Федеральный закон от 29122006 255-фз 2019

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Категория документа:

(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Мордовия, 2006-2015 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 430030, г. Саранск, ул. Дальняя, д. 7

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

С изменениями и дополнениями от:

9 февраля, 24 июля 2009 г., 28 сентября, 8 декабря 2010 г., 25 февраля, 1 июля, 28 ноября, 3 декабря 2011 г., 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 28 июня, 21 июля, 1, 31 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 27 июня, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ) применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 статьи 3 названного Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Ранее в соответствии с пунктом 30 Положения, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, размер пособия определялся в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. В соответствии с законом, размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа, в который включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет: 100% среднего заработка для лиц, имеющих страховой стаж 8 и более лет; 80% — для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет и 60%, если страховой стаж составляет менее 5 лет. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, если она имеет страховой стаж более 6 месяцев, в противном случае размер пособия не должен превышать 1 МРОТ.

Устанавливается, что федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год определяется максимальный размер пособия по нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

При этом пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается за весь период нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности либо установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности. Инвалидам пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году, за исключением случая заболевания туберкулезом. В случае, если временная нетрудоспособность наступила в результате установленного судом умышленного причинения лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства либо вследствие совершения лицом умышленного преступления, в назначении пособия по временной нетрудоспособности отказывается. Если временная нетрудоспособность наступила вследствие заболевания или травмы, то выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств работодателя, а начиная с третьего дня — за счет средств Фонда социального страхования. В остальных случаях выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда.

Срок обращения за выплатой пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам составляет шесть месяцев со дня восстановления трудоспособности либо окончания отпуска по беременности и родам соответственно. Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения лица за его получением с необходимыми документами и выплачивает пособия в ближайший после назначения день, установленный для выплаты заработной платы.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к страховым случаям, наступившим после дня его вступления в силу.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 18

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 192-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьи 14 частью 3.3, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (255-ФЗ) 2019

Закон о социальном страховании 255-ФЗ в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о социальном страховании 255-ФЗ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» 255-ФЗ регулирует правовые отношения в системе обязательного социального страхования, определяет категории лиц, подлежащих страхованию и введение обязательного страхового обеспечения. Федеральный закон определяет размеры и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также определяет условия, необходимые для назначения пособия обязательного социального страхования.

Федеральный закон определяет страховые случаи по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к которым относится временная нетрудоспособность, связанная с заболеванием или травмой, беременность и роды, рождение детей, уход за ребёнком до 1,5 лет, смерть застрахованного лица или его несовершеннолетнего члена семьи.

Смотрите так же:  В быстром поиске был выполнен запрос с использованием вкладки судебная практика

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» 255-ФЗ устанавливает порядок регистрации и снятия с учёта страхователей в территориальных органах страховщика. Настоящий Федеральный закон предоставляет право на социальное обеспечение и получение пособий лицам, осуждённым к лишению свободы и привлечённым к оплачиваемому труду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации 09.02.2009 г. №13-ФЗ, 24.07.2009 г. №213-Ф3, 28.09.2010 г. №243-ФЗ, 08.12.2010 г. №343-ФЗ, 25.02.2011 г. №21-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 28.11.2011 г. №339-ФЗ, 03.12.2011 г. №379-ФЗ, 29.12.2012 г. №276-ФЗ, 08.04.2013 г. №36-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ (вступ. в силу 01.09.2013 г.), 23.07.2013 г. №243-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 02.04.2014 г. №59-ФЗ (вступ. в силу 30.09.2014 г.), 28.06.2014 г. №188-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2015 г.), 28.06.2014 г. №192-ФЗ, 21.07.2014 г. №216-ФЗ, 01.12.2014 г. №406-ФЗ, 01.12.2014 г. №407-ФЗ, 31.12.2014 г. №495-ФЗ, 29.12.2015 г. №394-ФЗ, 09.03.2016 г. №55-ФЗ, 03.07.2016 г. №250-ФЗ, 01.05.2017 г. №86-ФЗ, 07.03.2018 г. №56-ФЗ, 27.06.2018 г. №164-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 20 декабря 2006 года

Одобрен Советом Российской Федерации 27 декабря 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.04.2013 г. №36-ФЗ)

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.1. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(В статью 1.1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 29.12.2012 г. №276-ФЗ, 03.07.2016 г. №250-ФЗ)

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также — страховое обеспечение)исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы) — обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

(В пункт 3 части 1 статьи 1.4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.11.2013 г. №317-ФЗ)

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»).

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

Нужно ли при выплате больничного пособия требовать у сотрудника документ, подтверждающий его родство с членом семьи

Вопрос-ответ по теме

В п.34 Положения написано «Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход». Я вопрос поставила о не выяснении степени родства, а об отсутствии родственных связей. Нет документов, что у работника есть ребенок.Уточняю вопрос, можно ли оплачивать больничный лист «чужому» дяде только на основании того, что врач в больничном поставил код «39».

Смотрите так же:  Судебные приставы рф руководитель

Если нет документов, подтверждающих, что сотрудник является отцом ребенка, а брак с матерью ребенка не зарегистрирован, то выплачивать пособие сотруднику рискованно. Не исключено, что ФСС сочтёт назначение и выплату пособия по нетрудоспособности необоснованными.

И вот почему. Пособие по временной нетрудоспособности назначается в связи необходимость ухода за больным членом семьи (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 255-ФЗ). В этом случае врач выдает листок нетрудоспособности одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход (п. 34 Порядка выдачи листков нетрудоспособности). Из Семейного кодекса РФ следует, что членами семьи понимаются супруги, родители и дети, а также усыновители и усыновленные, бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры, отчимы и мачехи, падчерицы и пасынки. Отчим и мачеха — это супруг и супруга родителя, не усыновившие ребенка (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).

В данной ситуации сотрудник не может документально подтвердить, что является отцом ребенка, и не состоит в зарегистрированном браке с его матерью, т.е. не является отчимом ребенка. Следовательно, формально для этого ребенка он не является членом семьи. Работодатель при оплате больничного не обязан требовать с сотрудника письменное подтверждение того, что он является членом семьи ребенка. Ведь об этом уже говорит проставленный врачом в листке код родственной связи. Однако судебная практика по этому вопросу на текущую дату не сложилась, поэтому выплачивать пособия в этом случае рискованно. Ведь ФСС РФ имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения, произведенные страхователем с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ). Поэтому окончательное решение о назначении и выплате пособия следует принять руководству организации самостоятельно с учетом возможных рисков.

6. ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 29.06.2011 № 624н

Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности

V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

подраздел «по уходу» заполняется в случае ухода за больным членом семьи (в том числе при карантине ребенка):в строке «возраст (лет/мес.)» в первых двух ячейках указывается число полных лет больного члена семьи, за которым осуществляется уход, а в случае осуществления ухода за больным ребенком, не достигшим возраста 1 года, первые две ячейки не заполняются, а во вторых двух ячейках указывается возраст ребенка в месяцах;в строке «родственная связь» указывается соответствующий двухзначный код:

42 – иной родственник, фактически осуществляющий уход за больным членом семьи.в строке «ФИО члена семьи, за которым осуществляется уход» указывается фамилия, имя, отчество (отчество указывается при его наличии) гражданина, за которым осуществляется уход (с пробелами в одну ячейку).

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Кому выплачивать больничное пособие

Больничное пособие нужно выплачивать, если сотрудник:

  • заболел;
  • получил травму, из-за которой не может работать;
  • долечивался в российском санаторно-курортном учреждении сразу после стационарного лечения по направлению медицинского учреждения;
  • осуществлял протезирование в стационарном специализированном учреждении;
  • находился на карантине;
  • ухаживал за заболевшим членом семьи;
  • ухаживал за находящимся на карантине ребенком младше семи лет или за другим недееспособным членом своей семьи.

Эти случаи перечислены в части 1 статьи 5 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Нужно ли при выплате больничного пособия требовать у сотрудника документ, подтверждающий его родство с членом семьи. Сотрудник принес больничный листок, оформленный в связи с уходом за родственником

Больничное пособие выплачивается работнику на основании больничного листка. Требования представить для начисления и выплаты пособия работодателю какие-либо иные документы (в т. ч. Документы, подтверждающие родство с членом семьи, по уходу за которым был взят больничный) законодательство не содержит. Такой порядок следует из части 5 статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Кроме того, родственная связь между сотрудником и заболевшим членом его семьи указывается в больничном листке:

  • в строке «Причина нетрудоспособности», в частности в первой ячейке, проставляется код 09 «уход за больным членом семьи»;
  • в строке «Родственная связь» указывается соответствующий двухзначный код (38 – мать, 39 – отец, 40 – опекун, 41 – попечитель, 42 – иной родственник, фактически осуществляющий уход за больным членом семьи).

Поэтому необходимость в требовании дополнительных документов у организации отсутствует.

3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 мая 1995 г. № 26-О

2. Жалоба гражданки В.П. Иониной не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению по следующим основаниям.

Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и поэтому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака – зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак.

Требования заявительницы по существу сводятся к тому, чтобы фактическому браку вновь придавалось такое же правовое значение, какое имеет брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Однако определение понятия брака, порядка его регистрации, прав и обязанностей, вытекающих из брака, — это прерогатива законодателя. В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», подобные вопросы не входят.

Поскольку в действующем законодательстве нет института «фактического брака» и Конституция Российской Федерации не содержит понятия брака и его правовой охраны, отсутствует нормативная основа для решения Конституционным Судом Российской Федерации вопросов, поставленных заявительницей, и ее жалоба является беспредметной.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 255-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

1. Страховщик имеет право:

1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

2.1) запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика в соответствии с частью 2 статьи 4.6 настоящего Федерального закона;

3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

5. Семейный кодекс РФ

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи

Статья 93. Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер

Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.

Статья 94. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков

Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.

Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей

1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

2. Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.

3. Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.

Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи

1. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).

Смотрите так же:  Отказ прокурора от обвинения это

2. Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.

6. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 мая 2012 г. № 9 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О НАСЛЕДОВАНИИ

29. К наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно пункту 3 статьи 1145 ГК РФ, относятся:

пасынки и падчерицы наследодателя — неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста;

отчим и мачеха наследодателя — не усыновивший наследодателя супруг его родителя.

Названные в пункте 3 статьи 1145 ГК РФ лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя.

Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ

Новости по теме

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Разъяснения по поправкам дали специалисты ФСС России в письме от 14.12.2010 № 02-03-17/05-13765.

Увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые два дня временной нетрудоспособности.

Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

— пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

— либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

— либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

В части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в следующих ситуациях:

— если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

— если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в фонд).

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, — за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 руб. за каждый календарный год.

При этом с 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в фонд на день наступления страхового случая, на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в фонд на день наступления страхового случая, на 12).

С 2011 года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц. В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы. Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.

При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России. В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам этого закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года.

Кроме того Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (ч. 7 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5.1, 6, 7.1 ст. 13).

Специалисты ФСС России подготовили таблицы (слайды), в которых наглядно проиллюстрировали все изменения на примерах.