Заявление на возврат излишне уплаченной суммы в пфр

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2019 год?

Максимальное количество баллов за 2019 г. – 9,13.

Рассчитайте количество баллов!

Введите размер Вашей ежемесячной заработной платы до вычета НДФЛ:

Результат расчета

Для расчета укажите Вашу зарплату и нажмите кнопку «Рассчитать».

Переплата по страховым взносам в 2017 году

У некоторых страхователей уже образовалась переплата по страховым взносам в 2017 году, а у кого-то ещё висит старая. Что можно предпринять? Рассказываем о правилах, которые действуют в 2017 году после передачи администрирования страховых взносов ведомству налоговиков.

Куда обращаться

Чтобы сделать возврат переплаты страховых взносов, в 2017 году надо обращаться не в Пенсионный фонд или Фонд соцстраха, а в налоговые инспекции (ст. 78 НК РФ).

В то же время, если рассчитываете на возврат переплаты по страховым взносам в ФСС в 2017 году (на травматизм), то надо по-прежнему обращаться в отделение этого фонда. Алгоритм возврата и зачета переплаты по этому виду взносов описан в статье 26.12 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Необходимо обращаться в ПФР и ФСС, если осталась переплата по страховым взносам за периоды до 01.01.2017. Её можно только вернуть. Это не касается взносов по травмам, за возвратом или зачётом которых надо по-прежнему обращаться в ФСС.

Не нужно задаваться вопросом, можно ли зачесть переплату по страховым взносам на травматизм. ФСС сделает это сам.

Вопрос о том, как вернуть переплату по страховым взносам, сложностей вызывать не должен: алгоритм возврата такой же, как и для налогов.

Однако имейте в виду, что возврат переплаты по страховым взносам ПФР сделать не получится, если поступившие суммы Пенсионный фонд уже разнес по лицевым счетам застрахованных лиц в системе ОПС (новый п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Как и прежде, по общему правилу зачет переплаты страховых взносов в 2017 году происходит по соответствующему бюджету фонда в счет будущих отчислений данного взноса, а также долгов по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Многие интересуются, как зачесть переплату по страховым взносам одного вида в счёт других. А никак. Закон не позволяет делать этого. Поэтому строго по видам: пенсионные – к пенсионным, медицинские – к взносам на ОМС и так далее.

Также законодательством не предусмотрено, как зачесть переплату по страховым взносам в 2017 году, которая образовалась до 01.01.2017. Такого механизма нет. Её можно только вернуть.

Новые формы заявлений

Чтобы вернуть деньги, необходимо отправить в инспекцию заявительное письмо на возврат переплаты по страховым взносам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Это можно сделать:

  • в бумажном варианте;
  • электронно по ТКС с усиленной квалифицированной подписью;
  • через личный кабинет на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Чтобы исполнить заявление на возврат переплаты по взносам, закон даёт налоговикам ровно 1 месяц с момента его получения.

Кстати, с 31 марта 2017 года действует совершенно новый бланк заявления на возврат переплаты по страховым взносам. Он утвержден приказом Налоговой службы России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182.

Скачать бесплатно этот бланк с нашего сайта можно здесь.

Заметим, что для зачета переплаты по страховым взносам необходимо тоже использовать новый бланк, который утверждён тем же приказом ФНС:

Скачать бесплатно этот бланк с нашего сайта можно здесь.

Таким образом, в отношении переплаты по страховым взносам – по пенсионным, медицинским, временной нетрудоспособности и материнству, а также пеням и штрафам по таким платежам – действует новая форма заявления и на возврат, и на зачет переплаты. Это связано с тем, что с 01.01.2017 страховые взносы (кроме травматизма) курируют налоговые органы.

Отметим, что по сравнению с прежними, внешне новые формы заявлений о зачёте и возврате теперь напоминают машиночитаемую налоговую декларацию. Так, похоже оформлены поля, а вверху страниц есть штрихкоды. Число страниц увеличено с одной до трёх.

Пенсионный фонд позаботился о тех, у кого была переплата страховых взносов в ПФР за периоды до 2017 года. Он советует подать заявление по следующей форме:

Механизм возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года предлагается прописать в Налоговом кодексе

В Госдуму внесен проект 1 закона, согласно которому ФНС России предлагается наделить полномочиями по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года. Для этого в ст. 79 Налогового кодекса планируется внести новые положения, в соответствии с которыми решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается органами ПФР и ФСС России в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов. При этом до истечения 10-дневного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения ПФР и ФСС России о возврате этой суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежит передаче налоговому органу для направления налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В свою очередь заявление о возврате сумм уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов может быть подано плательщиком в органы ПФР и ФСС России в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, или со дня вступления в силу решения суда.

Также данным законопроектом предусматривается норма, согласно которой не допускается применение налоговым органом меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России, без направления в такие органы сведений о принятом решении в отношении применяемой меры с указанием суммы, планируемой к взысканию. Действия налогового органа по взысканию недоимки приостанавливаются до получения от органов ПФР и ФСС России уточненных сведений о сумме неуплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате или взысканию. Соответствующие корректировки предполагается внести в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Узнать, в каких случаях необходимо инициировать сверку по расчетам страховых взносов, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время в случае излишнего взыскания налоговыми органами сумм страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, решение о возврате принимается соответствующими органами ПФР и ФСС России, а нормы ст. 79 НК РФ применить нельзя. Таким образом, вопрос возврата излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, возникшей в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания в соответствии со ст. 46-48 НК РФ, законодательно не урегулирован.

Приложение N 3. Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 23-ПФР)

См. форму заявления о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, размещенную на сайте Пенсионного фонда России

См. данную форму в редакторе MS-Word и образец её заполнения

Приложение N 3
к постановлению Правления
Пенсионного фонда России
от 22 декабря 2015 г. N 511п

(в рублях и копейках)

В Пенсионный фонд Российской Федерации

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

штрафы, налагаемые ПФР и его территориальными органами в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

штрафы, налагаемые ПФР и его территориальными органами в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

на страховую пенсию

на накопительную пенсию

по дополнительным тарифам

ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

Смотрите так же:  Претензия по некачественному обслуживанию

ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Заявление на возврат излишне уплаченной суммы в пфр

Порядок возврата излишне взысканных сумм страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.17

Раздел: Статьи российских авторов

Автор: Елена Данякина, независимый консультант, elena.danyakina@list.ru

С 1 января 2017 года администратором страховых взносов является ФНС России.

На основании ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ ПФ РФ и ФСС РФ по-прежнему проводят камеральные проверки расчетов по страховым взносам за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за периоды, истекшие до 01.01.2017, а также проводят выездные проверки за периоды до 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 250-ФЗ органами ПФР, ФСС должны быть переданы налоговым органам сведения:

— о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года;

— о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Отделения ПФР и УФНС России обмениваются сведениями в электронном виде на региональном уровне.

На основании полученных сведений налоговые органы осуществляют взыскание недоимок по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, которые образовались на 1 января 2017 года, и страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (если по итогам таких контрольных мероприятий есть вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности)).

Указанное взыскание налоговые органы произведут в порядке и сроки, установленные НК РФ.

Такой порядок предусмотрен ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В Письме от 28.09.2017 № 03-02-08/63040 Минфин указал, что согласно ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного закона.

Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС РФ от 19.01.2017 № БС-4-11/793@ «О проведении информационной кампании», в котором приводится памятка для плательщиков страховых взносов по администрированию налоговыми органами страховых взносов. В дополнение к данному документу Письмом ФНС РФ от 17.02.2017 № БС-4-11/3043@ были направлены информационно-разъяснительные материалы для плательщиков страховых взносов.

В результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания в отношении задолженности по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, переданной ПФР и ФСС РФ, возможно образование излишне взысканных сумм страховых взносов, если сальдо расчетов по страховым взносам, переданное фондами, оказалось неверным, а также если фонды в ходе проверок пересчитали плательщику страховые взносы в сторону уменьшения.

При передаче данных от фондов налоговым органам по разным причинам произошли технические ошибки, что привело к искажению сальдо страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г. Поскольку налоговые инспекции не имеют права самостоятельно вносить изменения в состав информации, полученной от внебюджетных фондов, были осуществлены меры взыскания задолженности.

У некоторых плательщиков налоговая инспекция взыскала взносы на основании некорректных данных о задолженности.

Плательщики защищали свои права в судах.

В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 07АП-6419/17 (рассмотрение дела завершено) судьи уточняют, что в налоговый орган за зачетом (возвратом) по взносам, в частности на случай временной нетрудоспособности, необходимо обращаться, если переплата возникла за период после 31 декабря 2016 г.

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20 декабря 2017 г. № Ф10-5136/17 по делу № А36-13501/2016 (дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области) указано, что при установлении факта излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней судом на уполномоченный орган должна быть возложена обязанность возвратить (в отличие от взыскания) излишне уплаченные суммы.

В соответствии со статьей 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако полномочия органов Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда РФ не обладают.

Минфину пришлось урегулировать порядок возврата суммы излишне взысканных страховых взносов. Такой порядок описан в письме от 19.07.2017 № 03-02-07/2/46152@ «О возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017», которое было доведено до налогоплательщиков Федеральной налоговой службой письмом от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778.

Минфин и ФНС России предлагают требовать возврата излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, возникшей в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания, с внебюджетных фондов, поскольку НК РФ не предусмотрен возврат сумм излишне взысканных таких страховых взносов. Налогоплательщики в этой ситуации должны в ПФ РФ и (или) ФСС РФ представить письменные заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней и штрафов, а фонды в течение 10 рабочих дней должны принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В указанном письме Минфина подчеркивается, что НК РФ не регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, исчисляемых до 01.01.2017 г., а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой таких страховых взносов. Следовательно, Кодексом не предусмотрен возврат сумм излишне взысканных таких страховых взносов. Это означает, что положения ст. 79 НК РФ о возврате излишне взысканных взносов в данной ситуации не применяются. То есть проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ в пользу налогоплательщика на сумму излишне взысканного налога начисляться не будут.

Федеральный закон № 250-ФЗ не предусмотрел уплату процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, хотя Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» такие гарантии давал (Письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

В сентябре 2017 г. были выпущены совместные письма ФСС № 02-11-10/06-02-3959П и ФНС № 3н-4-22/18490@ от 15.09.2017; ПФ № НП-30-26/13859 и ФНС № 3н-4-22/17710@ от 06.09.2017. В письмах уточняется, что фонды должны передать в налоговые органы скорректированную информацию о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

Корректировку сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, фонды должны произвести, если плательщик не согласен с сальдо расчетов, а также при необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, если факты некорректной передачи данных выявят сами территориальные органы ПФР и (или) ФСС РФ.

Прописана процедура корректировки сведений.

При несогласии плательщика с сальдо расчетов у него есть возможность обратиться либо в налоговую инспекцию по месту своего учета, либо в сами фонды – пенсионный и/ или фонд социального страхования.

Если плательщик взносов обращается в налоговую инспекцию по месту учета, то инспекция должна направить в фонды запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления обращения плательщика. При получении запроса фонды обязаны проверить и скорректировать данные в течение 20 рабочих дней. После этого налоговая инспекция в течение 7 рабочих дней со дня поступления информации от фондов внесет изменения в информационные ресурсы ФНС России.

Если же плательщик взносов обратится в свое территориальное отделение ФСС РФ, то оно должно в течение двух рабочих дней направить в УФНС России по субъекту РФ запрос о принятом инспекцией сальдо расчетов, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, пеней и штрафов, подлежащих возврату. При получении ответа от УФНС России по субъекту РФ отделение ФСС в течение двух рабочих дней сверит их со своими данными. Если выявятся расхождения, будет принято решение о корректировке сальдо расчетов. Затем это решение будет направлено в УФНС России по субъекту РФ, а плательщику взносов будет направлен ответ на его обращение с приложением копии принятого решения. Уточненные сведения инспекция отразит в лицевом счете плательщика взносов не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления информации от ФСС РФ (письмо ФНС России от 25.08.2017 № ЗН-19-22/220@).

Смотрите так же:  Штраф езда без света казахстан

Отметим, что аналогичный порядок предусмотрен для возврата взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Пенсионного фонда РФ от 04.10.2017 №НП-30-26/15844).

Рекомендуемая форма заявления в ПФР о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов приведена в Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года» (http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/rabbot_vozvrat_summ по состоянию на 12.01.2018).

В ФСС представляется заявление по форме 23-ФСС (утверждена Приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457).

Формы документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, установлены Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о зачете, возврате суммы излишне уплаченных, взысканных или подлежащих возмещению налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которые юридические лица смогут подавать в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота.

При этом следует учесть, что переплата по страховым взносам, образовавшаяся до 01.01.2017, возвращается пенсионным фондом при условии, что организация не имеет задолженности по уплате страховых взносов, также образовавшейся до 01.01.2017. Данное правило установлено ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Так было установлено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Эта норма действует в отношении расчетов с ПФР относительно переплаты по взносам, образовавшейся до 01.01.2017.

Обратите внимание, если уточненная фондами задолженность по страховым взносам за периоды до 2017 года превысит задолженность, первоначально переданную налоговой инспекции, то сумма превышения будет считаться неурегулированной задолженностью, подлежащей взысканию. Налоговая инспекция направит плательщику страховых взносов требование об уплате такой задолженности по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Такие же процедуры будут осуществлены при уточнении фондами переданных налоговым инспекциям сведений о доначислениях по результатам проверок за периоды до 01.01.2017 либо об уменьшениях сумм взносов, пеней и штрафов по ним.

С ИФНС или ПФР требовать возврата излишне взысканных страховых взносов за период до 01.01.2017?

В июне 2017 г. ИФНС сняли с моего расчётного счёта денежные средства в счёт погашения задолженности по страховым взносам в ПФР за период до 01.01.2017. Однако, сумма взносов была неверно рассчитана ПФР и получилось, что ИФНС излишне взыскали суммы страховых взносов в размере около 43 000 рублей. В июле 2017г. ИФНС мне отказали в возврате излишне взысканных страховых взносов, ссылаясь на ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 №250-ФЗ, согласно которой возврат осуществляет ПФР, т. к. задолженность образовалась за период до 01.01.2017. Я обратилась в ПФР. Но и они отказали мне в возврате денежных средств, ссылаясь на передачу ИФНС полномочий по администрированию страховых взносов. У меня имеется два официальных отказа в возврате излишне взысканных страховых взносов в сумме около 43 000 рублей. Никто мне их возвращать не собирается. Вопрос: Кто всё-таки должен мне вернуть деньги? От какого ведомства добиваться возврата? Планирую обратиться в суд для взыскания материального и морального вреда.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 812 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Вопрос: Кто всё-таки должен мне вернуть деньги? От какого ведомства добиваться возврата? Планирую обратиться в суд для взыскания материального и морального вреда.

Здравствуйте. Обращаться Вам необходимо к ПФР, если Вы до сих пор являетесь предпринимателем, то в арбитражный суд, если перестали таковым быть — в суд общей юрисдикции. Моральный вред Вам не возместят, рекомендую его не указывать ни в одном, ни в другом случае.

Консультация юриста бесплатно

Взыскать эти денежные средства с ФНС считаю нельзя, если эти средства были перечислены в Пенсионный фонд.

Именно с Пенсионного фонда и нужно взыскивать указанные средства в качестве неосновательного обогащения.

Иск подаете в арбитражный суд.

Претензионный порядок Вами соблюден.

Моральный ущерб по имущественным требованиям в данной ситуации не взыскивается, как я понял, Вы индивидуальный предприниматель.

Вы вправе требовать начисления процентов на эту сумму по статье 395 ГК РФ

Пример решения суда

Почему ПФР тогда отказали мне в возврате излишне взысканных денежных средств?

Почему ПФР тогда отказали мне в возврате излишне взысканных денежных средств?

Не ясно, так как в соответствии с разъяснениями ПФР должны были вернуть

Письмо ПФ РФ от 26.04.2017 N НП-30-26/5935 «О принятии решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств с 01.01.2017»

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 апреля 2017 г. N НП-30-26/5935

РЕШЕНИЙ О ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ВЗЫСКАННЫХ)

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С 01.01.2017

В связи с вопросами, поступающими от отделений ПФР, Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“ (далее — Федеральный закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее — Решение о возврате) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеназванных положений факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов может быть обнаружен территориальным органом ПФР по итогам камеральной проверки представленного плательщиком расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по итогам выездной проверки.

На основании вышеизложенного территориальным органам ПФР следует осуществлять принятие Решений о возврате без учета сумм страховых взносов, поступивших после 1 января 2017 года, поскольку данные суммы не являются объектом камеральных и выездных проверок, проводимых территориальными органами ПФР.

В соответствии с разграничениями полномочий между налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами при передаче администрирования страховых взносов, налоговые органы осуществляют:- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ; — прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;- осуществление зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по решениям ПФР и ФСС РФ;- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС РФ.

данный ответ прошу не засчитывать.

в дополнение к ответу коллег, по этому вопросу есть разъяснения Минфина

Письмо Минфина России от 1 марта 2017 г. N 03-02-07/2/11564 О зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам

28 апреля 2017
Министерством финансов Российской Федерации рассмотрены вопросы о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), и сообщается следующее.

Смотрите так же:  Договор на фотосессию

На основании частей 1, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“ (далее — Федеральный закон N 250-ФЗ)решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и на следующий день после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации (орган Фонда социального страхования Российской Федерации) должен направить это решение в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, органы Пенсионного фонда Российской Федерации, органы Фонда социального страхования Российской Федерации не вправе принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за указанные отчетные (расчетные) периоды.

Федеральными законами N 250-ФЗ и от 03.07.2016 N 243-ФЗ „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“ (далее — Федеральный закон N 243-ФЗ) не определены полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов Фонда социального страхования Российской Федерации и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в счет погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Указанными федеральными законами не предусмотрены зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, установленных Кодексом, в счет погашения недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Кроме того, Федеральным законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Несмотря на то, что страховые взносы, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных Кодексом, они не являются предметом регулирования Кодекса.

Согласно подпункту 7 пункта 1 и пункту 2.1 статьи 32, статьям 33, 78, 79 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 8), соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, реализовывая в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с общим правилом (пункты 1 и 14 статьи 78 Кодекса) сумма излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату в установленном порядке. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Следует отметить, что статьями 78 и 79 Кодекса не предусмотрен зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов) в счет погашения недоимки по этому же налогу (сбору, страховым взносам).

Правила, установленные статьями 78 и 79 Кодекса, применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пункт 3 статьи 8 Кодекса), соответствующих пеней и штрафов с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 1.1 и 6.1 статьи 78, пунктом 1.1 статьи 79 Кодекса.

При этом сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 Кодекса.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решения о зачете (уточнении) сумм излишне уплаченных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующие уведомления в орган Федерального казначейства. Бюджетные полномочия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ. Впредь до уплаты плательщиком страховых взносов указанных недоимки и задолженности либо их взыскания в установленном порядке отсутствует основание для принятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ органом Пенсионного фонда Российской Федерации (органом Фонда социального страхования Российской Федерации) решения о возврате указанному плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.