Как правильно составить рапорт на увольнение из армии

Как правильно составить рапорт на увольнение из армии

Р.А. Степовой, старший офицер Приемной Министра обороны Российской Федерации.

Федеральным законом «О воинской обязанности и во­енной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ (разд. 7, ст. 51, п. 6) законодатель закрепил такое основание увольнения с военной службы, как увольнение «по собственному жела­нию»: «Военнослужащий, проходящий военную службу ,по контракту, по заключению аттестационной комиссии [может быть уволен с военной службы досрочно по соб­ственному желанию при наличии у него уважительных причин».

Ранее возможность увольнения из Вооруженных Сил поданному основанию была предусмотрена Законом Российской Федерации «Об увольнении с действительной военной службы лиц офицерского состава по собственно­му желанию» от 1992 г.

Несмотря на то, что п. 6 ст. 51 Федерального закона |Ю воинской обязанности и военной службе» был сформулирован законодателем по возможности четко, в практической реализации указанной нормы многое оставалось непонятным. Прежде всего, и это, пожалуй, самое главное, у военнослужащих, равно, как и у аттестационных комиссий, возник вопрос: что значит «уважительные причины»?

В словаре русского языка слово «уважительный» означает основательный, достойный для оправдания чего-либо. Таким образом, относительно указанной нормы уважительные причины представляются причинами, присутствие которых делает исполнение служебных обязаннос­ти военнослужащим по контракту невозможным. К сожалению, законодательно какая-либо трактовка уважительных причин отсутствует в отличие от такой формули­ровки как «существенные и (или) систематические нарушения», толкование которой содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9. Подобное положение дает простор для творческой работы мысли в плане произвольного объяснения уважительности как органам военного управления, так и самим военнослужащим.

Основания увольнения с военной службы определены ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Все их уже можно назвать уважительными причинами, наличие которых делает дальнейшую службу военнослужащего невозможной либо затрудни­тельной. Что же касается п. 6 указанной статьи, то он под­лежит расширительному толкованию.

Из сложившейся практики можно выделить несколько причин, которые аттестационные комиссии признавали уважительными для увольнения военнослужащего по соб­ственному желанию. Вот некоторые из них:

— проживание родителей (семьи) военнослужащего за границей, в странах ближнего или дальнего зарубежья;

— отсутствие у военнослужащего возможности содер­жать семью на денежное довольствие, которое он получа­ет (исходя из прожиточного минимума в данном регионе или исходя из стоимости «потребительской корзины»), при отсутствии у семьи других источников дохода;

— содержание и воспитание военнослужащим детей малолетнего возраста, которые воспитываются без отца (матери), при условии нелишения второго родителя его прав, но уклонения от выплат алиментных обязательств (при отсутствии оснований к увольнению по семейным основаниям);

— беременность военнослужащей-женщины в совокуп­ности с ухудшением ее здоровья (при отсутствии основа­ний к увольнению по состоянию здоровья);

— смерть близкого родственника, вследствие которой военнослужащий не может продолжать военную службу и др.

Общий алгоритм действий при увольнении с военной службы по собственному желанию выглядит следующим образом.

1. Военнослужащий оформляет мотивированный (с указанием причин и обстоятельств) рапорт по команде об увольнении по данному основанию.

Примерная форма рапорта

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня, __________________________________ с военной службы по собственному желанию в соответ­ствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона Российской Феде­рации «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Причиной моего увольнения по собственному жела­нию являются :_______________________, ___________________________________________________, _____________________________

(указание условий и обстоятельств, делающих исполнение служебных обязанностей по контракту невозможным или затруднительным)

Жильем по установленным действующим законода­тельством нормам обеспечен (не обеспечен).

От прохождения медицинского освидетельствования * при увольнении с военной службы отказываюсь (либо про­шу направить. ).

Личное дело для постановки на воинский учет прошу направить в _____________________-

Приложение: копии необходимых документов и материалов.

Воинское звание Подпись

2. Командир (начальник), принимающий решение о представлении военнослужащего на увольнение, направ­ляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии. В соответствии с приложением к приказу Министра обо­роны РФ от 29 декабря 2000 г. № 615 — Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации (п. 14) все обращения рассматрива­ются в сроки, установленные настоящей Инструкцией. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения в орга­не военного управления.

В соответствии с п. 16 указанной Инструкции реше­ния по обращениям военнослужащих принимаются:

— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

— в управлениях военных округов, групп войск, фло­тов, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения обращения необ­ходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сро­ки разрешения обращения могут быть в порядке исклю­чения продлены соответствующими должностными лица­ми, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему обращение.

В соответствии со ст. 27 Положения о порядке про­хождения военной службы, утвержденного Указом Пре­зидента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

«1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских час­тях от отдельного батальона, равных ему и выше созда­ются аттестационные комиссии.

Аттестационная комисси�� подотчетна командиру во­инской части, в которой она создана.

2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии – первый заместитель (заместитель) командира или начальник воинской части;

б) члены аттестационной комиссии – заместитель командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии — один из офицеров воинской части.

3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

а) результаты аттестации военнослужащего;

б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

ж) представления к досрочному увольнению с воен­ной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию.

4. Для принятия решения командиром воинской частя аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

5. На заседания аттестационной комиссии воинской ча­сти в необходимых случаях могут приглашаться военнослужащие, командиры (начальники) подразде­лений, в подчинении которых находятся аттестуемые во­еннослужащие, и другие должностные лица.

6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная ат­тестационная комиссия.

Порядок работы, состав и задачи центральной аттес­тационной комиссии определяются руководителем феде­рального органа исполнительной власти, в котором пре­дусмотрена военная служба».

3. Аттестационная комиссия рассматривает рапорт и другие материалы, представляемые на увольнение, с зас­лушиванием военнослужащего о причинах невозможнос­ти продолжать военную службу.

4. Аттестационная комиссия принимает решение о признании причин уважительными, а увольнение по собствен­ному желанию — возможным. (В случае принятия отрица­тельного решения по существу вопроса оно может быть обжаловано установленным порядком.)

5. Оформление протокола аттестационной комиссии с последующей выдачей выписки из него военнослужаще­му.

6. Принятие окончательного решения командиром (на­чальником) по представлению аттестационной комиссии части.

Зачастую военнослужащие, желающие уволиться с во­енной службы в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», стал­киваются с откровенным непониманием и нежеланием ко­мандования (начальства) увольнять их по указанному ос­нованию. Поэтому, по мнению автора, военнослужащий должен привести максимальное количество обстоятельств и причин, не позволяющих ему качественно исполнять условия контракта со своей стороны.

На практике аттестационные комиссии воинских час­тей не всегда признают приведенные причины уважительными, а увольнение по собственному желанию возможным. Встречаются также случаи, когда аттестационная комиссия признает возможность увольнения военнослужа­щего по данному основанию с последующим оформлени­ем протокола, но командир (начальник) воинской части асе равно принимает отрицательное решение. В таких слу­чаях военнослужащему остается обжаловать решение ат­тестационной комиссии или командира (начальника) воинской части в суде, предметно и документально обосновав свою позицию.

При увольнении военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 40% от сумм, указанных 1вп. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Необходимо отметить, что правом на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, правом на санатор­но-курортное лечение, на медицинскую помощь в соот­ветствии с ст.ст. 15, 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пользуются офицеры, уволенные с во­енной службы по данному основанию, общая продолжи­тельность военной службы которых составляет 25 лет и более. Также в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и постановлением Правитель­ства Российской Федерации «О порядке учета военнослу­жащих, уволенных с военной службы в запас или отстав­ку, нуждающихся в улучшении жилищных условий в из­бранном постоянном месте жительства» от 6 сентября 1998 г. № 1054 увольнение с военной службы военнослу­жащих по собственному желанию не дает им оснований для получения жилой площади из фондов Министерства обороны РФ, на льготное обеспечение жилыми помеще­ниями по избранному месту жительства.

Рапорт на увольнение по состоянию здоровья (категория В)

Здравствуйте! Я являюсь военнослужащим Пограничного управления ФСБ России. Весной текущего года ВВК признала меня ограниченно годным к военной службе, категория В. Подскажите, если я напишу рапорт «Прошу меня уволить по состоянию здоровья», будет ли это увольнение считаться увольнением по здоровью, либо же его расценят как рапорт о добровольном увольнении? Вопрос в том, что мне необходимо сохранить квартиру, которую я купил по военной ипотеке. Выслуга 12,5 календарей

Ответы юристов (8)

Добрый день. Да, это расценивается как рапорт на увольнение по состоянию здоровья.

В данной ситуации, если Вы имеете офицерское звание Вы подлежите увольнению из ПС ФСБ РФ на основании п. б ч. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

Рапорт пишите следующим образом Начальнику ПУ ФСБ России по _____________

Я, ФИО, прохожу военную службу в должности ___________________, имею воинское звание __________________.

Смотрите так же:  Нужна ли регистрация для ооо

В соответствии с заключением ВВК № _____________ от ________________ был признан ограниченно годным к военной службе.

С учетом изложенного и на основании п. «б» ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» прошу уволить меня с военной службы.

Есть вопрос к юристу?

Константин, ээто будет считаться рапортом о увольнении по собственному желанию, так как Вы подлежите увольнению из ПС ФСБ РФ на основании п. б ч. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);
www.consultant.ru/popular/military/32_7.html#p1533© КонсультантПлюс, 1992-2015

Здравствуйте! Основания увольнения с военной службы перечислены в ст. 51 ФЗ О воинской обязанности и военной службе

Так согласно п. 3 ст. 51 Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

Согласно п. 3.1 ст. 51 На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

То есть, при увольнении по п. «б» такие права и социальные гарантии не распространяются.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ

«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:

2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

То есть, если Вы уволитесь по п. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ, то накопительные средства сохранятся.

Добрый день. Так как Вы военнослужащий, то это будет оцениваться как увольнение по состоянию здоровья

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

Поэтому, вне зависимости от того, что Вы написали такой рапорт —Вы будете уволены по состоянию здоровья

Это не будет собственным желанием, так как это увольнение по состоянию здоровья, собственное желание, это п. 6 ст. 51

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин

и в этом случае военнослужащий не подлежит, а имеет право на увольнение:

. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

Это немного не о том. Распространяются, но не связанные с увольнением по ОШМ

Она не тольбко сохранится, но Вы имеете право на дополняющие накопления, после выплаты которых Вы погасите кредит в АИЖК или Росвоенипотеке и снимете обременение с квартиры, так как пока она у Вас в залоге

О НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы

1. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:

3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
2. Выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
1) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет;
2) членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:
1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б)по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

Для получения ДОПов, Вам следует обратиться с рапортом

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2005 г. N 686

ПРАВИЛА
ВЫПЛАТЫ УЧАСТНИКАМ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИЛИ ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОПОЛНЯЮЩИХ НАКОПЛЕНИЯ
ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

6. Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи, к которому прилагаются следующие документы:

а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту жительства;

в) копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

г) справка о составе семьи участника накопительно-ипотечной системы;

д) справка об общей продолжительности военной службы;

е) выписка из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения);

ж) письменное согласие участника о возврате средств, учтенных на именном накопительном счете участника и перечисленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников (далее — задолженность перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти (при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Как мы уже разобрались, вас уволят по состоянию здоровья и вам не придется возвращать деньги за квартиру, так как вы относитесь к одной из категорий которой это не предусмотрено

2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Поэтому не переживайте, квартира останется за вами.

Желаю удачи! С уважением, Сергей.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как написать рапорт на увольнение из ВС РФ по собственному желанию

Заключая контракт, нужно понимать, что воинская служба имеет свою специфику. Вся армейская жизнь подчинена Уставам, и Трудовой кодекс не регулирует взаимоотношения военных. Покинуть армию по собственному желанию не получится, для этого нужна веская причина. Перед увольнением военный обязан подать заявление. Образец рапорта на увольнение военнослужащего по контракту в 2017 году и порядок его заполнения рассмотрим далее.

Контрактная служба

Создание профессиональной армии считается удачной реформой. Контрактный вариант позволяет расставить на ключевые должности профессионально подготовленных специалистов, а военнослужащие срочной службы получают только основные навыки. Это значительно повышает готовность ВС РФ.

После прохождения собеседования и медицинской проверки, комиссия определяет, где может служить наемник. После заключения контракта он отправляется к месту службы. Контрактная служба значительно отличается от срочной службы, в ней отсутствуют многие ограничения. Ее можно сравнивать с обыкновенной работой. А в свете высокой безработицы многие связывают свою жизнь с армией. Эта служба позволяет получить стабильную зарплату, а также многочисленные привилегии и льготы.

Однако не стоит забывать, что воинская служба — это опасность и риск. Для ее несения нужно обладать отличным здоровьем, так как постоянные физические нагрузки довольно значительны. Кроме того, существует постоянная зависимость от воли командиров и необходимость беспрекословного выполнения приказов.

Учитывая все эти факторы, а также то, что на службу попадает много случайных людей, которые не представляли тяготы армейской жизни, многие контрактники разрывают свои договора. Контракт может быть прерван по инициативе командования, если военнослужащий не удовлетворяет его требованиям. В основном, это злоупотребление алкоголем или нарушение дисциплины.

Смотрите так же:  Лето банк волгодонск оформить

В любом случае для увольнения из армии военнослужащему необходимо оформить заявление своему командиру. При этом он должен быть подан своевременно и быть правильно оформленным. Все вопросы, возникающие при увольнении с военной службы, оговариваются определенными нормативными документами.

Нормативная база

Взаимоотношения между военнослужащими, их функциональные обязанности, правила выполнения определенных процедур — все это детально изложено в Уставе. Он является основным законом при выполнении военными своих обязанностей. Однако ряд законов на федеральном уровне регулируют отношения контрактников и министерства обороны. В частности это относится к процессу увольнения, в ряде законодательных актов вся процедура детально описана. При ее выполнении необходимо опираться на следующие документы:

  • Президентский Указ №1237;
  • Закон «О статусе военнослужащего» №4338-1;
  • Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ.

В них описывается, как должно проходить увольнение, какие нужно оформить бумаги, а также возможные причины, на основании которых увольнение будет возможно. Ни в одном из них нет упоминания о возможности уволиться по личному желанию. Поэтому при решении уволиться, нужно тщательно подготовиться, чтобы обосновать свое намерение.

Причины увольнения

В вышеперечисленных законах четко прописываются причины, позволяющие уволиться из армии. Однако окончательное решение об этом принимает аттестационная комиссия, поэтому причины должны быть достаточно аргументированы. Особенно это относится к причинам, не входящим в оговоренный в законе перечень.

Каждый случай увольнения контрактного военного рассматривается индивидуально. Ниже приведены причины, которые дают законные основания для расторжения договора:

  1. Окончание контракта. Такая причина ни у кого не может вызвать сомнения. При заключении контракта, военнослужащий указывает срок, на который он отправляется на службу. Этот срок может быть различным. По окончанию контракта военнослужащий может продлить его, в случае если обе стороны придут к согласию;
  2. Возраст. Это также естественный вариант для увольнения. Военная пенсия начисляется, если уволенному человеку исполнилось 45 лет, и на этот момент трудовой стаж превышает 25 лет. При этом прохождение службы в рядах Вооруженных сил составляет не менее 12,5 лет. Однако служба может продолжаться и после 45 лет. Совсем недавно президент продлил предельные сроки для военнослужащих. Контракт с высшим генералитетом заключается до возраста 70 лет, с военных других званий его подписывают до 65 лет;
  3. Состояние здоровья. Несение воинской службы требует постоянно находиться в боевой готовности. А для этого необходимо отсутствие проблем со здоровьем. Его нарушение ведет к невозможности прохождения службы. Это определяет комиссия врачей, основываясь на заключении которой контракт расторгается.

Также командованием может быть инициировано увольнение, если военнослужащий отказывается проходить освидетельствование на наличие алкоголя, наркотиков или метаболитов в крови.

  1. Судимость. Контракт теряет свою силу, если суд признает военнослужащего виновным в уголовном преступлении. Он должен отбыть наказание за совершенное преступление. Также контрактник может преследоваться военной прокуратурой, за преступления, связанные с выполнением воинских обязанностей. В этом случае приговор назначается трибуналом. В частности, военный может утратить доверие. Как правило, это относится к ответственным за материально-технические ценности, когда их обвиняют в растрате. К увольнению приводит лишение звания, не зависимо от причины такого наказания;
  2. Смена службы. Прохождение контрактной службы может быть связано с выполнением самых разнообразных обязанностей. При этом военнослужащий, добросовестно выполняющий свою работу, может получить предложение от других заинтересованных ведомств. Переход на другую федеральную государственную службу может происходить с согласия всех сторон. Это может быть служба в МЧС, таможне или полиции;
  3. Нарушение контракта. Подписывая контракт в начале службы, военнослужащий обязан его изучить. В этом документе выписаны все основные пункты, на основании которых строятся взаимоотношения армии и контрактника. Поэтому нарушения любой из сторон положений контракта является основанием для его разрыва;
  4. Прочие причины. Законными причинами могут также являться:
  • Сокращение численности;
  • Отчисление из училища;
  • Избрание депутатом;
  • Лишение гражданства.

Все вышеперечисленные случаи носят в основном общий характер. Однако в жизни часто возникают ситуации, когда уволиться нужно исходя из личных соображений. При этом можно выделить следующие варианты:

  • Здоровье одного из членов семьи;
  • Наличие у контрактника иждивенца, требующего постоянного ухода;
  • Военный признается опекуном;
  • Ухудшение здоровья беременной военнослужащей;
  • Уход за ребенком, при отсутствии второго супруга.

Этим списком причины не ограничиваются, существует масса примеров, они могут возникать в зависимости от сложившихся обстоятельств. Однако признать их уважительными может только аттестационная комиссия.

Оформление увольнения

Если принято решение уволиться из армии, возникает вопрос, как написать рапорт, чтобы не возникло вопросов при его приеме. Прежде всего, он должен быть составлен самим увольняющимся, и содержать все необходимые пункты. Кроме того сразу следует заполнить два экземпляра. После отметки в канцелярии части один оставить у себя.

Предлагаем скачать вариант образца рапорта на увольнение военнослужащего по контракту с помощью этой ссылки.

Заполнение рапорта начинают с шапки, с указанием лица, к которому обращаются. В нашем случае это командир части. После названия документа пишется просьба об увольнении с описанием ее причины, и ссылкой на соответствующий закон. В рапорте указывается, в какой военкомат отправить личное дело. Также необходимо дать информацию о проведенном медицинском обследовании и наличии жилья.

С рапортом нужно передать необходимые для принятия решения документы. Они зависят от причины, на основании которой происходит увольнение. Чаще всего к рапорту прилагают:

  • Заключение ВВК;
  • Аттестационный лист;
  • Протокол беседы.

Процесс увольнения

Получив рапорт, командир части направляет его на рассмотрение комиссии. Она делает заключение на основании предоставленных документов. Свое решение комиссия протоколирует, и доносит до контрактника. Последнее слово в этом деле принадлежит командиру части.

В случае отклонения рапорта, нужно обратиться к юристам, имеющим опыт в таких делах. С их помощью можно обжаловать решение комиссии, возможно, им удастся обосновать причину увольнения.

В случае удовлетворительного решения об увольнении, контрактнику должны выдать:

  • Предписание;
  • Проездные;
  • Военный билет;
  • Паспорт;
  • Учетную карточку;
  • Карту отбора;
  • Характеристику.

Если проезд на транспорте был за свой счет, нужно сохранить билеты, и на их основании требовать возместить затраты. Личное дело нужно проверить на наличие записи о присвоении званий. Также не лишним будет потребовать характеристику, которая может пригодиться при поступлении на работу.

В ряде случаев увольнение сопровождается дополнительными выплатами, которые устанавливаются правительством. Поэтому, чтобы избежать нарушения своих прав, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Комментарий эксперта

Написание рапорта согласно подпункт «б» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе

День добрый, хочу легально уволиться с пограничной службы есть место куда перейти, но не знаю как правильно написать рапорт на досрочное увольнение. прошу помощи

Ответы юристов (18)

Вы должны написать рапорт в произвольной форме, а так же приложить к нему ходатайство из того органа куда вы переводитесь

Подпункт «б» предусматривает увольнение в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы РФ и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений.
Военная служба в указанных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрена, в связи с чем лица, изъявившие желание перейти на службу в указанные органы, могут быть уволены по данному основанию при представлении ходатайств первых лиц указанных органов. Само увольнение с военной службы производится руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (подп. «б» п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы

Есть вопрос к юристу?

Вы это основание имеете в виду?:

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

В таком случае Вам не обойтись без ходатайства из указанной организации.

Уточнение клиента

а могут мне отказать в увольнение, даже если будет ходатайство

30 Октября 2015, 18:46

Примерная форма рапорта

_________________________________
(должность, специальное звание,
фамилия, инициалы начальника)

Прошу уволить меня со службы в _____________________________ по
подпункту б ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Приложение: ходатайство
_________________________________ ___________ __________________
( звание) (подпись) (инициалы,
фамилия)

Уточнение клиента

со службы в, имеется ввиду куда я хочу перейти, и могут мне отказать в увольнение даже если будет ходатайство

30 Октября 2015, 18:48

Здравствуйте. С учётом этой формулировки:

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту,может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

Да, могут и не уволить. То есть можете быть уволены, но не обязаны.

В рапорте нужно указать, что в связи с переходом и куда.

И как указали коллеги приложить ходатайство.

Плюс еще и указано, что «и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;», то есть еще и назначить должны.

Добрый день. Вы можете написать рапорт об увольнении по собственному желанию. Такой вопрос рассматривали?

Уточнение клиента

если по собственному тогда же могут по несоблюдению контракта уволить, или же я чтото путаю, мне нужно нормально уволиться без статьи

30 Октября 2015, 19:01

Судя по формулировке статьи на которую мы все ссылаемся —

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы.

Это говорит о том, что вопрос об увольнении находится на усмотрении командования.

Пишите место вашей настоящей работы, увольнение по этому основанию это право вашего начальства а не обязанность, по этому могут и отказать.

Добрый день, Александр!

Поясните, почему именно по этому основанию Вы увольняетесь и в каком вы воинском звании. В органах федеральной службы безопасности есть определенные тонкости по данному вопросу.

Смотрите так же:  Досрочное увольнение при сокращении по инициативе работника

Уточнение клиента

я прапорщик, в погран органах фсб, служу в ингушетии в горах на заставе, все надоело не могу создать семью ну и тд, а терпеть 2 года до конца контракта сил уже нет,вот и хочу уволиться легально

30 Октября 2015, 19:05

Здравствуйте! В данном случае дело не в содержании рапорта, а в наличии подписанного ходатайства руководителя органа о назначении на должность.

Об этом говорится в п. б п.2 ст.51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

То есть, содержание рапорта довольно простое.

Шапка по форме. Рапорт.

Прошу уволить меня с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации с дата.

По смыслу п.2 ст.51 ФЗ могут, так как об этом прямо сказано в норме:

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы.

Да, могут. Тут все зависит от усмотрения командира.

Но есть следующие прецеденты

Для увольнения военнослужащего
по собственному желанию необходимо, чтобы это
желание было выражено ясно и недвусмысленно
с приведением уважительных причин увольнения,
а аттестационная комиссия, рассматривая
направленные ей материалы, должна
убедиться в уважительности причин
для увольнения военнослужащего

Определение Судебной коллегии
по делам военнослужащих Верховного Суда РФ
от 20 января 2015 г. N 205-КГ14-62

Решением Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля
2014 г. Д. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил
признать незаконными приказ начальника Пограничного управления от
7 октября 2013 г. о досрочном увольнении его с военной службы по
собственному желанию и приказ начальника региональной службы
Пограничного управления от 23 октября 2013 г. об исключении его из
списков личного состава.
Апелляционным определением Северо-Кавказского окружного
военного суда от 30 апреля 2014 г. решение суда первой инстанции в
связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение
для дела, и неправильным применением норм материального права
отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявления
Д.
В кассационной жалобе представитель начальника Пограничного
управления и начальника региональной службы Пограничного
управления, утверждая о правомерности увольнения Д. и отсутствии в
связи с этим оснований для его восстановления на военной службе,
просил отменить апелляционное определение и оставить в силе решение
гарнизонного военного суда.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ
20 января 2015 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям.
Признавая незаконным досрочное увольнение Д. с военной службы
по собственному желанию, суд апелляционной инстанции посчитал, что
заключение аттестационной комиссии службы о наличии у заявителя
уважительных причин для увольнения основано на неподтвержденных
данных, а поэтому не могло учитываться судом первой инстанции при
оценке законности увольнения заявителя с военной службы.
Однако с такими выводами суда апелляционной инстанции
согласиться нельзя.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта
1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по
заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной
службы досрочно по собственному желанию при наличии у него
уважительных причин.
Аналогичное положение содержится в п. 13 ст. 34 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение).
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу указанных
норм, а также подп. «е» п. 2 ст. 26 и подп. «ж» п. 3 ст. 27
Положения дача заключения о наличии у военнослужащего уважительных
причин, которые могут служить основанием для его досрочного
увольнения с военной службы по собственному желанию, относится к
компетенции аттестационной комиссии, а окончательное решение об
увольнении данного военнослужащего принимается командиром
(начальником), которому предоставлено такое право.
При этом для увольнения военнослужащего по собственному
желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и
недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а
аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы,
должна убедиться в уважительности причин для увольнения
военнослужащего, что и имело место по делу.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2013 г. Д.,
проходивший военную службу по контракту в пограничных органах ФСБ
России с 17 ноября 2011 г., обратился по команде с рапортом, в
котором просил об увольнении с военной службы по собственному
желанию в связи с намерением работать в другом ведомстве — МВД
России.

25 сентября 2013 г. начальником службы Пограничного
управления, его заместителем и юрисконсультом службы с заявителем
проведена беседа в связи с поданным им рапортом об увольнении, в
ходе которой тот подтвердил свое желание быть уволенным с военной
службы по собственному желанию в связи с наличием у него
уважительных причин.
В тот же день с участием Д. состоялось заседание
аттестационной комиссии службы, где были заслушаны его объяснения
по поводу рапорта об увольнении с военной службы и мотивов,
послуживших основанием для его решения об увольнении. Д.,
подтвердив неоднократно выраженную им просьбу об увольнении с
военной службы, в обоснование уважительности причин для увольнения
сослался на имеющуюся у него возможность трудоустройства на
офицерскую должность в органах внутренних дел по месту прежнего
жительства в г. Майкопе, а также на
невозможность исполнять
обязанности военной службы ввиду высокой служебной нагрузки.
Признав причины для увольнения Д. уважительными,
аттестационная комиссия в соответствии со своей компетенцией
приняла решение ходатайствовать об увольнении заявителя с военной
службы по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 51 Федерального
закона «О воинской обязанности и военной службе», т.е. по
собственному желанию, оформив принятое решение протоколом, который
вместе с другими документами был представлен начальнику
Пограничного управления.
Приказом начальника Пограничного управления от 7 октября
2013 г. заявитель уволен с военной службы в запас по собственному
желанию, а приказом начальника службы от 23 октября 2013 г.
исключен из списков личного состава.
Данные обстоятельства подтверждены рапортом заявителя об
увольнении с военной службы от 16 сентября 2013 г., листом беседы с
ним от 25 сентября 2013 г., выпиской из протокола заседания
аттестационной комиссии службы от 25 сентября 2013 г., показаниями
членов аттестационной комиссии З. и Л., допрошенных в судебном
заседании, другими доказательствами.
При этом сам Д. в судебном заседании не отрицал факта подачи
им рапорта об увольнении по собственному желанию в связи с
намерением продолжить работу в органах внутренних дел и проведения
с ним беседы и заседания аттестационной комиссии, где он подтвердил
просьбу об увольнении с военной службы по собственному желанию.
Утверждения Д. о вынужденном характере увольнения проверялись
судом первой инстанции, однако подтверждения не нашли.
Из пояснений в судебном заседании председателя аттестационной
комиссии С., членов комиссии З. и Л. следует, что на заседании
комиссии Д. подтвердил ранее изложенную им в рапорте просьбу о
досрочном увольнении с военной службы по собственному желанию,
которую высказал самостоятельно, без оказания на него какого-либо
давления. С учетом этого аттестационная комиссия решила поддержать
просьбу Д., признав приведенные им на заседании комиссии
обстоятельства уважительными причинами для досрочного увольнения с
военной службы.
При таких данных в суде установлено, что заявитель добровольно
выразил свое волеизъявление о досрочном увольнении с военной службы
по уважительным причинам, наличие которых установлено полномочным
органом на основе коллегиальности с учетом всех имеющих значение
обстоятельств и с соблюдением предусмотренной законодательством
процедуры.
В свою очередь, начальник Пограничного управления по
результатам рассмотрения заключения аттестационной комиссии был
вправе принять решение об увольнении заявителя с военной службы по
названному основанию, которое реализовано с соблюдением
установленного порядка.
Таким образом, признав законными приказ начальника
Пограничного управления от 7 октября 2013 г. об увольнении Д. с
военной службы и приказ начальника службы от 23 октября 2013 г. об
исключении его из списков личного состава службы, суд первой
инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель
правомерно уволен по собственному желанию. Вывод суда апелляционной
инстанции об обратном на законе не основан.
На основании изложенного Судебная коллегия по делам
военнослужащих Верховного Суда РФ отменила апелляционное
определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля
2014 г. и оставила в силе решение Сочинского гарнизонного военного
суда от 5 февраля 2014 г. по заявлению Д.

То есть такие случаи бывают и желание перейти на иную службу аттестационные комиссии признают уважительной причиной.

Поэтому сейчас пишите рапорт следующего содержания

Командиру в/ч 12345

В соответствии со ч. 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», прошу Вас установленным порядком рассмотреть вопрос об увольнении меня с военной службы по собственному желанию. В качестве уважительных причин считаю реальную возможность карьерного роста в органах МВД, разочарование в военной службе, большую загруженность по службе и отсутствие перспектив служебного роста.

Документы воинского учета прошу направить в военный комиссариат г. Н-ска.