В деле должно быть 2 прокурора

Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве: теоретические вопросы

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 05.09.2017 2017-09-05

Статья просмотрена: 2414 раз

Библиографическое описание:

Магомедов М. Н. Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве: теоретические вопросы // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/archive/169/45515/ (дата обращения: 06.02.2019).

Вступление прокурора в гражданский процесс путем подачи им заявления — в настоящее время основная форма его участия в рассмотрении и разрешении гражданского дела по существу. В то же время гражданское процессуальное законодательство предусматривает и другую форму участия прокурора в гражданском процессе, а именно вступление в процесс, уже начатый по инициативе других лиц для дачи заключения по делу. В отличие от первой формы она носит для прокурора обязательный характер, если закон предусматривает его участие в гражданском деле. При этом ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) [1] (далее — ГПК РФ), допускает возможность рассмотрения дела в случае неявки прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В науке гражданского процессуального права проблема возможности рассмотрения дела в отсутствие прокурора, извещенного о времени и месте его рассмотрения, неоднократно являлась предметом дискуссий [2], высказывались предложения и приводились доводы об отмене указанного предписания [3, 4].

Так, В. Ф. Борисова, анализируя случаи представления прокурором заключения в случаях его фактического отсутствия указывает, что нельзя исключать ситуацию, когда в ходе судебного разбирательства исследуются факты, которые могли бы повлиять на суть заключения прокурора и повлечь изменение его содержания непосредственно в судебном слушании [5]. Поэтому, по мнению ученого, правильнее в такой ситуации при отсутствии прокурора, если его участие обязательно, разбирательство дела откладывать [5]. Но, как представляется, само по себе участие прокурора в гражданском процессе не должно существенно усложнять, и, тем более, каким-то образом создавать трудности для рассмотрения дела судом (в случаях, например, невыполнения своих обязанностей прокурором), поскольку будет препятствовать решению задач правосудия. Логично, что установлен внутриведомственный контроль за исполнением обязанности, связанной с фактическим участием прокурора в суде и качеством ее выполнения, и именно поэтому в п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» [6] закреплено обязательное участие прокурора в делах, предусмотренных нормами действующего законодательства.

Но следует обратить внимание на другой аспект проблемы. Как отмечает Л. А. Грось, вопрос о последствиях не привлечения прокурора к участию в деле вопреки федеральным законам и не извещения прокурора о месте и времени судебного разбирательства не ставится перед высшими судебными инстанциями Генеральной прокуратурой РФ [7]. Она указывает, что случаи отмены постановлений в связи с рассмотрением дела в отсутствие прокурора не привлеченного к участию в деле для дачи заключения носят единичный характер [7].

Cледует заметить, что невозможно согласиться с теми учеными, которые выступают за ликвидацию данной формы участия прокурора и исключения нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Их доводы в указанных случаях во многом основаны на абсолютизации основополагающих идей, и не учитывают особенности и сложности достижения целей правосудия.

Так, А. В. Китаева пишет, что такая форма участия прокурора в гражданском процессе, как вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц, для дачи правового заключения по рассматриваемому судом делу в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, представляется нецелесообразной и противоречащей диспозитивным и состязательным началам гражданского процесса [8]. А. В. Новиков и Д. Н. Слабкая по этому поводу указывают, что данная форма участия прокурора в гражданском процессе является не защитой граждан и организаций, а косвенным влиянием на ход судебного разбирательства и, в конечном итоге, на сам суд, что является недопустимым в соответствии с принципом независимости суда [9].

В данном случае стоит согласится с мнением Д. В. Малыхина, в том, что необходимо учитывать, что в данном случае государство с помощью установления дополнительных гарантий обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение публично значимых категорий дел, в которых одна из сторон находится в заведомо невыгодном с точки зрения состязательного процесса положении, является слабой стороной в процессе [10].

Некоторые ученые указывают, что сущность заключения прокурора и его правовое значение в рассмотрении судами граждански дел проявляется в гарантированности законности в ходе разрешения дел повышенной общественной значимости, в защите прав и свобод граждан, в содействии суду в разрешении гражданского дела, в дополнительной гарантии соблюдения социально значимых прав [3, 11].

Прокурор, вступивший в начатое производство с целью дачи заключения по делу, не представляет доказательства по делу, не обосновывает рассматриваемые исковые требования, не дает объяснения по делу, не выступает в прениях. Его основная задача заключается в представлении суду и участникам судопроизводства своего мнения, каким образом необходимо разрешить указанный спор между истцом и ответчиком на основании действующего законодательства, для чего он наделен комплексом процессуальных прав, связанных с возможностью ознакомления с материалами дела, участием в исследовании доказательств и т. д. Заключение прокурора дается после исследования всех материалов дела, до начала прения сторон.

Момент вступления прокурора в процесс для дачи заключения ГПК РФ точно не определяет. Прокурор может вступить в процесс для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.

Что же касается понятия «заключение прокурора», то в ГПК РФ оно не раскрывается, не определены его процессуальное значение и содержание. Ученые едины в том, что требуется в ГПК РФ закрепить определение содержания понятия «заключение прокурора» и определить основные положения, по которым прокурор должен высказываться, поскольку остается непонятным, о чем дает заключение прокурор, и какое значение оно имеет для суда, хотя в указанном кодексе значение заключения эксперта раскрыто [12].

Значение термина «заключение» — это мнение, вывод, последствие [13]. Учеными приводятся различные определения понятия «заключение прокурора»: это мотивированное мнение о том, как должно быть разрешено дело с учетом обстоятельств, установленных исследованными в судебном заседании доказательствами, и в соответствии с действующим материальным законодательством [14].

И. И. Головко было сформулировано определение заключения прокурора по трудовым спорам — заключением прокурора в суде первой инстанции по делам в сфере трудовых правоотношений является мнение участвующего в гражданском судопроизводстве государственного органа о разрешении заявленных требований, о применении норм материального и процессуального права с целью защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов работника на основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств [15].

Ученые, исследующие указанную проблему, так или иначе, делают попытки сформулировать определенные требования к форме и содержанию заключения прокурора. Ни ГПК РФ, ни Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 181 не предусматривают обязательную письменную форму заключения прокурора, не определяют его содержание. Мнения ученых расходятся: одни из них указывают, что отложение разбирательства дела для того, чтобы прокурор смог в письменном виде составить свое заключение, представляется нецелесообразным и затягивающим процесс, поэтому прокурор должен излагать суду заключение устно, с занесением в протокол судебного заседания [16]; другие указывают, что заключение должно составляться в письменной форме, т. к. могут быть упущены существенные моменты и для того, чтобы дать квалифицированное заключение, нужно время для ознакомления с материалами дела и подготовки заключения, для чего ГПК необходимо дополнить нормой об отложении производства для подготовки заключения [17].

Представляется, что указанные точки зрения отражают различные стороны одного явления. Предоставление прокурору определенного усмотрения в выборе формы заключения оправдано, поскольку этот выбор напрямую связан с особенностями дела и, прежде всего, с его сложностью. По сложному делу прокурор физически не сможет дать качественное заключение в устной форме, поскольку удержать в голове все обстоятельства дела, дать оценку всем доказательствам и т. д. без надлежащей подготовки весьма сложно, как в равной степени сложно зафиксировать такое устное заключение в протоколе судебного заседания. Кроме того, это зависит и от профессиональных и иных индивидуальных навыков конкретного прокурорского работника. По другим категориям дел действительно удобнее и эффективнее давать заключение в устной форме.

Решение вопроса о форме заключения прокурора напрямую связано с вопросом о его содержании. Ученые формулируют требования к его содержанию: заключение должно быть обоснованным, содержать оценку исследованных в суде доказательств и установленных с их помощью существенных фактических обстоятельств; содержать квалификацию спорного правоотношения [15]; заключение прокурора не должно носить форму лаконичных утверждений об удовлетворении иска либо об отказе в иске (такое заключение является неудачным, поскольку оно не даёт правового анализа обстоятельств дела, голословно и неубедительно, бесполезно, т. к. не обеспечивает решение судом дела в соответствии с надлежащим законом) [17]. Заключение прокурора должно быть объективным, юридически обоснованным, всесторонним и полным и содержать: сущность рассматриваемого дела; оценку собранных доказательств; ссылки на нормы материального права, которыми целесообразно руководствоваться суду, разрешая заявленные требования или устанавливая факт; вывод о том, подлежит ли требование удовлетворению, в чем заключается обязанность ответчика по отношению к истцу, в каком размере исковое требование подлежит удовлетворению [3]. С. Г. Бывальцева формулирует текст проекта соответствующей статьи [11].

Представляется, что нет большой необходимости в подобной норме, поскольку прокурор в первую очередь действует в тех же целях, что и суд. Поэтому в своем заключении прокурор должен разрешить те же вопросы что и суд в своем решении. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В этой связи к заключению прокурора вполне применимы те же требования, что и к решению суда — должно быть законным, обоснованным, мотивированным, безусловным, полным, ясным и т. д. По своей структуре оно в этой связи также соответствует структуре решения суда.

Но в этой связи, нельзя полностью согласиться с определением, в котором заключение прокурора предлагается понимать как «официальное решение компетентного органа по конкретному гражданскому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в письменной (устной) форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений» [16]. Заключение прокурора не обязательно для суда и других лиц, участвующих в деле, оно не является актом применения норм права к конкретным отношениям, поскольку не регулирует их (в отличие от решения суда) и не содержит индивидуальное предписание. Оно исходит от государственного органа, является официальным актом, отражает мнение прокурора относительно индивидуального регулирования спорного отношения, но носит лишь проектный характер (не обладает властным характером). Не точно говорить о рекомендательном его характере.

Практически все ученые указывают, что заключение — это не доказательство, но оно оценивается в совокупности со всеми материалами дела, и что суд должен проанализировать заключение и дать свою мотивированную оценку, высказать доводы в случае несогласия.

