Оцениваем учебные пособия

Год публикации: 2006

Библиографическая ссылка:: Михайлов В.Ф., Мошкин В.Н., Брагин И.В. Космические системы связи: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, 2006. — 173 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Приводятся и анализируются технические характеристики российской низкоорбитальной космической системы связи, в том числе характеристики наземного и бортового комплексов управления. Оцениваются основные космические системы связи. Рассматриваются перспективы развития космических систем связи. Пособие предназначено для студентов радиотехнических специальностей.

Оцениваем учебные пособия

Как написать учебное пособие 16259

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
Смотрите так же:  Пособие на ребенка до 18 лет в 2019 году матерям одиночкам

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Также рекомендуем прочитать

Как научить ребенка заниматься наукой

Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.

Зачем нам нужен ISBN?

Напечатать книгу без ISBN – можно. Но издать – нельзя. Книга без номера ISBN (или с «мошенническим» номером) отличается от листов, распечатанных на домашнем принтере, только красивой обложкой. Смысла же в такой книге немного.

Как написать научную статью

Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.

Рецензия
на учебное пособие В.А. Абабкова, Г.Л. Исуриной и Е.Б. Мизиновой
«Учение о неврозах». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 175 с.

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. (Санкт-Петербург)

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова».

Никольская Ирина Михайловна

– доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Рецензируемое учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета доктором медицинских наук, профессором Валентином Анатольевичем Абабковым, кандидатом психологических наук, доцентом Галиной Львовной Исуриной и кандидатом психологических наук, доцентом Еленой Борисовной Мизиновой. Пособие отражает научные интересы авторов и содержание читаемых ими учебных курсов «Учение о неврозах», «Теории личности в клинической психологии», «Практикум по неврозам», предназначенных для студентов старших курсов факультета психологии.

Учебное пособие включает три основных раздела: «Невротические расстройства», «Психологические подходы к пониманию природы невротических расстройств» и «Практикум по неврозам».

В первом разделе представляются общие сведения о невротических расстройствах: краткая историческая справка, описание клинической картины форм неврозов, их синдромология, классификация, данные о патоморфозе. Эти материалы основаны на современных результатах исследований, в том числе, на собственных работах авторов, но с учетом исторической ретроспективы.

С позиции современных представлений наибольший интерес в данном разделе вызывает информация о патоморфозе неврозов. Основанные на 40-летнем катамнезе результаты исследования показывают, что процент диагностических расхождений среди специалистов в области пограничных нервно-психических расстройств составляет до 50% (В.А. Абабков, 1992). Одна из причин данных расхождений — это субъективный подход к постановке того или иного диагноза при отсутствии общепринятой, единой классификации рассматриваемой патологии. Трудности вызывает дифференциальная диагностика неврозов, с одной стороны, и невротических развитий личности, психопатий, резидуально-органических заболеваний мозга с невротической фиксацией или неврозоподобными непсихотическими психическими расстройствами, ларвированной (соматизированной) депрессии, неврозоподобного дебюта шизофрении и других психозов, неврологических и соматических заболеваний с невротической (психогенной) фиксацией.

Второй причиной может быть недоучет современного патоморфоза. Так, начиная с 1970 года, установлено возрастание доли истерического невроза и снижение — невроза навязчивых состояний. К концу 1980 гг. у больных истерическим неврозом достоверно преобладал синдром вегетативных расстройств, а при неврастении — астено-ипохондрический синдром. Основную роль в таких изменениях играла динамика макросоциальных факторов, которые опосредованно, через микросоциальные условия семейного, профессионального, культурного и иного характера влияли на нарушения отношений личности в различных жизненных сферах и преобладание определяющих форму неврозов тех или иных невротических конфликтов. Отмечалось стирание границ между отдельными формами неврозов, сопряженное с полиморфностью невротических конфликтов и их резистентностью. Это было связано с усложнением социально-экономических условий, возросшими требованиями современного общества, изменчивостью структуры ценностных ориентаций и способов адаптации личности, повышением частоты сопутствующей органической патологии, отсутствием нужного числа грамотных врачей-психотерапевтов.

При всех формах неврозов прослеживалась тенденция к снижению нормативности поведения и склонность больных к реализации в поведении эмоционального напряжения (Абабков В.А., Исурина Г.Л., 1992). Более низкий социокультурный уровень пациентов приводил к упрощению невротических расстройств, преобладанию ипохондрических и депрессивных нарушений, учащению культурально-связанных расстройств.

Частые в настоящее время экстремальные (например, военные ситуации) с угрозой для жизни обусловливают формирование истерического невроза с двигательными и чувствительными расстройствами, которые носят защитно-приспособительный характер и редко встречаются в других условиях.

Еще одно свовеобразное проявление патоморфоза — это невротические, обычно истерические, расстройства, связанные с поддерживаемым средствами массовой информации интересом к экстрасенсорике, магии, астрологии.

Все изложенное выше определяет актуальность и социальную значимость проведения сравнительных клинико-психологических исследований пациентов с невротическими и другими пограничными нервно-психическими расстройствами, что в настоящее время осуществляется в том числе и на кафедре медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ .

Во втором разделе пособия рассмотрены психологические подходы к пониманию природы невротических расстройств: психодинамическое, поведенческое и гуманистическое направления, психология отношений и патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева, а также психологическая модель стресса в контексте невротических расстройств. Именно этот раздел рецензент настоящего учебного пособия доктор медицинских наук, профессор Б.Д. Карвасарский определял, как наиболее интересный «…для студентов-психологов, так как в нем впервые в отечественной литературе в концентрированном виде представлены данные о психологических факторах этиопатогенеза невротических расстройств, сформировавшиеся в рамках различных психологических направлений».

Для нас наибольший интерес представило рассмотрение патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева, а также современная психологическая модель стресса в контексте невротических расстройств. Внимание авторов пособия к концепции Мясищева и ее глубокий анализ закономерны. Все они в определенное время являлись (или являются) сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, коллегами Б.Д. Карвасарского — ученика Владимира Николаевича Мясищева, одного из создателей отечественного учения о неврозах.

В рамках патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева (1960) это заболевание рассматривается не только как нарушение функционирования какого-либо органа или системы организма, как следствие блокирования какой-либо одной даже ведущей потребности, или как следствие наличия невротических черт, но и как глобальное нарушение всей системы отношений личности. Неадекватность системы отношений формируется в процессе развития личности, обусловлено всей ее историей и провоцирует субъективно неразрешимые для внешние и внутренние конфликты.

Понимание личности как системы отношений стало методологической основой для разработки патогенетической концепции неврозов. Многолетние исследования СПБНИПНИ им. В.М. Бехтерева показали, что нарушения системы отношений при неврозах носят более общий характер, чем нарушения и неосознаваемость отдельных даже наиболее значимых компонентов отношений личности. Они заключаются в дезинтеграции целостности системы отношений за счет неадекватного отношения к себе (недостаточное осознание или искажение многих аспектов собственного Я) и эмоционально неблагоприятного отношения к себе (низкая оценка своего Я). Низкая самооценка также находит отражение в отношениях к тем объектам и явлениям, которые могут рассматриваться как результат собственных достижений личности. Это ведет к нарушению регулятивной функции и, превращая ее в защитную, ограничивает деятельность личности только теми сферами, которые не могут негативно воздействовать на ее самооценку. Формирующееся ограничительное поведение обусловливает объективное снижение реального уровня достижений.

В концепции стресса невроз можно рассматривать как пример хронического стрессора. Стресс как трансактный процесс понимается как противостояние индивида окружающему миру (Lazarus R.S., Launier R., 1981). Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате формируются связанные со стрессом эмоции и осуществляются адаптивные реакции (копинг). Копинг — это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности (В.А. Абабков, М.П. Перре, 2004).

Смотрите так же:  Как отразить возврат дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Стрессоры — это жизненные события, которые систематизируются по размеру негативной валентности и времени, требуемому на реадаптацию. Невроз как стрессор — длительно существующее расстройство. Время, требуемое на реадаптацию при неврозе, может длиться годами. Усилению или ослаблению стрессовой реакции при неврозе могут способствовать внутренние факторы (свойства личности) и внешние факторы (наличие социальной сети и социальной поддержки, в том числе социальной поддержки и ресурсов семьи).

Интересно, что в семьях больных неврозами болезнь может не являться основным повседневным стрессором для ее членов. В исследованиях В.А. Абабкова, М.П. Перре и Б. Планшерела (1999) показано, что для отцов из таких семей наиболее частыми стрессорами были: недостаток денег, перегрузка служебными обязанностями, собственная болезнь, проблемы другого члена семьи, мысли о собственном будущем. А для матерей — собственная болезнь, мысли о собственном будущем, недостаток денег, проблемы другого члена семьи, ссора с ребенком.

Эти данные еще раз показывают, какой многоаспектной и дифференцированной должна быть клиническая психодиагностика, направленная на выявление психологических причин невротических расстройств, мишеней для последующего психологического воздействия, определение личностных и средовых ресурсов.

В третьем разделе учебного пособия «Практикум по неврозам» представлены этапы самостоятельной работы студента в медицинском учреждении в контексте изучаемой темы. Эти этапы включают: беседу с лечащим врачом пациента и ознакомление с медицинской документацией для определения цели последующего психологического исследования; вводную беседу с пациентом перед началом психодиагностики и сбор психологического анамнеза; психодиагностическое исследование, нацеленное на негативную и позитивную диагностику неврозов (психические процессы, эмоциональная сфера, личность, межличностные отношения, процесс и эффективность психотерапии); составление психологического заключения на основании результатов исследования; составление краткого психологического резюме; супервизию.

Все этапы подробно описаны, проиллюстрированы развернутыми примерами заключений с выделением резюме для историй болезни.

Достоинствами настоящего учебного пособия является актуальность темы и ее несомненное знание авторами на теоретическом и практическом уровнях, доступность изложения, хороший литературный язык, предназначенность пособия для конкретной целевой аудитории (студенты старших курсов психологических факультетов). Важно, что в данное пособие авторы включили не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по рассматриваемой проблеме.

Однако нам, как представителям кафедры, занимающейся не только вопросами психиатрии и медицинской психологии, но также психотерапии, в этом учебном пособии не хватило последнего, — психотерапии. Мы считаем, что тенденцией развития современной медицинской психологии является ее поворот к оказанию психологической помощи, без которого многие медико-психологические выкладки кажутся несколько оторванными от конкретной практики. Думаем, что во втором разделе, при анализе психологических подходов к пониманию невротических расстройств, следовало хотя бы кратко представить методы психотерапии неврозов, проистекающие из рассматриваемых теорий.

Еще несколько соображений.

В рецензируемом пособии отсутствуют такие важные части учебных пособий, как «Введение», «Заключение», «Дидактический аппарат». Они представлены в перечне основных требований к структуре и содержанию подобных учебных изданий и необходимы для того, чтобы читатель мог ознакомиться с актуальностью рассматриваемой проблемы, кратким содержанием раскрываемых в учебном пособии разделов (тем), понять обобщение учебного материала, самостоятельно ответить на контрольные вопросы или тестовые задания. Отсутствие введений к темам и их обобщений прослеживается по всем разделам учебного пособия. Так, его второй раздел сразу начинается с описания психодинамического направления. Причем его представление на нескольких страницах дается как бы само по себе, безотносительно к пониманию невротических расстройств (теме пособия). Это вызывает некоторую трудность в понимании материала, дезориентирует читателя. Думаем, что для удобства студентов авторам стоило бы сделать краткие вступления и заключения не только ко всему пособию, но и ко всем его разделам, с прояснением целей и подведением итогов в контексте рассматриваемых вопросов.

