23 статья гражданский кодекс

Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина

Новая редакция Ст. 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:

а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях — распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности. В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается «лицо без гражданства»), место жительства в РФ (указывается адрес — наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа — свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона). Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Смотрите так же:  7 Заявление образец на отпуск

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

23 статья гражданский кодекс

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Статьи Гражданского Кодекса РФ , регламентирующие деятельность индивидуального предпринимателя

Выдержки и комментарии к Гражданскому Кодексу

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. В комментируемой статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст.ст. 1, 2 ГК). Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК).

В статье 23 нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного ст. 21 ГК, т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК.

Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя в настоящее время установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1194).

В дальнейшем, по-видимому, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей будет осуществляться органами юстиции, так как к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, согласно п. 3 ст. 23, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние подлежат регистрации органами юстиции в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц, либо иным законом.

Употребленный в п. 3 термин «соответственно» означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица (например, нормы об ответственности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, производственных кооперативов), а также если применительно к индивидуальным предпринимателям законом иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса.
Предприниматель, так же, как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

2. Согласно п. 4 отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности ГК содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в ст.ст. 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 ГК.

Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

О подведомственности дел с участием граждан осуществлявших (осуществляющих) предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных в установленном порядке, говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. Если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 25 ГПК РСФСР подведомственны суду общей юрисдикции.

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23). С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

3. В соответствии с ГК РФ индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда. Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК.

4. Кодекс в п. 2 комментируемой статьи внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости РСФСР, 1990, N 26, ст. 324) крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. По Кодексу, крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 г. крестьянские хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 Кодекса, они не значатся.

В качестве предпринимателя в Кодексе назван глава крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями. Однако государственной регистрации подлежит крестьянское (фермерское) хозяйство, а не его глава. В учредительных документах должны быть названы все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава. Крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности (ст. 257 ГК).

Порядок государственной регистрации крестьянских хозяйств имеет отличия от порядка регистрации других индивидуальных предпринимателей, поскольку для ведения крестьянского хозяйства необходим земельный участок, а к лицам, претендующим на его получение, Закон о крестьянском хозяйстве предъявляет особые требования (опыт работы в сельском хозяйстве, наличие специальной подготовки и т.п.). В соответствии с Законом о крестьянском хозяйстве это хозяйство регистрируется районной (городской) администрацией (в современных условиях — регистрационной палатой) после выдачи документов, удостоверяющих права на землю. После регистрации крестьянского хозяйства его глава приобретает статус предпринимателя и может открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях с другими предпринимателями и т.д.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие первой части Кодекса, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 Кодекса, т.е. в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив (см. комментарий к ст. 259 ГК). Статья 7 Закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает необходимость регистрации изменений правового статуса крестьянских хозяйств в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса. Однако сроки для регистрации изменений не установлены. Это дает основание для вывода, что ранее созданные крестьянские хозяйства вправе внести изменения в свои учредительные документы, начиная с 1 января 1995 г. и до срока, который может быть в дальнейшем определен при принятии нового закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве или в другом акте.

Разъяснения по вопросу об изменении правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с принятием ГК РФ были даны в письме Министерства юстиции РФ от 30 апреля 1999 г., в котором, в частности, записано, что ни Федеральным законом «О введении в действие части первой ГК РФ», ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ (Информационный бюллетень Минсельхозпрода РФ, 1999. N 11-12. С. 23-24).

Статья 24. Имущественная ответственность гражданина

1. Правило ст. 24 распространяется на субъектов гражданско-правовых отношений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальных предпринимателей. Граждане отвечают за долги по своим обязательствам, т.е. обязательствам, в которых они выступают от своего собственного имени. Участником этих обязательств может быть один или несколько граждан. В последнем случае они отвечают на основе долевой или солидарной ответственности (ст. 321-326 ГК).

2. Долги гражданина подлежат компенсации за счет всего принадлежащего ему имущества. Имеется в виду личное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности (движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и другое имущество), его доли в общей долевой и совместной собственности (собственности супругов, крестьянского, фермерского хозяйства) (ст. 255 ГК). В случаях, предусмотренных законом, взыскание по личным долгам гражданина может быть обращено также на его долю в капитале или фонде юридического лица (например, на долю в складочном капитале полного или коммандитного товарищества (ст. 80 ГК), на пай члена кооператива (п. 5 ст. 111 ГК)).

