Онр методическое пособие

Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи) — учебное пособие по педагогике

  • Тип: Учебное пособие
  • Предмет: Педагогика
  • Все учебные пособия по педагогике »
  • Язык: Русский
  • Автор: Serg Panarin
  • Программа: Microsoft Word for Windows 95
  • Дата: 19 сен 2003
  • Формат: DOC
  • Размер: 16 Кб
  • Страниц: 18
  • Слов: 2431
  • Букв: 16864
  • Просмотров за сегодня: 1
  • За 2 недели: 21
  • За все время: 98
  • Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны.
  • Связной устной речи у детей с диагнозом.
  • Состояния связной устной речи у детей с диагнозом.
  • Логопед организует занятия по развитию связной речи, экскурсии, наблюдения, игры.
  • Программа предусматривает использование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации.
  • Я разработала примерную карту обследования связной речи детей старшего возраста.
  • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста.
  • Методика развития речи детей.
  • Программа по развитию связной речи.

70 Кб / 41 стр / 8485 слов / 57499 букв / 22 сен 2006

73 Кб / 11 стр / 1863 слов / 13143 букв / 18 окт 2010

85 Кб / 69 стр / 13729 слов / 92033 букв / 6 сен 2010

35 Кб / 29 стр / 5268 слов / 36923 букв / 25 дек 2010

97 Кб / 51 стр / 10064 слов / 70104 букв / 12 авг 2010

17 Кб / 18 стр / 3770 слов / 25444 букв / 26 мар 2014

136 Кб / 60 стр / 10810 слов / 74537 букв / 24 мая 2015

59 Кб / 62 стр / 11182 слов / 74400 букв / 30 ноя 2018

310 Кб / 62 стр / 12554 слов / 87088 букв / 6 авг 2010

9 Кб / 5 стр / 1273 слов / 8868 букв / 18 июн 2016

Актуальные учебные пособия по педагогике

Электронная библиотека студента StudentLib.com © 2016

На этой странице Вы можете скачать бесплатно учебное пособие по педагогике на тему «Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)»

Методическое пособие для занятий с детьми с ОНР

АВТОР

Фёдорова Марина Евгеньевна – практикующий учитель-дефектолог, Монтессори-педагог, автор различных пособий по развитию речи, работает с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Логопедам, логопедам-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям и родителям. Несмотря на то, что пособие разработано для работы с детьми с ОНР, оно может применяться для развития речи детей дошкольного возраста, имеющих речевое развитие в норме.

В рамках одной лексической темы охвачены различные разделы работы по речевому развитию:

  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие психических процессов.

Задания и упражнения всех разделов тетради носят игровой, увлекательный характер, а занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой группой детей.

В КОМПЛЕКТ ВХОДЯТ

  • Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет с ОНР по теме «Домашние животные». 78 страниц
  • Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет с ОНР по теме «Дикие животные». 73 страницы
  • Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет с ОНР по теме «Овощи». 69 страниц
  • Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет с ОНР по теме «Фрукты». 59 страниц
  • Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет с ОНР по теме «Ягоды». 59 страниц

Стоимость комплекта – 300 рублей. Подробнее читайте на сайте .

Учебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец

Главная > Учебно-методическое пособие

«Краткие сведения по теории и истории методики развития речи» —

Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова;

«Коррекционное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи в

дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида» —

Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина;

«Коррекционно-воспитательная работа логопеда и других специалистов

дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида» —

Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры коррекционной пе-

дагогики и специальной психологии ЛГОУ им. А.С. Пушкина Л.С. Мотылева

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. —

М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.

В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития ре-

чи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представ-

лены методические приемы и отдельные формы работы по преодолению об-

щего недоразвития речи. Рассмотрено содержание логопедической и коррек-

ционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и представлен

дидактический материал по звуковой культуре речи, лексико-граммати-

ческим темам, обучению грамоте, развитию связной речи детей с ОНР.

Для логопедов, методистов и воспитателей ДОУ, студентов дефектоло-

гических факультетов, учащихся педагогических колледжей.

© Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова,

И.А. Зимина, Е.Н. Кутепова, Г.Р. Шашкина, 2002

© В. Секачев, издание, 2007

© ТЦ «Сфера», оформление, 2007

В пособии обобщен опыт многолетней практической работы логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, психолога в их совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи.

Пособие состоит из трех глав, в первой главе рассматриваются

некоторые исторические, теоретические и практические вопросы раз-

вития и недоразвития речи; вторая посвящена проблемам коррекци-

онного обучения детей с общим недоразвитием речи; третья — во-

просам проведения досуга и родительских собраний в дошкольном

образовательном учреждении комбинированного вида для детей с

общим недоразвитием речи.

Авторы попытались обозначить и рассмотреть те проблемы раз-

вития речи детей с общим ее недоразвитием, которые имеют наи-

большее значение для практики логопедии, уделив основное внима-

ние использованию дидактического материала в работе логопеда, ко-

торый был систематизирован и апробирован в течение ряда лет лого-

педами ДОУ №381 Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой.

Рассмотрена специфика применения приемов логопедической и

коррекционно-воспитательной работы в условиях Дошкольного обра-

зовательного учреждения комбинированного вида по обучению и

воспитанию детей с общим недоразвитием речи.

В пособии представлены разработанные авторами — Г Р. Шаш-

киной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой направления коррекционно-

воспитательной работы: логопедические досуги и физкультминутки в

группе для детей с ОНР, некоторые формы работы с родителями.

Дошкольные образовательные учреждения комбинированного

вида играют главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с

нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений,

в подготовке к школьному обучению. Успех логопедического воздей-

ствия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда,

его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние

речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспи-

тательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого

ребенка. В настоящем пособии особое внимание уделено содержанию

работы логопеда, в частности, возможности использования дидакти-

ческого материала в проведении фронтальных и индивидуальных за-

нятий, осуществлению преемственности в работе логопеда, воспита-

теля и родителей.

В каждом разделе пособия впервые представлены методические

материалы (карточки по темам), систематизированные с учетом зако-

номерностей и особенностей речевого развития детей с общим недо-

Предлагаемое пособие не исчерпывает всего содержания логопе-

дической работы в дошкольном образовательном учреждении комби-

нированного вида. Авторы надеются на то, что пособие поможет ло-

гопедам, воспитателям, родителям творчески подойти к организации

процесса коррекции речи детей и будет интересно и полезно специа-

листам, занимающимся логопедической и коррекционно-воспита-

тельной работой с детьми с общим недоразвитием речи.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессору кафед-

ры логопедии МПГУ С.Н. Шаховской за рецензирование и ценные

замечания при работе над данным пособием.

Краткие сведения по теории и истории методики развития речи

Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание

методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Исходя из цели, определяются следующие задачи:

• изучение онтогенеза речевой деятельности;

• изучение развития речи при различных формах речевых нарушений;

• разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи;

• усовершенствование средств, методов и приемов развития речи

дошкольников с речевой патологией;

• определение содержания и организации работы по развитию речи

в специальном дошкольном учреждении.

В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Историческая справка о становлении методики развития речи

(специальной) и ее связь с другими науками. Методологической ос-

новой методики развития речи (специальной) являются положения

философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке

как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия лю-

дей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория

речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия);

теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); прин-

ципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с

Смотрите так же:  Доверенность юр лица на получение документов

нарушениями речевого развития.

Теоретическую основу методики развития речи (специальной)

составляют лингвистические, психологические и педагогические кон-

цепции, раскрывающие закономерности формирования и развития

речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи.

Методика развития речи (специальная) опирается на исследова-

ния других наук. Прежде всего на науку о языке — языкознание (лин-

гвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих

законах строения и функционирования человеческого языка, изучаю-

щую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грам-

матику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию,

В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась

психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и

методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие

единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Из-

вестный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность

замены слова «речь» на слово «язык», говоря о развитии и обогащении

речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс.

Речь — это «разные формы применения языка в различных ситуациях

общения». Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения.

Методика развития речи (специальная) тесно связана с различ-

ными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание

закономерностей психического развития ребенка, использование ме-

тодов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наи-

более успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент

на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памя-

ти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с на-

рушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с наруше-

ниями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так

и коррекционные и психокоррекционные цели.

Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой

для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогиче-

ских принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения

детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи ло-

гопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не толь-

ко обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматиче-

ский строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связ-

ную речь и готовят детер к обучению грамоте, но и проводят воспита-

тельную работу для успешной социальной адаптации ребенка с рече-

Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механиз-

мов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре де-

фекта позволит успешно и эффективно организовывать систему заня-

тий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму

знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нару-

шениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения

средствами специального обучения и воспитания.

Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской

речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработ-

ку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,

Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие

Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в

XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, «о наименова-

нии вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все,

о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо». В одном из известных про-

изведений Я.А. Коменскии посвятил развитию речи целую главу

«Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи», в

которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее началь-

ных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменскии

подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их раз-

вития и необходимость целенаправленного формирования этих пси-

хических процессов. «Две особенности решительно отличают челове-

ка от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя,

а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу

к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно бо-

лее развиты и усовершенствованы».

Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци

внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что

речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах,

затем он предлагал «обучение словам или средствам ознакомления с

отдельными предметами» и обучение речи — «. научиться ясно вы-

ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в

состоянии о них узнать.» По его мнению, огромную роль играют со-

циальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно

больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о

предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество на-

званий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессозна-

тельно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происхо-

дит накопление пассивного словаря.

Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогиче-

скую систему первоначального обучения родному языку, в которой

были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также

разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в

отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на

родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и

высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и дру-

гих иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной

язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоиз-

менения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы,

множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и фило-

софию языка, :— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько,

что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и

методического учения.» К.Д. Ушинский обосновал необходимость

первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены

три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с

привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая цель —

обучение родному языку с опорой на доступные художественные

произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — раз-

витие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые опреде-

лил круг детского чтения, сделав акцент на «язык народа — лучший,

никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его

духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В язы-

ке . претворяется творческой силой народного духа в мысль, в кар-

тину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее кли-

мат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь

тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы,

. который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах,

в устах народных поэтов. «: народные сказки, пословицы, поговорки,

загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные

произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу

современной методики развития речи.

Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского

была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что «лингви-

стическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые

годы жизни совершаться исключительно на родном языке». Ею были

разработаны система занятий по обогащению словаря с использова-

нием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических

игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по

«живому слову». Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, «которые

не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из

готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с

детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма,

заучивание стихотворений». Практические рекомендации, содержа-

щиеся в книге «Развитие речи детей» включают в себя раздел, посвя-

щенный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует

недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически

обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обуслов-

ленные «недостатками анатомического и психофизического харак-

тера» (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха);

третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окру-

жающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней ди-

агностики и специально организованного коррекционного обучения

детей с нарушениями речи, включающее в себя «устные и письмен-

ные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же

направлении, содействовать постепенному искоренению этих [рече-

Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи

осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследо-

ваний которой находилось эстетическое воспитание дошкольников

средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в «ярких

образах художественной литературы, в различных видах словесной

работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны

познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая воспри-

ятие детей, расширяя их кругозор».

Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых тео-

рия и методика развития речи и обучения родному языку рассматри-

валась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвящен-

ных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене,

Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее из-

вестен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвисти-

ческой обработки были преобразованы в фундаментальный труд

«Вопросы изучения детской речи», в котором был проанализирован

процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматическо-

го строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формиро-

вании грамматического строя русского языка, характеризующиеся

«1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней,

которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где

2. Период усвоения грамматической структуры предложения,

связанный с формированием грамматических категорий и их внешне-

3. Период усвоения морфологической системы русского языка,

характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения. «.

Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории

и методики развития речи детей.

Формирование современной методики развития речи являлось

результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На

современном этапе методика развития речи совершенствуется вслед-

ствие изменения социально-политических условий, изменений в сис-

теме образования в связи с достижениями научно-технического про-

Развитие словаря и грамматического строя речи у детей с нор-

Смотрите так же:  Заявление для аттестации на первую категорию учителя информатики

мальным речевым развитием. Д.Б. Эльконин указывал, что расши-

рение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и

возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном

возрасте приводят к постепенному росту словаря.

В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словар-

ного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у

ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 го-

дам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов.

Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок ак-

тивно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь уве-

личивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре

четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных,

27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, .1,9% числи-

тельных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети

дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и

глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих сло-

вах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем,

что понятия о признаках предметов находятся в стадии формирова-

ния, поскольку у них еще не сформировано само ощущение признака.

Анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи

лет, можно выделить наиболее употребительные слова в речи детей:

Учебно-методическое пособие, предназначенное для коррекционно-воспитательной работы с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.

Поэтому, чем раньше начата логопедическая работа, тем легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи при нормальном интеллекте, строится с учетом взаимосвязи фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Система логопедического воздействия, предлагаемая в данных материалах, опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. При этом особенно тщательно должны быть продуманы и подобраны наглядно-дидактические пособия, использованы игровые приемы, поскольку игры и игровые упражнения способствуют наиболее глубокому усвоению материала.

Темы совместной организованной деятельности даются с постепенным усложнением, их можно использовать полностью в той последовательности, как они помещены, а можно творчески применять при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении предложенной в пособии.

Материалы раздела “Планирование фронтальной организованной совместной деятельности логопеда в старшей группе с детьми с диагнозом ОНР” предназначены для работы с детьми 5–6 лет, имеющими общее недоразвитие речи 2–3 уровня. Совместная организованная деятельность продолжительностью 25 минут проводится по подгруппам два раза в неделю, в апреле один раз в неделю, в мае закрепляется пройденный материал (см. Приложение).

Материалы перспективного планирования работы логопеда в старшей группе отражают задачи коррекционной работы на календарный год по следующим разделам:
– общие речевые навыки;
– звукопроизношение;
– звуковой анализ и синтез;
– грамматика;
– лексика;
– обучение связной речи;
– развитие мелкой моторики.

Данное пособие составлено при участии логопеда высшей категории Бараношниковой С. В., оно было успешно апробировано логопедами, работающими с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Также авторами разработаны пособия, предназначенные для коррекционно-воспитательной работы с детьми 4–5 лет и 6–7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Рано начатые логопедические занятия позволили компенсировать отставание в речевом развитии у детей с ОНР и способствовали предупреждению школьной неуспеваемости.

Перспективный план работы на год с детьми 5–6 лет с диагнозом ОНР (три периода обучения).

Первый период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Работать над темпом, ритмом речи (хороводные игры, речь с движениями).Индивидуальная работа.

2. Развивать плавное речевое дыхание, тренировать длительность выдоха.Индивидуальная работа.

3. Отработать мягкую атаку голоса, произношение гласных звуков, учить петь звуки с выраженной интонацией. Индивидуальная работа.

4. Работать над силой голоса. Индивидуальная работа.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание. Индивидуальная работа.

1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее простых согласных звуков (“П”, “Б”, “М”, “Н”, “Т”, “Д”, “К”). Индивидуальная работа.

2. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке дефектных групп звуков (индивидуально с каждым ребенком).

3. Начать постановку и автоматизацию дефектных звуков (индивидуально с каждым ребенком).

Звуковой анализ и синтез.

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых и речевых звуков.

2. Учить устанавливать последовательность звуков в ряде гласных типа “ АУ”, “ АУИ”.

3. Учить выделять заданные звуки из ряда других звуков.

4. Учить выделять заданные звуки из начала слова (по мере индивидуальных возможностей детей).

5. Начать работу по определению места звука в словах.

6. Начать учить придумывать слова на пройденный звук. Индивидуальная работа.

1.Отработать практическое образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Учить образовывать единственное и мн. число существительных (по лексическим темам периода).

3. Учить использовать в речи прилагательные, обозначающие признаки предметов.

4. Научить употреблять правильно глаголы повелительного наклонения и подбирать различные глаголы к одному существительному.

5. Начать работу по образованию и правильному употреблению в речи существительных в родительном, творительном падежах ед. и мн. числа (к концу периода).

6. Начать работу над приставочными глаголами, согласованием приставочных глаголов с существительными.

7. Работать над слоговой структурой слов и звуконаполняемостью. Индивидуальная работа.

1. Закрепить и расширить обобщающие понятия по темам: “Части тела и лица”, “Игрушки”, “Посуда”. “Мебель” (ликвидировать пробелы по программам для младшего и среднего возраста).

2. Уточнить и расширить знания детей по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Одежда”, “Обувь”, “Деревья и кустарники”.

3. Сформировать понятие об осени, как о времени года. Познакомить с признаками осени, с сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы.

Начать знакомить с трудом взрослых. Труд людей осенью – собирают урожай, утепляют свои дома и помещения для животных, заготавливают овощи и фрукты. Образование сложных слов: овощевод, животновод, хлебороб.

Обучение связной речи.

1. Продолжать составлять предложения по демонстрации действий и по картинкам.

2. Начать обучение составлению описательных рассказов по вопросам, по образцу логопеда и воспитателя (по лексическим темам периода).

3. Учить детей задавать вопросы и правильно отвечать (кратким и полным ответом).

4. Приступить к обучению рассказыванию по малосюжетным картинкам (по программе для среднего возраста).

5. Начать обучать составлять описательные рассказы по серии картинок.

6. Пересказ текстов по программе для среднего возраста с помощью логопеда и воспитателя (к концу периода самостоятельно).

Развитие мелкой моторики.

1. Учить ориентироваться на листе бумаги.

2. Совершенствовать навыки обводки и штриховки предметов по внутреннему и внешнему контуру (по лексическим темам периода).

3. Работать с разрезными картинками (две, четыре части).

4. Работать с книжками-раскрасками.

5. Нанизывание бус, застежки-расстежки, игры с крупной мозаикой, шнуровки.

6. Пальчиковые игры.

7. Начать работу в тетрадях в крупную клетку (рисование по клеткам).

Второй период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Продолжать работать над речевым дыханием. Индивидуальная работа.

2. Работать над интонационной выразительностью речи. Индивидуальная работа.

3. Продолжать работать над силой голоса. Индивидуальная работа.

1. Продолжать постановку звуков (индивидуально с каждым ребенком).

2. Продолжать автоматизацию поставленных звуков (индивидуально с каждым ребенком).

3. Учить дифференцировать поставленные звуки (индивидуально с каждым ребенком)

Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ и синтез.

1. Учить выделять поставленные звуки в звукосочетаниях, в словах. Индивидуальная работа.

2. Продолжать работу по определению места звука в словах. Индивидуальная работа.

3. Учить придумывать слова с пройденными звуками в заданной последовательности (в начале, в середине, в конце слова). Индивидуальная работа.

4. Работать над слоговой структурой слова, над звуконаполняемостью. Индивидуальная работа.

1. Воспитывать направленность внимания на значимые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение – отработка падежных окончаний (основное внимание к Р.п. и В. п.).

2. Отработать практическое усвоение связи слов в предложениях:
– согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
– согласование существительных с глаголами.

3. Отработать практическое усвоение:
– относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам периода);
– простых предлогов;
– согласование числительных “2” и “5” с существительными.

1. Продолжать ликвидировать пробелы в знаниях детей по словарной работе.

2. Сформировать понятие о зиме, как о времени года. Познакомить с признаками зимы, с сезонными изменениями жизни людей, живой и неживой природы.

3. Закрепить и расширить знания детей по темам: “Дикие и домашние животные, их детеныши”.

4. Сформировать понятие “Зимующие птицы, наша помощь им”.

5. Сформировать понятие “Транспорт, виды транспорта”, познакомить с правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с почтовыми принадлежностями, с трудом работников почты.

Продолжать знакомство с трудом взрослых, закрепить знания о том, кто работает в детском саду.

7. Расширить знания о Новогоднем празднике, о празднике День защитников Отечества.

Развитие связной речи.

1. Продолжать работу над предложением, распространение предложений за счет однородных и уточняющих слов.

2. Продолжать обучать составлять описательные рассказы по плану, образцу и самостоятельно.

3. Закрепить умение пересказывать небольшие тексты самостоятельно.

4. Продолжать обучение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картине (с помощью логопеда и самостоятельно).

5. Начать обучение детей составлению рассказов из коллективного опыта.

Развитие мелкой моторики.

1. Усложнить работу с карандашом – работа в тетрадях по клеткам, штриховка.

2. Пальчиковые игры.

3. Развивать конструктивный праксис (игры с кубиками, цветными палочками).

Третий период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Продолжать работать над речевым дыханием. Индивидуальная работа.

Смотрите так же:  Доверенность на получение денежных средств со счета

2. Продолжать работу над выработкой ритмичности, выразительностью речи. Индивидуальная работа.

3. Продолжать работу над силой голоса. Индивидуальная работа.

1. Продолжать работу по постановке звуков (индивидуально с каждым ребенком).

2. Продолжать работу по автоматизации и дифференциации звуков (индивидуально с каждым ребенком).

Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ и синтез.

1. Продолжать учить выделять поставленные звуки в словах.

2. Подбор слов на заданный звук, в заданном месте.

3. Продолжать работу по определению места звуков в словах.

4. Работа над анализом и синтезом трех звуковых слов типа “МАК”.

5. Продолжать работу над слоговой структурой слова, звуконаполняемостью.

1. Закрепление и отработка практическим путем падежных окончаний имен существительных.

2. Продолжать работу над согласованием числительных “2” и “5” с существительными.

3. Закрепить образование глаголов движения с различными приставками.

4. Практическое употребление сложных предлогов “из-за”, “из-под”, “около”, “возле”.

5. Дифференциация простых и сложных предлогов.

6. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

7. Практическое употребление слов-антонимов.

1. Сформировать понятие о весне, как о времени года. Познакомить с признаками весны, сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы.

2. Словарная работа по теме “Ателье”. Знакомство с тканями, швейными принадлежностями. Закрепить обобщающие понятия по теме “Одежда” по сезону.

3. Дать знания по теме “День 8 марта”, закрепить знания о профессиях женщин.

4. Словарная работа по теме “Стройка”. Закрепить знания инструментов, действия с ними, названия профессий (маляр, столяр, крановщик, каменщик). Закрепить знания о транспорте и механизмах.

5. Закрепить знания о свойствах материалов.

Развитие связной речи.

1. Работать над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2. Закрепить умения составлять описательные рассказы о предметах по сюжетной картине.

3. Начать обучение детей составлять рассказы из коллективного опыта.

4. Обучать составлению творческих рассказов на наглядной основе.

Развитие мелкой моторики.

1. Усложнить работу с карандашом (соединение заданных точек).

2. Продолжать развивать конструктивный праксис (составление целого из 4–8 частей).

3. Учить составлять геометрические фигуры из спичек, палочек по образцу и самостоятельно.

4. Зарисовка предметов по заданному количеству.

Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Янина Макарова
Наглядно-методическое пособие «Обследование детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 21

И. о. Заведующего МБДОУ № 21 На педагогическом

___ Е. В. Черных совете Протокол № 1

От «29» 08 2016г. от «29» 08 2016г.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

к логопедическому обследованию ребёнка дошкольного возраста

(речевая карта, диагностика-мониторинг)

Учитель-логопед МБДОУ № 21

Макарова Янина Александровна

Звук начало середина конец

Звук начало середина конец

Звук начало середина конец

Звук начало середина конец

широкий язычок «лопаточка»

узкий язычок «иголочка»

закрыть правый глаз

А) Фонематическое восприятие

ЗАДАНИЕ: Повторить слоги с оппозиционными звуками:

4 года: ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; да-та, та-да; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня.

5 лет: ба-па-ба, па-ба-па; да-та-да, та-да-та; га-ка-га, ка-га-ка; за-са-за, са-за-са; та-тя-

6 лет: са-ша-са, ша-са-ша; жа-ша-жа, ша-жа-ша; са-ца-са, ца-са-ца; ча-тя-ча, тя-ча-тя;

Б) Фонематические представления

4 года: Есть ли звук Р в слове? Бобы, горох, капуста, помидор.

Есть ли звук Ш в слове? Шапка, машина, стул, шишка.

5лет: Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира, мышь, стул.

6 лет: Определи место заданного звука в слове (начало, середина, конец):

Звук С: солнце, осёл, нос.

Звук М: малина, сумка, сом.

Звук Л: лягушка, клубок, стол.

Подбери слово на заданный звук: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

В) Фонематический анализ

4 года: — выделение звука на фоне слов (ДОМ; МАК)

5 лет: — выделение начального ударного звука (АНЯ, ОЛЯ, УТРО, ИРА, ЭХО, САД,

ЗАЙКА, ШУБА, ЖУК, ЩУКА, ОТЕЦ, МЯЧ, ЛАПА, РАК)

6 лет: — определение места звука в слове (в начале, середине, конце):

• Где находится звук С в словах САД; ФОКУС; ЛИСА?

• На каком месте стоит звук С в словах: САНИ; ОСА; НОС?

— определение последовательности звуков в слове:

• Какой звук ты слышишь в начале слова САНИ? ([С ]).

• Какой звук ты слышишь после звука С в слове САНИ? ([А]).

• Какой звук ты слышишь после звука А в слове САНИ? ([Н]).

• Какой звук ты слышишь после звука Н в слове САНИ? ([И]).

— определение количества звуков в слове (слова, состоящие из звуков, сохранных

— сколько звуков в словах: МАК; МУКА; КОМОК.

Г) Фонематический синтез

6 лет: — составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:

С – А — Д Д – О — М Р – У – К – А П – О – Ч – К – А

— составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

М – О — С О – Л — Б У – Ш – А – Б А – М – Р – К – А

Д) Фонематические представления

6 лет: — подобрать слово на заданный звук;

— назови слово со звуком: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

— из предложенных картинок предлагается показать те, в названиях которых имеется данный звук С:

— из предложенных картинок предлагается показать те картинки с

предметами, в названиях которых есть оппозиционные звуки С — З:

ЗАДАНИЕ: повторить слова (предложения):

4 года: — Кот Спина Стук Мост Капуста

Вода Банка Фантик Ступенька Пуговица

Самолёт Скворец Фотограф Микстура

Микстура Парашютист Погремушка Лекарство

Велосипед Сковорода Сквозняк Клубника

• Сестрёнка развешивает простыни.

• В универсаме продают продукты.

• Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет: Клубника Экскаватор Сыворотка Парикмахер

Космонавт Электричество Сухофрукты Инструменты

Фотоаппарат Велосипед Простокваша Аквариум

• Экскурсовод проводит экскурсию.

• Дети лепят снеговика.

• Водопроводчик чинит водопровод.

• У фотографа фотоаппарат со вспышкой

ЗАДАНИЕ: пересказать текст.

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила его молоком. Котёнок любил играть с Катей.

Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался. Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.

Составление рассказа описания по картинке «На рыбалке»

«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА — КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это.

Готовность к обучению математике детей с общим недоразвитием речи У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности формирования математических представлений, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

НОД «В стране волшебных слов» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи НОД «В стране волшебных слов»Цель: Продолжать формирование представлений о правилах этикета. Задачи: Закреплять знание вежливых слов, умение.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи Несформированность коммуникативной функции речи – одна из причин неподготовленности детей с речевой патологией к школьному обучению. В дошкольном.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Я работаю в детском саду для детей с нарушениями речи. Для проведения подвижных игр с такими детьми нужен особый подход. Как правило, детишки.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.