Начислять налог на имущество на транспортные средства

Оглавление:

Налог на имущество за автомобиль и его действие для физических и юридических лиц

Налог на имущество за автомобиль вызывает много споров и недопониманий. Что это за сбор, в каких случаях и кто должен платить его? Входит ли автомобиль в налог на имущество?

Суть данного налога

Налог на имущество за автомобиль является достаточно новым. Имеется ввиду ежегодная плата за дорогие машины люксовой категории. Но это не транспортный налог. Возможная путаница возникает из-за того, что налог на имущество за авто зависит от суммы уплачиваемого транспортного налога и рассчитывается как коэффициент к нему.

Еще этот налог называют налог на роскошь. Он введен в 2016 г. и распространяется на всех, кто владеет дорогими транспортными средствами (от 3 млн. рублей).

Раньше такой имущественный налог на автомобиль платился автовладельцами. Но сейчас большинство физических и юридических лиц не должны платить его.

О новом налоге на имущество расскажет данный видеосюжет:

Законодательная база

Законодательной базой для этого налога является глава 28 НК РФ. Эта глава называется «Транспортный налог». В ней описан налог на имущество за автомобиль, указываются случаи, когда его нужно платить.

Этот налог относится к транспортному налогу, который является региональным. Соответственно, региональным является налог на имущество за автомобиль. Это не самостоятельный налог, он платится раз в год вместе с транспортным налогом.

О том, облагается ли автомобиль налогом на имущество, читайте ниже.

Обязанность по уплате

Этот налог касается только тех физлиц, которые имеют в собственности люксовые авто. Обычных граждан с обычными машинами это не касается.

Как платится этот налог? Его значение равно числу, которое умножается на транспортный сбор. Эта числовая ставка зависит от нескольких показателей, цены транспорта и года его выпуска. Чем выше цена и новее автомобиль, тем больше придется платить.

  • Когда цена авто от 3 до 5 млн. руб., а выпущено оно более 3 лет назад, то ставка равна 1,1.
  • Цена от 3 до 5 млн. руб, выпуском 2 года назад, коэффициент будет 1,3.
  • Цена 3-5 млн. руб., выпуск до года — коэффициент равен 1,5.
  • Если цена авто от 5 до 10 млн., выпущено оно до 5 лет назад, то применяется увеличивающая ставка 2.
  • Когда цена машины равна 10-15 млн. руб., а год ее выпуска до 10 лет назад, то коэффициент будет 3.
  • Коэффициент 3 применяется и для авто, стоимость которых 15 млн. руб. и более, с годом выпуска до 20 лет назад.

В 2016 году имеется список из 708 моделей авто, к которым применяется этот налог. Список составляется Минпромторгом и пересматривается каждый год. Раньше имущественный налог на автомобиль платили и простые автолюбители, но сегодня этого делать нет надобности.

О том, платят ли налог на имущество с автомобиля организации, и как подается декларация, расскажем ниже.

Налог на имущество с автомобиля для юридических лиц

Имущественный налог за дорогой транспорт юридические лица и организации платят точно так же, как и физлица. Если имеется дорогое авто, то подбирается соответствующий коэффициент. Он умножается на транспортный сбор для этого авто.

Но остались некоторые ситуации, когда организациям необходимо платить имущественный налог и за простой транспорт. Имущественный налог платится только за машины, относящиеся к третьей амортизационной группе, в основном, это грузовики.

Но большинство организаций имеют льготу по выплате этого налога и для грузовиков. Согласно законодательству, платят имущественный налог в данном случае только те, которые поставлены на учет из-за ликвидации юридического лица или его реорганизации. Это не имеет отношения к большинству организаций, которым платить имущественный налог за авто не требуется.

Про налог на имущество при покупке автомобиля мы писали отдельно. Советуем изучить такой материал.

Вы уже знаете, облагается ли автомобиль налогом на имущество организаций, поговорим о льготах в этой сфере.

Льготы и послабления

Льготы по уплате имущественного налога как и при уплате транспортного на авто имеют следующие категории:

  • Инвалиды всех групп.
  • Ветераны ВОВ.
  • Лица, которые участвовали в любых боевых действиях.
  • Герои России и СССР.

Об условиях уплаты налога на имущество с авто, когда такой автомобиль приобретен в лизинг вы можете почитать отдельно.

В видео ниже известный юрист рассказывает о том, как не платить налог на движимое имущество:

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля для юридических и физических лиц

Политика налогообложения регулярно претерпевает изменения. Далеко не всегда кардинальные, но при этом все равно важные. В этой статье мы поговорим про налог на имущество на автомобиль. Требует ли актуальное законодательство выплаты подобного рода с физических и юридических лиц, и существуют ли какие-то исключения из правил?

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля физлицам

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество. Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2019 году. Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы. Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

Что касается того, нужно ли автомобили включать в налог на имущество, то ответ отрицательный.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество. К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

Облагается ли транспорт налогом на имущество организации

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.

Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2019 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:

  • реорганизации юрлица;
  • передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
  • ликвидации юридической компании.

Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2019 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.

Если авто куплено в 2016

Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2016 году, будет зависеть от нескольких нюансов. Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации. Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

Во-вторых, от класса амортизационной группы.

Если к моменту уплаты налога срок полезного использования транспортного средства составит хотя бы год (первый класс амортизации), то на данный автомобиль, купленный в 2016 году, налог на имущество также распространяться не будет.

Причем в этом случае не имеет значения, каким именно образом машина была зачислена на баланс в качестве основного средства.

Какие существуют льготы

Помимо уже описанных поблажек в отношении двух амортизационных групп, а также машин, зарегистрированных после 01.01.13, имеется еще один вариант налоговых послаблений.

Он распространяется на то имущество, которое принято на баланс коммерческих структур, действующих в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ). При условии, что данное имущество находится и используется также на территории СЭЗ. Действует данная льгота в течение 10 лет с момента принятия имущества в качестве основного средства.

Спорные ситуации

Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов. Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.

Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?

В отношении этого вопроса комментарии Минфина России были весьма противоречивы. С одной стороны, ведомство неоднократно подчеркивало, что если комплектующие, без которых движимое имущество не может использоваться, были приобретены у взаимозависимых лиц, то льготы в отношении него применяться не могут. Вне зависимости от того, было ли оно приобретено до 01.01.13 или позже этой даты.

С другой стороны, в некоторых официальных письмах, направленных для ознакомления в налоговые органы на местах, отмечалась кардинально противоположная позиция.

Соответственно, можно сделать вывод, что конечная резолюция по спорному моменту будет в каждой отдельной ситуации своя. Если при экспертном анализе документов выяснится, что движимое имущество было банально разобрано с целью последующей передачи взаимозависимому лицу и уклонения от уплаты налогов, то избежать выплат не удастся. Если же будет видно, что целью покупки у взаимозависимого лица было действительно приобретение комплектующих для дальнейшей самостоятельной сборки транспортного средства (например, какой-то спецтехники), то, возможно, отстоять свое право на получение льготы организации удастся.

Допускается ли налоговая льгота, если движимое имущество было приобретено после 1.01.13 через взаимозависимое лицо — комиссионера?

По заявлению Минфина, льгота при покупке движимого имущества по договору комиссии с взаимозависимым комиссионером возможна. Но только в том случае, если сам поставщик не будет выступать как взаимозависимое лицо ни в отношении комиссионера, ни в отношении самого заказчика. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, то льгота действовать не будет.

Как рассчитать транспортный налог: Видео

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля для юридических и физических лиц

Политика налогообложения регулярно претерпевает изменения. Далеко не всегда кардинальные, но при этом все равно важные. В этой статье мы поговорим про налог на имущество на автомобиль. Требует ли актуальное законодательство выплаты подобного рода с физических и юридических лиц, и существуют ли какие-то исключения из правил?

Смотрите так же:  Приказ рк по корью

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля физлицам

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество. Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2019 году. Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы. Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

Что касается того, нужно ли автомобили включать в налог на имущество, то ответ отрицательный.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество. К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

Облагается ли транспорт налогом на имущество организации

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.

Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2019 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:

  • реорганизации юрлица;
  • передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
  • ликвидации юридической компании.

Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2019 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.

Если авто куплено в 2016

Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2016 году, будет зависеть от нескольких нюансов. Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации. Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

Во-вторых, от класса амортизационной группы.

Если к моменту уплаты налога срок полезного использования транспортного средства составит хотя бы год (первый класс амортизации), то на данный автомобиль, купленный в 2016 году, налог на имущество также распространяться не будет.

Причем в этом случае не имеет значения, каким именно образом машина была зачислена на баланс в качестве основного средства.

Какие существуют льготы

Помимо уже описанных поблажек в отношении двух амортизационных групп, а также машин, зарегистрированных после 01.01.13, имеется еще один вариант налоговых послаблений.

Он распространяется на то имущество, которое принято на баланс коммерческих структур, действующих в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ). При условии, что данное имущество находится и используется также на территории СЭЗ. Действует данная льгота в течение 10 лет с момента принятия имущества в качестве основного средства.

Спорные ситуации

Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов. Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.

Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?

В отношении этого вопроса комментарии Минфина России были весьма противоречивы. С одной стороны, ведомство неоднократно подчеркивало, что если комплектующие, без которых движимое имущество не может использоваться, были приобретены у взаимозависимых лиц, то льготы в отношении него применяться не могут. Вне зависимости от того, было ли оно приобретено до 01.01.13 или позже этой даты.

С другой стороны, в некоторых официальных письмах, направленных для ознакомления в налоговые органы на местах, отмечалась кардинально противоположная позиция.

Соответственно, можно сделать вывод, что конечная резолюция по спорному моменту будет в каждой отдельной ситуации своя. Если при экспертном анализе документов выяснится, что движимое имущество было банально разобрано с целью последующей передачи взаимозависимому лицу и уклонения от уплаты налогов, то избежать выплат не удастся. Если же будет видно, что целью покупки у взаимозависимого лица было действительно приобретение комплектующих для дальнейшей самостоятельной сборки транспортного средства (например, какой-то спецтехники), то, возможно, отстоять свое право на получение льготы организации удастся.

Допускается ли налоговая льгота, если движимое имущество было приобретено после 1.01.13 через взаимозависимое лицо — комиссионера?

По заявлению Минфина, льгота при покупке движимого имущества по договору комиссии с взаимозависимым комиссионером возможна. Но только в том случае, если сам поставщик не будет выступать как взаимозависимое лицо ни в отношении комиссионера, ни в отношении самого заказчика. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, то льгота действовать не будет.

Как рассчитать транспортный налог: Видео

Налог на имущество: транспортные средства 2018

В общем случае объектами обложения налогом на имущество организации признаются движимое и недвижимое имущество, которое учитывается в бухгалтерском учете такой организации в составе основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). А транспортные средства облагаются налогом на имущество организаций?

Облагаются ли транспортные средства налогом на имущество?

В гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ нет специальных положений, которые были бы посвящены вопросам обложения или освобождения от налогообложения исключительно объектов транспортных средств.

Мы рассказывали в отдельном материале, что с 01.01.2018 в порядок налогообложения движимого имущества были внесены изменения.

С 2018 года движимое имущество (в т.ч. транспортные средства), принятое на учет с 01.01.2013, не облагается налогом на имущество, только если законом субъекта РФ такая льгота установлена (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). К указанному имуществу законом субъекта РФ может быть также предусмотрено не полное освобождение, а лишь предоставление определенных налоговых льгот, например, пониженной ставки (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Но даже если законом субъекта РФ движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 не освобождено от налогообложения, такое имущество в 2018 году облагается налогом по ставке не более 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Данное исключение не касается движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации организаций;
  • передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

При ответе на вопрос, облагаются ли налогом на имущество организаций транспортные средства, нужно учитывать и иные льготы, предусмотренные ст. 381 НК РФ и региональным законодательством. Например, не облагаются налогом на имущество транспортные средства, как и любое иное имущество, организаций-«сколковцев» (п. 20 ст. 381 НК РФ). А, скажем, в Москве не облагаются налогом на имущество также транспортные средства, зачисленные в штаты автоколонн войскового типа организациями грузового автомобильного транспорта, которые выполняют государственный оборонный заказ (пп. 17 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

Если в отношении транспортных средств конкретной организации не предусмотрено предоставление налоговых льгот ни НК РФ, ни региональным законодательством, такие транспортные средства облагаются налогом на имущество в общем порядке по ставке 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Налог на имущество – транспортные средства 2018

К основным средствам предприятий относятся не только различные здания, оборудование, но и иные объекты, среди которых зачастую числятся автомобили. Всегда ли и в каких случаях транспортные средства облагаются налогом на имущество организаций? Поскольку в глав. 30 НК РФ с 01.01.13 г. внесены изменения, ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Расскажем почему.

Налог на имущество по транспортным средствам в 2018 году

В соответствии с нормами стат. 374 НК к облагаемым налогом на имущество объектам относятся как недвижимые активы юрлица, так и движимые. Определение последних дано в стат. 130 ГК. Обязательным условием при этом является постановка объектов на баланс предприятия по правилам БУ (бухгалтерский учет). Требование распространяется как на юридических собственников ресурсов, так и на пользователей по договорам управления, аренды, концессии и т.д.

Исходя из сказанного, вроде бы получается, что транспортные средства облагаются налогом на имущество. Но это не всегда так. Уточнение следует искать в п. 2 стат. 381, где перечисляются возможные федеральные льготы. В указанном пункте четко обозначено, что движимые объекты юрлица, поставленные на учет как ОС (основное средство) с 01.01.13 г., от налогообложения освобождаются. Исключение – активы, поступившие в организацию по итогам ликвидации или реорганизации; в результате передачи между лицами, признанными взаимозависимыми.

Но и это еще не все. Согласно подп. 8 п. 4 стат. 374 НК не включаются в облагаемые налогом объекты основные средства, отнесенные к 1 или 2 амортизационной группе по Классификатору ОС (Постановление № 1 от 01.01.02 г.). Если посмотреть Классификацию, видно, что в 1 группе ТС не обозначены; а во 2 включены грузопассажирские подъемники (код 310.29.10.59.270).

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 стат. 381.1 дополнительное льготирование (до полного освобождения от обязанности по уплате налога) может устанавливаться региональными органами власти в отношении ТС, принятых на баланс с 01.01.13 г. и выпущенных не больше 3 лет назад.

Налог на имущество юридических лиц с транспортных средств не начисляется по:

  1. ОС, отнесенным к 1 группе или 2 по амортизационной Классификации (подп. 8 п. 4 стат. 374).
  2. ТС, поставленным на баланс с 01.01.13 г. (п. 25 стат. 381).

Все прочие виды ТС, включая поставленные на бухучет как основные средства до 01.01.13 г., облагаются имущественным налогом в общем порядке. А исчисляется ли налог на имущество с водных транспортных средств? Не все виды водных ТС подлежат налогообложению имущественным налогом. В частности, по п. 4 стат. 374 в необлагаемый перечень включены – суда с установками ядерно-энергетического типа и атомно-технологического обслуживания; ледоколы; средства, прошедшие регистрацию в международном реестре судов.

Налог на имущество организаций с транспортных средств – ставка в %

Мы выяснили, облагается ли транспортное средство налогом на имущество и в каких ситуациях. Далее нужно разобраться, по какой ставке исчисляется этот фискальный платеж, а также какие исполнительные органы должны утверждать размер тарифа в %. Дополнительно, уточним, как изменился налог на имущество на транспортные средства в 2017 году и 2018.

По нормам стат. 380 размеры ставок по имущественному налогу утверждаются региональными властями с учетом максимального федерального предела в 2,2 %. Какой тариф будет введен в отдельном российском субъекте, зависит от решения местной администрации. Однако в отношении объектов, упомянутых в п. 25 стат. 381 и не освобожденных от обязанности исчисления налога по стат. 381.1, действует особое правило. По таким активам тарифные ставки на 2018 г. не могут быть установлены выше, чем 1,1 %. Особо стоит отметить, что эта законодательная норма утверждена с начала 2018 г. и в 2017 г., а также ранее, не применялась.

Иными словами, если компания ввела в эксплуатацию ТС после 01.01.13 г., не использует дополнительное льготирование по п. 2 стат. 381.1, по таким объектам необходимо применять региональные ставки. Размер последних не может превышать 1,1 % на 2018 г. А если с момента выпуска ТС прошло менее 3 лет, указанные транспортные средства могут быть полностью выведены из налогообложения при условии принятия соответствующего закона в регионе.

Смотрите так же:  Государственная экспертиза водных объектов

Как заполняется декларация по налогу на имущество на транспортные средства

Действующие по налогу на имущество формы налоговой отчетности введены в действие ФНС в Приказе № ММВ-7-21/271@ от 31.03.17 г. Нужно ли подавать декларацию или расчеты по транспортным средствам? Когда предприятие владеет ТС, которые относятся к необлагаемым объектам по подп. 8 п. 4 стат. 374, обязанности по подаче отчетов не возникает. Это обусловлено тем, что объектов налогообложения у юрлица нет.

Если же организация пользуется льготами по п. 25 стат. 381, нужно предоставить в ИФНС декларацию. При этом данные заполняются с указанием кодов использованных льгот, которые приведены в Приложении 6 Приказа ФНС. В той ситуации, когда фирма исчисляется налог по ТС, поставленным на баланс до 01.01.13 г., начисление, уплата налога, а также составление отчетов, выполняется в общем порядке.

Как уплачивается налог на имущество по договорам лизинга

Нормы подп. 8 п. 4 стат. 374 распространяются и на лизинговые объекты. При этом имеются в виду как фирмы-лизингодатели, так и компании-лизингополучатели. Если объект числится у арендатора, новый лизингополучатель не платит налог на имущество ТС, поставленного на учет с 01.01.13 г. Если ситуация обратная, то есть объект стоит на балансе у лизингодателя, соответственно также налог не платится по ТС с 01.01.13 г. введенных в эксплуатацию. Разъяснения налоговиков можно найти в посвященных этому вопросу Письмах №№ 03-05-05-01/79 от 24.12.12 г., 03-05-05-01/01 от 10.01.13 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отмена налога на движимое имущество: оптимизация налогов и риски?

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
Шестакова Е. В., к.ю.н.
Жиркова А. А.

В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года.

История вопроса

Налог на движимое имущество взимается не во всех странах. Кроме того, за рубежом и в России существует разное понимание, что относить к движимому, а что к недвижимому имуществу. Например, самолеты в России относятся к недвижимому имуществу, а за рубежом, несмотря на стоимость самолетов их относят к движимому имуществу, и соответственно они не облагаются налогом. В некоторых странах, таких как Хорватия, Каймановы острова, Острова Кука, Сейшельские острова, Бахрейн, Лихтенштейн, Доминикана, Фиджи, Шри-Ланка, Оман, Мальта, Острова Теркс и Кайкос, Катар, Монако и Израиль вообще отсутствуют имущественные налоги, что позволило привлечь инвестиции именно в данные страны. В Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре и Никарагуа взимается налог на недвижимость, но налоговые обязательства, по большей части, ничтожны.

Зарубежная практика была внедрена в части отмены налога на движимое имущество, фактически была введена в 2013 году льгота по вышеуказанному налогу. Однако в дальнейшем были внесены поправки в 2015 году, которые предусматривали, что льгота не применяется для взаимозависимых лиц. Предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ льгота в отношении движимого имущества не применяется и при получении, включая приобретение, имущества от взаимозависимого лица.

Лица считаются взаимозависимыми, как поясняет п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

В частности, взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

4) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; иные лица, установленные законодательно.

В 2018 году был возвращен налог на движимое имущество. Его ставка по умолчанию составляет 1,1%, при этом регионы вправе как угодно менять ставку, не превышая указанный процент. Где-то от налога отказались, где-то ставка снижена для всех, но чаще всего местный бизнес разделен на определенные категории. В результате одни категории оплачивают налог, другие от него полностью освобождены, а для третьих действует льготная пониженная ставка. Таким образом, видно, что в различных регионах налог взимается не единообразно. К негативным последствиям возвращения налога на движимое имущество можно отнести устаревание основных фондов предприятий, отсутствие инвестиций. Аналогичный экономический эффект связан с ограничением в переносе убытков на будущее в размере 50%. Планировалось, что в 2019 году ставка этого налога станет выше ровно вдвое. Увеличение суммы налога еще больше бы негативно повлияло на налогообложение.

В этой связи налог на движимое имущество перестает существовать с 2019 года, что значительно упрощает жизнь бухгалтерам крупных российских компаний. Главная проблема с налогом на движимое имущество — его очень тяжело считать, соответственно, эта проблема будет исключена в 2019 году.

Неравноценная замена

Большинство наблюдателей объясняет отмену налога повышением НДС с 1 января 2019 года.

Вероятно, в этом есть правда. Повышение НДС увеличивает нагрузку на бизнес, и отмена нелюбимого большинством налога слегка подсластит пилюлю.

Проблема, впрочем, в том, что о полной компенсации роста НДС за счет отмены такого специфического вида налога, как “налог на инвестиции”, речи идти не может. Налог, который исчезает из Налогового кодекса РФ с будущего года, уплачивается лишь крупным бизнесом. Для малого бизнеса применяются различные спецрежимы, и налог на движимое имущество ими не уплачивается. А вот НДС оплачивают все, поэтому удар по бизнесу (а, в конечном счете, по потребителям товаров и услуг) если и смягчится, то не слишком значительно.

Соответствующее изменение внесено в налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Объект обложения по налогу на имущество организаций определен в ст. 374 НК РФ.

До 2019 года в объект обложения включалось и движимое имущество (за исключением движимого имущества, которое относится к 1 и 2 амортизационным группам — пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 2019 года федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ исключил из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество. Таким образом, с 2019 года движимое имущество организации налогом на имущество облагаться не будет. Это касается и движимого имущества, которое приобретено до 2019 года. С 2019 года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество.

Тот же закон N 302-ФЗ отменил, с 2019 года, льготу по налогу на имущество с движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) за ее ненадобностью. Необходимость в этой льготе отпала, так как движимое имущество не может в принципе облагаться налогом, так как оно не относится к объекту обложения налогом.

Данное освобождение будет касаться и концессионных соглашений. Концессионное соглашение – это такая форма партнёрства между государством и частным сектором на взаимовыгодных условиях, где правительство передаёт в управление часть своих активов и оказания услуг, для повышения эффективности экономики.

Освобождение организаций от налога на всё движимое имущество, является мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей и входит в государственную налоговую политику, запланированной на период с 2020 по 2021 год, целью которой направлена на амортизацию основных мощностей организаций и более ускоренного внедрения развития новых технологий российского промышленного сектора.

Как снизить налог на имущество в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога.

За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости. Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов. Но налоговая база будет значительно снижена.

С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов.

Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы.

Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Будущие способы снижения имущественных налогов

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.

Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.

Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

Смотрите так же:  Пенсия повышение с апреля 2019

Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.

Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.

Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути Ж\Д сообщения, общественные автомагистрали.

Технические средства спутниковой связи.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай — нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Теперь налогом будет облагаться только недвижимость. В результате чего компании получили в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас самое время обобщить накопленный компаниями опыт оптимизации налога на имущество. Ведь на практике разработано достаточно много способов снижения нагрузки по данному налогу.

Оптимизация с помощью арендных отношений

С помощью договора аренды можно не платить налог со стоимости неотделимых улучшений.

Есть основания считать, что имеется возможность не платить налог на имущество с момента создания неотделимых улучшений и до окончания срока договора аренды. Улучшения увеличивают базу по налогу на имущество арендодателя только после их передачи на его баланс. Арендатор же не платит налог, поскольку не учитывает их в бухучете в качестве основного средства.

Компания передает в аренду недвижимое имущество дружественному контрагенту. Арендатор, в свою очередь, производит капитальные вложения в объекты основных средств с согласия арендодателя. По условиям договора неотделимые улучшения должны учитываться на балансе арендодателя. Гражданское законодательство также говорит о том, что такие улучшения изначально являются собственностью арендодателя (п. 4 ст. 623 ГК РФ).

Однако арендодатель не принимает их на свой баланс вплоть до окончания срока действия договора аренды, поскольку ему может быть попросту неизвестно о том, что неотделимые улучшения были произведены. Арендатор вплоть до окончания договора не извещает арендодателя ни об объемах произведенных работ, ни об их стоимости. При этом срок аренды может быть сколь угодно долгим.

Когда действие договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения передаются арендодателю, что оформляется актом. На дату передаточного акта собственник включает их в состав своих основных средств. И только с этого момента начинает платить налог на имущество.

К тому же при возврате неотделимых улучшений арендатор вполне может «забыть» передать собственнику документы, подтверждающие стоимость работ. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства не увеличится, как и база по налогу на имущество.

