Учебные пособия бжд

Год публикации: 2010

Библиографическая ссылка:: Назаренко О.Б. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / О.Б. Назаренко; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. — 2-е изд., перераб. и доп. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 144 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии представлены основные сведения по охране труда, промышленной экологии, чрезвычайным ситуациям. Дано представление об опасных и вредных факторах среды обитания, их источниках, воздействии на человека, мерах и средствах защиты человека и окружающей среды, рассмотрены законодательные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие подготовлено на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности Томского политехнического университета для студентов ИДО ТПУ.

СЕРИЯ «ВЫСШАЯ ШКОЛА»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экологической и экономической политики

РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Москва • Книжный мир • 2011 г.

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2011 – 232 с.

Учебное пособие написано в соответствии с программой Министерства образования и науки РФ по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” и с учетом государственных образовательных стандартов для учебных заведений всех форм обучения.

Пособие дает основные сведения о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, биолого-социального, социального и военного характера, о системе мероприятий по защите населения и территорий, об основах организации предупреждения и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий. В учебное пособие включены материалы о защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими акциями, а также при ведении военных действий в современных условиях с применением существующих и перспективных средств поражения.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, преподавателей, административных работников, управленческого персонала, предпринимателей, а также читателей, интересующихся и занимающихся проблемами обеспечения безопасности человека.

Автор выражает благодарность доцентам кафедры экологической и экономической политики Рушанскому Валентину Яковлевичу

за предоставленные материалы (раздел 3.2) и Петрищеву Вячеславу Николаевичу за оказанную помощь в издании данного учебного пособия.

ЗАО «Книжный мир»; 127427, Москва, ул. Ак. Королева, д.28, кор. 1

Тел.: (495) 619-01-63, 618-01-42

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС)

И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ .

1.1. Основные опасности природного, техногенного

и экологического характера .

1.1.1. Опасности и угрозы природного характера .

1.1.2. Опасности и угрозы техногенного характера .

1.1.3. Опасности и угрозы экологического характера .

1.2. Чрезвычайные ситуации и их классификация .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ .

2.1. Роль государства в защите населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций .

2.2. Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Гражданская оборона Российской Федерации (ГО РФ) .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 3. ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ .

3.1. Мероприятия по защите населения и территорий

в чрезвычайных ситуациях .

3.1.1. Правовые мероприятия .

3.1.2. Организационные мероприятия .

3.1.3. Инженерно-технические мероприятия .

3.1.4. Медицинские мероприятия .

3.2. Охрана труда .

3.2.1. Правовые основы охраны труда .

3.2.2. Взаимодействие человека с производственной средой .

3.2.3. Вредные физические факторы производственной среды .

3.2.4. Опасные факторы производственной среды .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА .

4.1. Защита населения и территорий при авариях на радиационно

(ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ

в окружающую среду .

4.1.1. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах

и радиоактивное загрязнение окружающей среды .

4.1.2. Мероприятий по защите населения и территорий

при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах .

4.2. Защита населения и территорий при авариях

на химически опасных объектах .

4.2.1. Поражающие факторы и их влияние на население

и территорию при авариях на химически опасных объектах .

4.2.2. Специфика мероприятий по защите населения

и территорий при авариях на химически опасных объектах .

4.3. Защита населения и территорий при пожарах

и взрывах на объектах инфраструктуры .

4.3.1. Общие сведения о пожарах и взрывах

на объектах инфраструктуры .

4.3.2. Мероприятия по защите населения и территории

при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры .

4.4. Защита населения и территорий в условиях электромагнитного

загрязнения окружающей среды техногенными источниками .

4.4.1. Общие сведения об электромагнитном загрязнении

4.4.2. Мероприятия по защите населения и территорий

в условиях электромагнитного загрязнения окружающей среды .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 5. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА .

5.1. Защита населения и территорий при землетрясениях .

5.2. Защита населения и территорий при наводнениях .

5.3. Защита населения и территорий

в условиях природных пожаров .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 6. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО

И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА .

6.1. Защита населения и территорий в ЧС,

обусловленных террористическими актами .

6.2. Защита населения и территорий в условиях эпидемий .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 7. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА .

Вопросы для самоконтроля .

Раздел 8. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

8.1. Прогноз опасностей террористического и военного характера .

8.2. Возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера .

8.3. Возможные чрезвычайные ситуации природного характера .

8.4. Актуальные проблемы экологического, биолого-социального

и социального характера .

Г.В. Осетров БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических ситуациях, и утверждение его в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века»

В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Смотрите так же:  Временная регистрация пособие на ребенка

Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.

Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные наводнениями, землетрясениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере – радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

С передачей в систему МЧС России Государственной противопожарной службы появились новые возможности в области реагирования на чрезвычайные ситуации, в увеличении мобильности аварийно-спасательных сил.

Вместе с тем, как показывает анализ, практическая деятельность органов управления и сил РСЧС и принимаемые меры по противодействию катастрофам не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов. Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов. Имеются недостатки в практике реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений по защите населения и территорий, организации аварийноспасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Причинами перечисленных недостатков является, в большинстве случаев, отсутствие опыта, а иногда и необходимых знаний.

Успешная реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие профессионально подготовленных, грамотных и эрудированных специалистов, обладающих глубокими знаниями и гуманитарным мировоззрени-

ем по различным аспектам современного этапа развития общества, в том числе и по проблемам его безопасности.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного действия на организм человека и здоровье населения.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом

изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно

воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания» . Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреж-

дение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Наиболее выражено процессы техногенного изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой

в профессиональной трудовой деятельности специалистов различного профиля. Достигнутый прогресс в сфере производства, в период научно-технической революции, сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Производственная деятельность человека постоянно оказывает возрастающее негативное влияние на качество природной среды, способствуя возникновению неблагоприятных экологических факторов, формирующих до 25 – 30% патологию человека. При этом рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, в частности увеличением концентрации токсичных примесей

в атмосфере. При определенных условиях возможно проявление вторичных негативных воздействий на природную среду и человека (процессы образования кислотных дождей; парникового эффекта, разрушение озонового слоя Земли).

На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих действий и

Г.В. Осетров БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

поступков человека. Создание надежного жилища есть не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, землетрясения) и вредных (резкие колебания давления, температуры, солнечная радиация

и др.) факторов. Но с появлением жилища возникла опасность обрушения, задымления, возгорания.

Многочисленные бытовые приборы и устройства значительно облегчают быт, делают его комфортным и эстетичным, но одновременно вводят целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитные поля различных частот, повьшенный уровень радиации, шумы, вибрации, опасности механического травмирования, токсичные вещества и др.

Постоянное повышение технической оснащенности в различных областях человеческой деятельности сопровождается возрастанием энергетического уровня антропогенных факторов современной среды обитания. Данные о масштабе воздействия опасных и вредных факторов на человека и окружающую среду в динамике, к сожалению, свидетельствуют о постоянном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, об увеличении материального ущерба, наносимого отечественной экономике.

Смотрите так же:  Перевозочный требования

Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики

и транспортных средств, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация земель поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы.

Ряд чрезвычайных экологических ситуаций создают военные ведомства. В зонах испытательных полигонов возникает и длительно действует комплекс повышенных опасных и вредных факторов. К ним относятся: повышенный радиационный и химический фон, загрязнения токсичными веществами поверхностных и подземных вод, почвы и др.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» дает специалисту следую-

• теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек среда обитания»;

• правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

• основы физиологии и рациональные условия деятельности;

• анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию;

• средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

• методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

• методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Специалист должен уметь:

• проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям;

• эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий;

• разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

• планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

• осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

• планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Непрерывная интенсификация и расширение масштабов хозяйственной деятельности человека, сопровождаемые неуправляемым ростом производства и нарушениями экологии, приводят ко все более частому возникновению природных и техногенных ситуаций, характеризующихся резким отклонением от норм различных явлений и процессов. Они приводят к возникновению стихийных бедствий, катастроф и аварий

с многочисленными человеческим жертвами, огромными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности. Предупреждение чрезвычайных ситуаций, вызываемых указанными явлениями, является актуальной проблемой современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию ими необходимой помощи и проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавшим, уменьшить материальные потери. В связи с этим все более возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и действия по ликвидации опасности.

Г.В. Осетров БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС) И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

1.1. Основные опасности природного, техногенного и экологического характера

Анализ тенденций развития основных природных, техногенных и экологических опасностей и угроз и их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Следует отметить, что общей характерной особенностью природных, техногенных и экологических опасностей и угроз на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие может вызывать целую цепочку других порою более катастрофических процессов.

1.1.1. Опасности и угрозы природного характера

Характеризуя природные опасности и угрозы, необходимо подчеркнуть следующее.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы идет развитие множества сложнейших физических, физико-химических и биохимических процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Источником энергии являются процессы реорганизации вещества, происходящие внутри Земли, физические и химические взаимодействия ее внешних оболочек и физических полей, а также гелиофизические воздействия. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, ее природной обстановки, являясь источником постоянных преобразований облика нашей планеты или ее геодинамики. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход эволюционных трансформаций, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Геодинамические и гелиофизические преобразования являются источником различных геологических и атмосферных процессов и явлений, широко развитых на Земле и в прилегающих к ее поверхности слоях атмосферы, создающих природную опасность для человека и окружающей среды. Наибольшее распространение имеют явления, связанные с эндогенными, гидрометеорологическими, экзогенными и геокриологическими процессами. К числу первых относятся различные тектонические явления, землетрясения и горные удары. Среди гидрометеорологических явлений наиболее широкое распространение имеют наводнения, ураганы, смерчи, тайфуны, сильные ливни, снегопады, морозы. Экзогенные явления связаны с гравитационными процессами (оползни, сели, обвалы, снежные лавины), действием поверхностных (эрозионные, абразионные) и подземных (карстовые, суффозионные, набухания, просадки) вод. Геокриологические процессы приводят к развитию таких опасных природных явлений как солифлюкция, каст, морозные пучения.

Смотрите так же:  Пенсия иностранцам работающим в россии

Оглавление:

Учебные материалы по ОБЖ

Данный раздел содержит различные материалы по организации учебного процесса в рамках курса ОБЖ

Видео по ОБЖ 5 класс

С данной странички Вы можете перейти к просмотру видеоуроков ОБЖ 5 класс, где предлагаются следующие видео по темам ОБЖ: опасности в городе, что такое ЧС, какие службы защищают человека в городе, главные правила безопасности и ОБЖ.

Видео по ОБЖ 6 класс

В разделе видеоуроков ОБЖ 6 класс , где предлагаются следующие видео по темам ОБЖ: разведение костра, устройство укрытия, подача сигналов бедствия, секреты акклиматизации. Кроме этого для 6 класса полезно видео по углубленной теме автономное существование. надеемся, что данные видеоуроки помогут Вам не растеряться в опасной ситуации.

После землетрясения — на урок ОБЖ

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска.

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали. И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие

Валентина Маслова, И. Кохова, Виктор Ляшко

В учебном пособии рассмотрены ключевые понятия в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Представлены основные составляющие системы «человек — среда обитания», изложены вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях. Даны основы знаний об управлении безопасностью, о законодательных и нормативно-правовых документах безопасности в стране, а также вопросы экономической безопасности на уровне страны и организации. Рассмотрена деятельность международных организаций, занимающихся вопросами безопасности жизнедеятельности и направления сотрудничества России в этой области.

Твердый переплет, 240 стр.
Тираж: 1000 экз.
Формат: 60×90/16 (145х217 мм)

Твердый переплет, 240 стр.
Тираж: 1000 экз.
Формат: 60×90/16 (145х217 мм)

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие – Артур Голицын

Учебное пособие соответствует примерным программам Государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования. Состоит из пяти глав: «Человек и среда обитания», «Безопасность и экологичность технических систем», «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», «Управление безопасностью жизнедеятельности» и «Безопасность и экологичность в специальных условиях». Дополнительно в книгу включены новые актуальные сведения по вопросам трудового законодательства, безопасности работы с компьютерной техникой, проблемам терроризма и др.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования и непрофильных вузов, для учащихся старших классов школ и всех тех, кто интересуется современными проблемами безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

Учебные пособия бжд

Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» составлено в соответствии с учебной программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для средних и высших учебных заведений.

В учебном пособии приводится медико-тактическая характеристика природных, техногенных, биологических и социальных катастроф. Представлены законы РК Казахстан, касающиеся гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и защиты населения при катастрофах, а также структура и задачи МЧС РК, оснащение, лечебно-эвакуационное обеспечение населения РК в чрезвычайных ситуациях. Отдельной главой выделены особенности оказания медицинской помощи пострадавшим на этапе медицинской эвакуации при ЧС, виды медицинской помощи. Освещены вопросы органзизации санитарно-гигиенических, противоэпидемических, спасательных и аварийно-восстановительных работ в очаге комбинированного поражения.

Для контроля уровня знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебное пособие включены тестовые задания.

Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, а также для курсантов, обучающися на курсах по ЧС и ГО.