Нормативно правовые акты регулирующие трудовой договор

Оглавление:

Нормативно правовые акты регулирующие трудовой договор

Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации .

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами следующими нормативными правовыми актами:

    трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам. Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о профессиональных союзах, о социальном партнерстве;

В соответствии с пунктом (к) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. О разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений см. статью 6 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно пункту (в) статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.

  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
      • указами Президента Российской Федерации.

      Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам;
      постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

      Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

      Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации;
      нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
      нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    1. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса РФ):
      • коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса РФ). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях;
      • соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (статья 45 Трудового кодекса РФ);

        Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 9) предусматривает возможность регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, а именно путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров и соглашений (которые носят нормативный характер), а также трудовых договоров (последние, в отличие от первых двух актов договорного характера, заключаются между одним работником и одним работодателем и не являются нормативными, поскольку распространяют свое действие на двух указанных в договоре лиц, а не на неопределенный круг лиц). Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

      • локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (статья 8 Трудового кодекса РФ).

    1. Кроме того, следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 10 Трудового кодекса РФ, часть 4 статьи 15 Конституции РФ). В соответствии со статьей 10 Трудового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Трудовой Кодекс РФ

    • Трудовое право
    • Предмет трудового права
    • Функции трудового права
    • Субъекты трудового права
    • Принципы трудового права

    Форма трудового права. Нормативные правовые акты

    Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права — это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

    По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

    Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

    Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

    Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания, т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

    Виды нормативных правовых актов

    Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

    В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

    трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

    • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
    • указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
    • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

    Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

    Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

    В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

    Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

    Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

    Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

    Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

    В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

    Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

    Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

    Основные задачи трудового законодательства:

    • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
    • правовое регулирование трудовых отношений;
    • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
    • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
    • разрешение трудовых споров;

    Разделы Трудового кодекса РФ

    • Раздел I. Общие положения
    • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
    • Раздел III. Трудовой договор
    • Раздел IV. Рабочее время
    • Раздел V. Время отдыха
    • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
    • Раздел VII. Гарантии и компенсации
    • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
    • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    • Раздел X. Охрана труда
    • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Раздел XIV. Заключительные положения

    Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

    Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

    Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

    Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

    В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

    Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

    Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

    В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

    Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

    Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

    Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

    В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

    Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

    В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

    Законодательные акты и другие нормативные документы, составляющие правовую базу трудовых отношений

    Теория трудового права представляет собой совокупность правил, обязательных для исполнения сторонами отношений, возникших после заключения трудового договора, или в других случаях, имеющим трудовой характер.

    Сегодня, в России, наряду с Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу, действуют другие законодательные акты, способствующие урегулированию отношений между работодателем и наемным работником.

    Сформирован комплекс правовых актов и норм, обязательных для применения в различных ситуациях, складывающихся в процессе трудовой деятельности.

    Нормативная база в сфере труда определяет основные права и обязанности, как работодателя, так и рабочих, учитывая необходимость создания определенных условий для работы, соответствующих безопасности жизни и здоровью людей, с соблюдением гигиенических норм.

    Что представляют собой нормы трудового права

    Обратимся к толкованию значения самого слова «норма».

    Обозначение его в более широком смысле обозначает – образец, правило, установленный общепринятый порядок, правила поведения в конкретной ситуации.

    Становится легко доступным к пониманию, что нормы трудового правила устанавливают правила поведения, начиная с момента возникновения трудовых отношений и до их окончания.

    Поскольку трудовыми отношения считаются после заключения трудового договора, можно с уверенностью сказать, что нормами трудового права руководствуются, начиная с приема работника на работу и до прекращения с ним договорных обязательств, то есть увольнением по любым причинам.

    Хотя, в некоторых случаях, когда человек только желает трудоустроиться, но работодатель необоснованно отказывает ему, либо после увольнения, при возникших трудовых спорах, следует также применять нормы трудового права.

    Установленные законодательными или другими правовыми актами нормы обязательны для всех, нарушение их недопустимо.

