Требования к элементам смбд

Все для локомотивной бригады

6. Элементы СМБД

6.1. СМБД организации должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности:

  • формирование политики в области безопасности движения;
  • установление качественных и количественных целей, принятие планов и процедур для достижения этих целей;
  • учет требований законодательных актов, стандартов, иных нормативных документов;
  • процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению риском;
  • меры по обеспечению обмена информацией;
  • процедуры расследования транспортных происшествий и событий, их учета и принятия мер по предупреждению;
  • поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач;
  • выполнение требований регистрации и документирования информации;
  • предупреждение нарушений безопасности движения, информированность о них и действий в нестандартных ситуациях
  • проведение внутренних и внешних аудитов СМБД, дополняющих проведение технических ревизий, проводимых филиалами ОАО «РЖД».

6.2. Требования к элементам СМБД изложены в соответствующих разделах Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 апреля 2013 г. N 1498р.

Требования к элементам смбд

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 983р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»

В целях совершенствования и развития системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2015 г. прилагаемые Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД».
2. Начальникам Департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»:
а) организовать работу по приведению внутренних локальных документов в области системы менеджмента безопасности движения в соответствие с Типовыми требованиями к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»;
б) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО «РЖД»
Ш.Н.Шайдуллин

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 15 апреля 2015 г. N 983р

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1. Настоящие Типовые требования (далее — требования) устанавливают базовые требования по созданию, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента безопасности движения (далее — СМБД) в ОАО «РЖД».
1.2. Настоящие Требования разработаны с учетом «Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28 января 2013 г. N 197р, «Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 г. N 1498р.
1.3. Настоящие Требования предназначены для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и их структурными подразделениями ОАО «РЖД», деятельность которых связана с безопасностью движения (далее — организация).
1.4. Применение настоящих Требований дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии между ОАО «РЖД» и его дочерними и зависимыми обществами.
1.5. Применение настоящих Требований сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
1.6. В настоящих Требованиях применяются следующие термины с соответствующими определениями:
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (безопасность движения) — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
корректирующее действие — действие по устранению причины выявленного несоответствия;
мониторинг — систематические проверки, надзор, обследования и определение состояния, проводимые для идентификации изменений требуемого или ожидаемого уровня функционирования;
оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
предупреждающее действие — действие по исключению причины потенциального несоответствия;
принципы СМБД — руководящие положения, определяющие основы и правила функционирования СМБД;
система менеджмента безопасности движения — система управления в рамках холдинга «РЖД», направленная на установление четких качественных и количественных целей в области безопасности движения во всех структурных единицах холдинга «РЖД», на всех уровнях управления в рамках холдинга «РЖД», принятие целенаправленных планов и программ обеспечения безопасности движения и разработка процедур их достижения;
1.7. В настоящих Требованиях применяются следующие сокращения:
ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;
СМБД — система менеджмента безопасности движения; ДЗО — дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»;
1.8. Настоящие Требования являются общими для применения и должны быть адаптированы к деятельности конкретной организации, с учетом действующих законодательных и иных требований по обеспечению безопасности движения.

2. Цели и задачи создаваемой СМБД

2.1. Основными целями создания СМБД являются:
повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;
обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.
2.2. Руководители организаций внедряющих СМБД должны обеспечить, чтобы цели создания СМБД были доведены до сведения причастного персонала, а также понятны ему.
2.3. Для достижения целей создания СМБД, в организации необходимо установить и обеспечить решение следующих задач:
— управление безопасностью движения на основе правил, ограничений и требований эксплуатации объектов движения;
— управление операционными процессами с целью снижения рисков для безопасности движения;
— проведение мониторинга системных процессов СМБД, предупреждение случаев, угрожающих безопасности движения при осуществлении операционных процессов;
— разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМБД, обеспечение ее целостности, управления рисками и улучшения результативности в области безопасности движения.

3. Общие требования к СМБД

3.1. СМБД должна быть разработана, задокументирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии, а также постоянно улучшаться.
3.2. Должен производиться через запланированные интервалы времени мониторинг состояния СМБД.
3.3. Внедряющая СМБД организация должна:
— обеспечивать управляемость на любых уровнях всеми, связанными с обеспечением безопасности движения, процессами деятельности, с распределением ответственности за выполнение этих процессов;
— способствовать вовлечению персонала в соблюдение установленных требований по безопасности движения в отношении выполнения процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации движения поездов и маневровой работы;
— обеспечивать своевременное обновление и пополнение нормативными документами СМБД;
— обеспечивать непрерывное улучшение СМБД;
— определять процессы, необходимые для системы менеджмента безопасности движения, и их применение во всей организации;
— определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
— определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
— обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;
— осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;
— принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
3.4. СМБД должна содержать процедуры для:
— идентификации и оценки всех рисков для безопасности движения, которые появились или могут появиться вследствие выполнения операционной деятельности;
— определения мер управления, применяемых для управления рисками для безопасности движения, а также для мониторинга состояния безопасности движения на основе оценки риска;
— мониторинга эффективности мер управления риском для безопасности движения.

