Требования к качеству серебра

Технологические процессы на ООО ВЮЗ «Русское серебро»

В настоящее время ООО Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро» создает высокохудожественные изделия из серебра в виде коллекций для сервировки стола. Общие технические требования к ювелирным изделиям представлены в отраслевом стандарте «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» ОСТ 117-3-002-95.

Специфической чертой производимых изделий, несмотря на применение передовых технологических процессов, является преобладание ручного труда.

Технологические процессы производства серебряных изделий на ВЮЗ «Русское серебро».

Волгореченский ювелирный завод производит изделия в направлении «Русский стиль». Еще с 19 века стало принято изготавливать такие изделия в технике литья по выплавляемым моделям с последующей ручной обработкой.
Представленные предметы сервировки стола производятся с учетом сложившихся в этом стиле и в нашей местности традиций.
Начинается производство с создания модели будущего изделия.

Работа художников

Прежде, чем изделие появится на свет, оно рождается в воображении художника. В нашем случае — это Художественный Совет, состоящий из высоких профессионалов своего дела, талантливых художников.

Вдохновением для работы служат персонажи и сюжеты русских сказок, дошедшие до нас из глубины веков. Основной задачей, стоящей перед художниками при создании нового изделия, стоит соединение смысла сказки с утилитарным назначением предмета. Также характерной особенностью изделий нашего завода является присутствие чувства юмора.

На заседании художественного совета обсуждается возникшая идея для создания нового изделия, вносятся предложения по концепции конструктивного, смыслового и утилитарного решения, разрабатывается проект. После утверждения проекта художник приступает к моделированию, применяя исключительно ручные традиционные приемы, кропотливо вылепливая из воска каждый квадратный миллиметр будущего изделия. В процессе моделирования члены Художественного совета обсуждают произведенную работу, дают свои рекомендации и предложения. Нередки случаи, когда приходится несколько раз заново приниматься за изготовление модели, не достигнув в прежней работе необходимого качества или художественного образа. Поэтому кропотливый труд по созданию модели будущего изделия может длиться порой не один год.

Одновременно необходимо обеспечить будущее производство комплектующими. В нашем случае — это хрусталь и стекло, изготавливаемые специально вручную по нашим эскизам.

Мы отсылаем на хрустальный завод чертежи и получаем пробную партию комплектующих.

Только после окончательной подгонки восковой модели под изготовленный хрусталь можно продолжить работу над созданием нового изделия.

Когда восковая модель полностью утверждена Художественным Советом, она передается для дальнейшей работы в модельный цех.

Изготовление мастер-модели

Так как создаваемые изделия в большинстве своем являются крупными и сложными по форме, для возможности дальнейшего тиражирования необходимо разработать конструкцию модели — как разобрать ее на части, чтобы в дальнейшем была возможность сборки изделия без ущерба для его качества. Такое решение может принять только опытный художник — мастер, прекрасно знающий особенности изготовления резиновых пресс-форм, нюансы восковых отливок, технологию литья серебра и дальнейшей монтировки изделия.

После разборки восковой модели на части ее детали паяются в «елку» и передаются для отливки в литейный цех. Это очень ответственное мероприятие, так как результат работы художников, на который было затрачено колоссальное количество времени и средств, зависит теперь от внимательности и точности одного мастера — литейщика. Если он допустит в своей работе брак, то модель придется изготавливать заново, с нуля.

Процесс литья мы подробнее опишем в технологии изготовления самих изделий.

После получения готовых отливок детали будущей модели идут обратно в модельный цех для окончательной их обработки и превращения уже в металлическую мастер-модель. Полученные отливки необходимо тщательно доработать, и делается это под микроскопом, так как требования к качеству мастер-модели всегда значительно выше, чем к самому изделию. Она должна быть выполнена безупречна, так как любой изъян будет при производстве многократно повторен. Одновременно создаются конструктивные особенности для удобства и качественности дальнейшего производства изделия.

Для обеспечения безупречного качества выпускаемых изделий на нашем предприятии внедрена система пооперационного контроля, то есть вся продукция проходит через отдел контроля качества после каждой операции.

Изготовление резиновых пресс-форм

Подготовленные в модельном цехе мастер-модели деталей будущего изделия передаются мастеру-резинщику. Он тщательно обезжиривает детали, просушивает и заправляет каждую деталь в индивидуальный пакет, заполняя его сырой резиной. Подготовленный таким образом пакет проходит процесс вулканизации, а после остывания мастер вынимает резиновую пресс-форму и разрезает ее для вынимания металлической модели. Далее он продолжает работу над пресс-формой, добиваясь качественного получения восковых отливок.

Работа с воском

Резиновая пресс-форма передается на восковочный участок, где кропотливые работницы впрыскивают под давлением расплавленный воск в полости формы. Необходимо тщательно соблюдать температурный режим, величину давления и следить за качеством воска. Под каждую модель в процессе отработки изделия подбирается свой тип воска. Для выявления скрытых дефектов каждая деталь дополнительно к стандартному контролю просматривается на просвет, чтобы избежать при литье появления раковин. Так получаются восковые прототипы будущих деталей ювелирных изделий. Они напаиваются с помощью специального паяльника на стержень, получается восковая «елка», которая отправляется на литейный участок.

Литье

Для того, чтобы из восковых деталей получились серебряные, необходимо заформовать «елку» в опоку, т. е. надеть на изготовленное «деревце» металлическую опоку, обернуть ее пленкой и залить под вакуумом формовочной смесью. После заливки опока вибрируется для удаления пузырьков воздуха и оставляется в покое для кристаллизации формомассы.

Через несколько часов опока отправляется в прокалочную печь для вытопки воска и подготовки непосредственно к литью. Только после этого в плавильной печи мастер-литейщик расплавляет необходимое количество драгоценного металла вместе с лиггатурой и заливает его в образовавшиеся после выплавки воска полости в опоке.

Когда опока остынет, литейщик разрушает формомассу и достает отлитую серебряную «елочку». Он отчищает ее от остатков формомассы, разбирает на отдельные детали и отбеливает для удаления образовавшейся после литья окисной пленки.
Для обработки деталей и сборки их в изделие полученные отливки передаются в монтировочный цех.

Монтировка

Мастер — ювелир получает для работы комплект деталей, из которого он должен изготовить изделие. Необходимо тщательно подогнать отливки друг к другу. Это достигается ручной обработкой деталей напильниками, шаберами, надфилями различной формы. Каждое изделие вручную подгоняется под свою хрустальную вставку. Это необходимо в связи с тем, что весь хрусталь изготавливается вручную, он может отличаться в размерах один от другого.

После сборки и подгонки будущее изделие паяется твердым припоем, состоящим из сплава серебра более низкой температуры плавления, чем основной металл. Пайка производится вручную открытым пламенем при помощи пропана в смеси со сжатым воздухом в паяльном отделении завода.

После отбеливания изделие возвращается к мастеру для дальнейшей шлифовки и полировки.
Шлифование — процесс снятия с изделия очень тонкого слоя металла с помощью шлифующих (абразивных) материалов и инструмента. В нашем случае он производится вручную с помощью бормашин, шаберов и бархатных надфилей.

Полирование — удаление с поверхности металла микронеровностей с целью получения высокого класса чистоты и зеркальной поверхности обрабатываемых изделий. Оно производится с помощью бормашин и полировников.
Далее изделие передается в отделочный цех.

Чеканка

Для придания изделию фактуры и увеличения плотности поверхности металла, а также нанесения рисунка производится прочеканивание изделия при помощи специального молотка и подобранного по сечению чекана.

Оксидирование

Для максимального проявления созданного художниками рельефа, а также в целях создания защитной пленки каждое изделие подвергается оксидированию. Делается это вручную путем нанесения на изделие кисточкой раствора серной печени (сваренное в определенной пропорции соединение поташа и серы). После тщательного просушивания оксидированные поверхности необходимо частично расчистить, чтобы оксид остался только в углублениях — «проявить» рисунок. Делается это мягкими шлифовальными резинками вручную, чтобы максимально бережно выявить объем и пластику.

Смотрите так же:  Цемент технические требования

После этой операции изделие необходимо снова вручную отполировать.

Гравирование

Гравирование — трудоемкий ручной технологический процесс, требующий специальной подготовки и обучения. Он представляет собой вырезание на изделии определенных линий, требующих особой четкости рисунка, которой невозможно добиться с помощью самого точного литья. На нашем предприятии мастера обучались своей профессии прямо на месте, изначально привыкая чувствовать красоту линий в наших изделиях.

Гравирование осуществляется исключительно вручную штихелем с необходимым для конкретной работы сечением. Мастер тщательно следит за красотой и выразительностью получаемых при гравировании линий.

Пескоструйная обработка

Декоративная обработка каждого вида изделия строго индивидуальна. Большинство наших изделий для придания максимальной выразительности необходимо подвергнуть частичному матированию, т. е. часть поверхности должна быть дополнительно обработана. Осуществляется это с помощью пескоструйного аппарата.

На первом этапе изделие обезжиривают, просушивают и закрывают участки, которые не должны быть подвергнуты обработке. Далее происходит непосредственно сам процесс матирования. Его производят с помощью пескоструйного аппарата, где абразивный материал подается сжатым воздухом. Мастер в защитных перчатках вручную подносит изделие под струю для нанесения декоративной фактуры на поверхность изделия.

После обработки изделие промывается и просушивается.

Золочение

Для придания изделию законченного вида в необходимых местах оно покрывается тонким слоем золота различного оттенка. Локальное золочение, применяемое на предприятии, представляет собой осаждение слоя золота на основной металл — серебро. Электролит в этом случае наливается в небольшую емкость и в него окунается гальванический карандаш, подключаемый к электричеству. В специальных камерах, исключающих попадание паров электролита в дыхательные пути, при строгом соблюдении температурного режима электролит вручную наносится в несколько слоев на необходимые участки.

При необходимости покрытия золотом больших участков используется гальваническое золочение. Для этого изделие после обезжиривания и просушки помещают в ванну с электролитом, в качестве которого используется раствор солей золота. При прохождении тока через раствор соли металла расщепляются и положительно заряженные частицы оседают на изделии. В результате получается очень прочный и ровный слой золота, обладающий отличной химической стойкостью и прекрасным внешним видом.
После этого изделие промывается, просушивается, полируется и тщательно протирается мягкой тканью.

Опробирование

Все наши изделия без исключения проходят опробирование в Верхне-Волжской инспекции пробирного надзора. Для этого изделия особым образом подготавливаются. На подходящем месте готовится площадка для простановки пробирного клейма, слева от этого места ставится оттиск именника, в котором зашифрован год изготовления и производитель. Каждый год изготавливается новый именник согласно требованиям пробирной инспекции.

После этого изделия упаковываются в специальную тару, исключающую повреждение изделий, и доставляются в инспекцию пробирного надзора. После проверки на соответствие заявленной пробе (у нас это 925 проба серебра) на каждом изделии работником инспекции проставляется оттиск пробирного клейма. В нашем случае это девушка в кокошнике, буква В (Верхне-Волжская инспекция) и цифры 925.

После этого изделия доставляются обратно на предприятие.

Закрепка

Окончательным этапом в производстве наших изделий выступает технологический процесс закрепки. Он представляет собой крепление камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Существуют три основных вида закрепки камней — крапановая, глухая и корнеровая. В нашей местности, особенно при производстве изделий, подобных нашим, традиционно применялась корнеровая закрепка. Сущность ее заключается в том, что камень держится в отверстии за счет корнеров (шариков), выделенных из металла штихелем.

Корнеровая закрепка — самая разнообразная. Этот вид закрепки используют тогда, когда нужно закрепить камень не в касте, а непосредственно в металле. Для этого отверстие в изделии готовят заранее. Подготовленное углубление на поверхности изделия рассверливают с помощи бормашинки на нужный диаметр, помещают туда камень и, аккуратно его придерживая, срезают штихелем часть металла, образуя вокруг камня «корнера». Когда камень зажат со всех сторон, его обязательно проверяют на прочность крепления и отсутствие зацепок на поверхности металла, только после этого переходят к следующей вставке.

Для более крупных камней в наших изделиях используется крапановая закрепка. Суть ее состоит в удерживании камня при помощи крапанов (отдельных стоек).

В завершении происходит один из самых ответственных моментов производства – соединение металлического изделия и хрусталя. Изначально к каждому изделию подбирается своя хрустальная вставка, и размер изделия напрямую зависит от нее. Мягко и аккуратно самые опытные работники завода вставляют хрусталь в серебряную оправу. Не секрет, что хрусталь является чрезвычайно хрупким материалом, поэтому для этой операции требуется высочайшее мастерство. Для удобства в уходе за изделиями в них предусмотрены резьбовые соединения, позволяющие разбирать изделия и вынимать хрустальные вставки.

После завершения всех операций изделие окончательно протирается мягкой тканью, взвешивается, опломбировывается и упаковывается в специальные фирменные футляры.

Исключительные авторские права на информацию, размещенную на данном сайте, в том числе на фотографии и товарный знак, принадлежат ООО Волгореченский Ювелирный Завод «Русское серебро». Произвольное копирование и несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности категорически запрещено.

Cлитки золота (серебра, платины, палладия). Виды и пробы слитков. Вес слитка.

Положением ЦБ РФ от 01.11.1996 г. N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» утвержденным Приказом ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. N 02-400 введены понятия, которые и определяют работу со слитками:

  1. Банки — это кредитные организации, в установленном порядке получившие лицензию (разрешение) Банка России на совершение операций с драгоценными металлами.
  2. Драгоценные металлы — это слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.
  3. Слитки драгоценных металлов — это стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской Ассоциацией Участников Рынка драгоценных металлов (ЛБМА) и Участниками Лондонского Рынка Платины и Палладия (ЛППМ).

Для соответствия требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (ЛБМА) и Лондонской ассоциации металлов платиновой группы (ЛППМ) слитки из драгоценных металлов, изготавливаемые Российскими заводами, и соответствующие требованиям национальных и международных стандартов соблюдают следующие параметры:

  • состав с определенной примесью,
  • определенную форму,
  • определенную массу.

На всех слитках драгоценных металлов выливаются обязательные метки, к которым относятся:

  • Серийный номер;
  • Проба;
  • Литеры драгметаллов;
  • Клеймо изготовителя;
  • Год изготовления;
  • Вес слитка в граммах или унциях.

Из перечисленных выше меток на особом месте стоит проба. Проба, это своего рода знак качества. В применении к драгоценным металлам – золоту, серебру, платине и палладию – проба имеет два значения:

  1. это государственное клеймо, гарантия полноценности слитков или монет, находящихся в обращении;
  2. это показание весового содержания драгметалла в единице сплава.

В соответствии с метрической системой, проба показывает, сколько граммов драгметаллов содержится в 1000 граммах изделия. Чистому металлу соответствует 1000-я проба.

В Положении ЦБ РФ от 01.11.1996 г. N 50 говорится о двух видах слитков драгоценных металлов Российского производства:

  • Стандартные слитки
  • Мерные слитки

Стандартные слитки золота (серебра, платины, палладия) и их проба

Для наглядности приведу изображения изделий ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова», а также их номиналы массы и пробы:


    Золото в стандартных слитках, ГОСТ 28058-89. Содержание основного компонента 99,99 %, масса слитков от 11,0 до 13,3 кг.

Смотрите так же:  Претензия об уплате долга за жку

Заводы России входящие в список Good Delivery

В мировой практике стандартным слиткам драгоценных металлов очень хорошего качества, с высокой пробой и клеймом многократно проверенных солидных аффинажных предприятий ЛБМА и ЛППМ присваивают статус Good Delivery («Надежная поставка»), который позволяет продукции предприятий высоко цениться и выходить на международный рынок драгоценных металлов.

В списке Good Delivery числится более 55 компаний из 28 стран по золоту, 68 компаний из 27 стран по серебру, 30 компаний из 10 стран по платине и 23 компании из 9 стран по палладию.

Требования к качеству изготовления ювелирных изделий

Захарова А. В., студентка

Ювелирные изделия — это украшения (кольца, броши, колье, бусы, булавки, браслеты, цепочки), которые человек надевает на одежду или непосредственно на тело . Для их изготовления применяют дорогостоящие материалы (золото, платина. серебро, драгоценные камни и др.). Ювелирные изделия могут быть изготовлены и из дешёвых материалов. такие изделия называются бижутерией. Важно, чтобы ювелирные изделия и из драгоценных металлов и из более дешевых были высокого качества.

Требования к изготовлению ювелирных изделий должны соответствовать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» В соответствии с этим документом к качеству ювелирных изделий предъявляются следующие требования:

  • Изделия серийного производства должны соответствовать техническому описанию.
  • Изделия единичного производства должны соответствовать рисунку и (или) авторскому образцу.
  • В изделиях могут быть незначительные варьирования элементов композиции, росписи или другой художественной отделки при условии сохранения сложности рисунка и высокого качества исполнения.
  • Материалы, применяемые для изготовления изделий, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.
  • Изделия должны быть заклеймены территориальной государственной инспекцией пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.
  • В изделиях из драгоценных металлов могут применяться детали из недрагоценных металлов только в том случае, если детали (часть деталей) не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам. Разрешается также использование неметаллических частей (вставок, эмали, черни).
  • Недрагоценные металлы, применяемые для изготовления изделий, находящиеся в непосредственном контакте с кожей и с пищевыми продуктами, должны быть из числа прошедших экспертизу в органах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
  • Парные изделия (серьги, запонки) в случае, если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок.
  • Поверхности изделий могут быть равномерно шлифованными, полированными — доведенными до блеска, равномерно матовыми и фактурными — неполированными или частично полированными.
  • На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев, следов инструмента, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком)
  • На нелицевой поверхности допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.
  • Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.
  • В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов.
  • На черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не должно быть более пяти рассредоточенных пор.
  • Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.
  • Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхности изделий должны иметь четкое изображение.
  • В реставрационных изделиях по согласованию с заказчиком допускаются дефекты, не поддающиеся исправлению.
  • Режущие кромки в изделиях (кроме клинков ножей, игл булавок) не допускаются.
  • Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.
  • Культивированный жемчуг в изделиях не должен иметь механических повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия для закрепки (нанизывания) жемчуга.
  • Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам и форме в соответствии с техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
  • Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, если иное не предусмотрено художественным решением, при этом возможность выпадения вставок должна быть исключена.
  • При крапановой и корнеровой закрепке крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхности вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани короны и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
  • При глухой закрепке касты должны обжимать вставки по рундисту плотно, без зазора. При этом, в случае отделки гризантом, рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов.
  • Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клей в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.
  • Серьги, а также броши, разъемные браслеты и шейные украшения должны быть снабжены замками.
  • Замки в изделиях должны исключать самопроизвольное их открывание и быть удобными в использовании. Резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов.
  • Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители.
  • Конструкция деталей крепления серег и брошей должна обеспечивать правильное положение изделий при эксплуатации в соответствии с их назначением и художественным решением.
  • Булавки в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами и не должны выступать за пределы изделия, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.
  • Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов.
  • Цепочки должны обладать гибкостью, не должны иметь деформированных звеньев, звеньев с расслоением металла, а также перевернутых звеньев, изменяющих рисунок цепочки.
  • В цепочках, изготовленных из проволоки диаметром менее 0,35 мм, не должно быть более двух спаев между звеньев.

Кроме требований к качеству изготовления при проектировании и создании художественного изделия необходимо обращать внимание на показатели эстетических и эргономических свойств. Например: оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде, композиция изделия, создание максимального удобства при использовании.

Соблюдать требования к качеству ювелирных изделий очень важно, так как несоблюдение их может привести к браку, могут быть нарушены эстетические и эргономические свойства изделия.

Качество ювелирных изделий

Контроль качества ювелирных изделий из сплавов драгоценных металлов проводят внешним осмотром. При контроле проверяют правильность оформления этикеток, правильность формы изделия, наличие на каждом изделии соответствующего сопроводительным документам клейма госинспекции пробирного надзора и именника предприятия-изготовителя, массу изделия, качество отделки, исправность замков и шарнирных соединений, наличие, целость и прочность закрепления вставок, соответствие размерам. Изделия осматривают невооруженным глазом на фоне листа белой бумаги при дневном свете или освещении лампы дневного света. Осмотр пробирного клейма, именника и вставок проводят с использованием 6 х или 10 х лупы. Оттиски клейма госинспекции пробирного надзора и именника изготовителя должны быть четкими.

Парные изделия (серьги, запонки) должны соответствовать друг другу по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок. На поверхности изделий не должно быть вмятин, царапин, пятен, потертостей, ухудшающих внешний вид изделий. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов и трещин. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно. Возможность выпадения вставок должна быть исключена. Концы крапанов и корнеров должны быть плотно прижаты к поверхностям вставок. Контроль качества закрепки вставок производится визуально, встряхиванием и легким покачиванием вставки (со стороны площадки) закругленным деревянным стержнем. Поверхность вставок должна быть блестящей, полированной. Ребра граней вставки должны быть четко выражены. Все элементы огранки верха должны быть визуально симметричны элементам огранки низа. Замки в изделиях должны исключать само

Смотрите так же:  Государственная экспертиза водных объектов

произвольное их открывание и быть удобными в пользовании. Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов. Работу замков и шарнирных соединений проверяют пятикратным опробованием их в действии. Цепочки не должны иметь деформированных звеньев. Массу изделий из сплавов драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах с точностью до 0,01 г для изделий из сплавов золота, платины и металлов платиновой группы и с точностью до 0,1 г — из сплавов серебра.

Размер колец определяется с помощью конусного кольцемера и должен соответствовать установленным размерам и маркировочным данным.

Требования к качеству ювелирных изделий подразделяют на группы:

— к материалам и к конструкции;

— к отделке, массе изделий.

Необходимо, чтобы все детали были прочно смонтированы, замок надежно работал, а шарнирное соединение обеспечивало бы плавное открытие створок, без перекосов и люфтов.

Поверхность изделий должна быть чистой, ровной, защитно-декоративные покрытия — без подтеков, царапин, пятен, отсло­ений и посторонних включений.

Качество ювелирных товаров должно соответствовать требо­ваниям ГОСТ. Качество изделий из драгоценных металлов начи­нают проверять с наличия клейма и именника предприятия-изго­товителя. Ювелирные товары подвергают 100 %-й проверке.

Качество внешнего вида изделий, упаковки, маркировки про­веряется визуально невооруженным глазом при свете электриче­ской лампочки в 30—40 Вт, при расположении источника света на расстоянии 25—30 см. Срок обнаружения скрытых дефектов изделий с драгоценными камнями, а также шарнирных соединений у серег и браслетов — 18 месяцев со дня продажи, а у остальных изделий — 12 месяцев.

По ГОСТу (ISO)-8402, качество — это совокупность потребительских свойств продукции, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) и способных удовлетворять текущие или перспективные потребности.