Смотрите так же:  Адвокат стоимость работы

3. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание, перечислено в приложении N 1 к ГПК РСФСР. Этот перечень не учитывает современного имущественного положения граждан и нуждается в существенной корректировке. В статье 387 ГПК названы денежные суммы, на которые не может быть обращено взыскание: выходное пособие, компенсационные выплаты, премии, носящие единовременный характер, государственные пособия одиноким и многодетным матерям, пособия на рождение ребенка и на погребение, выплачиваемые по социальному страхованию.

В статье 392 ГПК содержатся ограничения на обращение взыскания на вклады граждан «в сберегательных кассах и Государственном банке СССР». Согласно данной статье, взыскание на вклады обращается только по приговору или решению суда, удовлетворившему гражданский иск в уголовном деле, по решению суда о взыскании алиментов (если нет иного имущества), либо разделе вклада, являющегося общей собственностью супругов. Данное правило явно устарело. В настоящее время вклады граждан, в особенности граждан-предпринимателей, в банках занимают существенное место в их имуществе. Обращение взыскания на вклад следовало бы применять на основании решения суда по любому гражданскому делу независимо от того, имеется ли у должника другое имущество.

Порядок обращения взыскания на имущество организаций определен Законом об исполнительном производстве, Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741) (применяется в части, не противоречащей Закону об исполнительном производстве).

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к статье 23 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина — частному случаю предпринимательской деятельности, которая отнесена к ведению гражданского законодательства, а право на ее осуществление — элемент содержания правоспособности гражданина (абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК). Предпринимательская право- и дееспособность гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина восполняли действия его дееспособных законных представителей. Закон не определяет момент возникновения единой предпринимательской право- и дееспособности, но разрешает заниматься предпринимательством (и регистрироваться в качестве предпринимателя) несовершеннолетним, для чего необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителя либо документ, подтверждающий наличие полной дееспособности (подп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц).

Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23), которую обеспечивают Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)) с изм. (далее — регистрация, предприниматель). Регистрация предпринимателя основывается на его заявлении и решении налогового органа и сопровождается включением данных о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП), который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым, кроме отдельных сведений, доступ к которым ограничен (см. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238)).

Регистрация осуществляется по месту жительства предпринимателя в течение 5 рабочих дней со дня представления заявления, копии документа, удостоверяющего личность, документа об уплате госпошлины, других документов для заявителей-иностранцев и несовершеннолетних. Момент регистрации — внесение записи в ЕГРИП. Регистрации подлежат изменения сведений о предпринимателе и прекращение его деятельности в этом качестве. Перемена места жительства предпринимателя требует внесения изменений в ЕГРИП с одновременной передачей налоговым органом его регистрационного дела в налоговый орган по новому месту жительства. Отказ в регистрации возможен при непредставлении необходимых документов или при обращении в ненадлежащий налоговый орган. Безусловные препятствия для регистрации: а) не утративший силу факт регистрации (правило, препятствующее двойной регистрации); б) неистечение одного года с момента принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве предпринимателя; в) неистечение срока, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательством. Решение об отказе в регистрации может быть оспорено в судебном порядке. Основания для прекращения гражданином предпринимательской деятельности: а) его личное решение; б) смерть; в) решение суда о признании его банкротом или принудительном прекращении его предпринимательской деятельности; г) вступивший в силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательством на определенный срок; д) аннулирование документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия такого документа. Регистрация утрачивает силу с момента внесения записи в ЕГРИП или с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда) (ст. ст. 2, 4 — 6, 8, п. 1 ст. 9, ст. ст. 11, 22.1 — 22.3, п. п. 1, 5 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — хозяйство) признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23). Статус хозяйства определен Законом о крестьянском хозяйстве. Оно может быть одночленным (состоящим из одного лица) или объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, его членами могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов (но не более чем из 3 семей), иные граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства (но не более 5 человек). Хозяйство (кроме одночленного) создается и действует на основе соглашения, которое подписывают все его члены и в которое вносятся все изменения, касающиеся выбывших и вновь принятых членов, а также смены главы. Хозяйство считается созданным со дня его регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном для регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.

Хозяйство не является юридическим лицом: даже будучи договорным объединением, оно является неправосубъектной организацией, которая воспринимается в гражданском обороте через его главу. Это отличает современные неправосубъектные хозяйства от хозяйств — юридических лиц, создававшихся согласно прежнему одноименному Закону. Гражданский кодекс исключил из закрытого перечня коммерческих организаций известные в прошлом индивидуальные (семейные) частные предприятия (они должны были до 1 июля 1999 г. преобразоваться в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидироваться, а по истечении этого срока подлежали ликвидации в судебном порядке (п. 5 ст. 6 Вводного закона), однако созданные в соответствии с прежним законом хозяйства — юридические лица вправе сохранить этот статус до 1 января 2010 г. (п. п. 1 — 3 ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. ст. 4, 5, 16, 17, п. п. 2, 3 ст. 23 Закона о крестьянском хозяйстве).

3. К предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23), что свидетельствует о единстве гражданско-правового режима предпринимательской деятельности. Исключения из этого могут следовать из закона и иных правовых актов или из существа правоотношения. Споры между предпринимателями, между ними и юридическими лицами (в том числе споры с участием глав хозяйств), кроме споров, не связанных с осуществлением данными гражданами (главами) предпринимательской деятельности, — компетенция арбитражных судов. При разрешении таких споров последние опять-таки руководствуются нормами о коммерческих организациях, если иное не вытекает из закона, правового акта или существа правоотношений. Споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (а значит, не обладающих специальным статусом), в том числе споры, связанные с фактическим осуществлением ими предпринимательской деятельности, — компетенция судов общей юрисдикции. При их разрешении возможно применение правила п. 4 ст. 23 (п. 13 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

4. Согласно п. 4 ст. 23 гражданин, занимающийся предпринимательством без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к этим сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Речь идет о возможности применения отдельных норм (например, п. 3 ст. 401 ГК), групп норм (например, § 3 гл. 30 ГК), а также правил тех нормативных актов, к которым отсылает ГК. Отсюда: а) поскольку гражданские нормы о предпринимателях являются специальными и отличаются повышенной строгостью, п. 4 ст. 23 формулирует санкцию в отношении фактических предпринимателей, игнорирующих требование регистрации; б) применение данной санкции зависит от усмотрения суда; в) сама предпринимательская деятельность покоится не столько на формально-юридическом моменте (регистрации), сколько на фактических (сущностных) признаках осуществляемой деятельности.

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

СТ 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Смотрите так же:  Метро 2033 минимальные требования

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса РФ

1. Признавая в ст. 1 равенство участников гражданских правоотношений, ГК РФ в комментируемой статье закрепляет право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, понятие которой сформулировано в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, где содержится положение о том, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получают свой официальный статус только при условии их регистрации в качестве таковых.

В соответствии с нормами ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью:

1) посредством создания юридического лица (см. ст. 48 и др. статьи гл. 4 ГК РФ);

2) без образования юридического лица, выступая в гражданском обороте в качестве индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иными связанными с этим аспектами и в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются специальным законом — ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

По общему правилу государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. об этом подробнее комментарий к статье 20 ГК РФ).

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Таким образом, гражданин получает официальный статус индивидуального предпринимателя с момента внесения о нем сведений в качестве такового в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Более детально вопросы государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя регулируются положениями гл. VII.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. В силу п. 3 комментируемой статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, т.е. организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (см. п. 1 ст. 50 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, на индивидуальных предпринимателей распространяются нормы, регулирующие аспекты деятельности обозначенных коммерческих организаций (разумеется, в той части, которая допустима к применению).

3. Граждане не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. В случае возникновения спорных ситуаций по таким сделкам суд может применить к ним правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (см. п. 12) указывается, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п. 1 комментируемой статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. Если, например, при этом были нарушены права потребителей услуг (товаров) указанного гражданина, то по таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.

4. Нормы ГК РФ допускают возможность осуществления гражданами производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства посредством создания специального субъекта — крестьянского (фермерского) хозяйства, которое может выступать в гражданском обороте:

1) в качестве юридического лица, являющегося в силу п. 2 ст. 50 ГК РФ коммерческой организацией, правовой статус которой определен положениями ст. 86.1 ГК РФ;

2) без образования юридического лица. Согласно абз. 1 п. 5 комментируемой статьи граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а именно ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Здесь следует учесть, что данный Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств прежде всего как субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что прямо закреплено в п. 3 ст. 1 указанного Закона.

Интересно отметить, что вне зависимости от того, в каком статусе крестьянское (фермерское) хозяйство намеревается выступать в гражданском обороте, свое официальное признание оно получает только с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ. И здесь налицо несогласованность норм ГК РФ и ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
———————————
Спорные аспекты касаются только крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Правоспособность крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный Реестр сведений о его прекращении (см. абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В ГК РФ (абз. 2 п. 5 комментируемой статьи) определено, что государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежит гражданин, который намеревается стать главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» речь идет исключительно о самом фермерском хозяйстве (см. ст. 5).

Как отмечает Н.Н. Мельников, анализ деятельности регистрационных органов позволил выявить следующие основные подходы, применявшиеся при регистрации фермерских хозяйств в России. В ряде случаев регистрировалось непосредственно хозяйство с выдачей соответствующего свидетельства, в котором содержались данные о создании КФХ, отмечалось, что глава хозяйства является предпринимателем. Также в свидетельстве указывались члены фермерского хозяйства. Иногда регистрировался лишь глава как предприниматель, а в графе «виды деятельности» делалась запись: «ведение крестьянского хозяйства», в других случаях выдавалось свидетельство о регистрации предпринимателя вообще без указания на фермерское хозяйство, что приводило к потере налоговых льгот .
———————————
См.: Мельников Н.Н. Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ // Журнал российского права. 2007. N 11. URL: center-bereg.ru/k2107.html.

Н.И. Ковальчук, в свою очередь, отмечает, что «в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Других субъектов регистрации нет. Если КФХ не является юридическим лицом, то оно может регистрироваться только по правилам для индивидуального предпринимателя» .
———————————
См.: Ковальчук Н.И. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». М., 2016 (комментарий к статье 5).

На сегодняшний день действует Приказ Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым в том числе утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств:

— форма N Р21002 «Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства»;

— форма N Р24002 «Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»;

— форма N Р26002 «Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства»;

— форма N Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве, созданном до 1 января 1995 года».

О том, насколько обязательны эти формы и требования для заявителей, свидетельствует судебная практика. Верховный Суд РФ неоднократно аргументировал необходимость строго следовать таким формам (см., например, решения от 17.12.2013 N АКПИ13-1066, от 11.11.2013 N АКПИ13-947, от 14.01.2015 N АКПИ14-1297).

Обратим также внимание, что по одному из дел (по требованиям об уплате страховых взносов) суд первой инстанции пришел к выводу, что законодательство предусматривает возможность существования трех видов крестьянского (фермерского) хозяйства:

1) в форме индивидуального предпринимателя, являющегося главой хозяйства и действующего единолично;

2) в форме договорного объединения членов крестьянского (фермерского) хозяйства;

3) в форме коммерческого юридического лица.

Со ссылкой на мнение Президиума ВАС РФ, закрепленное в Постановлении от 02.07.2013 N 58/13 по делу N А60-7424/2012, также было отмечено, что глава КФХ должен уплачивать страховые взносы за членов КФХ независимо от того, возложена ли на них обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы по другим основаниям. Член КФХ — индивидуальный предприниматель является застрахованным лицом по двум основаниям. Следовательно, уплата таким членом фермерского хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не освобождает главу КФХ от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Двойного обложения страховыми взносами в этом случае не возникает, так как уплата взносов осуществляется из разных источников (см. подробнее Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 N 10АП-4438/2016 по делу N А41-47068/15).

5. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 23.06.2016 N 1287-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Углева Семена Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 13);

— Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (см. п. 55);

— Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (см. п. 12);

— Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» (см. п. 1);

— Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (см. п. 12).