4. Разработка и внедрение СМБД

4.1. Разработка и внедрение в СМБД состоит из нескольких этапов, включающих:
— идентификацию законодательных и других обязательных требований в области безопасности движения применительно к конкретным видам деятельности. Учет требований в области безопасности движения;
— разработку политики и целей в области безопасности движения;
— установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области безопасности движения. СМБД должна распространяться на операционные процессы деятельности, связанные с обеспечением безопасности движения;
— выявление недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД, адаптированных к особенностям, масштабу и другим условиям деятельности организации;
— определение необходимых ресурсов (информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, производственная среда, программное обеспечение) и своевременное и в необходимых объемах обеспечение ими для достижения установленных целей в области безопасности движения и реализации недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД;
— разработку методов измерения показателей критически важных для безопасности движения операций процессов деятельности и показателей их результатов в области безопасности движения;
— определение корректирующих и предупреждающих мер для устранения причин выявленных несоответствий и предупреждения возникновения потенциально возможных несоответствий, важных для безопасности движения;
— разработку и применение мер постоянного улучшения СМБД, в том числе за счет развития культуры безопасности движения, являющейся неотъемлемой составной частью корпоративной культуры и характеризующей качество СМБД в целом и ее отдельных элементов.

5. Основные функции и принципы построения СМБД

5.1. СМБД включает в себя следующие основные управленческие функции:
— планирование и прогнозирование безопасности движения;
— управление безопасностью движения;
— обеспечение безопасности движения;
— улучшение показателей безопасности движения.
5.2. Создание СМБД базируется на следующих основных принципах:
— принцип всестороннего и бесперебойного обеспечения безопасности движения;
— принцип планирования СМБД;
— принцип предвидения и предупреждения;
— принцип презумпции ответственности в области, внедренной СМБД.

6. Элементы СМБД

6.1. СМБД организации должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности:
— формирование политики в области безопасности движения;
— установление качественных и количественных целей, принятие планов и процедур для достижения этих целей;
— учет требований законодательных актов, стандартов, иных нормативных документов;
— процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению риском;
— меры по обеспечению обмена информацией;
— процедуры расследования транспортных происшествий и событий, их учета и принятия мер по предупреждению;
— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач;
— выполнение требований регистрации и документирования информации;
— предупреждение нарушений безопасности движения, информированность о них и действий в нестандартных ситуациях
— проведение внутренних и внешних аудитов СМБД, дополняющих проведение технических ревизий, проводимых филиалами ОАО «РЖД».
6.2. Требования к элементам СМБД изложены в соответствующих разделах Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 апреля 2013 г. N 1498р.

7. Обязательные документированные процедуры СМБД

7.1 Обязательные документированные процедуры СМБД устанавливают единый для всей организации порядок оформления и описания производственных процессов, ответственность и полномочия ответственных и должностных лиц, движение информационных потоков, куда входит и регистрация записей и данных относящихся к безопасности движения. Документированная процедура является документом, который описывает обязательные действия, когда и кем они должны выполняться, и в какой последовательности.
7.2. Документированная процедура СМБД означает, что она:
— разработана;
— оформлена соответствующим образом;
— внедрена в производство;
— поддерживается в оптимальном состоянии.
7.3. Процедуры СМБД, подлежащие обязательной разработке и внедрению в производственную деятельность организации:
— управление документацией;
— управление записями;
— аудит СМБД;
— управление несоответствиями;
— корректирующие действия;
— предупреждающие действия.
7.4. Требования, в соответствии с которыми необходимо управлять обязательными документированными процедурами, изложены в соответствующих разделах стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».
7.5. В организациях допускается комбинирование процедур, которые охватывают сразу несколько сфер производства в одну документированную процедуру, например, предупреждающие и корректирующие действия.
7.6. Обязательные документированные процедуры СМБД строго структурированы и представляются в виде иерархической системы, в которую входят взаимосвязанные документы. Некоторые из этих документов явно оговариваются в требованиях стандартов, и иные только подразумеваются. Следовательно, структура СМБД имеет две составляющие — постоянную, которая определяется стандартами, и переменную, которая зависит от конкретной организации.
7.7. К постоянной составляющей СМБД относятся:
— стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»;
— политика в области безопасности движения;
— цели и задачи в области безопасности движения;
— руководство по системе менеджмента безопасности движения;
— обязательные документированные процедуры СМБД;
— записи, относящиеся к безопасности движения.
7.8. К переменной составляющая СМБД относятся документы, требующиеся организации для обеспечения эффективного планирования, разработки процессов и качественного управления ними.

