Договор о защите конкуренции

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ статья 17.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) государственным и муниципальным учреждениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 6 части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 4 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 135-ФЗ

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 12 части 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14, вступающими в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающими в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающими в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ в часть 2 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 3.1 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3.1. Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;

2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ статья 17.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.2, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

3.2. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Информация об изменениях:

5. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Смотрите так же:  Компенсация военным казахстан

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 17.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.1. В соответствии с частью 6 настоящей статьи извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в часть 6 статьи 17.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт торгов).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 17.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 7, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Не допускается заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 572-ФЗ

8. При заключении и (или) исполнении указанных в частях 1, 3, 3.1 и 3.2 настоящей статьи договоров их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 572-ФЗ

Действие положений части 9 (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 572-ФЗ) распространяется также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 2 июля 2008 г.

9. По истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 17.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 10, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10. Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 572-ФЗ

11. В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

См. разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 настоящего Федерального закона, направленные письмом ФАС России от 24 апреля 2014 г. N ЦА/16309/14

См. комментарии к статье 17.1 настоящего Федерального закона

Договор о защите конкуренции

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 11 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

4. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

9. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

10. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона.

Комментарии к статье 11 закона о защите конкуренции:

Факт наличия антиконкурентного, картельного соглашения может быть доказан любыми доказательствами, в том числе фактическим поведением

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов ( подробнее см. п. 9 Обзора судебной практики)

Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ) 2019

Закон о конкуренции в последней действующей редакции от 19 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о конкуренции не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ) регулирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, куда также относится предупреждения и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничение и устранение конкуренции среди органов государственной власти. Целью данного закона также является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий эффективного функционирования товарных рынков.

ФЗ «О защите конкуренции» (135-ФЗ) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, сюда же относится предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Правила ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и/или иностранными лицами (о организациями). Также положения закона применяются к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции в РФ.

Смотрите так же:  Требования к case-средствами

Настоящий ФЗ не распространяется на отношения, которые урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором РФ. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором РФ.

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

Общее количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства по итогам 2016 г. – 10 дел (из них возбуждено по инициативе УФАС — 4). Принято решений о наличии нарушений – 8. Выдано 2 предписания.

За первый квартал 2017 г. – по признакам нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено 2 дела. Из них одно дело прекращено в связи с выдачей предупреждения, одно находится в производстве.

Манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (п.11 ч. 1 ст. 10)– 1 дело;

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия в соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органов заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007г. № 244, поступило обращение Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ Республики Калмыкия) на действия Акционерного общества «Южная межрегиональная энергетическая компания» (далее – АО «ЮМЭК»), по факту завышения предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставленную потребителям в августе 2015г.

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия установила, что при расчете предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, осуществляющим расчеты по первой ценовой категории, в августе 2015г. были выявлены несоответствия. При расчете средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), используемой для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории вместо объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, утвержденного ФСТ России в сводном прогнозном балансе на август 2015 года, равного 6,6303 млн. кВтч, АО «ЮМЭК» применило объем прогнозного потребления электрической энергии равный 6,7761 млн. кВтч, что соответствует объему за сентябрь 2015г.

Результатам указанного несоответствия явилось завышение предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории, на 1,589 – 1,1613 копеек/кВтч без НДС в зависимости от максимальной мощности потребителей.

Как следует из представленного АО «ЮМЭК» реестра потребителей за август 2015г. по первой ценовой категории были выставлены счета с завышением сумм от 0,01 до 6425,16 рублей, в зависимости от потребления.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): 11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Завышение предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в августе 2015г. для потребителей, рассчитывающихся по первой ценовой категории в силу действующего законодательства является манипулированием ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности), что не может не затрагивать (ущемлять) интересы потребителей первой ценовой категории.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия пришла к выводу о наличии в действиях АО «ЮМЭК» нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что до вынесения резолютивной части решения по настоящему делу АО «ЮМЭК» в целях исправления ошибки осуществлен перерасчет, потребителям по первой ценовой категории за август 2015г., предписание не выдавалось .

Решение прошло судебные инстанции и было оставлено в силе. На данный момент Калмыцким УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «ЮМЭК».

Антиконкурентные действия органов государственной власти и

В законе о защите конкуренции установлены следующие нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти (статья 15);

— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 16);

— антимонопольные требования к торгам, которые проводят органы власти (статья 17);

— запрет на передачу прав на государственное или муниципальное имущество без проведения торгов(статья 17.1);

— правила отбора органами власти финансовых организаций (статья 18);

— порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1)

— правила предоставления государственных или муниципальных преференций (статьи 19-21).

В 2015 г. Управлением дела по статье 16 Закона о защите конкуренции не возбуждались. В 2016 г. – возбуждено 2 дела.

Общее количество признанных фактов нарушения в 2016 г. — 2 дела.

Одно дело по факту нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Одно дело по факту нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Общее количество выданных предписаний в 2016 г. – 1 предписание. В настоящий момент предписание находиться в стадии исполнения.

Пример дела: В отношении Министерств а по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия , Некоммерческ ой организаци и «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Обществ а с ограниченной ответственностью «Госнорматив», Казенного предприятия Республики Калмыкия «Дирекция «Стройзаказчик» было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции. В силу ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

В соответствии с ч.18 ст.4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Антиконкурентное соглашение предусматривает ограничение доступа участников указанных выше рынков к необходимой для разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, для разработки строительной проектно-сметной документации информации о государственных и иных сметных нормативах, индексах изменения сметной стоимости, средних сметных (текущих) ценах и предоставление этой информации в приоритетном порядке хозяйствующим субъектам — участникам антиконкурентного соглашения.

Действия Минстроя Республики Калмыкия по опубликованию территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия без осуществления поиска и копирования произвольного фрагмента текста, а также действия НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», по заключению соглашения, определяющего порядок использования и распространения территориальных сметных нормативов Республики Калмыкия, привели к тому, что хозяйствующие субъекты, иные физические и юридические лица не могли и не могут использовать обязательную для применения информацию и вынуждены приобретать ее у конкретных лиц за определённую плату.

Согласно лицензионному договору от 31.08.2013г. №ТГН-25/2013 за право использования Исходных баз данных способами, предусмотренными пунктом 2.1. договора, Лицензиат ежемесячно не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, на основании Акта, уплачивает вознаграждение (лицензионные выплаты) в размере, определяемом Приложение №1 к настоящему договору.

Акты выполненных работ, представленных КП РК «Дирекция «Стройзаказчик» подтверждают данный факт.

Следовательно, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» приобрели возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия получения необходимой для осуществления деятельности в сфере строительства информации.

Одним из результатов антиконкурентного соглашения стало особое положение НО «НАСИ» и связанных с ней хозяйствующих субъектов как исключительных обладателей информации, необходимой для составления сметной документации (сметных нормативов, индексов сметной стоимости, средних сметных цен), что привело к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на вышеназванные товарные рынки.

Закрепление исключительных прав за НО НАСИ, ООО «Госнорматив» на базы данных дает указанным хозяйствующим субъектам неоправданные конкурентные преимущества, выраженные в наличии наиболее полного количества баз данных, содержащих сметные нормативы, а также получения их в приоритетном порядке, предоставления их в унифицированном формате.

Таким образом, действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Казенного предприятия Республики Калмыкия «Дирекция «Стройзакзачик», Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», Общества с ограниченной ответственностью «Госнорматив» , нарушают положения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной документации; разработки и реализации строительной проектно-сметной документации. Предписание исполнено

Общее количество дел, возбужденных по статье 17 Закона о защите конкуренции за 2016 г. – 1 дело.

Описание дела: В отношении МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» являлось организатором торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения .

Согласно протоколу № 2 от 19.01.2016 г. до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от Сельскохозяйственного снабженческого — сбытового потребительского кооператива «Кючин». Данная заявка была допущена и СССПП «Кючин» признан единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.

Между Сельскохозяйственным снабженческим — сбытовым потребительским кооперативом «Кючин» и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского РМО РК» 01.02.2016 г. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно уставу Тундутовского СМО Республики Калмыкия муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование производиться в периодическом печатном издании не позднее пятнадцати дней после подписания (абз. 2 п. 3 ст. 46 Устава).

Официальное обнародование осуществляется путем размещения официальной копии муниципального правового акта в специально установленных общественных местах не позднее 15 дней после его подписания, если иное не установлено федеральным законом, настоящим уставом. Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах не менее десяти календарных дней с момента их обнародования. В подтверждение соблюдения процедуры обнародования составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования. Указанный акт подписывается главой муниципального образования (ахлачи) и представителями учреждений и организаций, в ведении которых находятся места, использованные для обнародования (абз. 3 п. 3 ст. 46 Устава).

Смотрите так же:  Полномочия управ

Соответственно уставу Тундутовского СМО Республики Калмыкия не содержит требований о том, в каком именно периодическом печатном издании осуществляется официальное опубликование.

Однако соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. При этом обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.

Несоблюдение указанных правил, нарушает права и законные интересы Малодербетовского РМО Республики Калмыкия (собственника передаваемого в аренду имущества), заинтересованного в привлечении к аукциону как можно большего количества потенциальных арендаторов, что, в свою очередь, направлено на передачу муниципального имущества в аренду по наиболее высокой цене, выявленной в ходе проведения аукциона.

Таким образом, организатор торгов в нарушение требований п. 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не обеспечил опубликование извещения о проведении аукциона.

Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов, привело к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации, и как следствие, к уменьшению круга участников торгов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ»О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия» было признано нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении процедуры проведения аукциона по аренде земель сельскохозяйственного назначения . Было выдано предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. Решение прошло судебные инстанции и было оставлено в силе.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17 1 Закона о защите конкуренции)

Общее количество дел, возбужденных по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции: в 2015 г. – 0 дел, в 2016 г. – 2 дела.

