Контрольные органы муниципальных образований полномочия

Раздел 8. Органы и должностные лица муниципального образования

Лекция 12. Контрольный орган муниципального образования

1. Функции контрольного органа муниципального образования, его правовая природа

Массовое создание счетных и контрольно-счетных палат в муниципальных образованиях началось после принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ-131 от 06.10.2003 г. Ранее практика создания органов муниципального финансового контроля не «подпитывалась» законодательной идеей о возможном включении в структуру органов местного самоуправления органов контрольного органа. Тем не менее, в ряде крупных муниципалитетов (таких как Саратов, Омск, Екатеринбург и другие) были созданы и успешно функционировали счетные палаты.

Контрольный орган муниципального образования создается с целью содействия законности и эффективности распоряжения и управления бюджетными средствами и муниципальным имуществом. Задача счетной палаты может быть сформулирована как своевременное и полное выявление фактов незаконного, нецелевого или нецелесообразного использования финансовых средств и управления публичной собственностью с тем, чтобы своевременно предотвратить или возместить ущерб, причиненный муниципальному образованию. В число средств, обеспечивающих решение указанных задач, входят полномочия счетной палаты.

Законодатель относит к «подведомственности» счетной палаты осуществление контроля за законностью и рациональностью деятельности по использованию, расходованию, перечислению средств соответствующего бюджета, использованию, распоряжению собственностью и иными имущественными правами муниципалитета. При этом указывается, что контрольные полномочия счетной палаты распространяются на такую деятельность любого муниципального органа, должностного лица и, в том числе, их аппаратов; физического лица; предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы; муниципального образования. Законодатель стремится, таким образом, перечислить всех возможных субъектов, деятельность которых по использованию, расходованию, перечислению средств бюджета и использованию публичной собственности, подпадает под контроль счетной палаты.

Контроль счетной палаты за деятельностью местной администрации имеет иную природу, иные границы, нежели контроль за деятельностью представительного органа власти. Контрольные полномочия счетной палаты за органами исполнительной власти установлены как более широкие, они включают в себя контроль за расходами исполнительных органов, направляемых на обеспечение деятельности самого органа и его аппарата и контроль за властными действиями по исполнению бюджета.

Контроль счетной палаты за финансовыми действиями и решениями Совета депутатов должен быть органичен только деятельностью последнего по распоряжению финансовыми средствами, выделенными на обеспечение его деятельности. Полномочие счетной палаты представить заключение представительному органу по проекту решения об отчете исполнения бюджета по своей природе является контролем за деятельностью исполнительной власти, и одновременно способом участия в правотворческой деятельности представительного органа власти. Проведение финансовой экспертизы и представление заключений на какие-либо другие проекты правовых актов, внесенных субъектами правотворческой инициативы, не имеет властного характера. Такие заключения можно приравнять к правовой и лингвистической экспертизе проектов нормативных и ненормативных документов, осуществляемой правовым управлением аппарата Совета депутатов. Представляется, что, и федеральный законодатель совершенно обоснованно в содержание предварительного финансового контроля включает только парламентский бюджетный контроль (статья 256 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Полномочия контрольного органа муниципального образования в зависимости от объекта контроля можно разделить на полномочия по контролю за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета, а также на полномочия по контролю за законностью, эффективностью и управления муниципальной собственностью.

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольный орган МО осуществляет контрольные полномочия или функции по двум основным направлениям:

1) за исполнением местного бюджета, соблюдением установлен­ного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюдже­та, отчета о его исполнении;

Во многом эти полномочия перекликаются с контрольными полномочиями представительного органа МО, которые могут быть реализованы непосредственно через депутатов, создаваемые депу­татские комиссии, комитеты и другие рабочие органы или через создание специального контрольного органа.

Раньше представительный орган МО контрольные функции осуществлял не через специально созданный орган, а, как правило, силами депутатов, депутатских объединений, чаще всего не обла­дающих соответствующим образованием или специальными позна­ниями в финансово-бюджетной сфере, муниципальном управлении и муниципальной экономике. Без профессионально подготовлен­ных специалистов контрольная функция превращалась в фикцию. Желание разобраться в законности и качестве деятельности специа­листов, входящих в структуры администрации и отвечающих за эф­фективность управления местным бюджетом и муниципальной соб­ственностью, легко разбивалось о «профессионализм» специали­стов, не заинтересованных в ревизии своей деятельности.

Смотрите так же:  Страхование на транспорте осаго

Для эффективного осуществления представительным органом муниципального образования контрольных функций необходимо создание специального контрольного органа, и, прежде всего, в сфере финансового и бюджетного контроля. Поэтому в муници­пальных образованиях, особенно в крупных городах, представитель­ными органами местного самоуправления стали создаваться органы финансового контроля — контрольно-счетные палаты, осуществ­лявшие контроль за порядком исполнения местного бюджета и за­конностью расходования бюджетных средств.

Например, в г. Омска создана контрольно-счетная палата, кото­рая является постоянно действующим органом финансового кон­троля, образуемым Омским городским Советом и подотчетным ему. Ее задачами являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюдже­та г. Омска; определение эффективности и целесообразности рас­ходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных ста­тей проектов бюджета города; экспертиза проектов бюджета, город­ских целевых программ и иных нормативно — правовых актов ор­ганов городского самоуправления, проектов областных и федераль­ных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета города, или влияющих на формирование и испол­нение бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных

В других муниципальных образованиях создавались финансово­ревизионные органы, формируемые представительным органом и входящие в ее структуру. Например, статус счетной палаты Екате­ринбурга подразумевает, что она является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, входит в состав городской Думы и ей подотчетна1.

Следует отметить также, что Закон 2003 г. расширил функции контрольного органа по сравнению с функциями ранее созданных и действующих в настоящее время контрольно-счетных палат му­ниципальных образований — от традиционного контроля за испол­нением бюджета и финансового контроля до контроля за порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью. При формировании контрольного органа муниципального образования и утверждении соответствующего положения об этом органе пред­ставительный орган муниципального образования может расширить функции и соответственно полномочия контрольного органа муни­ципального образования, однако в пределах, не выходящих из ра­мок собственной компетенции представительного органа муници­пального образования, и не нарушающих собственных полномочий других органов муниципального образования.

Контрольный орган МО формируется в порядке, предусмотрен­ном уставом. Федеральный закон предоставляет два способа фор­мирования этого органа: на муниципальных выборах или предста­вительным органом муниципального образования.

Первый способ — формирование контрольного органа на муни­ципальных выборах — вызывает определенные сомнения в практи­ческом его применении в муниципальных образованиях. Во- первых, действующее федеральное избирательное законодательство непосредственно проведение подобных выборов не регламентирует.

Второй способ — формирование контрольного органа представи­тельным органом муниципального образования — отвечает уже сло­жившейся практике создания подобных органов и осуществляется с непосредственным участием представительного органа. Представи­тельный орган муниципального образования может предусмотреть назначение либо избрание депутатами представительного органа должностных лиц контрольного органа. Может быть предусмотрен смешанный способ формирования контрольного органа, когда часть должностных лиц контрольного органа избирается, а часть назначается.

Некоторые контрольно-счетные палаты создавались в муници­пальных образованиях по аналогии с контрольно-счетными палата­ми субъектов РФ представительным органом и местной админист­рацией на паритетных началах, где кандидатуры половины аудито­ров контрольно-счетной палаты предлагались главой местной ад­министрации, кандидатуры другой половины предлагались предста­вительным органом местного самоуправления.

Федеральным законом 2003 г. какое-либо участие местной ад­министрации в формировании контрольного органа не допускается, так как она, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не может участвовать в формировании контрольного органа, ее деятельность связана с исполнением бюд­жета и управлением муниципальной собственностью, а это основ­ные объекты контроля.

Поскольку контрольный орган МО входит в структуру органов местного самоуправления его деятельность может быть прекращена или приостановлена только путем внесения соответствующих изме­нений в устав муниципального образования, вступающих в силу после истечения срока полномочий представительного органа муници­пального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Деятельность контрольного органа не может быть прекращена также в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования, сформировавшего этот орган.

Контрольный орган МО в соответствии с установленной компе­тенцией проводит проверки:

■ предусмотренные планами и программой работы контрольного органа;

■ по поручениям представительного органа, его постоянных ко­миссий или комитетов;

■ по запросам депутатов или группы депутатов.

Результаты проверок подлежат опубликованию (обнародова­нию). Порядок и сроки опубликования результатов проверок опре­деляются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган может предусмотреть опубликование отче­та о каждой проведенной проверке или опубликование общего от­чета о всех проведенных проверках в течение года.

Законом 2003 г. закреплена обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую ин­формацию и документы. Эта обязанность может быть расширена для других субъектов, деятельность которых связана с использова­нием средств местного бюджета и объектов муниципальной собст­венности. В качестве примера можно привести довольно удачную правовую норму, устанавливающую область действия контрольных полномочий контрольно-счетной палаты г. Омска. Они распро­страняются на Омский городской Совет и администрацию города (в том числе их аппараты, структурные подразделения), администра­ции административных округов г. Омска, муниципальные предпри­ятия и учреждения, на предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают и используют средства из город­ского бюджета или используют муниципальную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные решениями Омско­го городского Совета налоговые и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, не городских (не­муниципальных) фондов и иных не городских (немуниципальных) некоммерческих организаций, профсоюзов, политических партий контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распростра­няются в части, связанной с получением, перечислением или ис­пользованием ими средств бюджета города, использованием муни­ципальной собственности и управление ею, а также в части предос­тавленных решениями Омского городского Совета налоговых льгот и иных льгот и преимуществ.

Контрольные органы муниципальных образований полномочия

ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА СЫСЕРТСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОПРЕДЕЛЕНЫ:

— Положением о Контрольном органе Сысертского городского округа, утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 29 сентября 2011 г. № 427 (с изменениями от 31.10.2013 г. № 282, от 30.10.2014 г. № 399, от 23.03.2017 г. № 589)

Статья 8. Полномочия Контрольного органа

1. Контрольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета Сысертского городского округа;

2) экспертиза проектов бюджета Сысертского городского округа;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Сысертского городского округа;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Сысертского городского округа, а также средств, получаемых бюджетом Сысертского городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Сысертского городского округа, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Сысертскому городскому округу;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Сысертского городского округа, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Сысертского городского округа, и имущества, находящегося в собственности Сысертского городского округа;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Сысертского городского округа, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в Сысертском городском округе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения бюджета Сысертского городского округа, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Думу Сысертского городского округа и Главе Сысертского городского округа;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

10.1.) осуществление аудита в сфере закупок;

11) иные полномочия.

2. Внешний финансовый контроль осуществляется Контрольным органом:

1) в отношении органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности Сысертского городского округа;

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Сысертского городского округа в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Сысертского городского округа, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Сысертского городского округа.

— Бюджетным кодексом Российской Федерации

Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

…2. Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:

аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

Смотрите так же:  Договор эквайринга возврат денежных средств

экспертизе государственных (муниципальных) программ;

анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»…

Статья 264.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

…2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

— Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 98. Аудит в сфере закупок

1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

— Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Контрольный орган муниципального образования

В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации и муниципальных образований» говорится, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Смотрите так же:  Налог com

Деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа.

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Представительные органы отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе

контрольно-счетного органа могут быть предусмотрены одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального

образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим Федеральным законом, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем представительного органа муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет: контроль за исполнением местного бюджета; экспертизу проектов местного бюджета; оценку, организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за

Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо указанных полномочий, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования; в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется

контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного

мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.

Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Порядок

Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль.

Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписания. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, а также средств, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного

Контрольно-счетные органы вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации. В целях координации своей деятельности контрольно-счетные органы и иные государственные и муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации вправе осуществлять координацию деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и организовывать взаимодействие с ними при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Счетная палата Российской Федерации вправе осуществлять координацию деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований и организовывать взаимодействие с ними при проведении Счетной палатой Российской Федерации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Таким образом, предложения некоторых экспертов о создании единой соподчиненной «вертикали» контрольно-счетных органов разных уровней власти в проекте закона не получило поддержку. В то же время Закон подчеркивает необходимость координации деятельности всех контрольно-счетных органов, хотя и не раскрывает достаточно полно термин «координация».