Финансы субсидия это

Оглавление:

Что такое субсидия и как ее оформить

Большинство жителей России уже давно знакомы с понятием «субсидия», но есть категория граждан, которые сталкиваются с этим впервые. В этой статье мы постараемся полностью раскрыть данную тему и познакомим вас со всеми актуальными требованиями для ее оформления.

Что такое социальная субсидия?

Социальная субсидия – это безвозвратная помощь гражданам России, которые в ней нуждаются. Она может выплачиваться из основного бюджета страны, местных органов самоуправления или различных соцфондов.

Социальные выплаты имеют четкую направленность и не могут быть использованы для сторонних нужд. Если субсидия назначается для покрытия части коммунальных платежей, она может быть использована только для оплаты услуг коммунальных служб.

Какие виды субсидий бывают?

Субсидии могут быть выданы не только физическим лицам, но и юридическим организациям. Поэтому такие выплаты могут быть выданы, в виде денежных средств или в качестве межбюджетного трансферта.

По типу реализации все субсидии разделяют на:

  • прямые субсидии – это открытая материальная помощь, предназначенная определенной группе людей (например, сюда можно отнести субсидирование военных семей для улучшения их жилищных условий или финансовая поддержка научно-исследовательского учреждения);
  • косвенные дотации – это льготы, позволяющие уменьшать суммы налогов или выплат по кредиту (пример – ипотечные кредиты для молодых семей);
  • перекрестные дотации –взаимное покрытие расходов одной сферы за счет доходов другой (например, цена одной группы товаров, находящаяся ниже уровня затрат, может компенсироваться ценой, превышающей этот уровень, для другой их категории).

Как говорилось выше, субсидия – это целевая финансовая поддержка. Основные цели, на которые может быть оформлена дотация для физических лиц, это:

  • жилищно-коммунальные услуги;
  • покупка жилой площади;
  • бизнес-проекты для безработных;
  • материальная помощь инвалидам;
  • выплаты на поддержку молодых семей;
  • долгосрочное или дорогое лечение и др.

Кроме этого, есть целевые назначения для юридических субъектов. Например, льготы по начислению налоговых обязательств представителям малого бизнеса или со-финансирование проекта несколькими бюджетными фондами.

Кто имеет право на оформление субсидии?

Государственные дотации положены не всем желающим гражданам или юр. лицам. Есть определенные категории жителей России, которые имеют право подать заявление на оформление субсидии:

  • прежде всего, это малоимущая часть населения;
  • граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, например, получившие значительные травмы и утратившие работоспособность;
  • пенсионеры;
  • молодые семьи с тесными жилищными условиями;
  • граждане, имеющие официальный статус безработного, и желающие реализовать свой бизнес-проект;
  • представители малого бизнеса;
  • лица, имеющие льготы, трудовые заслуги, знаки отличия, награды и т.д.;
  • пострадавшие в результате техногенных/стихийных бед;
  • государственные органы нижнего уровня (на дофинансирование какого-либо научного или исследовательского проекта).

Малообеспеченными признаются такие граждане или их семьи, у которых общий средний доход ниже минимального прожиточного уровня (в пересчете на каждого совершеннолетнего члена).

Какие документы нужны для оформления субсидии?

Чтобы получать дотационную помощь от государства, граждане должны обратиться в органы социальной поддержки населения своего района (по месту прописки). Ускоренную процедуру оформления проводят многофункциональные центры. Также субсидию можно оформить онлайн — на официальном сайте «Портал государственных услуг», по адресу https://www.gosuslugi.ru/.

В зависимости от целевого назначения субсидии, пакет документов будет разным, но есть основной список документов, единый для всех государственных выплат. Это:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (со всеми фотографиями);
  • идентификационный код;
  • наличие регистрации;
  • оригиналы оплаченных коммунальных квитанций за последний месяц, подтверждающие, что вы не имеете долгов перед государством;
  • документ на квартиру или официальный договор аренды;
  • банковские реквизиты, на какой счет будут перечисляться выплаты;
  • заявление на оформление субсидии.

Как проходит процедура оформления субсидии в РФ в 2018 году?

Полная процедура оформления субсидии может занять до 10 рабочих дней. В случае предоставления не полного списка документов или несоответствующего их качества, процедура рассмотрения вашей заявки может быть перенесена на 30 дней до предоставления недостающих.

Решение комиссии может быть не только положительным. Если органы не подтверждают необходимость вашей семьи в государственной поддержке, вы можете получить отказ в субсидии.

Если вы намерены подать заявление на оформление субсидии на жилье, то вам нужно подтвердить документально, что ваша семья действительно нуждается в улучшении жилищных условий или имеет определенный статус (например, военнослужащего). Если оформляется субсидия на услуги ЖКХ, то нужны справки о доходах, подтверждающие, что коммунальные выплаты составляют более 22% вашего дохода.

При оформлении субсидии лучше иметь с собой все оригиналы документов, даже если в списке допускается копия. Все документы, копии, справки, акты должны быть качественными и читабельными. Также имейте в виду, что если оформление государственных выплат пришлось на вторую часть месяца (после 16 числа), то расчет будет происходить уже в следующем месяце.

Когда вы получите положительное решение, субсидия будет перечисляться на ваш расчетный счет в течение 6 месяцев, после чего подачу пакета документов следует повторить: возможно, в вашей жизни какие-то условия изменились.

Какие изменения по субсидиям появились в 2018 году?

  • С 2018 года государство больше не будет предоставлять субсидии по ипотечным кредитам (так как процентные ставки банков сравнялись с размером государственных субсидий и утратили целесообразность);
  • жилищные субсидии для военных будут продолжаться до 2019 года;
  • для производителей продукции сельскохозяйственного назначения государство введет единую региональную субсидию (теперь количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7);
  • для малого бизнеса предусмотрены кредиты и финансовая поддержка по более выгодным ставкам.

Получение денежных средств и ответственность граждан

Сроки выплаты субсидий могут быт разными, в зависимости от типа дотаций. Перечисление денежных средств происходит на те банковские реквизиты, которые вы указали в заявке. Получать деньги можно на карту, в банковских отделениях или на дому (если вы не можете ходить в силу своего возраста, или имеет статус инвалида І группы). Использовать государственные средства можно только по их прямому назначению.

Помните, что вы несете полную ответственность за предоставление правдивой и достоверной информации для оформления субсидии. Если в вашей жизни наступило событие, которое может повлиять на размер субсидии или на ваше право ее получать, вы в 30-дневный термин должны сообщить об этом и представить соответствующие документы в местные органы социальной защиты.

Что такое субсидия

Незнание некоторых определений или терминов может лишить возможности получить помощь государства или извлечь выгоду. В последнее время все чаще можно слышать слово «субсидия», которое употребляется в различных сферах жизни. В этой статье мы разберемся, что такое субсидия и как ее можно получить.

Что такое субсидия

Если обратиться к Википедии, то база определяет субсидию, как государственную помощь, выделяемую определенной категории граждан. В переводе с латинского, «субсидия» также означает «поддержку, помощь».

Эта поддержка не обязательно может выражаться в денежном эквиваленте. В зависимости от социальной программы, помощь может быть оказана в виде снижения тарифа на коммунальные услуги, предоставление льготы на проезд, оплату обучения, лечения и т.д.

Таким образом, мы видим, что само понятие «субсидия» — весьма широкое и может оказываться, как физическим, так и юридическим лицам.

Какие бывают субсидии

  1. Денежное пособие. Такая поддержка оказывается физическим и юридическим лицам из бюджетных фондов или частных фондов на конкретные проекты.
  2. Развитие бизнеса. Например, частному предпринимателю, который представляет отечественного производителя, может быть предоставлена льгота на уплату аренды за торговую площадь.
  3. Помощь бюджетных сфер друг другу от вышестоящего ранга к нижестоящему. Говоря простыми словами, финансовая поддержка выделяется, например, областным фондом городскому на развитие определённой сферы.
  4. Социальная субсидия. Данная поддержка направлена на развитие благосостояния определенных категорий граждан и предполагает финансирование жилищных проектов, проектов по трудоустройству и т.д.

Также различают прямые и косвенные субсидии. Прямая субсидия характеризуется адресным финансированием и имеет целевое значение. При этом, масштаб субсидирования может быть самым разным: от частного лица до целого завода. Как правило, под такие проекты создаются бизнес планы, ставится четкая цель распределения ресурсов. Это может быть открытие бизнеса, модернизация оборудования на заводе, улучшение трудовых условий в цеху предприятия за счет государства и т.д.

Косвенная субсидия предполагает предоставление налоговых льгот, снижение тарифов и т.д.

Все государственные проекты по оказанию социальной помощи предпринимателям и населению формируются правительством РФ, местной администрацией или высшим исполнительным органом государственной власти.

В зависимости от вида пособия, проект находится в ведомстве местного, областного или государственного социального фонда. Таким образом, субсидирование не всегда оказывается централизованно по всей стране.

В некоторых случаях, регионы могут иметь свои собственные социальные программы, направленные, например, на развитие аграрного или жилищного сектора.

Свойства субсидий

Учитывая прямую функцию субсидии – оказание помощи и финансовой поддержки, вытекают и основные свойства этого понятия:

  • Целевой характер. Это одно из основополагающих свойств субсидии, которое позволяет оказать поддержку по определенным параметрам. Денежные средства, выделяемые на покупку жилья, например, не могут быть использованы в качестве оплаты за ремонтные работы, на приобретение мебели.
  • Безвозвратность. Это второй принцип субсидии, который четко отделяет эту денежную помощь от кредита. Субсидия носит безвозмездный характер и не может быть затребована обратно. Единственным условием является целевое назначение помощь. Контроль над выполнением этой задачи возлагается на соответствующие органы.

Кому положена субсидия по квартплате

Если же инспекцией будет доказано нецелевое использование финансовой поддержки, тогда средства могут быть затребованы обратно.

Как получить субсидию?

Ответить однозначно на этот вопрос и дать четкий перечень документов, необходимых для получения государственного пособия – невозможно. Дело в том, что каждый вид субсидии предполагает свой пакет документов. К тому же, некоторые субсидии выделяются не государственными, а частными фондами. Правила устанавливаются каждым фондом индивидуально.

Ниже мы приводим стандартный набор документов, который необходим для любой субсидии. Дополнительный же перечень по каждому из виду помощи, необходимо уточнять отдельно.

Для получения пособия на оплату коммунальных услуг, потребуется:

  • Документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (паспорт и ИНН). При наличии несовершеннолетних детей, проживающих по данному адресу, необходимо предоставить свидетельство о рождении.
  • Документы, которые указывают на состав семьи, количество зарегистрированных лиц по данному адресу.
  • Справку с места работы о зарплате (пенсии) для расчета средне ежемесячного дохода на семью. Для неработающих совершеннолетних лиц – справку с Центра занятости населения (в том случае, если человек состоит на учете и получает пособие).

Кроме разницы в предоставлении пакета документов, может различаться и порядок назначения субсидии.

Для определения пособия на оплату коммунальных услуг, процессом оформления необходимо начинать заниматься накануне оплаты за жилье.

Для подачи заявки на оформление помощи, необходимо посетить отдел жилищных субсидий, расположенный по месту жительства. Право на подачу документов имеет право любой из членов семьи при условии его полного соответствия актуальным положениям Правил предоставления субсидий.

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели;

средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. По виду предоставления:

В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

2. По типу реализации:

Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели предоставления субсидий

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными целями предоставления субсидий являются:

Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.

Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кто имеет право на субсидию и как ее оформить

Субсидия, как вид социальной помощи предоставляется государством с целью защиты малообеспеченных семей.

Этот вид помощи представляет собой ежемесячную адресную безналичную субсидию для:

  • возмещения расходов на оплату пользования жильем или его содержания
  • оплаты коммунальных услуг (водо -, тепло-, газоснабжение, водоотвод, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот).

Один раз на год субсидии предоставляются в наличной форме на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.

Основной нормативный акт устанавливающий порядок предоставления населению субсидий Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 октября в 1995 г. N 848.

Право на получение субсидии.

Субсидию имеет право получить семья, в которой размер оплаты с учетом льгот превышает:

  • объем 10 или 15 процентов среднемесячного совокупного дохода граждан, зарегистрированных в жилом помещении, за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления;
  • 10 или 15 процентов годового совокупного дохода за приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля в 1998 г. N 1156 «О новом размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения капнувшего газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии» с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля в 2010 г. N 621.

    Указанное касается действующих на сегодня норм, которые могут быть изменены Постановлением Кабинета Министров Украины.

    Расчет совокупного дохода для назначения субсидии осуществляется в соответствии с Методикой расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины, Государственного комитета статистики Украины, Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины от 15 ноября в 2001 г. N 486/202/524/455/3370.

    Кому назначается субсидия.

    Субсидия назначается владельцу (совладельцу) жилья, нанимателю государственного и общественного фонда, члену жилищно-строительного (жилищного) кооператива, владельцу (совладельцу) жилищного помещения, на которого открыто лицевой счет по месту регистрации.

    Документы, необходимые для назначения субсидии.

    Желающий получить субсидию должен подать заявление и справки о доходах каждого лица, зарегистрированного в жилищном помещении.

    Если в жилом помещении зарегистрированы лишь пенсионеры, которые не работают, и другие неработоспособные граждане, для подтверждения права на назначение субсидии подается лишь заявление, в котором подтверждается неизменность совокупного дохода и характеристики жилья и услуг с момента предыдущего назначения субсидии.

    Гражданин несет ответственность за предоставленные сведения о доходах, имуществе, что повлияли или могли повлиять на установление права на субсидию и на определение ее размера.

    В какой орган необходимо обращаться за получением субсидии.

    Орган труда и социальной защиты населения.

    Срок рассмотрения документов.

    Решение о назначении или об отказе от назначения субсидии принимается в течение десяти дней после представления заявления и получения необходимых сведений.

    Срок, на который предоставляется субсидия

    Субсидия на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на шесть месяцев, а для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива – на календарный год по личному обращению гражданина.

    Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и природного газа (электроэнергии), которые используются для индивидуального отопления, предоставляется на отапливаемый период, начиная с месяца обращения.

    В случае, когда оплата услуг по теплоснабжению осуществляется лишь в отапливаемый период, субсидия назначается на этот период, начиная с месяца обращения за ее назначением.

    В виде исключения, при условии обращения с заявлением о назначении субсидии в течение двух месяцев с начала отапливаемого сезона, она предоставляется на весь отапливаемый период.

    Если в жилищном помещении (дому) зарегистрированные и проживающие только пенсионеры, которые не работают, и другие неработоспособные граждане, источником существования которых являются лишь доходы от личного крестьянского хозяйства, пенсия и другие социальные выплаты, субсидия может назначаться на двенадцать месяцев.

    Если срок, на который была назначена субсидия, закончился.

    По окончании срока, на который была назначена субсидия, граждане должны подтвердить право на назначение субсидии на следующий период.

    С этой целью они подают в органы труда и социальной защиты населения только справки о доходах зарегистрированных граждан и заявления, в котором подтверждается отсутствие изменений в составе зарегистрированных и в характеристике жилья и услуг с момента предыдущего назначения субсидии.

    Орган труда и социальной защиты населения имеет право пересчитать субсидию без обращения гражданина в следующих случаях:

  • изменение цен и тарифов на услуги, на оплату которых назначена субсидия;
  • установление Кабинетом Министров Украины нового размера расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива;
  • внесение изменений в законодательство в части предоставления отдельным категориям граждан льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

    Отказ от назначения субсидии.

    Гражданину могут отказать в назначении субсидии в следующих случаях:

    среди зарегистрированных* в жилом помещении (доме) есть работоспособные лица, которые не работают, не учатся на дневной форме обучения, не находятся на учете в службе занятости как соискатели работы;

  • жилищное помещение (дом) сдано по договору в найм или в аренду;
  • зарегистрированные в жилом помещении (доме) или члены их семей имеют больше чем одно жилое помещение (дом), общая площадь которых в сумме превышает установленные нормы владения или пользования общей площадью жилья;
  • зарегистрированные в жилом помещении (доме) или члены их семей имеют в собственности больше одного автомобиля, транспортного средства** (механизма);
  • жилое помещение (дом) приобретено меньше чем год назад;
  • кто-либо из зарегистрированных в жилом помещении (доме) или лицо, которому начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией осуществил покупку:

    — автомобиля, транспортного средства,

    — строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления,

    — оплатил услуги по учебе, строительству, ремонту квартиры (дома) или автомобиля, транспортного средства,

    — телефонной (в том числе мобильной) связи.

  • Этот пункт не распространяется на случаи, когда лицо, обращающееся за субсидией или другое зарегистрированное в жилом помещении, оплатило жилищно-коммунальных услуги в пределах норм потребления и медицинские услуг, связанные с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на время обращения превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для отмеченных лиц.
  • во время обследования материально-бытовых условий семьи государственным социальным инспектором выяснено, что:

    — кто-либо из состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, имеет дополнительные источники доходов, не указанные в декларации о доходах и имуществе,

    — сдает в найм (аренду) жилое помещение (дом) или его часть,

    — работает без оформления трудовых отношений в установленном порядке,

    — получает доход от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, от использования сельскохозяйственной техники, грузовой машины, микроавтобуса и т. п.

    если в жилом помещении (доме) зарегистрированы только несовершеннолетние дети, имеющие родителей.

    * кроме граждан, которые присматривают за детьми до достижения ими трехлетнего возраста (к шестилетнему возрасту при наличии медицинской справки врачебно-консультативной комиссии); граждан, которые имеют трех и больше детей в возрасте до 16 годов и присматривают за ними; граждан, которые присматривают за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 годов, или инвалидами I группы ли в результате психического расстройства, или лицами, которые достигли 80-летнего возраста; а также физических лиц, которые предоставляют социальные услуги);

    ** не принимаются во внимание транспортные средства, которые согласно законодательству не являются объектами налогообложения кроме тракторов на гусеничном ходу;

    Субсидии на иные цели: приобретение и учет основных средств

    Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам, предоставляются субсидии на иные цели (ст. 78.1 БК РФ). О том, какими бухгалтерскими записями отражаются операции по учету основных средств, приобретенных за счет этого источника финансирования, и пойдет речь в нашей статье.

    Общие положения о предоставлении субсидий на иные цели

    Порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям на иные цели утверждается:

    в отношении средств федерального бюджета – органом государственной власти, выполняющим функции учредителя. В качестве примера можно привести приказы Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Государственному Эрмитажу», ФНС РФ от 27.04.2012 № ММВ-7-5/281@ «Об утверждении Правил предоставления в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочии учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг», Минсельхоза РФ от 17.01.2012 № 70 «Об утверждении Правил предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 – 2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным образовательным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели»;

    в отношении средств бюджетов субъектов РФ – органом власти субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства МО от 17.04.2012 № 507/14 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области»;

    в отношении средств бюджетов муниципалитетов – муниципальным органом управления (см., например, постановления администрации Чеховского муниципального района МО от 10.04.2012 № 421/10‑1 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Чеховского муниципального района», администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 № 505 «Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели»).

    В нормативном акте, устанавливающем правила предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели (далее – Порядок предоставления субсидий на иные цели), прописывается, что субсидия предоставляется учреждению в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответству-ющий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке бюджетному учреждению. Предоставление субсидии учреждению осуще-ствляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. Необходимость наличия соглашения и перечень условий, которые должны в нем содержаться, прописываются в Порядке предоставления субсидий на иные цели. Обычно соглашение предусматривает следующие условия:

    • объем, сроки (периодичность) перечисления субсидии (в том числе по месяцам), цели предоставления субсидии;
    • обязательства учреждения по целевому использованию субсидии;
    • перечень документов, необходимых для предоставления субсидии;
    • право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;
    • обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;
    • порядок, сроки и форма представления учреждением отчетности об использовании субсидии;
    • порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
    • ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения.

    Перечисление субсидий на иные цели осуществляется на отдельный лицевой счет учреждения. Санкционирование оплаты денежных обязательств по этим субсидиям производится в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 №72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

    Об использовании субсидий на иные цели (не на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя) учреждение представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, отчетность в сроки, установленные соглашением. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии подлежат возврату в бюджет. В соответствии с решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о наличии потребности в не использованной на начало текущего финансового года субсидии остатки указанной субсидии могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии. В случае нарушения условий предоставления субсидии ее перечисление приостанавливается. Если субсидия будет использоваться на цели, не соответствующие условиям их выделения, она подлежит взысканию в доход бюджета.

    Мы рассмотрели общие вопросы предоставления бюджетному учреждению субсидий на иные цели. Однако в рамках статьи нас в первую очередь интересуют вопросы учета основных средств, приобретенных за счет данных субсидий. Ниже остановимся на этом подробнее.

    Можно ли приобретать основные средства за счет сумм субсидий?

    Порядок предоставления субсидий на иные цели обязательно устанавливает направления расходования субсидий (указывается, на что учреждение вправе израсходовать средства субсидий). В частности, Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 16.01.2012 № 3, определено, что субсидия предоставляется на:

    а) выплаты стимулирующего характера по итогам отчетного периода;

    б) мероприятия, связанные с материально-техническим оснащением бюджетного учреждения, а именно:

    приобретение оборудования и разработку проектной документации;

    приобретение основных средств, за исключением приобретаемых в целях оказания государственных услуг (выполнения работ), предусмотренных учредительным документом бюджетного учреждения;

    в) капитальный ремонт и ремонтно-реставрационные работы на объектах имущественного комплекса бюджетного учреждения;

    г) разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации;

    д) реализацию мероприятий, предусмотренных программой энергоэффективности бюджетного учреждения;

    е) другие мероприятия, установленные вышеназванным приказом.

    Анализ нормативных актов, устанавливающих Порядок предоставления субсидий на иные цели, показал, что в отдельных случаях такая субсидия выделяется учреждению на приобретение основных средств, а в каких-то случаях ее предоставление имеет совсем другие цели. В частности, Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 17.01.2012 № 70, установлено, что учреждению предоставляется целевая субсидия на приобретение оборудования, сельскохозяйственной техники и транспортных средств в целях обеспечения осуществления основных видов деятельности учреждения, пре-дусмотренных его уставом. Порядком предоставления субсидий на иные цели, утвержденным Приказом Росжелдора от 25.01.2012 № 17, определено следующее. Субсидия предоставляется учреждениям в том числе на приобретение оборудования, не используемого непосредственно при оказании государственной услуги (выполнении работы). Постановлением администрации Коломенского муниципального района МО от 28.12.2011 № 2725, утверждающим Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Коломенского муниципального района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Коломенского муниципального района субсидий на иные цели, установлено, что средства субсидий могут быть потрачены на приобретение основных средств, не включаемых в нормативные затраты на оказание муниципальных услуг Коломенского муниципального района.

    Таким образом, если субсидия на иные цели выделяется на приобретение основных средств, учреждение обязано эти основные средства приобрести. Здесь же хотелось бы рассмотреть следующий вопрос. Вправе учреждение закупать основные средства за счет сумм субсидий, выделенных ему на возмещение нормативных затрат, по заданию учредителя или основные средства могут приобретаться учреждением только за счет сумм субсидий на иные цели и за счет бюджетных инвестиций? Ведь если посмотреть хотя бы на те нормативные акты, которые упомянуты нами чуть выше, видно, что в каких-то случаях основные средства приобретаются за счет субсидий на иные цели для выполнения задания учредителя, а в каких-то – для деятельности, не связанной с выполнением задания учредителя. Попробуем ответить на поставленный вопрос, обратившись к правилам финансового обеспечения выполнения задания учредителя.

    Согласно нормам ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 10 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

    В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

    То есть учредитель исходя их методики определения норматива затрат на одну единицу услуги (работы) и объема услуг (работ), которые учреждение должно оказать в планируемом периоде, определяет размер субсидий. Далее учреждение распределяет сумму субсидии по своему усмотрению.

    В отношении бюджетных учреждений органом власти, выполняющим функции учредителя, разрабатывается и утверждается (закрепляется нормативным актом) порядок определения нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества. Анализ таких нормативных актов показывает, что, как правило, при расчете нормативных затрат на оказание единицы услуги (работы) учредителем не учитывается стоимость основных средств. Например, Порядок определения нормативных затрат на оказание государственной услуги и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта не предусматривает включение стоимости основных средств в расчет норматива затрат. Росморречфлот предполагает, что при расчете нормативных затрат следует учитывать лишь затраты на техническое обслуживание оборудования, непосредственно используемого в оказании государственной услуги. В свою очередь, Порядок определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Минкультуры РФ, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества предусматривает учет в расчете нормативных затрат стоимости основных средств. Нормативный акт, который бы совершал некую «увязку» между расчетом нормативных затрат на услуги (работы) и направлениями распределения субсидий, отсутствует. Более того, чиновники, давая разъяснения по этому вопросу, говорят, что ориентироваться на методику расчета нормативных затрат учреждению при распределении субсидий не нужно. Учреждение свободно в расходовании данных средств. Одновременно чиновники указывают, что расходовать субсидии, выделенные учредителем на возмещение нормативных затрат, на приобретение основных средств нельзя, даже если эти основные средства в дальнейшем будут использоваться для выполнения задания учредителя. По нашему мнению, приобретение основных средств за счет сумм субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя, возможно, в случае если это предусмотрено методикой расчета нормативных затрат. Учреждение может аргументировать совершение данной операции (приобретение основных средств) не только необходимостью этих основных средств для выполнения задания учредителя (при условии, что учредителем не выделяются денежные средства на приобретение этих основных средств по целевой субсидии), но и тем, что изначально такие расходы были включены учредителем в себестоимость единицы услуги (работы).

    Как мы говорили выше, расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляются за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя. То есть в субсидиях на иные цели обычно не учитываются расходы по содержанию имущества (ремонту, уплате налога на имущества и т. п.), приобретенного за счет данного источника финансирования. Именно поэтому основные средства, приобретаемые учреждением за счет средств субсидий на иные цели и отражаемые в учете по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели», переводятся на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

    Прежде чем рассмотреть на примере перемещение основных средств между видами деятельности, хотелось бы заметить, что некоторые специалисты, давая разъяснения по вопросам перевода основных средств между видами деятельности, предлагают осуществлять его не тогда, когда стоимость объекта сформирована на счете 0 101 00 000 «Основные средства», а когда объект еще учитывается на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства». По нашему мнению, если направлением расходования субсидии на иные цели является приобретение основного средства, следует сначала сформировать стоимость основного средства в учете и отразить ее на счете 0 101 00 000, а затем осуществить перевод. В этом случае, представляя учредителю отчетность об использовании субсидий, учреждение покажет, что им были приобретены основные средства, а не вложения в основные средства, как того и требовал учредитель. Ведь основные средства и вложения в основные средства не одно и то же, в частности, это следует из положений п. 23 Инструкции № 157н . В нем сказано, что стоимость объекта, отражаемого в учете как объект основных средств, включает в себя сумму фактических вложений в его приобретение, сооружение

    или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

    Бухгалтерский учет

    Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению учреждением основных средств за счет средств целевой субсидии.

    В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, расходы по приобретению основных средств относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

    Учредитель выделил своему подведомственному учреждению субсидию на иные цели в размере 800 000 руб. Субсидия предоставлена в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке учредителю, в том числе и на приобретение оборудования, не используемого непосредственно при оказании государственной услуги (выполнении работы). За счет средств субсидии учреждение приобрело оборудование стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). В силу того что денежные средства на содержание оборудования предоставляются учреждению в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на выполнение задания учредителя, учреждение перевело оборудование с кода вида деятельности 5 на код вида деятельности 4. Приобретенное оборудование относится к категории «особо ценное движимое имущество».

    В бухгалтерском учете операции по приобретению и переводу оборудования отразятся следующим образом:

    Смотрите так же:  Выходное пособие при увольнении тк рф