Как оформить уголок экспериментирования в детском саду

Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему:
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»);

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • алгоритмы выполнения опытов;
  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;
  • правила поведения в уголке экспериментирования.

Компонент оборудования — приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должны быть:

  • книги познавательного характера для среднего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
  • мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.);
  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной;
  • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • семена бобов, фасоли, гороха;
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • простейшие приборы и приспособления — лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
  • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
  • персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Уголок экспериментирования

Наталья Петровна Бикташева
Уголок экспериментирования

«Уголок экспериментирования«.

В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что у меня получилось!

Попросила смастерить, нашего плотника, небольшой стол – консоль, для проведения экспериментов и небольшой шкафчик с открытыми полками, для хранения. Все это надежно закрепили к стенам и полу в зоне уголка природы. И началась моя работа по наполнению. Закупила большое количество контейнеров для хранения. Лупы нескольких размеров и форм. Воронки трех размеров, мерные ложки, половнички. Мерную кружку и стакан. Одноразовую посуду: стаканчики большие и маленькие, тарелочки круглые и прямоугольные двух размеров, ложки и чайные, и столовые. Губки для мытья посуды, салфетки влажные, бумажные, вискозные, твердое и жидкое мыло, ватные диски и ватные палочки. Запасла большое количество деревянных палочек для мороженого трех видов, трубочки для коктелей трех диаметров. Купила весы с гирьками (игрушечные). Так — же маленький безмен, компас, секундомер, песочные часы, игру «Удочка» с магнитом, два набора круглых магнитов (большие и маленькие). Приобрела пластиковые колбочки и пробирки (правда они зеленого цвета, зато безопасно). В контейнерах с маркировкой хранятся предметы для опытов и экспериментов, можно использовать и для творчества. В них разместились: песок, земля, камушки, речные камушки, кора деревьев, веточки, мхи, семена деревьев, семена цветов и овощных культур, шарики, кусочки меха, ткани, кожи, проволока, желуди, шишки, каштаны, ракушки, воздушные шарики… Несколько хвойных веточек от сосны, ели, туи, можжевельника. Сшила несколько фартуков и нарукавники.

Смотрите так же:  Фас как подать заявление

На столе – консоли стоят микроскопы, контейнер с перчатками, губкой, тряпочкой. Тут же находятся папка с материалом по технике безопасности и папки с опытами и экспериментами, папка с алгоритмами выполнения опытов, атласы.

Рядом расположен стол с песком и песочным набором.

А чуть выше стола находятся наши коллекции. Коллекция шишек и меха.

Коллекция коры деревьев

Образцы бумажных купюр минувших лет и современные.

Есть образцы и иностранных денег.

Альбом с марками.

Коллекции: фантиков от конфет, салфеток, семян, следов животных и птиц, открыток. Салфетки и открытки есть общими папками (все вперемешку, а есть еще и тематические папки, то есть, только «Новогодние» или только «Пасхальные» открытки или салфетки …

Коллекции обверток от мороженого и почтовых конвертов.

Коллекция видов ткани, видов бумаги, карманных календариков, фантиков от шоколада.

Собран «Гербарий» и создана папка «Виды листьев».

Развивающие книги и различные энциклопедии.

Подобраны папки: «Природных сообществ (Лес, Поле, Болото, Луг)», «Природные зоны», «Пищевые щепочки».

Папки: «Природные явления», «Виды дождей», «Морозные узоры».

Многие из коллекций представленных вашему вниманию, дети моей группы увидели благодаря моему сыну! Мы собирали их во время его детства, он их бережно хранил, а став взрослым попросил сохранить!

Центр природы и экспериментирования группы Оформляя наш природный центр, мы, как и все педагоги, старались придерживаться образовательной программе дошкольного образования и СанПинам.

Центр экспериментирования Тема нашего проекта: «Раскрываем секреты воды» Вид проекта: Долгосрочный (02.10.2015г. –25.05.2016г., Наш проект познавательно-исследовательский,.

Экологическое развлечение с использованием моделирования и экспериментирования Экологическое развлечение с использованием моделирования и экспериментирования Задачи: • Познать закономерности явлений природы через.

Центр природы и экспериментирования «Почемучка» «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком.

Математика с элементами экспериментирования «Числовой ряд» Тема: Числовой ряд. Цель: 1. Дидактическая — формировать представление о числовом ряде. 2. Развивающая – развитие мыслительных операций:.

Уголок уединения и уголок природы В этом году в нашей группе появился новый уголок уеденения, а к уголку природы я добавила материал сделанный своими руками. Я видела много.

Уголок экспериментирования «Почемучка» в средней группе Экспериментирование, на мой взгляд, уникальная форма работы с детьми в любой возрастной группе. Этот вид совместной деятельности дает 100%.

Уголок экспериментирования в средней группе Перед вами представлен уголок экспериментирования в средней группе детского сада. Сказочный герой — мудрая сова, которая прилетает в детский.

Уголок экспериментирования во второй младшей группе голок природы и экспериментирования в ДОУ II младшая группа «Теремок» МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко» Сейчас мы вам представим,.

Уголок экспериментирования в старшей группе ДОУ

татьяна шапошникова
Уголок экспериментирования в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном возрасте работа педагога ДОУ направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости и взаимосвязи объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике,дополняем, конкретизируем знания детей о природе,животных, предметах, растениях, состояниях воды, др. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Также дети знакомятся с происхождением слов, с многозначностью слова,синонимами,антонимами, омонимами,а также фразеологизмами. В период проявления детьми активного исследовательского интереса, я организовываю эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все полученные знания ребенок может закрепить в экспериментальном уголке. В ноябре 2016 года мы обновили уголок экспериментирования в своей группе. Благодаря инициативе родителей был пополнен хороший запас различных материалов для экспериментирований. мы с ребятами и рисовали на камнях

, и создавали из спилов свечи.

Посадили и ухаживали, наблюдали за ежиком и человечком, в которых проращивали пшеницу в опилках в условиях группы детского сада. Приготовили опилки

, проращивали в стакане с водой пшеницу и бобы.

Взяли капроновый чулок. В него насыпали опилки.

Используя нитки, капрон, пуговицы у нас получился вот такой человечек.

через несколько дней он преобразился!

Одновременно с пшеницей мы с ребятами посадили бобы в яичную скорлупу в опилках и в поддоны в землю для наблюдения и сравнения, где быстрее и лучше прорастут бобы. В поддонах для рассады уже появились и бобы.

А вот в скорлупках- пока бобы еще не проклюнулись!

а вот наш уголок экспериментирования!

Здесь же у нас находится лепбук «Все о камнях и минералах»

Дети ведут дневники наблюдений, где зарисовывают свои наблюдения.

Уголок экспериментирования «Уголок экспериментирования». В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что у меня получилось.

Уголок экспериментирования в группе С самого рождения ребёнок постигает, что такое «липко», «пушисто», «гладко», «тепло», «холодно». Познаёт окружающий его мир с его закономерностями.

Дизайн-проект «Уголок экспериментирования» .

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Воздух» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности. Задачи: 1. Познакомить.

Уголок экспериментирования в подготовительной группе Расскажи мне — и я забуду, Покажи мне — и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и я пойму (Конфуций) Маленькие «почемучки» ежедневно.

Сценарий образовательного мероприятия с использованием экспериментирования в старшей группе по ФГОС Тема: «Магнит и его свойства» Возраст детей: 5-6 лет Виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования.

Уголок экспериментирования Добрый вечер, Хочу Вам предоставить наш уголок экспериментирование Во второй младшей группе. Вас встречает зайка Зайка друг детей Он руководитель.

Уголок экспериментирования «Экспериментируем» Недавно в нашем детском саду прошёл конкурс на самый лучший уголок экспериментирования. Вашему вниманию предлагаю фотозарисовки уголка своей.

Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС

Мария Скопина 22.02.2018 7 15.9k

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Смотрите так же:  Транспортный налог расчитать

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.
  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.
  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория. Оформить зону экспериментирования можно в креативном формате: «Капсула будущего», «Экспериментариум профессора Чудакова», «Школа фиксиков».

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

  1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  3. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  • название уголка;
  • номер группы/название, возрастная категория детей;
  • цели и задачи функционирования уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы, инструменты, приборы, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  • картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Как назвать исследовательский уголок

Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.

    Варианты классических названий: «Уголок экспериментирования», «Экспериментируем», «Наш исследовательский центр», «Опытная лаборатория», «Познавайка», «Любознайка», «Мы исследователи», «Познаём мир», «Хочу всё знать!».

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Второй важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

Привлекателен воспитанникам уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями стенгазеты.

Смотрите так же:  Спор поколений в литературе аргументы

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Дошкольникам нравится, когда у уголка есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой. Из примеров для экспериментальной лаборатории: Почемучки, Знайка и Незнайка, фиксики и профессор Чудаков, сова и кот учёный, просто маленькие исследователи и взрослые исследователи. Хозяин уголка обозначается игрушкой или изображением на плакате. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.

«Хозяева уголка» — фотогалерея

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

  • Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
  • игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
  • наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.
  • Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
  • неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.
  • Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
  • пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.
  • Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  • расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  • наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.
  • Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  • Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
  • дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».
  • Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
  • пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.
  • Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  • альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  • новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  • дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
  • Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  • технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  • новые вещества: крахмал, уксус;
  • новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
  • Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  • новая посуда: мерные стаканчики, колбы.
  • Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
  • новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  • настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

    Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы». Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т. д. Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

    игры-эксперименты. В первой и второй младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Досуговая деятельность в рамках работы уголка экспериментирования может быть проведена в форме развлекательного занятия вместе с родителями. Во время досуга «Вторая жизнь старых вещей» детям и родителям предлагается поэкспериментировать с тканью и изготовить поделку: сделать развивающую игрушку (куколку со структурным наполнителем: песком, косточками, крупой) или разрисовать платок узорами. Может быть организован познавательно-развлекательный вечер «Практическая магия»: воспитатель в костюме Профессора демонстрирует детям зрелищные опыты (изменение цвета воды, образование лавы, безопасный фейерверк и др.) и объясняет, что лежит в основе превращения/изменения объектов.

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.