В списке литературы к пособию отсутствует ссылка на монографию Б.В. Иовлева и Э.Б. Карповой «Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология» (1999). Эта монография очень важна для понимания взглядов В.Н. Мясищева, анализируемых авторами. Монография доступна в Интернете для всех желающих (Информационный портал «Медицинская психология в России»), и потому стоило дать на нее ссылку.

И последнее. Описывая теорию стресса и копинга в контексте невротических расстройств, авторы переводят фамилию «Lazarus» то как «Лацарус, то как «Лазарус». Как правильно?

Эти замечания никак не снижают высокой оценки рецензируемого учебного пособия, которое развернуто и детально представляет теорию и практику учения о неврозах в контексте современной медицинской психологии.

Ссылка для цитирования

Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Рецензия на учебное пособие В.А. Абабкова, Г.Л. Исуриной и Е.Б. Мизиновой «Учение о неврозах». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 175 с. // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 1 (3) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Создание и использование электронных учебных пособий

Не секрет, что одной из важных составляющих успешного обучения является применение в работе учителя качественных учебных пособий. Их исполнение может быть самым разнообразным: от таблиц и карточек до всевозможных электронных учебных пособий. Для учителя информатики последнее, на мой взгляд, наиболее удобно. Это объясняется тем, что учебные пособия, созданные на компьютере, как правило, достаточно неплохого качества. Они удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю – осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых. Но самое важное, что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно еще более возрастает.

Для ученика процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Автор (или авторский коллектив) учебного пособия, безусловно, овладевает умениями работы в том или ином приложении (или среде программирования), в котором создается пособие. Кроме того, ребята глубже изучают материал предмета, по которому изготавливается пособие (информатика, история, география и т.д.).

Знания, умения и навыки, приобретенные учениками при создании компьютерных учебных пособий, оцениваются и учителем информатики, и учителем, преподающим предмет к которому относится созданное пособие. Как правило, ученики получают две оценки “отлично”.

Примером пособия по истории может быть “Тестирующая программа по теме “Древняя Греция””, составленную учеником 10 класса МОУ Новохопёрской гимназии № 1 Суздальцевым Евгением, которую можно загрузить с узла http://center.fio.ru/method/item.asp?id=10001969.

Самые интересные работы, созданные учениками – членами Научного Общества Учащихся гимназии могут быть рекомендованы к представлению на ежегодной научно-практической конференции гимназистов. Такие конференции ежегодно проводятся в конце третьей учебной четверти и отражают наиболее выдающиеся достижения ребят в той или иной области.

Существенным стимулом для учащихся в создании пособий является регистрация их работ в отраслевом фонде алгоритмов и программ (http://www.ofap.ru/reg_ofap.htm). В результате регистрации авторы и авторские коллективы разработчиков пособий получают “Свидетельство об отраслевой регистрации разработки” и “Извещение о государственной регистрации в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации разработки, предъявленной в отраслевой фонд алгоритмов и программ”. Особую значимость такая регистрация имеет для выпускников школы, так как в соответствии с “Положением о порядке присуждения ученых степеней”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74, “…К опубликованным работам, отражающим основные результаты диссертации, приравниваются … программы для электронных вычислительных машин; базы данных; … информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных…”. Согласитесь, что для будущего абитуриента такие Свидетельство и Извещение кое-что значат!

Для учителя работа по созданию электронных учебных пособий тоже не бесполезна. Во-первых, пополняется собственная медиатека школы. Ведь работая в соавторстве с учениками, часто выступая в роли руководителя авторского коллектива, учитель позже использует свой продукт более полноценно, полнофункционально. Учитель прочувствовал всю значимость пособия ещё на этапе его идейного рождения, разработал методику использования материала на этапе его создания. Кто же если ни этот учитель найдет данному учебному пособию более достойное применение! Во-вторых, как минимум один раз в пять лет, каждый практикующий учитель подтверждает свою квалификационную категорию. Во время аттестации учителя, члены аттестационной комиссии обращают должное внимание и на документы типа Свидетельства и Извещения ОФАП, о которых говорилось выше.

Возможности создания электронных учебных пособий ограничиваются лишь знанием (а вернее незнанием) тех инструментов, с помощью которых автор может реализовать свои идеи. Так при незнании, в силу тех или иных причин, объектно-ориентированных языков программирования, учащиеся создают, например, тестирующие программы, используя процедурное программирование. А некоторые авторы выбирают для создания тестов электронные таблицы MS Excel.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи комплектующих для оборудования

Поскольку я преподаю информатику в начальных и средних классах, я остановлюсь подробнее на электронных учебных пособиях презентативного характера. Младшим школьникам хочется что-то поведать остальным и тем самым показать своё знание. То есть ребята младшего и среднего школьного возраста преимущественно создают учебные пособия демонстрационного характера. Раннее обучение информатике позволяет довольно успешно работать в этом направлении в приложении MS Power Point. В 4 – 6 классах создание web-страниц ещё трудно для учеников. А вот для разработки презентаций у них уже есть необходимые знания и умения. Дети знакомы с текстовым и графическим редакторами, некоторые знакомились с Power Point самостоятельно. Если что-то неизвестно или не получается – учитель всегда рядом.

В использовании Power Point для создания учебных пособий есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что работа в Power Point – это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками и т.д. Минусами являются тяжеловесность готовых продуктов и, как следствие, трудность или невозможность размещения их в сети Интернет. Однако, при работе в локальной сети с электронными учебными пособиями, созданными в MS Power Point, эти проблемы снимаются.

Методику создания и использования пособий презентативного характера рассмотрим на примере “Электронного учебного пособия “Сказка о блохе””.

При создании данного продукта использовался метод проектов, о котором в данной статье скажем лишь, что данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Тематика пособия – элементы компьютерной графики на языке программирования Basic, выбрана не случайно. Мы с ребятами, моими соавторами, любим информатику, а особенно, что греха таить! – программирование. Ведь программирование – это математика информатики: “ум в порядок приводит” и ее музыка: доставляет изысканное наслаждение!

Пособие состоит из презентации и семи исполняемых файлов. Презентация включает в себя семь слайдов, не считая титульного.

В одной чудесной стране под названием Компьютерленд живет удивительная блоха.

Эта блоха удивительна тем, что любит появляться на экранах компьютеров. Например, если вы, ребята, наберете с помощью клавиш следующую программу:

и запустите ее командой RUN (запуск), то блоха появится в 15 шагах от левого края экрана и в 25 шагах от верха экрана. Шаги эти очень маленькие – размером с блоху.

Однажды блоха попала под дождь, простудилась и испачкала лапки. Поэтому теперь она еле-еле ползает по экрану, оставляя на нем следы.

Потом выглянуло солнце. Блоха отогрелась, выздоровела и теперь весело прыгает по экрану. Грязь на дороге просохла, а блошиные лапки стали сухими и чистыми.

FOR I=1 TO 200 STEP 5

Допрыгав до леса и погуляв по нему, веселая и довольная блоха возвращается обратно домой.

FOR I=200 TO 0 STEP –5

Недалеко от дома блохи находится живописный холм.

– Хорошо бы посмотреть вниз с его вершины, — думает блоха и взбирается наверх.

FOR I=200 TO 0 STEP5

– Ах, какой красивый вид открывается с вершины холма! – восхитилась блоха. – Отсюда хорошо виден лес, по которому я гуляла, и речка. А домик-то мой, каким маленьким он кажется отсюда.

Насмотрелась блоха на всю эту красоту и теперь опускается вниз.

FOR I=0 TO 200 STEP 5

– А теперь я пойду на речку и искупаюсь, — решила блоха.

– Правда, немножко страшновато, ведь я не умею плавать. Ну, ничего, поплещусь немного в воде около берега и всё, – успокоила себя блоха.

Так и сделала. Подошла к речке и осторожно залезла в воду. А в это время подул ветер, и по реке пошли волны. Эти волны раскачивают блоху то вверх, то вниз, то вверх.

– Ой, ой, ой, помогите! – кричит блоха. – Тону, тону!

К счастью, недалеко от речки прыгали и резвились две другие блохи — подружки. Подбежали они к речке, протянули соломинку тонувшей блохе и вытащили бедолагу на берег. Спасенная блоха долго потом благодарила своих новых друзей.

С тех пор три блохи-подружки всегда гуляют вместе и во всем помогают друг другу.

FOR I=1 TO 200 STEP 5

Как хорошо иметь друзей! С ними весело и ни какая беда не страшна!

Вот и сказке конец, а кто видел — молодец!

Все тексты программ, кроме первого, являются гиперссылками на соответствующие исполняемые файлы. Переходя по ссылке, пользователь может видеть, как реально работает та или иная программа. Это позволяет вести предметный разговор при обсуждении с учащимися алгоритмов программ.

Данное учебное пособие предназначено для школьников, начиная с начальных классов. Его можно применять не только на уроках информатики и информационной культуры, но и во внеурочное время: на факультативных и кружковых занятиях, в секциях юных программистов и т.д.

“Сказку о блохе” я использую при знакомстве учащихся с оператором PSET (изучение темы “Программирование графики на Basic”). Учащиеся самостоятельно за своими рабочими местами, а учитель – через проектор на большом экране демонстрирует презентацию. Ученики знакомятся с результатами работы программ, листинги которых представлены на слайдах. Совместно идет обсуждение алгоритмов программ, представленных в “Сказке”. После этого ребята пробуют сами написать подобные программы. Здесь впервые они сталкиваются с трудностями, которые пытаются преодолевать. Например, если просто списать какую-либо программу с презентации, она выполнится мгновенно и программист не успеет насладиться её работой. Что сделать, чтобы рассмотреть, например, купание блохи во всей красе? Оказывается надо добавить в нужных местах программы пустые циклы. В каких местах они попущены? И т.д. Здесь отрабатывается уже знакомый материал программирования циклов.

В качестве творческого задания учащимся предлагается продолжить сказку о приключениях блохи и её друзей. Необходимо проиллюстрировать похождения друзей программами на языке программирования Basic.

Вот какое продолжение сказки предложил ученик 6 класса Баранников Юрий:

Как-то раз подружки решили записаться в танцевальный кружок. На первом занятии они разучивали движения по кругу:

for i=1 to 30 step 1/200

Остается добавить, что электронное учебное пособие “Сказка о блохе” выполнено в соавторстве с Гуляевым Ильей, Негребовым Александром и Плевако Тамарой, учащимися 6 класса МОУ Новохопёрская гимназия № 1 и зарегистрировано Государственным координационным центром информационных технологий с присвоением следующих номеров отраслевой и государственной регистрации: номер ОФАП — 1985; номер госрегистрации – 50200200194. Архив пособия размещен по адресу http://vmatykin.narod.ru/tv.htm.

При подготовке пособия использовалась следующая литература:

Фролов М.И. Сказки Дядюшки Компьютера. – М.: ПК “Алтай” при участии частного предприятия “БаЛЛада”. 1993 г.
Филичев С.В. Занимательный Basic: Практ. Пособие. – М.: ЭКОМ, 1997 г.
Давидов П.Д., Марченко А.Л. Бейсик для начинающих. – М.: Наука, 1994 г.
Иллюстрации взяты из книги Фролова М.И. «Сказки Дядюшки Компьютера», художники Ю.Пахомов и Ю.Наумов.

Что же дало создание этого пособия ученикам шестого класса – моим соавторам? Они, конечно, вкусили, вкушают и, надо думать, будут вкушать яблочки с дерева значимости своего труда, пусть не самые крупные, но не менее сладкие и полезные, насыщенные витамином настоящей самостоятельности. Я искренне желаю и Вашим ученикам отведать восхитительных сказочных плодов этого вполне реального дерева!