Федеральный закон о выборах президента российской федерации 2003

Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года

Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124; № 31, ст. 3427; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 29, ст. 3633; 2010, № 41, ст. 5192; 2011, № 25, ст. 3536; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4607; № 31, ст. 4702; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 8, ст. 739; 2017, № 23, ст. 3226) следующие изменения:

а) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».»;

б) в пункте 9 слова «интересы которых представляет данный наблюдатель» заменить словами «субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя»;

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.»;

г) в пункте 16 слова «либо наименование политической партии, направившей наблюдателя» заменить словами «, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя»;

а) в пункте 3 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

б) в пункте 4 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

в) пункт 5 после слов «капитаном судна» дополнить словом «(судовладельцем)»;

г) в пункте 10 слова «вместе с заявлениями избирателей, поданными в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона,» исключить;

3) пункт 6 статьи 27 после слов «а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части,» дополнить словами «и избиратели, работающие вахтовым методом,»;

4) в подпункте 1 1 пункта 11 статьи 35 слова «(уполномоченным представителем группы избирателей)» заменить словами «(уполномоченным представителем политической партии)»;

5) в пункте 7 статьи 46 слова «, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона» заменить словами «и установление итогов голосования, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 и пунктом 18 статьи 74 настоящего Федерального закона»;

6) статью 64 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, в порядке и размерах, которые устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

7) статью 74 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18. В помещениях территориальных избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

О выборах Президента Российской Федерации (федеральный закон от 10.01.2003 № 19−ФЗ) : Статья 46

(в редакции, действующей по состоянию на 11.12.2018) НПА:Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ:Статья 46

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ в статью 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 46. Информирование избирателей

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ в пункт 1 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях.

2. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 143-ФЗ в пункт 3 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве о выборах Президента Российской Федерации осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ пункт 4 статьи 46 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 настоящей статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, а также передачи с участием кандидатов. Организации телерадиовещания, редакции электронных сетевых изданий вправе также на основании пункта 2 настоящей статьи организовывать совместные мероприятия с участием кандидатов и осуществлять их трансляцию (обнародование) на каналах организаций телерадиовещания, в электронных сетевых изданиях.

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ в пункт 5 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевых изданий сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, политическими партиями, группами избирателей. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ в пункт 6 статьи 46 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, редакции сетевых изданий, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов Президента Российской Федерации в соответствии с законодательством о выборах Президента Российской Федерации, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период избирательной кампании по данным выборам Президента Российской Федерации и в течение одного года после окончания этой избирательной кампании, за исключением случая, когда на них в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

Пункт 7 изменен с 5 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 374-ФЗ

Смотрите так же:  Как временно прописать в квартиру человека

См. предыдущую редакцию

7. В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»). Указанное ограничение не применяется в отношении распространения информации средствами видеонаблюдения и трансляции изображения, устанавливаемыми в помещениях, где проводится подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 и пунктом 18 статьи 74 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 № 19-ФЗ «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Основывается на положениях ст. 81 и 102 Конституции РФ, а также положениях Федерального закона от 12 июня 2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно Конституции РФ Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд; порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом; выборы Президента РФ назначаются СФ. Согласно ст. 5 ФЗ решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором 6 лет тому назад был избран Президент РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 «О политических партиях» принимать участие в выборах, в т. ч. выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 7500. Политическая партия (за некоторым исключением) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500.

ФЗ обязывает кандидата представить в Центральную избирательную комиссию РФ сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за 6 лет, предшествующих году назначения выборов Президента РФ, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в т. ч. совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.

В соответствии с ст. 76 ФЗ избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем др. кандидат.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 10.01.2003 — «Российская газета», N 6, 16.01.2003;
  • «Парламентская газета», N 8-9, 16.01.2003;
  • «Собрание законодательства РФ», N 2, 13.01.2003, ст. 171)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Закон «О выборах Президента РФ»

Президент — это глава государства, который выбирается путем тайного и прямого голосования, в котором принимают участие все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия. Период правления главы государства длится в настоящее время 6 лет. Закон «О выборах Президента» много раз редактировался и видоизменялся. Какие изменения коснулись закона в последней редакции, рассмотрим в статье.

Описание ФЗ о Президенте РФ

Принятие ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» состоялось 10 января 2003 года. Закон регламентирует вопросы, связанные с процедурой и правилами подготовки выборов и конечного избрания Президента.

Законопроект включает в себя 12 глав, 88 статей и 4 приложения:

  • общие положения, отвечающие на основные вопросы об избирательных правах граждан РФ, о финасировании выборов Президента, процедуре избрания и т. д.;
  • избирательные комиссии (ЦИК, ЕИК);
  • участки для проведения выборов Президента и списки участников;
  • политические партии;
  • выдвижение и регистрация претендентов, желающих стать главой государства;
  • статус кандидатов-участников;
  • информирование электората и его агитация;
  • денежные средства, затрачиваемые на проведение выборов Президента;
  • волеизъявление граждан путем голосования, утверждение результатов и итогов;
  • переход Президента к выполнению должностных обязанностей;
  • оспаривание нарушений прав граждан и наказание за несоблюдение закона «О выборах Президента»;
  • заключительные и переходные положения;
  • 1-4 приложения.

Поправки в закон «О выборах Президента» вносились в последний раз 18-го июня 2017, где дополнения и изменения вступили в силу 28-го числа того же месяца и года.

Закон «О выборах Президента» претерпевал множество изменений. Так как скоро срок правления действующего Президента В.В.Путина подойдет к концу, в России ожидается новое избрание главы государства в 2018 году. В связи с будущим событием государственного значения, В.В.Путин внес изменения в закон 1 июня 2017 г. Корректировки коснулись в первую очередь проведения выборов Президента и избирательной кампании:

  • отмена открепительных удостоверений. Теперь каждый совершеннолетний гражданин сможет голосовать по своему местонахождению, а не по месту регистрации, на основании заранее поданного заявления;
  • адрес гражданина может не содержать — наименование субъекта РФ, города, района, улицы, № дома или квартиры;
  • разрешено применение видеонаблюдения;
  • увеличены размеры штрафов за многократное голосование;
  • снижение максимального количества электората на участках с 3.000 до 1.500 человек.

В 2017 году некоторые подпункты и пункты закона были исключены. Федеральный закон «О выборах Президента» доступен по ссылке.

Последние изменения

Последняя редакция закона «О выборе Президента» была опубликована 18 июня 2017 г. и некоторые ее изменения и дополнения вступили в силу 28 июня 2017 года. Рассмотрим корректировки, которые были внесены в статьи при последней редактуре:

Статья 19

В ней был затронут подпункт 19. Статья 19 закона «О выборах Президента» рассказывает об обязанностях ЦИК РФ и состоит из 29 пунктов:

  • ЦИК отвечает за проведение и подготовку выборов Президента, занимается организацией и налаживает работу избирательных комиссий;
  • реализовывает контроль за соблюдением прав лиц, являющихся гражданами РФ при избрании главы государства;
  • занимается изданием инструкций для облегчения использования положений действующего закона «О выборах Президента»;
  • избирательные комиссии получают правовую, методическую и организационную техподдержку;
  • организует управление деятельностью коллегиальных органов по проведению выборов Президента при использовании ГАС «Выборы»;
  • занимается регистрацией лиц, представляющих интересы своих политических организаций (партий);
  • регистрирует кандидатов-участников, посредников кандидатов, группы избирателей;
  • предоставляет удостоверения кандидатам, прошедшим регистрацию, и их представителям;
  • следит за исполнением условий и требований по предвыборной деятельности;
  • проводит слушание сообщений о процедуре проведения выборов Президента от членов федеральной службы исполнительной власти, от службы исполнительной власти субъектов и самоуправления;
  • определяет общую нумерацию участков за границей, где будет проводиться избрание;
  • занимается утверждением формы документации по вопросу о выборах, устанавливает методы защиты избирательного бюллетеня, списка участников голосования. Также разрешение вопросов по изготовлению документов;
  • устанавливает текст избирательного документа на государственном языке (русском);
  • устанавливает образцы печатей избирательных комиссий;
  • регулирует порядок доставки документов и их хранения в архиве и дальнейшего уничтожения по прошествии времени;
  • распоряжается финансами для обеспечения процедуры выборов;
  • осуществляет мероприятия по распределению телевизионного времени и печати;
  • готовит техоборудование (кабины и ящики для оборудования);
  • предоставляет электорату информацию о кандидатах, времени проведения выборов и т. д.;
  • рассмотрение претензий и их решение;
  • осуществляет подсчет результатов, их оглашение и выдает победившему кандидату удостоверение;
  • занимается организацией повторного голосования, а также повторных выборов.
Смотрите так же:  Копка колодцев договор

Статья 34

Данная статья вступила в силу 28 июня 2017 года. Статья 34 закона «О выборах Президента» рассказывает о процедуре самовыдвижения кандидата-участника.

Каждый совершеннолетний гражданин, который обладает пассивным избирательным правом, может побороться за пост Президента при объявлении о проведении новых очередных выборов.

Закон постановляет, что для поддержки самовыдвиженца создается группа избирателей. Она должна быть состоять из 500 граждан РФ, которые обладают правом голосования. Запрещено избирателю входить в состав множества групп избирателей. Группа избирателей устраивает собрания, о месте и времени которых должен быть уведомлен ЦИК или избирательная комиссия субъекта. Присутствие на собрании представителя ЦИК или избирательной комиссии субъекта разрешено.

Не более, чем через 20 дней после объявления о назначении даты проведения выборов Президента, кандидат-самовыдвиженец должен обратиться в ЦИК с заявлением в письменном виде о регистрации группы избирателей. Если речь идет о досрочном избрании главы государства, то 20-дневный срок не применяется по закону.

В письменном заявлении указывается следующая информация:

  • о кандидате, желающем участвовать в выборах Президента — ФИО, число, месяц, год рождения, место рождения, место работы и занимаемая должность, адрес, гражданство и период проживания на территории РФ;
  • о члене группы избирателей — ФИО, число, месяц, год рождения, место работы/род занятий, должность, адрес, гражданство, серия, номер № и время выдачи паспорта.

К вышеуказанному заявлению прилагается также протокол регистрации участников группы избирателей, заверенный у нотариуса, и протокол собрания данной группы в поддержку кандидата-самовыдвиженца. Ввиду отсутствия нотариуса и невозможности заверить документы, предлагается обратиться к должностному лицу, обладающему нотариальными полномочиями. По закону «О выборах Президента» документ должен содержать следующие положения:

  • о создании группы избирателей;
  • о поддержке кандидата и указание о нем сведений;
  • об установлении полномочий членов группы избирателей и указание о них сведений.

К заявлению прилагаются документы:

  • список лиц, входящих в группу избирателей и указание ФИО, даты рождения, адрес, место службы, должность, № телефона. Также прилагается выраженное согласие в письменном виде каждого члена;
  • согласие кандидата на участие в выборах Президента и указание информации, которая была оговорена выше, а также в дополнении — ИНН, сведения об образовании, имеющейся судимости в прошлом или неснятой/непогашенной в настоящем. Если кандидатом выступает депутат, то информация об этом также должна присутствовать;
  • нотариально заверенные копии всех документов;
  • уведомление, представленное в письменном виде о выдвижении и участии кандидата на других выборах.

В обязательном порядке прилагается справка о размере и источнике доходов кандидата-самовыдвиженца и его жены/мужа за 6-летний период времени, а также сведения об имуществе (в том числе о совместно нажитом), вкладах в банковских учреждениях и ценных бумагах.

Также прилагается информация:

  • о недвижимости за границей, принадлежащая семье кандидата и об источниках финансов, на которые она была приобретена;
  • о денежных тратах семьи кандидата по приобретению земельных участков, недвижимости, автотранспорта, акций за последние 3 года, в том случае, если общая сумма покупки превышает сумму их дохода за 3 года;

В законе говорится о возможности указания причастности к партии, свой статус в данном политформировании, согласование названия партии, состоящее не больше, чем из 7 слов.

Кандидат-самовыдвиженец, который является представителем от политической партии на участие в выборах Президента, не может самовыдвигать свою кандидатуру.

Все документы в ЦИК относятся кандидатом лично, за исключением невозможности явиться из-за болезни, из-за нахождения под стражей и т. д. В этом случае данную процедуру делает представитель группы избирателей.

ЦИК при получении всех документов должна выдать кандидату письменное подтверждение об их получении. Поддержка группой избирателей осуществляется только по отношению одного кандидата, желающего участвовать в выборах Президента. ЦИК в течение 5 дней, после получения всех бумаг, принимает решение об утверждении и выдаче удостоверений или об отказе. Отказ может быть мотивирован отсутствием какого-либо документа, отсутствием пассивного избирательного права у кандидата, невыполнением всех условий закона. Решение об отказе выдается сразу, после его принятия и может быть обжаловано в Верховном Суде РФ, который рассмотрит претензию в 5-дневный срок.

Закон определяет занесение записи «Самовыдвижение» о кандидате, претендующем на должность Президента таким способом. Кандидат должен закрыть счета, не хранить денежные средства в иностранных банках.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Смотрите так же:  Метро 2033 минимальные требования

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.