Психолог пособие своими руками

Практические модели для психологического развития дошкольников

Работая в детском саду с детьми, обладающими различными речевыми патологиями, я убедилась в необходимости коррекции у большинства детей мелкой моторики. Развивать мелкую моторику — значит развивать речь.

Тренируя тонкие движения пальцев рук и тактильную чувствительность в том числе, я заметила, что и личностные качества детей совершенствуются: дети становятся менее тревожными и агрессивными, они начинают адекватно воспринимать и себя и окружающий мир.

Чтобы ребенок начал думать головой, надо дать ему что-нибудь в руки — это давно известно. При исследовании им мира действуют все органы чувств, из которых тактильные, быть может, самые главные. А еще я слышала такую фразу: «Бьете ребенка по рукам — наносите удар по интеллекту!» Как мама, я давно поняла, что не стоит останавливать любимое чадо, с искренним удовольствием вознамерившееся на наших глазах разодрать в клочья только что купленную игрушку. Это называется «детский момент истины». Момент настоящего развития.

Дети, игрушки которых долго сохраняют свой первоначальный вид, как будто их только что принесли из магазина, заслуживают большего внимания специалистов, чем дети, у которых игрушечные качели назавтра превращаются в весы, а мяч — в шляпу.

У меня есть уверенность в том, что пособие «Голубая башня, или Зоркие пальчики», разработанное мной и моим мужем (эскиз пособия представлен на рис. 1), имеет право на существование, ибо используется нами уже пятый год и служит для развития у детей мелкой моторики и тактильных ощущений.

Но сначала — немного об истории создания «Башни». Наш первый опыт разработки чего-то своего, непохожего на пособия логопедов и воспитателей детского сада, заключался в создании экрана мелкой моторики, который представлял из себя доску, прикрепленную к стене (эскиз пособия представлен на рис. 2).

На этой доске в самой ее середине была расположена рамка с различными застежками в три ряда. Среди них были кнопки, крючки, липучки, пуговицы и т.п. Внизу к доске крепился проволочный лабиринт с висящим на нем ключом, справа в доску был вмонтирован телефонный диск, а сверху — патрон с деревянной лампочкой (имитацией настоящей лампочки). Здесь было еще много всяких разных по форме и фактуре деталей, с которыми дети могли бы манипулировать, когда им этого захочется.

Этот экран возник после давнишнего посещения мной выставки под названием «Мир ребенка». В одном из павильонов, посвященном народному образованию, я увидела материалы Марии Монтессори, считавшейся великим наблюдателем жизни малышей. Царство бусинок, цилиндров, кубиков и застежек — эта великолепная развивающая среда — заворожило меня. Ведь все эти, созданные из экологически чистого материала, такие яркие и привлекательные предметы помогают ребенку постепенно войти в социальный мир. Но. даже минимальный набор этих материалов, состоящий из 39 наименований, стоил и тогда очень дорого. Поэтому я и решила самостоятельно смастерить нечто похожее.

Потом, спустя полгода, я даже провела эксперимент с помощью экрана. Мной был сделан корреляционный анализ на основе исследования интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы детей, их речевых функций, а также фиксации времени исполнения всех операций на экране мелкой моторики. У детей с коэффициентом интеллектуального развития выше 120 единиц и с адекватной самооценкой время исполнения всех операций на экране было значительно лучше, чем у других детей.

Рис. 1. Эскиз пособия «Голубая башня»

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Воодушевившись результатами своих исследований, я и память у детей старалась развивать не просто образную, ассоциативную, а и тактильную в первую очередь. Так появилась у меня в кабинете игра, состоящая из 10 (а потом и более) дощечек. Они имели разную по типу шероховатости поверхность.

Про эту игру, предложенную Игорем Матюгиным, я прочла в книге издательства «Эйдос» еще в 1993 году и почти сразу же вместе с детьми сделала ее.

Детям очень нравится с завязанными глазами, ощупывая разложенные перед ними в порядке номеров дощечки, воображать, на что похожа поверхность той или иной дощечки. Иногда получается связный рассказ. В этом случае после перемешивания дощечек ребенку легче разложить их в первоначальной последовательности.

Ведь глаза завязаны, и ничто не мешает воспринимать предметы только на ощупь. Нет опасности попасть в «зрительный плен».

Не только тактильная чувствительность, но и память в такой игре развивается лучше.

Потом была игра в «чудесный мешочек», которая с каждым разом усложнялась все больше и больше. Дети не просто должны были на ощупь находить в мешочке фигуру (кубик, катушку, шарик и т.п.), образец которой находился перед ними, но и улавливать разницу в величине, фактуре фигуры.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОЛУБОЙ БАШНЕ

Вот отсюда, пожалуй, и возникла идея создания «Голубой башни». У этого пособия сразу же появилось и второе название «Зоркие пальчики». Ведь именно с помощью способности «видеть» пальчиками дети достают мячик из башни, добиваются выкатывания его на основание — подиум. Кроме подиума, башня имеет одинаковые по размеру этажи, нишу (в основании) с подвешенными в ней фигурами и занавеской, скрывающей их от глаз.

Дети сидят или стоят около башни так, чтобы их глаза находились на уровне этажей, а не на уровне основания башни. Упражнение предлагается детям, которые заинтересованы в его выполнении. Я указываю им, что около этажей башни имеются рисунки и каждому этажу соответствует свой рисунок. Далее я только говорю, но не показываю, что внизу за шторкой в нише подвешены фигуры, изображения которых они видят на рисунках. Дети должны найти эти фигуры на ощупь, не заглядывая за шторку, и тихонько потянуть вниз.

Искать надо по порядку, начиная сверху. Я протягиваю свою руку за шторку и поясняю, какую фигуру я буду сейчас искать. Затем я говорю, что нашла ее и теперь осторожно потяну вниз. После того как мяч провалится этажом ниже, я говорю, что теперь буду искать фигуру, нарисованную рядом со следующим этажом. Я спрашиваю детей: какую фигуру мне надо сейчас искать? Когда ответ получен, надо еще раз пояснить, почему именно данную фигуру я буду сейчас искать, а затем тянуть ее вниз.

Потом, когда мяч провалится на следующий этаж, надо снова повторить процедуру, при этом можно опять спросить детей о том, какую фигуру надо искать.

Упражнение проводится до тех пор, пока мяч не вывалится из башни на ее основание. После этого надо открыть крышку башни, снова положить туда мяч и спросить детей о том, кто из них хотел бы сам поиграть и поискать фигуры. Когда какой-либо ребенок согласится выполнить упражнение, ему надо объяснить, что прежде чем тянуть вниз найденную фигуру, надо убедиться, что это именно та фигура, которая сейчас ему нужна. Иначе мяч не провалится ниже этажом, но зазвенит звонок. Этот сигнал будет свидетельствовать об ошибке.

Так как передняя стенка каждого этажа закрыта прозрачным материалом, позволяющим следить за перемещением мяча, а звук звонка хорошо слышен, детям удается очень быстро освоиться и самим контролировать выполнение этого упражнения.

КТО СПАСЕТ КОЛОБКА

Для детей, которым нет еще и 4 лет, мной разработана дополнительная инструкция к работе на «Голубой башне» под условным названием «Освободи Колобка».

Для этой игры мяч раскрашивается в желтый цвет и «гримируется» в Колобка. При этом с одной стороны он выглядит грустным, а с другой — веселым.

Укладывать в башню мяч надо так, чтобы через прозрачный материал дети видели грустного Колобка. Начинать объяснение игры надо с повторения сказки, изменяя при этом ее окончание. Я говорю детям, что лиса посадила Колобка в свою башню на самый верхний этаж. Малышам предлагается помочь Колобку выбраться из башни. Для этого в подвале за занавесочкой надо найти те фигуры, которые нарисованы рядом с каждым этажом. Я показываю, как это надо делать. Лиса, будучи очень хитрой, снабдила каждый этаж колокольчиком, и если дети, освобождая Колобка, будут неосторожны и сделают ошибку, то лиса услышит звук колокольчика и прибежит.

После того как Колобок освобожден, я быстро беру мяч в руку, поворачиваю его к детям веселой стороной и показываю, что Колобок теперь не грустит.

Чтобы интерес к игре у маленьких детей не ослабевал, можно использовать другие сказки, например «Репку». В этом случае инструкцию надо модифицировать в соответствии с условиями данной сказки. Также детей можно познакомить со сказкой «Украденное солнце», и тогда они будут помогать солнцу, которое проглотил крокодил. В этом случае опять же необходимо изменить инструкцию.

Смотрите так же:  Государственная экспертиза автомобиля после дтп

«Башня» дает возможность для выполнения еще и таких упражнений: фигуры, подвешенные в нише, можно менять местами, заменять их на другие. Для этого существует несколько наборов фигур (сердечко, елка, крестик, звезда, грибок). Также существует набор одинаковых квадратов с различными по размеру и расположению на квадрате выпуклыми геометрическими фигурами. Этот набор фигур предназначен для тренировки и диагностики пространственной ориентации и логического мышления.

Также в дальнейшем планируется сделать наборы одинаковых квадратов с выпуклыми цифрами, буквами и различным количеством выпуклых точек. Последний набор необходим, чтобы учиться соотносить изображение цифр с их количественным значением. Например, если на картинке изображена цифра «5», то в нише надо найти квадрат с пятью выпуклыми точками и потянуть за него.

Для тренировки тактильной чувствительности пальцев рук можно эталоны-образцы фигур прикреплять к держателю слева от башни таким образом, чтобы ребенок мог не только увидеть, но и потрогать пальцами поверхность, фактуру образца, затем в нише найти фигуру с той же фактурой и сказать, что эта фигура ему напоминает.

Для того чтобы игра «Голубая башня» тренировала не только тактильную чувствительность рук, но и способность к классификации, можно на картинке рисовать не просто искомую фигуру, а, например, четыре фигуры, из которых только три связаны между собой каким-либо признаком. Ребенок в этом случае должен будет сам определить лишнюю фигуру, с тем чтобы именно ее искать в нише за шторкой. На каждом этаже признак, определяющий общность фигур, можно изменять.

Игра «Голубая башня, или Зоркие пальчики» развивает способность сопоставлять визуальный образ предмета с реальным, помогает контролировать себя, тренирует волю и помогает в формировании причинно-следственных связей.

ДИАГНОСТИРУЕМ ИГРАЮЧИ

Детям очень нравится играть у меня в кабинете в «Голубую башню»; они рассказывают своим родителям, что, освобождая Колобка, стараются не делать ошибок, так как боятся, что хитрая лиса услышит и прибежит из леса.

Играя, дети и не подозревают, что занимаются очень важным делом — готовят свою руку к письму, развивают предпосылки к обучению в школе. Ведь очень важно развивать ребенка, учитывая ведущую в этом возрасте деятельность — игровую.

Я давно заметила, что у дошкольников довольно быстро пропадает интерес к деятельности, если она не окрашена яркими эмоциями. Поэтому у психологов возникают сложности при диагностике интеллектуальных способностей малышей. Когда монотонно, один за другим задаются ребенку вопросы с целью выявления его знаний, он невольно начинает вертеться по сторонам, отвлекаться, и экспериментатору порой бывает трудно объективно определить его умственный потенциал.

Я решила внести новую эмоциональную краску не только в коррекционные занятия, но и в процесс психодиагностики. Дети, не достигшие пятилетнего возраста, особенно нуждаются в привлекательном наглядном материале.

Одним из лучших методов диагностики для детей, начиная с трехлетнего возраста, является метод Бине—Термена, получивший мировое признание. Но, к сожалению, четкие указания методики и порядок испытаний иногда приводят к тому, что, как говорилось выше, интерес ребенка к совместной работе с психологом ослабевает.

Недостаток заинтересованности маленького ребенка в значительной мере устраняется, если все разработанные тесты этого метода предлагать ему, используя куклу как демонстрационную модель (эскиз пособия представлен на рис. 3).

Мною были приняты все меры, чтобы воспроизвести шкалу тестов возможно ближе к оригиналу, «привязывая» все вопросы и задания к кукле и необходимости взаимодействия ребенка с ней. Таким образом создается ситуация игры и смягчается (особенно для застенчивых детей) стресс, связанный с тестированием.

Кроме того, исследование умственных способностей ребенка, проводимое в условиях игры как в наиболее для него привычных, дает психологу возможность наиболее полного наблюдения за испытуемым. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, реакция на успех и т.д. являются для меня не менее ценным исследовательским материалом, чем ответы на вопросы некоторых тестов. Они подробно фиксируются в протоколах и учитываются при дальнейшей обработке результатов.

Рис. 2. Эскиз экрана мелкой моторики

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Разработанная мной демонстрационная модель представляет собой мягкую куклу высотой 76 см и весом 1 кг 150 г (вместе с одеждой). Ее прототипом является известный всем детям сказочный персонаж Красная Шапочка. Кукла одета в яркий, красочный костюм и имеет рюкзачок, который при необходимости легко снимается с ее плеч. Она может сидеть и стоять, опираясь о стену спиной, так как возле шеи со стороны спины у нее есть петля, а на стене — небольшой крючок для крепления.

Ребенок, работая с куклой, может не только сидеть или стоять около нее, но и взять ее на руки, посадить или положить, в зависимости от того, как ему удобнее производить с ней различные манипуляции, как-то: застегивание пуговиц, завязывание бантика на косичках или шнурков на ботинках, а также исследование содержимого карманов и рюкзачка. Лента на косичке у куклы должна быть завязана таким образом, чтобы один конец был короче другого.

Чтобы узнать, как ребенок определяет формы, его просят найти в рюкзачке у куклы заплатки различной формы для ее блузки (для данного теста на блузке имеются крестики, к которым легко прилипают заплатки, так как и те и другие снабжены липучкой, для образца же заплаток различной формы на переднике у куклы вышиты узоры геометрических фигур в такой же последовательности, как и в стимульном материале методики).

Для определения умения ребенка оперировать числовым материалом и скоординированности системы «глаз—рука—речь» у куклы в кармане юбки имеется 15 монет по 5 копеек.

Для определения дифференциации ребенком основных цветов на куклу надета жилетка с пуговицами красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Остальной стимульный материал (а именно: сюжетные картинки, картинка с недостающими деталями и с тремя парами людей для эстетического сравнения) находится в альбоме для фотографий, который лежит в рюкзачке вместе с коробками различной тяжести (для определения восприятия у детей массы) и, как было сказано выше, с мешочком заплаток для блузки. Также там находятся ключ, карандаш и закрытый перочинный ножик. Часы надеты кукле на правую руку, чтобы в дальнейшем ребенок продемонстрировал не только знание этого предмета, но и умение ориентироваться в пространстве (лево—право).

Остальные тесты методики, где ребенку задаются различные диагностические вопросы и задания, экспериментатор предъявляет позже, после того как все задания, связанные с манипуляцией с куклой, закончены и с ребенком установлен контакт.

Кукла Красная Шапочка включает в себя не только тесты, имеющиеся в методике Бине—Термена, но и задания для определения уровня развития мелкой моторики.

Различные завязки имеются у куклы на переднике и на рюкзачке, шнурки на ботинках также можно не только завязать, но и зашнуровать. В рюкзачке есть карман, застегнутый на молнию, а клапан сверху застегивается на пуговицу. Сзади рюкзака на двух пуговицах крепятся ремешки, которые можно регулировать с помощью застежки, так как в ремешках есть специальные отверстия.

Юбка Красной Шапочки, представляющая из себя подобие сарафана, имеет вязаные лямки с пластмассовыми застежками-карабинами спереди и пуговицу с петлей сзади. Под сарафаном у куклы есть так называемая нижняя юбка с ленточкой-кулиской, продернутой в поясе и завязывающейся на бантик. На манжетах блузки имеются застежки-кнопки, а на карманах юбки и жилетки — застежки-липучки. Два кармана не только расположены на разном уровне (один выше другого), но и по размеру отличаются друг от друга (один больше другого). На клапане нижнего кармана имеется украшение, в то время как у верхнего кармана его нет. На ногах у куклы — белые вязаные гольфы в черную полоску. На правом гольфе таких полосок — четыре и они шире, а на левом — семь и они гораздо уже. Такая разница предусмотрена специально для определения у ребенка способности к сравнению.

Рис. 3. Кукла Красная Шапочка

Важно отметить еще один положительный момент, касающийся манипуляций ребенка с куклой. Если в начале знакомства с ней для ребенка очевидно, что Красная Шапочка выглядит не очень аккуратно (развязаны ленты на косичках и шнурки на ботинках, расстегнута жилетка, и отсутствуют заплатки на блузке), то в конце работы благодаря усилиям ребенка кукла в полном порядке. Это придает обыкновенному и прозаическому процессу тестирования оттенок завершенности, законченности и успеха. Ребенок психологически готов и к будущим встречам с психологом, и к занятиям, что является стимулом к достижениям.

Смотрите так же:  Кому полагается стандартный налоговый вычет

Таким образом, демонстрационная модель «Красная Шапочка» является не только дополнением к психодиагностическому инструментарию, но и пособием для коррекции и тренировки как мелкой моторики рук, так и разных психических процессов.

При необходимости (в случае загрязнения) с куклы можно снять всю одежду и постирать. То же можно сделать и с самой куклой, так как материал, из которого она сшита, предусматривает неоднократную стирку. Также дело обстоит и с рюкзачком. Существует второй набор твердых запасных заплаток для блузки, которые, как говорилось выше, с одной стороны снабжены липучкой. Заплатки же ничем не отличаются от блузки, так как оклеены той же тканью. Все это служит залогом неоднократного использования куклы, обеспечивает длительную работу с ней.

Пособия, разработанные, придуманные и сделанные своими руками и руками близких людей, хочется и назвать как-то по-своему. Эту куклу, например, я назвала Марфой, потому что так зовут мою дочь. Ведь это именно она смастерила из скрепок и разрезанных на полоски открыток веселую занавеску-шторку для «Голубой башни». А саму башню я никогда бы не увидела, если бы не мой муж и соавтор Евгений Валентинович Маслов. Я уверена, что всем людям поддержка близких очень помогает в жизни и без нее было бы очень трудно. Спасибо им!

Татьяна МАСЛОВА,
педагог-психолог детского сада № 126
Невского района,
г. Санкт-Петербург

Дидактическое пособие своими руками

Дидактические пособия своими руками

Материал полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников.

Разрезные картинки представляют собой варианты игры, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Собирая картинку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, то есть находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Это требует от ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Складывая разрезные картинки, ребенок учится осознавать целостность предмета, складывать из частей целое, у него развивается мышление, пространственная ориентировка, тренируется память. Разрезные картинки прекрасно влияют на развитие мелкой моторики рук.

На первых порах картинки лучше использовать самые простые, с малым количеством отдельных кусочков. Изображение на картинке должно быть узнаваемым и хорошо знакомым ребенку. Хорошо, если у вас две одинаковые картинки. Тогда одну можно оставить как образец. Позже, когда малыш уже хорошо освоит эту игру, образец ему будет не нужен. Для игры могут пригодиться картинки из старых книжек или раскрасок. Также можно нарисовать картинки своими руками, так получится еще интереснее. Используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими. А можно использовать картинки (раскраски), которые находятся в данном разделе http://ped-kopilka.ru/photos/1052.

Для начала мы разрезаем картинку на две части, потом на три и постепенно увеличиваем количество кусочков. Увеличивайте количество деталей постепенно (после того как предыдущую картинку ребёнок складывает сам). Знайте, что количество собираемых элементов увеличивается, а размер элемента уменьшается. Даже если ребенок с легкостью складывал картинки с крупными кусочками, то с более мелкими может произойти заминка. Количество деталей должно соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям вашего малыша.

Развивающее пособие в кабинете педагога-психолога своими руками «Мила и её подружки»

Марзета Псеуш
Развивающее пособие в кабинете педагога-психолога своими руками «Мила и её подружки»

Возрастная группа: средний и старший дошкольный возраст

Цель: закрепление навыков счета в пределах 10 и обратно; развитие умения сравнивать количество предметов.

Материал: большие листья деревьев зеленого цвета с точками от 0 до 10 из картона; божьи коровки с точками на спинках от 0 до 10; надувная божья коровка «Мила».

Перед начало игры детям загадывается загадка про Божью коровку.

Например:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это. (божья коровка)

Вариант игры:

1. Мила прилетела в гости к детям со своими подружками. Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек, сколько и на листке. А Мила проверит правильно ли дети посадили на листочек каждую подружку.

2. Эти божьи коровки не улетят, с ними можно поиграть. Они на лугу летали, в чехарду играли. Вот и перепутались, теперь нужно найти пару.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пятнышки считать.

«Сухой душ» или «Радужный дождик» своими руками для кабинета педагога-психолога «Сухой душ» можно использовать в кабинете педагога-психолога и в групповом помещении детского сада, например, в сенсорном уголке, уголках.

Дидактическое пособие из камней своими руками Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие, сделанное своими руками из камешков, которое я, педагог-психолог,.

Игровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУ Зима для детей — одно из самых любимых времен года. Связано это и с зимними забавами ребят на улице, и с волшебным Новогодним праздником.

Логопедическое пособие своими руками Дидактическая игра «Назови слова» Задачи: закреплять навык правильного произношения звуков, определять место звука и количество слогов в.

Стенгазета «Новогодняя ёлка» в кабинете педагога-психолога Приближается Новый год. Пора украшать кабинет к празднику. Мы с детьми решили вырезать ёлку и украсить её. Чем? Тем, что есть. А есть.

Развивающее панно из фетра своими руками. Многофункциональное двухстороннее развивающее панно для детей. Сшито из фетра своими руками. Первое для чего оно предназначалось это для.

Развивающее панно своими руками Очень люблю шить развивающие игрушки деткам. Вот такое панно у меня получилось для средней группы. Идеи оформления конечно брала на просторах.

Развивающее пособие в кабинете педагога-психолога «Цветы-цветочки» Игра для ребенка — это один из важных, интересных видов деятельности. Игра это способ маленького человека – само выражаться, совершенствования.

Развивающее пособие в кабинете педагога-психолога «Почини сапожки маме!» Пособие (игра): Дидактическая игра «Почини сапожки маме!» Возрастная группа: средний и старший дошкольный возраст Цель: Формировать умения.

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Ничуть не страшно» Развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ничуть не страшно». Пр. сод. 1. Способствовать снижению.

Психолог пособие своими руками

26 комментариев:

Алена, зайчиков так и хочется потрогать! Такие они мягкие симпатяшки! Как здорово, что минимум усилий, а решить можно несколько задач.

Людмила, это был мой пробный вариант — зайцы работают! Надо им братьев сделать!

Алена, СПАСИБО! Скажу честно у Евгении видела эту игру, но она меня не зацепила, но после твоего поста я понимаю, что без этих зайцев мне жизнь не мила:)))

Это точно! Эти ,зайчики внося долю радости в нашу повседневную жизнь! Елена, спасибо!

Зайчики — чудо! Да, нужно ещё парочку-другую сотворить. Глядя на них и самой хочется поиграть.

На сайте Евгении Ершовой каждый сможет найти для себя что-то полезное. Я, например, сказки для самых маленьких. Поняла, что соскучилась по мелкому рукоделию и сейчас нахожусь в процессе пошива сказки «Курочка Ряба». Вот где релаксация.

Алёна, спасибо, что поделились опытом, честно говоря, меня тоже не зацепили зайцы, а увидела их в действии. оказывается, классные зайцы.

Жанна , релакс — это точно! Репку ждет вся страна! Надо не только зайцев, но других героев сделать.

Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада

Название: Конспект Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу, Старший дошкольный возраст
Автор: Кувшинова Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МАОУ СОШ № 5
Месторасположение: Свердловская обл. Пригородный р-он с. Николо-Павловское

Конкурс кабинетов
Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада

«Интегративный подход к организации пространства кабинета педагога-психолога»

Наш детский сад новый, он был открыт 01.06.2016 года. Кабинет педагога-психолога начал функционировать с 01.09.2016г. Все, что будет представлено в кабинете, выполнено своими руками и своими силами.

Кабинет педагога – психолога нашего дошкольного учреждения располагается на втором этаже здания не далеко от групповых комнат. Соседствует с комнатой отдыха для персонала и компьютерным классом.

Помещение небольшое, комфортное и уютное. Цветовое решение кабинета выполнено в нежном персиковом тоне, имеется большое окно. Пол покрыт светлым паркетом. Есть много естественной зелени.

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога детского сада и разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Поскольку помещение небольшое, был применен интегративный подход к организации рабочего пространства.

Смотрите так же:  Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм налога

Как и любой другой кабинет, кабинет психолога начинается с входной двери. На двери моего кабинета находится приветственная надпись, которая гласит: «Заходи, у нас все можно», а лучики солнца поясняют, что именно: любить, дружить, ошибаться, фантазировать, прощать и т.д.

Организационно-планирующая зона объединена с консультативной зоной. Для этого имеются удобные стулья для взрослых и расположенные на столе памятки различной проблематики для родителей и педагогов.

Организационно-планирующая зона оснащена всем необходимым оборудованием: имеется большой письменный стол, комфортное компьютерное кресло, удобные шкафы для хранения книг, пособий и картотек.

Рабочее место современного специалиста обязательно включает техническое оснащение, позволяющее максимально эффективно использовать рабочее время, поэтому в кабинете имеются ноутбук с выходом в Интернет, принтер, сканер, копир, музыкальный центр, проектор, аудио и видеоматериалы, которые хранятся на USB-флеш-накопителе.

Проектировать изображения можно прямо на стену кабинета.

В просторных и достаточно вместительных шкафах помещенабиблиотека психолога, включающую в себя словари, практикумы, и другую разнообразную психологическую литературу; программы и пособия, по которым мы занимаемся. Также игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы; картотеки психологических игр; стимульный материал к диагностическим методикам, бланки тестов и анкеты.

На открытых полках расположены куклы БИ-БА-БО и пальчиковые куклы, игрушки и пособия для занятий.

В закрытых шкафах хранится документация педагога-психолога, протоколы обследований, характеристики детей и психологические заключения.

Шкафы в моем кабинете несут и другую функцию, они используются в качестве игровых пособий и дидактических игр «Кто где живет?»

И ориентировка на большой площади (право-лево, верх-низ) с использованием рук и ног, а так же узнавания и называния цвета. Рядом со шкафами расположена «сенсорная тропа».

Далее располагаетсязона игровой терапии. Она включает в себя ковровую дорожку для игр на полу и ленточный стол, в открытых полках которого размещены дидактические игры.

На столешнице расположены наборы мозаик, пазлы, пирамиды, шнуровки, небольшой набор строительного материала, куб форм (с прорезями), сюжетные кубики, различные головоломки и разнообразный художественный материал (пластилин, пальчиковые краски, гуашь, карандаши, трафареты, печати) .

Стена над столом оформлена следующим образом: птички в клювиках держат шарики, которые выражают различные эмоции.

В кабинете отведено место для зоны песочной терапии (зона песка и воды). Она, как известно, предназначена для релаксации, выражения и отработки эмоциональных состояний детей, регулирования внутренних конфликтов. Здесь подобраны соответствующие игрушки и материалы: лопатки, грабли, формочки для песка, игрушки для игр с водой, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, природные материалы.

Так же игровое пространство включает в себя «Зеркало настроений», «Калейдоскоп эмоций», «Домик эмоций», «Часики настроений» и разнообразные игры на развитие эмоционально-волевой сферы. Например, «Назови эмоцию»,«Я хороший», «Покажи свое настроение» и др.

Здесь у нас живет Фея

Здесь же у нас живет Фея исполнения желаний и есть рама со стеклом для рисования песком.

Зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы совмещены, тем не менее, очень функциональны. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Зона оснащена небольшой магнитной доской,партами и стульчиками, может вместить 6-7 детей.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения может функционировать и как уголок уединения. Здесь находится небольшой мягкий диванчик, мягкие игрушки и игрушки антистресс. Такое местечко в кабинете позволит ребенку побыть наедине с самим собой, переключиться от окружающей действительности.

Кабинет педагога- психолога является «лицом» работающего в нем специалиста, он отражает индивидуальность профессионала и личности. Я считаю, что в моем кабинете комфортно не только мне самой, но и приходящим туда детям и взрослым.

Таким образом, вы познакомились со мной поближе, увидели, где я работаю, то есть совершили виртуальный визит в мой кабинет.

В своей групповой работе мы изготавливаем своими руками много различных методических пособий и настольных игр. Вот одна из них «Кольца Луллия».

В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные круги из картона (или старые пластинки) разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подход к подбору изображений может быть разным. Например, на одном кольце – разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце – животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом – их «дома».

Во многих дошкольных учреждениях кольца надевают на карандаши и раскручивают на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно. В результате дети быстро теряют интерес к этой игре. Кроме того, все картинки остаются на виду у дошкольников и отвлекают их внимание. Чтобы избежать нежелательных последствий, мы сделали специальное жесткое стационарное пособие, которое помогает направлять внимание ребенка исключительно на решение поставленной задачи.

Для изготовления пособия взяли два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру колец (пластинок), и длинной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепили штыри. По периметру соорудили небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепили ножки. Вырезали в верхнем прямоугольнике окошечка так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец предлагаем использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок.

Подготовка к игре.

  • Установить пособие на стол.
  • Снять крышку.
  • На пластинки сверху уложить выбранные кольца с картинками.
  • Закрыть крышкой.
  • Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок.

    Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя всего лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цели и правила игры.

    Варианты колец: для игр с экологическим содержанием, для игр по формированию звуковой культуре речи, грамматического строя и обучению грамоте.

    Игры с «Кольца Луллия» можно условно разделить на три типа.

  • Игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца.
  • Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца.
  • Игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.

    Варианты колец каждый психолог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.