в ИКМО, то комментируемый пункт предусмотрел аналогичные гарантии для вышестоящих комиссий. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии района, городского округа, внутригородской территории городов Москвы и Санкт-Петербурга на основе предложений ИКСРФ. В условиях повышения роли и ответственности ИКСРФ за функционирование избирательной системы на подведомственной территории предоставление такого полномочия вполне оправданно и своевременно. Вместе с тем, если для представительного органа местного самоуправления учет предложений ИКСРФ является обязанностью, то для ИКСРФ внесение предложений по кандидатурам является правом, которое она реализует исходя из соображений целесообразности. В свою очередь представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений ИКМО соответствующего муниципального района. Данные полномочия вышестоящих комиссий введены для обеспечения слаженной, профессиональной работы всей системы избирательных комиссий, включая ИКМО, по неуклонному выполнению требований федерального и регионального избирательного законодательства. Исходя из того, что внесение предложений по кандидатурам в состав ИКМО является правом, а не обязанностью вышестоящей избирательной комиссии, представляется, что она может предложить не только две, но и одну кандидатуру, и в этом случае представительный орган местного самоуправления обязан будет учесть это предложение.

10. Полномочия ИКМО определяются ее целевым назначением – подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов, а также голосования по отзыву депутатов, по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования. Компетенция ИКМО распространяется на всю территорию муниципального образования и носит общий, комплексный характер, так как комиссия является организующий и отвечает за проведение муниципальных выборов, местного референдума и предусмотренных видов голосования в целом. Комментируемый пункт одновременно определяет полномочия ИКМО обоих уровней.

_______________
1 См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года «Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах».

Комментируемый Федеральный закон использует единый способ закрепления компетенции комиссий, представляющий собой набор однотипных полномочий, осуществляемых в той или иной мере всеми избирательными комиссиями, а также специальных полномочий, характерных для данного вида комиссий, а именно:

а) ИКМО, как и другие комиссии, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории муниципального образования. Во исполнение этого полномочия комиссия контролирует соблюдение соответствующего законодательства о выборах нижестоящими комиссиями, кандидатами, другими участниками избирательной кампании на всех стадиях избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов, информирования избирателей, проведения предвыборной агитации до организации голосования и установления результатов выборов. ИКМО должна обеспечить соблюдение «федеральных стандартов» избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов и местных референдумов, предусмотренных законом видов голосования.

б) ИКМО, являясь организующей комиссией, принимает постановление о календарном плане мероприятий по проведению соответствующих выборов или голосования, а также при необходимости нормативные и иные акты, обеспечивающие этот процесс. Значительная часть полномочий комиссии реализуется в организационных действиях, например, по проведению заседаний, взаимодействию с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, политическими партиями, общественными объединениями, кандидатами, их уполномоченными представителями и другими. ИКМО обеспечивает нижестоящие комиссии необходимой печатной продукцией (тексты законов, информационные плакаты, бюллетени, бланки протоколов, актов и других документов);

в–д) федеральное избирательное законодательство в достаточной степени унифицировало осуществление наиболее важных аспектов организации избирательного процесса, установив несколько так называемых «единых порядков»: 1) порядок распределения эфирного времени и печатной площади для проведения агитации; 2) единый порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума; 3) единый порядок опубликования этих результатов. Во всех этих случаях задачей ИКМО является обеспечение строгого соблюдения положений федерального избирательного законодательства и соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации, поскольку названные процедуры являются важнейшими гарантиями, обеспечивающими равные права граждан на участие в выборах, референдумах, достоверность полученных результатов и соответствие их воле избирателей, гласность и полноту информации о ходе и результатах выборов;

е) ИКМО, как вышестоящая комиссия по проведению муниципальных выборов и местных референдумов, отвечает за организацию их финансирования. Она распределяет бюджетные средств между нижестоящими комиссиями для обеспечения проведения выборов, референдума (дополнительная оплата труда членов комиссии, оборудование помещения для голосования и так далее);

ж–з) полномочия, предусмотренные подпунктами «ж» и «з», являются общими для всех комиссий, каждая из которых осуществляет их в зависимости от места, занимаемого в системе комиссий (в данном случае на уровне местного самоуправления);

и) новеллой этого подпункта является то, что федеральный законодатель прямо установил: ИКМО муниципального района является вышестоящей по отношению к ИКМО поселения при рассмотрении жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействие) ИКМО поселения;

к) к иным полномочиям ИКМО можно отнести, например, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; регистрация кандидатов, списков кандидатов на муниципальных выборах по единому избирательному округу и т.д.