Штраф за непредоставления справки о подтверждающих документах

Нарушение сроков предоставления справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах

в результате проверки ФТС в рамках одного экспортного контракта выявили многочисленные нарушения сроков предоставления СВО и СПД. На сегодняшний момент суммы штрафов превышают годовой доход компании. Какие существуют пути и механизмы минимизации штрафов или избежания?

Ответы юристов (11)

Уважаемый Владимир! Здравствуйте!
Согласно ч.ч.6-6.2 ст.15.25 КоАП РФ

Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов — (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 311-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней — (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)
6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней — (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)
6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней — (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

К сожалению, по малозначительности (ст.2.9 КоАП РФ) здесь никак не уйти, так как данная статья здесь не применяется.

Возможно приведение смягчающих обстоятельств, то есть сведению к минимальному размеру административного наказания, либо переквалификация на более «щадящую статью». Возможно, конечно и изменение или избрание субъекта ответственности.

Протоколы по делам об АП уже есть или нет?

Уточнение клиента

Разве есть более щадящая статья? и какие могут быть смягчающие обстоятельства?

31 Марта 2017, 12:02

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Если Вы субъект малого или среднего предпринимательства и ранее не привлекались к административной ответственности, то возможно ограничится предупреждением .

Статья 1.4. КоАП РФ Принцип равенства перед законом
3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Являетесь ли Вы субъектом можете посмотреть вот здесь.

Уточнение клиента

Марина, если вы внимательно читали вопрос — то там написано, что штрафы многчисленные, а 4.1.1. можно воспользоваться единожды

31 Марта 2017, 12:06

Уважаемый Владимир! По статьям: что есть — то есть. В любом случае есть «вилка»: от и до.

Касательно же смягчающих обстоятельств, здесь уже достаточно обширная судебная практика, как -то, технические сбои, болезнь ответственного работника (но здесь под условием), время просрочки (например, один день) и т.п. и т.д.

Уточнение клиента

Таможенные органы дают минимальный штраф итак, поэтому в данном случае это не резон. Нарушение повторяющееся, то есть сегодня закрывается позавчерашний платеж, завтра вчерашний и т.д. В итоге из-за одного длительного периода, когда не было возможности закрыть справку — паровозом полетели все и получились множественные эпизоды, так как каждый платеж рассматривается отдельно.

31 Марта 2017, 12:15

Владимир, добрый день!

Разве есть более щадящая статья? и какие могут быть смягчающие обстоятельства?
Владимир

Перечень смягчающих обстоятельств установлен ст. 4.2 КоАП но он не исчерпывающий т.к.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

в основном это конечно материальное положение ЮЛ будет, но по идее если нет отягчающих (а в случае с ЮЛ это как правило повторность) то оснований давать больше минимальной санкции, предусмотренной соот. статьей КоАП нет. Повторности же у вас нет если все нарушения выявлены сейчас т.к. повторность предполагает совершение правонарушения в период когда ЮЛ уже было подвергнуто наказанию и не истек год с исполнения постановления. Что касается снизить еще ниже минимального то это возможно если минимальная санкция статьи КоАП предусматривает 100 тыс. у вас ее нет, только либо оспаривать наличие состава как такового (это нужно смотреть каждый конкретный случай), либо процедурные нарушения (не особо поможет т.к. в этом случае в пределах срока могут снова привлечть а срок по 4.5. там достаточный 1 или уже даже два года), собственно просить о применении во всех делах 2.9 вам тоже ничего не мешает, хуже не будет а где то может и сработает т.к. последствий по сути негативных нет, состав формальный

Смотрите так же:  Спор электроэнергетика

Прочитал ваше уточнение после своего ответа, ну тогда остается идти в суд и просить 2.9. применить, госпошлиной жалоба не облагается, тут вы ничего не теряете, какие никакие шансы есть что хоть часть отменят.

Владимир, согласитесь, что даже если заменят один штраф на предупреждение, то это намного лучше чем оплачивать его.

Кроме того, впервые совершившим является лицо ранее не подвергавшееся административной ответственности, т.е. если на момент совершения правонарушений не имеется постановлений об административном правонарушении вступивших в законную силу, то по всем постановлениям Вы будете впервые совершившим правонарушение, будь их хоть сотня.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. по делу N А29-379/2016
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В материалах дела не имеется ни доказательств того, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, ни доказательств причинения вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также отсутствуют доказательства причинения деянием заявителя реального имущественного ущерба и доказательства предъявления иска о возмещении такого вреда.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. по делу N А82-9461/2016
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и исследовав данные содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru) установил, что 01.08.2016 ООО «Охота» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «среднее предприятие».
В материалах дела не имеется ни доказательств того, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, ни доказательств причинения вреда совершенным административным правонарушением или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также отсутствуют доказательства причинения деянием заявителя реального имущественного ущерба и доказательства предъявления иска о возмещении такого ущерба.
Совершенное Обществом правонарушение выявлено в ходе валютного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля (надзора).

Почитайте прикрепленную статью, Вам может пригодится.

Уточнение клиента

4.1.1. уже применялось месяц назад по другому эпизоду, так что уже смысла нет.

31 Марта 2017, 12:38

Уточнение клиента

Спасибо за статью. Там есть комментарий, что В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

Если у меня выявлены нарушения за 2016 г., а привлекли только в 2017 г. и единожды применили 4.1.1 тоже в 2017, могу ли я сейчас ходатайствовать о ее применении по нарушениям за 2017?

03 Апреля 2017, 10:52

Уважаемый Владимир! Здравствуйте! Конечно, заявляйте о чем только можно, даже о применении малозначительности (ст.2.9 КоАП РФ).

Уточнение клиента

Вопрос не в заявлении, а в применении.

2.9. КоАп по практике на работает в данном случае.

03 Апреля 2017, 10:57

Уважаемый Владимир! В дополнение: не так все просто. Бывает и Верховный Суд Российской Федерации пересматривает те или иные точки зрения на применение той или иной статьи того или иного кодекса.

Поэтому никто Вас не «укусит» за то же ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ, другой разговор, что обстоятельства бывают различными и может просто надо «достукиваться» до высшего суда. Может вообще дойти и до Конституционного Суда Российской Федерации по применению той же статьи 2.9 КоАП РФ (в ней же нет дословно исключений, где применять, а где нет).

Если даты новых правонарушений были до вступления в силу постановления по правонарушению за 2016г., то на тот момент Вы не были привлечены к административной ответственности и следовательно, ст. 4.1.1. КоАП РФ может быть применена.

Уточнение клиента

Марина, вопрос не в этом.

Можно ли ходатайствовать о применении 4.1.1., если она уже применялась в феврале 2017 г., а я хочу ходатайствовать по нарушениям, которые были в 2016 г., то есть до применения мной этой статьи.

03 Апреля 2017, 11:35

Уважаемый Владимир! Конечно можно. Это же Ваше право — заявлять те или иные ходатайства.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Когда нужна и как заполнить справку о подтверждающих документах

Справку о подтверждающих документах (СПД) можно назвать инструментом, при помощи которого государство учитывает валютные операции, на которые распространяет свое действие валютный контроль. Данная справка должна подтвердить обоснованность платежа в иностранной валюте, произведенного резидентом РФ.

Банк, являющийся агентом валютного контроля, должен следить за операциями, осуществляемыми клиентами, своевременно выявлять сделки, при совершении которых были допущены нарушения законодательства, и подавать данные сведения вышестоящим контролирующим органам.

Что это за документ?

Подтверждающим считается документ, свидетельствующий о том, что контракт (кредитный договор) был исполнен или прекращен, или документ, гласящий о том, что обязательства по контракту подвергались изменениям.

В состав справки должна входить следующая информация:

  • наименование банка, потребовавшего предоставить этот документ;
  • название юридического лица, производившего заполнение;
  • номер паспорта сделки по договору соответствующего формата;
  • таблица, включающая в себя: дату, вид документа (код), таможенную декларацию (номер), сумму в соответствии с единицей валюты по подтверждающему документу.

Заверить справку должно уполномоченное лицо организации. Срок ее подачи — в течение 15 дней с того момента, как таможенный орган позволил вывезти товар, или с того числа, как была подана декларация на ввозимый товар, или до 15 числа месяца, следующего за тем, когда производилась доставка, если данному товару не требуется таможенное декларирование.

За непредоставление СПД предусмотрена административная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В каких случаях он не предоставляется, а в каких обязателен

Резидент не должен предоставлять СПД, если:

  • в контракте в качестве платежа описана фиксированная сумма (оплата аренды или лизинга);
  • произошла ликвидация паспорта сделка в связи с тем, что долг перешел к третьему лицу (переуступка);
  • банк сам занимается формированием справки в соответствии с документами, предоставленными резидентом.

Финансовое учреждение может принять на себя обязательство по формированию справки, наличие которой требуется в соответствии с финансовым контролем, во время подписания договора на оказание услуг расчетно-кассового характера или позже путем подачи соответствующего заявления.

Предоставлять СПД должны резиденты РФ:

  • юридические лица, осуществляющие импортно-экспортные операции;
  • юридические лица и ИП, занимающиеся оказанием услуг и выполнением работ за границей;
  • некоммерческие организации, производящие расчеты с иностранными партнерами.

Правила заполнения и образец договор цессии между юридическими лицами вы найдете в этой статье.

Срок предоставления и хранения

СПД предоставляется в банк, если валютная операция выполняется в соответствии с паспортом сделки. Формирование данной справки осуществляется для документа, подтверждающего факт того, что работы были выполнены или что товар доставлен в необходимом количестве.

Понятие срока подачи СПД является очень заковыристым — в течение 15 рабочих дней с того момента, как закончился месяц, в котором производилось подписание подтверждающих документов.

Смотрите так же:  Как подать заявление на ограничение родительских прав

Важно: дата самого подтверждающего документа — это последнее указанное в нем число — момент, когда осуществлялось его составление, подписание или заверение копии. Все это — великолепная возможность уйти от штрафа, который предусмотрен в случае несвоевременного предоставления документов. Это очень важно при плохо организованном документообороте, когда возврат подписанного акта может происходить в течение 1-1,5 месяцев. Выход предельно прост: нужная дата рядом с подписью директора и скан — все что нужно для того, чтобы избежать претензий со стороны валютного контроля.

Если нерезидент отказался подписать акт, в котором говорится о том, что работы выполнены, то подтверждающим документом становится счет. Правда, это условие должно быть прописано в паспорте сделки при оформлении. За датой в счете тоже нужно следить, чтобы соблюсти срок подачи СПД.

Порядок заполнения

Нужно указать в справке следующую информацию:

  • полное наименование собственной организации;
  • номер паспорта сделки;
  • номер документа, который подтверждает действия (акт, таможенная декларация, счет и т. д.);
  • дату данного документа (последнюю из указанных на нем);
  • код разновидности документа;
  • код валюты;
  • сумму за вычетом величины НДС, если партнер зарегистрирован не в Казахстане, так как тогда указывается общая сумма;
  • код и сумму в соответствии с единицей валюты контракта.

Создание такого документа в специализированной программе вы можете посмотреть на видео:

Какие могут грозить штрафы или санкции?

Если резидент нарушит порядок подачи отчетной формы по проведенным операциям валютного характера, не вовремя или неправильно предоставит отчет о движении денежных средств на зарубежных счетах, неправильно предоставит подтверждающие документы или информацию о той или иной валютной операции, нарушит установленные правила оформления паспорта сделки или нарушит срок, в течение которого должны храниться учетные и отчетные документы, то ему грозит административный штраф в размере 4-5 тыс. руб., накладываемый на должностное лицо, или 40-50 тыс. руб. — на юридическое лицо.

Если учетная или отчетная форма, подтверждающий документ или информация по валютной операции предоставлена с нарушением срока, но не более, чем на 10 дней, то штраф соответственно составит либо от 500 до 1000 руб, либо от 5000 до 15000 руб.

Если же должностное или юридическое лицо допустило нарушение срока на 30 и более дней, то штрафы уже будут равняться 4-5 тыс. руб. для первого и 40-50 тыс. руб. для второго.

Не предоставление справки о подтверждающих документах

Вопрос:

Существует ли штраф за несвоевременное предоставление справки о подтверждающих документах согласно главы 9 Инструкции 138И , после срока 15 рабочих дней следующего месяца после даты таможенной декларации ? В самой инструкции нашла, что банк может отказать в исполнении платежных поручений. Валютный контроль из банка пугает штрафом. Если таковой штраф есть, каков его размер ? За не предоставление таких справок ?

Изменены размеры штрафов за валютные нарушения

Рогова Т. Ю., юрист, член Палаты налоговых консультантов

Теперь штраф за нарушение сроков отчета по валютным операциям зависит от того, насколько позже организация отчиталась по сделке.

С чем связаны изменения в законодательстве

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ были изменены размеры штрафов за валютные нарушения. Соответствующие поправки внесены в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующую ответственность за нарушения валютного законодательства. И действуют они с 28 ноября 2011 года.

А Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Напомним, что в этих статьях прописана ответственность за несвоевременный возврат в Россию денег, уплаченных нерезиденту за товары (работы, услуги), которые не были поставлены (выполнены, оказаны).

Если отчетность вовремя не представлена

Итак, какие формы учета и отчетности по валютным операциям приходится представлять турфирмам в уполномоченные банки при внешнеторговых операциях. Это:

1) справка о валютных операциях (предоставляется при списании иностранной валюты со счета российской организации либо в течение 15 дней с момента зачисления инвалюты);

2) справка о поступлении рублей (представляется в течение 15 дней, следующих за месяцем, в котором от нерезидента поступили денежные средства);

3) справка о подтверждающих документах (представляется в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с нее товаров, либо в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом декларации, либо в течение 15 дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или ввоз товара на таможенную территорию РФ без подачи декларации).

Теперь штраф за опоздание с подачей этих бумаг зависит от того, сколько дней составила просрочка.

Важным нововведением является то, что за нарушение представления форм учета и отчетности в пределах 10 дней предусматривается возможность установления такого вида административного наказания, как предупреждение. Тем не менее даже такая незначительная просрочка допускает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц – от 5000 до 15 000 руб.

При нарушении (опоздании со сдачей отчетности) на срок от 11 до 30 дней предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

При просрочке свыше 30 дней предполагается наложение максимального штрафа. Он составляет: для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Таким образом, роста штрафов не произошло, его максимальная величина (4000–5000 или 40 000–50 000 руб.) осталась на прежнем уровне. Именно столько составлял размер штрафа раньше, но его сумма не зависела от длительности правонарушения.

Теперь при допущении валютного правонарушения на незначительный срок размер штрафа стал существенно ниже, а в ряде случае возможно наложение лишь предупреждения, что обеспечивает дифференцированный подход с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя.

А вот ответственность за несвоевременное оформление и переоформление паспортов сделок не изменилась.

Штраф за это по-прежнему составляет от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).

При этом с 5 июня 2012 года турфирмам придется дополнительно представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами, что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ). Это информация:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам).

Если валюта не зачислена на счет в срок

Закон № 312-ФЗ также изменил размеры штрафных санкций и порядок их исчисления по делам о нарушениях срока зачисления денежных средств на счета компаний в уполномоченных банках. Но здесь изменения не столь приятны, как в случае с просрочкой представления отчетности.

Теперь то, что резидент в установленный срок не выполнил обязанность по получению причитающихся от нерезидентов платежей, влечет наложение штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств.

Одновременно с этим возможно наложение штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Именно такой штраф взыскивался ранее.

То есть если ранее иностранный партнер допускал просрочку или неоплату за переданные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги), то российская сторона была вынуждена платить в бюджет штраф в размере от 75 до 100 процентов от суммы, которую задержал иностранный контрагент.

Неудачным в новой формулировке является применение законодателем союза «и (или)», что дает возможность чиновникам наказать компанию за допущенные нарушения, взыскав с нее сразу два штрафа.

Однако хочется верить, что при толковании данной нормы органы контроля будут учитывать тот факт, что результатом внесения поправок должна стать возможность применения соразмерных санкций путем минимизации административной ответственности резидентов при незначительных нарушениях.

А Законом № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок между частью 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в последней определен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.

В новой редакции в части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях вместо слов «на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары» теперь указано «в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары».

Смотрите так же:  Как получить землю в собственность бесплатно от государства

Обратите внимание: санкции за невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам, остались на прежнем уровне.

В случае если не обеспечен возврат денег за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, это по-прежнему влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Важно запомнить

Штрафы за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным сделкам дифференцированы в зависимости от длительности просрочки.

Какие штрафы за нарушение валютного законодательства в 2019 году

О существовании валютного законодательства знает не каждый рядовой житель России. По большей части оно касается юридических лиц, ведущих деятельность с контрагентами из других стран. Чаще всегоответственность у них наступает из-за несвоевременной сдачи отчетности. Таможенным и административным кодексами предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валюты. Чаще всего за нарушение валютного законодательства взыскиваются штрафы. Разберемся, какую ответственность придется нести в разных случаях.

Основные моменты валютного законодательства

Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии. Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки. За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:

  • лишить лицензии и разрешений на работу;
  • приостановить деятельность этих документов.

Чаще всего нарушения связаны с сокрытием доходов от продажи или экспорта выручки. По закону, она должна зачисляться на счета российских банков, имеющих лицензию на деятельность на территории страны.

Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.

Ответственность по КоАП

Административный кодекс предусматривает целый ряд штрафов. Согласно его статьям 15.25, 19.4 и 19.7, караются следующие нарушения:

  1. Операции с дорожными чеками и валютой, в том числе произведение расчетов без участия банков, уполномоченных на работу с иностранными денежными знаками. К этому нарушению приравнено зачисление прибыли от сделок на счета в иностранных банках. По этому нарушению накладывается штраф на должностных и физических лиц, а также на предприятие в целом. Заплатить придется от ¾ до полной стоимости незаконной операции.
  2. Нарушение формы или сроков предоставления отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках. Сюда входит изменение реквизитов счета, его открытие или закрытие. Граждане за это могут заплатить от 1 000 до 1 500 рублей, должностные лица 5-10 тысяч, предприятия от 50 до 100 тысяч.
  3. Полное непредставление отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках карается большими штрафными санкциями, возлагаемые на физических лиц от 4 до 5 тысяч рублей, должностных лиц от 40 до 50 тысяч, предприятий от 800 до 1000 тысяч рублей.
  4. Несвоевременное зачисление на счета российского банка сумм от нерезидентов за переданные им товары или услуги. Штрафуют в этом случае предприятия, являющиеся резидентами РФ, и должностных лиц. За каждый день просрочки начисляется по 1/150 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. В некоторых случаях отдать придется от ¾ до полной суммы, которая была не зачислена на банковский счет.
  5. Если товары или услуги передавались не на территории РФ, а расчеты велись в иностранном банке, то резидент обязан вернуть денежные средства в Россию. В этом случае взыскать могут от ¾ до целой суммы денежных средств, которые не были возвращены.
  6. Одним их частых нарушений является несоблюдение отчетности и ее форм. Необходимо фиксировать все операции, а также движения по вкладам в иностранных банках. Важно также правильно оформлять паспорта сделок. Государством регламентируется и срок хранения отчетных документов. За все нарушения в документообороте устанавливается штраф для граждан от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц от 4 до 5 тысяч, для предприятий от 5 до 15 тысяч.
  7. Если нарушены сроки предоставления в контролирующие органы отчетов или подтверждающих документов, то придется расстаться должностным лицам с суммой от 500 до 1 000 рублей, а юридическим – с 5-15 тысячами. Если просрочка превысит 10 дней, то придется отдать больший штраф. Должностным лицам придется внести от 2 до 3 тысяч рублей, а предприятиям придется заплатить 20-30 тысяч. Если по истечению 30 дней отчетность так и не представлена, то должностные лица согласно КоАП должны заплатить государству от 4 до 5 тысяч рублей, а предприятия от 40 до 50 тысяч.

