Налог и налогообложение доклад

Налог и налогообложение

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 Налоговый контроль, формы его проведения, виды налоговых проверок

2 Налог на имущество организаций: элементы налогообложения

3 Налог на прибыль: элементы налогообложения

4 Сущность и функции налогообложения

5 Практические задачи по налогообложению

Список используемой литературы

1 Налоговый контроль, формы его проведения, виды налоговых проверок

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации.

Местом нахождения имущества признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;

Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество. Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:

1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4) культурные ценности;

5) золото в слитках.

3. Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика, плательщика сбора — организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Налоги и налогообложение в РФ

Главная > Реферат >Финансы

Актуальность настоящего исследования выражена в ряде аспектов: с одной стороны, существенной ролью, играемой налоговой системой в жизнедеятельности и функционировании всего Российского государства, с другой — необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к решению проблем, связанных с формированием новой налоговой системой и взиманием налогов в современных российских условиях.

Таким образом, налоговая система наделена важнейшими функциями в условиях становления в России гражданского общества и правового демократического государства. А изучение проблем формирования налоговой системы требует учета конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются различные внутри и внешне государственные процессы.

Все эти обстоятельства предопределили содержание настоящей работы. В ней исследуются различные аспекты формирование налоговой политики в части наиболее эффективного взимания налогов в государственный бюджет на примере налога с доходов физических лиц: рассматриваются вопросы становления, развития и сущности налоговой системы, дан анализ состояния налоговой системы в условиях современной России; уделено большое внимание вопросам, которые продолжают оставаться достаточно спорными в настоящее время и др.

Смотрите так же:  Требования к общеобразовательным сайтам

Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с решением проблем в области формирования и взимания налогов в условиях современной России, а так же перспективы совершенствования действующего налогового законодательства в данной области.

Предмет исследования – налоговая система в части взимания налога на доходы с физических лиц, как гарант полноценного функционирования и жизнедеятельности Российского государства.

Целями исследования являются:

— определение общих тенденций, связанных с состоянием и развитием современной налоговой системы государства;

— разработка концепции государственной политики в области эффективного взимания налога с доходов физических лиц с учетом современной российской действительности;

— обозначение основных направлений деятельности органов власти и управления в сфере решения проблем по более эффективному взиманию налогов с физических лиц.

Среди задач настоящего исследования можно выделить:

— рассмотрение общих вопросов, касающихся формирования налоговой системы государства: понятие, сущность и др.;

— анализ состояния современной налоговой системы в условиях государства;

— разработка основных направлений концепции государственной политики в сфере более эффективного формирования и взимания налогов с физических и юридических лиц.

При написании данной работы были использованы различные методы научного познания. В основе исследования лежит общий метод диалектики, а так же частные методы научного познания, а именно: системный метод, статистический метод, сравнительно-правовой (компаративный) метод, конкретно-социологический метод.

В основу теоретического исследования входит правовая литература, связанная с налогами и налогообложением. Так, например, были использованы труды Дробозиной Л.А., Кругловой Н.Ю., Карагод В.С., Худолеева В.В. и др. Применялась и официальная литература, дан анализ зарубежного законодательства в данной области.

Эмпирическую базу настоящей работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.

Таким образом, при подготовке и написании настоящей работы были изучены и проанализированы: нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также нормативные акты, аналитические материалы, относящиеся к исследуемой проблематике; соответствующая отечественная и зарубежная литература.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также приложения, относящиеся к исследованию.

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,

КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Уже на протяжении XIX века главным источником доходов являлись государственные налоги. Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом.

Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» 1

Основы налоговой системы России законодательно были оформлены в 1991 году. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы той поры являлся общий кризис экономики.

В условиях бюджетного дефицита того недавнего времени, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживала тогда российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим тогда оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматривались серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в середине 90-х годов XX века общая ставка налога на прибыль составляла 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами относительно невысока — 2,8%, а значение налога на имущество того времени явно принижено — на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета. Таких примеров можно приводить очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего налогового законодательства рассмотреть подробнее.

К серьезным недостаткам налогового режима того времени, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы XX века является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживавшим в то время привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

2.1. Налоги и налоговая система РФ

Налоги представляют собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса. РФ. 2

В теории налогообложения предлагаются различные определения налога и сбора. Среди них хотелось бы отметить следующие:

1. Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно. 3

2. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Кроме того, налоги – основной источник доходов государства. 4

3. Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. 5

4. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизируемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. 6

Хотелось бы отметить, что основными налогами, поступления от которых составляют большую часть доходов федерального бюджета Российской Федерации в целом являются:

— налог на прибыль организаций – почти 8% налоговых доходов и 6% всех доходов федерального бюджета РФ;

— налог на добавленную стоимость (НДС) – около 48% налоговых доходов и более 36% всех доходов федерального бюджета РФ;

— акцизы – около 6% налоговых доходов и около 4% всех доходов федерального бюджета РФ;

— налог на добычу полезных ископаемых – около 13% налоговых доходов и около 10% всех доходов федерального бюджета РФ;

— единый социальный налог (ЕСН) – около 16% всех доходов федерального бюджета РФ. 7

Пять вышеуказанных налогов составляют более 71% всех доходов федерального бюджета Российской Федерации, поэтому их можно по праву отнести к основным налогам, поступления от которых составляют большую часть доходов федерального бюджета РФ. 8

1.2. Анализ состояния налоговой политики в условиях современной России

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, Россия тому не исключение.

Для выполнения своих прямых функций по удовлетворению коллективных потребностей Российской Федерации требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Особое место в налоговой политике государства занимает налог на доходы физических лиц (ранее – подоходный налог). По своей сути данный налог выражает обязанность всех физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Можно сказать, что данный налог является важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП – физические лица — и составляет сущность налога на доходы.

Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по мнению автора исследования, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Ведь, действительно, нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Однако, несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

Во-первых, следует сказать, что во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверх доходы, и сильную имущественную дифференциацию. По мнению автора исследования, все эти замечания справедливы.

Смотрите так же:  Как расторгнуть брак в рк

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Взимание налога с доходов физических лиц является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами отдельно взятого гражданина.

В настоящем разделе предпринята попытка раскрыть основные направления налоговой политики России, выделить её основные противоречия и предусмотреть пути наиболее эффективного реформирования.

Налоги и налогообложение

НАЛОГ — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные (например акциз), увеличивающие цену товара.

Налог — один из основных источников пополнения государственной казны. Основная функция налога — регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Важнейшей функцией налогов является перераспределение денежных средств. Другими функциями налогов являются: фискальная (формирование федерального, региональных и местных бюджетов (внебюджетных фондов), социальная (выравнивание доходов групп населения).
При установлении налога (сбора) определяются: 1) налогоплательщики; 2) объект налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговая ставка (ставки); 5) порядок и сроки уплаты.
Налоги и сборы являются источниками формирования государственного и местных бюджетов.

Налог и налогообложение доклад

Проверил преподаватель:
Пузийчук С.В.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
·власть вправе устанавливать налоги
·всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
·однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
·очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)
·определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое у
станавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
— субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
— носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
— объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)
— ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1.Твердые ставкиустанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2.Пропорциональные- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные- средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4.Регрессивные- средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
Налогоплательщик обязан:
·своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
·вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
·представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
·выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
Налогоплательщик имеет право:
·пользоваться льготами по уплате налогов;
·знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
·обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, как им они пользуются под покровительством государства.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, — все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.
Как видно, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
В практике большинства государств получили распространение триспособа взимания налогов:
1) «кадастровый»- (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2)на основе декларации
Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.
3)у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:

Смотрите так же:  Оформить кредитную карту авангард

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

— ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
— ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:
r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a), T(b) Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции — 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.
Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 — 70% налога.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.

Подоходные налоги.
Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход — это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы — необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ — каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.
Таким образом,
Облагаемый доход = Валовой доход — Вычеты
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Налог на добавленную стоимость.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается конечным потребителем.
В соответствии с законом РФ “ О налоге на добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:
1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями;
2) полные товарищества, реализующие товары от своего имени;
3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские хозяйства;
4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий, находящиеся на территории России;
5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам; операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок, открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино; ритуальные услуги; продукция собственного производства.
Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:
1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком, принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных счетов.
А) цена реализации товара
Цена поставляемого надбавка
товара
НДС НДС

Б) цена реализации товара НДС
с учетом льгот

надбавка возмещается в уплату
предстоящих платежей или из бюджета
цена поставляемого
товара без НДС

А, Б – освобождение от НДС товаров с правом вычета уплачиваемого поставщиком налогас учетом льгот.
2. Освобождение от этого налога без предоставления права вычета уплачиваемого поставщиком налога. Уплачивание суммы налога становится фактором издержек производства (и обращения) и соответственно включается в цену товара и услуг.
А) Цена реализации товара

НДС издержки прибыль НДС с
материалов производства обработанного
товара