Количество признанных нарушений в 2016 г. – 2 дела.

Оба дела были возбуждены по п. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Пример дела: Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Юстинская районная больница» было признано нарушавшим пункт 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении государственного имущества в виде нежилых помещений ООО «Асторат-Элиста» в фактическое пользование, без проведения публичных процедур (конкурс, аукцион). В связи с нецелесообразностью предписание не выдавалось.

Практика применения предупреждений

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 , 5 , 6 и 8 части 1 статьи 10 , статей 14.1 , 14.2 , 14.3 , 14.7 , 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 , 5 , 6 и 8 части 1 статьи 10 , статей 14.1 , 14.2 , 14.3 , 14.7 , 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

3. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 , 5 , 6 и 8 части 1 статьи 10 , статей 14.1 , 14.2 , 14.3 , 14.7 , 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

По итогам 2016 г. Калмыцким УФАС России было выдано 8 предупреждений (1 по ст. 14.8; 7 – по ст. 15)

По ст. 14.8 выдано предупреждение ООО «СК «Согласие» по применению понижающих значений коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ), без использования информации из автоматизированной информационной системы обязательного страхования при расчете суммы страховой премии по транспортным средствам заказчика в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), объявленном ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РК», содержатся признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Калмыцкое УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” выдало ООО «СК «Согласие» предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении последствия нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение исполнено.

Калмыцким УФАС России было выдано Министерству жилищно –коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отмены приказа №32-п от 27.03.2014г. Согласно приложения к Приказу №32-п от 27.03.2014г. Министерства, Администрации города Элисты во исполнение настоящего приказа необходимо провести в 2013-2016 годах конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу), Администрации Ики – Бурульского СМО во исполнение настоящего приказа необходимо провести в 2016 году конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу), Администрации Яшкульского СМО во исполнение настоящего приказа необходимо провести в декабре 2016 года конкурсные процедуры по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с утвержденным перечнем возможных участников: ООО «Спецстройинвест», ООО «Бетонинвест» и ООО «Тосхач» (п. 5 Приложения к Приказу).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассмотрение жалоб по 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции»

В 2016г. Калмыцким УФАС России рассмотрено 10 жалоб, 1 отозвана заявителем. Принято решение о признании жалобы обоснованной – 6, необоснованной – 3, выдано 3 предписания, все предписания исполнены.

3 жалобы поступили на торги по реализации имущества должников в порядке ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 2 жалобы по торгам на право аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности; 5 жалоб – по ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223.

За первый квартал 2017 г. Калмыцким УФАС России поступили 2 жалобы. Одна признана необоснованной, вторая жалоба была возвращена.

Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами.

За 2016 г. Калмыцким УФАС России было проведено проверок по соблюдению антимонопольного законодательства -17. Из них 8 плановых, 9 внеплановых, 10 проверок проведено в отношении органов исполнительной власти, 6 проверок в отношении хозяйствующих лиц, 1 проверка в отношении некоммерческой организации. По итогам проверок было возбуждено и рассмотрены два дела о нарушении антимонопольного законодательства (по ст. 16 ФЗ № 135), выдано одно предупреждение о прекращении действий (бездействия), в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение исполнено.

За первый квартал 2017 г. Управлением проведено 17 проверок. Из них 4 плановые, 13 внеплановые. 1 проверка проведена в отношении органа власти. 13 внеплановых проверок проведены в отношении хозяйствующих субъектов – торговых сетей.

Практика применения мер административной ответственности

За 2016 г. Калмыцким УФАС России за нарушение антимонопольного законодательства было наложено 6 административных штрафов общей суммой – 172 тыс. руб.

В разрезе статей:

Статья 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации) – 1 административный штраф на юридическое лицо в сумме 200 тыс. руб. Постановление было обжаловано, судом размер штрафа был снижен до 100 тыс. рублей. Штраф оплачен.

Статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением) – 2 адм. штрафа на должностных лиц в сумме 30 тыс. руб. Административные штрафы оплачены.

Статья 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренция согласованных действий)- 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 20 тыс. руб. Постановление отменено судом.

Статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) – 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 12 тыс. руб. Частично оплачен.

Статья 19.8 КоАП РФ (Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов) – 1 адм. штраф на должностное лицо в сумме 10 тыс. руб. Штраф оплачен.

За первые квартал 2017 г. было рассмотрено 8 дел об административном правонарушении. Из них по ст. 14.42 КоАП РФ (нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности) в отношении торговых сетей и поставщиков 7 дел, по итогам рассмотрения выданы 7 предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1. Рассмотрено одно дело об административном правонарушении по ст. 9.21 КоАП РФ (Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), по итогам рассмотрения наложен адм. штраф на должностное лицо в размере 10 тыс. руб. Штраф в стадии исполнения.