Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве

Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Последние новости:

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

Законом, частности, повышается пенсионный возраст: для женщин он составит 60 лет, для мужчин — 65 лет; предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев; корректируется понятие предпенсионного возраста и др.

Новый МРОТ с 1 января 2019 г. составит 11 280 рублей в месяц. Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 мая 2018 г. составит 117 рублей (рост на 1,048%). Принятие данного Федерального закона будет способствовать обеспечению увеличения заработной платы около 3,7 млн. работников.

Ответственность сторон социального партнерства

Привлечение лиц, представляющих стороны социального партнерства, к юридической ответственности является одним из способов обеспечения функционирования социально-партнерского регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

ТК РФ впервые установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

1. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Трудовой кодекс установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Нормы, включенные в гл. 9 ТК РФ, конкретизируются в КоАП РФ. Однако в отличие от норм ТК РФ КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лишь работодателя или лица, представляющего работодателя; представители работников, уклоняющиеся от участия в переговорах, не могут привлекаться к административной ответственности. Это противоречит основным положениям ТК РФ.

Дела о соответствующих правонарушениях рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения предусматривается ст. 5.28 КоАП РФ. Данная статья расширяет состав соответствующего правонарушения, предусматривая также ответственность за нарушение установленного законом срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора, соглашения) предусмотрена ст. 5.30 КоАП РФ.

Ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, а также для последующего осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, установлена ст. 5.29 КоАП РФ.

2. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Несмотря на то что ТК РФ декларируется привлечение к ответственности за виновное нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением как представителей работодателей, так и представителей работников, КоАП РФ в ст. 5.31 предусмотрел, что субъектом соответствующего административного правонарушения может являться исключительно работодатель или лицо, его представляющее.

К уголовной ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве руководители организаций могут быть привлечены только при невыполнении положений коллективного договора, соглашения, определяющих сроки выплаты заработной платы (ст. 145.1 УК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве

§ 7. Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве

Законодательство о социальном партнерстве (ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ), предоставляя сторо­нам социального партнерства широкие права, возлагает на них и определенные обязанности. В том числе обязанности следовать предписаниям законодательства о порядке взаимодействия соци­альных партнеров, их представителей. За нарушение законодатель­ства о социальном партнерстве предусмотрена юридическая ответ­ственность — дисциплинарная, материальная, административная.

К дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК РФ (ст. 192—195) привлекаются лица, в трудовые обязанности кото­рых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе и законодательства о социальном партнерстве (о коллективных договорах и соглашениях и т. д.).

К материальной ответственности привлекаются лица, винов­ные в причинении организации-работодателю материального ущер­ба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.

К административной ответственности привлекаются указан­ные в законе лица, нарушения которых признаются администра­тивными правонарушениями и наказываются в соответствии с ад­министративным законодательством.

Административная ответственность (штрафы) за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях преду­сматривалась в Законе РФ «О коллективных договорах и согла­шениях», а также в прежнем Кодексе об административных пра­вонарушениях (КоАП).

В настоящее время административная ответственность за укло­нение от участия в коллективных переговорах по заключению, из­менению коллективного договора, соглашения, их невыполнение и ряд других правонарушений предусмотрена ТК РФ (ст. 54—55) и вступившим в действие с 1 июля 2002 г. новым Кодексом об ад­министративных правонарушениях (КоАП РФ 2001 г.).

Сравнение норм ТК РФ и КоАП РФ показывает, что между ними есть сходство, но имеются и существенные различия. В основном общими являются составы правонарушений.

— уклонение от участия в коллективных переговорах по за­ключению, изменению коллективного договора, соглашения (см. ст. 54 ТК РФ, ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление информации, необходимой для ведения кол­лективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (см. ст. 54 ТК РФ, ст. 5.29 КоАП РФ);

— нарушение или невыполнение обязательств, предусмотрен­ных коллективным договором, соглашением (см. ст. 55 ТК РФ, ст. 5.31 КоАП РФ).

Кроме того, КоАП РФ предусматривает административную от­ветственность за:

— нарушение установленного законом срока проведения пе­реговоров (ст. 5.28);

— необеспечение работы комиссии по заключению коллек­тивного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28);

— необоснованный отказ от заключения коллективного до­говора, соглашения (ст. 5.30).

Субъектами административной ответственности за одни правонару­шения являются работодатели, их представители, за другие —обе сторо­ны социального партнерства, их представители. В определении субъек­тов ответственности между ТК РФ и КоАП РФ также есть различия:

за уклонение от участия в переговорах по ТК РФ несут ответ­ственность представители сторон, по КоАП РФ — работодатель или лица, его представляющие;

за непредоставление информации по ТК РФ несут ответствен­ность лица, в том виновные (т. е. не исключена ответственность представителей работников), по КоАП РФ — работодатель или лицо, его представляющее; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективно­му договору, соглашению по ТК РФ несут ответственность лица, представляющие работодателя либо работников, по КоАП РФ — работодатель или лицо, его представляющее.

ТК РФ предусматривает, что размер и порядок положения штрафов определяется федеральным законом.

Таким законом является КоАП РФ, который устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотрен­ных ст. 5.28—5.31, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей инспекции труда (см. ст. 23.12).

Представляется, что вопрос о различиях в составах и субъек­тах административной ответственности за нарушение законода­тельства о социальном партнерстве, имеющих место в ТК РФ и КоАП РФ, следует разрешать в пользу норм, установленных КоАП РФ. Приоритет КоАП РФ в этой части вытекает из того, что речь идет об административных отношениях, административ­ных наказаниях, которые являются предметом регулирования ад­министративного, а не трудового законодательства.

Ответственность сторон социального партнерства

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены.

Социальное партнерство — многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.

Государство оставляет за собой право решать вопросы, наиболее значимые для работников и работодателей, установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

В связи с этим существенно повышается значение обеспечения надлежащих условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено ТК РФ в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее — органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей.

Конкретными формами реализации социального партнерства ТК РФ называются:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Данные формы социального партнерства являются достаточно традиционными и тесно связаны между собой. Формы социального партнерства, изложенные в ТК РФ, перечислены в его нормах исчерпывающим образом. Иных форм быть не должно. В перечисленных формах социального партнерства находят свое практическое проявление основные принципы социального партнерства, речь о которых велась выше.

За нарушение законодательства о социальном партнерстве (уклонение от коллективных переговоров, непредставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность. Необходимость существования института ответственности в рамках социального партнерства обусловлена целями сохранения его паритетных начал — именно существования партнерских (равных) отношений между работниками и работодателями в рамках одной сферы трудовых правоотношений.

Ряд исследователей проблемы ответственности сторон социального партнерства рекомендуют подходить к анализу соответствующего вопроса с позиций норм административного законодательства — отдельных статей Кодекса РФ об административных правонарушениях: непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ).

Смотрите так же:  Требования к банковским хранилищам

Принимая во внимание общее учение о юридической ответственности, необходимо разграничивать отдельные ее виды (пусть в рамках социального партнерства) в зависимости от степени вины, характера и вредоносности наступивших последствий, уровня негативного воздействия на соответствующие общественные отношения.

Именно в этой связи целесообразно разграничивать ответственность сторон социального партнерства на дисциплинарную, материальную и административную.

К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Нормы КоАП РФ и ТК РФ, посвященные вопросу ответственности сторон социального партнерства, во многом пересекаются, поэтому и бытует мнение о необходимости рассмотрения одних посредством других, о чем говорилось ранее. Однако сравнительный анализ соответствующих положений двух отраслей права не позволяет делать столь скоропалительные выводы.

Сравнение ТК РФ и КоАП РФ показывает, что в них предусматриваются прежде всего различные субъекты ответственности:

1) за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 54) несут ответственность представители сторон (т.е. представители как работодателей, так и работников).

В соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) могут быть привлечены работодатель или лица, его представляющие;

2) за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения штрафу подвергаются представители сторон (ч. 1 ст. 54 ТК РФ).

В соответствии с КоАП РФ необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения может повлечь административное наказание только для работодателя или лица, его представляющего (ст. 5.30 КоАП РФ);

3) на основе ТК РФ (ч. 2 ст. 54) за непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, виновные в этом лица (т.е. представители той и другой стороны) подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с КоАП РФ (ст. 5.29) административному наказанию за подобное правонарушение может быть подвергнут работодатель или лицо, его представляющее. При этом в КоАП РФ содержится указание на нарушение срока, установленного законом для представления информации;

4) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 55) предусматривает штрафные санкции для лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников.

По КоАП РФ (ст. 5.31) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее;

5) помимо приведенных выше видов нарушений законодательства о коллективных договорах, соглашениях, КоАП РФ (ст. 5.28) предусматривает административную ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки .

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М.: ТК Велби; Проспект, 2003.

При определении конкретной меры, вида и размера наказания нормы ТК РФ носят отсылочный характер, рекомендуя использовать соответствующие положения федеральных законов (в нашем случае таковым выступает КоАП РФ). Основываясь на приведенной позиции, в дальнейшем целесообразно привести соответствующие нормы административного права с их последующей характеристикой.

1. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ.

Непредставление информации, имеющей существенное значение при проведении коллективных переговоров, существенно подрывает возможности охраны труда и защиты трудовых прав работников, препятствует возможности последующего контроля за соблюдением коллективного договора, да и сам процесс переговоров будет далеко не полон, его участники, не обладая всем объемом значимой информации, порой не в состоянии будут решить ряд вопросов защиты трудовых прав субъектов соответствующих правоотношений.

Речь идет о двух случаях представления информации: в целях проведения коллективных переговоров и для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Согласно ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Контроль за выполнением коллективного договора, а также соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную или административную ответственность.

Соответствующая информация должна быть представлена в течение установленного законом срока (7 дней), по истечении которого действия лица будут расцениваться в качестве виновных независимо от того, действовал последний умышленно или совершил проступок по неосторожности, вследствие незнания о направленном в адрес другой стороны письменном уведомлении о начале переговоров.

2. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

Отказ работодателя существенно подрывает устои общественных отношений, возникающих в сфере труда и охраны труда, по поводу заключения коллективного договора, соглашения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

Хотя обязательность заключения коллективных договоров, соглашений не предусмотрена законодателем, работодатель не вправе необоснованно отказаться от их заключения. Необоснованность отказа от заключения коллективного договора, соглашения представляет собой неаргументированную позицию работодателя.

Отказ от заключения коллективного договора — активная форма поведения виновного лица. При этом последнее, отказываясь от заключения коллективного договора, соглашения, никак не аргументирует свою позицию или приводит доводы, которые не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности. Например, следует квалифицировать как правонарушение отказ от заключения коллективного договора, соглашения на ранее согласованных условиях.

3. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю имеющуюся у них информацию.

Соответствующее правонарушение может выражаться как в действии, так и в бездействии, результатом которых является нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

При определении штрафных мер административного наказания (ст. 54 и ст. 55 ТК РФ) необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) размер штрафа определен в МРОТ по КоАП РФ, однако при его назначении необходимо исходить из так называемой базовой суммы, которая в настоящее время составляет 100 рублей;

2) соответствующий штраф налагается Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе:

а) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

б) главный государственный правовой инспектор труда РФ;

в) главный государственный инспектор РФ по охране труда;

г) руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;

д) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

е) начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.

Лицо, не согласное с наложением на него административного штрафа, вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора (соглашения)

Процедура наказания позволяет определять ответственность в виде письменного предупреждения или же административного штрафа.

Трудовым законодательством разработана целая система административных наказаний для работодателя и законных представителей стороны работодателя в случае, если возникает невыполнение или нарушение условий заключенного ранее коллективного трудового договора или же соглашения.

Процедура наказания позволяет определять ответственность в виде письменного предупреждения или же административного штрафа, в зависимости от периодичности и степени нарушения трудового законодательства каждого из лиц.

Ответственность за нарушение работодателем коллективного договора или соглашения

Трудовым законодательством предусмотрена обязательная административная ответственность для каждого работодателя, который допускает нарушение условий любого коллективного договора или подписанного ранее соглашения. Такая ответственность может варьироваться в зависимости от тенденции повторяемости:

  • если работодатель впервые допускает нарушение коллективного договора или соответствующего соглашения, то наказание будет выражаться в форме письменного предупреждения, выданного ответственными структурами на имя нарушителя;
  • если работодатель неоднократно допускает нарушение коллективного договора или официального соглашения, то в качестве наказания предпринимается выплата административного штрафа в положенном размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Ответственность работодателя за невыполнение коллективного договора или соглашения

Работодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы.

Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:

  • письменное предупреждение на имя работодателя, в котором указаны причины выдачи данного документа, а также возможные последствия для лица в случае систематического невыполнения условий коллективного трудового договора;
  • административный штраф строго установленного размера, который может варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей, выплачивается после вынесения письменного предупреждения ответственными органами.

Ответственность представителей работодателя

Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:

  • письменное предупреждение;
  • административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.

Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.

Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.

Вопрос 17. Ответственность сторон социального партнерства

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Вопрос 18. Социально партнерские соглашения : понятие, виды и содержание

Социальное партнерство— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

Смотрите так же:  Должен ли платить алименты лишенный отцовства

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):

генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавли­вающее общие принципы регулирования социально-трудовых от­ношений, например Генеральное соглашение между общероссий-

скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объедине­ниями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федераль­ный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федерапьных соглаше­ний, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает;

региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, уста­навливающее нормы оплаты и другие условия труда и социаль­ные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). От­раслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным;

территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территори­альными особенностями города, района, другого административно-территориачьного образования.

Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве

Юридическая ответственность является одной из важных сторон взаимной связи государства и институтов гражданского общества. Она служит важнейшей гарантией конституционности, законности и правопорядка, реализации прав и свобод человека и гражданина. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Согласно ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В качестве конституционного принципа закреплено положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ответственность есть обязательное условие, гарантия свободы. Свобода, чтобы не превратиться в свою противоположность — анархию и произвол, должна сочетаться с ответственностью: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Свободу и ответственность обеспечивает государство, используя для этого основанное на законе принуждение. Одной из правовых форм государственного принуждения служит юридическая ответственность[50].

Формирование рыночных отношений в экономике, утверждение принципов плюрализма в политической жизни, уважение человека, его прав и свобод как высшей ценности вызывают к жизни новые правовые институты, наполняют новым содержанием традиционные институты права. Не остается в стороне от общих процессов и институт юридической ответственности. Все это ставит новые задачи перед общей теорией права и отраслевыми юридическими науками в свете проблем юридической ответственности.

В новых экономических и социальных условиях реализация действующего законодательства Российской Федерации о труде требует создание эффективных механизмов правовой защиты участников трудовых правоотношений. Одной из важнейших гарантией реализации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений является их взаимная ответственность, основанная на ст. 2. ТК РФ «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

На современном этапе реформирования трудового законодательства такой институт трудового права, как ответственность в сфере труда, занимает одно из видных мест в регулировании трудовых отношений. Важнейший фактор эффективности применения трудового законодательства — это его четкость.

Раздел II ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда» включает гл. 9 «Ответственность сторон социального партнерства» (ст. 54 — 55). В ней предусмотрено, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом (ч. 1 ст. 54 ТК РФ). Аналогично регламентируется ответственность лиц, виновных в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ч. 2 ст. 54 ТК РФ), а также лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 55 ТК РФ). При этом ответственность в виде штрафа в случаях, зафиксированных в ст. 54 — 55 ТК РФ, является административно-правовой и установлена в ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ, входящих в главу «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Надо обратить внимание на то, что круг правонарушений в сфере социального партнерства в соответствии с КоАП РФ шире, чем это предусмотрено ТК РФ. В частности, КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа за:

— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28);

— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31).

Помимо оснований для привлечения к ответственности, предусмотренных в ст. 54 ТК РФ, в смежной с ней ст. 5.28 КоАП РФ значится необеспечение работодателем или лицом, его представляющим, работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. В КоАП РФ предусмотрена также ответственность за правонарушения при разрешении возникающих коллективных трудовых споров, например невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33), нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38).

В ТК РФ и КоАП РФ по-разному определен круг лиц, привлекаемых к административной ответственности за одни и те же правонарушения в сфере социального партнерства. Согласно ТК РФ субъектами данной ответственности в зависимости от ее основания являются представители сторон социального партнерства (ст. 54 — 55) либо представители работодателя (ч. 1 ст. 416). В КоАП РФ к субъектам ответственности за соответствующие нарушения прав граждан отнесены только работодатель или лицо, его представляющее.

Административное законодательство признает недопустимым со стороны работодателя воспрепятствование организации или проведению собрания, проводимого в соответствии с законодательством РФ, или участию в нем, например собрания по избранию непрофсоюзного представительного органа или по утверждению коллективного договора (ст. 5.38).

Работники также должны воздерживаться от принуждения к участию в собрании (ст. 5.38).

Работодатели (их представители) являются специальными субъектами административных правонарушений. К административной ответственности за совершение административного правонарушения могут быть привлечены не только руководители организаций, но и должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению работодателя возложена обязанность обеспечить соблюдение норм трудового права.

Ответственность членов объединения работодателей законодательством не регулируется. Соответствующие меры закрепляются в уставах объединений, наиболее распространенной из которых является исключение из состава объединения.

Административная ответственность для работников и их представителей законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена. Другими словами, коллективы работников не являются субъектами административного права. Относительно представителей работников следует согласиться с А.Е. Коробовым и Е.Б. Хохловым, которые на основе анализа действующего законодательства отказывают в деликтоспособности профсоюзным организациям, не являющимися юридическими лицами, не признают субъектами права представительные органы работников. Авторы считают, что при угрозе реальной ответственности первичные профсоюзные организации, например, скорее всего, не обнаружат склонности регистрироваться в качестве юридического лица, а единоличных представителей интересов работников, избираемых трудовым коллективом, едва ли можно будет обнаружить. По оценке А.Е. Коробова и Е.Б. Хохлова, в целом ответственность участников социального партнерства со стороны работников является в ТК РФ юридической фикцией[51].

Применительно к профсоюзам в законодательстве самым общим образом установлено, что за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). К профсоюзным работникам, осуществляющим функции представительства в сфере социального партнерства, применяется также ответственность согласно уставу профсоюза.

А. Петров, исследуя правовое регулирование социального партнерства в ТК РФ, место положений об ответственности сторон социального партнерства в структуре Кодекса, высказал мнение, что «нужно привести их в соответствие с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, ибо он предусматривает административную ответственность только работодателя или лица, его представляющего»[52].

Следует также согласиться с О.А Парягиной о необходимости поиска более совершенного правового регулирования административной ответственности в социальном партнерстве. Она верно отмечает, что в ст. ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ ее субъекты обозначены некорректно применительно к соглашениям[53]. Согласно ч. 2 ст. 33 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Причем, будучи юридическими лицами, они правосубъектны при привлечении к административной ответственности. Следовательно, круг субъектов ответственности в ст. ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ требует уточнения. В отношении ст. 5.30 КоАП РФ это настоятельно и потому, что работодатель и лицо, его представляющее, не наделены правом подписания соглашения. В общей сложности, подчеркивает О.А. Парягина, субъекты административной ответственности не определены точно ни в ст. ст. 54 — 55 ТК РФ, ни в ст. ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ. Субъектами данной ответственности являются и должны быть адекватно указаны в кодифицированных правовых актах работодатель и (или) представители работодателя (работодателей).

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что законодатель, отводя государству, в том числе в трехсторонних социально-партнерских соглашениях, роль не только координатора, но и субъекта социального партнерства, прямо не предусматривает ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в сфере социального сотрудничества.

С точки зрения оценки правил об ответственности работодателя за нарушение условий соглашения достаточно интересной представляется позиция М.В. Лушниковой в отношении правил об ответственности работодателя за нарушение условий коллективного договора (представляется, что она в полной мере относится и к ответственности за нарушение условий соглашений). По ее мнению, «устанавливая административную ответственность, законодатель не решает проблемы выполнения работодателем своих обязательств. поскольку сумма штрафа перечисляется в бюджет, а не потерпевшей стороне, штраф не гарантирует обеспечение принудительного исполнения условий коллективного договора и восстановление нарушенных прав»[54].

Таким образом, анализируя трудовое и административное законодательство РФ по вопросу ответственности представителей сторон социального партнерства и самих сторон социального партнерства, можно сделать следующий вывод. В федеральном законодательстве не вполне удовлетворительно определены субъекты административной ответственности в сфере социального партнерства, межотраслевая согласованность правовых норм отсутствует, а механизм административной ответственности в институте социального партнерства имеет существенные недостатки, требующие законодательного вмешательства.

Следует отметить, что ответственность за правонарушения в сфере социального партнерства не сводится только к административно-правовой. Так, можно привести пример дисциплинарной ответственности за правонарушения в указанной сфере руководителей и иных должностных лиц организаций. В соответствии со ст. 195 ТК РФ по инициативе представительного органа работников к дисциплинарной ответственности в случае нарушения условий коллективного договора, соглашения могут быть привлечены руководитель организации, руководитель структурного подразделения организации, их заместители. Правда, приходиться констатировать, что практическая реализация данных норм проблематична в отношении руководителей организаций, особенно коммерческих[55].

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Смотрите так же:  Пояснение в налоговую по усн минимальный налог

В статьях 416 — 417 ТК РФ также упоминается о дисциплинарной ответственности в сфере социального партнерства. Так, в ч. 1 ст. 417 ТК РФ установлена дисциплинарная ответственность работников за незаконные забастовки. Согласно ч. 1 ст. 416 ТК РФ представители работодателя привлекаются за уклонение от участия в примирительных процедурах и иные предусмотренные правонарушения «к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности».

На стороны социального партнерства может быть возложена материальная ответственность: к ней привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения. Имеются ввиду следующие ситуации. Когда работник, выступая представителем работодателя в сфере социального партнерства, привлекается к административной ответственности, то в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом, на него может быть возложена полная материальная ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Привлечение работника к материальной ответственности возможно также в случае, если штраф за правонарушения в сфере социального партнерства возлагается на работодателя и установлена причинно-следственная связь между виновным противоправным деянием работника, неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения и причиненным работодателю ущербом. Что касается работодателя, не выполнившего условия коллективного договора, соглашения, то к нему применима, например, ст. 236 ТК РФ о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику согласно актам социального партнерства.

Наряду с административной, дисциплинарной и материальной ответственностью следует выделить гражданско-правовую (имущественную) ответственность представительного органа работников, объявившего и не прекратившего забастовку после признания ее незаконной[56]. В соответствии с ч. 2 ст. 417 ТК РФ указанный орган обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в порядке, определенном судом. Если стороны предусмотрели в содержании коллективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, а работники и профсоюзная организация указанное обязательство не выполняют, то при признании забастовки незаконной они также могут быть привлечены к юридической ответственности на основе договора.

Преступные нарушения прав граждан при реализации законодательства о социальном могут привести к уголовной ответственности. Например, в ст. 149 УК РФ установлена ответственность должностных лиц за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.

Ответственность за невыполнение условий коллективных договоров и соглашений может также устанавливаться в самих соглашениях. О такой возможности часто упоминают законодательные акты субъектов Российской Федерации. Например, Закон Красноярского края «О социальном партнерстве» содержит следующее положение: стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать в актах социального партнерства материальную, гражданско-правовую ответственность за нарушение, неисполнение обязательств, установленных коллективным договором соглашением (ст. 30).

Однако при их заключении стороны не пользуются данной возможностью. В результате положения об ответственности в актах социального партнерства могут вообще отсутствовать. Примером тому может служить Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между администрацией города Красноярска, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2010-2012 годы, в котором нормы об ответственности сторон отсутствуют[57].

Иногда стороны ограничиваются установлением отсылочных положений, предусматривающих, что ответственность наступает в соответствии с законодательством. В этом смысле показателен раздел 7 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы, в котором закреплено следующее:

1) ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, предусмотрена ст. 54 и 55 ТК РФ и КоАП РФ;

2) на руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей, виновных в неисполнении положений коллективных договоров и Соглашения, которые относятся к его компетенции, по представлению выборного органа первичной профсоюзной организации может быть наложено дисциплинарное взыскание в соответствии с действующим законодательством (ст. 54, 55, 195 ТК РФ)[58].

[1] СПС КонсультантПлюс.

[2] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1611.

[3] См., напр.: Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1997. Т.1; Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001; Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. – Москва: «Вердикт-1М», 2001; Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных странах: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. С. 265.

[4] Сошникова Т.Л. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12. СПС КонсультантПлюс.

[5] Снигирева И.О. Российские профсоюзы в правовом поле. – В сб. «Трудовое право России: проблемы теории и практики», М.: Проспект, 2008. С. 212. (272 с.)

[6] См., напр.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник – М.: «Юрист», 2002. С. 271 (414 с.); Марченко М.И. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 645. (768 с.)

[7] Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (опыт трудового компаративизма). Книга первая / под ред. В.М. Лебедева. – М.: Статут, 2007. С. 179.

[8] См.: Драчук М.А. Субъекты трудового права: монография / М.А Драчук. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. С. 104. (336 с.)

[9] Чуча С.Ю. Указ. соч. С. 21.

[10] Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории государства и права. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 253-254.

[11] Следует отметить, что позиция о государстве как субъекте социального партнерства разделяется не всеми учеными. Так, профессор В.М. Лебедев считает, что в ТК РФ субъектами социального партнерства объявляется не государство, а его органы.

[12] Чеха В.В. Теоретические аспекты представительства в системе социального партнерства: автореферат дис. Канд. Юрид. наук. Томск, 2005. С. 13.

[13] См., напр.: Баева С.К. Коллективный договор как самостоятельный правовой институт: история и современность // Автореф. Канд. дисс. СПб. 2006. С.24.

[14] СПС КонсультвнтПлюс. Далее – ФЗ от 27 ноября 2002 г.

[15] Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справ. пособие / сост. З.С. Богатыренко. – М.: Дело и Сервис, 2007. С. 215 (752 с.)

[16] СПС КонсультантПлюс.

[17] Свиридов А.К. Организационно-правовые отношения по социальному партнерству в сфере трудового права // Автореф. Канд. дисс. СПб. 2007. С.20

[18] Так, Закон Красноярского края от 25 июня 2004 г. (в ред. от 15 марта 2007 г.) «О социальном партнерстве» предусматривает, что территориальными соглашениями устанавливаются условия труда, гарантии и льготы работникам соответствующего муниципального образования.

[19] СПС КонсультвнтПлюс

[20] СПС КонсультвнтПлюс

[21] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 279.

[22]Лушников А.М., Лушникова М.В. Указ.соч. С. 281 — 286.

[23] Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития в РФ. М., 2001. С. 135.

[24] Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // Трудовое право. 2007. № 1. СПС «Консультант-плюс».

[25] Чуча С.Ю.Т ам же. С. 156.

[26] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1521 — 1524.

[27] См., напр., Лушников А.М., Лушникова М.В. Очерки теории трудового права. М., 2006. С. 375.

[28] Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 1998. № 2. СПС «Консультант-плюс».

[29] Лушников А.М., Лушникова М.В. Указ.соч. С. 338.

[30] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[31] Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией // Трудовое право. 2006. № 10. СПС «Консультант- плюс».

[32] Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

[33] Миронов В. И. Трудовое право России: Учебник/В.И. Миронов. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2005. с. 237

[34] Комментарий к Трудовому кодексу РФ/ответ. ред. Ю. Т. Орловский. – М.: юрид. фирма «Контракт». – 2007. С. 140

[35] Пахомов С. Д. Социальная защита шахтеров//ТЭК и ресурсы Кузбасса. – 2006. – № 4. – с 33.

[36] Курбатова М., Тришина Н. Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений на шахтах Кузбасса//Человек и труд. – 2009. — № 12. ………………………………………………………………………… – с. 21

[37] Хныкин Г.В. Коллективный договор // Законодательство. 2005. N 11. С. 35; Анисимов А.Л. Коллективные договоры и соглашения и их социально-правовое значение // Трудовое право. 2003. N 1. С. 17 и др.

[38] Ершова Е.А. Соглашения и коллективные договоры, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2007. № 6. СПС «Консультант-плюс».

[39] Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. М., 1998. С. 138.

[40] Российская газета. 28.12.2007.№ 293.

[41] Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 21.04.2008.№ 18 (239).

[42] Городские новости. 03.03.2010.№ 29.

[43] Миронов В.И. Трудовое право России // Трудовое право. 2004. № 9. С. 10.

[44] Ершова Е.А. Указ.соч. СПС «Консультант-плюс».

[45] Нуртдинова А.Ф. Определение содержания коллективного договора // Закон. 2005. № 2. С. 109.

[46] Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

[47] Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4741.

[48] Городские новости. 17.01.2003. № 6.

[49] Сошникова Т.Л. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12. СПС «Консультант- плюс».

[50] См. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: НОРМА , 2009.

[51] См. подробнее: Коробов А.Е., Хохлов Е.Б. К проблеме правонарушения по трудовому праву как родовой категории // Российский ежегодник трудового права. 2008. N 4.

[52]Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 11. С. 15.

[53] Парягина О.А.Коллизии в правовом регулировании административной ответственности сторон социального партнерства // СПС КонсультантПлюс.

[54] Лушникова М.В. Указ. соч. С. 130 — 131.

[55] На это справедливо указывает профессор С.Ю. Головина (см.: Головина С.Ю. О невозможности исполнения некоторых предписаний Трудового кодекса РФ // Российский ежегодник трудового права. 2007. N 3. СПб., 2008. С. 180 — 181).

[56] Впервые в российском праве вопрос об имущественной ответственности профессиональных союзов в случаях массового нарушения тарифного (коллективного) договора был поставлен Л.С. Талем.

[57] Городские новости. 2010. № 29.

[58] СПС КонсультантПлюс.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно