Самооценка высокие требования

Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте

Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит , что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Смотрите так же:  Хочу подать в суд на соседей

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей. В чем именно они состоят?

В одном из психологических исследований учащимся было предложено самостоятельно оценить выполненное ими учебное задание. Одна из девочек, слабая ученица, поставила себе двойку, в то время как учительница оценила ее работу тройкой. На вопрос экспериментатора, почему поставила себе такую низкую отметку, ученица ответила: “Я не знаю, где ошиблась, но знаю, что ошибки есть, поэтому я сама себе поставила двойку”. Это – не редкий случай: ученица не видит, не выделяет ошибок, поскольку не может достаточно детально проанализировать свою работу. Однако она заранее ориентируется на неуспех и поэтому ставит себе низкую оценку.

Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Еще один пример, раскрывающий особенности формирования самооценки младших школьников. Второклассников учили решать задачи, сконструированные по единому принципу. После достаточно длительной тренировки они должны были по своему усмотрению и по своим силам выбрать одну задачу из серии однотипных задач разной сложности – легких, средних и трудных. После решения задачи – успешного или неуспешного – школьникам предложили объяснить свой выбор. И вот обнаружилось. Что далеко не у всех учащихся критерием выбора оказалось знание способа решения задачи и меры его освоенности при тренировках. Многие ребята говорили примерно так: “Выбрала среднюю, потому что я сама средняя ученица”, “Я не хочу решать легкие задачи, легкие задачи только для первоклассников”, “Я легкие не люблю, я уже был в одной четверти отличником. Я не люблю легкие решать, я их знаю наизусть”. В этих обоснованиях самооценки, как видим, явно звучат престижные моменты. Были комментарии и другого типа: “Я всегда начинаю с трудных”, “Дома делаю сначала легкие уроки, потом трудные”. Значит – самооценка учащихся в данном и, видимо, во многих подобных случаях основывалась на общих представлениях о себе или была взята, что называется, со стороны, а не связана с анализом собственных умений в каком-то виде учебной работы. И всегда, когда главным оказывается что-то не имеющее существенного значения по отношению к выполняемой деятельности, когда школьник обращается к внешним оценкам (“все говорят, что у меня нет способностей к математике”), к количеству затраченных усилий (“я очень старался, поэтому должен получить пять”), к личностным качествам (“я невнимательный…”) – лишь в малой степени можно надеяться, что в самооценке отразится истинное положение дел. Иной, более высокий уровень самооценки – у тех детей, которые во главу угла берут анализ самого учебного материала и способов действия с ним.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Самооценка и перфекционизм. Или «что важно знать о перфекционизме».

Под влиянием работ фолософов И.Канта, К.Маркса, Г.Лейбница в 19 веке в обществе сформировалось убеждение, что каждый человек должен достичь совершенства. Человек должен достигать нравственных высот, развивать способности и таланты. Ф. Ницше говорил, что современный человек, лишь ступень к сверхчеловеку. Сегодня средства массовой информации, деятели культуры и искусства, актеры и политики скандируют лозунги лучшего мира, лучшего политического устройства, лучшего будущего. Многочисленные книги и журналы пишут о том, что человеку необходимо самосовершенствоваться, развиваться духовно, интеллектуально, физически. Государственные программы направлены на повышение качества жизни людей в самых разнообразных отраслях жизни. Борцы за свободу и справедливость отстаивают приверженность своим идеалам. У современных людей появилось много требований как к себе, так и окружающим. Работники обязаны быть максимально эффективными, так как им за это платят деньги. Все должно быть лучше, качественнее, быстрее, больше и так далее. Нет предела совершенству. Все бы хорошо, но патологическое стремление к совершенству породило такой феномен как перфекционизм. Несмотря на кажущуюся безобидность установки, убеждение, что неидеальный результат неприемлем, может закончиться невротическим расстройством психики. Из-за хронического дискомфорта, переживаемого по поводу несовершенства себя и окружающих, перфекционист живет в постоянном стрессе, так как чувствует постоянную неудовлетворенность результатами деятельности и жизни в целом.

Что такое перфекционизм?

  • Перфекционизм- обостренное стремление к совершенству, которое может быть направленно на собственную личность (постоянное самосовершенствование), на окружающих (окружающие обязаны быть идеальными), на мир в целом (его необходимо довести до состояния идеала).

На уровне здравого смысла можно подумать, что стремление к совершенству довольно ценное качество личности, поскольку связано с постановкой социально одобряемых целей. Перфекционизм можно перепутать с мотивацией достижения и упорством при движении к поставленной цели. Внешне это похожие явления, но здоровая мотивация достижения выражается в постановке трудных, но (что очень важно) достижимых целей, при условии приложения немалых усилий, которые соизмеримы с возможностями человека. Вероятность неуспеха адекватно учитывается и стимулирует к развитию необходимых качеств и поиску оптимального решения. Достижение поставленной цели сопровождается чувством удовлетворения и положительными эмоциями. Мотивация достижения характеризуется адекватной самооценкой и уровнем притязаний.

Перфекционист ставит цели, опираясь не на собственные возможности и способности, а на внешне заданные ориентиры (эталоны, стандарты, кем-то провозглашенные ценности и идеалы). Довольно часто эти цели заведомо недостижимы и требования нереалистично завышены. Таким образом человек сам загоняет себя в тупик, так как недостижимость цели заведомо обрекает его на неудачу, которой он так не хочет и неосознанно боится. И к сожалению, неизбежные затруднения и ошибки, которые сопровождают выполнение большинства трудных задач, деморализуют перфекциониста, заставляют чувствовать себя неудачником. А достигнутый результат, который объективно успешный, не приносит удовлетворения, так как он не дотягивает до идеала.

Формирование перфекционизма начинается в детстве и зависит от семейного воспитания.

Одним из главных факторов является авторитарный стиль воспитания, который сочетает в себе высокие требования, жесткий режим дисциплины и недостаточную эмоциональную поддержку. На ребенка возлагаются большие надежды, ему предстоит оправдать ожидания родителей, приумножить их достижения и избежать их ошибок. У ребенка складывается мнение, что любовь родителей ему предстоит заслужить своим безупречным поведением, соответствием их высоким требованиям и высокими достижениями в одобряемой ими деятельности. То есть принятие и тепло со стороны родителей зависит от успехов ребенка. Когда ребенок поступает в первый класс шкоты, то успехи четко формализуются в виде отметок. И только в качестве лучшего в классе, отличника, активиста, победителя всевозможных олимпиад ребенок может ощутить свою значимость, почувствовать необходимое принятие и одобрение со стороны родителей и близких. Естественные затруднения в достижении высоких результатов фрустрируют ребенка и порождают постоянный стресс. Неудачи переживаются болезненно, вплоть до попыток суицида. Самооценка очень не устойчива и может резко падать в ситуации неуспеха.

Часто из-за осознания недостижимости идеала человек вовсе отказывается от своих устремлений и не прилагает никаких усилий для достижения своих целей, так как живет по принципу «Все или ничего».

С точки зрения ряда психологов, перфекционизм выступает не самостоятельным нарушением, а одним из проявлений общего личностного неблагополучия. Его устранение невозможно без пересмотра системы ценностей и целей, стремлений и мотивов, которая формируется годами и не меняется в одночасье. В зрелом возрасте на это могут уйти месяцы работы с психологом.

В возрасте на первый план выходит формирование здоровой мотивации и самооценки, т.е предотвращение перфекционизма. Для достижения этих целей можно дать несколько рекомендаций.

Смотрите так же:  Саратовская область транспортный налог

Прежде всего хотелось бы предостеречь родителей и педагогов от опасности завышения уровня притязаний ребенка, от постановки непосильных для него задач. Важно ставить достижимые для ребенка цели, которые соответствуют его уровню развития на данный момент. Так же хотелось бы предостеречь от некорректных сравнений ребенка со сверстниками. На уровне здравого смысла понятно, что каждый из окружающих в чем-то превосходит, но так же вероятно, в чем-то уступает. Ребенок постоянно сравнивающий себя с другими детьми всегда будет чувствовать свои недостатки, так как всегда есть кто-то превосходящий его, что способствует снижению самооценки.

Так же важно уметь не отождествлять неудачу в каком-то деле с личностью в целом. Так как от неудач не застрахован никто, они сопровождают любую активность, в том числе и учебную деятельность. Необходимо научиться расценивать неудачу как сигнал о том, что решение не работает и необходимо искать новое. Ошибочное действие подлежит прежде всего исправлению, а не осуждению как свойства совершившего его. Важно понимать, что успех имеет самые разнообразные формы и к его достижению ведут множество самых разнообразных путей. Невозможно двигаться сразу несколькими путями и стремиться ко всему. Джемс писал: «Если только вы достаточно сильно стремитесь к результату, вы непременно достигнете его, если вы хотите стать богатым, вы станете богатым, если вы хотите стать ученым, вы будете ученым, если вы хотите стать хорошим, вы будете хорошим. Но только вы должны действительно хотеть этого, а не стремиться одновременно с такой же силой к сотне других несовместимых вещей».

В современном мире множество внешних факторов провоцируют формирование перфекционизма. Средства массовой информации, массовая культура, реклама, многочисленные психологические руководства «Как стать миллионером», «как добиться успеха и стать первым», «Как стать лидером» предлагают нереалистичные и практически недостижимые эталоны образа жизни и эффективного поведения, порождая тем самым тяжелую фрустрацию. Человеческое достоинство измеряется уровнем потребления благ. И в наши дни важным атрибутом зрелой личности становится умение самостоятельно формировать собственные стандарты образа жизни, которые соответствуют способностям и общечеловеческим ценностям. К этому идеалу можно стремиться, не забывая про его недостижимость.

Высокая самооценка: хорошо или плохо?

Нам постоянно твердят о пользе позитивного мышления и необходимости любить себя. Но действительно ли чрезмерная любовь к себе делает нас успешнее и счастливее?

Все не так однозначно…

Была у меня в молодости подруга, которая окончила школу с золотой медалью, вуз – с красным дипломом, рано сделала карьеру — и началось… Всех людей вокруг она стала делить на тех, кто достоин с ней общаться, и тех, кто недостоин. Тех, кто занимался бизнесом, был успешен, зарабатывал большие деньги, она «допускала» до себя. Тех, у кого в жизни были другие приоритеты, отбраковывала. В конце концов она стала дружить только с «нужными» людьми, как правило, с теми, с кем ее связывали отношения делового партнерства.

То же самое было и с личной жизнью. «Требованиям, которые я предъявляю к мужчинам, не соответствует никто!» — однажды заявила она.

Когда от нее ушел муж, она была в шоке. Как я узнала, даже обращалась к психологу… Наверное, психолог ей кое-что объяснил, потому что через какое-то время муж вернулся.

Я прекратила отношения с ней после 11 лет общения. Потому что мне надоело чувствовать себя человеком второго сорта, к которому меня отнесли только за то, что я мало зарабатывала и ни разу не ездила за границу. Кстати, несколько бывших общих друзей теперь даже не желают слышать об этой даме. И все по той же причине – чересчур высокое самомнение и постоянное подчеркивание своего превосходства.

Дело тут не в статусе, не в том, что деньги или успех портят людей. Есть у меня еще одна знакомая, она довольно известная писательница. Но в общении со мной она ни разу не дала мне почувствовать, что я чем-то хуже нее. Хотя могла бы «зазвездить».

Есть люди, которые относят себя к элите и тщательно подбирают круг общения, при этом являясь практически «никем». Я знаю одну такую семью, мать и дочь. Мать даже не окончила вуза, правда, одно время работала редактором по рекламе в престижной компании. Дочь тоже трудилась в области рекламы. Сейчас у них свое небольшое агентство. Дела идут так себе, но недавно дочь рассказала мне, что в последнее время ей пришлось общаться «со всяким сбродом». А когда-то она не убирала за собой посуду в студенческом буфете, потому что считала, что это «не царское дело»… Мать любит обсуждать происхождение своих знакомых — как же, вот это дочка простой медсестры, а выбилась в бизнес-леди… У нее бабушка буфетчица, а корчит из себя интеллигентку… У той папа дворник, а мама уборщица, а вот попала из грязи в князи…

Да, самооценка часто не имеет ничего общего с реальными достижениями человека. И потом – действительно ли эти люди любят себя и высокого мнения о себе? Ведь человеку, который многого достиг или занимает высокое положение, вовсе не требуется самоутверждаться за чужой счет – он и так прекрасно знает себе цену… Может быть, «звездят» как раз люди, в глубине души считающие себя неудачниками, неуверенные и закомплексованные? Свои комплексы они умело скрывают под маской высокомерия…

Выгодно ли вообще постоянно подчеркивать свои достоинства и превосходство? Вряд ли. Да, это может произвести впечатление, если вы стремитесь делать карьеру – в бизнесе любят амбициозных личностей… Но только если вы при этом еще и умеете работать. Но друзья и близкие обычно рано или поздно начинают чувствовать себя в общении с таким человеком дискомфортно. Ну кому понравится, когда тебе постоянно внушают, что ты ничтожество по сравнению с сияющей рядом «звездой»? Так что «звезда» в конце концов рискует остаться в полном одиночестве или в компании тех, кто действительно является ничтожествами и кого поэтому ее отношение не обижает.

И еще – наверное, вы не раз слышали выражение: «он живет только для себя». Любить себя и жить только для себя – это разные вещи. Любовь к себе – это стремление получить от жизни радость и различные «бонусы». Жизнь для себя – это когда «бонусы» получают за счет других. Или не считаясь с их интересами.

Тот, кто действительно знает себе цену, никогда не станет бить себя кулаком в грудь, ставить в пример окружающим и доказывать, что он лучше их – он докажет это реальными делами и поступками, а не словами… Он будет ждать оценки от других людей. И даже если не дождется ее – не расстроится, потому что это никак не повлияет на его мнение о себе.

Бесспорно, в низкой самооценке тоже нет ничего хорошего. Люди с заниженной самооценкой часто заставляют страдать не только себя, но и других. Недаром психологи категорически не советуют общаться с неудачниками, которые склонны постоянно жаловаться на жизнь. Те, кто считает себя неудачниками, «заражают» других своими негативными эмоциями.

Как же нам стать счастливее и гармоничнее? На мой взгляд, прежде всего – прилагать усилия для того, чтобы осуществлять свои мечты и планы. Помогать другим и учитывать их интересы, тогда есть вероятность, что однажды помогут и нам. Общаться с теми, кто тебе интересен, но при этом стараться видеть в людях их достоинства, а не только недостатки… И, наконец, признавать свое несовершенство и стремиться к совершенству.

Эксперт: Яков Кочетков
Кандидат биологических наук, клинический психолог, президент Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов России, директор Центра когнитивной психотерапии

В 1978 году американские психотерапевты Паулина Клэнс и Сюзанна Аймс опубликовали исследование , открывшее грустную правду: многие успешные женщины считают, что недостаточно умны и талантливы, свои заслуги объясняют стечением обстоятельств и боятся, что однажды их некомпетентность станет очевидной всем. Описанное явление ученые назвали «синдром самозванца». Термин быстро подхватили журналисты и научно-популярные авторы, но не ученые – за сорок лет синдром самозванца так и не стал официальным диагнозом. При этом само явление активно изучают и обсуждают. Его уже не считают, например, чисто женским феноменом, дальнейшие исследования показали, что мужчины, хоть и в меньшей степени , тоже подвержены страхам, связанным с успехом.

Современная психотерапия рассматривает синдром самозванца как часть другого расстройства – патологического, или дисфункционального, перфекционизма. «Здесь важно отметить, что стремление к лучшему результату само по себе не плохо. Но патологический перфекционизм предполагает, что несовершенный результат работы – это вообще не результат», – объясняет Яков Кочетков. Перфекционист с синдромом самозванца делит мир на черное и белое, а промежуточные оценки считает провалом. Он не способен признавать свои успехи, ставит малодостижимые цели и фокусируется на неудачах. Проще говоря, человек с низкой самооценкой и высокими требованиями – идеальный кандидат в «самозванцы».

Откуда берется синдром самозванца

С синдромом самозванца не рождаются – причины расстройства часто кроются в детстве. В одном сценарии родители-перфекционисты многого требуют от ребенка. Он получает послание, что нужен им, только если делает все в совершенстве. Второй вариант – когда ребенка сравнивают с другими. Даже если он неплохо играет в теннис, ему указывают на чемпионов: «А Маша Шарапова в десять раз быстрее ракеткой работает». В обоих случаях страдает самооценка. Человеку все время кажется, что хороший результат – впереди, а он все делает плохо. Когда такой ребенок вырастает и получает похвалу уже во взрослом возрасте, он не в состоянии ее адекватно принимать.

Смотрите так же:  Приказ мвд россии 17

Знаменитый писатель-фантаст Нил Гейман, первая женщина в совете директоров Facebook Шерил Сэндберг, актер Том Хэнкс, актриса Эмма Уотсон и многие другие выдающиеся люди признавались, что страдают синдромом самозванца. Даже великий физик Эйнштейн, описывая свой успех, жаловался в письме другу: «Я ощущаю себя мошенником».

