Полномочия стажера полиции

Приказ МВД России от 22.12.2016 N 876 Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и Порядка оценки результатов индивидуального обучения стажера

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 декабря 2016 г. N 876

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА, ИЗУЧЕНИЯ

ЕГО ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ПОРЯДКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2016, N 27, ст. 4233.

1.1. Порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств (приложение N 1).

1.2. Порядок оценки результатов индивидуального обучения стажера (приложение N 2).

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, обеспечить индивидуальное обучение стажеров, изучение их личных и деловых качеств и оценку результатов индивидуального обучения в соответствии с требованиями Порядков, утвержденных настоящим приказом, с 1 марта 2017 года.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

к приказу МВД России

от 22.12.2016 N 876

ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА, ИЗУЧЕНИЯ

ЕГО ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ

1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность по организации индивидуального обучения в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации , гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и назначенного стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел Российской Федерации , и изучению его личных и деловых качеств.

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

2. Задачами индивидуального обучения стажера являются:

2.1. Освоение стажером основных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации , организацию деятельности подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение.

Далее — «органы внутренних дел».

2.2. Формирование первичных знаний и умений, необходимых для дальнейшего профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский».

2.3. Развитие профессионального интереса и формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

2.4. Совершенствование уровня общей физической подготовки стажера.

3. В период индивидуального обучения стажера сотрудниками подразделений по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России осуществляется дальнейшее изучение его деловых и личных качеств.

4. Индивидуальное обучение стажера осуществляется по месту его службы в соответствии с планом индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств (рекомендуемый образец — приложение N 1 к настоящему Порядку) под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника.

Далее — «план индивидуального обучения».

5. Наставник назначается из числа опытных сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит индивидуальное обучение стажер, либо иного руководителя (начальника), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, в течение 10 дней с момента назначения гражданина стажером по должности, на замещение которой он претендует.

6. Индивидуальное обучение стажера включает в себя изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в органах внутренних дел, организацию работы подразделения, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, совершенствование уровня общей физической подготовки стажера.

7. Содержание индивидуального обучения стажера определяется планом индивидуального обучения стажера, который разрабатывается и подписывается наставником, непосредственным руководителем (начальником) и утверждается руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, либо иным руководителем (начальником), поименованным в пункте 5 настоящего Порядка.

8. При необходимости план индивидуального обучения стажера может быть скорректирован и представлен для доклада руководителю (начальнику), его утвердившему.

9. Индивидуальное обучение стажера проводится с момента утверждения плана индивидуального обучения и заканчивается не позднее чем за 25 дней до окончания срока испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел.

10. Непосредственный руководитель (начальник):

10.1. Принимает участие совместно с наставником в подготовке плана индивидуального обучения стажера.

10.2.1. Наставнику и стажеру условия и порядок индивидуального обучения в период испытания стажера.

10.2.2. Стажеру его служебные обязанности, особенности деятельности органа, организации, подразделения МВД России.

10.3.1. Собеседования со стажером по изучаемым вопросам.

10.3.2. Инструктаж наставника, обеспечивает ему возможность совместного со стажером несения службы и выполнения обязанностей по индивидуальному обучению стажера.

10.4. Организует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, позволяющих в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные планом индивидуального обучения.

10.5. Консультирует стажера по вопросам выполнения служебных обязанностей.

10.6. Осуществляет систематический контроль за ходом индивидуального обучения стажера и работой наставника в процессе подготовки стажера.

10.7. Заслушивает стажера и наставника по результатам индивидуального обучения.

10.8. Визирует отчет наставника по итогам индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств (рекомендуемый образец — приложение N 2 к настоящему Порядку) и представляет его на утверждение руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходит индивидуальное обучение, либо иному руководителю (начальнику), поименованному в пункте 5 настоящего Порядка.

Далее — «отчет наставника».

11.1. Осуществляет планирование работы со стажером.

11.2. Знакомится с материалами и документами, характеризующими стажера.

11.3.1. Методическую и практическую помощь стажеру в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов, разъясняет вопросы выполнения служебных обязанностей.

11.3.2. Всестороннюю помощь стажеру в овладении профессиональными приемами и методами выполнения служебных обязанностей, своевременно выявляет и устраняет ошибки в служебной деятельности.

11.4. Контролирует изучение стажером законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правильность применения полученных знаний и навыков на практике.

11.5. Подготавливает предложения по корректировке плана индивидуального обучения, связанные с изменениями законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения.

11.6. Изучает личные качества стажера, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение.

11.7. Составляет по окончании индивидуального обучения отчет наставника.

11.8. Знакомится с оценкой результатов индивидуального обучения стажера.

12. Сотрудник подразделения по работе с личным составом:

12.1. Проводит ознакомительную беседу со стажером, знакомит с историей и традициями органов внутренних дел и подразделения, в котором он проходит индивидуальное обучение, разъясняет ему правила служебного поведения, а также ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.

12.2. Проводит во взаимодействии с непосредственным руководителем (начальником) стажера дальнейшее изучение его личных качеств, интересов, потребностей, способностей, а также воспитательную работу, направленную на развитие профессионально-значимых качеств личности стажера, решение проблем профессионального становления, подготовку к самостоятельному выполнению им оперативно-служебных задач.

13.1. Изучает законодательные и иные нормативные правовые акты, предусмотренные планом индивидуального обучения.

13.2. Выполняет поручения и указания непосредственного руководителя (начальника) и наставника, отданные в рамках их полномочий, по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных планом индивидуального обучения, ведению служебной документации, выполнению служебных обязанностей.

13.3. Посещает спортивные объекты и использует спортивное оборудование органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу.

13.4. По окончании индивидуального обучения проходит оценку результатов индивидуального обучения.

Смотрите так же:  Льготы для беременных в омске

13.5. Знакомится с оценкой результатов своего индивидуального обучения.

14. Индивидуальное обучение осуществляется стажером в служебное время (не менее трех часов в день). На это время стажер освобождается от выполнения служебных обязанностей.

15. По окончании срока индивидуального обучения стажера наставник составляет отчет наставника, в котором должен содержаться один из следующих выводов:

15.1. План индивидуального обучения выполнен.

15.2. План индивидуального обучения не выполнен.

16. План индивидуального обучения стажера и отчет наставника хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проводилось индивидуальное обучение стажера.

17. При направлении стажера для прохождения оценки результатов индивидуального обучения ему выдаются копии плана индивидуального обучения и отчета наставника.

к Порядку организации индивидуального

обучения стажера, изучения его личных

и деловых качеств

Практические занятия (час.)

Самостоятельная подготовка (час.)

Отметка о выполнении

к Порядку организации индивидуального

обучения стажера, изучения его личных

и деловых качеств

Примечание: в разделе «Текст» указываются полнота и качество освоения стажером плана индивидуального обучения, выполнения поручений, индивидуально-психологические особенности стажера.

к приказу МВД России

от 22.12.2016 N 876

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА

1. По окончании индивидуального обучения гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и назначенного стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел Российской Федерации , проводится оценка результатов индивидуального обучения стажера.

2. Оценка результатов индивидуального обучения стажера проводится путем проверки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации , организацию работы подразделения, в котором стажер проходил индивидуальное обучение, и уровня общей физической подготовки стажера.

Далее — «органы внутренних дел».

3. Оценка результатов индивидуального обучения стажера осуществляется коллегиально. Количество членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее трех человек.

4. Состав комиссий по оценке знаний законодательных и иных нормативных правовых актов утверждается ежегодным приказом начальника образовательной организации МВД России или центра профессиональной подготовки территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, где планируется, после назначения стажера на соответствующую должность, его дальнейшее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» .

Далее — «образовательная организация МВД России или центр профессиональной подготовки».

5. Состав комиссии по оценке уровня физической подготовки утверждается ежегодным приказом руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательной, научной, медицинской (в том числе санаторно-курортной) организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иной организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел , в котором стажер проходит индивидуальное обучение.

Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

6. Оценка знаний законодательных и иных нормативных правовых актов проводится в образовательной организации МВД России или в центре профессиональной подготовки,

7. В случае дислокации образовательной организации МВД России или центра профессиональной подготовки, исключающей возможность по условиям транспортных сообщений возвращение стажера к месту постоянного или временного проживания в день проведения оценки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, такая оценка проводится по месту индивидуального обучения стажера с использованием единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России комиссией образовательной организации МВД России или центра профессиональной подготовки.

8. Оценка уровня общей физической подготовки стажера проводится в органе, организации, подразделении МВД России, в котором стажер проходил индивидуальное обучение, с использованием критериев, установленных для граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел, по месту прохождения индивидуального обучения стажера, в том числе на учебно-материальной базе образовательных организаций МВД России или центров профессиональной подготовки (при возможности).

9. По результатам оценки уровня общей физической подготовки стажера соответствующей комиссией составляется справка. В интересах защиты прав стажера и членов комиссии по оценке уровня общей физической подготовки могут применяться технические средства аудиовидеофиксации, о чем в обязательном порядке уведомляются указанные лица. Материалы, полученные с помощью технических средств аудиовидеофиксации, а также справка, составленная по результатам оценки уровня общей физической подготовки стажера, представляются в образовательную организацию МВД России или центр профессиональной подготовки одновременно с направлением сотрудника на профессиональное обучение.

10. Дата проведения оценки результатов индивидуального обучения стажера определяется подразделением по работе с личным составом органа, организации, подразделения МВД России по согласованию с образовательной организацией МВД России или центром профессиональной подготовки.

11. Стажер прибывает к месту проведения оценки результатов индивидуального обучения имея при себе копии плана индивидуального обучения, изучения его личных и деловых качеств и отчета наставника по итогам индивидуального обучения, изучения его личных и деловых качеств .

Далее — «план индивидуального обучения».

Далее — «отчет наставника».

12. Перечень вопросов для оценки результатов индивидуального обучения стажера разрабатывается образовательной организацией МВД России или центром профессиональной подготовки, согласовывается с соответствующим подразделением органа, организации, подразделения МВД России по направлению оперативно-служебной деятельности, утверждается начальником образовательной организации МВД России или центра профессиональной подготовки и направляется в органы, организации, подразделения МВД России для изучения.

13. Образовательная организация МВД России или центр профессиональной подготовки в трехдневный срок с момента проведения оценки результатов индивидуального обучения стажера направляют ее результаты руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, в котором стажер проходил индивидуальное обучение.

14. При зачислении сотрудника в образовательную организацию МВД России или центр профессиональной подготовки на профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» результаты оценки индивидуального обучения стажера заносятся в журнал учета учебных занятий соответствующей учебной группы.

15. Результаты оценки индивидуального обучения стажера учитываются непосредственным руководителем (начальником) при подготовке письменного заключения о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания.

Полномочия стажера полиции

Здравствуйте! Прошу помощи в вопросе о стажерах по должности в ОМВД (следователя). Ситуация такова. В 2015 году принята на должность юрисконсульта девушка, предыдущее место работы которой было ОМВД. Запись о приеме на работу в ее ТК отсутствовала. Есть только запись об увольнении из ОМВД. В трудовом договоре (она принесла копию) стоит запись — принята стажером по должности следователя. Привлекают по ст.19.29 КОАП РФ. Мотивируют:
1) Приказ МВД России №875 от 31.10.2013 г. (включены следователи всех направлений)
2) ч.ч. 1,2 ст. 24 ФЗ от 30.11.2011 №342 «Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.
3) ч. 3 во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел.
4) ч. 9 срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Из анализа выше перечисленного следует, что Такая-то Ткая являясь стажером по должности следователя состояла на должности ГГС, включенной в перечень. » Это выдержка из Постановления. Особенно подчеркивают 3 пункт. Ссылаются на аналогичную позицию Няганьский гор. суд ХМАО от 14.11.2014 #12-174/2014.
Мои доводы приняты не были(ссылалась на ФЗ-3 07.02.2011 ст. 1,2, ст. 26; ФЗ-342 ст.1,2; Приказ МВД от 15.08.2011 №942 -запрещается поручать стажеру самостоятельное проведение следственных действий (Следственные действия проводятся только должностными лицами, которые обладают соответствующими полномочиями.) и и.д. ).
Кроме того, на оф. сайте МВД региона есть такая информация.
Является ли стажер должностным лицом?
В соответствии статьей 24 Федерального закона от 30.11.2011 N2 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стажер не является должностным лицом, поскольку на период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Порядок привлечения стажеров к выполнению обязанностей урегулирован Приказом МВД России от 15.08.2011 г. NГ 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию», в соответствии с которым при привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

Смотрите так же:  Лицензия по обучению пожарной безопасности

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях, привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина, знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

На основании изложенного, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, стажер по должности не является должностным лицом, поскольку не назначен на соответствующую должность в органах внутренних дел, не наделен функциями представителя власти, следовательно, не является спецсубъектом.
Вопрос к Вам, есть ли у меня призрачный «шанс» выиграть суд? Может, подскажите, на что еще ссылаться или есть положительная судебная практика. Буду благодарна за совет.

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Комментарий к Ст. 32 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Не являются сотрудниками полиции следователи, лица рядового и начальствующего составов подразделений внутренних войск, мобилизационной подготовки, контрольно-ревизионных отделов (управлений) и некоторых других структурных подразделений органов внутренних дел.

2. Иногда сотрудник полиции переводится для продолжения работы в структурное подразделение органа внутренних дел, не входящее систему подразделений полиции. Даже если при этом за ним сохранено специальное звание, привлекаться к выполнению задач полиции такой сотрудник должен с соблюдением правил, предусмотренных комментируемой статьей.

3. Данный вывод делается в связи с тем, что в ст. 12 анализируемого Федерального закона предусмотрены обязанности полиции, а не сотрудника, у которого имеется соответствующее специальное звание. Аналогичным образом обстоят дела с правами полиции (ст. 13 комментируемого Федерального закона). Настоящий Федеральный закон регламентирует права и обязанности полиции. Поэтому он и называется Федеральным законом «О полиции». Сотрудник подразделения, не являющегося структурным элементом полиции, не входит в состав полиции, какое бы специальное звание у него ни было. Именно поэтому с позиций настоящего Федерального закона рассматриваемое должностное лицо сотрудником полиции не является. На него не распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников полиции, пока он в установленном порядке не будет привлечен к выполнению обязанностей полиции.

4. Механизм привлечения к выполнению задач полиции лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а равно стажеров во время испытательного срока определен Положением о порядке привлечения к выполнению задач полиции лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров во время испытательного срока, утвержденным Приказом МВД России от 27 июня 2005 г. N 505 .
———————————
См.: БНА. 2005. N 32.

5. Порядок привлечения стажеров к выполнению задач, стоящих перед сотрудниками полиции — экспертами, прямо законодателем не определен. По аналогии рекомендуется в этой части использовать положения Приказа МВД России от 1 июня 1993 г. N 261 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Правила комментируемой статьи распространяются также на курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, проходящих практику в органах внутренних дел. Порядок привлечения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России к осуществляемым органами внутренних дел по месту дислокации учебных заведений мероприятиям урегулирован Типовым положением об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД России в органах внутренних дел, утвержденным Приказом МВД России от 7 апреля 1993 г. N 158.

7. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

8. См. также комментарий к ст. ст. 1, 10 — 16, 23 — 34 настоящего Федерального закона.

История одного дела. Стажёр и его полномочия.

Уважаемые коллеги! Возникло некоторое сомнение в законности вынесения постановления об отказе в ВУД, в связи с вынесением данного акта не лицом, указанным в ст.ст.144-145 УПК РФ, а стажёром. Хотелось бы услышать мнение коллег по поставленным вопросам, а также о подобных случаях из практики.

Краткое изложение обстоятельств.

По заявлению о преступлении, после проведённой в порядке ст. 144 УПК РФ, проверки, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По крайней мере, в постановлении имеется указание, что таковая проверка проводилась.

Между тем, имеется несколько необычное, на мой взгляд, обстоятельство. Упомянутое постановление вынесено стажёром оперуполномоченного ОУР по материалам проведённой им же проверки. В постановлении указано: «Я. стажёр оперуполномоченного ОУР. ». Далее — по тексту.

В силу того, что в данной сфере не практикую, и имеются некоторые сомнения относительно верного ответа на вопрос о полномочиях стажёра и их пределах.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1) Может ли стажёр иметь полномочия на самостоятельное проведение проверки в порядке ст.144 УПК РФ?

2) Может ли стажёр иметь полномочия на вынесение постановления об отказе в ВУД?

3) Каким образом возможно оформление полномочий, указанных в п.п.1-2 данных Вопросов?

4) Если имеется нормативно обоснованная возможность привлечения стажёров к указанной деятельности, не является ли она нарушающей законные права и интересы граждан-заявителей?

Также напоминаю, что интересно услышать и случаи из практики по данному вопросу.

Так как прошу коллег высказаться, то приведу и свою позицию, несмотря на то, что, как указывал ранее, не являюсь специалистом в данной сфере. Иначе как-то лениво получится.

Действительно, стажёр полиции может привлекаться к выполнению обязанностей действующего полицейского. Об этом говорит ст.32 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» : «Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажёры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции».

Между тем, таковое привлечение не безусловно, так как следует признать, что на определённые должности и к определённой деятельности не может быть допущен гражданин, не имеющий соответствующей необходимой подготовки и опыта. Обратное нарушило бы законные права и интересы граждан на надлежащее рассмотрение их заявлений, и проведение качественной проверки.

Поддержку своей позиции также вижу в п. 6.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 14.12.1999 года №1038 , которым, в том числе, установлено: «. Запрещается использовать стажёра в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан».

То есть, на мой взгляд, виды деятельности, которые могут выполняться стажёром самостоятельно, всё же ограничены. И проведение самостоятельных проверок должно относиться к таковым ограничениям.

Также считаю необходимым привести положения ч.1 ст.144 УПК РФ , которые устанавливают перечень лиц, имеющих полномочия на проведение проверки: «Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок, не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленным настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Смотрите так же:  Налог на продажу и покупку квартиры в 2019г

Упоминания стажёра названный перечень не содержит. Отнесение стажёра к органу дознания, на мой взгляд, будет ошибочным. Потому полагаю вопрос о наличии полномочий у стажёра на осуществление названных действий более чем спорным. Всё же при проведении подобных действий, в первую очередь, необходимо руководствоваться положениями УПК РФ.

Ч.1 ст.144 УПК РФ привёл в полном объёме для наглядности объёма и содержания действий, выполнение которых может понадобиться в ходе проверки.

1) Не может. В части самостоятельного проведения.

3) Полагаю, что оформляется приказом о привлечении к обязанностям полицейского, со ссылкой на ст.32 ФЗ «О полиции». Каким образом оформляются стажёру полномочия дознавателя, следователя и т. п. лиц, ответить затрудняюсь.

4) Если всё же имеется некая возможность передачи спорных полномочий стажёру, то она существенно нарушает законные права и интересы граждан-заявителей, так как проверка должна проводиться подготовленным лицом, имеющим опыт проведения. В противном случае, имеется значительный риск проведения некачественной проверки и вынесения немотивированных и ошибочных постановлений.

Порядок прохождения испытательного срока

Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев.

При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора.

Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя.

В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В некоторых случаях испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

Трудовой договор со стажером может быть расторгнут:

а) по инициативе органа внутренних дел, если обнаруживается несоответствие стажера предъявляемым требованиям;

б) по инициативе стажера, если органом внутренних дел нарушаются предусмотренные контрактом обязательства.

Если в период испытания стажер придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию.

Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания, которое должно содержать одну из следующих рекомендаций:

— о признании стажера выдержавшим испытание;

— о признании стажера не выдержавшим испытание.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 942 г. Москва «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 октября 2011 г.

Регистрационный N 22158

В целях реализации статьи 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 27 июня 2005 г. N 505 2 .

Министр генерал армии Р. Нургалиев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

2 Зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2005 г., регистрационный N 6845.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

1. Настоящий Порядок определяет правила привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность.

3. Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4. В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

5. Настоящий порядок не распространяется на сотрудников, временно замещающих должности в подразделениях полиции в соответствии с частью 12 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» 1 .

6. Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции, и настоящим Порядком.

7. Сотрудники в рамках служебно-боевой подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки.

8. Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

9. Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры — проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, не допускаются.

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Запрещается ношение и хранение стажерами огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением средств индивидуальной защиты.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.