С какого года был введен подоходный налог

С какого года был введен подоходный налог

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) — один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена — до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%. НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА

С 1 января 2000 С 1 января 2001 С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-. . . .)

а) Советские ставки подоходного налога

До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». 23 апреля 1987 были приняты новые ставки для налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой именно — не знаю, цифр нет). Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок, действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы, превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000 руб/год). Шкала ставок доходов по авторским гонорарам варьировалась от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год). Для прочих доходов — от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше 7000 руб/год).

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум составил 100 руб. Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130 руб/мес — 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб — 30% с суммы, превышающей 101 руб. Далее следовала прогрессивная шкала:

С 1 июля 1990 Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес). Для прочих доходов — от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб. В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб — 20 коп, 152 — 50 коп, 153 — 90 коп, 154 — 1р40к, 155-200 руб. — 40% с суммы, превышающей 150 руб.

С 1 января 1991 Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками: Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%: Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется». 19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия — к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб.30 коп:

С 1 апреля 1991 Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы). Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу — 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними — 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год. Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 — осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих — шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей. 11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского — 160 руб. Прогрессивная шкала:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней — от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 — полностью совпадала с основной и внешатной. 3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом. Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы, дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при пеерсчете совпадала с основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее (т.е. социалистичнее). 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала — 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом — опять же с 1 января 1992 года — были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992 6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок — 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993 После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции — 11 декабря 1993 года. Указом N2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро — на будущее, с 1994:

С 1 января 1993 С 1 января 1994 К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) — и опять с 1 января почти закончившегося года:

С 1 января 1994 Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 — после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась):

С 1 января 1996 Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 — с учетом деноминации рубля в 1000 раз:

С 1 января 1998

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее «уплощение»). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога — высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.» Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.» В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно — повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» — минимальная ставка остается прежней — 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи — не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета — 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки — 149, со второй — 180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке — но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к. при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого — многие легализуют свои капиталы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%, как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных к отклонению — лично Н.П.Даниловой. Поправки «четверки»: необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому банку, а общий для всех — и привязанная к ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки — но не для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой — сохранить действующую шкалу и убрать абзац о единой ставке — подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе поправка о сохранении шкалы — КПРФ — 108, ЛДПР 2, НДР — 1, Яблоко — 0, Аграрии — 17, Народовластие — 22, Регионы — 1, вне фракций — 7. После этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не удалась — 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную строчку — 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

Смотрите так же:  Оформить медицинскую книжку зеленоград

С 1 января 1999 * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1 января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

С 1 января 2000 С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК — апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 — подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта: — «горбатая шкала» — поправка Г.В.Бооса: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, до 1.000.000 — 30% с превышения, свыше 1.000.000 — 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, свыше 500.000 — 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался; — двухставочная шкала — поправка А.Д.Жукова: до 120.000 — 13%, свыше 120.000 — 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; — сохранение нынешней трехставочной шкалы — поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская — повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 — 12%, до 150.000 — 20%, свыше 150.000 — 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000 руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса — Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2000 С 1 января 2001 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте Федеральным законом 71-фз от 30 мая 2001 (в основном касавшимся налогобложения доходов от операций с ценными бумагами) из списка налогов, облагаемых по 35-процентной ставке изъяты выигрыши на тотализаторах и в других основанных на риске играх (в том числе с использованием игровых автоматов). Фактически в отношении игровых автоматов ставка не применялась. Федеральным законом 110-фз от 6 августа 2001 (вводившим в кодекс новую главу — «Налог на прибыль») введена четвертая ставка — для дивидендов — 6%.

С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

18 февраля 2005 Дума рассматривала законопроект Г.Н.Селезнева о возвращении к прогрессивной ставке налога: до 60 тыс.руб./год — 6%, до 360 — 13%, до 1,2 млн. — 20%, свыше 1,2 — 30%. Проект не набрал необходимого числа голосов — «за» 93. СРАВНЕНИЯ

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-.

  • Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (392-I от 2 декабря 1990). Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.
  • Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан (от 19 апреля 1991)
  • Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1998-I от 6 декабря 1991) Изменен законами 3317-I от 15 июля 1992, 4178-I от 22 декабря 1992, 4618-I от 6 марта 1993; указом 2129 от 11 декабря 1993; федеральными законами 29-фз от 27 октября 1994, 37-фз от 11 ноября 1994, 74-фз от 23 декабря 1994, 10-фз от 27 января 1995, 95-фз от 26 июля 1995, 125-фз от 4 августа 1995, 211-фз от 27 декабря 1995, 22-фз от 5 марта 1996, 83-фз от 21 июня 1996, 11-фз от 10 января 1997, 94-фз от 28 июня 1997, 159-фз от 31 декабря 1997, 65-фз от 31 марта 1999, 207-фз от 25 ноября 1999. Опубликован: ВСНД 1992-12-591, 1992-34-1976, 1993-4-118, 1993-14-486, САПП 1993-50-4867, СЗ 1994-27-2823, 1994-29-3010, 1994-35-3654, 1995-5-346, 1995-26-2403, 1995-32-3201, 1996-1-4, 1996-11-1015, 1996-26-3035, 1997-3-355, 1997-26-2955, 1998-1-6, 1999-14-1663, 1999-49-5903.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (117-фз от 5 августа 2000). Глава 23. Налог на доходы физических лиц Изменен федеральными законами: 166-фз от 29 декабря 2001; 71-фз от 30 мая 2001; 110-фз от 6 августа 2001. Опубликован: СЗ 2000-32-3340, 2001-1-18, 2001-23-2289

    Подоходный налог в СССР

    В Советской России и СССР взимание подоходного налога с физических лиц имело определенные особенности.

    Использование прогрессивной системы налогообложения сочеталось с классовым принципом его применения.

    Так, в соответствии с Законом от 24 сентября 1926 г. при доходе 5000 руб. рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%.

    При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых элементов доходила до 41%.

    В дальнейшем механизм исчисления и взимания подоходного налога неоднократно реформировался с учетом изменения классовой структуры общества и общего развития народного хозяйства.

    В 1980-х гг. в СССР подоходный налог с основной массы населения, получающей доходы на государственных предприятиях, взимался по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% с доходов, превышающих 100 руб.

    Необлагаемый минимум соответствовал минимальной месячной зарплате (в 1986 г. она составляла 80 руб., а средняя заработная плата была равна 200 руб. в месяц).

    Для лиц, занимающихся частной практикой, предпринимательской деятельностью, кустарей, максимальные ставки были установлены в размере 65-81% с сумм годового дохода, превышающего 5000-7000 руб.

    В общей структуре налогообложения была предусмотрена разветвленная система льгот.

    Например, для налогоплательщиков, имеющих на иждивении четырех и более человек, размер подоходного налога снижался на 30%. Участникам Великой Отечественной войны предоставлялась скидка в размере 50%.

    Общий вклад подоходного налога в доходы бюджета в этот период составлял около 8%.

    Коренное изменение системы подоходного налогообложения в СССР, а затем в Российской Федерации, произошло в период перестройки, развала СССР и экономической реформы 1990-х гг.

    С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был введен подоходный налог, взимаемый по единым принципам со всех налогоплательщиков, исходя из совокупного годового дохода.

    В отношении всех видов доходов была установлена единая прогрессивная шкала ставок и единая система льгот.

    За время действия указанного закона в 1992-2000 гг. шкала менялась девять раз.

    При этом минимальная ставка оставалась равной 12%, а максимальная изменялась в диапазоне от 60% (в 1991 г.) до 30% (в 1999-2000 гг.).

    В настоящее время различают два типа подоходного налога:

    1) общеподоходный налог;

    2) парцелярный (шедулярный) подоходный налог.

    Смотрите так же:  Ответственность соучредителя по долгам ооо

    Общеподоходный тип налога предполагает налогообложение совокупного дохода физического лица, который включает в себя все виды доходов не только в форме прямых активных доходов в виде заработной платы, авторских гонораров, от предпринимательской деятельности, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банке), прирост капитала и ряд других доходов.

    Шедулярный тип подоходного налога предполагает начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке.

    Общеподоходный тип налога считается наиболее соответствующим принципу справедливости, так как позволяет в полной мере учесть платежеспособность налогоплательщика, его семейное положение и существующий в стране прожиточный минимум.

    В настоящее время практически во всех странах мира применяется общеподоходный тип налога. Шедулярный же тип подоходного налога используется практически только в Англии и некоторых ее бывших колониях, Швеции, Франции, а также с 2001 г. — в Российской Федерации.

    Принципиальным моментом в организации подоходного налогообложения является вопрос о ставке налога и шкале налогообложения. В конце XIX — начале XX в. в работах

    В. Вагнера, Э. Селигмена, А. Исаева, других специалистов было доказано, что в наибольшей степени принципу справедливости удовлетворяет прогрессивная шкала налогообложения, при которой большим доходам соответствует и большая процентная ставка.

    Практически во всех странах мира (за исключением России и ряда стран бывшего СССР) подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. В табл. 4.5 приведены максимальные значения шкалы налогообложения доходов физических лиц в современных государствах на уровне центрального правительства. В ряде государств подоходные налоги взимаются и на региональном, и местном уровнях (США, Япония, Швейцария, Швеция, Дания и др.). При этом также могут быть использованы прогрессивные шкалы налогообложения.

    История НДФЛ в России

    За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

    Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

    В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

    Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

    В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

    В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

    Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

    Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

    Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

    Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

    История развития подоходного налога в России – в инфографике.

    Тяжелый путь подоходного налога

    Сегодня исполняется 215 лет со дня введения первого в мире подоходного налога. 13 января 1799 года специальный сбор с доходов населения был одобрен палатой лордов британского парламента и стал обязательным к уплате всеми подданными короля Англии. До этого монархами предпринималось множество попыток ввести налог, но каждый раз они натыкались на ожесточенное сопротивление народа и были вынуждены спешно отказываться от этой затеи. Сейчас НДФЛ воспринимается как неотъемлемая часть жизни, даже в таких «жадных» странах как Швеция и Австрия, в которых граждане обязаны отдавать государству половину всех своих доходов.

    Первая попытка ввести подоходный налог была предпринята в Англии в 1449 году королем Генрихом VI. Она кончилась беспощадным восстанием в графстве Кент, в ходе которого были разграблены 12 богатейших поместий правящей династии и убиты десятки баронов и герцогов. В результате король был вынужден отрубить голову своему главному сборщику налогов и отменить налог. В 1472 Эдуард IV добился от парламента введения 10-процентного подоходного налога, чтобы нанять 13 тысяч лучников для военного похода на Францию. Попытка опять провалилась, потому что англичане отказывались платить, а сборщиков насильно забирали на принудительные работы на свои хозяйства, либо забивали палками до полусмерти и отправляли обратно к королю с крайне нецензурными посланиями. Королевский министр финансов спешно отменил налог.

    В 1641 г. английский парламент принял закон, согласно которому дворяне платили подушный налог (от £100 в год для герцога до £10 для сквайра), а недворяне — подоходный (5% в год). Однако недворяне все равно отказывались платить: через месяц министерство финансов направило королю отчет, в котором призналось, что собрало лишь 0,2% месячного плана, а пятая часть сборщиков получили сильные травмы тяжелыми предметами и отказались работать. В итоге подоходный налог был отменен с формулировкой: „Не подходит для Англии“.

    13 января 1799 года временный подоходный налог для финансирования войны с Наполеоном был одобрен палатой лордов британского парламента со ставкой в 10% со всех доходов, превышающих £200 в год, с пониженной ставкой для доходов от £60 до £200 в год и налоговым освобождением для тех, кто получал меньше £60 в год. Однако это было не все. Специальным указом король Георг III ввел дополнительный налог, ставка которого исчислялась по внешним признакам роскоши. Например, если человек обзавелся мужской прислугой, то начинал уплачивать в казну по 10 фунтов за каждую служащую ему «голову», а если только женской – то по 5 фунтов. Владение каретой обходилось английскому подданному уже в 120 фунтов. За каждую шляпу королевские сборщики налогов брали по 4 фунта, а в случае, когда господин обзаводился целой шляпной комнатой, приходилось отдавать государству целых 300 фунтов серебром. Сборщики были обязаны следить за гражданами на вверенной им территории, чтобы отслеживать, не появилось ли в чьем-нибудь гардеробе новой модной шляпы или набалдашника к трости с драгоценными камнями.

    Тогда Совет общин города Лондона принял специальное заявление, в котором заявил, что „обложение налогом ненадежных и постоянно меняющихся доходов от труда и умения людей, занимающихся ремеслами и свободными профессиями, является проявлением произвола, жестокости и притеснения, а методы его сбора не соответствуют британской конституции и противны чувствам англичан“. Жители Англии платили налог крайне неохотно: его собираемость оставалась на уровне 20-30%. В 1816 году налог отменили, но в 1842 все-таки восстановили, чтобы сбалансировать госфинансы, и он стал постоянным. Но в нем уже не было унизительных дополнений, касающихся подсчетов предметов роскоши и домашнего обихода.

    В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция — с 1914 г.). В России в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, а специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916 года. Подоходный налог распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум — 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной — 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления налога резко снизились и его отменили. В 1922 году, при НЭПе, взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог. В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

    Исторически в России шкала ставок подоходного налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода. Сегодня все граждане РФ уплачивают НДФЛ по ставке 13%, исключая некоторые редкие виды доходов — с выигрышей и призов (35%), доходов от акций (9%) и т.д.

    В других странах, по сравнению с Россией, ставки подоходного налога сложнее и, как правило, имеют большую прогрессивную шкалу. В США, например, первые 8950 $ дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 $ для супружеских пар), налоговые ставки варьируются от 10 % (со следующих 8025 $ облагаемого дохода) до 35 % (на доходы выше 357 700 $).

    Самой «дорогой» по подоходному налогу является Швеция. При годовом доходе в интервале от 18 200 крон до 413 200 крон нужно платить муниципальный налог по ставке 29–35 процентов от зарплаты (в зависимости от региона страны). При годовом доходе от 413 200 крон до 591 600 крон (т.е подавляющее большинство граждан) нужно также платить государственный налог. Он составляет 25 процентов от зарплаты свыше 413 200 крон в год. При доходе превышающем 591 600 крон взимается дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы, превышающей 591 600 крон. В среднем каждый работающий швед отдает государству 55% своих доходов. На втором месте Австрия – налоговые резиденты, чей доход находится в диапазоне от 25 до 51 тысячи евро (подавляющее большинство, около 75%), в этой стране платят налог по ставке 43%. А кто побогаче (доход более 51 тысячи) – 50%.

    Смотрите так же:  Налог за эмиссию в окружающую среду

    Подоходный налог в 2016 году

    С подоходным налогом знакомо практически все взрослое население России и даже некоторые активные и продвинутые старшеклассники. Официально подоходный налог называется НДФЛ – налог на доходы физических лиц. О том, какие именно доходы облагаются подоходным налогом, размере подоходного налога, льготах по нему и порядке возмещения подоходного налога мы поговорим в статье ниже.

    Что такое подоходный налог

    Подоходный налог – это налог на доходы физических лиц, прямой федеральный налог. 85% сборов от его взимания перечисляются в бюджет того субъекта РФ, где он был собран, а остаток идет в местные бюджеты.

    Обратите внимание: доходами физлица следует считать деньги и имущества, которое физлицо получило от юрлица или другого постороннего человека без обязательства вернуть. А вот аналогичное получение ценностей от членов семьи и близких родственников доходом для обложения НДФЛ признавать нельзя – это перераспределение внутри семьи ранее полученных доходов.

    История подоходного налога в России начинается с 1812 года, когда был введен налог на доходы для помещиков на принадлежащую им недвижимость. Шкала была прогрессивной и имелся даже необлагаемый минимум в размере 500 руб. в год – на тот момент эта сумма равнялась стоимости двух небольших домов в Санкт-Петербурге. В советское время с НДФЛ много экспериментировали и даже на некоторое время отменяли. Уже в современной России в 1992 году ввели прогрессивную шкалу налогообложения, причем максимальная ставка составляла 40%. Нынешняя основная ставка НДФЛ 13% была введена в 2001 году, при этом налогом одинаково облагаются доходы независимо от их размера.

    На уровень подоходного налога с физических лиц влияет происхождение доходов. В 2016 году в России размер подоходного налога для физических лиц составляет:

    • 13% – основная налоговая ставка, применяется для трудовых доходов налоговых резидентов страны от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности на ОСН, сдачи в аренду и продажи имущества, получения дивидендов от участия в деятельности организаций;
    • 9% — для доходов в виде процентов по некоторым облигациям, ранее 9% взимали с доходов в виде дивидендов, сейчас дивиденды облагаются НДФЛ в размере 13%;
    • 30% — доходы физлиц-нерезидентов страны, кроме высококвалифицированных специалистов и беженцев;
    • 15% — для дивидендов от участия в деятельности российских компаний иностранных граждан-нерезидентов;
    • 35% — для выигрышей в конкурсах и играх свыше 4 000 руб., доходов по вкладам в банках.