Таким образом, и прокурор и суд должны обращать внимание на одни и те же обстоятельства, обусловленные спецификой материально-правового регулирования и самого спора. Так содержание заключения по делу о восстановлении на работе зависит от основания увольнения, категории работника (женщина, несовершеннолетний и т. д.) и других обстоятельств материально-правового характера. Таким образом, Генеральный прокурор в своем приказе должен ориентировать прокурорских работников при составлении заключения руководствоваться предписаниями, устанавливающими требования к содержанию решения суда по этим категориям дел, о чем предлагается внести соответствующие дополнения в приказ Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 14 октября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4772.
  2. Терехова Л. А. Прокурор в гражданском процессе // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 2 (27). С. 124–129.
  3. Бахарева О. А., Николайченко О. В., Цепкова Т. М. Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве: правовая сущность и юридическое значение // Universum: Экономика и юриспруденция: электоронный научный журнал. 2015. Вып. 4 (15);
  4. Гелиева И. Н., Диденко Е. С. Проблемы, связанные с участием прокурора в гражданском процессе // Общество: политика, экономика, право. 2017. Выпуск № 2. С. 74–76.
  5. Борисова В. Ф. Некоторые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по делу // Вестник СГЮА. 2012. № 5 (88). С. 104–110.
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» // Законность, 2012, № 6.
  7. Грось Л. А. Анализируем практику участия прокурора в гражданском деле в суде общей юрисдикции // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 4. С. 44.
  8. Китаева А. В. Актуальные проблемы участия прокурора в гражданском процессе // Международный научный журнал «Инновационная наука». № 3. 2016. С. 43.
  9. Новиков А. В., Слабкая Д. Н. Актуальные проблемы участия прокурора в гражданском процессе // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2014. № 4. С. 234
  10. Малыхин Д. В. Законодательные гарантии обеспечения реализации интересов слабой стороны в гражданском судопроизводстве // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. № 9–1 (67) С. 94–97.
  11. Бывальцева С. Заключение прокурора в гражданском процессе // Законность. 2010. № 5. С. 30–33.
  12. Ярошенко Т. В. Актуальные проблемы участия прокурора в гражданском процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2008. Вып. 9. С. 47–54.
  13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002. Т. 2. С. 680.
  14. Аликов В. Р. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России XVIII—XX веков: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 15.
  15. Головко И. И. Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве. Учебное пособие. СПб.: 2014. С. 27
  16. Исаенкова О. В., Григорьев А. Н. Участие прокурора в исковом производстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 3. С. 6–11.
  17. Ерохина Т. П., Бахарева О. А. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: курс лекций / под ред. О. В. Исаенковой. — Саратов: ГОУ ВПО «СГАП», 2007. С. 63.
Смотрите так же:  Наследство по закону сроки обжалования

Тема 7. Участие прокурора в гражданском процессе.

1. Прокурор как субъект гражданских процессуальных отношений.

В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесен прокурор. Следовательно, прокурор может стать лицом, участвующим в деле. Однако прокурор при участии в гражданском процессе является особым участником гражданских процессуальных отношений. Можно выде­лить несколько особенностей, характеризующих прокурора как участника гражданских процессуальных отношений.

Во-первых, прокурор не является участником материальных отношений, из которых возникает обращение в суд. В силу чего прокурор в отличие от других лиц, участвующих в деле, не имеет собственного материаль­ного интереса при его ведении. При участии в гражданском процессе прокурор на основании ст.1 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» призван осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполне­нием других законов. Поэтому прокурор при участии в гражданском процессе не защищает собственный материальный интерес, а призван обеспечивать законность в гражданских процессуальных отношениях.

Во-вторых, волеизъявление прокурора при участии в гражданском процессе в отличие от волеизъявления других лиц, участвующих в де­ле, весьма ограничено. В частности, истец, третьи лица на стороне истца самостоятельно решают вопрос о вступлении в гражданский процесс, их участие в отличие от участия прокурора зависит исклю­чительно от их волеизъявления. Тогда как прокурор участвует в гражданском процессе в определенных законодательством случаях, он не может самостоятельно вступить в гражданский процесс, если его участие в нем не предусмотрено законодательством. В связи с чем другие лица, участвующие в деле, действуют в гражданском процессе по своему усмотрению. Деятельность прокурора в граж­данском процессе ограничена рамками законодательства. Поэтому усмотрение прокурора в гражданском процессе должно соответст­вовать требованиям законодательства.

В-третьих, участие прокурора в гражданском процессе имеет подчиненный характер, поскольку прокурор призван осуществлять в нем

защиту прав и законных интересов других лиц, являющихся

участниками материальных отношений, из которых возникает обраще­ние в суд. В связи с чем, как правило, прокурор не может самостоя­тельно вести гражданский процесс, если лица, в интересах которых он начат, отказались от его ведения. Исключение из этого правила составляют случаи, когда прокурор выступает в защиту неопределен­ного круга лиц, а также заявителем по делам об обжаловании норма­тивных правовых актов.

Таким образом, прокурор является участником гражданских процес­суальных отношений, не имеющим собственного материального интере­са при его ведении, формы участия которого в гражданском процессе ограничены законодательством.

2. Отличие прокурора от других участников гражданского процесса.

Как уже отмечено, прокурор не имеет собственного материаль­ного интереса при возбуждении гражданского дела. В связи с чем он отличается не только от истца, но и других лиц, участвующих в деле. Отсутствие собственного материального интереса при воз­буждении гражданского дела приводит к тому, что прокурор при его ведении зависит от волеизъявления лица, имеющего материальный интерес в защиту которого обратился прокурор.

Прокурор может выступить в качестве заявителя в особом про­изводстве, а также в производстве, возникающем из публично-право­вых отношений. Отсутствие материального интереса в названных видах производства, как и в исковом производстве, позволяет прокурору в ходе судебного разбирательства выступить с заклю­ченнием по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Другие лица, участвующие в деле, правом дачи заключения в гражданском процессе не наделены.

Прокурор может дать заключение в защиту прав, законных интересов ответчика. Но при этом он не наделен правом признать исковые требования, заключить мировое соглашение с истцом. То есть, прокурор в гражданском процессе не может распоряжаться не принадлежащими ему материальными интересами.

В отличие от третьих лиц, заинтересованных лиц прокурор также не имеет материальной заинтересованности при ведении гражданского дела. В связи с этим он может выступить с заклю­чением о необходимости защиты прав третьих или заинтересованных лиц в гражданском процессе. Хотя и в этом случае он не имеет полномочий распоряжаться их материальными интересами.

Участие прокурора в гражданском процессе, в том числе виде дачи заключения по гражданскому делу, отличается от участия в гражданском судопроизводстве заявителей, заинтере­сованных лиц также

отсутствием материальной заинтересованнос­ти, имеющейся у названных лиц при ведении дела в порядке осо­бого производства либо производства, возникающего из публично-правовых отношений. Полномочия прокурора в гражданском про­цессе по сравнению с заявителем, заинтересованными лицами также ограничены с целью выполнения возложенных на него за­конодательством задач.

Таким образом, права и обязанности прокурора в граждан­ском процессе отличаются от прав и обязанностей других лиц, участвующих в деле. Если другие лица, участвующие в деле, са­мостоятельно определяют свое поведение в гражданском процессе на основании процессуальных норм, то прокурор, выступая в защиту других лиц, связан с их позицией. При защите неопре­деленного круга лиц, в том числе по делам, возникающим из пуб­личных отношений, он должен содействовать принципу законности при осуществлении правосудия. Следовательно, другие лица, участ­вующие в деле, защищают свои материальные права и интересы, а прокурор должен обеспечивать законность при осуществлении правосудия. В связи с этим прокурор является особым участни­ком гражданского процесса.

Участие лиц, имеющих материальный интерес при ведении гражданского дела, законодательство обеспечивает на всех стадиях гражданского процесса. Поэтому вступление нового лица в гражданский процесс приводит к тому, что дело начи­нает свое движение со стадии его подготовки к судебному разбирательству. В связи с чем обеспечивается защита ма­териального интереса лица, участвующего в деле, на всех стадиях гражданского процесса. Прокурор может вступить в гражданский процесс в установленных законодательством случаях в любой стадии, так как он не имеет при ведении гражданского дела собственного материального интереса. По этой причине вступление прокурора в гражданский процесс в отличие от вступления в него других лиц, участвующих в де­ле, не влечет возобновление дела со стадии его подготовки к судебному разбирательств. В подобной ситуации разбира­тельство дела продолжается с участием прокурора с той ста­дии, с которой он вступил в гражданский процесс.

Кроме того, участие прокурора в гражданском процессе ог­раничено основаниями, предусмотренными законодательством. Та­кое участие может протекать исключительною определенных за­конодательством формах.

3. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.

Основания для участия прокурора в гражданском процессе перечислены

в действующем законодательстве. Данные основания имеют общий либо специальный характер. Общие основания для участия в гражданском процессе прокурора перечислены в ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.ст.1,35 ФЗ «О прокуратуре в Российской Фе­дерации». К числу общих оснований вступления прокурора в гражданский процесс в п.1 ст.45 ГПК РФ названы защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Следовательно, к числу общих оснований для участия прокурора в гражданском процессе законодательство относит необходимость защиты прав, свобод и законных интересов перечисленных в п.1 ст.45 ГПК РФ субъек­тов. Нельзя не заметить, что данная формулировка оснований участия прокурора в гражданском процессе имеет общий харак­тер, она не определяет конкретные категории дел, по которым прокурор может участвовать в гражданском процессе. В указан­ной норме перечислены лишь конкретные субъекты, в интересах которых может выступать прокурор в гражданский процесс, а так­же сделана ссылка на возможность защиты им неопределенного круга лиц. При защите неопределенного круга лиц, то есть в случаях, когда субъект защиты прокурором конкретно не опре­делен, прокурор может самостоятельно возбуждать и вести гражданское дело. При защите прав и законных интересов конкретных субъектов должен действовать принцип диспозитивности. Применение этого принципа означает, что использование в качестве основания для участия в гражданском процессе моти­ва защиты законных интересов конкретного субъекта предполагает выяснение волеизъявления этого субъекта на предмет возможности защиты его прав прокурором.

Специальные основания участия прокурора в гражданском процессе сводятся к перечислению конкретных категорий дел, в рассмотрении и разрешении которых может принимать участие прокурор. В п.З ст.45 ГПК РФ сказано о том, что прокурор может вступить в гражданский процесс по делам о выселении, о восста­новлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных феде­ральными законами. Следовательно, специальные основания учас­тия прокурора в гражданском процессе предполагают наличие в федеральном законе ссылки на конкретные категории дел, в рас­смотрении которых принимает участие прокурор. Участие прокуро­ра предусмотрено по следующим категориям дел: об оспаривании нормативных правовых актов (п.2 ст.252 ГПК РФ);об усыновлении (ст.273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствую­щим, а также об объявлении гражданина умершим (п.З ст.278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о призна­нии гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самос­тоятельно распоряжаться своими доходами (п.1 ст.284 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (п.2 ст.304 ГПК РФ);о лишении родительских прав (ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (ст.73 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст.140 СК РФ). Наличие в производст­ве суда перечисленных категорий дел является специальным ос­нованием для участия прокурора в гражданском процессе.

Реализуя перечисленные основания для участия в граждан­ском процессе прокурор осуществляет возложенные на него функ­ции, в частности по соблюдению законодательства при рассмот­рении и разрешении судами гражданских дел.

Основания для участия прокурора в гражданском процессе реализуются в определенных законодательством формах. Из со­держания ст.45 ГПК РФ можно выделить две формы использования прокурором общих и специальных оснований для участия в граж­данском процессе: 1.Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц; 2. Вступление в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу.

4. Обращение прокурора в судебные органы с заявлением в защиту других лиц.

Обращение прокурора в судебные органы может состояться в интересах конкретных субъектов, а также в защиту неопределенного круга лиц.

В п.1 ст.45 ГПК РФ к числу конкретных субъектов, в инте­ресах которых прокурор может обратиться с заявлением в суд , отнесены граждане, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Заявление в защиту гражданина в соответствии с п.1 ст.45 ГК РФ может быть подано прокурором только в случае, если граж­данин по -состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и дру­гим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Об­ращение в суд в интересах гражданина прокурор может осущест­вить , исходя из применения принципа диспозитивности, только при наличии волеизъявления гражданина. Исключением из этого правила могут стать случаи защиты прокурором в судебном по­рядке интересов недееспособных граждан. Обращение в защиту конкретного гражданина законодательство обуславливает наличием уважительной причины. Перечень уважительных причин, позволяю­щих прокурору обратиться в защиту конкретного гражданина в суд, в законодательстве исчерпывающим образом не определен. Поэтому в качестве таковых могут быть указаны любые обстоя­тельства, создающие препятствия для самостоятельной защиты гражданином своих прав в судебном порядке. Например, отсутст­вие у гражданина достаточных денежных средств для ведения дела в суде.

Обращение в защиту интересов Российской Федерации должно быть обусловлено нарушением прав государственных органов, имеющих полномочия выступать от имени Российской Федерации. Данное обращение также может иметь место только при наличии согласия соответствующего государственного органа, который может осуществлять защиту своих прав самостоятельно. Отсутст­вие такого согласия не позволяет прокурору самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту государственного органа. В данном случае также действует принцип диспозитив­ности.

Обращение в защиту интересов субъекта Российской Феде­рации также может состояться только при наличии волеизъяв­ления органа, полномочного выступать от имени субъекта Рос­сийской Федерации. Прокурор не может защищать в суде интересы субъекта Российской Федерации, который не выразил согласие на обращение прокурором от имени субъекта Российской Федерации в суд.

Обращение прокурора в суд в интересах муниципального образо­вания также, исходя из действия принципа диспозитивности, может состояться лишь при наличии волеизъявления на защиту прокурором прав конкретного муниципального образования, которое может быть выражено органом или должностным лицом, имеющим полномочия выс­тупать от имени муниципального образования.

Обращение прокурора в суд в защиту прав и интересов конкрет­ного субъекта, определенного в законодательстве, предполагает реализацию общих оснований участия прокурора в гражданском про­цессе. Прокурор может обратиться в защиту прав, определенных в законодательстве субъектов и по делам, участие по которым наз­вано в качестве специального основания вступления прокурора в гражданский процесс. Наличие специальных основания для участия прокурора в гражданском процессе может рассматриваться в ка­честве уважительной причины его обращения в суд в защиту прав и законных интересов конкретного гражданина. Поскольку участие прокурора в таких делах предусмотрено законодательством.

В соответствии с п.2 ст.45 ГПК РФ прокурор при обращении в суд в защиту других лиц пользуется всеми процессуальными пра­вами и несет процессуальные обязанности за исключением права на заключение мирового соглашения и исполнения обязанности по уплате судебных расходов. Однако отказ прокурора от заявления, поданного им в суд в защиту прав определенного в соответствии с законодательством субъекта, не влечет прекращения производства по делу. Применение принципа диспозитивности в подобной ситуации позволяет прекратить производство по делу лишь при отказе защищае­мого прокурором субъекта от ведения гражданского дела. Тогда как отказ от заявления защищаемого прокурором субъекта влечет прекра­щение гражданского дела независимо от волеизъявления прокурора. В связи с чем прокурор при ведении дела в защиту конкретного определенного в соответствии с законодательством субъекта может продолжать гражданский процесс только при наличии его волеизъяв­ления. Поэтому прокурор в таком процессе находится в зависимости от волеизъявления защищаемого им субъекта, который может прекратить возбужденное прокурором в его интересах гражданское дело.

Нельзя не заметить, что обращение прокурора в суд в защиту государственных органов, муниципального образования с иском к гражданину приводит к нарушению принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку в этом случае государственный орган или муниципальное образование получают бесплатную квалифицирован­ную государственную юридическую помощь при обращении в суд и веде­нии дела в суде. Тогда как гражданин получить такую помощь не имеет возможности, а вынужден вести гражданский процесс в свое рабочее время и за счет собственных средств. В связи с чем обра­щение прокурора в суд в защиту конкретного, определенного в соот­ветствии с законодательством субъекта, должно быть обусловлено достижением конституционно значимых целей, в частности для реализации прав и свобод человека и гражданина, объявленных высшей ценностью (ст.ст.2,18 Конституции РФ). Нарушение принципа равноправия и сос­тязательности при обращении прокурора в суд в защиту прав конкрет­ного субъекта может стать поводом не только для обращения в Консти­туционный Суд РФ, но и в Европейский Суд по правам человека.

Смотрите так же:  Исковое заявление об упущенной выгоде

Прокурор на основании п.1 ст.45 ГПК РФ может обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, например путем подачи заявления о признании недействующим нормативного правового акта. В этом случае участие прокурора в гражданском процессе не зави­сит от усмотрения конкретного субъекта. Однако и в этом процессе прокурор не вправе заключать мировое соглашение. Отказ прокурора от поданного им заявления не всегда влечет прекращение производст­ва по делу. Например, в соответствии с п.З ст.252 ГПК РФ отказ прокурора от заявления о признании недействующим нормативного правового акта не влечет прекращение производства по делу. По таким делам и при отказе прокурора от заявления производство по делу продолжается без участия прокурора в качестве заявителя. Но в этом случае прокурор выступает с заключением по делу, реализуя специальные основания на участие в гражданском процессе.

5. Вступление прокурора в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу.

Реализуя специальные основания участия в гражданском процессе прокурор может вступить в начатый гражданский процесс с целью дачи заключения по делу. Вступление прокурора в начатое другим участником гражданского процесса дело возможно исключительно по делам, перечень которых дан в федеральном законе. Наличие такого дела в суде является, как уже отмечалось, специальным основанием для участия прокурора в гражданском процессе. Однако неявка прокурора , извещенного о времени и месте рассмотрения дел, указанных в федеральном законе в качестве специального основания участия прокурора в гражданском процессе, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела по существу. Прокурор может вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу в лю­бой стадии. Поэтому неявка районного прокурора в гражданский про­цесс по делам, указанным в качестве специальных оснований для участия прокурора в гражданском процессе, не лишает права вышестоящего проку­рора вступить в.гражданское дело для дачи заключения в следующей стадии гражданского процесса, например при осуществлении апелляцион­ного либо кассационного производства. Прокурором, не принимавший участие на стадии судебного разбирательства и в суде второй инстанции в деле, в названном в качестве специального основания для его участия в гражданском процессе, может участвовать в нем путем подачи надзорного представления. Данное полномочие прокурора вытекает не только из содержания ст.45 ГПК РФ, но и ч.3 п.19 Постановления от 20 января 2003года №2 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Таким образом, вступление прокурора в начатый другим лицом гражданский процесс возможно на любой стадии. В этом случае процесс продолжается с участием прокурора. Как правило, вступление прокурора в начатый процесс связано с реализацией специальных оснований, предусмотренных в законодательстве для участия прокурора в граж­данском процессе.

Однако при вступлении прокурора в начатый гражданский процесс могут быть использованы общие основания позволяющие прокурору обра­титься в суд с защиту прав и законных интересов других лиц. Например, по ходатайству гражданина, не имеющего возможности по уважительным причинам квалифицированно защищать свои интересы в суде, государст­венного органа, органа местного самоуправления прокурор может вступить в начатый ими процесс для дачи заключения по делу. В этом случае для участия прокурора в гражданском процессе используется общее основание, то есть защита прав гражданина, государственного органа или муниципального образования. Вступление прокурора в гражданский процесс на общем основании происходит путем заявления ходатайства указанным в п.1 ст.45 ГПК РФ субъектом и вынесения определения судом о вступлении прокурора в начатый гражданский процесс.

Прокурор, вступивший в начатый гражданский процесс, пользуется общими правами. Специальные права, например об изменении содержания иска, отказа от части исковых требований, признание иска, могут быть реализованы только участником граж­данского процесса, имеющим материальный интерес при его ведении.

Дача заключения прокурором также призвана обеспечить закон­ность при рассмотрении и разрешении дела в судебном порядке. При

несогласии прокурора с вынесенным с участием прокурора в граждан­ском процессе судебным постановлением прокурор может обратиться в

вышестоящую судебную инстанцию соответственно с апелляционным, кассационным или надзорным представлением. Однако и при подаче прокурором представления должен быть соблюден принцип диспозитив-ности, то есть прокурор может обратиться с таким представлением только при наличии обращения участника гражданского процесса, имеющего материальный интерес при его ведении. Исключение из этого правила составляют случаи защиты прокурором неопределен­ного круга лиц.

Дача заключения, внесение представления прокурором в интересах государственных органов, муниципальных образований при ведении ими спора с гражданином также может привести к нарушению принципа равноправия и состязательности. В подобной ситуации указанные органы получают квалифицированную государствен­ную и бесплатную юридическую помощь от государственного органа.

Тогда как гражданин должен вести спор за счет собственных средств используя свое рабочее время для того, чтобы доказывать несостоя­тельность судебных претензий. Поэтому вступление прокурора в нача­тый гражданский процесс также должно служить достижению конституцион­но значимых целей, в частности реализации прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных высшей ценностью (ст.2,ст.18 Консти­туции РФ).

Статья 45 ГПК РФ. Участие в деле прокурора (действующая редакция)

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 45 ГПК РФ

1. В комментируемой статье закреплены общие положения об участии прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции. Данные полномочия реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, — как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции, кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

2. Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

3. Закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи положения конкретизируются ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, которая определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

4. Данное требование распространяется и на процедуру оспаривания ненормативных актов. Так, прокурор в заявлении об оспаривании ненормативного акта местного самоуправления, если он вправе оспаривать его в целях защиты прав вышеуказанных лиц, должен указать, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обращается, нарушены оспариваемым актом.

5. Генеральная прокуратура РФ требует от нижестоящих прокуроров активно использовать предоставленное ч. 1 комментируемой статьи право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

6. Прокурорам предписано организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

7. Прокуроры должны сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

8. Обязанность прокурора — использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан. Он должен исходить из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

9. Иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

10. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, не обращавшегося к прокурору с просьбой о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования — подавать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска таким гражданином, лично.

11. Отсутствие в ГПК РФ перечня упомянутых в ч. 1 комментируемой статьи уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

12. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

13. При обращении в суд с заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

14. Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без движения. На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора без движения им может быть подано представление (ч. 3 ст. 323 ГПК РФ).

15. Положения ч. 2 комментируемой статьи о том, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов, требуют дополнительных разъяснений.

16. С одной стороны, права и обязанности прокурора как стороны по делу определены ст. 35 ГПК РФ и не могут превышать обычных процессуальных прав и обязанностей стороны в гражданском процессе. С другой — в силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в ГПК РФ и нет прямого указания на это.

17. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Данное условие имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом. В этой связи прокурором на определение о прекращении производства по делу может быть внесено представление.

18. Законом предусмотрено участие прокурора по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел 3 ГПК РФ), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). СК РФ предусмотрено обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (ч. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (ч. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении в родительских правах (ч. 4 ст. 73 СК РФ). Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация на основании решений суда с обязательным участием прокурора больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.

Смотрите так же:  Заявление в суд образец беларусь

19. При подготовке исковых заявлений прокурорам следует обратить внимание на то, что дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам ГПК РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, а по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

20. Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 ГПК РФ.

21. В судебных прениях прокурор по делам указанной категории выступает первым (ст. 190 ГПК РФ).

22. В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение суда первой инстанции прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 ГПК РФ предусматривает также, что на определение суда первой инстанции прокурором может быть принесено представление в вышестоящий суд в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

23. Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу комментируемой статьи, он в соответствии со ст. ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений.

24. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в главах 39 и 41 ГПК РФ.

25. Из смысла ст. 327 ГПК РФ следует, что когда в суде апелляционной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший апелляционное представление. Если прокурор участвует в суде апелляционной инстанции по апелляционной жалобе других лиц, а сам он апелляционное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу. Несомненно, таков же порядок дачи объяснений.

26. Системное толкование ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, он, тем не менее, вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и в судебном заседании апелляционной инстанции.

27. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 331 и 332 ГПК РФ на определения суда первой инстанции в течение 15 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд апелляционной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ.

28. В соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК РФ право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ, а именно:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

29. В статье 378 ГПК РФ указаны требования, предъявляемые к кассационному представлению прокурора и к кассационной жалобе. Эти требования идентичны. Таким образом, кассационное представление по своей правовой сути ничем не отличается от кассационной жалобы лица, участвующего в деле. Кассационное представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ. К кассационному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

30. При направлении в вышестоящие прокуратуры представлений нижестоящими прокурорами о принесении кассационных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий указанных процессуальных документов, заверенных соответствующим судом.

31. Статья 379.1 ГПК РФ предусматривает возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу. Между тем в ГПК РФ не указано, каким процессуальным документом оформляется данное процессуальное решение и вправе ли лица, участвующие в деле, обжаловать этот акт, если вправе, то в каком порядке и куда. Генеральная прокуратура РФ считает, что в данном случае следует применять нормы, регулирующие сходные правоотношения (аналогию закона) — положения гл. 19 ГПК РФ. В этом случае возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу должно быть оформлено в виде определения, которое может быть обжаловано председателю соответствующего суда, Верховного Суда РФ либо их заместителям.

32. Часть 3 ст. 386 ГПК РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

33. В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

— прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

— Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;

— должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

34. В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу кассационного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст. ст. 329, 335, 391 ГПК РФ).

35. Генеральный прокурор требует от подчиненных ему прокуроров неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права, в частности сроки исковой давности и процессуальные сроки. Исходить из того, что на заявления прокурора распространяются те же сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине ставить перед судом вопрос о его восстановлении. Обеспечивать поддержание заявления при рассмотрении его судом, добиваясь восстановления нарушенных социальных прав граждан. На всех стадиях процесса получать подтверждение волеизъявления гражданина на дальнейшее движение дела. Своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. На незаконные судебные постановления приносить апелляционные, кассационные и надзорные представления.

36. У прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные и кассационные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д.). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в кассационном порядке в соответствующую судебную инстанцию.

37. Поступающие в органы прокуратуры кассационные жалобы необходимо рассматривать с учетом даты подачи жалобы, категории дел и участия по ним прокурора.

38. По жалобам на судебные постановления по делам, в которых не участвовал прокурор и которые не отнесены законом к обязательной категории дел, следует направлять ответы об отказе в их удовлетворении. В ответах необходимо разъяснять заявителям, что у органов прокуратуры отсутствуют полномочия на опротестование судебных постановлений и право на обжалование судебных постановлений в порядке, установленном ГПК РФ.

39. Генеральная прокуратура РФ требует от прокуроров вступать в процесс и давать заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами.

40. К таковым относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст. ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

41. Прокурорам субъектов Российской Федерации, а также приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям Генеральным прокурором РФ предписано принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

42. Прокурор вправе обращаться в суд с заявлением об отмене актов представительного органа власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 21, 22, 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятого Государственной Думой 18 октября 1995 г., прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, в том числе органами власти субъектов Российской Федерации, и вправе приносить представления на решения этих органов, в том числе и в судебном порядке.

43. Прокурор вправе в установленном порядке обращаться в суд с заявлениями о признании несоответствующими закону как правового акта в целом, так и отдельных его пунктов.

44. Прокурор вправе в интересах Российской Федерации обращаться в суд с требованиями о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам, независимо от того что действующее законодательство предусматривает наличие специальных учреждений — налоговых органов, на которые в силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ возложена обязанность по взысканию указанных платежей.

45. Не вправе прокурор также обращаться в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ, руководствуясь тем, что указанные требования предъявляются в защиту интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ не относится к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку обращение производится в интересах конкретного юридического лица. Часть 1 комментируемой статьи не наделяет прокурора правом обращаться в суд в защиту интересов конкретных юридических лиц. Соответственно, если прокурором в суд принесено заявление о взыскании коммунальных платежей в пользу МУП ЖКХ, в принятии такого заявления судьей должно быть отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено лицом, которому ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами такое право не предоставлено.

46. И последнее. Дела по спорам о признании недействительными сделок по отчуждению жилых помещений не подпадают под перечень дел, указанных в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, по которым прокурор вступает в процесс и дает заключение.

47. Прокурор не обладает правом приостанавливать исполнение судебного акта, поскольку это противоречило бы как положениям некоторых международных правовых актов, участником которых является Российская Федерация, так и нормам гражданского процессуального законодательства, определяющим правовое положение прокурора как участника судопроизводства по гражданским делам.

48. В случае обращения прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта привлечение к участию в рассмотрении дела муниципальных образований, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным актом, не требуется, поскольку в таких делах прокурор обращается в суд не в защиту прав этих лиц, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству — в пределах своей компетенции.

49. См. также комментарий к ст. ст. 4, 6.1, 18, 35, 51, 56, 131 — 135, 145, 149, 237, 244.1, 245, 254, 255, 259, 262, 275, 327 ГПК РФ.