Налог свыше 12 тонн

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершает. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» отменяется».

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза вправе уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Важно! Отчетности за 2018 год отмена вычета на «Платон» не касается. Изменения вступают в силу с 01.01.2019 года.

Если сумма платы в «Платон» превышает исчисленный транспортный налог, последний не платится вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежит только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представляет в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Когда транспортный налог не получится уменьшить

Зачесть платежи в «Платон» в уменьшение транспортного налога получится, только если плательщик того и другого является одним лицом. Так, в появившихся со стороны Минфина разъяснениях (письмо от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940) приводится ситуация с лизингом большегруза, когда сам транспорт зарегистрирован на лизингодателя. При этом платежи в «Платон» осуществляет тот, кто в действительности пользуется большегрузом, — лизингополучатель. В этой ситуации зачет между налогом, уплачиваемым лизингодателем, и сборами за федеральные трассы, которые платит лизингополучатель, производить нельзя. Аналогичные выводы сделала и ФНС в письмах от 08.06.2017 № БС-4-21/10954, от 17.02.2017 № БС-4-21/3029@.

Смотрите так же:  Заявление в отпуск за свой счет на свадьбу

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка пока никто официально не озвучивал.

Владельцев тяжелых грузовиков освободили от уплаты транспортного налога

Закон о совершенствовании системы налогообложения собственников грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн принят сегодня Госдумой сразу во втором и третьем чтениях.

Теперь, в соответствии с новым законом, до конца 2018 года владельцы тяжелых грузовиков освобождаются от уплаты транспортного налога. Сделано это для снижения финансовой нагрузки компаний и граждан, имеющих соответствующие транспортные средства. Касается эта норма и сельскохозяйственных производителей.

Льгота связана с введением ранее платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения (отчисления в систему «Платон»). Из-за этого существенно возросла финансовая нагрузка на владельцев массивных грузовиков: им пришлось уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование дорог общего пользования.

Ко второму чтению одобрен ряд поправок. В частности, одной из них устанавливается, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на сумму платежа в счет возмещения вреда автодорогам большегрузами, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Закон также предусматривает, что сумма транспортного налога, исчисленная в отношении большегрузов, уменьшается на сумму платы в систему «Платон», уплаченной в отношении этого грузовика в этом налоговом периоде.

Кроме того, освобождаются от налогообложения физлица в отношении каждого грузовика, зарегистрированного в «Платоне», если сумма внесенной платы за период с 1 октября налогового периода, предшествующего отчетному налоговому периоду, до 30 сентября включительно отчетного налогового периода, превышает или равна сумме исчисленного налога в отношении транспортного средства.

Напомним, как сообщала Правда.Ру, 6 января Владимир Путин поручил правительству РФ разработать предложения, которые позволят упразднить налог для владельцев большегрузов, массой более 12 тонн.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Транспортный налог: ФНС отвечает на самые частые вопросы

Ликвидация компании

Особенностей представления налоговой декларации по транспортному налогу в связи с ликвидацией юридического лица НК РФ не предусмотрено. Вместе с тем, рекомендуется представить налоговую декларацию либо одновременно с уведомлением о начале ликвидации или же на дату формирования ликвидационного баланса.

Когда налоговая декларация подается вместе с уведомлением, то при появлении любых расходов или доходов потребуется сдача уточненной налоговой декларации.

Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре системы взимания платы «Платон», исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

2. Могут ли воспользоваться налоговой льготой по транспортному налогу индивидуальные предприниматели участники системы взимания платы «Платон»?

Да, могут. Участники системы взимания платы «Платон» имеют право на льготу по транспортному налогу независимо от того, являются они индивидуальными предпринимателями или нет.

Льгот по транспортному налогу Налоговым кодексом для юридических лиц не предусмотрено, за исключением положений статьи 362 НК РФ.

Однако законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования организациями.

Информацию о льготах в соответствующем субъекте Российской Федерации можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

3. В каком случае владельцы большегрузных транспортных средств освобождаются от уплаты транспортного налога?

Правопреемник может уменьшить транспортный налог на платежи по системе «Платон» только после регистрационных действий

После регистрации в системе «Платон» перешедшего к правопреемнику транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн и организации-правопреемника как его собственника, размер транспортного налога можно уменьшить на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченной в отношении такого транспортного средства в налоговом периоде (письмо ФНС России от 11 июля 2018 г. № БС-4-21/13355@ «Об учете в целях транспортного налога платы в счет возмещения вреда в отношении транспортных средств массой свыше 12 тонн, перешедших в порядке правопреемства»). Налоговики отметили, что для юрлиц-плательщиков транспортного налога такой налоговый вычет предусмотрен в п.2 ст. 362 Налогового кодекса.

Смотрите так же:  Договор с лектор

Финансисты отметили, что транспортное средство с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн и его собственник (владелец) подлежат регистрации в реестре системы взимания платы (п. 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504).

Зависит ли обязанность по уплате транспортного налога от факта нахождения его в собственности того или иного лица? Узнайте из материала «Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, юрлица признаются плательщиком транспортного налога, если на них зарегистрированы транспортные средства, которые являются объектом налогообложения (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ). Таким образом, правопреемник не сможет применить вычет до регистрации транспортного средства в реестре системы взимания платы в счет возмещения вреда.

Когда введут налог на грузовой автомобиль превышающий 12 тонн

По последней информации, с середины ноября текущего года в России начнёт действовать законопроект, согласно которому владельцы грузовых автомобилей, свыше 12 тонн, будут оплачивать налог за пользование федеральными дорогами. Пошлина составит 3,7 рублей за один километр.

Но необходимо разобраться, какие автомобили и почему подлежат или не подлежат налогообложению по данному пункту. Кроме того, сами власти неоднократно отменяли вступление в силу законопроекта, но всё-таки решили запустить его нынешней осенью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

По закону, в каждый грузовик нужно будет установить систему ГЛОНАСС/GPS, чтобы власти могли отслеживать, по каким дорогам федерального значения двигалось транспортное средство. При этом для перевозчиков предусмотрен штраф в размере от 5 тысяч до 1 миллиона рублей. Всего планируется установить порядка 2 млн датчиков, а расставить на дорогах около 700 камер.

Чиновники уверяют, что это необходимо, так как владельцы грузовиков, передвигаясь по дорогам федерального значения, получают прибыль, но одновременно разрушают автотрассы.

Чиновники «Росавтодора» заявляют, что больше не намерены передвигать сроки запуска проекта. Глава ведомства Роман Старовойт также подтвердил журналистам, что возможность очередного переноса исключена. При этом все соглашения между «Ростехом» и «Росавтодором», регулирующие вопросы взимания налога, подписаны.

Однако власти не собираются останавливаться на этом. По словам Старовойта, всерьёз рассматривается вопрос о налогообложении грузовиков тяжелее 3,5 тонн, передвигающихся по федеральным магистралям. Как заявил чиновник, в связи с этим налог на 12-тонники нужно вводить уже в 2015 году, чтобы потом в обществе не возникли настроения о резком «закручивании гаек». С 12-тонников, по мнению Старовойта, государство соберёт в дорожные фонды порядка 50 млрд рублей. А если им удастся протолкнуть аналогичный закон для 3,5-тонников, то общие доход дорожных фондов достигнет 130 млрд рублей каждый год.

При этом глава «Росавтодора» сослался на международный опыт, к примеру, подобные налоги действуют в Белоруссии, Словении и Германии. То есть, в очередной раз российские чиновники при принятии довольно важного решения смотрели в сторону запада, но расценок, которые будут в России, там нет вовсе. Иностранцы платят подобный налог при расчёте 1 рубля за км, а не 3,7 рублей, как планируется в РФ. При этом окончательная цифра не определена до сих пор, потому что инфляция продолжается.

Ещё одно опасение у владельцев грузовиков вызывает намерение чиновников брать плату за проезд и по региональным дорогам. Ведь, как считают власти, если водителям придётся платить за пользование федеральными дорогами, они ринутся на региональные. А допустить этого нельзя, ведь в таком случае областные и краевые автотрассы будут серьёзно повреждены. Как сообщили в «Росавтодоре», предложение активно изучают в Рязанской, Новосибирской и Калужской областях, а также в Подмосковье и Республике Татарстан. В соглашении, подписанном «Ростехом» и «Росавтодором», уже предусмотрен вариант оплаты за региональные дороги.

Проект поддерживает и глава Татарстана Рустам Минниханов, ныне и.о. обязанности президента Республики. Именно он заявил президенту РФ Владимиру Путину, что неконтролируемая перевозка тяжёлых грузов наносит огромный ущерб экономике в целом и дорогам в частности. Так, Минниханов заявил, что ежегодно дороги регионального значения портятся на сумму 2,5 трлн рублей. Грузоперевозчикам же Минниханов предложил пользоваться поездами.

Ожидаемо, перевозчики выступают против обеих инициатив. К примеру, глава центрального совета «Межрегионального союза водителей-профессионалов»Александр Котов заявил, что дороги нужны, чтобы перевозить на них грузы. По его мнению, если чиновники взялись за перевозчиков, то нужно вводить налог за порчу дорожного полотна и для детских колясок.

Смотрите так же:  Претензия к соседу образец

При этом в России порядка 46% грузовиков имеют нарушения в весовых параметрах, что признают в «Росавтодоре», а чтобы чётко контролировать процесс превышения габаритов, необходима отлаженная работа «Росавтодора», ГИБДД и «Ространснадзора». На сегодняшний день это выглядит маловероятно. Не забыли перевозчики напомнить и о низком качестве самого дорожного покрытия, которое в России, как известно, является одной из двух бед.

Когда появится налог на 12-тонники

Как было сказано выше, налог введут лишь в середине ноября 2015 года, а именно 15-го числа. Официальная причина — необходимость оплаты за каждый километр пользования федеральными автодорогами владельцев грузовиков, тоннаж которых начинается от 12 тысяч тонн.

Дата 15 ноября — не окончательная, так как этот же проект планировалось сначала принять в 2013, а затем в 2014 годах, но из-за неготовности системы этого сделано не было.

Федеральные СМИ уже выразили сомнение, что чиновники успеют до ноября завершить все формальные процедуры — установить и проверить установку ГЛОНАСС на всех грузовиках, провести переговоры с финансовыми организациями, выпуск приборов ГЛОНАСС, создание data-центров, организаций, регулирующих этот процесс.

Какие грузовики подпадают под действие повышенной ставки

Все грузовики, тяжелее 12 тонн и не попадающие в определённый список, попадают под действие налога. Исключение составляют только следующие типы большегрузов:

  • использованные для перевозки людей, кроме грузопассажирских машин-фургонов;
  • машины спецслужб — скорая помощь, МЧС, полиция, пожарные, военная автоинспекция;
  • спецавтомобили, перевозящие военную технику или вооружение.

Как избежать уплаты налога

К сожалению, никаких способов, предусматривающих возможность избежать уплаты налога, предусмотрено не будет. Более того, за попытку избежать его уплаты будут жёстко штрафовать. Разумеется, можно передвигаться по региональным автодорогам, но это только до того момента, пока они останутся бесплатными.

В итоге мы имеем твёрдое намерение властей в конце этого года сделать платными федеральные дороги для тяжёлых грузовиков. Одновременно с этим перевозчики выступают резко против данной инициативы. Звучат слова о неготовности самой системы — как правовой, так и инфраструктурной — для воплощения проекта в жизнь.

Когда правопреемник может уменьшить транспортный налог на «дорожный сбор»

В ходе реорганизации к организации перешли транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн. Когда правопреемник сможет заявить налоговый вычет по транспортному налогу в отношении этих большегрузов? По мнению налоговиков, сделать это можно только после того, как в реестре системы взимания платы «Платон» будут зарегистрированы эти грузовики, а также сам правопреемник в качестве их нового собственника. Подробности — в письме ФНС России от 11.07.18 № БС-4-21/13355@.

Как известно, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). При этом, согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, сумму транспортного налога можно уменьшать на сумму «дорожного сбора» в отношении каждого ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон» (см. «Принят закон, позволяющий уменьшать сумму транспортного налога на сумму «дорожного сбора», уплаченного через систему «Платон»»).

Как следует из упомянутых норм НК РФ, налоговый вычет предоставляется плательщикам транспортного налога, у которых есть большегрузы, зарегистрированные в реестре системы «Платон». Поэтому, как полагают в ФНС, до регистрации в этом реестре транспортного средства, перешедшего в порядке правопреемства, и организации-правопреемника как его нового собственника, налоговый вычет по транспортному налогу не предоставляется.