«Ужас патологического перфекционизма в том, что там нет вершины, до которой можно добраться, – говорит Кочетков. – Можно быть нобелевским лауреатом и искренне считать себя плохим ученым». При этом «самозванцы», которым удалось достичь потолка в своей сфере деятельности, рискуют впасть в депрессию. Их структура психики настроена на то, чтобы постоянно двигаться вперед. Если идти дальше некуда, они чувствуют разочарование и неудовлетворенность.

Как перестать быть самозванцем

Люди с синдромом самозванца склонны больше полагаться на собственные ощущения, чем на мнение окружающих. Поэтому важная часть терапии – упражнения, которые помогают более трезво оценивать свои действия, сравнивать свою оценку с оценками других людей, наладить диалог между эмоциональной и рациональной частью мозга. Задача – сделать так, чтобы эмоции («Я не достоин», «Опять не получилось») не заглушали рациональные аргументы.

Второй аспект терапии – работа с глубинными убеждениями. У всех нас в голове присутствует голос родителей, у людей с синдромом самозванца этот голос очень громкий и в основном критикует. В когнитивной терапии есть игровое упражнение, когда человек вступает в диалог со своими родителями, – оно помогает, во-первых, осознать, что их голос есть, а во-вторых, научиться возражать ему.

Если чувствуете, что самокритика мешает нормально жить, вы боитесь браться за новые проекты и всегда фокусируетесь на неудачах, возможно, стоит обратиться к специалисту. А с краткосрочными приступами недовольства собой помогут справиться следующие техники:

  1. Делитесь своими переживаниями. Расскажите близким, что чувствуете себя самозванцем и не уверены в своей компетентности. Тогда это перестанет быть секретом, и страх быть пойманным отпустит.
  2. Фокусируйтесь на процессе и задавайте четкие параметры результата. Если вы по пунктам пропишете, что хотите получить на выходе, вам будет сложнее обвинить себя в том, что работа проделана на недостаточном уровне.
  3. Сопровождайте самокритику рациональными доводами и фактами. Аргумент «Всегда можно сделать лучше» не считается.

Когда критика нужна

Конечно, синдром самозванца сильно усложняет жизнь, но некоторая доля перфекционизма и здоровой самокритики нам необходима – особенно сегодня, как считают многие специалисты. «У меня был забавный случай, – рассказывает Кочетков. – Я читал лекцию в МГУ, и ее запись выложили в ютьюб. Видео собрало много лайков, и только через неделю выяснилось, что в нем нет звука. Этот пример наглядно показывает, что люди не всегда дают адекватную оценку. Хвалят, не вникнув в суть, комментируют, не прочитав, ставят лайки, не посмотрев».

Иногда мы действительно работаем не в полную силу. Порой нам везет, и мы получаем больше, чем ожидали. Иногда откровенно халтурим и выходим сухими из воды. Поэтому важно уметь критически оценивать свои успехи. Главное, чтобы эта критика была рациональной и не мешала двигаться к новым достижениям.

Самооценка высокие требования

В подростковом возрасте самооценка детей касается преимущественно основных нравственных качеств: доброты, чести, справедливости и т.п.. Ученики средних классов недостаточно самокритичны, хотя часто они признают в себе бы много негативных качеств, осознают потребность избавиться от них, стремятся к самовоспитанию их самооценка является неустойчивой и не всегда адекватноою.

Суждения младших подростков о себе выражаются также в оценке их взаимоотношений с другими людьми. Эти оценки касаются умение дружить, чуткости к людям, своего поведения среди других, уважения к себе, вос ймання себя одноклассниками, что свидетельствует о достаточно высоком уровне самосознания, обогащение опыта социального поведенияи.

Самооценка старших подростков весьма разнообразна, разносторонней, обобщенной по содержанию. Количество качеств, они осознают, примерно вдвое больше, чем в младшей подростковой группе. Старшие во длиткы оценивают не только отдельные черты характера, но и свою личность в целом. Они проявляют определенную социальную зрелость, осознают себя готовыми к жизни личностями. Это выражается в самооценке яко стей, характеризующие их как деятельных субъектов (решительность, выдержка, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы). В процессе самооценки подросток проявляет свои возможности для принятия важного для него решения, берет на себя определенные обязанности. Именно самооценка является предпосылкой его свободы выборвибору.

Далеко не редким является неадекватная самооценка подростков, которая проявляется в переоценке или недооценке своих возможностей, что вредит развитию ответственности и других важных качеств. Например, завысит ена самооценка блокирует чувство неудовлетворенности собой, вины за недостойный поступок, угрызения совести за безответственное поведение. Несамокритичисть мешает задуматься над своими поступками, самостоятельно пред ‘ представить себе требования и выполнить их. Свидетельством заниженной самооценки является неудовлетворенность собой, неспособность поставить перед собой более высокие требования, поскольку не хватает уверенности в своих возможностях. Это тормозит развитие ответственности, поскольку такие дети не проявляют активности, уклоняются от выполнения задач, обязанностей, порученныхчень.

С взрослением самооценка подростков становится дифференцированным, она касается не поведения в целом, а поведения в отдельных социальных ситуациях, отдельных поступков. Это способствует становлению ее объективности. С. Именно в этот период степень объективности самооценки приводит концентрацию усилий на формировании нравственных качеств, определяет направление развития личноститі.

Существенно влияют на поведение подростка выполнения обязанностей и поручений, ожидаемое им отношение к себе. Основываясь на самооценке, ожидания опосредуются эмоционально-оценочным отношением к групповым х норм, требований и ценностей. Подросток испытывает повышенную потребность в одобрении и признании друзьями. Поэтому он активно ищет такое окружение, в котором испытывает позитивное отношение к себе, своих поступков, способен в убедиться, что он взрослый, самостоятельный человекина.

С самооценкой тесно связан уровень притязаний, направленных на будущую деятельность подростков. Австрийский психолог. Фридрих. Хоппе (1899-1976) начал видение, согласно которому уровень притязаний обусловлен лений такими двумя противоположными тенденциями:

1) поддержание своего. Я, своей самооценки на максимально высоком уровне, стремление достичь успеха;

2) снижение своих притязаний, желание избежать неудачи, чтобы не навредить самооценке

Некоторые исследователи считают, что для подросткового возраста характерно стремление различными путями реализовать лишь первую тенденцию

На уровень притязаний подростка влияет признание его возможностей как значимыми другими, так и собой. Как известно, в развитии самосознания важное значение имеет адекватность уровня притязаний возможностям ребенка. По результатам экспериментальных исследований, степень адекватности притязаний относительно учебного статуса подростка зависит от его успеваемости в учебе. Чем лучше он учится, тем адекватнее является его дома нения относительно места в классе по успеваемости. Адекватная самооценка и уровень притязаний, основанный на ней, дают подростку возможность ставить перед собой задачу, брать на себя обязанности, которые по сложности е дповидають его личностных возможностейстям.

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний важно для правильного восприятия подростком требований других, пробуждает и стимулирует его стремление к самовоспитанию. Становление адекватного отношения к се. Эбе происходит благодаря оценочным суждением значимых других, с которыми общается подросток. Очень большое влияние на него оказывает педагог. Его объективная, справедливая, требовательная и вместе с тем доброжелательную оценку а воспринимается подростком без внутреннего сопротивления, стимулирует его работу над собой. Достигается цели указания педагога, которые помогают детям осознать положительные и отрицательные аспекты их пове. Динка, объясняют последствия безрассудных, безнравственных поступков, предусматривают возможность исправить недостатки, добиться успехов. Если подросток не принимает оценку взрослых, источником его самооценки становятся собственности нет, не всегда адекватные и правильные сужденияження.

Эффективному развитию у подростков адекватных оценочных суждений способствуют осознания смысла найзначу-щиших для человека черт, качеств; усвоение объективных критериев оценки морально-волевых качеств учебной деятельности; убежденность в важности адекватных, устойчивых оценочных отношений человека к себе и другим для нормального взаимодействия с ними. Важными факторами развития правильной самооценки является способствует тливе положение среди сверстников, позиция положительной равновесия в отношениях, активное участие в общественной жизни класса, группы, подлежащая успешность. Особое значение имеет самовоспитание, поэтому воспитательная робот а с подростками должна быть направлена ??на привитие им стремление к работе над собой, самосовершенствованиемня.

Итак, в подростковом возрасте ребенок делает значительный прогресс в осознании своей личности. Процесс самопознания является сложным и весьма противоречивым, самооценка и уровень притязаний — часто неадекватными и нес устойчивыми. У подростков еще не возникает целостный. Я-обрааз.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая