Полномочия заказчика в соответствии с 44-фз

Письмо Минфина России от 24 ноября 2017 г. N 24-02-07/78262 «О рассмотрении обращения»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части возможности передачи полномочий заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в рамках компетенции сообщает следующее.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 3 статьи 26 Закона о контрактной системе установлено, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 26 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) способом осуществления данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Так, подведомственному учреждению могут быть переданы полномочия либо на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо полномочия на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.

На основании изложенного, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий заказчика, в том числе на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обзор документа

Указано, что подведомственному учреждению могут быть переданы полномочия либо на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку товаров (работ, услуг), обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий заказчика, в том числе на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Место муниципального заказчика в контрактной системе

Муниципальный заказчик — это кто?

Это юридическое лицо, наделенное полномочиями и действующее от имени местного образования для осуществления закупочной деятельности, а также соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации. Закупки таких организаций финансируются за счет местного бюджета, в отличие от государственных, чьи нужды обеспечиваются за счет федерального бюджета или бюджета субъектов, а также за счет внебюджетных источников финансирования. Органы местного самоуправления (ОМСУ) закупают товары, работы и услугы исключительно для исполнения обязательств, а также для исполнения отдельных поручений и полномочий, переданными законами.

Таким образом, муниципальный заказчик — это 44-ФЗ понимает как муниципалитет, он существует за счет бюджетных средств, и из этого следует, что закупки регламентируются Федеральной контрактной системой.

Кто относится и кто не относится к муниципальным заказчикам

Как определено в п. 6 ст. 3 44-ФЗ, к таким госзаказчикам относятся местные:

  • органы (например, совет города Павловска);
  • казенные учреждения (как пример, «Спортивный клуб «Старт»);
  • унитарное предприятие (например, «Управление пассажирских перевозок миасского городского округа»).

Не относятся госзаказчики, которые указаны в п. 5 ст. 3 44-ФЗ, а также отдельные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность.

Такие организации наделяются полномочиями и компетенциями в сферах жизнедеятельности населения, на которое распространяется его юрисдикция. Такие полномочия — это перечень обязанностей, установленных для реализации функций, регулируются уставом ОМСУ.

Такими полномочиями могут быть:

  • в правоохранительной сфере: обеспечение охраны общественного порядка, координация деятельности правоохранительных органов;
  • в вопросах местного значения: содержание и строительство автодорог, обеспечение населения транспортными услугами, организация благоустройства территорий и т. д.;
  • в сфере ЖКХ: обеспечение водо-, газо-, тепло- и электроснабжения, организация вывоза и сбора мусора, координация застройки вверенной территории.

Вся деятельность таких учреждений подлежит обязательному планированию — план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком в соответствии со ст. 17 44-ФЗ.

Разъяснения по положению ч.5 ст.26 44-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Разъясните, пожалуйста, положения ч.5 ст.26 44-ФЗ, желательно на практическом примере. Как я поняла, наше министерство может обязать нас, казенное учреждение, быть заказчиком для их закупок?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ) определена возможность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивать централизацию закупок.

Законом определены следующие варианты централизации закупок:

— на уровне публично-правового образования (в отношении закупок различных органов власти);

Часть 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 г.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Смотрите так же:  Оформить гараж собственность гаражном кооперативе

При этом в соответствии с частью 4 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа или нескольких уполномоченных органов полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей.

Также отмечаем, что распределение полномочий в соответствии с решением, предусмотренным частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, не должно противоречить положениям части 1 статьи 26 Закона № 44-ФЗ. Так, не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение о наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков казенное учреждение, при этом выбрать какой-то один из способов, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Так, например, в случае если заказчик принимает решение об осуществлении закупок согласно пункту 2 части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением осуществляются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, кроме планирования закупок, заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Принятое решение об осуществлении полномочий заказчиков в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ должно соответствовать одному из способов, предусмотренных данной частью.

Может, если администрацией муниципального района принято решение об осуществлении полномочий заказчика самостоятельно.

Исходя из ч. 2 ст. 114 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

  1. осуществление данными органами полномочий на:
    а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
    б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
  2. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
  3. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
  4. осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

То есть, если администрация муниципального района приняла решение о самостоятельном осуществлении полномочий заказчика в отношении закупок для нужд администрации муниципального района, то администрация может быть заказчиком.

Да, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение о наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков казенное учреждение, при этом выбрать какой-то один из способов, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Так, например, в случае если заказчик принимает решение об осуществлении закупок согласно пункту 2 части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением осуществляются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, кроме планирования закупок, заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Принятое решение об осуществлении полномочий заказчиков в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ должно соответствовать одному из способов, предусмотренных данной частью.

Распределение полномочий заказчика в рамках реализации 44-ФЗ

Вряд-ли будет ошибкой сказать, что вопрос о распределении полномочий и обязанностей среди сотрудников организации-заказчика возник почти одновременно со вступлением в силу положений Закона № 44-ФЗ. И действительно, эффективная и полноценная реализация требований контрактной системы включает в себя множество самых разнообразных обязанностей, выполнить которые в одиночку специалисту зачастую бывает крайне сложно.

Теоретическая реализация Закона № 44-ФЗ

Когда я читаю некоторые статьи, посвященные проблемам госзакупок, – особенно если они опубликованы в каком-нибудь солидном печатном или интернет-издании, – у меня складывается впечатление, что я нахожусь в какой-то иной реальности, в которой все то, о чем пишется в этих статьях, попросту не существует.

Когда речь заходит о практической реализации закона о контрактной системе в общем и распределении полномочий закупочного процесса в частности, то, как правило, в качестве примеров приводят какие-то совершенно фантастические абстрактные организации, в которых имеется огромный штат сотрудников всех мастей.

Одни занимаются планированием, другие обоснованием закупок, третьи проводят конкурентные процедуры, юридический отдел проверяет все документы на соответствие законам и всячески помогает в решении всевозможных проблем, кто-то заключает контракты, бухгалтерия оплачивает и отслеживает исполнение, кто-то все это размещает в ЕИС…

Все эти люди, отделы, структурные подразделения и комиссии действуют как один слаженный механизм, своевременно предоставляя друг другу всю необходимую информацию и четко выполняя свои обязанности, и, судя по всему, каждый имеет неплохое представление о требованиях Закона № 44-ФЗ в отношении сферы его полномочий и ответственности.

Возможно, кому-то из уважаемых коллег посчастливилось работать в такой организации, я же к моему великому сожалению таких не встречал.

Реальное положение контрактного управляющего

Как показывает практика, в реальности дела обстоят совершенно иначе. За реализацию требований Закона № 44-ФЗ обычно отвечает один единственный человек – контрактный управляющий. Причем, зачастую эти обязанности возложены на работника, у которого и без того немало работы – это может быть юрист, экономист или обычный завхоз.

Буквально на днях мне довелось оказаться в учреждении, где контрактным управляющим является кадровик. Перед таким человеком стоит нелегкая задача организовать закупочную деятельность учреждения в соответствии с требованиями контрактной системы – сформировать и наладить тот самый механизм, о котором мы говорили в предыдущем разделе.

Как правило, ему это не удается по целому ряду причин:

  • обязанности возложены на контрактного управляющего – никто другой не считает, вопросы Закона № 44-ФЗ его хоть как-то касаются и что он должен участвовать в этой работе, все стремятся устраниться от участия в ней;
  • вся ответственность лежит на контрактном управляющем – других работников соблюдение требований и сроков попросту не беспокоит, ведь они не отвечают за их нарушение;
  • у контрактного управляющего нет полномочий для того, чтобы распределить обязанности, организовать работу других сотрудников или хотя бы требовать соблюдения сроков предоставления необходимой информации – они ему попросту не подчиняются;
  • зачастую и руководитель, и работники организации придерживаются мнения, что все, хоть как-то связанное с контрактной системой, — это забота и обязанность контрактного управляющего.
Смотрите так же:  Как оформить иностранца на работу в 2019 году

Иными словами, почти всегда контрактный управляющий остается один на один с задачами, которые перед ним ставит закон о контрактной системе. Такой подход широко распространен на практике, а его результатом становится ситуация, когда перечень обязанностей работника увеличивается многократно, при этом он в кратчайшие сроки должен стать специалистом всех тех областей, к сфере которых будут относиться закупаемые им товары, работы и услуги.

Да и как ему быть иначе, ведь нужно как-то сделать обоснование, составить техническое задание, провести процедуру закупки, опубликовать все это в ЕИС, заключить контракт, провести экспертизу, осуществить приемку…и многое, многое другое.

А между тем, наиболее оптимальным решением проблемы эффективной закупочной деятельности заказчика в соответствие с требованиями контрактной системы является оптимальное распределение полномочий и обязанностей.

Практические рекомендации по распределению полномочий и обязанностей при реализации Закона № 44-ФЗ

Прежде чем продолжить, хочу сразу оговориться, что это лишь рекомендации, к которым мы пришли практическим путем за время работы с заказчиками. Они официально не закреплены никаким законом или другим нормативным актом, соответственно и обязать кого-либо придерживаться их невозможно.

  1. Понимание необходимости и инициатива распределения обязанностей должны исходить в первую очередь от руководителя организации, поскольку именно он обладает достаточными полномочиями по организации работы и взаимодействия отделов и работников. Никто добровольно не согласиться взять на себя дополнительные обязанности и ответственность, поэтому первым делом следует донести до руководства понимание необходимости и эффективности таких действий.
  2. Руководитель должен понимать, что обеспечение соблюдения Закона № 44-ФЗ это задача всей организации, а не одного конкретного человека. Она требует коллективного участия, работы же одного человека для полноценного соблюдения его норм недостаточно;
  3. Распределение обязанностей должно быть документарно закреплено внутренними нормативными актами организации – это необходимо для того, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем, проведения проверок и обнаружения нарушений было ясно, кто именно и на каком этапе является ответственным;
  4. Контрактный управляющий должен представлять своего рода некий центр по распределению, контролю и обработке информационных потоков, поскольку на практике он один знает требования Закона № 44-ФЗ и работает в ЕИС. Соответственно, задача руководителя состоит в том, чтобы организовать такое взаимодействие, при котором представители различных подразделений и отделов шли навстречу требованиям контрактного управляющего и своевременно предоставляли всю необходимую информацию.
  5. Совершенно ясно, что контрактный управляющий не может быть специалистом всех областей, соответственно при проведении экспертизы и приемки целесообразно формирование комиссий различного состава с привлечением профильных специалистов. Такой подход позволит обеспечить необходимый уровень компетентности приемочной и экспертной комиссий как с точки зрения знаний контрактного законодательства, так и с точки зрения объекта закупки.
  6. Ключевым принципом, которым следует руководствоваться при распределении полномочий – это минимизация участия работников в тех областях, которые не относятся к их основной деятельности, и напротив – привлечение и максимальное участие там, где они наиболее компетентны.

В заключении хотелось бы отметить, что далеко не каждое учреждение может похвастаться большим штатом сотрудников. Обеспечить же взаимодействие под силу каждому – существуют примеры успешного взаимодействия не только работников одной организации, но и отдельных ведомств.

Как показывает практика, такой подход является одним из наиболее эффективных и целесообразных на сегодняшний день и позволяет значительно повысить качество реализации контрактного законодательства.

Полномочия контрактной службы

Вопрос-ответ по теме

Правомерно ли возложение полномочий контрактной службы в Министерстве на подведомственное ему казенное учреждение?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Орган исполнительной власти может принять решение в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ о передаче своих полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, его территориальным органам или учреждениям.

Полномочия заказчика и уполномоченного органа, учреждения закрепляются единым документом – решением о создании таких органов, учреждений либо решением о наделении их соответствующими полномочиями.

Уполномоченный орган ив качестве заказчика

Вопрос-ответ по теме

Наш Комитет экономики является органом местного самоуправления и муниципальным заказчиком. Принято решение при администрации городского округа создать уполномоченный орган, которому Комитет должен передать свои полномочия муниципального заказчика на планирование закупок, определение поставщиков, заключение муниципальных контрактов, их исполнение, приемку товаров и услуг и их оплату. В этом случае может ли Комитет осуществлять закупки для собственных нужд, будет ли при этом он являться муниципальным заказчиком, должен ли составлять план-график закупок, назначать контрактного управляющего? Если да, то каким способом может проводить закупки (конкурентными способами или путем заключения договоров до 100 тыс.руб.). Каким образом будет определяться разрешенный объем закупок до 100 тыс.руб.?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Статьей 26 Закона № 44-ФЗ определена возможность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивать централизацию закупок.

на уровне публично-правового образования (в отношении закупок различных органов власти);

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

на уровне органа власти (в отношении закупок подведомственных учреждений).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона № 44-ФЗ Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений могут быть возложены на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение либо несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений полномочия на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

В силу части 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений полномочия на:

Смотрите так же:  Хищение материалов уголовного дела

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

Часть 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 4 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. федеральный орган исполнительной власти вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика самим федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами или учреждениями (при осуществлении функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа или несколько уполномоченных органов полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, в случае, если исполнительным органом принято решение об осуществлении полномочий заказчика в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, то такое решение не должно противоречить принятому решению согласно части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.»

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.04.2016 № 02-07-10/23382

«Уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), осуществляющий полномочия заказчика (для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений), отражает в бюджетном учете операции по закупочной деятельности при полной централизации в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.

При этом уполномоченному органу (уполномоченному учреждению) доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств в целях осуществления закупочной деятельности при полной централизации с указанием разделов, подразделов, целевых статей, кодов видов расходов исходя из осуществляемых заказчиком функций (направлений расходов), по которым принято решение о передаче полномочий по заключению и исполнению контрактов (по функциям заказчика, в интересах которого осуществляется закупочная деятельность при полной централизации).»

В соответствии с частью 10 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей.

Таким образом, полномочия заказчика и уполномоченного органа, учреждения закрепляются единым документом — решением о создании таких органов, учреждений либо решением о наделении их соответствующими полномочиями.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.

Таким образом, уполномоченному органу, учреждению могут быть переданы полномочия либо только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, либо полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.

Также сообщаем, что в случае передачи полномочий по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению государственных и муниципальных контрактов, их исполнению, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты, в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, соответствующий уполномоченный орган, по сути, становится заказчиком.

Также отмечаем, что распределение полномочий в соответствии с решением, предусмотренным частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, не должно противоречить положениям части 1 статьи 26 Закона № 44-ФЗ. Так, не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, могут быть определены отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении которых может быть принято решение о частичной централизации (только определение поставщика (подрядчика, исполнителя), а при закупке других видов товаров, работ, услуг может быть принято решение о полной централизации (планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение).

В связи с тем, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений применяются положения Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика (часть 11 статьи 26 Закона 44-ФЗ) в таком решении возможно предусмотреть разделение полномочий между заказчиком и уполномоченным органом.

Таким образом, в случае передачи полномочий заказчика уполномоченному органу в части планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения муниципальных контрактов, их исполнения, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечения их оплаты уполномоченный орган становится заказчиком и комитету экономики нет необходимости назначать контрактного управляющего и составлять план-график закупок.

Вместе с тем в комитете экономики может быть назначено ответственное лицо по взаимодействию с уполномоченным органом, а также по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе по определению начальной (максимальной) цены контракта, которое все же целесообразно назначить контрактным управляющим.