Смотрите так же:  Брат 3 адвокат

8. Поддержание СМБД в рабочем состоянии

8.1. Поддержание в рабочем состоянии СМБД включает в себя:
— результативность и эффективность формирования СМБД;
— формирование и развитие культуры безопасности движения в холдинге «РЖД»;
— итоги проведенных аудитов СМБД и принятые на их основе управленческие решения;
— выполнение установленных и запланированных целевых показателей;
— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач;
— рассмотрение процедур менеджмента риска;
— анализ функционирования процессов, связанных с безопасностью движения.

9. Контроль за созданием и функционированием СМБД

9.1. Общий контроль за созданием и функционирование СМБД в организациях осуществляется уполномоченным подразделением аппарата управления ОАО «РЖД», а в их территориальных и структурных подразделениях, уполномоченным подразделением железных дорог.
9.2. Контроль за созданием и функционирование СМБД внутри организаций осуществляют их руководители.

10. Полномочия и ответственность за исполнение требований к СМБД, ее внедрение и поддержание в рабочем состоянии

10.1. Руководство организации должно обеспечивать внедрение СМБД, ее соответствие установленным требованиям, а также постоянное улучшение ее результативности посредством:
— доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований СМБД;
— разработки политики и целей в области безопасности движения, гармонизированных с политикой в области безопасности движения холдинга «РЖД»;
— проведения анализа состояния безопасности движения в организации со стороны руководства;
— обеспечения необходимыми ресурсами для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМБД.
10.2. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы политика в области безопасности движения:
— соответствовала целям организации;
— включала в себя обязательство соответствовать установленным требованиям и постоянно повышать результативность СМБД;
— создавала основы для постановки и анализа целей в области безопасности движения;
— была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
— постоянно обновлялась и анализировалась, осуществлялся регулярный мониторинг проводимой политики в области СМБД.
10.3. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области безопасности движения были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области безопасности движения должны быть измеримыми и согласуемыми с проводимой политикой в области безопасности движения.
10.4. Руководство организации должно обеспечивать:
— планирование создания, поддержания и улучшения СМБД для достижения целей в области безопасности движения;
— сохранение целостности СМБД при планировании, внедрении и внесении в нее изменений.
10.5. Руководство организации должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
10.6. Руководство организации должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности СМБД.
10.7. Руководство организации и назначенный им представитель должны анализировать через запланированные интервалы времени, но не реже одного раза в квартал, функционирование СМБД на предмет ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.
Для анализа функционирования СМБД со стороны руководства организации должны быть установлены входные данные, такие как:
— анализ функционирования производственных процессов со стороны их руководителей;
— результаты аудитов СМБД;
— результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения в организации, проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры;
— фактические показатели состояния безопасности движения;
Данный анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМБД, в том числе в политике и целях в области безопасности движения.

11. Идентификация и оценка рисков в области СМБД

11.1. Для идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками:
— организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации рисков, оценки рисков и определения, необходимых мер управления рисками в определенной области применения СМБД;
— процедуры идентификации рисков и оценки рисков должны принимать во внимание системные факторы, влияющие на безопасность движения;
— в результате выполнения работы по идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками в области безопасности движения должны быть выявлены опасности и факторы риска, которые оказывают или могут оказывать значимое влияние на риски в области безопасности движения;
— организация должна выполнять процедуры идентификации рисков и оценки рисков в области безопасности движения в случаях, когда в деятельность организации предполагается внести изменения, способные привести к новым рискам в этой области;
— для менеджмента изменений организация должна обеспечить проведение переоценки рисков в области безопасности движения, связанной с предполагаемыми изменениями в своей деятельности;
— на этапе идентификации рисков организация должна определить возможные аварийные ситуации и связанный с ними масштаб рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, окружающей среде. Эти действия необходимы для разработки и внедрения процедуры реагирования на данные ситуации;
— методология по идентификации рисков и оценке рисков должна быть определена с учетом области ее применения, характера и времени применения, чтобы обеспечить ее предупредительный характер, а также обеспечивать идентификацию, ранжирование по степени значимости и документирование рисков, а также применение соответствующих мер управления ими;
— организация должна документировать и поддерживать в рабочем состоянии результаты идентификации рисков, оценки рисков и разработки мер управления рисками в области безопасности движения. Необходимо принимать меры, чтобы идентифицированные значимые риски в области безопасности движения, а также соответствующие им меры управления были приняты во внимание при разработке, внедрении и поддержании СМБД в рабочем состоянии.

