Рф принадлежит та часть государственной собственности которую закон именует

Оглавление:

2. Участие РФ, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем.

передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.

Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.

До момента продажи осуществляет все полномочия РФ как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков); получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации; выступает учредителем хозяйственных обществ (товариществ) приобретает доли участия (паи, акции) в капитале хозяйственных обществ (товариществ).

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.

Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

Среди гражданско-правовых отношений — выделяются отношения собственности.

РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.

Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.

Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона «Об общих началах местного самоуправления в РФ).

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

* возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

* возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

* взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

При этом в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

Участие РФ и субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений. 4100

В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, Росимущество, определенной в Положении о нем.

Осуществляет: передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

Среди гражданско-правовых отношений — выделяются отношения собственности.

РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

* возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

* возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

* взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е.

При этом в соответствии с Законом «Об основах гос.регул.внешнеторговой деятельности» РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

17. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений. Вещи: понятие, сравнительная характеристика с имуществом, классификации.

Объекты гражданских правоотношений — это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.

к объектам гражданских прав (правоотношений) относятся:

1) вещи и иное имущество, в том числе имущественные права;

2) действия (работы и услуги либо также их результаты как вещественного, так и неовеществленного характера);

3) нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их производителей);

4) личные неимущественные блага (ср. ст. 128 ГК).

Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товары. Вещи являются результатами труда, имеющие в силу этого определенную экономическую ценность. К ним относятся орудия и средства производства (в том числе различные виды энергии и сырья, произведенных или добытых человеком), а также различные предметы потребления.
Важным признаком классификации вещей в ГП выступает их оборотоспособность, т.е. способность служить объектом имущественного оборота (сделок) и менять своих владельцев (собственников). С этой точки зрения вещи делятся на 3 группы: а) вещи, разрешенные в обороте – свободное обращение, без специального разрешения публичной власти; б) вещи, ограниченные в обороте – могут принадлежать только определенным участникам оборота (оружие), либо находится в обороте по специальному разрешению (валютные ценности); в) вещи, изъятые из оборота – не могут быть предметом сделок и менять собственника (природные ресурсы, принадлежащие государству). Другим признаком служит связь с землей, например неотрывность от места нахождения, по этому признаку вещи делятся на: а) недвижимые (недвижимость) вещи: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, все вещи прочно связанные с землей (жилые дома, здания, многолетние насаждения), т.е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению; б) движимые: вещи.
Вещи также разделяются на индивидуально-определенные вещи (определенные индивидуальными признаками – дом № на такой-то улице, автомобиль конкретной марки под конкретным №) и родовые вещи (определенные родовыми признаками – характеризуются числом, весом, мерой ( 10 т стали определенной марки, 5 грузовых автомобилей «Газель»). Понятие родовых обычно используется по отношению к движимым, т.к. недвижимые являются индивидуально определенными
Вещи делимые и неделимые, последние характеризуются тем, что их нельзя разделить в натуре без изменения их первоначального назначения
Главные вещи и принадлежности (служит ГВ и связана с ней общим назначением). Одушевленные (животные (чаще домашние)) и неодушевленные вещи.

Вопрос 22. Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте.

В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочия.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Стороной гражданского правоотношения становится в этих случаях не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а само государство, либо его субъект, либо муниципальное образование.

Между тем государственные и муниципальные публично-правовые образования нередко для осуществления имущественных отношений наделяют свои органы (например, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ) правами юридических лиц обычно в форме учреждений с закреплением за ними имущества на праве оперативного управления.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Сфера участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется рамками их гражданской правоспособности, которая трактуется в юридической литературе как специальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

Смотрите так же:  Переуступка дду договор

Сфера, достаточно широка. Важнейшими среди гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК).

Российская Федерация может также выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Такие договоры заключаются от имени правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочия. Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Стороной гражданского правоотношения становится в этих случаях не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а само государство, либо его субъект, либо муниципальное образование. Между тем государственные и муниципальные публично-правовые образования нередко для осуществления имущественных отношений наделяют свои органы (например, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ) правами юридических лиц обычно в форме учреждений с закреплением за ними имущества на праве оперативного управления.

Возникает ситуация, при которой один и тот же орган может действовать в двух ипостасях: как орган публично-правового образования, реализующего свои полномочия от его имени, или как орган учреждения (юридического лица), действующего от имени последнего. В этих случаях, особенно при возникновении вопроса о субъекте ответственности за нарушение договорных обязательств, важно уяснить, в каком качестве действовал орган в данном правоотношении. Критерием, позволяющим принять правильное решение, по мнению Е.А. Суханова, является выяснение вопроса о том, в чьих интересах — публично-правового образования как субъекта гражданского права или его юридического лица (финансируемого им учреждения) возникло соответствующее гражданское правоотношение.

Вывод о том, в состав какого имущества — непосредственно государственного (муниципального) или имущества этого юридического лица — включается результат товарообмена, зависит от ответа на поставленный вопрос. Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и другие.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и другие. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и другие.)

