Требования к протоколу рассмотрения заявок

Энциклопедия решений. Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (далее — заявка) аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (далее — протокол), подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Протокол должен содержать следующую информацию:

— о порядковых номерах заявок на участие в электронном аукционе (далее — аукцион) (п. 1 ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);

— о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в аукционе и признании этого участника закупки участником аукциона (далее — участник) или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем (п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ). Отметим, что в письме Минэкономразвития от 19.12.2014 N Д28и-2782 указано, что в протоколе должно быть указано конкретное обоснование отказа в допуске к участию в аукционе по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ;

— о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в аукционе (п. 3 ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).

Если по результатам рассмотрения первых частей заявок аукцион признается несостоявшимся по причине того, что аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только 1 участника закупки, подавшего заявку, его участником, в протокол, вносится информация о признании аукциона несостоявшимся (ч. 8 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).

Протокол согласно ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Нарушение требований к содержанию протокола влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ, а нарушение сроков подписания протокола — предусмотренную ч.ч. 13 и 14 ст. 7.30 КоАП РФ.

Публикация протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе

Порядок формирования протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе:

1. Войдите в Личный кабинет по электронной подписи. Найдите аукцион в разделе «Закупки».

2. Откройте форму протокола рассмотрения заявок на участие:

• Кликните по уведомлению «Рассмотрите заявки» в столбце «Внимание»;

• Откройте извещение и в разделе « События » , далее « Протоколы » нажмите кнопку «Открыть форму протокола».

3. Выберите аукционную комиссию в поле «Комиссия» (при необходимости).

Выберите «Тип голосования» по заявкам:

На площадке реализовано три типа голосования:

• Без комиссии (свой протокол);

• С указанием решения каждого члена комиссии;

• С единогласным решением.

Отметьте галочками присутствующих членов комиссии, если выбрано голосование с комиссией.

4. Рассмотрите поданные заявки. В форме протокола, в столбце «Первая часть заявки» нажмите на ссылку «Открыть». Откроется новая страница с заявкой выбранного Участника. Просмотрите сведения и документы, прикрепленные к заявке. В форме протокола в столбце «Решение комиссии» с помощью выпадающего меню вынесите решение о допуске или недопуске Участника.

Если Вы выбрали тип голосования «С указанием решения каждого члена комиссии», то укажите решение каждого члена комиссии по заявке и по результатам голосования автоматически проставится общее решение комиссии по допуску или недопуску Участника.

Произведите аналогичные действия с каждой заявкой.

5. Прикрепите файл протокола рассмотрения заявок.

На площадке возможно прикрепление своего файла или автоматически созданного файла протокола.

• Для прикрепления автоматически созданного файла протокола выберите шаблон протокола и нажмите кнопку «Сформировать и прикрепить»;

• Для прикрепления своего файла протокола нажмите кнопку «Прикрепить файл протокола». В открывшемся окне с помощью кнопки «Обзор» выберите копию протокола рассмотрения первых частей заявок.

6. Если протокол готов к публикации — нажмите кнопку «Подписать и опубликовать».

Публикация протокола рассмотрения заявок

Публикации протокола рассмотрения заявок. Переход к форме протокола рассмотрения заявок

Перейти к форме протокола можно несколькими способами:

1 способ: В табличной форме раздела «Закупки» нажмите на ссылку «Рассмотрите заявки» в поле «Внимание».

2 способ: В табличной форме раздела «Закупки» нажмите на номер извещения. Откроется форма «Просмотр извещения №». Перейдите к подразделу «Протоколы» и нажмите кнопку «Открыть форму протокола рассмотрения заявок».

Форма протокола рассмотрения заявок откроется в режиме редактирования.

В сведениях протокола рассмотрения заявок доступна следующая информация: заявка, сведения об Участнике закупки (информацию по каждому пункту можно просмотреть, перейдя по ссылкам). При необходимости есть возможность направить запрос на разъяснение заявки.

В поле «Дата подписания протокола» установите дату и время подписания документа. По умолчанию в данном поле установлена дата публикации протокола, при необходимости можно внести изменения (дата подписания протокола может быть меньше или равна дате публикации и больше или равна дате публикации предыдущего протокола).

В карточке протокола рассмотрения заявок присутствуют дополнительные параметры:

Чек-бокс « Не включать в протокол и не направлять в ЕИС сведения об участниках ». Чек-бокс отображается только в первом протоколе по лоту и сохраняется с привязкой к лоту. При включенном параметре при проведении закупки все протоколы, начиная с протокола рассмотрения заявок, по данному лоту будут отправляться в ЕИС без информации об Участниках. В шаблонах протоколов и печатных формах протоколов по лоту вместо наименований Участников будут устанавливаться значения «Участник ».

Радиокнопка « Заключить договор с единственным участником». Эта радиокнопка в форме протокола отобразится только в том случае, если закупка не состоялась и одна заявка соответствует требованиям. Если в форме протокола «Заключение договора с единственным участником» установлено значение «Нет» и публикуемый протокол является последним в лоте, то при публикации протокола выйдет предупреждение: «Закупка будет завершена без заключения договоров». Если Вы продолжаете публикацию протокола с таким условием, то:

• Лот перейдет в статус «Завершена без заключения договоров»;

• Возможности заключить договор с единственным Участником не будет;

• У Участника разблокируется сумма в размере гарантийного обеспечения заявки и комиссии.

Чек-бокс « Провести переторжку ». Чек-бокс появляется в протоколе рассмотрения заявок для способов закупки « Запрос котировок » , « Запрос цен » при условии, что 2 и более заявки соответствуют требованиям. Если чек-бокс включен, то откроется окно « Включение возможности переторжки » для указания параметров переторжки. После заполнения всех параметров необходимо нажать кнопку « Создать » . После сохранения параметров переторжки в извещении включится параметр « Публикация итогового протокола » . После публикации протокола закупка перейдет в статус « Ожидает переторжку » .

Возможность включения данного параметра в многолотовой закупке с публикацией единого протокола отсутствует.

Выбор типа голосования (способ работы комиссии), выбор комиссии (при необходимости)

На электронной площадке РТС-тендер реализовано три способа работы комиссии:

• Без комиссии – выбор комиссии не производится, далее производится выбор решения по каждой заявке Участников;

• С указанием решения каждого члена комиссии – производится выбор комиссии, далее производится выбор решения каждого из членов комиссии по каждой заявке Участников;

• С единогласным решением – производится выбор комиссии, далее производится выбор единогласного решения комиссии по каждой заявке Участников.

В поле «Тип голосования» выберите способ работы комиссии: «Без комиссии (свой протокол)», «С указанием решения каждого члена комиссии», «С единогласным решением».

В случае выбора способа работы комиссии «С указанием решения каждого члена комиссии» или »С единогласным решением» нажмите на значение поля «Комиссия» и выберите необходимую комиссию из списка. Затем в раскрывшемся поле «Присутствующие» удалите отметки (означающие присутствие на заседании) у отсутствующих на заседании членов комиссии.

Выбор решения по поданным заявкам Участников

Если указан способ работы комиссии: «С единогласным решением» или « Без комиссии», то в подразделе «Сведения протокола рассмотрения заявок», в строке конкретной заявки выберите решение в поле «Решение комиссии».

При выборе решения «Отказ в допуске к участию» в поле «Решение комиссии» откроются дополнительные поля «Выбрать» (для выбора основания отказа в допуске) и «Комментарий».

Нажмите на поле «Выбрать» и в раскрывшемся списке установите отметку (отметки) напротив основания отклонения заявки (поле «Комментарий» при этом будет автоматически заполняться указанными основаниями). При необходимости, Вы можете отредактировать поле «Комментарий».

Повторите действия для каждой заявки на участие.

Для ввода решения «Допущен к участию» по всем заявкам на участие, используйте кнопку «Допустить всех».

Прикрепите файл протокола рассмотрения заявок

Формирование файла протокола обязательно при каждом способе работы комиссии. В системе реализовано два способа прикрепления файла:

• Автоматически сгенерировать и прикрепить файл протокола;

• Прикрепить собственный файл протокола.

Для формирования и прикрепления сканированной копии протокола рассмотрения заявок:

1. В подразделе «Формирование протокола из шаблона» выберите шаблон протокола из раскрывающегося списка (или оставьте значение по умолчанию);

2. Нажмите кнопку «Сформировать»;

3. Система сформирует печатную версию протокола;

4. Сформированный протокол необходимо распечатать, подписать членам комиссии и отсканировать;

5. В подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения заявок» прикрепите файл, нажав на ссылку «Прикрепить файл протокола».

Прикрепленный файл будет отображаться в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения заявок».

Для формирования и прикрепления протокола без рукописных подписей (в формате текстового документа):

1. В подразделе «Формирование протокола из шаблона» выберите шаблон протокола из раскрывающегося списка (или оставьте значение по умолчанию);

2. Нажмите кнопку «Сформировать и прикрепить».

Сформированный и прикрепленный файл будет отображаться в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения заявок».

Вы можете прикрепить файл, содержащий собственный протокол рассмотрения заявок, нажав на ссылку «Прикрепить файл протокола» в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения заявок».

Смотрите так же:  Исполнительное производство поиск

Публикация сформированного протокола рассмотрения заявок

Нажмите кнопку «Подписать и опубликовать».

Протокол будет опубликован. Форма протокола рассмотрения заявок обновится, в поле «Дата публикации» будет отображаться фактическая дата и время публикации протокола.

Особенности для конкурентных закупок

В протоколе, который не является последним:

Скрыт столбец с ценовыми предложениями Участников: в форме протокола, в печатной форме протокола, в шаблонах протокола, в печатных формах заявок на участие.

При отправке протокола в ЕИС ценовые предложения Участников направляться не будут.

Для закупок с попозиционным сравнением скрыта таблица с ценовыми предложениями Участников. А так же скрыта возможность формирования конкурентного листа для закупок с попозиционным сравнением или закупок с включенной опцией «Использовать конкурентный лист в закупках без попозиционного сравнения» в «Общих настройках».

Для торгов за рейтинг скрыт столбец «Ценовые баллы».

Примерная форма протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион состоялся) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Примечание. Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 67 ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
(аукцион состоялся)

Предмет аукциона — [ вписать нужное ].

Специализированная организация: [ наименование ].

Оператор электронной площадки — [ наименование/ Ф. И. О. ].

Дата проведения процедуры — [ число, месяц, год ].

Место проведения процедуры — [ адрес ].

Срок проведения процедуры — с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ].

Дата составления протокола — [ число, месяц, год ].

Состав Аукционной комиссии:

Председатель Аукционной комиссии — [ Ф. И. О. ].

Члены Аукционной комиссии — [ Ф. И. О. ].

1. Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона были размещены [ число, месяц, год ] в сети Интернет на официальном сайте [ наименование сайта, ссылка на страницу сайта ].

2. Для участия в аукционе было подано [ значение ] заявок от участников с порядковыми номерами: [ вписать нужное ].

3. Рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в документации об аукционе, Аукционная комиссия приняла решение:

3.1. Допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме и признать участниками открытого аукциона в электронной форме следующих участников размещения заказа:

Порядковый номер заявки

3.2. Решение каждого члена Аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме:

Порядковый номер заявки

Ф. И. О. члена комиссии

3.3. Отказать в допуске участников в размещении заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме по следующим основаниям:

Порядковый номер заявки

[ указать положения документации, которым не соответствует заявка на участие в нем, а также положения заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией ]

3.4. Решение каждого члена Аукционной комиссии об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме:

Порядковый номер заявки

Ф. И. О. члена комиссии

4. Настоящий протокол не позднее [ число, месяц, год окончания срока рассмотрения заявок ] направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в сети Интернет на Портале Закупок [ ссылка на страницу сайта ].

5. В течение одного часа с момента поступления настоящего протокола оператору электронной площадки он обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.

6. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты поступления ему настоящего протокола, прекращает блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах участника закупки, не допущенного к участию в электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.

7. Настоящий протокол хранится оператором электронной площадки в соответствии с условиями функционирования электронных площадок.

Председатель Аукционной комиссии: [ подпись, Ф. И. О. ]

Члены Аукционной комиссии:

1. [ подпись, Ф. И. О. ]

2. [ подпись, Ф. И. О. ]

3. [ подпись, Ф. И. О. ]

4. [ подпись, Ф. И. О. ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион состоялся)

Разработана: Компания «Гарант», июль 2018 г.

Какие протоколы составляются на электронном аукционе в 2019 году

Как сделать протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе

Поскольку информация о контактных данных участников является конфиденциальной, аукционная комиссия рассматривает только первую часть предложения участника, которая содержит согласие на поставку или выполнение работ, услуг, а также конкретные сведения о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки. То есть заказчик, не обладая данными о наименовании участников, определяет, соответствуют ли их предложения требованиям, которые установлены техническим заданием и ч. 3 ст. 66 44-ФЗ.

Документ определяет допуск участников и, согласно ч. 6 ст. 67, должен содержать:

  • порядковые номера заявок;
  • решение о допуске или об отказе в допуске к участию с обоснованием и указанием решения каждого члена комиссии.

Он составляется на торговой площадке путем заполнения соответствующих полей с информацией. Функционал площадок позволяет воспользоваться шаблонами и сохранить данные в текстовый документ. Бумажный вариант подписывается всеми членами комиссии, которые присутствуют на заседании, не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей. Рекомендуется прикрепить отсканированную копию документа к электронной форме на площадке, а после этого направить оператору, который опубликует его в Единой информационной системе (ЕИС).

Срок рассмотрения первых частей составляет не более семи дней с даты окончания подачи заявок и определяется в аукционной документации и извещении еще при публикации в ЕИС.

Если предложения отсутствуют либо подана или допущена только одно, либо все отклонены, публикуется протокол о признании аукциона несостоявшимся. При этом, когда подана только одна заявка, оператор направляет заказчику сразу две части, которые аукционная комиссия должна рассмотреть в течение трех рабочих дней. В документе рассмотрения единственного предложения необходимо отразить информацию о ее соответствии или несоответствии требованиям документации и закона с указанием решения каждого члена комиссии (ч. 1 ст. 71).

Как формируется протокол проведения электронного аукциона

Поставщики, которые допущены к конкурсу, могут принять участие в торгах. Процедура проводится также с соблюдением конфиденциальности информации о его участниках. В течение тридцати минут после окончания торгов оператор размещает на площадке документ, который содержит следующую информацию (ст. 68):

  • адрес торговой площадки;
  • дату, время начала и окончания торгов;
  • начальную (максимальную) цену контракта;
  • все минимальные предложения о цене контракта с указанием порядковых номеров участников.

Если в течение десяти минут после начала проведения процедуры никто не подал ценовое предложение, торги признаются несостоявшимися. Эту информацию требуется указать в документе проведения торгов. При этом не стоит путать сроки публикации протокола проведения аукциона в электронной форме и сроки протокола подведения итогов электронного аукциона 44-ФЗ. О них речь пойдет далее.

Как составить протокол подведения итогов электронного аукциона

После проведения торгов оператор направляет заказчику вторые части предложений и аккредитационные данные участников. Оформление документа занимает 3 рабочих дня (ч. 5 ст. 69, ч. 2, 3 ст. 71).

Протокол подведения итогов аукциона 44-ФЗ должен содержать следующую информацию (ч. 8 ст. 69):

  • порядковые номера пяти поставщиков, которые соответствуют требованиям документации и закона;
  • решение о соответствии или несоответствии заявок с обоснованием и указанием решения каждого члена комиссии.

Подведение итогов электронного аукциона по 44-ФЗ осуществляется в день размещения протокола. Он публикуется в порядке, аналогичном процедуре рассмотрения первых частей. Таким образом, срок публикации протокола подведения итогов электронного аукциона — следующий рабочий день после подписания членами комиссии.

Если ни одна заявка не соответствует требованиям или только одна признана соответствующей, электронная процедура признается несостоявшейся.

Электронный аукцион: вопросы составления протоколов (Пратура О.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Каждый этап закупки — от момента размещения извещения до завершения исполнения контракта — должен быть надлежащим образом задокументирован. Процедура проведения электронного аукциона отражается в протоколах, составляемых аукционной комиссией заказчика. Заказчик обязан размещать указанные протоколы в единой информационной системе (далее — ЕИС), при этом размещаемая информация должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ).

Попробуем разобраться, какие виды протоколов оформляются на тех или иных этапах жизненного цикла закупки. Заодно обсудим и некоторые связанные с ними сложности, с которыми сталкиваются работники контрактных служб, контрактные управляющие и члены комиссий по осуществлению закупок.

Протоколы, составляемые при проведении электронного аукциона

Процедура проведения электронного аукциона делится на три основных этапа, и на каждом из них формируется протокол.

1. Протокол рассмотрения первых частей заявок формируется аукционной комиссией (здесь и далее под аукционной комиссией понимается не только аукционная комиссия в собственном смысле слова, но также и единая комиссия по осуществлению закупок). Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок заказчик направляет такой протокол оператору электронной площадки и размещает его в ЕИС. Содержание данного протокола и порядок его размещения в ЕИС установлены в ч. 6 и ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

2. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания электронного аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).

3. Протокол подведения итогов аукциона формируется аукционной комиссией. Не позднее чем на следующий рабочий день после даты его подписания, такой протокол должен быть размещен на электронной площадке и в ЕИС. Содержание протокола и порядок его размещения в ЕИС определены в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

Членам комиссий по осуществлению закупок следует внимательно отнестись к формированию протоколов подведения итогов электронного аукциона. Прежде всего необходимо обеспечить точность информации, отражаемой в протоколах. В частности, с особой тщательностью требуется указывать:

— положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

— положения заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующие требованиям аукционной документации.

Так, решением Ханты-Мансийского УФАС России от 09.09.2015 N 03/ПА аукционная комиссия признана нарушившей п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, поскольку в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе была указана неверная причина отказа в допуске.

Смотрите так же:  Как оформить строение по дачной амнистии

Предметом электронного аукциона являлась поставка набора изделий для катетеризации пупочной вены. Заявка участника закупки была признана не соответствующей требованиям технического задания в связи с изменением характеристик, которые не должны были изменяться. Участник закупки добавил наименования производителя и страны происхождения каждого изделия, входящего в набор для катетеризации, в колонку «наименования показателя (неизменяемое)», хотя в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя относилось к числу характеристик, которые участник закупки изменять не имел права.

Изучив материалы дела, комиссия Ханты-Мансийского УФАС России посчитала, что добавление наименования производителя и страны происхождения товара в колонку «наименования показателя (неизменяемое)» не изменило необходимые заказчику характеристики изделий и не исказило информацию о неизменяемых показателях, установленных техническим заданием. По мнению антимонопольного органа, нельзя было признавать заявку участника закупки не соответствующей установленным требованиям только по указанной причине. Фактически аукционная комиссия заказчика отклонила заявку участника закупки по основанию, не предусмотренному законодательством о контрактной системе, нарушив тем самым ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что заявитель жалобы указал наименование страны происхождения для каждого из изделий, входящих в состав набора для катетеризации, но не указал наименование страны происхождения набора в целом, как единого предмета закупки. Поскольку это является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия заказчика должна была отклонить спорную заявку участника закупки именно на по этому основанию.

Также заказчикам стоит внимательно относиться к т.н. «техническим ошибкам» при составлении протоколов. Например, аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации, а в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе указано прямо противоположное решение — о признании заявки несоответствующей.

Иногда случаются «технические ошибки» иного рода. Так, в решении Новгородского УФАС России от 27.07.2015 N 08-01-273 рассмотрено обращение ООО «СпецПроект», которое сообщило, что его заявка признана не соответствующей требованиям аукционной документации, однако в протоколе подведения итогов электронного аукциона в обосновании решения аукционной комиссии указано не ООО «СпецПроект», а ООО «Аккорд». Убедившись в соответствии доводов жалобы действительности, комиссия Новосибирского УФАС России признала действия аукционной комиссии нарушающими требования ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в ЕИС должна размещаться только достоверная информация.

Применительно к нашей теме также представляют интерес акты плановых проверок соблюдения отдельных норм Закона N 44-ФЗ, составляемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Так, Министерство социальных отношений Челябинской области в отчете о проверке от 21.12.2015 N 10 при проведении проверки одного из своих подведомственных учреждений установило следующие нарушения.

1. В нарушение ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе закупки. В протоколе указано: «Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписан всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, заказчиком и уполномоченным органом и направлен оператору электронной площадки», хотя графы «от имени заказчика» и «от имени уполномоченного органа» не заполнены (стандартный протокол, формируемый электронной площадкой). При этом в силу ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается всеми членами аукционной комиссии, присутствующими на ее заседании.

2. В нарушение ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол подведения итогов электронного аукциона закупок, а именно — указана информация, не предусмотренная положениями Закона N 44-ФЗ:

— адрес местонахождения / почтовый адрес участника закупки;

— контактный тел. (факс) / адрес электронной почты участника закупки;

— цена предложения участника закупки (руб.);

— дата и время поступления предложения участника закупки.

Комиссия контрольного органа указала, что протокол подведения итогов электронного аукциона в соответствии с требованиями ст. 69 Закона N 44-ФЗ должен содержать:

1) информацию о порядковых номерах заявок;

2) решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям аукционной документации с обоснованием этого решения и с указанием:

— положений Закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник электронного аукциона;

— положений аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

— положений заявки на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям аукционной документации;

3) информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.

Как видим, комиссия Министерства социальных отношений Челябинской области считает недопустимым указывать в протоколе информацию, не предусмотренную Законом N 44-ФЗ. Такая позиция — не редкость, однако не следует забывать, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в протоколы иной информации.

Протокол по несостоявшейся процедуре

В зависимости от оснований для признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик должен оформить свой протокол.

1. Если подана только одна заявка, составляется протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, требования к содержанию которого определены в п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Такой протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

2. Если требованиям законодательства и документации заказчика соответствует заявка только одного участника закупки, формируется протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Данный протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения второй части заявки на участие в электронном аукционе.

3. Если в течение 10 минут после начала аукциона не было сделано ни одного предложения о цене контракта, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ составляется протокол подведения итогов аукциона. Срок для направления данного протокола оператору электронной площадки точно такой же — не позднее трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Кроме того, в этом случае есть и еще один протокол, который формируется оператором электронной площадки, — протокол о признании аукциона несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). В протоколе указывается адрес электронной площадки, дата проведения электронного аукциона, время его начала и окончания, а также начальная (максимальная) цена контракта.

Протокол отказа заказчика от заключения контракта

Если контракт еще не заключен, а заказчик обнаружил, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее требование установлено в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП):

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Данное правило действует только в том случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб. в случае осуществления закупки для федеральных нужд.

Отказ заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, оформляется как протокол отказа от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Указанный протокол составляется и размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был установлен факт несоответствия участника предъявляемым к нему требованиям. В дополнение к этому такой протокол должен быть направлен участнику закупки в течение двух рабочих дней с даты его подписания.

Протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта

1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта меньше 15 млн. руб., а победитель электронного аукциона снизил цену на 25 и более процентов, контракт заключается с ним только в том случае, если он выполнит одно из следующих действий:

— предоставит обеспечение исполнения контракта в размере, который в полтора раза превышает размер, установленный аукционной документацией;

— вместе со стандартным обеспечением исполнения контракта предоставит достоверную информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки (реестровые номера контрактов, ранее исполненных таким участником закупки; детальные требования к содержанию информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, определены в ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Если участник закупки не выполнил ни одно из указанных действий, формируется протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, который размещается в ЕИС и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Состав и содержание информации, отражаемой в таком протоколе, Законом N 44-ФЗ не регламентируется (аналогичное мнение высказано в решении комиссии Владимирского УФАС России от 20.05.2014 N Г-288-04/2014).

2. В случае признания участника уклонившимся от подписания контракта по другим основаниям (например, если победитель электронного аукциона подписал контракт в течение регламентированного срока), Закон N 44-ФЗ не определяет конкретных способов оформления такого решения заказчика. Несмотря на это, рекомендуем заказчикам придерживаться практики протоколирования каждого решения аукционной комиссии в течение всей процедуры осуществления закупки. В таком протоколе можно указать следующее:

— дату признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта;

— сведения о заказчике;

— информацию о закупке;

— сведения об участнике закупки, который признан уклонившимся от заключения контракта;

— основания для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Протокол отстранения участника закупки в связи с представлением им недостоверной информации

Если будет установлено, что участник закупки представил в составе своей заявки на участие в электронном аукционе документы, содержащие недостоверную информацию, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Сходная норма содержится в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если в любой момент до заключения контракта обнаружит, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, не предусмотрена даже обязанность направить такое решение участнику закупки и разместить его в ЕИС. Полагаем, что при формировании указанного решения следует исходить из аналогии с нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения его результатов.

Смотрите так же:  Лицензия для nero 9

Формулировки «отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения» (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ) и «отстранение участника закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта» (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) указывают на то, что отстранение участника аукциона возможно не только в ходе рассмотрения заявок, поданных участниками, но и вплоть до заключения контракта. В этой связи логично сформировать на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ отдельное решение (протокол) об отстранении участника закупки от участия в электронном аукционе в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в представленных таким участником документах.

В такой ситуации заказчик может провести аналогию с ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей порядок оформления отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 указанной статьи, и направить такой протокол участнику закупки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, послужившего основанием для принятия решения об отстранении участника от участия в электронном аукционе. Рекомендуем заказчикам включать в данный протокол следующую информацию:

— указание на место и время его составления;

— сведения о лице, в отношении которого принято данное решение;

— изложение фактов, послуживших основанием для принятия решения, и реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Протокол об отстранении участника от участия в электронном аукционе на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ можно разместить в ЕИС в порядке, аналогичном установленному ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Протоколы разногласий при подписании контракта

Контракт по итогам электронного аукциона должен заключаться на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации (в т.ч. в проекте контракта): соответствующее требование установлено в ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Однако на практике между заказчиком и участником закупки при подписании контракта нередко возникают противоречия.

При наличии разногласий по проекту контракта победитель электронного аукциона направляет заказчику протокол разногласий. Такой протокол может быть направлен победителем электронного аукциона не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Протокол разногласий составляется в произвольной форме и может содержать лишь указание на расхождения условий проекта контракта и положений документации. Подписывается такой протокол электронной подписью лица, уполномоченного на заключение контракта от имени участника закупки. Предельное число протоколов разногласий, которые могут быть направлены победителем электронного аукциона при подписании контракта, законодательно никак не ограничено. Единственным «лимитом» служат временные рамки, определенные упомянутым выше тринадцатидневным сроком.

Проблемы исчисления данного срока были исследованы в решении Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-7712/2014, имеющему следующую фабулу.

Заказчик отказался от заключения контракта с победителем аукциона в связи с тем, что победитель электронного аукциона направил протокол разногласий по истечении 13 дней с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Участник закупки обжаловал действия заказчика в Красноярское УФАС России, однако антимонопольный орган своим решением от 31.03.2014 N 193 признал его жалобу необоснованной. В связи с этим участник закупки обратился в Арбитражный суд Красноярского края.

Суд привел в своем решении ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, согласно которой результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в ЕИС. В рассматриваемом деле протокол подведения итогов электронного аукциона был подписан всеми членами аукционной комиссии 05.03.2014, а в ЕИС размещен 06.03.2014.

Как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное, рассматриваемый тринадцатидневный срок подлежит исчислению начиная со дня, следующего после размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (т.е. с 07.03.2014). Следовательно, победитель электронного аукциона имел право направлять протокол разногласий по проекту контракта в срок до 19.03.2014 включительно. А из материалов дела как раз и следует, что первый протокол разногласий по проекту контракта был размещен в ЕИС 14.03.2014; второй протокол разногласий — 19.03.2014. Таким образом, победителем электронного аукциона в должной мере соблюдены требования ст. 70 Закона N 44-ФЗ: протокол разногласий по проекту контракта направлен в законодательно установленный срок.

Также заказчикам не следует упускать из виду, что тринадцатидневный срок согласно ст. 70 Закона N 44-ФЗ нужно исчислять со дня, следующего после размещения протокола подведения итогов в ЕИС, а не с даты подписания такого протокола членами аукционной комиссии. Как мы помним, указанные даты могут быть различны.

Напомним, что можно изменить в тексте контракта:

— положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке участника закупки;

— реквизиты поставщика, если они изменились с момента окончания подачи заявок;

— опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, технические ошибки и неточности.

В решении Арбитражного суда Новосибирской области от 10.12.2014 по делу N А45-17177/2014 был рассмотрен еще один интересный момент, связанный с направлением протоколов разногласий.

Из совокупности ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ суд пришел к выводу, что тринадцатый день является последним днем направления протокола разногласий при наличии возражений по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС.

Право победителя электронного аукциона разместить в ЕИС протокол разногласий на проект контракта закреплено в ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. При этом в данной норме не установлен срок для размещения протокола разногласий впервые. Следовательно, ч. 4 ст. 70 Закона 44-ФЗ необходимо рассматривать в совокупности с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в том, что касается ненаправления в адрес заказчика подписанного проекта контракта в течение пяти дней с момента его размещения в ЕИС.

Если участник не согласен с проектом контракта, направленным в его адрес, он должен разместить в ЕИС впервые протокол разногласий до истечения срока, установленного для подписания контракта, а именно — в течение пяти дней с момента размещения проекта контракта. Не совершив данных действий в течение пяти дней, победитель электронного аукциона в силу ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.

Уже после размещения в ЕИС впервые протокола разногласий как заказчик, так и победитель могут совершать действия, закрепленные в ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона 44-ФЗ, до истечения тринадцатидневного срока. Как только указанный срок истек, победитель не должен размещать в ЕИС последующие протоколы разногласий к проекту контракта, а заказчик размещать в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин, по которым он полностью или частично отказывается учесть замечания победителя электронного аукциона, содержащиеся в протоколе разногласий.

Кроме того, суд отметил тот факт, что ст. 70 Закона N 44-ФЗ не регламентирует, кем принимается решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта (аукционной комиссией или заказчиком) и в каком виде оформляется такое решение. Следовательно, решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ принимается заказчиком и оформляется в произвольной форме.

Протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить проведение электронного аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть оформлено как протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который оформляется заказчиком и размещается в ЕИС в день принятия этого решения и незамедлительно доводится до сведения всех участников закупки, подавших заявки.

Если срок для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек, заказчик вправе отменить закупку до момента заключения контракта только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Протокол внесения изменений в документацию

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ не определяет, каким образом должно оформляться указанное решение заказчика. И все же рекомендуем заказчику придерживаться практики протоколирования каждого решения, принимаемого в течение всей процедуры осуществления закупки. В этой связи рассматриваемое решение заказчика можно оформить как протокол внесения изменений в документацию.

Хотелось бы напомнить об ответственности должностных лиц заказчиков за допущенные ими нарушения процедуры составления и размещения протоколов при проведении электронных аукционов. Возможные нарушения со стороны заказчиков и административная ответственность за их совершение, установленная КоАП РФ, систематизированы в следующей таблице: