Договор на социальное обслуживание на дому

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ

Модуль «Социальное обслуживание граждан на дому» предназначен для автоматизации процесса оказания социальных услуг по надомному обслуживанию граждан. Модуль позволяет формировать стандартные типовые формы, такие как: договор на социальное обслуживание населения, приложений к договору на социальное обслуживание населения, дополнительное соглашение к договору на социальное обслуживание населения, акт выполненных работ, график посещения клиентов, личное дело клиента, журнал посещений клиента, отчет социального работника, акт о нарушении условий договора, различные формы заявлений и т.д.

Модуль «Социальное обслуживание граждан на дому» представляет собой описание бизнес-процессов предоставления социальных услуг, основанный на следующих принципах:

  1. Унификация технологий социального обслуживания посредством построения единых алгоритмов действий и форм документов в рамках всей системы;
  2. Включение в унифицированные технологии социального обслуживания блока «система менеджмента качества» в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2008;
  3. Объективность учета оказываемых социальных услуг в рамках выполнения государственного задания;
  4. Автоматизация процессов обеспечивающих социальное обслуживания (планирование рабочего времени, формирование отчетных, технологических и статистических документов);
  5. Корреляция действий в рамках оказания социальных услуг с результатами предварительной социальной диагностики и достигнутой динамики состояния клиента (организация социального обслуживания как процесса социальной реабилитации).

Узнайте больше о модуле «Социальное обслуживание граждан на дому»

Социальное обслуживание на дому включает в себя предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, направленное на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания гражданина в привычной благоприятной среде — месте их проживания.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно и на условиях оплаты.

Социальные услуги предоставляются бесплатно в объемах, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, следующим категориям граждан:

— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

— инвалидам Великой Отечественной войны;

— участникам Великой Отечественной войны;

— одиноко проживающим супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны;

— получателям социальных услуг, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области для основных социально-демографических групп населения.

Плата за предоставление социальных услуг на дому производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между получателем социальных услуг и поставщиком социальных услуг.

В договоре определяются условия, виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть оказаны услуги, права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, а также условия досрочного расторжения договора, размер и порядок оплаты социальных услуг.

В случае изменения среднедушевого дохода получателя социальных услуг и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной законом Новосибирской области, размер платы за оказание социальных услуг может быть изменен поставщиком социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию социальные услуги, сверх объемов, утвержденных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги на условиях полной оплаты по тарифам, установленным нормативными правовыми актами Новосибирской области.

Изменение и расторжение договора о социальном обслуживании осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг по месту проживания или пребывания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению (далее — граждане).

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина (его законного представителя) либо обращение в его интересах граждан, государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении социальных услуг (далее – заявление) в орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания), уполномоченный на принятие решения о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – орган социальной защиты).

В случае подачи заявления в интересах гражданина другими гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления орган социальной защиты обязан получить письменное согласие (отказ) на предоставление социальных услуг от гражданина, в интересах которого было принято заявление.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорт; свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14-летнего возраста; вид на жительство — для иностранного гражданина; справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в соответствии с законодательством документы, удостоверяющие личность).

В случае подачи заявления опекуном или попечителем гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, дополнительно представляется копия правового акта (постановление, приказ, распоряжение) органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя;

2) заключение врачебной комиссии медицинской организации о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний.

Медицинскими противопоказаниями к приему граждан на социальное обслуживание на дому являются:

— туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;

— злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

— хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— эпилепсия с частыми припадками;

— гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого;

— трахеостома, каловые и мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозожности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургическое недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта);

— пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

— тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

— заболевания, осложненные гангреной конечности;

— высококонтагиозные инфекционные заболевания (корь, краснуха, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, ветряная оспа, грипп), инфекции, вызванные кишечной этиологии, а также лихорадки неясной этиологии;

3) заключение врачебной комиссии медицинской организации о частичной или полной утрате гражданином способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе;

4) сведения о доходах за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг (для расчета среднедушевого дохода семьи и (или) дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления социальных услуг бесплатно);

5) справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья у гражданина с указанием состава семьи, их родственных отношений с гражданином (выписка из домовой книги);

Документы представляются в подлинниках или нотариально заверенных копиях.

Орган социальной защиты в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении социальных услуг на дому:

— проверяют достоверность документов, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;

— осуществляют взаимодействие с органами, осуществляющими соответствующие полномочия, в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

— принимает решение о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг на дому (в том числе в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому);

— в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг, орган социальной защиты составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Руководствуясь принципами приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг для определения необходимых получателю социальных услуг видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг орган социальной защиты имеет право обратиться к поставщику социальных услуг, предоставляющему социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, по месту нахождения органа социальной защиты, за предоставлением информации, необходимой для составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

— в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения информирует гражданина о принятом решении в письменной форме.

Основаниями для отказа в предоставлении социальных услуг на дому являются:

— непредставление или представление не в полном объеме документов, предоставляемых гражданином лично (его законным представителем);

— выявление в заявлении и (или) в представленных документах недостоверных сведений;

— заключение медицинской организации о наличии у гражданина медицинских противопоказаний;

— письменный отказ гражданина от социального обслуживания.

В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в предоставлении социальных услуг ему выдается индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа) и подготовленные документы.

Копия программы предоставления социальных услуг и заявление гражданина остается в органе социальной защиты.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в Новосибирской области, по новому месту жительства.

Основанием для предоставления социальных услуг на дому является заявление гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг за получением социального обслуживания на дому.

Вместе с заявлением гражданин предоставляет поставщику социальных услуг индивидуальную программу и документы.

Смотрите так же:  Приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы рб

Поставщик социальных услуг при принятии решения о предоставлении социальных услуг на дому руководствуется принципами приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточности финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг для предоставления социальных услуг на дому.

Не позднее 1 рабочего дня с даты составления договора на оказание социальных услуг на дому поставщик социальных услуг вносит информацию о гражданине, обратившимся за оказанием социальных услуг на дому (далее – получатель социальных услуг) в регистр получателей социальных услуг.

Договор на социальное обслуживание на дому

Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому

Предоставление поставщиками социальных услуг на дому производится в соответствии с Приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 27 декабря 2017 г. N П/340 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения республики Алтай».

Социальные услуги имеют заявительный характер и предоставляются при условии добровольного согласия граждан на их получение.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг по месту их пребывания в привычной благоприятной среде — месте постоянного проживания в определенное время суток (на срок, определенный индивидуальной программой) с учетом его индивидуальной потребности.

Основные требования к объему, условиям и качеству предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому определяются стандартами, утвержденными Министерством.

Основанием для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является индивидуальная программа.

Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на основании распорядительного документа поставщика социальных услуг и договора, заключенного между получателями социальных услуг (представителями) и поставщиком социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой.

Зачисление граждан на обслуживание производится на основании приказа директора Управления, в соответствии с протоколом заседания Комиссии по определению индивидуальных потребностей в социальных услугах и признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, акта обследования условий проживания гражданина, индивидуальной программы получателя услуг, а также при наличии документов получателя услуг, согласно «Положения о порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»:

Гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании по следующим основаниям:

а) наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;

б) представление всех документов, предусмотренных настоящим Порядком;

в) отсутствие медицинских противопоказаний к принятию на социальное обслуживание, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона устанавливаются следующие иные обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан:

а) нахождение семьи, имеющей ребенка (детей), в социально опасном положении;

б) нахождение ребенка (детей) в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации;

в) наличие потребности в проведении реабилитации (абилитации) в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности в целях социальной адаптации и продления активной жизнедеятельности;

г) наличие социально-психологических проблем.

Гражданину может быть отказано в признании его нуждающимся в социальном обслуживании по следующим основаниям:

а) отсутствие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных настоящим Порядком;

в) выявление медицинских противопоказаний к принятию на социальное обслуживание, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Договор составляется в двух экземплярах, регистрируется в порядке, установленном поставщиком социальных услуг, один экземпляр договора передается получателю социальных услуг, второй остается у поставщика социальных услуг. В случае отказа получателями социальных услуг (представителями) от заключения указанного договора, может быть отказано в приеме к поставщику социальных услуг.

При заключении договора получатели социальных услуг (представители) должны получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором, заключенным между получателем социальных услуг и поставщиком социальных услуг.

В договоре определяются условия, сроки, в которые должны быть оказаны услуги, права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, а также условия досрочного расторжения договора, размер и порядок оплаты социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию дополнительные социальные услуги в соответствии с приказом N П/116 на условиях полной оплаты по тарифам, установленным поставщиками социальных услуг в соответствии с Порядком утверждения тарифов.

Изменение и расторжение договора о социальном обслуживании осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации .

В срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия получателя социальных услуг на надомное обслуживание, поставщиком социальных услуг сведения о получателе социальных услуг заносятся в журнал учета получателей и регистр, а также на каждого получателя социальных услуг оформляется личное дело.

Получатель социальных услуг на дому обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг, о приостановлении (в связи с временным отсутствием), возобновлении, прекращении социального обслуживания.

Основаниями прекращения предоставления социальных услуг на дому являются:

а) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;

б) перевода получателя социальных услуг в стационарную форму обслуживания;

в) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора;

г) нарушение получателем социальных услуг условий, предусмотренных договором;

д) длительное, свыше 6 месяцев, отсутствие или приостановление социального обслуживания;

е) выявление у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;

ж) смерть получателя социальных услуг или ликвидация поставщика социальных услуг;

з) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Противопоказаниями к приему на социальное обслуживание на дому являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, инфекционные и венерические заболевания, психические заболевания, сопровождающиеся на момент обращения расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих, хронический алкоголизм и наркотическая зависимость.

Решение о прекращении предоставления социальных услуг принимается распорядительным актом поставщика социальных услуг в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов о прекращении предоставления социальных услуг с внесением соответствующих сведений в индивидуальную программу и в регистр.

Организация социального обслуживания не позднее следующего рабочего дня после принятия распорядительного акта о прекращении предоставления социальных услуг извещает (письменно) получателя социальных услуг о прекращении предоставления социальных услуг (за исключением случая смерти получателя социальных услуг) с указанием оснований его прекращения.

Получателям социальных услуг, утратившим способность удовлетворять свои основные жизненные потребности (представителям), разъясняются возможные последствия отказа от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Отказ от предоставления социальных услуг оформляется уведомлением получателя социальных услуг (представителя), подтверждающим получение информации о последствиях такого отказа.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
Смотрите так же:  Windows server требования к системе

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Смотрите так же:  Купля продажа квартир уфа

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района города Красноярска»

События и новости

Категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно:

Решение об условиях оказания социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представляемых получателем социальных услуг (представителем) документов, с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:

родителям (опекунам, попечителям) ребенка инвалида;

лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

супруги погибших (умерших) УВОВ и ИВОВ, погибшие в период войны с Финляндией, Японией, не вступившие в повторный брак;

одиноко проживающие труженики тыла, а также одиноко проживающие супружеские пары, в которых один из супругов является тружеником тыла;

бывшие несовершеннолетние узники лагерей;

лица, награжденные знаком «Жителем блокадного Ленинграда»

Герои Советского Союза;

Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы;

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

Инвалиды боевых действий.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату или частичную плату:

если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта Российской Федерации.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги с учетом времени, затраченного на оказание социальной услуги каждому получателю (в пределах времени, установленного стандартом социальной услуги), но не может превышать пятьдесят процентов разницы между среднедушевым доходом получателя социальной услуги, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной статьей 7 Закона Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3023 «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае».

Г раждане, которым предоставляются социальные услуги в форме социального обслуживания на дому за плату или частичную плату, оплачивают фактически предоставленные социальные услуги. В случае оказания социальных услуг по желанию получателя социальных услуг в большем объеме, чем установлено в Порядке предоставления социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 600-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и Порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг» (далее – Порядок) , услуги, оказанные сверх установленного объема, оплачиваются полностью (100 % от тарифа) всеми получателями социальных услуг независимо от наличия права на бесплатное оказание социальных услуг в объеме, установленном в Порядке .

Конкретный размер взимаемой с граждан ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому устанавливается договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между получателем социальных услуг (его законным представителем) и Учреждением, с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

Плата за предоставленные социальные услуги взимается ежемесячно.

Размер платы подлежит изменению:

а) при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг;

б) при изменении индивидуальной программы;

в) при изменении тарифов на социальные услуги;

г) при изменении величины прожиточного минимума.

Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

в форме социального обслуживания на дому

Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 17.12.2014 г. № 600-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядок предоставления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг» получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому:

1. Наименование социальной услуги: п окупка за счет средств получателя социальных услуг продуктов питания и доставка их на дом

Содержание социальной услуги

Основные условия, мероприятия, объем и сроки

предоставления социальной услуги

Покупка и доставка на дом продуктов питания

1. Основные условия, мероприятия социальной услуги:

составление списка продуктов, необходимых получателю социальных услуг; покупка за счет средств получателя социальных услуг весом до семи килограммов, доставка и передача продуктов питания получателю социальных услуг; сверка произведенных расходов.

Услуга предоставляется в пределах 500 метров.

2. Норма времени: в пределах 35 минут рабочего времени, включая время в пути.

3. Периодичность предоставления социальной услуги:

услуга предоставляется не более трех раз в неделю, по факту обращения получателя социальных услуг.

4. Единица социальной услуги : один заказ одному получателю социальных услуг – 1 услуга

2. Наименование социальной услуги: покупка за счет средств получателя социальных услуг промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода и доставка на дом

Содержание социальной услуги

Основные условия, мероприятия, объем и сроки
предоставления социальной услуги

Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода

1. Основные условия, мероприятия социальной услуги:

составление списка промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода общим весом до семи килограммов с получателем социальных услуг;

покупка за счет средств получателя социальных услуг весом до семи килограммов, доставка и передача в личное пользование; сверка произведенных расходов.

Услуга предоставляется в пределах 500 метров.

2. Норма времени: в пределах 35 минут рабочего времени, включая время в пути.

3. Периодичность предоставления социальной услуги:

услуга предоставляется не более одного раза в неделю, по факту обращения получателя социальных услуг.

4. Единица социальной услуги : одна покупка весом до семи килограммов одному получателю социальных услуг – 1 услуга

3. Наименование социальной услуги: обеспечение книгами, журналами, газетами, в том числе приобретение за счет средств получателя социальных услуг, доставка на дом, заполнение квитанций на подписку

Содержание социальной услуги

Основные условия, мероприятия, объем и сроки

предоставления социальной услуги

Покупка, получение в библиотеке, в том числе приобретение за счет средств получателя социальных услуг, доставка на дом книг, журналов, газет, заполнение квитанций на подписку

1. Основные условия, мероприятия социальной услуги:

составление списка книг, журналов, газет (общим весом до семи килограммов), покупка их за счет средств получателя социальных услуг или получение в библиотеке, доставка и передача получателю социальных услуг; составление заявки на оформление подписки на печатные издания, оформление и передача квитанций получателю социальных услуг. Осуществляется в пределах 500 метров городского округа (муниципального района) по месту проживания (пребывания) получателя социальных услуг.

2. Норма времени: в пределах 35 минут рабочего времени, включая время в пути.

3. Периодичность предоставления социальной услуги: услуга по содействию в оформлении подписки предоставляется по факту обращения получателя социальных услуг не более двух раз в год;

услуга по обеспечению книгами, журналами, газетами предоставляется не более одного раза в неделю по факту обращения получателя социальных услуг.

4. Единица социальной услуги : одна покупка или одно заполнение квитанций на подписку одному получателю социальных услуг – 1 услуга

4. Наименование социальной услуги: помощь в приготовлении пищи из продуктов получателя социальных услуг