Административное правонарушение статья 171

Статья 171. Нарушение правил открытия полиграфических и штемпельнограверных предприятий, приобретения, сбыта, использования, учета и хранения множительной техники

Статья 171. Нарушение правил открытия полиграфических и штемпельнограверных предприятий, приобретения, сбыта, использования, учета и хранения множительной техники*

Нарушение должностными лицами правил открытия полиграфических и штемпельно-граверных предприятий, приобретения и сбыта полиграфического оборудования, множительных аппаратов, шрифтов и матриц —

влечет наложение штрафа в размере до ста рублей.

Нарушение правил использования, учета и хранения полиграфического оборудования, множительных аппаратов, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил, —

влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей.

Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Найдите в соответствующих нормативных правовых актах 2-3 правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, за которые предусмотрена юридическая ответственность:

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях

2) Уголовный кодекс РФ

3) Налоговый кодекс РФ

4) Бюджетный кодекс РФ

Укажите номера статей и их названия.

Ответы юристов (7)

Если я правильно понял Ваш вопрос, то выкладываю следующие ответы.

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях
Василий

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 14] [Статья 14.1]

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 14] [Статья 14.1.2]

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2) Уголовный кодекс РФ
Василий

Статья 171. Незаконное предпринимательство
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 171]

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Статья 159.4. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 159.4]

1. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
, 3) Налоговый кодекс РФ
Василий

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
[Налоговый кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 120]

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 122]

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Есть вопрос к юристу?

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии
1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.
Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр
1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
.

Статья 196 УК РФ — ответственность за преднамеренное банкротство, то есть «умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия».
Статья 171. Незаконное предпринимательство1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Ответственность в БК РФ за нарушения в предпринимательской деятельности нет, так как данный кодекс регулирует финансовые взаимоотношения между гос органами (муниципальными органами).

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

2) Уголовный кодекс РФ

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

3) Налоговый кодекс РФ

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

4) Бюджетный кодекс РФ
Здесь не предусмотрены правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях

Ст.14.1 осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии.

Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

2) Уголовный кодекс РФ

Ст. 171 УК РФ незаконное предпринимательство.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

3) Налоговый кодекс РФ

Статья 116 Налогового кодекса РФ Нарушение порядка постановки на
учет в налоговом органе

Статья 119 Налоговый кодекс РФ Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

Статья 122 Налоговый кодекс РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

В бюджетном кодексе отсутствует ответственность так, как регулирует отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях
Василий

Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

2) Уголовный кодекс РФ
Василий

Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Статья 185.3. Манипулирование рынком

3) Налоговый кодекс РФ
Василий

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

Смотрите так же:  Государственная статистическая отчетность о дтп

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Доброго времени Василий!

Хочу дополнить к вышеизложенному коллегами;

НК РФ
предусматривает ответственность предпринимателя за совершение следующих
правонарушений:

— нарушение срока подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116
НК РФ).

За данное
правонарушение предусмотрен штраф в размере 10 000 руб.

— непредставление
налоговой декларации в установленный срок (ст. 119
НК РФ).

— ведение деятельности без постановки на учет в
налоговом органе (п. 2 ст. 116
НК РФ).

Это правонарушение
влечет за собой штраф в размере 10% суммы доходов, полученных в течение
указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.;

в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23
НК РФ предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об открытии или
закрытии счета в течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета;

За непредставление
документов, предусмотренных НК РФ,
налагается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Административный
кодекс предусматривает наказания за следующие правонарушения в области
предпринимательской деятельности
(гл. 14
КоАП РФ):

— осуществление предпринимательской деятельности
без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
(штраф в размере от 500 до 2000 руб., п. 1 ст. 14.1);

— осуществление предпринимательской деятельности
без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия)
обязательно (обязательна) (штраф от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной
продукции, орудий производства и сырья или без таковой, п. 2 ст. 14.1);

— незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная
реализация которых запрещена или ограничена законодательством (штраф от 3000 до
4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без
таковой, ст. 14.2);

— нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3);

— продажа товаров,
не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание
населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов,
устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению
услуг (штраф от 10 000 до 20 000 руб., при повторном в течение года совершении
правонарушения штраф составит от 15 000 до 30 000 руб., ст. 14.4);

— неприменение
контрольно-кассовой техники (ККТ), а также применение незарегистрированной ККТ
(штраф от 3000 до 4000 руб., ст. 14.5)

— обман потребителей, а именно:
обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно
потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман
потребителей (штраф от 1000 до 2000 руб., ст. 14.7);

— нарушение прав потребителей (ст. 14.8
КоАП РФ):

— на получение
необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об
изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (штраф от 500 до
1000 руб.);

— включение в
договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (штраф от
1000 до 2000 руб.);

— непредоставление
потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (штраф от 500 до 1000
руб.);

— незаконное использование чужого товарного
знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных
с ними обозначений для однородных товаров (штраф от 10 000 до 20 000 руб. с
конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака,
знака обслуживания, наименования места происхождения товара, ст. 14.10);

— фиктивное или преднамеренное банкротство
(штраф от 5000 до 10 000 руб., ст. 14.12);

— нарушение правил продажи отдельных видов
товаров (штраф от 1000 до 3000 руб., ст. 14.15).

Уголовный кодекс РФ
предусматривает ответственность за следующие преступления:

— необоснованный отказ в приеме на работу или
необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в
возрасте до трех лет (ст. 145
УК РФ).

Это преступление
наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо
обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

— невыплата заработной платы,
пособий и иных выплат (ст. 145.1
УК РФ).

— незаконное предпринимательство (ст. 171
УК РФ).

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с
физического лица (ст. 198
УК РФ).

— неисполнение обязанностей налогового агента
(ст. 199.1
УК РФ)

сокрытие денежных средств либо имущества
индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание
налогов и (или) сборов (ст. 199.2
УК РФ).

Предприниматель
также может быть привлечен к уголовной ответственности за:

— незаконную
организацию и проведение азартных игр (ст. 171.2
УК РФ);

— незаконную
банковскую деятельность (ст. 172
УК РФ);

— незаконное
получение кредита (ст. 176
УК РФ);

— злостное уклонение
от погашения кредиторской задолженности (ст. 177
УК РФ);

— принуждение к
совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179
УК РФ);

— незаконное
использование товарного знака (ст. 180
УК РФ);

— незаконные
получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или
банковскую тайну (ст. 183
УК РФ);

— уклонение от
уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194
УК РФ);

— неправомерные
действия при банкротстве (ст. 195
УК РФ);

— преднамеренное
банкротство (ст. 196
УК РФ);

— фиктивное
банкротство (ст. 197
УК РФ).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 171. Превышение предельных цен реализации нефтепродуктов, товарного и сжиженного нефтяного газа, на которые установлено государственное регулирование цен

1. Превышение розничными реализаторами нефтепродуктов предельной цены розничной реализации нефтепродуктов, установленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.

2. Превышение лицами, осуществляющими оптовую реализацию товарного или сжиженного нефтяного газа, предельных цен оптовой реализации, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении, –

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей.

3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на юридических лиц в размере ста процентов от дохода (выручки), полученного в результате совершения административного правонарушения, с приостановлением действия либо лишением свидетельства об аккредитации.

Примечание. Под доходом (выручкой), полученным в результате совершения административного правонарушения, понимается разница между доходом (выручкой), полученным лицом, совершившим административное правонарушение, и доходом (выручкой), который это лицо должно было получить при соблюдении законодательства Республики Казахстан.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

СТ 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Комментарий к Ст. 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Смотрите так же:  Сбербанк сколько процентов накопительная пенсия

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации согласно ст. 51 ГК РФ. Порядок государственной регистрации регламентирован ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказами Минфина России от 22.06.2012 N 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В то же время гражданское законодательство определяет, что для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации, необходимо получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании содержатся в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме этого, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с примечанием к комментируемой статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. К грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие:

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

— человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена другими нормами КоАП РФ (см., например, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3). В этих случаях квалификация правонарушения по комментируемой статье исключается.

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

7. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи могут быть только граждане, по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи 14.1 КоАП РФ — также индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

8. Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. 1 комментируемой статьи — органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. ч. 2, 3, 4 комментируемой статьи — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ). По ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела этой категории рассматривают судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Незаконное предпринимательство. Особенности привлечения к ответственности

Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией. Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности. По гражданскому законодательству таковой является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Исходя из общего правила «Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских. — Авт.) являются граждане и юридические лица» (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем.

Граждане и юридические лица. Правоспособность

В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  • только общей правосубъектностью;
  • как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).

По Гражданскому кодексу РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:» (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила, «которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения» (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  • общая категория (предприниматели без образования юридического лица) — «с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  • специальная категория «глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица» — «с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии). По гражданскому законодательству «право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами» (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием подобной классификации служит цель деятельности. Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы — получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства.

Объективная и субъективная стороны преступления

Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст. 171 УК РФ. Под ним понимается «осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство — это всегда действие. Оно может быть двух видов:

  • с пороком в регистрации его субъекта;
  • с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.

Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности). Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов.

Поэтому Пленум ВС РФ указал, что «в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует» (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее — постановление N 23).

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъекты преступления

Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее — к проблеме установления их круга. Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  • в регистрации, то есть в самом существовании;
  • в возникновении специальной правосубъектности.
Смотрите так же:  Адвокат бойченко александр

Порок в регистрации может выражаться в различных формах. Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

При этом «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать «ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам» (п. 3 постановления N 23).

Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, «гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации. — Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. — Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования «люфта». С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц. Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным. Кроме того, исключения являются специальными нормами — как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ).

Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством. По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п. 1 постановления N 23) не решает этой проблемы. Остается невыясненным, с какого момента начинается «систематичность», если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п. 3 этого же постановления, расширяя содержание понятий «деятельность без регистрации» и «деятельность без лицензии». Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию «незаконное предпринимательство». Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации.

Ответственность: уголовная, налоговая, административная

Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст. 171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов — налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п. 1 ст. 117 НК РФ).

При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект налогообложения (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст. 171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения — преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).

К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой — дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое — к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.

В теме «незаконное предпринимательство» остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть. А именно — о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия «незаконное предпринимательство». Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства — органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Е.В. Семьянов,
МГКА, кандидат юрид. наук