Сфера участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется рамками их гражданской правоспособности, которая трактуется в юридической литературе как специальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. правосубъектность муниципальное образование

Правоспособность государства и иных публично-правовых образований не может быть признана общей (универсальной). Эти субъекты в условиях правового государства, действуя в сфере гражданского права, не могут обладать такой полнотой свободы воли, которая позволяла бы им совершать любые гражданско-правовые действия. Их основное назначение заключается в обеспечении публичных интересов, жизненно важных потребностей общества. Этими рамками, определяемыми в Конституции и других законах, и ограничивается гражданская правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Поэтому ее называют специальной правоспособностью. Предложение именовать и правоспособность государства и иных публично-правовых образований целевой, то есть вытекающей из тех функций носителей публичной власти, которые они выполняют в интересах общества, вряд ли вносит что-либо новое в уяснение ее сущности. Основной критерий, который, по мнению сторонников такого решения, не позволяет считать правоспособность рассматриваемых лиц специальной, заключается в том, что государство, принимая законы, само может устанавливать более широкий объем своей правоспособности.

Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК). Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. В Постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» установлено, что государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на закрепленное за организацией имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника данного имущества». Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях.

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам и подряду для государственных нужд (ст. ст. 525, 763 ГК).

Возможно участие государства, субъектов РФ, муниципальных образований в иных договорных правоотношениях при условии, что эти действия не выходят за рамки их правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота (например, в договорах поручения, доверительного управления имуществом, совместной деятельности и другие).

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть участниками наследственных правоотношений. Любой из названных субъектов может быть призван к наследованию по завещанию, а Российская Федерация при определенных условиях — и к наследованию по закону (ст. ст. 1116, 1151 ГК). Если в составе объектов наследственного правопреемства имеются исключительные права наследодателя на произведения литературы, науки, искусства, изобретения, то названные субъекты гражданского права могут стать обладателями тех правомочий в составе исключительных прав, которые в соответствии с нормами наследственного права переходят к наследникам. Переходят по наследству, например, право на использование произведения, право на получение авторского вознаграждения, патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на их получение.

В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права. Право Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований быть участниками этой деятельности предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, каждый субъект гражданского права самостоятельно заключает внешнеэкономические договоры с иностранными гражданами и юридическими лицами, исполняет их и несет ответственность в случаях нарушения обязательств. Следует иметь в виду, что согласно ст. 11 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Российская Федерации, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Так, в Постановлениях Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» и от 14 января 2002 г. N 10 «Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации» содержится перечень возможных гражданско-правовых сделок и порядок принятия решений о их совершении в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.

§ 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

1. В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируе­мых гражданским законодательством, осуществляется через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия. Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства, или его субъекта, или муниципального образова­ния в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут своими дейст­виями приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности, выступать в суде органы государст­венной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, ми-

нистерства, ведомства и др. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами. Так, Госкомитет РФ по управлению государ­ственным имуществом, действуя от имени Российской Федерации в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем и в последующих нормативных актах, осуществляет передачу в установ­ленном порядке государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных пред­приятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров’. Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключа­ет от имени государства договоры на продажу переданных ему Госком­имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности. До момента продажи осуществляет все полномочия РФ как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков); полу­чает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предпри­ятий; выступает учредителем хозяйственных обществ (товариществ), приобретает доли участия (паи, акции) в капитале хозяйственных об­ществ (товариществ), развитие которых определяется задачами струк­турной перестройки народного хозяйства2.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муници­пальных образований, следует, прежде всего, назвать представитель­ные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселко­вые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых от­ношениях предоставляет органам местного самоуправления, действу­ющим от имени муниципальных образований, Закон «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции». Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользо­вание физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находя-

) СП РФ. 1991. № 11. Or. 145; САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 593 2 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.

щимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передавае­мых в пользование объектов (ст. 29 Закона).

Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в граж­данских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и гражда­не. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Пра­вительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опи­раться на нормативный акт, допускающий такую возможность, и дове­ренность соответствующего субъекта.

2. Сфера участия государства, субъектов РФ, муниципальных обра­зований в отношениях, регулируемых гражданским законодательст­вом, определяется рамками их гражданской правоспособности, которая трактуется в юридической литературе как специальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом*.

Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых яв­ляются названные субъекты, важнейшие — отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собст­венности, которую закон именует федеральной собственностью. Иму­щество, принадлежащее на праве государственной собственности субъ­ектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение госу­дарственного имущества к федеральной собственности и к собствен­ности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном зако­ном (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственнос­тью (ст. 215 ГК). Как и любому иному собственнику Российской Фе­дерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом (подроб­но см. в гл. 14 учебника).

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образова­ния выступают в качестве субъектов гражданского права и в обяза­тельственных отношениях. Примеры таких выступлений приведены

1 См.: Субъекты гражданского нрава. М., 1984. С. 270; Гражданское право. М., 1993. Т. 1.С. 108.

в п. 1 данного параграфа. Существует много и других случаев такого выступления. От имени Российской Федерации действует Федераль­ное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ре­сурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Министерство финансов, когда оно выпускает государственные займы. Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сберегательный банк РФ. Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут высту­пать государственными заказчиками в договорных связях по постав­кам сырья, продукции и товаров для государственных нужд. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполне­ние работ по благоустройству территорий, коммунальному обслужи­ванию населения, строительству и ремонту объектов социальной ин­фраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для насе­ления.

Смотрите так же:  Военная ипотека кто имеет право получить

Возможно участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований и в иных договорных правоотношениях при условии, что эти действия не выходят за рамки их правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

Среди случаев участия в гражданских правоотношениях Россий­ской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований следует назвать возмещение ими вреда, причиненного незаконными действия­ми (бездействием) государственных органов, органов местного самоуп­равления или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ, ст. 16 ГК);

возмещение государством вреда, причиненного гражданам незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

взыскание в доход государства имущества по некоторым недействи­тельным сделкам (ст. 169, 179 ГК). Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть наследниками по завеща­нию, а Российская Федерация при определенных условиях и наследни­ком по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

3. В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономи­ческой деятельности могут быть любые субъекты гражданского права:

граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Каждый из них самостоятельно заклю­чает внешнеэкономические договоры с иностранными гражданами и юридическими лицами, исполняет их и несет ответственность в случа-

ях нарушения обязательств. Поэтому при совершении государственны­ми либо муниципальными юридическими лицами внешнеэкономичес­ких сделок с иностранными субъектами государство, субъекты РФ, муниципальные образования не являются участниками внешнеэконо­мического оборота. Они становятся участниками внешнеэкономичес­ких гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК, т.е. заключения их орга­нами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения Российской Федерации, ее субъек­тов или муниципальных образований. При этом в соответствии с Зако­ном «О государственном регулировании внешнеторговой деятельнос­ти» от 13 октября 1995 г. Российская Федерация, ее субъекты и муни­ципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными за­конами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона)’.

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономичес­кие сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компе­тенцией. Так, получение иностранных кредитов Российской Федера­цией осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени Рос­сийской Федерации или Правительства РФ. Такие договоры, включая предоставление гарантий по займам, могут заключать также федераль­ные органы исполнительной власти или российские юридические лица, если они действуют по полномочию Правительства, оформлен­ному в виде его постановления2.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В КАЖДОМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ТЕСТОВ 3 страница. 11. Кто может выступать от имени государства, субъек­тов Федерации и муниципальных образований в граждан­ских правоотношениях по их поручению?;

11. Кто может выступать от имени государства, субъек­тов Федерации и муниципальных образований в граждан­ских правоотношениях по их поручению? В каких норма­тивно» правовых актах сказано об этом?

12. Каково содержание гражданской правоспособности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных

К какой форме собственности относится имуще- принадлежащее Российской Федерации, ее субъек- м и муниципальным образованиям?

14. Что входит в имущественный фонд Российской федерации — в федеральную казну, казну субъектов Фе­дерации и казну муниципальных образований?

15. Какие субъекты гражданского права могут быть уча­стниками внешнеэкономических отношений? В каких слу­чаях?

16. Каковы правила ответственности субъектов Федера­ции и муниципальных образовании и государства по граж­данско-правовым обязательствам?

— 17. В чем заключается особенность гражданско-правовой ответственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых от­ношениях с участием иностранного элемента: физическо­го лица, юридического лица и государства?

18. Что понимается под судебным иммунитетом госу­дарства?

Летом 2000 г. Минздрав России издал приказ «О’ вне­сении изменений в устав автономной некоммерческой орга­низации (АНО) «Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения». Эти изменения позволяли АНО заняться доходной коммерческой деятельностью, в частности реги­страцией лекарственных средств, медицинской техники, ведением реестра медикаментов, разрешенных к примене­нию и др. Взимаемые АНО платы за услуги привели к повышению розничных цен на лекарства, продаваемые населению.

Убедившись, что АНО получает значительные доходы за услуги, разрешенные им, Минздрав России издал поста­новление, согласно которому все денежные суммы, полу­ченные АНО за регистрацию лекарств и изделий медицин­ского назначения, должны переводиться на бюджетные сче-

та Минздрава. Однако этому помешало Министерство по антимонопольной политике и поддержке предприниматель­ства (МАП). Оно заявило, что приказ Минздрава нарушает Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках», который запрещает наделять хозяйственных субъектов функциями и права­ми исполнительной власти. Это значит, министерствам и, в частности, Минздраву не разрешается передавать свои права по надзору и контролю за определенными видами деятель­ности на создаваемые ими автономные, но при этом аффе- лированные с ними структуры. Выполнять эти обязанности должны сами министерства.

МАП предписало Минздраву: до 5 апреля 2001 г. ис­ключить из устава АНО пункты, разрешающие брать ему плату за указанные выше услуги.

Вопросы к задаче

1. Возникает ли ответственность перед гражданами за убытки, понесенные ими в связи с переплатой при по­купке лекарств, обусловленной изданием Минздравом Россини приказа, который не соответствует Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках»?

2. Кто несет ответственность за действия Минздрава России?

3. Кому могут предъявить судебные иски о возмещении понесенных убытков граждане, покупавшие лекарства по повышенной цене?

4. В чьих интересах действовал Минздрав России, изда­вая приказ, указанный в задаче? Законен ли этот интерес?

5. Какие действия вправе предпринять МАП в случае невыполнения Минздравом России его предписания?

6. В какой статье Закона РФ «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рын­ках» запрещается наделять хозяйствующие субъекты фун­кциями и правами исполнительной власти?

В 2000 г. произошло 13, а в первые 5 дней 2001 г.

5 взрывов бытового газа в жилых домах разных горо- ов России. Причина — утечка газа. Имеются человечес­кие жертвы, причинен большой материальный ущерб, ро этим фактам возбуждены уголовные дела, расследо­вание которых взяла под свой контроль Генеральная прокуратура России. Ответственные должностные лица и специалисты указывают разные причины взрывов, сре­ди них:

а) халатность работников, допустивших брак при мон­тировании газовых магистралей в пострадавших жилых домах, и подача в них газа без разрешения соответствую­щих компетентных органов;

б) пожар, возникший в одной из квартир, иницииро­вавший взрыв газа, разрушивший дом;

в) непроведение профилактических мер и бесплатной замены газовых плит, которые ранее делались в плановом порядке;

г) изношенность газовых сетей, эксплуатируемых без ремонта свыше сорока лет;

д) отсутствие «культуры безопасности» у жителей, убеж­денных в том, что заботиться об их безопасности должен кто-то иной, а не они сами;

е) возникновение аварийных ситуаций (взрывов) толь­ко в тех домах, где был проведен не природный газ, а сжиженный пропан-бутан, который, будучи тяжелее воз­духа, заполняет помещение равномерно снизу до верху, обусловливая взрыв большой разрушительной силы.

Вопросы к задаче

1. Возникли ли гражданские правоотношения в рамках возбужденных уголовных дел?

2. Кто является участником гражданских правоотноше­ний в тех случаях, когда они возникли?

3. Кто является субъектами гражданских правоотноше­ний по этим делам?

4. Кто несет гражданско-правовую ответственность по уже возбужденным уголовным делам?

5. Как обеспечить справедливую имущественную ответ­ственность по подобным делам в будущем, если учесть то, что малоимущие лица не могут оплатить замену изношен­ных газовых плит в своих квартирах?

Для жителей поселков, расположенных на побережье Тихого океана, промысел рыбы и морепродуктов является единственным источником их существования, а доходы от него позволяют платить большие налоги государству. Так Приморский край в 1999 г. внес 1 млрд 700 млн рублей,* Хабаровский край за 10 месяцев 2000 г. — 135,5 млн рублей! Наряду с российскими гражданами ловлей рыбы занима- ются иностранцы — в пределах государственных квот; на практике же объем вылова рыбы значительно превышает установленные квоты. Квоты для российских рыбаков устанавливались местными властями.

Правительство РФ приняло решение провести аукцио­ны по продаже квот водных биологических ресурсов 17 февраля 2001 г. в Москве. К участию в аукционе допу­щены только российские физические и юридические лица, владеющие рыбопромысловыми судами на вещном праве либо праве аренды. Введение аукционной системы прода­жи промысловых квот вызвало возражение со стороны шести губернаторов дальневосточных регионов, считаю­щих, что это потребует больших денежных затрат, может привести к банкротству рыбаков в случае вылова в мень­шем объеме, чем предусмотрено квотой. Как следствие введения новой системы они прогнозировали рост цен на рыбу и браконьерство.

Виновником введения новой системы распределения квот на вылов рыбы губернаторы считают руководство Госком- рыболовства РФ, которое на деле преследует цель усиления государственного контроля за рыболовством в России. Такая ситуация стала возможной потому, что отсутствует феде­ральный закон о рыболовстве, регулирующий все вопросы использования водных биологических ресурсов.

Вопросы к задаче

1. Возникли ли гражданско-правовые отношения между губернаторами и руководством Госкомрыболовства РФ?

2. Возникнут ли гражданско-правовые отношения меж­ду губернаторами и Правительством РФ либо Президен­том РФ, если губернаторы будут просить отмены решения об аукционах?

3. Нормами каких отраслей нрава регулируются возник­шие отношения?

4. Что и кому следует предпринять для разрешения данной ситуации?

5. Обоснованы ли возражения губернаторов против инсде- ния аукционной системы по продаже квот на вылов рыбы?