12. Организация разработки и документирование СМБД

12.1. Руководство организации должно принять на себя общую ответственность за разработку, внедрение, поддержание функционирования и постоянное улучшение СМБД.
12.2. Функции общего руководства и оперативного управления СМБД определяются требованиями к СМБД, установленные настоящими требованиями ко всем элементам СМБД.
12.3. Функциональные обязанности, ответственность, подчиненность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения всех лиц, которых они касаются;
12.4. Руководство организации должно назначить своего представителя, который независимо от других функциональных обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:
— обеспечение разработки, внедрение и поддержание функционирования СМБД в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего документа;
— представление руководству организации для анализа отчетов о результативности СМБД, включая рекомендации по ее улучшению.
12.5. Руководство организации должно обеспечить и документально оформить ответственность работников на рабочих местах за те аспекты СМБД, которыми они управляют, включая соблюдение обязательных требований, правил и норм в области безопасности движения.

13. Проверка и мониторинг результативности СМБД

13.1. Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры регулярного мониторинга и измерений результативности мер и методов управления рисками в области СМБД, которые должны предусматривать:
— качественные и количественные измерения, необходимые для обеспечения безопасности движения;
— выполняется ли политика, и достигаются ли цели в области безопасности движения;
— внедрено ли и насколько результативно управление рисками в области безопасности движения;
— существуют ли и насколько результативны действия по обеспечению осведомленности и подготовки персонала, по выполнению программы консультирования.

14. Оценка соответствия

14.1. Руководство организации должно:
— разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру периодической оценки соответствия своей деятельности применимым законодательным и нормативным требованиям по безопасности движения;
— периодически оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, с которыми оно согласилось и обязалось выполнять.

15.1. Организация должна проводить аудиты СМБД.
15.2. Основными функция аудита СМБД являются:
— осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и производственных процессах входящих в ее область, а также предоставление рекомендаций по повышению эффективности управления;
— осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.
15.3. При аудите СМБД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения.
15.4. Руководство организации должно обеспечить проведение с запланированной периодичностью внутренних аудитов, чтобы определить:
— соответствует ли СМБД запланированным мероприятиям в области СМБД;
— должным ли образом СМБД внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;
— результативна ли СМБД в части реализации политики и достижения целей в области безопасности движения.
15.5. Руководство внедряющей СМБД организации должно планировать программы аудитов, определять критерии, область применения, частоту и методы проведения аудитов.
15.6. Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.
15.7. Руководство организации должно обеспечить наличие необходимых дополнительных компетенций у персонала ответственного за организацию и проведение аудитов СМБД.
15.8. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД.
15.9. В организации должна быть разработана документированная процедура распределения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов СМБД, ведением записей, составлением и хранением отчетов о результатах проведенных аудитов СМБД.
15.10. Руководство организации, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать разработку и осуществление корректирующих действий для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и подготовку отчета о результатах верификации.

16. Действия по улучшению СМБД

16.1. Организация должна разработать документированную процедуру работы с выявленными и потенциально возможными несоответствиями, важными для безопасности движения, а также осуществления соответствующих корректирующих и предупреждающих действий. Указанные процедуры должны быть разработаны для определения требований по:
— анализу несоответствий, определению их коренных причин и осуществлению корректирующих действий для исключения их повторений;
— оценке необходимости принятия и внедрения адекватных предупреждающих действий для предотвращения возникновения несоответствий;
— записям результатов выполнения принятых корректирующих и предупреждающих действий;
— анализу результативности выполненных корректирующих и предупреждающих действий.
16.2. Все корректирующие и предупреждающие действия, осуществленные для устранения причин реальных и потенциальных несоответствий, должны соответствовать значимости проблем и быть соразмерными рискам в области безопасности движения.
16.3. В случаях, когда осуществление корректирующих и предупреждающих действий может привести к новым или измененным рискам или к необходимости разработки новых или измененных мер управления рисками, процедура должна предусматривать в качестве обязательного требования проведения оценки рисков до внедрения разработанных мер.
16.4. По результатам выполнения предупреждающих действий внедряющая СМБД организация должна обеспечить внесение необходимых изменений в соответствующую документацию СМБД.

Смотрите так же:  Как оформить бригадный подряд

17. Непрерывное улучшение СМБД

17.1. Постоянное повышение уровня безопасности движения осуществляется на основе регулярного менеджмента непрерывно функционирующей СМБД и реализации цели постоянного улучшения СМБД. Действия по улучшению должны включать:
— анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
— установление целей улучшения;
— поиск возможных решений для достижения целей;
— оценивание и принятие решений;
— выполнение принятых решений;
— измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения принятых решений для определения того, достигнуты ли цели;
— оформление изменений.
17.2. Результаты анализируются с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Улучшение является постоянной деятельностью.
17.3. Руководство организации должно постоянно повышать результативность СМБД путем использования результатов внутренних аудитов, технических ревизий, проверок, анализа данных, информации о результативности корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа СМБД в целом.