    В своей трудовой деятельности гражданин чаще всего сталкивается со ставкой НДФЛ 13%. Платят этот налог все лица, имеющие доход на территории нашей страны – как граждане, так и неграждане и лица без гражданства. Следует заметить, что не каждый доход человека – предмет обложения НДФЛ. Доходами не являются разного рода пособия, пенсии, компенсации от государства (кроме пособия по временной нетрудоспособности, с ним мы подробнее познакомимся ниже) и работодателя, алименты, научные гранты, международные и российские премии, доходы от получения имущества в наследство.

    Подоходный налог с зарплаты

    Что такое подоходный налог с заработной платы – эта та сумма денег, которую удерживает работодатель с выплат в рамках трудовых отношений работнику. Сам сотрудник к расчету и перечислению НДФЛ отношения не имеет – государством эта обязанность возложена на работодателя, который выступает в данном случае налоговым агентом. В этом состоит отличие подоходного налога от взносов во внебюджетные фонды: оба платежа рассчитываются с фонда оплаты труда, но взносы – это траты самого работодателя, а НДФЛ он платит не из «кармана» компании, а из зарплаты самого работника. При этом работодатель должен не только рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет личный подоходный налог каждого работника, но и отчитываться по этим расчетам в налоговую службу:

    • 2-НДФЛ – справки, передаваемые компанией ежегодно на каждого сотрудника, который в течение отчетного периода получал в компании какой-либо доход;
    • 6-НДФЛ – расчет был введен в 2016 году, сдается ежеквартально и содержит информацию о начисленных, удержанных и перечисленных суммах НДФЛ в бюджет в целом по компании.

    Справки 2-НДФЛ бухгалтер составляет не только раз в год обязательно, но и по просьбе работника для предоставления в банковские учреждения – 2-НДФЛ подтверждает доход сотрудника и дает работникам банка информацию для анализа платежеспособности человека.

    Как рассчитать подоходный налог

    Допустим, столяр Фролов получает 20 000 рублей: 20 мая он получает аванс за май, а 5 июня – саму майскую зарплату. В бухгалтерском учете на 31 мая бухгалтер начисляет зарплату за май и исчисляет подоходный налог с этой суммы – 2600 руб. в месяц. Не позднее 6 июня бухгалтер должен перечислить в бюджет 2600 руб. подоходного налога за Фролова. А сам Фролов получит «на руки» за май 20 000 руб. — 2600 руб. = 17 400 руб.

    С какой суммы не берется подоходный налог с зарплаты? Законодательством не установлен минимум, с которого не взимается НДФЛ. Налог бухгалтер работодателя посчитает с любой облагаемой выплаты в пользу работника, независимо от ее размера. Так рассчитывается подоходный налог при условии, что у работника нет детей, а сам он не относится к определенной категории граждан, которые имеют льготы по НДФЛ.

    Какие есть льготы по подоходному налогу

    Уменьшить НДФЛ могут все граждане, у которых есть дети – государство предусмотрело налоговые вычеты: 1400 руб. на первого и второго ребенка, 3000 руб. на третьего и последующих детей. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая база, то есть заработок сотрудника, при расчете подоходного налога. Те, у кого дети являются инвалидами, имеют право на вычет в размере 12 000 руб.

    Обратите внимание: вычет по подоходному налогу могут получить не только кровные родители ребенка, но и усыновители, попечители и опекуны. Если родитель, опекун, попечитель или усыновитель воспитывает малыша самостоятельно, то вычет дается в двойном размере до тех пор, пока работник не вступит в брак. Льгота по подоходному налогу на детей в 2016 г. в России предоставляется до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет, если ребенок учится на очной форме обучения — то до 24 лет. На льготы по подоходному налогу могут рассчитывать также инвалиды, военнослужащие и участники ликвидации аварии на ЧАЭС.

    При предоставлении вычета на детей по НДФЛ следует размер дохода работника, посчитанный нарастающим итогом с начала календарного года — если доход превысит 350 000 руб. (в 2016 г.), то вычет не предоставляется. Для вычета по доходам самого сотрудника-льготника предел предоставления вычета не установлен.

    Как посчитать подоходный налог с зарплаты, если есть ребенок

    Допустим, в ООО «Фантазия» работает пекарь Ирина Михайловна Радова. Она замужем и воспитывает троих детей. Зарплата Ирины Михайловной – 50 000 руб. в месяц. Общая сумма вычетов Радовой составляет 1400 руб. * 2 = 2 800 руб. + 3000 руб. за третьего ребенка = 5 800 руб. Расчет подоходного налога с заработной платы Ирины Михайловны: (50 000 руб. — 5800 руб.) *13% = 5 746 руб. Таким образом, в январе 2016 года Радова получит «на руки» 44 254 руб.

    Нарастающим итогом зарплата Радовой превысит максимальный предел для применения налогового вычета в июле 7*50 000 руб. = 350 000 руб. Следовательно, начиная с августа 2016 года бухгалтер ООО «Фантазия» перестанет применять к заработку Ирины Михайловны вычеты на детей и Радова будет получать «на руки» 50 000 руб.-(50 000 руб. * 13%) = 43 500 руб.

    Как удерживается подоходный налог с зарплаты, если есть ребенок, но родитель воспитывает его один? В таком случае суммы вычетов увеличиваются вдвое. В примере с Ириной Михайловной Радовой, будь она в разводе, ее вычет составил бы не 5 800 руб., а 11 600 руб. Тогда НДФЛ Радовой равен (50 000 руб. — 11 600 руб.) * 13% = 4992 руб. Соответственно, заработная плата к выдаче из кассы (или перечислению на банковский счет) Радовой — 45 008 руб. (50 000 руб. — 4992 руб.).

    Как рассчитать подоходный налог с заработной платы работника-инвалида II группы? В таком случае следует учесть еще и вычет для инвалидов в размере 3 000 руб. То есть, продолжив пример с Ириной Михайловной Радовой, — она не только мать-одиночка с тремя детьми, но и инвалид II группы. Тогда общая суммы ее вычетов — 14 600 руб. (11 600 руб. + 3 000 руб.). НДФЛ Радовой за месяц равен 4 602 руб. ((50 000 руб. — 14 600 руб.) * 13%), а к выплате «на руки» бухгалтер ООО «Фантазия» посчитает 45 398 руб. (50 000 руб. — 4 602 руб.)

    Облагается ли больничный лист подоходным налогом

    Несмотря на то, что государственные пособия освобождены от обложения НДФЛ, с сумм пособия по временной нетрудоспособности взимается подоходный налог на общих основания – по ставке 13%. Данное пособие с экономической точки зрения – компенсация работнику за отсутствие на рабочем месте по уважительной причине, следовательно, такую выплату можно признать доходом и изъять 13% в пользу государства без учета налоговых вычетов на детей или самого работника.

    Берется ли подоходный налог с больничного листа по уходу за заболевшим членом семьи? Да, берется, по ставке 13%. Исключение сделано только для пособия по беременности и родам — так называемого «декретного» пособия. Эта выплата НДФЛ не облагается.

    За что можно вернуть подоходный налог

    Государством предусмотрено не только изъятие части дохода граждан, но и возмещение подоходного налога. Как вернуть подоходный налог – использовать налоговые вычеты, предусмотренные ст. 219, 220 НК РФ. Наиболее часто применяемые вычеты — имущественные и социальные.

    Имущественный вычет дается при покупке жилплощади (в том числе в ипотеку) или самостоятельной постройке жилой недвижимости для собственных нужд. Социальные вычеты включают в себя возвращение подоходного налога с трат на образование, лечение, пенсионное и медицинское страхования.

    Как вернуть подоходный налог

    Для этого нужно потратиться на недвижимость, учебу, лечение или страхование, соблюсти все условия, указанные в НК РФ и предоставить подтверждающие документы в налоговую инспекцию. Если все верно, то государство вернет вам 13% от затрат (в рамках определенных лимитов, например, для трат на недвижимость — не больше 260 000 руб.). Либо вы можете получить в налоговой инспекции специальное уведомление для работодателя, на основании которого бухгалтер перестанет удерживать с вашей зарплаты подоходный налог до тех пор, пока государство не вернет вам причитающуюся сумму НДФЛ.

    Подробнее о том, как высчитать подоходный налог к возмещению из бюджета в случае покупки квартиры, лечении зубов, постройке дома и т.д. читайте в статьях нашего сайта.