Заботясь о здоровье нации, которому у|рожает алкого­лизм подростков и женщин, Главный государственный санитарный врач РФ издал Постановление «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией». В нем предлагается признать пиво алкогольной продукцией, уси­лить контроль за ней, а также содержится просьба к ряду государственных органов о содействии в этом деле. В частности, он просит:

а) Министерство РФ по делам печати, телерадиовеща­ния и средств массовой коммуникации — оказать содей­ствие уполномоченным органам (управлениям здравоохра­нением, образованием, учреждениям Государственной са­нитарно-эпидемиологической службы РФ) в работе по разъяснению негативных последствий неумеренного по­требления пива и алкогольных напитков;

б) Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ — рассмотреть воп­рос о соответствии рекламы пива в средствах массовой информации действующему законодательству;

в) Министерство сельского хозяйства РФ — предусмот­реть в своих планах механизм стимулирования увеличения объемов безалкогольного пива, а также пива в бутылках емкостью 0,33 литра;

г) Министерство экономического развития и торговли РФ

рассмотреть вопрос о внесении в Правительство РФ предложения ограничить продажу пива несовершеннолет­ним, о запрете его продажи вблизи учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, спорта, а также о вве­дении жестких административных мер к нарушителям этих ограничений.

Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции в ответ распространил заявление, в котором оценивает этот документ как попытку вмешательства чинов­ника в регулирование рыночных отношений и изменения нормативных документов и стандартов, регулирующих про­изводство пива. При этом сделан прогноз об уменьшении производства и потребления пива и как следствие — сниже­ния налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на это, Министерство юстиции РФ завизиро­вало указанное Постановление, подтвердив тем самым его законность. Однако для реализации его требуется еще, чтобы Госстандарт РФ внес изменения в госстандарты на пиво и слабоалкогольные напитки, а Государственная Дума приняла закон о пиве, проект которого разработан не­сколько лет тому назад и придает пиву статус алкоголь­ного напитка, что позволит запретить его рекламу. Надежд на то, что просьба автора Постановления будет выполне­на, мало, так как законодатель будет поддерживать про­изводителей пива, а СМИ не снимут его рекламу, по­скольку потеряют 15% дохода, получаемого от всей рек­ламы.

Вопросы к задаче

1. Правомерно ли считать Постановление, указанное в задаче, вмешательством чиновника государственного орга­на в регулирование рыночных отношений и попыткой кор­ректировки действующего законодательства?

2. Что следует предпринять, по вашему мнению, чтобы положительно решить проблему, описанную в задаче?

Государственный элеватор-склад для хранения зерна, на­ходящийся в селе Алексеевка Волгоградской области, был преобразован в открытое акционерное общество «Алексеевс- кий элеватор». На собрание акционеров этого общества при­шел неизвестный гражданин и объявил себя новым акционе­ром, владеющим контрольным пакетом акций. Акционеры обратились в прокуратуру с просьбой проверить, на каком основании он стал совладельцем их предприятия. При про­верке было установлено, что данное лицо, им оказался Кон­стантин Королев, является президентом ЗАО «Нижняя Вол­га» и что акции он купил в марте 2000 г. у жителя села ддексеевка Николая Никитина, скупившего их в свое время

акционеров ОАО «Алексеевский элеватор». Всего было скуплено 13 394 акции у 54 акционеров на общую сумму 3 323 500 рублей. Мать Королева — Клавдия приобрела у 45 акционеров этого же ОАО 13 572 акции на сумму 3393 рубля. Три месяца Никитин совершает следующие сделки: заклю­чает договор о купле-продаже принадлежавших ему акций с ООО «Торговый дом «Универсал”», которым владеет Клав­дия Королева, с рассрочкой их оплаты в течение семи лет; тремя днями позже Клавдия Королева продает свои акции фирме ООО «Контракт», которая также принадлежит ей. Николай Никитин и Клавдия Королева не собирались быть собственниками элеватора в селе «Алексеевка», они лишь выполняли просьбу Константина Королева, снабжавшего их для этой цели деньгами. Прокурор признал сделку с прода­жей акций ОАО «Алексеевский элеватор» мнимой, а потому незаконной. Районный суд подтвердил этот вывод, посколь­ку сделки по купле-продаже были совершены на подставных лиц, а также постановил передать акции в фонд государ­ственного имущества Волгоградской области. Константин Ко­ролев обжаловал это решение, однако коллегия областного суда оставила это решение в силе.

Вопросы к задаче

1. Является ли законным переход права собственности государства на элеватор в селе «Алексеевка» к ОАО «Алек­сеевский элеватор»?

2. Согласны ли вы с тем, что покупка акций в данном деле была незаконной?

3. Что следует понимать под «мнимой» сделкой?

4. Обоснована ли тревога по поводу смены формы соб­ственности на элеватор?

5. Подлежат ли юридической ответственности участни­ки незаконных сделок с акциями ОАО «Алексеевский элеватор»? Если да, то какого вида ответственности: ад­министративной, уголовной, гражданско-правовой?

«Веерное» отключение электроэнергии в обслуживаемых объектах г. Тамбова, начавшееся в 2000 г., закончилось тра­гично. 15 января 2001 г. в реанимационном отделении воен ного госпиталя скончался бывший военный летчик Алексей Ледовский. Смерть его наступила из-за прекращения работы кардиостимулятора в связи с отключением электроэнергии в госпитале. Электроэнергия была подана лишь через 20 минут после обращения врачей к мэру города и руководителю ОАО «Тамбов-энергия».По факту гибели ветерана военная проку, ратура возбудила уголовное дело, а мэр города создал комис­сию по расследованию. Представители РАО «ЕЭС России* обвинили перепродавца электроэнергии — тамбовскую «Гор. электросеть» в том, что она не включила резервную линию.

Смотрите так же:  Образец приказа о внесении дополнений в должностные инструкции

Между тем данный объект обладал двойной степенью защиты от произвола электроснАбжающих организаций: во- первых, он не был включен в список субъектов, подлежав­ших наказанию за долги, и, во-вторых, законом запрещено отключение электроэнергии организаций, связанных с обо­роной государства. Однако КЭЧ тамбовского военного гар­низона, заключая договор на электроснабжение с «Тамбов- энергией», отнес госпиталь к третьей категории важности, т.е. позволяющей делать такие отключения. Кроме того, в реанимационном отделении госпиталя не оказалось авто­номной аварийной подстанции, а в реестре социальных объектов города госпиталь был приравнен городской адми­нистрацией к обычной воинской части.

Вопросы к задаче

1. Возникла ли юридическая ответственность в связи со смертью в госпитале Ледовского?

2. Какого вида ответственность и перед кем возникла в связи с этой смертью?

3. Кто конкретно виноват в смерти Ледовского?

4. К кому и в каком порядке могут обратиться родственни­ки погибшего с целью возмещения причиненного им вреда?

5. Будет ли нести ответственность городская админист­рация г. Тамбова за смерть Ледовского, в какой форме и из каких средств?

Совет кредиторов обанкротившегося Инкомбанка на одном из своих совещаний рассматривал вопрос о прода-

*е коллекции картин, принадлежащих этому банку. Пред­полагалось, что фаворитом аукциона должна стать карти­на, являющаяся одним из вариантов «Черного квадрата* Казимира Малевича, стоимостью несколько миллионов

Лица, заинтересованные в покупке данного шедевра, обратились к заместителю руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России с вопросом, не будет ли Министерство возражать против продажи картин, находящихся на его ответственном хра­нении. Из полученного ответа стало ясно, что некоторое время тому назад два министра — по налогам и сборам и культуры — просили Инкомбанк передать, принадлежа­щие ему картины Министерству культуры РФ в качестве зачета части долгов Инкомбанка. Однако этого не про­изошло. В данный же момент в соответствии с договором об ответственном хранении эти картины не могут быть обращены в собственность государства, но хранение осу­ществляется возмездно. Получить эти картины за долги Инкомбанка Минкультуры России вправе лишь в соответ­ствии с очередностью удовлетворения кредиторов в слу­чае банкротства юридического лица.

Вопросы к задаче

1. Почему, по вашему мнению, потенциальный покупа­тель картин стал выяснять отношение Минкультуры РФ к продаже с аукциона?

2. Почему должностное лицо Минкультуры РФ ответи­ло, что оно не решает вопрос о продаже картин, несмот­ря на то что фактически владеет ими и имеет право на обращение их в собственность государства за долги?

3. Какой закон имелся в виду в связи со ссылкой на правила об очередности удовлетворения требований кре­диторов при банкротстве юридического лица?

4. Какова очередь на удовлетворение требований долга государству, представленного Минкультуры РФ?

5. Почему Минкультуры РФ, отвечающее за сохранение культурных ценностей России, будучи государственным органом, не пользуется преимуществом в очередности перед другими кредиторами Инкомбанка?

19 января 2001 г. состоялось заседание Правитель РФ, на котором рассматривалась проблема вовлечений

хозяйственный оборот результатов научно-техническ * деятельности, созданных за казенный счет. Такими резул°** татами, в частности, являются научные разработки и те** нологии военно-промышленного комплекса, которые мо гут использоваться не только в военных, но и в граждан’ ских целях. Эти результаты представляют огромно потенциальное богатство России. Однако нормативная база позволяющая оформить их в интеллектуальную собствен­ность и зачислить на балансы предприятий и государства отсутствует. Вследствие этого пользование ими не прино­сит доходов ни их разработчикам, ни государству. В связи с этим руководство Министерства промышленности, на­уки и технологии РФ предложило проект концепции госу­дарственной политики в этой области деятельности. В слу­чае принятия этого проекта государство сможет отдавать такую собственность предприятиям за плату или безвоз­мездно в доверительное управление, но при этом разра­ботки и технологии будут всегда иметь балансовую стоимость. Механизм инвентаризации такой интеллекту­альной собственности и методика ее оценки будут регули­роваться постановлением Правительства РФ, а отвечать за проведение политики в указанной сфере будет орган ис­полнительной власти — Минпромнауки России.

Вопросы к задаче

1. Возникнут ли гражданско-правовые отношения у разработчиков интеллектуальной собственности, указан­ной в задаче? Если да, то с кем именно: предприятием или государством?

2. Следует ли, по вашему мнению, вводить охранные до­кументы на такую собственность? Если да, то кому их сле­дует выдавать: разработчику, предприятию или государству?

3. Известен ли вам какой-либо закон, регулирующий интеллектуальную собственность, близкую к рассмотрен­ной в данной задаче?

4. Как называются действующие охранные документы на интеллектуальную собственность?

к Перечислите четыре свойства Российской Федерации ка* суверена, превращающие ее в особый субъект граж­данского права.

Составьте таблицу: «Действия государственных органов по ’ управлению и распоряжению государственным имуществом*. Предусмотрев в ней следующие государственные органы:

а) Мингосимущество РФ;

б) Комитеты по управлению и распоряжению государ­ственным имуществом;

в) Российский фонд Федерального имущества;

г) Фонды управления государственным имуществом.

Перечислите три объекта, при помещении денежных средств в которые гарантируется сохранность последних государством.

Составьте схему: «Ситуации, при которых государство несет внедоговорную гражданско-правовую ответственность*.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В КАЖДОМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ТЕСТОВ

К субъектам Российской Федерации относятся:

а) автономные области, городские поселения;

б) республики, края, области;

в) автономные округа, сельские поселения;

г) городские и сельские поселения.

Субъектами муниципальных образований являются:

а) города федерального значения и сельские поселения;

б) областные и городские поселения;

в) городские и сельские поселения;

г) области и города федерального значения.

Если иное не вытекает из закона, то к Российской Федерации применяются нормы гражданского законода­тельства, касающиеся:

а) физических и юридических лиц;

б),субъектов Российской Федерации;

в) муниципальных образований;

г) юридических лиц.

На федеральном уровне от имени государства имуще­ственные и личные неимущественные права и обязанности могут осуществлять:

а) законодательные собрания, президенты и правитель­ства субъектов РФ;

б) представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы;

в) Федеральное собрание, Президент РФ, Правитель­ство РФ;

г) областные думы, министерства и ведомства субъек­тов Федерации.

Российской Федерации принадлежит та часть государ­ственной собственности, которую закон именует:

а) федеральной и муниципальной собственностью;

б) федеральной, муниципальной и собственностью субъектов Федерации;

в) федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации;

г) федеральной собственностью.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам:

а) имуществом, находящимся только в государствен­ной или муниципальной собственности;

б) имуществом, закрепленным за созданными ими юридическими лицами на праве оперативного управ­ления;

в) имуществом, закрепленным за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения;

г) имуществом, принадлежащим им на праве собствен­ности.

российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц:

а) отвечают в регрессном порядке;

б) отвечают субсидиарно;

в) отвечают солидарно;

Если банкротство унитарных предприятий вызвано ис­полнением указаний Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, то последние по обязатель­ствам этих предприятий:

б) отвечают субсидиарно;

в) отвечают солидарно;

Российская Федерация по обязательствам казен­ного предприятия в случае недостаточности его имуще­ства:

а) ответственности не несет;

б) несет субсидиарную ответственность;

в) несет солидарную ответственность;

г) несет регрессную ответственность.

Принцип свободного иммунитета иностранного госу­дарства признается в законодательстве:

б) гражданском процессуальном;

в) уголовном процессуальном;

Тема 7. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

1. Что понимают под объектами гражданских правоот­ношений и каковы их виды?

2. Как определяются понятия «вещь» и «имущество*? р чем их отличие?

3. Как классифицируются вещи?

4. Какими признаками характеризуются родовые вещи?

5. Какими признаками характеризуются индивидуально­определенные вещи?

6. Что понимают под потребляемыми и непотребляемы­ми вещами?

7. Что понимают под делимыми, неделимыми и слож­ными вещами?

8. Недвижимость как разновидность вещей.

9. К каким видам объектов относятся деньги и ценные бумаги?

10. Что понимают под ценными бумагами и как они классифицируются?

11. Как определяются понятия «облигация*, «вексель*, «чек», «сертификат», «банковская сберегательная книжка на предъявителя», «коносамент*, «акция*?

12. Чем отличается простой вексель от переводного, а депозитный сертификат — от сберегательного?

13. Каковы требования к ценной бумаге?

14. Как передаются права по ценной бумаге?

15. Как осуществляется исполнение по ценной бумаге?

16. В каком порядке осуществляется восстановление ценной бумаги?

17. Бездокументарные ценные бумаги.

18. Какие объекты относятся к результатам интеллекту­альной деятельности (интеллектуальной собственности)?

19. Понятие и особенности результатов творческой де­ятельности.

20. В каких случаях работа (услуга) является объектом 1ражданского правоотношения?

Завод «Контактор» — изготовитель комплектующих из­делий обязался в конце декабря 2000 г. передать 2 тыс. реле и 1 тыс. контакторов заводу «Автомат» — изготовителю автоматических тестомешалок для мини-пекарен. Изготов­ленные реле и контакторы были отправлены на хранение в полуподвальное помещение заводского склада. За сутки до передачи комплектующие изделия были упакованы в картонные коробки и оставлены на полу склада. Ночью на складе прорвало трубу центрального отопления, и по­мещение затопило. После откачки воды выяснилось, что

2 тыс. реле были затоплены горячей водой. Реле нуждались в разборке, просушке, протирке спиртом, сборке и про­верке.

В связи с этим завод «Контактор» передал заводу «Ав­томат» в обусловленный срок только 1 тыс. контакторов, а 2 тыс. реле обязался передать только после приведения их в работоспособное состояние через месяц.

Завод «Автомат» с этим не согласился и подал в суд иск к заводу «Контактор» с требованием о возмещении ущерба, вызванного отсрочкой поставки.

Вопросы к задаче

1. Что является объектом правоотношений в данной задаче?

2. Какое решение должен вынести суд?

3. Изменилось ли бы решение суда, если бы представи­тель завода «Автомат» прибыл за комплектующими изде­лиями через неделю после назначенного срока их вывоза, а авария на складе произошла за день до его приезда?

Виктор Воронцов выдал доверенность на управление мотоциклом с коляской своему сыну Олегу, 17 лет. Пос­ледний пригласил свою подругу Оксану, 17 лет, прока­титься за город к реке. Проезжая по улице на большой скорости, Олег сбил пенсионерку Татьяну Танич, перехо­дившую улицу в неположенном месте. В результате Танич была доставлена в больницу со множественными ушибами и переломом левой руки.

допросы к задаче

1. Что является объектом правоотношений в данной

2. К какому виду вещей относится мотоцикл с коляской?

3. К кому Танич вправе предъявить судебный иск —

Олегу Воронцову или к его отцу?

Супруги Виноградовы, Наталья и Владимир, прожив ДО лет в браке, расторгли его. В течение супружеской жизни они построили бревенчатый дом на земельном участке, полученном Владимиром на заводе, где он работает, ку­пили мебельные гарнитуры: кухонный, столовый и спаль­ный и обставили ими трехкомнатную квартиру, получен­ную Натальей от органа местного самоуправления и при­ватизированную три года тому назад, собрали библиотеку из одной тысячи томов книг дореволюционных изданий.

В связи с расторжением брака между Натальей и Вла­димиром возник спор о разделе совместно нажитого иму­щества. Владимир настаивал на том, чтобы все имущество было поделено поровну с учетом его стоимости. Наталья же возражала против этого. Она хотела, чтобы дом с зе­мельным участком, кухонный гарнитур и библиотека пе­решли к Владимиру, а ей бы достались трехкомнатная квартира, столовый и спальный мебельные гарнитуры.

Вопросы к задаче ‘

1. Что является объектом правоотношений в данной за­даче?

2. Кто из супругов Воронцовых прав в возникшем споре? . 3. Как должно быть разделено совместно нажитое иму­щество между разведенными супругами, если это дело будет решаться в народном суде?

4. Как следует поделить между супругами кухонную утварь и бытовую технику, если она у них есть?

После смерти Клемента Кузнецова, проживавшего в од­ной из комнат пятикомнатной коммунальной квартиры, между его наследниками — дочерью Лидией и сыном Никанором — возник спор о дележе наследуемого имуцте Никанор настаивал на том, чтобы автомобиль «Мос* 8 ®- перешел ему, а все остальное имущество — Лидии. Лид^!*^ возражала. Но когда встал вопрос о государственной!*! 1,6 страции автомобиля и гаража, Лидия стала предъявлять пп ‘ на гараж. Никанор ответил, что гараж должен принадле* 8 тому лицу, у которого останется автомобиль.

Одновременно соседка по квартире Анна Алисова пол заявление в орган местного самоуправления о передаче освободившейся комнаты, не зная о том, что в этой комна прописана Лидия Кузнецова, никогда в ней не жившая. **

Вопросы к задаче

1. Что является объектами правоотношений в данной задаче?

2. Являются ли гараж и автомобиль неделимой еоб ственностыо?

3. Правомерно ли требование Алисовой о передаче ей комнаты умершего Кузнецова, если в ней прописана дочь, никогда там не жившая?

Валерий Васенков, придя в букинистический магазин заметил, что на полке стоит полное собрание сочинений Леонида Андреева в восьми томах, изданное в 1913 г Шесть первых томов были в типографском переплёте а два последних — в любительском с кожаным корешком* и цена на них была отдельная.

Валерий Васенков потребовал продать ему два послед­них тома в любительском переплете, так как другие тома собрания сочинений Леонида Андреева у него уже были. Но продавец ему в этом отказал, сообщив, что собрание сочинений продается полностью, несмотря на то что об* щей цены на полный комплект томов нет.