Что такое анализ смбд

ТЕМА: «Стандарт ОАО «РЖД» аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД».Основные положения» ОАО «РЖД» 05.514.1-2014.

Стандарт ОАО «РЖД» аудиты в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД».Основные положения» ОАО «РЖД» 05.514.1-2014, утвержден распоряжением №2369р от 26.09.14г. и введен в действие с 01.12.2014г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок выполнения деятельности по подготовке и проведению аудитов в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД», документированного оформления результатов, оценки результативности и контроля выполнения, предупреждающих и корректирующих действий по результатам аудита.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта ДЗО обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии между ОАО «РЖД» и ДЗО.

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

При применении настоящего стандарта необходимо пользоваться международными и национальными нормативными документами, которые регламентируют аудиты систем менеджмента.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Положение о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2009 г. N 2608р

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аудит системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД» (аудит СМБД) — независимая экспертиза, осуществляемая путем проведения плановых, внеплановых, комплексных и тематических проверок систем менеджмента безопасности движения, проводимая внутренними аудиторами с целью оценки технического состояния объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры, направленная на повышение результативности и эффективности ее функционирования.

3.1.2 аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

3.1.3 группа по аудиту (аудиторская группа): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемых техническими экспертами.

3.1.4 заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшие аудит.

3.1.5 критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований, которые применяют в виде ссылок.

3.1.6 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.1.9 несоответствие: Невыполнение требования.

3.1.10 план аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

3.1.11 предупреждающее действие: действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.1.12 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

3.1.13 сопровождающий: лицо, назначаемое проверяемой организацией для оказания помощи и содействия группе по аудиту.

3.1.14 проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

3.1.15 технический эксперт: Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом, необходимыми группе по аудиту.

ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;

ДЗО — дочернее и зависимое общество ОАО «РЖД»;

СМБД — система менеджмента безопасности движения;

КИ СМК — корпоративная интегрированная система менеджмента качества;

КД — корректирующие действия;

ПД — предупреждающие действия;

РЦКУ — железная дорога, выполняющая функции регионального центра корпоративного управления;

4 Общие положения

4.1 Приоритетными направлениями при проведении аудита СМБД являются:

а) анализ и оценка системы обеспечения безопасности движения в организации, подвергаемой аудиту;

б) анализ и оценка эффективности действующей системы управления рисками;

в) ранжирование процессов в соответствии с рисками безопасности, выделение процессов и услуг с высокими рисками нарушения безопасности;

г) оценка результативности применяемых ПД по снижению рисков;

д) оценка результативности КД, принимаемых руководителем процесса;

е) предоставление аудиторских рекомендаций по повышению эффективности и результативности внутренних процессов.

4.2 Основные функции аудита СМБД:

а) осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.

4.3 При аудите системы менеджмента безопасности движения проверяют:

соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов МПС России, ОАО «РЖД» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения поездов;

4.4 По цели осуществляемых проверок аудит СМБД подразделяют на следующие виды:

а) аудит видов деятельности (обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности с целью выявления возможностей их улучшения);

б) аудит процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов.

4.5 Аудиты СМБД подразделяются на плановые, внеплановые или повторные.

4.5.1 Плановые аудиты СМБД проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

4.5.2 Внеплановые аудиты СМБД назначают в следующих случаях:

— при снижении качества услуг, предоставляемых структурными подразделениями холдинга РЖД;

— при получении многочисленных претензий от потребителей услуг ОАО «РЖД»;

— по необходимости, с целью совершенствования документов СМБД и КИ СМК, вызванной «внутренними» причинами (изменение целей в области обеспечения безопасности и качества, структуры управления и т.п.) или «внешними» причинами (изменение требований потребителей и рынка, требования органов государственного надзора и т.п.);

— при получении отрицательных результатов внутренних и внешних аудитов систем менеджмента;

— при получении оперативных данных по опасным отказам технических средств и опасных отступлений от норм содержания;

— на основании результатов проведенного расследования допущенных нарушений безопасности движения;

— по распоряжению руководителя ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД», руководителя структурного подразделения филиала «РЖД»;

— по заявкам руководителей подразделений ОАО «РЖД» и организаций холдинга «РЖД».

Решение о необходимости проведения внепланового аудита СМБД или изменения срока проведения планового аудита СМБД принимается руководителем ОАО «РЖД», филиала ОАО «РЖД», руководителем структурного подразделения филиала «РЖД», утверждавшим график проведения плановых технических аудитов соответствующего уровня. В этом случае в утвержденные графики (планы) аудитов СМБД вносятся соответствующие изменения.

4.6 Повторный аудит СМБД может быть назначен с целью проверки устранения причин несоответствий, выявленных по результатам предыдущих аудитов, а также выполнения требуемых корректирующих и предупреждающих мероприятий (их мониторинга с указанием статуса выполнения). Повторные аудиты СМБД могут быть проведены в рамках проведения плановых или внеплановых аудитов СМБД.

5 Планирование аудита СМБД

5.1 В январе месяце года, следующего за отчетным, на основании данных факторного анализа, результатов проведенных ревизорских проверок (аудитов СМБД), фактических показателей состояния безопасности движения поездов формируется и утверждается годовой график проведения аудитов СМБД, с указанием направлений, периодов и подразделений, в которых аудит СМБД должен быть проведен.

5.2 При росте количества нарушений безопасности движения в соответствующем филиале (подразделении) частота аудитов СМБД может быть увеличена.

6 Организация аудита СМБД

6.1 Формирование группы аудита СМБД

6.1.1 Отделом аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» формируется группа аудита для проведения аудита СМБД в подразделении холдинга «РЖД».

6.1.2 В РЦКУ группа аудита СМБД формируется аппаратом главных ревизоров по безопасности движения железных дорог из числа работников ревизорского аппарата.

6.1.3 В остальных случаях группа аудита СМБД формируется в порядке, установленном в соответствующем филиале (структурном подразделении филиала) «РЖД».

6.1.4 В зависимости от целей аудита в состав группы аудита могут включаться технические эксперты.

6.2 Порядок назначения аудита

6.2.1 Аудит СМБД назначается в соответствии с утвержденным графиком распоряжением (приказом) по филиалу (структурному подразделению филиала) ОАО «РЖД». Допускается назначение аудита СМБД телеграфным указанием руководителя функционального филиала или его структурного подразделения.

6.2.2 Распоряжение, телеграфное указание (приказ) о назначении аудита издается и направляется руководителю проверяемой стороны не позднее 10 рабочих дней до начала аудита СМБД. Предложения по составу группы аудита, указанной в распоряжении, дает руководитель аудиторской группы.

6.2.3 После издания распоряжения, приказа, телеграфного указания разрабатывается программа проведения аудита СМБД, с указанием конкретных объектов аудита на месте, времени их проведения, причастных членов группы аудита и основных проверяемых вопросов.

6.2.4 Разработанная программа аудита СМБД согласовывается с руководителем проверяемого подразделения и утверждается уполномоченным представителем подразделения проводящего аудит СМБД. Процедура согласования и утверждения программы аудита СМБД должна быть завершена не позднее 5 рабочих дней до начала проведения аудита СМБД на месте.

6.2.5 В зависимости от целей и в соответствии с критериями аудита СМБД, по решению руководителя группы аудита, аудиторами (техническими экспертами) могут быть составлены чек-листы.

При этом осуществление оценки объектов аудита СМБД, определенных в чек-листах, допускается в формате ДА/НЕТ или по шкале от 0 до 10.

6.3 Аудит проводится компетентными специалистами, независимыми от той части организации или деятельности, которая подвергается аудиту СМБД.

6.4 Аудиторы должны соответствовать следующим требованиям:

— компетентность по оцениваемым вопросам;

— наличие документа из аккредитованной организации о прохождении обучения методологии проведения аудита;

— опыт работы в технической сфере;

— способность работать в группе аудиторов (команде);

— умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях;

— умение работать с людьми;

— наличие аналитических способностей;

— способность к убеждению;

— настойчивость, т.е. стойкость и ориентированность на достижение цели.

6.5 Аудитор при проведении аудита СМБД наряду с умением получать и объективно оценивать свидетельства аудита должен быть способен выявлять причинно-следственные связи возникновения нарушений требований безопасности движения, предпосылки и факторы, влияющие на возникновение транспортных происшествий.

6.6 Аудитор должен понимать не только, как проводить аудиты СМБД, но и каким образом достигать наилучших результатов при разработке КД и ПД, не только разбирать произошедшие чрезвычайные происшествия, но и прогнозировать их возможность и предлагать ПД.

Смотрите так же:  Пенсия по госслужбе в россии

6.7 В рамках организации аудитов руководитель подразделения, проводящего аудиты СМБД несет ответственность за:

— формирование годового графика проведения аудитов СМБД;

— информирование руководства о результатах аудитов СМБД;

— мониторинг выполнение программ аудитов СМБД;

— мониторинг и анализ результатов аудитов СМБД;

— контроль выполнения КД и ПД.

6.8 Руководитель группы аудита несет ответственность за:

— разработку плана конкретного аудита СМБД;

— формирование группы аудита;

— распределение обязанностей между аудиторами;

— обеспечение аудиторов необходимой документацией;

— внесение изменений, если это необходимо, в распределение обязанностей между аудиторами;

— проведение аудита СМБД;

— доведение информации обо всех выявленных несоответствиях до сведения руководителя проверяемого подразделения;

— утверждение отчетов по результатам аудита СМБД;

— точность, полноту, достоверность и своевременность составления итогового отчета, и его рассылку;

— анализ потенциала по улучшению.

6.9 Аудиторы при проведении аудита СМБД несут ответственность за:

— объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД;

— сбор и анализ доказательств, необходимых для оценки соответствия проверяемой деятельности (системы) критериям аудита СМБД;

— ведение и сохранение записей в ходе аудита СМБД;

6.10 Руководитель проверяемого подразделения несет ответственность за:

— назначение сопровождающих и ответственных лиц для участия в аудите СМБД;

— информирование своих работников о предстоящем аудите СМБД и его результатах;

— предоставление аудиторам необходимой документации;

— предоставление аудиторам достоверной информации;

— содействие аудиту СМБД;

— разработку, согласование, утверждение и реализацию КД и ПД.

6.11 Сопровождающие лица должны оказывать помощь группе аудита и содействовать предложениям руководителя группы аудита.

В их обязанности входит:

— обеспечение контактов и назначение времени для бесед с работниками проверяемой организации;

— обеспечение посещений определенных участков организации;

— обеспечение соблюдения правил техники безопасности и ознакомление группы по аудиту с такими правилами.

7 Объекты аудита СМБД

7.1 Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.

7.2 Аудит процессов проводят для определения степени выполнения требований, установленных в технологической документации, инструкциях,

руководствах, документации СМБД для обеспечения выполнения целей и задач процессов в области обеспечения безопасности движения.

7.3 При аудите процесса должны быть проверены действия владельца процесса (руководителя подразделения) по определению несоответствий по факторам, влияющим на возникновение транспортных происшествий, компетентность владельца процесса (руководителя подразделения) проводить анализ рисков и анализ причин несоответствий для разработки результативных КД и ПД и их реализацию.

7.4 Аудит процесса проводится в соответствии с планом аудитов СМБД и включает проверку элементов:

— взаимосвязь и взаимодействия процесса;

— элементы на входе и выходе;

— критерии результативности процесса;

— измерение и мониторинг процесса;

— поставщики и потребители процесса;

— ресурсы для обеспечения процесса;

— наличие элементов управления (процедуры, инструкции, нормативная документация, регламенты и т.п.);

— ответственность и полномочия;

— оценивание результативности процесса;

— сохранение достигнутых значений;

— мероприятия по улучшению процессов;

— оценку степени удовлетворенности потребителей;

— соответствие квалификации персонала установленным требованиям;

— установленный порядок внесения изменений в процессы и доведение их до заинтересованных лиц;

— состояние технологического, контрольного и измерительного оборудования;

7.5 При проведении аудита СМБД необходимо дать оценку:

— уровня обеспечения безопасности движения в проверяемом подразделении;

— действующей системы управления рисками;

— результативности КД, предпринятых руководителем процесса.

8 Проведение аудита СМБД

8.1 Принципы проведения аудита

Процесс проведения аудитов СМБД основывается на следующих принципах:

а) целостность — основа профессионализма;

б) беспристрастность — обязательство предоставлять правдивые и точные отчеты;

в) профессиональная осмотрительность — прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита СМБД;

г) конфиденциальность — сохранность информации. (В случае имеющегося требования сторон аудита);

д) независимость — основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита СМБД;

е) подход, основанный на свидетельстве — разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

8.2 Проведение аудита СМБД на месте

8.2.1 Руководитель группы аудита проводит вводное совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса).

8.2.2 Руководитель группы аудита на вводном совещании представляет членов группы аудита, уточняет план аудита СМБД, а также рассматривает и решает другие вопросы, связанные с процессом проведения аудита СМБД на месте.

8.2.3 В соответствии с планом аудита группа аудиторов проводит исследование проверяемого подразделения (владельца процесса) (опросы, наблюдения, экспертизу и анализ документации, выполнение деятельности на проверяемых объектах, выполнение КД и ПД).

8.2.4 В ходе аудита члены аудиторской групп ведут рабочие записи, в которых отражают наблюдения аудита СМБД.

8.2.5 Несоответствия и замечания, установленные в процессе проведения аудита включаются в перечень и подписываются уполномоченными представителями проверяемого подразделения.

8.2.6 Несоответствия ранжируются следующим образом:

а) критическое — несоответствие, оказывающее прямое влияние на безопасность движения поездов, которое подлежит немедленному устранению;

а) значительное — несоответствие, в результате которого повышается уровень риска возникновения нарушения безопасности движения поездов, подлежащее первоочередному устранению;

б) незначительное — несоответствие, которое в дальнейшем может привести к значительному и подлежащее устранению в плановом порядке.

8.2.7 На основании изучения полученных в ходе аудита СМБД данных проводится предварительный анализ полученных результатов аудита СМБД.

По итогам анализа руководитель группы аудита принимает решение о включении полученных результатов в проект отчета по результатам аудита СМБД.

8.2.8 В соответствии с планом аудита СМБД руководитель группы аудита проводит итоговое совещание с участниками проверяемого подразделения (владельца процесса), на котором доводит до участников совещания основные результаты аудита и совместно с владельцем процесса определяет конкретные даты подписания и вручения отчета по результатам аудита СМБД.

8.2.9 Результаты итогового совещания оформляются протоколом, в порядке, установленном в ОАО «РЖД».

8.2.10 На итоговом совещании руководитель группы аудита представляет основные результаты аудита СМБД, выявленные несоответствия, предложения аудиторов по реализации КД и ПД.

9 Подготовка отчета по аудиту СМБД

9.1 Руководитель группы аудита готовит проект отчета по результатам проведенного аудита СМБД.

9.2 Аудиторский отчет должен содержать полную, точную, четкую и ясную информацию (записи) об аудите СМБД и должен включать или ссылаться на следующее:

б) масштаб аудита, в частности определение структурных и функциональных единиц и процессов, подлежащих аудиту, и требуемый период времени;

в) определение заказчика аудита;

г) определение руководителя и членов группы по аудиту;

д) дату и место проведения аудита;

е) критерии аудита;

ж) наблюдения аудита;

з) заключение по результатам аудита.

9.3 Руководитель группы аудита представляет проект отчет по аудиту СМБД руководителю проверяемой организации (владельцу процесса) проверяемой организации в рамках согласованного периода времени.

9.4 Руководитель проверяемого подразделения (владельца процесса) проводит анализ проекта отчета и согласовывает его.

9.5 Руководитель группы аудита после официального подписания отчета сторонами аудита СМБД рассылает отчет заинтересованным лицам. При необходимости готовит проект докладной записки заказчику аудита СМБД.

9.6 Руководитель группы аудита регистрирует результаты аудита СМБД в ведущемся в подразделении реестре аудитов.

9.7 Руководитель проверенного подразделения (владелец процесса) доводит результаты аудита СМБД до причастных работников и своего непосредственного руководства.

10 Подведение итогов аудита СМБД

Итогом аудита СМБД в зависимости от поставленных целей аудита СМБД могут являться заключения об уровне обеспечения безопасности движения, оценка функционирования СМБД в проверенном подразделении, оценка работы руководителя подразделения по анализу несоответствий, выявленных при всех видах ранее проведенных ревизий, проверок (аудитов СМБД), а также по выполнению ранее запланированных мероприятий КД и ПД, использованию в работе процедур менеджмента риска и выполнения мер по управлению рисками, а также рекомендации по возможным улучшениям.

11 Анализ результатов аудита СМБД

11.1 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в течение 10 рабочих дней с момента получения отчета о результатах аудита анализируют его, разрабатывает в соответствии с планом мероприятий по КД и ПД, и направляют его на согласование руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения.

11.2 Руководитель аудиторской группы Департамента безопасности движения в течение 5 рабочих дней рассматривает содержащиеся в плане мероприятия по КД и ПД, и принимает решение о возможности их согласования.

11.3 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса), после согласования плана мероприятий по КД и ПД руководителем аудиторской группы Департамента безопасности движения, незамедлительно направляет его на утверждение в порядке, установленном в ОАО «РЖД».

11.4 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) после утверждения плана мероприятий по КД и ПД контролируют его выполнение в подведомственных структурных подразделениях.

11.5 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) выполняет план мероприятий по КД и ПД, при этом информирует установленным порядком ответственных руководителей подразделений ОАО «РЖД» о ходе его реализации.

11.6 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в случае невозможности или необходимости изменения сроков выполнения КД и ПД направляет руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения соответствующее обоснование, согласованное с причастными руководителями филиалов ОАО «РЖД»;

11.7 Руководитель проверяемого подразделения (владелец процесса) в течение 10 рабочих дней с момента завершения всех КД и ПД предоставляет руководителю аудиторской группы Департамента безопасности движения отчет о выполнении плана мероприятий по КД и ПД. К отчету прикладываются документально оформленные подтверждения реализации мероприятий по КД и ПД (документы, мероприятия, процедуры и т.д.);

11.8 Руководитель аудиторской группы Департамента безопасности движения рассматривает предоставленные отчеты и принимает решение о необходимости выезда непосредственно на место проведения аудита СМБД с целью проверки фактического выполнения мероприятий;

11.9 КД и ПД считаются завершенными, при условии полного выполнения запланированных мероприятий и согласования Департаментом безопасности движения отчета об их выполнении.

12 Завершение аудита

Аудит считается завершенным, когда вся деятельность, предусмотренная программой аудита выполнена, и отчет по аудиту СМБД представлен согласованным сторонам аудита.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое аудит СМБД?
  2. Что проверяется при аудите СМБД?
  3. В каких случаях назначаются внеплановые аудиты СМБД?