Сроки полномочия правительства рф

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:

1) Правительство может по собственному решению, принятому коллегиально, подать в отставку. Отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом;

2) Президент может по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы.

В случае отставки Правительства, при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Сроки полномочия правительства рф

§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации

Состав. Правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав всех руководителей органов исполни­тельной власти, поскольку таких органов очень много. Неизбеж­ным поэтому является установление различных статусов и на­именований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение или невхождение их руководителей в состав прави­тельства. В ряде стран в целях недопущения произвольного рос­та числа министерств и других исполнительных органов это чис­ло закреплено законом. В Российской Федерации такого законо­дательного перечня нет. Но для того чтобы не допустить создания недееспособного правительства, Конституция РФ уста­навливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. ПО Конституции РФ Правительство РФ состо­ит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Статус федерального министра распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других органов исполнительной власти (федеральных служб и агентств), если этот ранг был им присвоен Президентом РФ, — в этом слу­чае, однако, руководитель органа исполнительной власти не ста­новится членом Правительства РФ с правом голоса на его засе­даниях (обычно речь идет о приравнивании к статусу министра по оплате труда и социальному обслуживанию). Таким образом, практически число членов Правительства РФ определяется Пре­зидентом РФ. Число заместителей Председателя Правительст­ва РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие вклю­чаются и возможные первые заместители — общее их число опять же определяется Президентом РФ по своему усмотрению (в ныне действующую структуру введены две должности первого заместителя).

Общая структура федеральных органов исполнительной вла­сти обычно разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя порой весьма сущест­венно. Эту функцию Президент РФ делит с Председателем Пра­вительства РФ, который согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 112) не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. На него возложена конституционная обязанность предлагать Президенту РФ кандидатуры для назна­чения на должности и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Од­нако последнее слово все же остается за Президентом РФ.

Федеральное Собрание не обладает правом создания или лик­видации конкретных министерств и ведомств, поскольку это вхо­дит в компетенцию Президента РФ. Однако оно в известной сте­пени контролирует этот процесс, устанавливая расходы по каждо­му федеральному органу исполнительной власти из федерального бюджета. При принятии федерального бюджета каждому мини­стерству и ведомству, как и каждой государственной программе, устанавливается точная сумма расходов на год.

Председатель Правительства РФ определяет основные направ­ления деятельности Правительства: представляет Президенту РФ предложения по структуре и назначениям, организует работу Правительства и руководит его заседаниями, определяет обязан­ности заместителей Председателя Правительства и представляет Правительство в международных отношениях.

Решения Правительства принимаются коллегиально, однако в неотложных случаях Председатель издает от имени Правительст­ва распоряжения по отдельным вопросам государственного управления, о чем информирует Правительство.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создается Президиум, который обычно состоит из Председателя Правительства, его заместителей, министра финансов, министра экономического развития, министра иностранных дел, министра обороны, министра внутренних дел и двоих-троих других министров. В работе Президиума принима­ют участие Президент Российской академии наук и Председатель Центрального банка. В состав Президиума в отдельные годы бы­ли введены (без права голосования) президенты и губернаторы, являющиеся руководителями межрегиональных ассоциаций эко­номического сотрудничества субъектов РФ. Президент РФ впра­ве председательствовать на заседаниях Президиума (как и всего П равител ьства).

На заседаниях Президиума могут рассматриваться любые во­просы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и при­нимаются решения, в том числе акты нормативного характера (обязательно с участием министра юстиции).

Решения Президиума Правительства принимаются большин­ством голосов от общего числа его членов, издаются в форме по­становлений и распоряжений Правительства и не должны проти­воречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство за­дач. По их представлению Правительство назначает заместителей министра, но они самостоятельно распределяют обязанности ме­жду своими заместителями, а также утверждают структуру и штат­ное расписание центрального аппарата министерства в пределах установленной численности работников и выделяемых ассигнова­ний.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в со­ставе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрально­го аппарата министерства и иных лиц по представлению минист­ра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Правительством РФ. Коллегия на своих регу­лярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства. Решения коллегии оформляются про­токолами и проводятся в жизнь, как правило, приказами мини­стра. В случае разногласий между министром и коллегией ми­нистр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Министерство издает в пределах своей компетенции на осно­ве и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязатель­ными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчинен­ности и гражданами, в необходимых случаях другие ведомствен­ные нормативные акты.

Министры Российской Федерации и руководители федераль­ных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая включает руководителей тех министерств и ведомств, ко­торые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федераль­ными законами и указами. Подчинение этих министров Прези­денту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и не­сут коллективную ответственность за деятельность Правительст­ва РФ. Правительство координирует деятельность этих органов исполнительной власти.