За неповиновение органам, осуществляющим контроль за исполнением законодательства, граждане могут заплатить от 500 до 1 000 рублей, а должностные лица – 2-4 тысячи. При повторных нарушениях суммы штрафов возрастают в несколько раз, они исчисляются десятками тысяч рублей, а предприятия могут отдать сотни. Заранее нельзя сказать, сколько придется отдать за то или иное нарушение, ведь это зависит от тяжести правонарушения и сопутствующих факторов.

Какие изменения в валютном законодательстве будут приняты в 2019 году

В ближайшем будущем положения валютного законодательства могут измениться. В Госдуме рассматривается пакет поправок в действующие кодексы. Наиболее актуальные из них:

  1. Возможность зачисления средств от продажи физическими лицами ценных бумаг на зарубежные счета. По действующим законам, эта мера деофшоризации экономики начала действовать с начала 2018 года. Депутаты хотят легализовать такие сделки уже сейчас.
  2. Средства, предоставленные нерезиденту по договору займа, должны быть репатриированы в РФ. Это позволит противодействовать незаконному выводу средств при помощи займов в иностранные банки.
  3. На стадии разработки находится законопроект об установлении статуса валютного резидента зафизическими лицами, которые пребывают на территории РФ более 183 дней в году. Они должны будут отчитываться по наличию вкладов и движению средств на зарубежных счетах.

Последний законопроект отправлен на доработку, поэтому в ближайшее время он принят не будет. Хотя его называют одним из самых актуальных на данный момент, ведь большое количество граждан России теперь живет на две страны.

Можно ли оспорить выписанные штрафы

Если ФНС или Росфиннадзор выписал вам штраф, то можно попытаться через суд смягчить выписанное постановление или добиться его отмены. Для этого можно пойти двумя путями:

  • попытаться доказать, что нарушение малозначительно;
  • привести в качестве аргументов в свою пользу наличие смягчающих обстоятельств.

Критериев малозначительности нарушений нет, поэтому, рассматривая дело о штрафе в индивидуальном порядке, суд может принять ваши аргументы или посчитать их несущественными. Избавиться в судебном порядке легче всего от штрафов, которые назначены за технические ошибки в оформлении подтверждающих документов или справок о валютных операциях. Например, такими недочетами могут быть:

  • неправильно указанные коды операций;
  • в сделках с отсрочкой платежа не прописана через черту сумма отсрочки, а указана лишь общая стоимость контракта.

В отношении подобных недочетов можно заявить, что неправильное заполнение справок и отчетов нельзя посчитать за нарушение порядка отчетности. Часто суд соглашается, что действительно тут не за что штрафовать.

Малозначительность нарушений не зависит от длительности просрочки подачи документов контролирующим органам. Иногда суд прощает подачу документов спустя 27 дней после установленного срока, в других случаях малозначительным нарушение не признается, если отчеты представлены через 3 рабочих суток. Объясняется это тем, что некоторые судьи считают, что просрочка является пренебрежением валютного законодательства со стороны организации. В качестве дополнительного аргумента в пользу решения оставить штраф без изменения судьи приводят то, что санкции уже заложены в КоАП, исходя из количества дней просрочки.

В качестве смягчающих обстоятельств можно привести: отсутствие нарушений ранее, тяжелое финансовое положение компании или подачу документов до привлечения вас к ответственности. Финансовые трудности предприятия необходимо подтвердить документально. Если суд примет такие аргументы в вашу пользу, то штраф будет минимальным.