    При этом любые нормы должны соответствовать основным принципам и предоставлять гарантии, принятые Конституцией государства:

    1. право на определение каждым человеком сферы деятельности;
    2. недопустимость применения насильственных мер, принуждающих трудиться;
    3. получение заработной платы за работу, в размере не ниже минимального, установленного государством;
    4. недопустимость дискриминации при приеме на работу, продвижении по службе, оплате труда по расовым, половым, национальным, другим признакам;
    5. обеспечение безопасных условий труда;
    6. защита от безработицы;
    7. право на защиту своих интересов и возможность разрешения трудовых конфликтов в уполномоченных инстанциях, при коллективных трудовых спорах участие в забастовках;
    8. предоставление со стороны работодателя времени для отдыха.

    Какие вопросы регулируются нормами трудового права?

    Основным законом, регулирующим трудовые отношения в России, является Трудовой кодекс, действующий с 2001 года с последними изменениями, вступившими в силу 01. 01. 2017 года.

    Согласно ст. 1 ТК РФ, основная цель и задачи, которые ставит законодатель – это создание условий, регламентированных правовыми нормами для возможности достигнуть согласованных интересов между сторонами трудовых отношений по вопросам:

    1. организации и управления рабочим процессом;
    2. трудоустройства у конкретного работодателя;
    3. профессионального обучения;
    4. ведения переговоров между представителями трудового коллектива и руководства предприятия при заключении коллективных договоров и других локальных документов;
    5. участия профсоюзов, выражающих интересы трудящихся при установлении условий труда и контроле соблюдения норм закона со стороны работодателя;
    6. привлечения к материальной и другим видам ответственности, предусмотренные законом в каждом конкретном случае с учетом тяжести последствий совершенного проступка или нарушения норм закона;
    7. разрешения трудовых конфликтных ситуаций;
    8. обязательного страхования работников.

    На кого распространяется действие трудового законодательства

    Понятно, что трудовые нормы действуют для всех лиц, состоящих в трудовых отношениях, вне зависимости от пола, возраста, занимаемой должности.

    Важным условием трудовых отношений является заключение письменного договора, оговаривающего основные права и обязанности субъектов.

    Возможно заключение трудовых договоров с физическими лицами, не зарегистрированными как индивидуальные предприниматели.

    При этом возникшие спорные ситуации по гражданским договорам не могут решаться с применением трудового законодательства, если только решением суда не будет признано, что фактически договор носит трудовой характер.

    Для урегулирования вопросов, связанных с выполнением служебных и должностных обязанностей отдельных категорий служащих (государственных, военных), работников правоохранительных, судебных органов и других, применяют уставы, положения, нормы, принятые федеральными законами, основанными на основных принципах Конституции РФ.

    Как можно квалифицировать существующие нормы

    Все действующие в России законодательные акты и другие правовые документы, касающиеся сферы трудовой деятельности можно разделить на:

    1. общие нормы – распространяющиеся на всех участников трудовых отношений;
    2. особенные – которые затрагивают определенные моменты, возникающие при трудовых отношениях (например, предоставление ежегодного отпуска).

    Еще одна квалификация делит правовые нормы на:

    1. категорические нормы, – по степени определенности которые невозможно оспорить (например, обязанность работника своевременно и в полном объеме выплатить заработную плату);
    2. диспозитивные – дающие право выбора на усмотрение работника или работодателя (например, за допущенное нарушение дисциплины, работодатель имеет право, но не обязан привлечь работника к ответственности и наложить взыскание).

    Общее значение применения норм

    Общие принципы применения законодательных актов, касающихся вопросов трудовых отношений:

    1. при решении вопросов, непосредственно связанных с трудовыми отношениями;
    2. регламентируют порядок взаимоотношений между сторонами трудовых правоотношений в любых ситуациях;
    3. для обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности;
    4. для возможности получения работником положенных гарантий и социальных льгот для отдельных категорий лиц (например, женщинам, имеющим детей до трехлетнего возраста или трудящимся инвалидам);
    5. для обеспечения прав работников создавать профессиональные организации с целью защиты своих интересов, или принимать участие в уже действующих представительных рабочих органах;
    6. для исключения дискриминации в любых вопросах, так же как и недопущение оскорбления чести и достоинства работающего человека;
    7. для определения прав и обязанностей работодателя и наемных рабочих;
    8. для возможности установления социального равноправия и взаимодействия при решении различных вопросов.

    Трудовые нормы правового характера

    Нормы, определяющие порядок урегулирования отношений между сторонами, заключившими трудовой договор разрабатываются на основе принципов, принятых международным правом и закрепленным в Конституции РФ.

    Любая из правовых норм обязательна к применению.

    Действие таких норм прекращается обычно принятием новых законодательных актов.

    Правовые нормы, определяющие основы правил поведения работников и работодателя, их права и обязанности приняты:

    1. Трудовым кодексом РФ;
    2. Указами Президента РФ;
    3. Постановлениями Правительства;
    4. федеральными законами;
    5. законодательными актами ведомственного значения, принятыми Министерствами;
    6. нормативными правовыми актами, изданными местными органами самоуправления и действующими в конкретных субъектах страны.

    Правовые нормы, принимаемые локальными документами

    Название локальные нормативные акты говорит само за себя. Их действие распространяется в пределах конкретного предприятия (организации).

    Статьей 8 ТК РФ, предусмотрено, что в компетенции работодателя принимать локальные акты, определяющие нормы трудовых отношений, в соответствии с действующим трудовым законодательством и другими правовыми нормами, содержащими нормы трудового права.

    Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в частном порядке заключившие трудовой договор для выполнения определенного объема работ не имеют таких полномочий.

    При наличии профсоюзного органа, в случаях, определенных законом, принимаемые локальные нормы должны быть согласованы с учетом интересов рабочего коллектива.

    Нормы локальных документов призваны конкретизировать урегулирование правовых отношений, применительно к специфике производства каждого предприятия и не могут ухудшать положения, установленные ТК РФ и другими правовыми актами.

    К локальным документам относят:

    • коллективные договора;
    • положения;
    • соглашения;
    • трудовые договора;
    • и прочую документацию, действующую в учреждении.

    Какие различают виды норм трудового права

    Правовые и локальные нормативные акты бывают:

    1. оперативные – имеющие полномочия отменить или внести изменения в действующие законодательные нормы;
    2. дефинитивные – дающие разъяснения понятий, применяемых в области трудовых отношений;
    3. декларативные – имеющие более существенное значение и устанавливающие основополагающие принципы, на которых базируется законодательство, распространяющееся на сферу действия трудового права, например принципы, закрепленные Конституцией о праве самоопределения каждого человека в выборе профессии и рода трудовой деятельности.

    Правовые нормы, имеющие международный характер

    Основа правовых норм, действующих в Российской Федерации – использование международных стандартов урегулирования труда граждан.

    Базовыми принципами в издании правовых нормативов принимаются соглашения, определяющие права и свободы трудящихся.

    Трудовое законодательство РФ соблюдает изложенные в Декларации МОТ нормы:

    • принципы, не позволяющие использовать принудительный труд;
    • недопустимо детей заставлять работать;
    • запрет на дискриминацию граждан.

    Ст. 2 ТК РФ дает прямую ссылку на принципы правового урегулирования трудовых отношений исходя из норм международного права.

    На основании ст. 10 ТК РФ, признанные обществом нормы международных договоров и основополагающих норм международного права, являются неотъемлемой составной частью Российского законодательства.

    В случае имеющихся отличий в правовых актах, касающихся норм трудовых отношений от международного договора, должны применяться нормы, принятые международным договором.

    Специальные нормы, применяемые в законодательных трудовых актах

    Ст. 251 ТК РФ предусматривает ограничение применения установленных норм к отдельным категориям работников.

    Специально разработанные нормы, определяющие трудовые отношения, разработаны и утверждены:

    • для лиц, выполняющих свои обязанности во вредных и опасных для здоровья условиях труда либо в суровых климатических условиях;
    • для женщин, имеющих малолетних детей или ребенка, признанного инвалидом;
    • для работников, которым не исполнилось восемнадцать лет;
    • для работающих инвалидов;
    • для сезонных работников;
    • и прочих.

    Специальные нормативные акты подразделяют на три вида:

    1. нормы – льготы, дающие дополнительные привилегии к гарантированным правам (например, дополнительные дни отдыха);
    2. нормы – изъятия, ограничивающие отдельные категории в применении общепринятых норм (например, нельзя уволить беременную сотрудницу по инициативе работодателя);
    3. нормы – приспособления, то есть применение общих норм к специфическим особенностям рода занятия (например, возможность уволить работника, занимающегося педагогической деятельностью за совершение поступка, недопустимого с точки зрения морали).

    Меры, применяемые за нарушение норм законодательных актов

    В зависимости от сути допущенного нарушения норм, установленных трудовым законодательством или действующих локальных правовых актов и их последствий, стороны трудовых нарушений могут быть привлечены:

    1. к дисциплинарному наказанию, вплоть до увольнения;
    2. административной ответственности в виде взыскания штрафа или отстранения от занимаемой должности;
    3. уголовной ответственности.

    Нормативно правовые акты регулирующие трудовой договор

    Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

    Все работодатели, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства.

    Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

    — военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

    — членов советов директоров и наблюдательных советов (за исключением лиц, заключивших с организацией трудовой договор);

    — лиц, работающих по договорам гражданско-правовою характера;

    Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства установлено, что это фактически трудовой договор, то считается, что имеют место трудовые отношения.

    — других лиц, если это установлено федеральным законом.

    Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются нормами трудового законодательства в той части, которая не урегулирована специальным законом.

    Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

    Работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

    Работниками считаются все лица наемного труда, а также работающие участники акционерных обществ, товариществ, производственных кооперативов. Работающий собственник предприятия может быть одновременно и работодателем, и работником.

    В трудовые отношения можно вступать с 16 лет. При получении основного общего образования либо прекращении учебы трудовой договор можно заключать и с 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовые отношения распространяются на 14-летних подростков. Они могут выполнять легкий труд в свободное время, если это не причиняет вреда их здоровью и не нарушает процесса обучения. Дети, занятые театральной, кинематографической, цирковой деятельностью, могут вступать в трудовые отношения до 14 лет, если это происходит без ущерба их здоровью и нравственному развитию, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

    На государственной службе, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами), человек может работать только после 18 лет.

    Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, утвержден Правительством РФ. Возрастные нормы для работников строго обязательны. Нарушившие их предприниматели и администрация привлекаются к ответственности, а трудовые отношения с подростками прекращаются. Максимального возраста для вступления в трудовые отношения трудовым законодательством не предусмотрено, однако для пребывания на государственной службе он установлен — 65 лет.

    Трудовой договор не может быть заключен с человеком, признанным судом недееспособным вследствие душевного заболевания или слабоумия, поскольку он не в состоянии осмысленно выполнять возложенные на него трудовые обязанности. Способность трудиться для инвалидов определяется соответствующей медицинской комиссией.

    Судом может быть лишен права заниматься определенной деятельностью гражданин, совершивший преступление. Ограничение может быть только частичным и временным, полное лишение граждан права на труд не допускается.

    Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо (любой гражданин вправе заключить трудовой договор с няней, домработницей и т.д.). Индивидуальные предприниматели после достижения 16 лет полностью дееспособны и выступают в качестве работодателей на равных правах с юридическими лицами.

    Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников и работодателей, заключивших трудовой договор. Они должны применяться всеми работодателями (и юридическими, и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Чем регулируются трудовые отношения.

    Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные.

    К федеральным нормативным актам трудового права относятся:

    — Конституция Российской Федерации, которая являются юридической базой трудового законодательства;

    — Трудовой кодекс Российской Федерации;

    — федеральные законы, содержащие нормы трудового права;

    — указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения;

    — постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.

    Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суд Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

    К локальным нормативным актам трудового права относятся:

    — нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

    — правотворчество органов местного самоуправления;

    — правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

    — коллективные договоры и соглашения;

    — приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

    Смотрите так же:  Неустойка является мерой ответственности