Вторую группу составляют руководители министерств и ве­домств, работающие под непосредственным руководством Пра­вительства РФ.

Порядок формирования. Формирование Правительства РФ на­чинается с назначения его Председателя. Председатель — веду­щая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные на­правления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согла­сия Государственной Думы (в отличие от других членов Прави­тельства), и его право предлагать Президенту РФ назначить или освободить любого члена Правительства делает его не «первым среди равных» (так обычно характеризуют премьер-министров по отношению к другим членам правительства в парламентских го­сударствах), а должностным лицом, пользующимся непререкае­мым авторитетом по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ). Председатель Правительства РФ регулярно встречается с Прези­дентом РФ, получая от него поручения и указания, он признает­ся «вторым лицом» в государстве, временно исполняет обязанно­сти Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в со­стоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

Конституция РФ определяет (ст. 113), что Председатель Пра­вительства РФ действует в соответствии с Конституцией РФ, фе­деральными законами и указами Президента РФ, что исключает возможность в иных, кроме законов, формах воздействовать на него (указания, поручения и проч.) со стороны Федерального Собрания. Перечисляя правовые акты, которыми обязан руковод­ствоваться Председатель Правительства РФ, Конституция РФ тем самым предоставляет ему определенные гарантии самостоя­тельности.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не мо­жет обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президен­том РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представи­тельный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Может ли Президент РФ взять на себя функцию Председа­теля Правительства РФ? Известно, что такой случай имел ме­сто в 1992 г., когда в условиях нарастающего противостояния между законодательной и исполнительной властью Президент Б. Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 г. этой возможно­сти не предусматривает, а, скорее всего, ее исключает. Только в связи с исключительными условиями какого-либо острейшего политического кризиса можно было бы представить себе, что Го­сударственная Дума даст согласие на назначение Президента РФ главой Правительства РФ, но это было бы явно в обход Консти­туции РФ.

Правомерно поставить и другой вопрос: может ли Прези­дент РФ предложить Государственной Думе в качестве кандида­туры на пост главы Правительства РФ ее депутата? Конститу­ция РФ не исключает такой возможности, но ясно, что при со­гласии Думы на назначение данного депутата он должен в силу принципа разделения властей немедленно сложить с себя депу­татские полномочия. Таким образом, можно утверждать, что юридически Президент РФ совершенно свободен в подборе кан­дидатуры Председателя Правительства РФ, хотя он, разумеется, связан определенными политическими обстоятельствами.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюсти опреде­ленные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Это сделано явно с целью, чтобы ни при ка­ких условиях в течение долгого времени страна не оставалась без Правительства или имела только исполняющего обязанности Председателя Правительства. Предусмотрены три основных слу­чая с установлением соответствующих сроков внесения кандида­туры в Государственную Думу:

1) не позднее двухнедельного срока после вступления в долж­ность вновь избранного Президента (напомним, что избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня офи­циального объявления Центризбиркомом о результатах выбо­ров);

2) не позднее двухнедельного срока после отставки Прави­тельства;

3) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государ­ственной Думой.

Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 111) она рассматри­вает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложе­ния о кандидатуре. Ранее в гл. 23 «Федеральное Собрание Рос­сийской Федерации» учебника мы видели, что Регламент Госу­дарственной Думы устанавливает определенный порядок рас­смотрения этого вопроса (выступление кандидата с программной речью, вопросы к нему и др.). При этом Дума не вправе требо­вать от кандидата оглашения намеченного им состава Правитель­ства РФ, поскольку предлагать Президенту РФ кандидатуры чле­нов Правительства РФ может только назначенный Президен­том РФ (после, естественно, получения согласия Думы) глава Правительства РФ.

По поводу назначения главы Правительства между Президен­том РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление регламентируется Конституцией РФ в весьма жестких формах. После трехкратного отклонения представлен­ных кандидатур Председателя Правительства РФ Государствен­ной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительст­ва РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые вы­боры. Конституция РФ не указывает, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить во второй раз дру­гую кандидатуру, и в третий раз — третью кандидатуру (т. е. каждый раз новых лиц) или он вправе трижды предлагать одно и то же лицо. Последний подход поддержал в своем толковании ст. 111 Конституции РФ Конституционный Суд РФ в постанов­лении от 11 декабря 1998 г. Это право Президента должно реали-зовываться с учетом конституционных требований о согласован­ном функционировании и взаимодействии участников этого про­цесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией или не противоречащих ей форм взаимодействия, складываю­щихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

Естественно, что в обычных условиях роспуск Государствен­ной Думы и назначение новых выборов не очень желательны для ее депутатов, и это обстоятельство используется Президентом как средство давления на них при решении вопроса о согласии. Но можно представить себе и иные (и весьма вероятные) условия — когда новые выборы будут политически невыгодны Президен­ту РФ, что заставит его искать более компромиссного кандидата на пост Председателя Правительства РФ. Так что соотношение политического риска выглядит здесь в достаточной мере сбалан­сированно. Но если Дума все же проявляет несговорчивость и отклоняет все кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ, то он вынуждается назначить Председателя Правительства РФ без ее согласия по единственному соображению: не оставить страну без Правительства.