При оценке качества товаров различают такие понятия, как контроль качества и оценка уровня качества.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного изделия требованиям, установленным стандартами и другими нормативными или нормативно-техническими документами. В процессе проведения контроля качества контролер регистрирует значение того или иного показателя качества в проверяемом образце, а затем найденное значение сравнивает со значением, приведенным для этого же показателя в нормативных или нормативнотехнических документах. Чаще всего целью контроля качества является установление сорта конкретного образца или отбраковка дефектных изделий.

Контроль качества проводится на разных стадиях производства и обращения товара. Например, производитель осуществляет входной, оперативный и выходной контроль качества, то есть контролирует качество исходного сырья и материалов, качество конструирования и проектирования (качество образца-эталона и технического описания или качество авторского образца для изделий единичного производства), качество изготовления на определенных технологических этапах, а также качество готового изделия.

При передаче товара от одной стороны к другой осуществляется наиболее жесткий приемочный контроль качества, как, например, в процессе приемки товара торговыми организациями. Приемочный контроль может быть сплошным и выборочным. В оптовых организациях торговли изделия из драгоценных металлов проходят сплошной (100%-й) контроль качества. Все остальные ювелирные изделия подвергаются выборочному контролю, выборке подлежат 10% изделий партии, но не менее 10 изделий. На предприятиях розничной торговли проводят сплошной контроль всех ювелирных изделий.

Контроль качества ограненных вставок

Ограненные ювелирные вставки в настоящее время могут реализовываться конечным потребителям (частным лицам), однако, в основном продукция, выпускаемая ограночным предприятием, закупается производителями готовых ювелирных изделий со вставками.

Наиболее важным для ограночного предприятия является контроль качества готового изделия, в результате которого ограненная вставка относится к той или иной группе качества (или же отбраковывается). В качестве примера проведения такого контроля качества на ограночном предприятии ниже описывается процедура контроля качества бриллианта, как наиболее сложная и ответственная (из-за высокой стоимости каждой вставки). Ограненные вставки из другие минералов могут оцениваться аналогично или же по более упрощенной схеме.

Требования к качеству изготовления бриллиантов изложены в ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования» и ТУ 117-4.2099-2002 «Бриллианты. Технические требования. Классификация». В настоящее время существуют четыре группы качества огранки бриллиантов: А, Б, В, Г. За основу деления на группы качества взяты пропорции ограненного камня. Значения параметров бриллиантов той или иной группы качества огранки представлены в таблице.

Группы качества огранки бриллиантов по ГОСТ Р 52913-2008

Ювелирные Известия

Рос­стан­дар­том вве­ден в дей­ствие в ка­че­стве на­ци­о­наль­но­го ме­ж­го­су­дар­ствен­ный стан­дарт ГОСТ 6902-2018 «Зо­ло­то и се­реб­ро су­саль­ное. Тех­ни­че­ские усло­вия».

Ис­поль­зо­ва­ние су­саль­но­го зо­ло­та – это един­ствен­ный пра­к­ти­ч­ный ме­тод по­зо­ло­ты раз­но­об­раз­ных пред­ме­тов как при ре­а­ли­за­ции мас­шта­б­ных про­ек­тов в ар­хи­тек­ту­ре и стро­и­тель­стве, так и при про­из­вод­стве су­ве­ни­р­ной про­дук­ции.

С­прос на су­саль­ное зо­ло­то и се­реб­ро се­го­д­ня пе­ре­жи­ва­ет но­вый подъ­ем. Для его по­лу­че­ния тре­бу­ет­ся от 20 до 30 тех­но­ло­ги­че­ских опе­ра­ций, и ка­ж­дая со­дер­жит свои уни­каль­ные тре­бо­ва­ния, вли­я­ю­щие на ка­че­ство фи­наль­но­го из­де­лия. ГОСТ 6902-2018 рас­про­стра­ня­ет­ся на су­саль­ное зо­ло­то и се­реб­ро в кни­ж­ках из пря­мо­у­голь­ных ли­стов, пред­на­з­на­чен­ных для де­ко­ра­тив­ных, ху­до­же­ствен­ных, ре­став­ра­ци­он­ных и ан­ти­кор­ро­зи­он­ных по­кры­тий и при­нят вза­мен дей­ство­вав­ше­го на про­тя­же­нии бо­лее 40 лет ГОСТ 6902-75.

Глав­ные от­ли­чия но­во­го стан­дар­та со­сто­ят в сле­ду­ю­щем:

  • ак­ту­а­ли­зи­ро­ва­на но­мен­кла­ту­ра из­де­лий – зо­ло­та и се­реб­ра су­саль­но­го в кни­ж­ках – с уче­том тре­бо­ва­ний по­тре­би­те­лей и ре­а­лий но­во­го вре­ме­ни;
  • пре­ду­смо­т­ре­на воз­мо­ж­ность из­го­то­в­ле­ния из­де­лий дру­гой мас­сы и/и­ли с дру­гим ко­ли­че­ством ли­сто­в;
  • уточ­не­ны тре­бо­ва­ния к ка­че­ству по­верх­но­сти из­де­лий, пра­ви­лам при­е­м­ки и ме­то­дам кон­тро­ля, усло­ви­ям тран­с­пор­ти­ро­ва­ния и хра­не­ния.

Но­вый стан­дарт та­к­же уста­нав­ли­ва­ет га­ран­тий­ный срок хра­не­ния су­саль­но­го зо­ло­та и се­ре­бра, а та­к­же усло­вия их ис­поль­зо­ва­ния по­с­ле ис­те­че­ния га­ран­тий­но­го сро­ка.

В­нед­ре­ние стан­дар­та бу­дет спо­соб­ство­вать по­вы­ше­нию ка­че­ства и эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния из­де­лий из бла­го­род­ных ме­тал­лов и спла­вов, на­и­бо­лее пол­но­му удо­в­ле­тво­ре­нию ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей.

К раз­ра­бо­тан­но­му стан­дар­ту в ра­м­ках Ме­ж­го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та по стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции та­к­же при­со­е­ди­ни­лись Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ка Ка­за­х­стан, Рес­пуб­ли­ка Уз­бе­ки­стан и Укра­и­на. Стан­дарт яв­ля­ет­ся уни­каль­ным и не име­ет ме­ж­ду­на­род­ных ана­ло­гов.

ГОСТ 6902-2018 раз­ра­бо­тан АО «Е­ка­те­рин­бур­г­ский за­вод по об­ра­бо­т­ке цвет­ных ме­тал­лов» со­в­ме­ст­но с ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии», Ураль­ская го­су­дар­ствен­ная ин­с­пе­к­ция про­би­р­но­го на­д­зо­ра, ООО «НПП «Ра­ри­тетъ», ФГУП «Мос­ко­в­ский за­вод по об­ра­бо­т­ке спе­ци­аль­ных спла­вов» и вне­сен Тех­ни­че­ским ко­ми­те­том по стан­дар­ти­за­ции № 304 «Бла­го­род­ные ме­тал­лы, спла­вы, про­мы­ш­лен­ные и юве­ли­р­ные из­де­лия из ни­х; вто­ри­ч­ные ре­сур­сы, со­дер­жа­щие бла­го­род­ные ме­тал­лы». ГОСТ 6902-2018 вво­ди­т­ся в дей­ствие с 1 мар­та 2019 го­да.

Основные ссылки

Актуальность базы: 01.01.2019, объем: 43,426 документа(ов)

Для отображения списка документов выберите категорию из классификатора каталога ГОСТов.
Чтобы отобразить подкатегории классификатора ГОСТ, кликните по иконке со знаком плюс
и дождитесь подгрузки подкатегорий в нижней части экрана.
Если наименование ГОСТа заранее известно, можете воспользоваться формой поиска ниже.
Полный перечень ГОСТ в базе (алфавитный порядок)