Сцепленное наследование генов биология

Биология и медицина

Сцепленное наследование генов

Совместное наследование дискретных менделевских факторов. Сцепление обусловлено расположением локусов в одной хромосоме.

Число генов у каждого организма значительно превышает число хромосом. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. Каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме? Этот вопрос был изучен американским генетиком Т. Морганом и его учениками.

Предположим, что два гена — А и В — находятся в одной хромосоме и организм, взятый для скрещивания, гетерозиготен по этим генам. В анафазе мейоза I гомологичные хромосомы расходятся в разные клетки и образуется два сорта гамет — АВ и ab (вместо четырех, как это должно быть при дигибридном скрещивании ), которые повторяют комбинацию генов в хромосоме родителя. Такое отклонение от независимого распределения означает, что гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, или сцепленно ( закон Т. Моргана ). Группы генов, расположенных в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Сцепленные гены расположены в хромосомах в линейном порядке. Число групп сцепления соответствует числу пар хромосом, т.е. гаплоидному набору. Так, у человека 46 хромосом — 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления.

Однако при анализе наследования сцепленных генов было установлено, что сцепление не бывает абсолютным, может нарушаться, в результате чего возникают новые гаметы и аВ Аb с новыми комбинациями генов, отличающимися от родительской гаметы. Причина нарушения сцепления и возникновения новых гамет — кроссинговер — перекрест хромосом в профазе мейоза I ( рис. 9 ), Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом приводит к возникновению качественно новых хромосом и, следовательно, к постоянной «перетасовке» — рекомбинации генов.

Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем выше вероятность перекреста между ними и тем больший процент гамет с рекомбинированными генами, а следовательно, и больший процент особей, отличных от родителей. Т. Морган и его сотрудники показали, что, изучив явление сцепления и перекреста, можно построить карты хромосом с нанесенным на них порядком расположения генов. Карты, построенные на этом принципе, созданы для многих генетически хорошо изученных организмов: человека, дрозофилы, мыши, кукурузы, гороха, пшеницы, дрожжей и др.

Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности

Сцепление генов

Во всех примерах скрещивания, рассмотренных в предыдущих параграфах, имело место независимое комбинирование, поскольку интересующие нас пары генов находились в разных парах хромосом. Такие гены свободно сочетаются друг с другом в соответствии с закономерностью независимого комбинирования.

У различных организмов число генов может насчитывать десятки и сотни тысяч, число же хромосом весьма ограниченно, другими словами, число генов значительно превосходит число хромосом. Вот почему в каждой хромосоме располагается множество генов. Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группы сцепления; обычно они попадают в гамету вместе. Число групп сцепления равно числу пар хромосом, или гаплоидному числу хромосом. Это экспериментально подтверждено у всех хорошо изученных в этом отношении организмов.

Группы сцепления у разных видов организмов

Сцепленное наследование

В случае расположения генов в одной хромосоме отмечается их сцепленное наследование – явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме.

Схема сцепления генов у дрозофилы

Сцепленное наследование изучал американский генетик Т. Морган на примере наследования признаков у плодовой мушки дрозофилы. (В XX в. дрозофила стала основным объектом генетических исследований.) Были проведены эксперименты по скрещиванию гомозиготных по доминантным аллелям мух (AABB) с серым телом и длинными крыльями и гомозиготных мух по рецессивным аллелям (aabb) с темным телом и редуцированными крыльями.

У гибридов F1 проявились только доминантные признаки – серая окраска тела и длинные крылья (согласно правилу единообразия гибридов первого поколения).

Затем гибриды F1 вновь скрестили с мухами, гомозиготными по рецессивным аллелям (aabb), т. е. провели анализирующее скрещивание.

Полученные результаты отличались от результатов дигибридного скрещивания. Ученые предположили, что пара неаллельных генов, т.е. генов, контролирующих развитие признаков окраски тела и длины крыльев, локализованы в одной хромосоме. В этом случае у дигетерозиготы возможно образование двух типов гамет (AB и ab) и появление двух типов потомков: с серым телом, длинными крыльями (AaBb) и темным телом с редуцированными крыльями (aabb). Причем таких гибридов должно быть поровну (по 50%), а формула расщепления – 1 : 1. Однако такого соотношения в эксперименте Моргана также не наблюдалось. Результаты анализирующего скрещивания были следующими: 41,5% серых длиннокрылых мух; 41,5% темных с редуцированными крыльями; 8,5% темных длиннокрылых; 8,5% серых с редуцированными крыльями.

Преобладание серых длиннокрылых и темных с редуцированными крыльями мух свидетельствовало о том, что гены A и B и a и b сцеплены, но не абсолютно. На это указывало появление мух с перекомбинированными признаками (серое тело, редуцированные крылья и темное тело, длинные крылья). Перекомбинация генов явилась следствием кроссинговера гомологичных хромосом у некоторых гамет (17 %) во время мейоза. Гаметы с перекомбинированными аллелями получили название кроссоверных гамет. Возникновение потомков с перекомбинироваиными признаками в экспериментах Т. Моргана – свидетельство нарушения сцепления генов.

В ходе исследований ученые убедились в том, что сцепление генов не всегда бывает полным. Оно может быть нарушено кроссинговером, приводящим к возникновению качественно новых (рекомбинантных) хромосом, вследствие чего образуются новые типы гамет. В итоге у потомков появляются новые комбинации признаков, отсутствующие у родительских особей.

Результаты экспериментов с мухой дрозофилой позволили сформулировать закон сцепленного наследования (или закон Моргана): гены, локализованные в одной хромосоме, часто наследуются совместно, образуя группу сцепления.

Хромосомная теория наследственности

Создание хромосомной теории наследственности стало одним из крупнейших теоретических обобщений генетики. Заслуга создания этой теории принадлежит Т. Моргану и сотрудникам его лаборатории К. Бриджесу, А. Стертеванту и Г. Мёллеру.

Согласно хромосомной теории наследственности, хромосомы являются носителями генов и представляют собой материальную основу наследственности. Каждая пара аллелей локализована в паре гомологичных хромосом, причем каждая из гомологичных хромосом несет по одному из пары аллелей.

Смотрите так же:  Провокацию взятки либо коммерческого подкупа

Конкретные формы генов – аллели – занимают одно и то же место – локус – в гомологичных хромосомах.

Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.

Нарушение сцепления – следствие кроссинговера в мейозе. Частота кроссинговера (процент кроссинговера) между двумя неаллельными генами, расположенными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними: чем ближе расположены гены в хромосоме, тем теснее сцепление между ними и тем реже они разделяются при кроссинговере, и наоборот.

Закономерности, открытые научной школой Т. Моргана, были позднее подтверждены многочисленными исследованиями, проведенными на разных объектах.

Основные положения хромосомной теории наследственности заключаются в следующем.

  • Гены расположены в хромосомах линейно.
  • Каждый ген в хромосоме занимает определенное место (локус).
  • Каждая хромосома представляет собой группу сцепления генов. Число групп сцепления у каждого вида организмов равно гаплоидному числу хромосом.
  • Между гомологичными хромосомами может происходить обмен аллельными генами – кроссинговер.
  • Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера. Это означает, что кроссинговер чаще может происходить между более удаленными друг от друга генами и реже– между близко расположенными генами.

Генетические карты

Принцип построения генетических карт (картирование) хромосом разработали Т. Морган и его ученики. В основу этого принципа положено представление о линейном расположении генов по всей длине хромосомы. Генетические карты хромосом представляют собой схему взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Иными словами, на генетических картах указан порядок расположения генов в хромосоме и относительные расстояния их друг от друга.

Генетическая карта томата

Генетические карты строится на основе прямого перевода частоты кроссинговера между генами в предполагаемые (условные) расстояния между ними в хромосоме. Единицей расстояния на генетической карте является морганида. Одна морганида соответствует 1% кроссинговера. Например, если частота кроссинговера между генами A и B равна 5%, то это означает, что они расположены в одной и той же хромосоме на расстоянии 5 морганид. Если же частота кроссинговера между генами A и C составляет 17%, то они разделены расстоянием в 17 морганид и т. д.

Ученым удалось картировать хромосомы многих организмов, в том числе человека. В настоящее время хромосомные и генетические карты широко используются на практике. Их применяют в селекционной практике и микробиологической промышленности, а также в медицинской генетике для диагностики ряда наследственных болезней и выявления мутаций. Без генетических карт невозможно развитие генной инженерии и молекулярной биологии.

Сцепленное наследование генов биология

  • Курсы
  • Учебник
  • Преподаватели

Обновите браузер

Вы открыли сайт в старой версии Opera, не поддерживаемой Foxford.ru

Установите свежую версию любого современного браузера.

Кликните на картинку, чтобы перейти на страницу скачивания.

Урок по биологии для 9 класса «Сцепленное наследование генов»

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ Конспект.Сцепленное наследование с полом. 9 класс.docx

Конспект урока по биологии (9 класс).

Тема урока: §38. Сцепленное наследование генов.

[Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мамонтов С. Г., Захаров B. Б., Сонин Н. И. 2011 г. – с.186 -188.]

Продолжить изучение основных закономерностей генетики на основе изучения сцепленного наследования генов.

Актуализировать ранее полученные знания;

Систематизация теоретических знаний по теме «Взаимодействие неаллельных генов»;

Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;

Закрепить навык решения генетических задач.

Продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;

Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

Повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;

Формирование коммуникативной компетенции.

— Установить несоответствие 3 закона Менделя при наследовании нескольких пар генов;

— Познакомиться с основными положениями теории Томаса Моргана;

— Раскрыть понятия: группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов, кроссинговер.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока : беседа (с применением презентации).

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Материальное обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран.

На столах учащихся: раздаточный материал (Разноуровневые карточки для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время « Сцепленное наследование генов » ) .

Организационный момент (2 мин.).

Приветствие с классом. Запись отсутствующих. Проверка домашнего задания.

Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению новой для вас темы – Сцепленное наследование генов.

Актуализация знаний (10 мин.).

Фронтальная беседа (9 мин.)

Проверка знаний (слайд 2-8)

1.Назовите три закона Г. Менделя?

Ответ: I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования.

2.Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

Использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями

Чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха

Намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал

3.Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?

Ответ: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.

4.Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?

Ответ: В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.

5.Какое название получило это явление?

Ответ: Это явление получило название неполного доминирования.

6.Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

Ответ: Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа . А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.

7.Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

Ответ: Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.

8.Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

Ответ: Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.

9.Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?

Ответ: Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

Молодцы! С этим этапом работы вы справились.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой.

Ответ: «Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось» (1 мин.)

Смотрите так же:  Приказ о допуске к срокам

Изучение нового материала. (22 мин.).

Томас Хант Морган

Эксперимент Т. Моргана

Закон Т. Моргана

Хромосомная теория Т. Моргана

Нарушение сцепленного наследования

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23.

Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов.

Такие гены называются сцепленными друг с другом, образуют группы сцепления – совокупность генов, локализованных в одной хромосоме и наследующихся совместно.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?

Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе изучения нашей новой темы. Сегодня мы будем говорить об особенностях сцепленного наследования, выясним, существуют ли случаи его нарушения.

Мы выяснили, что в каждой хромосоме может находиться множество генов.

Такие гены называются сцепленными друг с другом и образуют группу сцепления.

Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе.

Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе. Сколько групп сцепления будет?

Правильно , 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.

Явление совместного наследования было описано Пеннетом – он назвал его «притяжение генов».

В 1910 г. Т. Морган и его сотрудники создали современную хромосомную теорию наследственности, сформулировали закон сцепленного наследования.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной теории, предлагаю прочитать, следующий слайд «О жизни и деятельности Т. Моргана» (слайд 15).

Американский биолог, один из основоположников генетики.

Родился 25 сентября 1866г. в Лексингтоне. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Томас Морган и его ученики обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.

Эксперимент Т. Моргана (2 мин.).

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила . Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого — 1:1:1:1.

Такое отклонение от независимого распределения означает, что гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно.

Рассмотреть слайд 17. Дать пояснения.

Сцепленное наследование (2 мин.).

Записать в рабочею тетрадь определения.

Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называется сцепленным наследованием , а локализация генов в одной хромосомесцеплением генов .

Таким образом, третий закон Менделя применим лишь к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.

В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место — локус. В последствии, эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Рассмотреть слайд 20. Дать пояснения.

Хромосомная теория Т. Моргана (4 мин.).

Постепенные исключения из 3 закона Менделя привело к образованию хромосомной теории Т. Моргана:

Гены расположены в хромосомах в линейном порядке.

Все гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом образуют группу сцепления и наследуются преимущественно вместе. Число групп сцепления обычно равно гаплоидному набору хромосом.

Полное сцепление нарушается кроссинговером.

Таким образом, закон Моргана гласит: Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются вместе.

Нарушение сцепленного наследования (5 мин.).

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Вспомним мейоз. Во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера .

Рассмотреть понятие кроссинговера (слайд 23). Дать пояснения.

В результате образуются не 2 группы фенотипов, а 4, как при свободном комбинировании генов. Кроссинговера нет у самцов дрозофилы, у тутового шелкопряда.

Т. Морган утверждал, что % кроссинговера отражает расстояние между генами: чем больше его величина, тем больше расстояние между генами, потому что силы сцепления между генами невелики. На этом основано составление генетических карт хромосом. Первые карты хромосом были построены в 1913 г. для классического экспериментального объекта плодовой мушки Drosophila melanogaster Альфредом Стёртевантом, учеником и сотрудником Томаса Ханта Моргана.

Таким образом, сцепление генов может быть полным и неполным. Причина нарушения сцепления — кроссинговер, т. е. перекрест хромосом в профазе I мейотического деления. Кроссинговер — важный источник комбинативной генетической изменчивости.

Теперь мы можем ответить на ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?

Рассмотреть слайд 26. Дать пояснения.

Закрепление полученных знаний. (8 мин.).

По ходу урока закрепляем полученную информацию через выполнение задачи по генетике (8 мин.) :

На экране показываем условие задачи (даём пояснения).

Учащиеся выполняют задачу вмести с учителем на доске, и записывают ход её решения, себе в рабочею тетрадь. Далее идет пояснение к выполнению заданий на раздаточном материале (Раздаточный материал (Разноуровневые карточки для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время « Сцепленное наследование генов » )) .

Решение задачи (Приложено к конспекту урока).

Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин.).

Ребята, Вы молодцы! Очень хорошо поработали. Что Вы узнали нового на уроке? Что Вам понравилось? Какое у Вас настроение?

Ребята, поднимите руки те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на « Сцепленное наследование генов » . Теперь поднимите руки, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.

За активную работу в классе, решение задач получают 5…..4…..(с комментариями), мало отвечали (фамилии).

Домашнее задание (2 мин.).

При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъяснение о порядке его выполнения.

§38. Ответить на вопросы после параграфа (устно).

Решить генетические задачи из раздаточного материала « Сцепленное наследование генов ». (письменно, в рабочей тетради).

Прощание. Всем спасибо за урок. До свидания!

Мамонтов С. Г., Захаров B. Б., Сонин Н. И. Биология: Общие закономерности. 9 кл. М: Дрофа, 2011.

Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М: Дрофа, 1996.

Смотрите так же:  Логан какой налог

Гончаров О.В. Генетика. Задачи. С: Лицей, 2005.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

На уроке мы рассмотрим пару генов, наследование которых не подчиняется законам Менделя, узнаем, что такое кроссинговер и сцепленное наследование генов, поговорим об их особенностях.

Сцепленное наследование генов

После от­кры­тия мен­де­лев­ских за­ко­но­мер­но­стей уче­ные об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что су­ще­ству­ют такие пары генов, на­сле­до­ва­ние ко­то­рых не под­чи­ня­ет­ся за­ко­но­мер­но­стям Мен­де­ля.

Мен­дель по­ла­гал, что у ди­ге­те­ро­зи­гот АаВв (рис. 1) об­ра­зу­ет­ся 4 типа гамет: АВ, Ав, аВ и ав.

Рис. 1. Геном АаВв (Источник)

Об­ра­зо­ва­ние этих гамет рав­но­ве­ро­ят­но, что и легло в ос­но­ву от­кры­тия тре­тье­го за­ко­на Мен­де­ля – за­ко­на неза­ви­си­мо­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ков. Од­на­ко в ходе ряда экс­пе­ри­мен­тов уче­ные уста­но­ви­ли, что су­ще­ству­ют такие пары при­зна­ков, у ко­то­рых два типа гамет встре­ча­ют­ся чаще, чем дру­гие два типа гамет.

Рас­смот­рим это на кон­крет­ном при­ме­ре (рис. 2).

Рис. 2. Мушка дрозофила (Источник)

У ма­лень­ких пло­до­вых мушек дро­зо­фил – из­люб­лен­но­го объ­ек­та ге­не­ти­ков – ген А от­ве­ча­ет за серое тело, ре­цес­сив­ный ген а – за чер­ную окрас­ку тела, до­ми­нант­ный ген В – за раз­ви­тие длин­ных кры­льев, а ре­цес­сив­ный ген в – за нераз­ви­тые кры­лья, то есть кры­лья оста­ют­ся в за­ча­точ­ном со­сто­я­нии.

При скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот, ко­то­рые имеют серое тело, длин­ные кры­лья и ге­но­ти­пы АаВв, в пер­вом по­ко­ле­нии по­лу­ча­ют три тела, име­ю­щих серое тело и длин­ные кры­лья, а также один ор­га­низм, име­ю­щий чер­ное тело и за­ча­точ­ные кры­лья (рис. 3).

Рис. 3. Скрещивание гетерозигот АаВв (Источник)

В даль­ней­шем ге­не­ти­ки об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что при­зна­ков в ор­га­низ­ме зна­чи­тель­но боль­ше, чем хро­мо­сом, в ко­то­рых эти при­зна­ки ло­ка­ли­зо­ва­ны. Они сде­ла­ли вывод о том, что, ви­ди­мо, в одной хро­мо­со­ме рас­по­ла­га­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство генов. Гены, рас­по­ло­жен­ные в одной хро­мо­со­ме, об­ра­зу­ют еди­ную груп­пу – сцеп­ле­ние, и на­сле­ду­ют­ся чаще всего вме­сте (рис. 4).

Рис. 4. Сцепленные гены (Источник)

Эта за­ко­но­мер­ность была уста­нов­ле­на аме­ри­кан­ским ге­не­ти­ком То­ма­сом Ген­том Мор­га­ном в на­ча­ле 20-х гг. про­шло­го века. Сле­до­ва­тель­но, если гены лежат в одной хро­мо­со­ме, зна­чит, и на­сле­до­вать­ся они будут вме­сте (рис. 5).

Рис. 5. Сцепленное наследование (Источник)

D – ген, обо­зна­ча­ю­щий серое тело; d – чер­ное тело; F – длин­ные кры­лья; f – за­ча­точ­ные кры­лья.

В ре­зуль­та­те та­ко­го скре­щи­ва­ния у нас по­лу­ча­ет­ся три ор­га­низ­ма, име­ю­щих серое тело и длин­ные кры­лья, и один ор­га­низм, име­ю­щий чер­ное тело и за­ча­точ­ные кры­лья.

Ге­не­ти­ки об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что в потом­стве таких мушек все равно по­яв­ля­ют­ся ор­га­низ­мы с серым телом и за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми, а также с чер­ным телом и длин­ны­ми кры­лья­ми. Объ­яс­не­ние этому на­шлось при изу­че­нии де­ле­ния кле­ток – этот про­цесс носит на­зва­ние «мейоз».

В про­фа­зе 1 мей­о­за на­блю­да­ет­ся яв­ле­ние конъ­юга­ции или сбли­же­ния хро­мо­сом, за ко­то­рым может по­сле­до­вать крос­син­го­вер – обмен участ­ка­ми го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом (рис. 6).

Рис. 6. Про­цесс крос­син­го­вера (Источник)

В ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся крос­со­вер­ные га­ме­ты. Ор­га­низ­мы, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те сли­я­ния таких крос­со­вер­ных гамет, носят на­зва­ние «ре­ком­би­нант­ные ор­га­низ­мы». Так как крос­син­го­вер про­ис­хо­дит не после каж­дой конъ­юга­ции, то и ко­ли­че­ство крос­со­вер­ных гамет зна­чи­тель­но мень­ше ко­ли­че­ства некрос­со­вер­ных гамет, со­от­но­ше­ние при­мер­но 20 к 80 %.

В ходе экс­пе­ри­мен­та То­ма­су Генту Мор­га­ну уда­лось до­ка­зать, что ча­сто­та крос­син­го­ве­ра между ге­на­ми прямо про­пор­ци­о­наль­на рас­сто­я­нию между ними в хро­мо­со­ме, то есть можно ска­зать, что чем даль­ше гены на­хо­дят­ся друг от друга в хро­мо­со­ме, тем чаще между ними про­ис­хо­дит крос­син­го­вер.

Это от­кры­тие поз­во­ли­ло ла­бо­ра­то­рии То­ма­са Мор­га­на раз­ра­бо­тать метод, поз­во­ля­ю­щий по­стро­ить хро­мо­сом­ные карты, то есть ука­зы­вать ме­сто­на­хож­де­ние генов в хро­мо­со­ме для раз­лич­ных ор­га­низ­мов.

Хро­мо­сом­ные карты созданы прак­ти­че­ски для всех сель­ско­хо­зяй­ствен­но важ­ных жи­вот­ных и рас­те­ний, ра­бо­та в этом на­прав­ле­нии до сих пор про­дол­жа­ет­ся, хотя ге­не­ти­ки уже поль­зу­ют­ся не толь­ко ме­то­дом ги­бри­ди­за­ции, но и дру­ги­ми до­ступ­ны­ми им со­вре­мен­ны­ми ме­то­да­ми ге­не­ти­ки.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Какие пары генов не подчиняются законам Менделя?
  2. В чем закономерность генов, лежащих в одной хромосоме?
  3. Что такое кроссинговер?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Планирование к учебнику ?Основы общей биологии?, 9 класс, Пономарева И.Н. и др.

Урок 23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Краткое описание биографии Моргана Т.Х.

Генетическая карта расположения генов на примере томатов

Анимированная иллюстрация процесса кроссинговер

Мушка Drozophila melanogaster

Морган Томас Хант, американский биолог, один из основоположников генетики

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.