После назначения Председателя формирование Правительст­ва РФ осуществляется весьма простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассмат­ривает, отбирает и назначает. Поскольку этот процесс не являет­ся публичным, то можно только догадываться о содержании кон­фиденциальных бесед между двумя руководителями страны и степени их взаимной уступчивости при обсуждении конкретных кандидатур. Многое зависит от политического веса каждого уча­стника этого процесса, который может меняться в зависимости от условий.

Политическая система и форма правления в Российской Фе­дерации не лимитируют партийный характер Правительства РФ. Естественно предположить, что Президент РФ будет всегда пред­лагать в премьеры своего политического соратника (сам Прези­дент РФ пока еще никогда не возглавлял какую-либо политиче­скую партию), а премьер, в свою очередь, будет стремиться к политической однородности возглавляемого им Правительства. В то же время Правительство может не носить ярко выраженной пар­тийной окраски; у Президента РФ и Председателя Правительст­ва РФ также нет юридической обязанности создавать его на коа­лиционной основе. К этому могут побудить только определенные политические соображения. Пока же руководители исполнитель­ной власти подчеркивают стремление иметь в составе Правитель­ства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, неза­висимо от политических взглядов (несколько министров в разные годы были назначены из депутатов оппозиции в Государственной Думе). Президентская форма правления с неподотчетностью пра­вительства перед парламентом позволяет формировать исполни­тельную власть на такой основе, хотя трудно представить себе стабильным правительство без какого-то минимума политиче­ской однородности его членов.

Членам Правительства не запрещено входить в политические партии, но они не могут занимать никакой другой должности в государственных органах и органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринима­тельскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую ра­боту, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для членов Правительства Российской Федерации установлены огра­ничения на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируе­мой за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гра­жданства. Им запрещено также состоять в органах управления, попечительских и наблюдательных советах иностранных неком­мерческих неправительственных организаций, а также их струк­турных подразделений, действующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами или взаимными договоренностями федеральных органов государственной власти с государственны­ми органами иностранных государств, международными и ино­странными организациями. Члены Правительства не могут иметь «двойное гражданство», они обязаны ежегодно представ­лять сведения о доходах и имуществе, несут ряд других обязан­ностей, установленных Федеральным конституционным зако­ном.

Срок полномочий и отставка. Конституция РФ не устанавлива­ет срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент — новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Го­сударственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы все­гда будут происходить в период президентской легислатуры, по­скольку даже очередные парламентские выборы обычно не син­хронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более это не происходит, если парламентские выборы внеочередные. Одна­ко в полном соответствии с логикой президентской формы прав­ления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на на­значение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Госу­дарственной Думы. Конституция РФ, как уже отмечалось, преду­сматривает возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей. Имеется в виду отставка, стой­кая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принад­лежащие ему полномочия или отрешение от должности (ч. 2 ст. 92). Во всех этих случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента, а Правительство, естественно, продолжает действовать. Исполняющий обязанно­сти Президента ограничен в своих правах (не может распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предло­жения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ). Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения ис­полнения Президентом РФ своих полномочий должны состоять­ся выборы Президента РФ. Надо полагать, что эти положения распространяются и на случай кончины Президента РФ.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительст­во РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно пре­кращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирова­ния нового Правительства.

В мировой конституционно-правовой практике известны по­нятия коллективной ответственности правительства и индиви­дуальной ответственности каждого члена правительства. В пер­вом случае правительство, допустившее в своей деятельности крупный провал какого-либо принципиального вопроса, уходит в отставку в полном составе. Наряду с такой коллективной от­ветственностью каждый министр индивидуально отвечает за по­ложение дел в своем ведомстве и в случае «прокола» должен уйти в отставку. Как правило, при уходе в отставку премьер-министра вместе с ним покидают правительство и другие его члены.

В Конституции РФ этих понятий нет, но Федеральным кон­ституционным законом «О Правительстве Российской Федера­ции» установлено, что Правительство РФ является коллегиаль­ным органом. Следовательно, все решения Правительства прини­маются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства за свой политиче­ский курс. Но эту ответственность оно несет только перед Прези­дентом РФ, который вправе, хотя и только по предложению Председателя Правительства, освободить от должности любого члена Правительства, а также освободить и самого Председателя по своему усмотрению, оставив на своих постах всех остальных. Поэтому положение Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому отставка Председателя Правительства автоматически влечет за со­бой отставку Правительства в полном составе, вносит своеобраз­ную поправку в конституционные взаимоотношения Президента и Правительства. Оно кажется более логичным для парламент­ской формы правления, но трудно воспринимаемо для прези­дентской формы. Каждый член Правительства несет индивиду­альную ответственность за свою деятельность и положение дел в ведомстве, что дает основание Президенту РФ своей властью ос­вобождать министров, если у них имеются серьезные недостатки в работе, что он довольно часто и делал. Отставка отдельного ми­нистра не может в решающей степени повлиять на деятельность всего Правительства РФ, хотя и в состоянии причинить ему поли­тические неприятности.

Закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Прави­тельства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Прези­дента РФ освобождать Председателя Правительства, не обраща­ясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты. Логическое объяснение такого поло­жения следует искать в том, что Президент РФ несет ответствен­ность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно принять решение об освобождении от должности такого руководителя Правитель­ства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента РФ. Роль Государственной Думы в назначении пре­мьера этим не ущемляется, поскольку новая кандидатура Предсе­дателя вскорости неминуемо будет представлена для получения ее согласия. Если же представить себе, что Председателя Прави­тельства нельзя освободить без согласия Государственной Думы, то в таком случае он получил бы серьезную страховку для дейст­вий вразрез с Президентом. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Согласия Государственной Думы для отставки, естест­венно, не требуется (по прежнему закону «О Совете Минист­ров — Правительстве Российской Федерации» оно предусматри­валось). Президент РФ единолично решает, принять или откло­нить просьбу Правительства. Если он принимает отставку или может уговорить Правительство взять просьбу обратно, то даль­нейшие действия Президента и Правительства понятны. Но что должно последовать, если Президент не примет отставку, а Пра­вительство на этом настаивает? Конституционного ответа на этот вопрос нет, здесь возможно только политическое урегулирова­ние, но Правительство должно продолжать свою деятельность в силу ранее принятых на себя обязанностей.

Положение Президента РФ более предпочтительно. Он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Консти­туции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае принципиальных расхождений между Президентом и Правительством предпочтение в интересах стабильности государ­ственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Более чувствительный «нерв» — отношения Правительст­ва РФ с Государственной Думой, поскольку, не имея конститу­ционных средств воздействия на политику Президента РФ, оппо­зиция в Думе систематически направляет острие своей критики на Правительство РФ. Согласно Конституции РФ Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет авто­матически его отставки: Президент РФ вправе сам решать во­прос, отправить ли Правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы, т. е. позволить Правительст­ву продолжать свою деятельность без каких-либо помех.

Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех ме­сяцев выразить недоверие Правительству РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может быть при­знано «повторным»). И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу. Следует признать, что содержащаяся здесь угроза роспуска не может не оказывать влияния на депута­тов Думы, во всяком случае пока она воздерживалась от повтор­ного выражения недоверия Правительству РФ, хотя некоторые депутаты к этому призывали.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остро­ту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Пре­зидента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Го­сударственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда яс­но и то, что она исходит из договоренности о принятии Прези­дентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго ре­шения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, ко­нечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому при­бегает в условиях выгодной для себя политической конъюнктуры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра­зить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель­ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо­ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол­легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра­вительство большинством голосов примет обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при­нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен­ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы — возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо­чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче­нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ­ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Следует учитывать, что практическая применимость рассмот­ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра­вительства более прочно, когда большинство в палате принадле­жит партии, поддерживающей Президента РФ.

8. Правительство РФ: порядок формирования, состав, компетенция, отставка Правительства

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

· разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

· обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Согласно ФКЗ (федеральный конституционный закон) от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

· организует реализацию внутренней и внешней политики;

· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

· оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации.

Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Постановлением Правительства от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:

1) Правительство может по собственному решению, принятому коллегиально, подать в отставку. Отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом;

2) Президент может по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы.

В случае отставки Правительства, при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы РФ направляют эти сведения Президенту и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства. Члены Правительства РФ не вправе:

  • – быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
  • – занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление иод гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
  • – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • – быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
  • – использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  • – получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
  • – получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
  • – принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
  • – выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством и международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • – входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить доверие, либо отказать в доверии Правительству РФ.

Смотрите так же:  Отчетность потребительских кооперативов