В данном случае налоговые риски падают на арендатора. Так как, по мнению Минфина России, с момента ввода улучшений в эксплуатацию и до передачи их арендодателю балансодержателем завершенных капитальных вложений является арендатор (письма от 03.11.10 № 03-05-05-01/48, от 01.11.10 № 03-05-05-01/46, от 24.10.08 № 03-05-04-01/37). И до момента выбытия он должен учитывать неотделимые улучшения на своем балансе и платить налог на имущество. Отметим, что под выбытием чиновники подразумевают окончание договора аренды. Аналогичного мнения придерживаются и судьи ВАС РФ (определение от 26.03.12 № ВАС-2715/12).

Избежать таких претензий можно двумя способами. Прежде всего, не вводить неотделимые улучшения в эксплуатацию до момента окончания договора аренды. Однако в этом случае стороны договора аренды на общем режиме теряют возможность амортизировать стоимость капвложений в налоговом учете. Напомним, что в зависимости от того, возмещаемые улучшения или нет, это имеет возможность делать либо арендодатель, либо арендатор.

Еще один способ снижения риска – сделать арендатором компанию на спецрежиме, например на УСН с базой «доходы минус расходы». Такая компания будет освобождена от обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При этом расходы по капвложениям она вправе учесть.

Ликвидация объекта

По объекту, приобретенному для ликвидации или реконструкции, налог платить не нужно.

Данная схема позволяет сэкономить налог на имущество при учете объектов, которые не соответствуют признакам основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Компания на общей системе приобретает объект незавершенного строительства или ветхое здание с целью снести его и построить на этом месте что-нибудь другое. Компания оформляет свое намерение приказом о сносе или ликвидации имущества. Объект при этом не вводится в эксплуатацию, поскольку не выполняется одно из условий ПБУ 6/01 – отсутствует способность приносить экономический доход в будущем. Следовательно, не возникает и объекта обложения по налогу на имущество.

Минфин России признает, что имущество, не предназначенное для использования в предпринимательской деятельности компании, не признается объектом налогообложения (письмо от 22.04.08 № 03-05-05-01/24). С таким подходом согласны и арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 20.02.12 № А55-6362/2011 и Северо-Кавказского от 13.10.11 № А53-24208/2010 округов).

Объекты недвижимости, приобретенные для реконструкции с целью последующей перепродажи, также не подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 23.06.09 № 03-05-05-01/36, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.10 № КА-А40/687-10). К аналогичному выводу приходят судьи и в отношении иного недвижимого имущества, которое в силу объективных причин не может приносить доход компании (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 21.01.10 № А33-11830/2008, Западно-Сибирского от 09.04.10 № А75-6674/2009 округов).

Перевод имущества в товары

Имущество, планируемое для продажи, можно перевести в категорию товаров и тем самым снизить налог.

Схема позволяет не уплачивать налог на имущество с момента, когда компания перестает использовать объекты в своей хозяйственной деятельности или планирует их продать.

Компания принимает решение о продаже недвижимости. При этом поиск покупателя может занять длительное время. Тогда, чтобы избежать потерь по налогу на имущество, компания переводит его в категорию товаров. Поскольку компания перестала использовать объект в своей деятельности и планирует его продать, то он уже не способен приносить экономический доход в будущем. А значит, не соответствует критериям пункта 4 ПБУ 6/01.

На практике встречаются примеры, когда судьи встают на сторону налогоплательщиков. По мнению арбитров, объекты, которые компания перестает использовать в своей хозяйственной деятельности, не соответствуют критериям основных средств. Поэтому их можно исключить из состава амортизируемого имущества и учитывать как товары для перепродажи (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.01.09 № А65-9168/2008, Центрального от 04.07.08 № А48-3994/07-14 округов).

В другом деле судьи указали, что спорные объекты не использовались в течение длительного времени ни в производстве, ни для управленческих нужд, ни для передачи в аренду, а в дальнейшем были реализованы по договору купли-продажи. Поэтому компания правомерно исключила недвижимость из состава основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.12 № А55-6362/2011).

Иные способы налоговой оптимизации

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

Применение упрощенной системы налогообложения

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых помещений, помещений деловых центров.

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений.

В заключение необходимо отметить, что изменения в законодательстве, безусловно, будут иметь положительный эффект для обновления основных фондов. Но при этом не нужно забывать о наличии действенных способов оптимизации имущественных налогов.