Приказ министра обороны чрезвычайные ситуации

Приказ Министра обороны РФ от 26 января 2015 г. № 37 «О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 333”

Внести изменения в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 333 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 апреля 2012 г., регистрационный № 23698), согласно прилагаемому Перечню.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2015 г.

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 26 января 2015 г. № 37

Перечень
изменений, внесенных в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 333

В Положении об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к приказу):

слова «№ 52, ст. 6992» заменить словами «№ 31, ст. 4192; № 52 (ч. I), ст. 6992; 2013, № 27, ст. 3450; № 52 (ч. I), ст. 6969»;

после слов «ст. 6165» дополнить словами «; 2013, № 9, ст. 963; 2014, № 43, ст. 5892».

2. В пункте 3 слова «воинских частей и организаций Вооруженных Сил» заменить словами «объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны».

3. Пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:

«Национальный центр управления обороной Российской Федерации:

доведение сигналов оповещения о начале проведения мероприятий гражданской обороны до оперативного дежурного центра управления Главного командования Сухопутных войск, оперативных дежурных региональных центров управления обороной Российской Федерации;

сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения до начальников территориальных (местных) гарнизонов, объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны;

контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в Вооруженных Силах;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;

информационное обеспечение руководящих должностных лиц Министерства обороны.».

4. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Руководство гражданской обороной в центральных органах военного управления, в военных округах, территориальных (местных) гарнизонах, соединениях (кроме общевойсковых), на объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, осуществляют соответствующие командиры (начальники).».

а) слова «командиры воинских частей, имеющие в своем ведении военные городки,» заменить словами «начальники объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Кроме того, начальники объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, за которыми закреплены военные городки, планируют и выполняют задачи гражданской обороны в военных городках в части обеспечения защиты населения военного городка от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.».

6. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Организация управления гражданской обороной в Вооруженных Силах строится по схеме: Главное командование Сухопутных войск — военный округ — территориальный гарнизон — местный гарнизон — объект, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны.

К объектам, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, относятся:

арсеналы, технические базы вооружения, а также их филиалы, отделы хранения и обособленные структурные подразделения;

склады комплексного хранения материальных и технических средств, а также их филиалы, отделы хранения и обособленные структурные подразделения;

военно-медицинские организации и их структурные подразделения;

стационарные центры и узлы связи Генерального штаба, видов Вооруженных Сил, военных округов, объединений;

испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские организации Министерства обороны;

общеобразовательные организации, образовательные организации высшего (профессионального) образования, в том числе учебные (военные учебно-научные) центры Министерства обороны;

дома офицеров, клубы, театры, музеи, студии Министерства обороны.».

7. Абзац пятый пункта 12 изложить в следующей редакции:

«на объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, — заместитель начальника объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны.».

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«подготовки по гражданской обороне нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне) и обучения личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;»;

б) в абзаце шестом после слова «объектов» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия».

изложить в следующей редакции:

«нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне), которые создаются на объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, для решения задач в области гражданской обороны *;»;

дополнить сноской «*» следующего содержания:

«* На складах по хранению боеприпасов, арсеналах создаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны, на остальных объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.»;

б) в абзаце четвертом после слов «на объектах» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,».

10. Раздел II «Организация управления гражданской обороной» дополнить новыми пунктами 16 и 17 следующего содержания:

«16. Состав нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне) определяет начальник объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны, с учетом особенностей объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны. Состав нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне) согласовывается с вышестоящим начальником (командиром), территориальными органами МЧС России и утверждается начальником территориального (местного) гарнизона, в составе которого находится объект, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны.

17. Обеспечение деятельности по управлению гражданской обороной возлагается:

в Вооруженных Силах — на центр управления Главного командования Сухопутных войск;

в военных округах (на Северном флоте) — на региональные центры управления;

в территориальных (местных) гарнизонах — на территориальные центры управления (пункты управления воинских частей, от которых назначен начальник гарнизона);

на объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, — на штатные (нештатные) пункты управления.».

11. Сноску к пункту 18 после слов «ст. 4490» дополнить словами «; 2006, № 34, ст. 3689; 2008, № 43, ст. 4948».

12. В абзаце третьем пункта 19 слова «(военных городков)» заменить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,».

1) в подпунктах «а», «е», «з-к», «н» после слов «нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны» дополнить словами «(нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне)»;

2) в подпункте «б»:

а) в абзаце втором:

после слов «включение объектов» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,»;

после слов «опасных объектов» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны»;

б) в абзаце четвертом после слов «опасных объектах» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны»;

3) в абзацах первом и пятом подпункта «д», втором подпункта «м» после слова «объектов» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны»;

4) в абзацах втором и третьем подпункта «д», первом подпункта «и», первом и шестом подпункта «м» после слов «объектов,» в соответствующем падеже дополнить словами «на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,»;

5) абзац четвертый подпункта «ж» изложить в следующей редакции:

«проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;»;

6) в абзацах четвертом и пятом подпункта «з», четвертом подпункта «и» , подпунктах «к», «л» и абзаце третьем подпункта «м» после слова «объектах» в соответствующем падеже дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,».

14. В подпункте «в» пункта 23:

в абзаце первом после слов «на объектах,» дополнить словами «на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,»;

в абзаце втором после слов «на объектах» дополнить словами «, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны,».

15. Пункты 24 и 27 признать утратившими силу.

16. В сноске к пункту 30 слова «№ 52, ст. 6992» заменить словами «№ 31, ст. 4192; № 52 (ч. I), ст. 6992; 2013, № 27, ст. 3450; № 52 (ч. I), ст. 6969».

17. Абзац пятый пункта 32 изложить в следующей редакции:

«план гражданской обороны объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны, — заместителем начальника объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны, с привлечением начальников служб объекта, на котором проводятся мероприятия гражданской обороны.».

18. Абзац второй пункта 47 после слов «ст. 2093» дополнить словами «; 2010, № 19, ст. 2316».

19. Пункты 16 — 47 считать пунктами 18 — 49 соответственно.

Обзор документа

Скорректирован порядок организации и ведения гражданской обороны в Вооруженных Силах РФ.

Так, закреплены функции Национального центра управления обороной. Он, в частности, доводит сигналы оповещения о начале мероприятий до оперативного дежурного центра управления Главного командования Сухопутных войск, оперативных дежурных региональных центров управления обороной. Взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти. Осуществляет информационное обеспечение руководящих должностных лиц Министерства.

Начальники объектов, где проводятся мероприятия гражданской обороны, за которыми закреплены военные городки, уполномочены планировать и выполнять задачи гражданской обороны в военных городках в части обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях или из-за них, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Определены подразделения, которые занимаются управлением гражданской обороной.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2005 Г. N 355 И 490

I. В Приказе Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 355 «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации 2008 года N 364):

1. В пункте 3 Приказа слова «Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» заменить словами «Главное командование Сухопутных войск».

2. В Положении о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Приказу):

а) абзац второй пункта 4 после слов «и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» дополнить словами «и их всестороннее обеспечение»;

б) пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:

«5. Функциональная подсистема применительно к единой системе действует на федеральном (в масштабе Вооруженных Сил), межрегиональном (в масштабе военного округа), региональном (в масштабе территориального гарнизона), муниципальном (в масштабе местного гарнизона, в отдельных случаях — в масштабе территориального гарнизона) и объектовом (в масштабе воинской части, организации Вооруженных Сил) уровнях.

6. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются (назначаются, определяются) органы военного управления, силы и средства, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, резервы материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления функциональной подсистемы и организует мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах.

Заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие Военно-воздушными силами и Военно-Морским Флотом, командующие родами войск Вооруженных Сил, Железнодорожными войсками, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны обеспечивают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Командующие войсками военных округов (оперативно-стратегических командований) организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении всех войск (сил) Вооруженных Сил, дислоцирующихся на территории военных округов.

Начальники территориальных и местных гарнизонов организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении всех органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, постоянно расположенных в границах гарнизона, в рамках мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы.

Командиры соединений, воинских частей, руководители (начальники) организаций Вооруженных Сил организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении подчиненных органов военного управления, воинских частей и организаций в соответствии с возложенными на них полномочиями в данной сфере деятельности и решениями начальников соответствующих гарнизонов.

Командующие флотами (Каспийской флотилией), командующие (командиры) оперативными (оперативно-тактическими) объединениями, имеющие силы и средства, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, применяют их в рамках функциональной подсистемы.

Главное командование Сухопутных войск, штабы военных округов (оперативно-стратегические командования), командования гарнизонов организуют и осуществляют планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и руководят деятельностью органов военного управления функциональной подсистемы.»;

Смотрите так же:  Частный нотариус и государственный

абзац второй подпункта «а» изложить в следующей редакции:

«в Главном командовании Сухопутных войск — штатное структурное подразделение оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск, непосредственно предназначенное для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;»;

в абзаце третьем подпункта «а» слова «видов Вооруженных Сил» заменить словами «Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота»;

абзац второй подпункта «б» изложить в следующей редакции:

«в штабах военных округов (оперативно-стратегических командованиях) — штатные структурные подразделения, непосредственно предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;»;

абзац третий подпункта «б» признать утратившим силу;

абзац первый подпункта «в» изложить в следующей редакции:

«в) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях — в территориальных и местных гарнизонах — военные коменданты гарнизонов, а в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, являющихся потенциально опасными объектами, — назначенные решением соответствующих командиров (начальников) отдельные военнослужащие для решения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.»;

г) абзац второй подпункта «а» пункта 9 изложить в следующей редакции:

«дежурные смены командных пунктов Генерального штаба, Сухопутных войск и других видов (родов войск) Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил;»;

абзац четвертый после слов «органов военного управления» дополнить словами «, начальников гарнизонов»;

в абзаце тринадцатом слова «оперативным управлением Генерального штаба» заменить словами «командованием Сухопутных войск»;

абзац десятый подпункта «б» изложить в следующей редакции:

«Кроме того, в гарнизонах для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по решению их начальников могут при необходимости создаваться нештатные формирования (сводные, мобильные и иные отряды, команды). В состав нештатных формирований, как правило, включаются подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, службы медицины катастроф, связи, технического обеспечения, тыла, пожарные расчеты и другие.»;

абзац тринадцатый подпункта «б» изложить в следующей редакции:

«решающих задачи на федеральном уровне — Главным командованием Сухопутных войск;»;

ж) абзац третий пункта 15 после слова «выполнения» дополнить словами «(обеспечения выполнения)»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Решениями командующих войсками военных округов (оперативно-стратегических командований), начальников гарнизонов в войсках (силах), дислоцирующихся (расположенных) на их территории, где могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов военного управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:»;

в абзаце пятом слова «, флотами (Каспийской флотилией)» исключить;

и) в пункте 18 слова «Генерального штаба» заменить словами «Главного командования Сухопутных войск»;

к) в абзаце первом пункта 22 слова «от старшего начальника до Генерального штаба включительно» заменить словами «старшего начальника»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации назначается решением командующего войсками военного округа (оперативно-стратегического командования), начальника гарнизона, на территории которого могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.»;

в абзаце третьем слова «начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации» заменить словами «главнокомандующим Сухопутными войсками»;

м) в абзаце втором пункта 24 слова «видами Вооруженных Сил» заменить словами «Военно-воздушными силами и Военно-Морским Флотом»;

н) в абзаце первом пункта 26 слова «до Генерального штаба включительно» исключить;

о) в пункте 27 слова «Генеральным штабом» заменить словами «Главным командованием Сухопутных войск»;

п) в подпункте «б» пункта 28:

в абзаце втором:

слова «Генеральным штабом» заменить словами «Главным командованием Сухопутных войск»;

слова «видов Вооруженных Сил» заменить словами «Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота»;

в абзаце третьем слово «флотов» заменить словами «оперативно-стратегическими командованиями»;

в абзаце четвертом слова «, управлениями оперативных (оперативно-тактических) объединений» исключить;

в абзаце пятом слова «, управлениями соединений» исключить;

в абзаце втором:

слова «Генеральным штабом» заменить словами «Главным командованием Сухопутных войск»;

слова «видов Вооруженных Сил» заменить словами «Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота»;

в абзаце третьем слово «, флотов» исключить;

в абзаце четвертом слова «, а также командованием и штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений» исключить;

в абзаце пятом слова «, а также командованием и штабами соединений» исключить;

абзац двадцатый после слов «Министра обороны Российской Федерации» дополнить словами «главнокомандующего Сухопутными войсками».

II. В Положении о распределении полномочий органов военного управления в области обеспечения биологической и химической безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 490 «О распределении полномочий, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, между органами военного управления»):

в абзаце втором слова «биологической и химической безопасности,» исключить;

абзац третий признать утратившим силу.

абзац второй изложить в следующей редакции:

«разработка и обоснование совместно с Главным оперативным управлением Генерального штаба, Главным управлением международного военного сотрудничества и Главным военно-медицинским управлением позиций Министерства обороны по конвенционным проблемам биологического и химического оружия, а также подготовка предложений по обеспечению своего представительства на переговорах по вопросам нераспространения биологического и химического оружия;»;

в абзацах третьем и шестнадцатом слова «Главным оперативным управлением Генерального штаба,» исключить;

в абзаце четвертом слова «Управлением развития базовых военных технологий и специальных проектов» заменить словами «Управлением перспективных межвидовых исследований и специальных проектов»;

в абзацах девятом, двадцать третьем и двадцать четвертом слова «Главным оперативным управлением Генерального штаба и» исключить;

абзац пятнадцатый признать утратившим силу;

абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«разработка совместно с Главным военно-медицинским управлением, Управлением перспективных межвидовых исследований и специальных проектов и Ветеринарно-санитарной службой проектов правовых актов Министерства обороны по вопросам обеспечения биологической и химической безопасности в Вооруженных Силах;»;

дополнить пункт новыми абзацами следующего содержания:

«организация и координация деятельности органов военного управления и контроль за выполнением ими задач в области биологической и химической безопасности в части полномочий, возложенных на Министерство обороны;

организация взаимодействия в установленном порядке с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам функционирования государственной системы биологической и химической безопасности Российской Федерации, разработки федеральных целевых и ведомственных программ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.».

3. В абзаце седьмом пункта 3 слова «Главным оперативным управлением Генерального штаба и» исключить.

4. В абзаце третьем пункта 6 слова «и по согласованию с Главным оперативным управлением Генерального штаба» исключить.

5. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10. На Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов возлагается:».

Приказ министра обороны чрезвычайные ситуации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 8 июля 2004 года N 329

Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях

(с изменениями на 24 февраля 2009 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 92.
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334, от 30 декабря 2003 года N 794, приказом МЧС России от 7 июля 1997 года N 382 (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. N 07-02-1277-97 от 12 августа 1997 года) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций

1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, при ведении статистического учета и представлении данных по чрезвычайным ситуациям по форме 5ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (приказы МЧС России от 12.02.97 N 66, от 30.12.2003 N 774, от 07.11.2006 N 636ДСП), руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 92.

4. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников федеральных государственных учреждений «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» и «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», начальника 151 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России в установленном порядке.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И.Фалеева.

Приложение. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях

Приложение
к приказу МЧС России
от 8 июля 2004 года N 329

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. N 333 г. Москва «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации”

Зарегистрировано в Минюсте России 3 апреля 2012 г. N 23698

Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации
А. Сердюков

Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 25.06.2012.

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 21 февраля 2012 года N 333

Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 6992), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) и определяет задачи, мероприятия, порядок организации, ведения и состав сил гражданской обороны Вооруженных Сил Российской Федерации*.
———————————
* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации — Генеральным штабом; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России.

2. Гражданская оборона в Вооруженных Силах организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Гражданская оборона в Вооруженных Силах — это система мероприятий, реализуемых органами военного управления по подготовке к защите и по защите личного состава, лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее — личного состава), населения военных городков*, запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
———————————
* Здесь и далее в тексте настоящего Положения под военными городками понимаются жилые зоны закрытых военных городков или (и) расположенные вне населенных пунктов отдельные жилые дома.

4. Общее руководство гражданской обороной в Вооруженных Силах осуществляет Министр обороны Российской Федерации.

5. Руководство гражданской обороной в центральных органах военного управления, в военных округах, гарнизонах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, осуществляют соответствующие командиры (начальники).

6. Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в Вооруженных Силах, и осуществляет планирование мероприятий гражданской обороны, организует их проведение, включая подготовку необходимых сил и средств, руководит деятельностью органов военного управления гражданской обороны Вооруженных Сил.

7. Руководители центральных органов военного управления участвуют в планировании гражданской обороны Вооруженных Сил.

8. Командующие войсками военных округов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны на территории военного округа.

9. Начальники территориальных (местных) гарнизонов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны в границах гарнизонов.

10. Руководители гражданской обороны, командиры воинских частей, имеющие в своем ведении военные городки, организуют планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, осуществляют руководство деятельностью в отношении подчиненных органов военного управления гражданской обороны в соответствии с возложенными на них полномочиями в данной сфере деятельности.


II. Организация управления гражданской обороной

11. Организация управления гражданской обороной в Вооруженных Силах строится по схеме: Главное командование Сухопутных войск — военный округ — территориальный гарнизон — местный гарнизон — объект (военный городок).

12. Непосредственное управление ведением и решение задач гражданской обороны осуществляет:

в Вооруженных Силах — структурное подразделение Главного командования Сухопутных войск;
в военных округах — начальник штаба военного округа;
в территориальных (местных) гарнизонах — военный комендант гарнизона или заместитель начальника гарнизона, в гарнизонах, где штатная должность военного коменданта не предусмотрена;
на объектах (в военных городках) — заместитель начальника объекта (заместитель командира воинской части).

Смотрите так же:  Купля продажа квартир уфа

13. Организацию управления по специальным вопросам при ведении гражданской обороны осуществляют соответствующие начальники служб военных округов, гарнизонов.

В воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где штатом не предусмотрены должности начальников соответствующих служб, исполнение их обязанностей возлагается на одного из должностных лиц из числа наиболее подготовленных по соответствующим специальным вопросам.

14. Основными задачами органов военного управления гражданской обороны в соответствии с их полномочиями является организация:

планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;
мероприятий по обеспечению защиты личного состава, населения военных городков, запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований по гражданской обороне и обучение личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств;
планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов гражданской обороны, продолжающих свою деятельность в военное время;
взаимодействия с территориальными органами МЧС России и другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Конкретные задачи и функции органов военного управления гражданской обороны отражаются в положениях о структурных подразделениях, непосредственно предназначенных для решения задач гражданской обороны, либо в положениях об органах военного управления, в которых созданы подразделения (отдельные воинские должности) или назначены военнослужащие (гражданский персонал) для решения задач в данной области деятельности, а также в обязанностях должностных лиц подразделений и назначенных военнослужащих.

15. К силам гражданской обороны относятся:

нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны, которые создаются для решения задач в области гражданской обороны;
врачебно-сестринские бригады, которые создаются в военных госпиталях, их филиалах и структурных подразделениях, санаториях для усиления других медицинских подразделений для решения задач в области гражданской обороны;
организации гражданской обороны, которые создаются в гарнизонах и на объектах на базе существующих производственных химических, специальных лабораторий, медицинских воинских частей и учреждений и включают: химические лаборатории гражданской обороны и медицинские пункты, санитарно-обмывочные пункты, пункты обеззараживания одежды и пункты специальной обработки вооружения, военной и специальной техники.


III. Организация взаимодействия по вопросам гражданской обороны

16. Взаимодействие по вопросам гражданской обороны организуется в целях обеспечения согласованных действий Вооруженных Сил, сил гражданской обороны органов исполнительной власти, сил других федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, привлекаемых или обеспечивающих выполнение задач гражданской обороны.

17. При организации взаимодействия сил гражданской обороны Вооруженных Сил согласовываются:

а) с органами, осуществляющими управление гражданской обороной:

порядок взаимооповещения об опасностях, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организация разведки очагов ядерного поражения, зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения и катастрофического затопления; установление единой системы радиационного и химического наблюдения, лабораторного контроля;
порядок обмена соответствующими разведывательными данными;
порядок использования во взаимных интересах местности в загородной зоне, путей сообщения, мостов и переправ, транспорта и средств связи;
исходные районы сил гражданской обороны, выделяемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
пути выхода сил гражданской обороны к объектам проведения работ;
порядок проведения силами гражданской обороны аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах проведения работ;
порядок организации комендантской службы и регулирование движения на маршрутах выхода в загородную зону;
мероприятия по взаимному оказанию помощи транспортными, медицинскими, инженерными и другими материальными средствами;

б) с органами исполнительной власти:

порядок следования и размещения личного состава в загородной зоне;
организация снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости и медицинского обеспечения.


IV. Организация подготовки органов военного управления и сил гражданской обороны

18. Обучение вопросам гражданской обороны в Вооруженных Силах осуществляется согласно Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны* и в системе профессиональной подготовки.
———————————
* Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об организации обучения населения в области гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490).

19. Подготовка по гражданской обороне осуществляется:

руководящего состава центральных органов военного управления и органов военного управления военных округов, осуществляющих управление гражданской обороной, — в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
должностных лиц территориальных (местных) гарнизонов и объектов (военных городков) — в учебных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

20. Обучение руководителей и должностных лиц гражданской обороны проводится с отрывом от основной работы не более 15 дней в году, а с личным составом нештатных формирований гражданской обороны — не более 5 дней в году с сохранением среднего заработка и оплатой служебных командировок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные выплаты лицам, командированным на учебные сборы, производятся воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, в которых они проходят военную службу (работают).

21. Повышение квалификации руководящего состава и должностных лиц гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для должностных лиц гражданской обороны, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны являются обязательными в течение первого года работы.
В целях подготовки к выполнению задач гражданской обороны в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил проводятся учения и тренировки.


V. Основные задачи, мероприятия гражданской обороны и организация их выполнения

22. Основными мероприятиями гражданской обороны являются:

а) в целях решения задачи, связанной с подготовкой руководящего состава и органов военного управления гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, обучением личного состава и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

развитие нормативно-методического обеспечения подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны, личного состава и населения военных городков в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны и обучения личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера порядку действий по сигналам оповещения, приемам оказания первой помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
создание учебных классов и уголков гражданской обороны для проведения занятий с лицами гражданского персонала; создание консультационных пунктов в военных городках для проведения занятий с населением;

б) в целях реализации задачи, связанной с оповещением личного состава и населения военных городков об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

включение объектов в централизованные системы оповещения военных округов и флотов, системы централизованного оповещения гражданской обороны, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов;
создание радиосетей гражданской обороны гарнизонов, модернизация систем радио- и проводной связи;
создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах;

в) в целях решения задачи, связанной с рассредоточением личного состава, эвакуацией населения военных городков в безопасные районы:

определение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления районов для размещения рассредоточиваемого личного состава в загородной зоне и безопасных районов для эвакуации населения военных городков;
создание и организация деятельности эвакуационных органов рассредоточения личного состава и эвакуационных органов вывоза (вывода) населения военных городков, а также подготовка их личного состава;
планирование и организация вывоза (вывода) личного состава в районы рассредоточения (населения военных городков в безопасные районы), их размещения и доставки к месту работы и обратно;
обучение личного состава действиям по выполнению мероприятий рассредоточения и населения военных городков по выполнению мероприятий эвакуации;

г) в целях решения задачи, связанной с накоплением и содержанием фонда защитных сооружений для укрытия личного состава и населения военных городков, обеспечением их средствами индивидуальной защиты органов дыхания:

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений и их технических систем;
приспособление в мирное время и в период нарастания угрозы агрессии заглубленных помещений для укрытия личного состава и населения военных городков;
подготовка в мирное время и строительство в угрожаемый период быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия личного состава и населения военных городков в защитных сооружениях;
обобщение и представление в довольствующие органы потребности в средствах индивидуальной защиты, организация их получения, хранения и выдачи в установленные сроки;

д) в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов комплексной маскировки объектов, дислоцированных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне или (и) являющихся вероятными целями при использовании средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов;

е) в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для личного состава и населения военных городков при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и силами гражданской обороны, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время, при решении задач по предназначению;

ж) в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения личного состава и населения военных городков;
создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных и иных средств;
проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах, среди личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
развертывание медицинских пунктов и оказание первой и доврачебной помощи пострадавшим, их эвакуация в ближайшие лечебные учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
определение численности и организация размещения населения военных городков, оставшегося без крова, в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также во временных жилищах (палатках, землянках и т.п.);
предоставление личному составу и населению военных городков информационно-психологической поддержки;

з) в целях реализации задачи по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание (при отсутствии штатных противопожарных подразделений) в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных противопожарных подразделений, их оснащение и подготовка к действиям по предназначению;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах и в военных городках в военное время;
организация взаимодействия при тушении пожаров на объектах и в военных городках со штатными противопожарными подразделениями гарнизонов, других воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также с подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России и других видов пожарной охраны;

и) в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов в гарнизонах и на объектах, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению:

планирование и организация деятельности имеющихся в гарнизонах и на объектах химических и специальных лабораторий, санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-эпизоотических организаций по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
создание, оснащение материальными средствами и организация деятельности нештатных наблюдательных постов из состава нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
введение режимов радиационной защиты в гарнизонах, на объектах и в военных городках, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
участие в совершенствовании методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе в оценке степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;

к) в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой личного состава и населения военных городков, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой вооружения, военной и специальной техники, территорий объектов и военных городков, подвергшихся радиационному воздействию при ведении военных действий или вследствие этих действий:

заблаговременное создание на объектах и в военных городках запасов деактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных подразделений радиационной, химической и биологической защиты в целях проведения санитарной обработки личного состава и населения военных городков, обеззараживания техники, зданий и территорий, их оснащение и организация деятельности;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке личного состава и населения военных городков;

Смотрите так же:  Госпошлина на смену водительских прав в 2019

л) в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в гарнизонах, на объектах и в военных городках в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды, необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств, на водопроводных станциях, находящихся в ведении объектов и военных городков, резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств;

м) в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования объектов, имеющих важное оборонное значение в военное время:

создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов;
рациональное размещение объектов и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материальных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;

н) в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:

создание, оснащение современными техническими средствами и организация подготовки по гражданской обороне боевых расчетов пунктов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
разработка и уточнение планов гражданской обороны, планов защиты населения военных городков.

23. Организация гражданской обороны заключается:

а) в мирное время — в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления гражданской обороны по поддержанию постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, обучению личного состава и населения военных городков действиям в условиях опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) в период непосредственной угрозы агрессии:

постановка задач по повышению готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны);
уточнение планов гражданской обороны, формализованных документов по гражданской обороне и основных показателей гражданской обороны;
уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области гражданской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне;
уточнение состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;
проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны;
уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
анализ готовности к ведению гражданской обороны, представление докладов о подготовке к выполнению планов гражданской обороны;

в) в условиях войны — в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от современных средств поражения, снижение эффективности их применения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах, подвергшихся боевому воздействию современных средств поражения, возобновление служебно-производственной деятельности не выведенных из строя объектов;
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера — в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от возникающих опасностей, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

24. Мероприятия гражданской обороны планируются и осуществляются на объектах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, определенных перечнем военных городков гражданской обороны Вооруженных Сил (далее — перечень военных городков).

25. Перечни объектов гражданской обороны Вооруженных Сил (далее — перечни объектов) разрабатываются Главным командованием Сухопутных войск по представлению командующих войсками военных округов и утверждаются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

26. В местных гарнизонах, а также в территориальных гарнизонах планируются и выполняются задачи гражданской обороны.

Состав местных гарнизонов и их разряды определяются перечнем местных гарнизонов военного округа, который утверждается командующим войсками военного округа. Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны Российской Федерации по представлению командующего войсками военного округа.

27. В воинских частях, за которыми закреплены военные городки, планируются и выполняются задачи гражданской обороны в части обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Состав военных городков определяется перечнем военных городков.

Перечень военных городков разрабатывается Главным командованием Сухопутных войск по представлению главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

28. Перечнем организаций гражданской обороны военных округов (далее — перечень организаций гражданской обороны) определяется состав химических и медицинских лабораторий гражданской обороны, пункты первой медицинской помощи, санитарно-обмывочные пункты, пункты обеззараживания одежды и пункты специальной обработки вооружения, военной и специальной техники, которые создаются в гарнизонах и на объектах гражданской обороны. Перечень организаций гражданской обороны разрабатывается органом военного управления гражданской обороны военного округа по представлению начальников соответствующих гарнизонов и утверждается командующими войсками военных округов.

29. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется в мирное время по планам выполнения основных мероприятий гражданской обороны на текущий год и включает в себя заблаговременную подготовку и выполнение мероприятий по защите личного состава, населения военных городков, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

30. Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера*.
———————————
* Статья 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 6992).

31. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов гражданской обороны, которые являются основным документом планирования гражданской обороны и определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны с учетом очередности, установленной типовыми перечнями первоочередных мероприятий по гражданской обороне при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

32. В условиях планирования гражданской обороны разрабатываются:

план гражданской обороны Вооруженных Сил Российской Федерации — Главным командованием Сухопутных войск;
план гражданской обороны военного округа — органами управления гражданской обороны военного округа с привлечением должностных лиц штабов военных округов;
план гражданской обороны гарнизона — военным комендантом гарнизона (заместителем начальника гарнизона) с привлечением начальников служб гарнизона, в гарнизонах, где штатная должность военного коменданта гарнизона не предусмотрена, — штабом воинской части, командир которой является начальником гарнизона;
план гражданской обороны военного городка (объекта) — заместителем командира воинской части с привлечением начальников служб воинской части (разрабатывается в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки).

33. Планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, предусмотренных планами, осуществляются при введении соответствующих степеней боевой готовности. При этом рассредоточение работающих смен объектов, остающихся в военное время в городах, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и отдельно стоящих объектов особой важности проводится по особому распоряжению.

Мероприятия по эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала учитываются в планах гражданской обороны, в планах мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы (в разделе по выполнению задач гражданской обороны гарнизона) и в планах защиты населения военных городков.

При планировании, подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны органы военного управления Вооруженных Сил принимают меры по обеспечению режима секретности и скрытности перевода войск в различные степени боевой готовности.


VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны

34. Обеспечение материальными средствами (далее — имущество гражданской обороны) гарнизонов, объектов гражданской обороны и населения военных городков для выполнения задач гражданской обороны осуществляется довольствующими органами военных округов по соответствующим нормам бесплатно.

35. Имущество гражданской обороны хранится, освежается и учитывается отдельно от имущества текущего довольствия.

36. Разрешается использовать имущество гражданской обороны (кроме расходных материалов) для занятий и учений с последующим приведением его в порядок или восполнением пришедшего в негодность.

37. Обеспечение учебной литературой, наглядными пособиями, средствами имитации и другими видами учебного имущества, а также изготовление и тиражирование кино- и видеоматериалов для подготовки формирований гражданской обороны осуществляется по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

38. Обеспечение аппаратурой централизованного оповещения и электросиренами осуществляется бесплатно начальниками связи и начальниками служб радиационной, химической и биологической защиты военных округов (флотов) соответственно на основании схемы оповещения гарнизонов и объектов гражданской обороны военного округа.

39. Обеспечение средствами индивидуальной защиты и проведение профилактических прививок лицам гражданского персонала, содержащимся за счет доходов от выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, производится наравне с лицами гражданского персонала, содержащимися за счет средств, выделяемых из бюджета Министерства обороны (далее — бюджетные организации).

40. Обеспечение фильтрующими противогазами населения военных городков производится в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации.

41. Электротехническое, фильтровентиляционное и другое оборудование для защитных сооружений поставляется:

при новом строительстве и капитальном ремонте сооружений — за счет средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт этих сооружений;
при установке или замене немонтируемого оборудования существующих сооружений — бесплатно, через службы радиационной, химической и биологической защиты военных округов.

42. Снабжение фильтровентиляционными установками (агрегатами) защитных сооружений осуществляется службами радиационной, химической и биологической защиты военных округов.

43. Финансирование расходов, связанных с установкой и техническим обслуживанием аппаратуры централизованного оповещения, локальных систем оповещения, с подготовкой по гражданской обороне, обучением личного состава и населения военных городков, проведением других мероприятий гражданской обороны, производится по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

44. Финансирование строительства новых и реконструкции имеющихся защитных сооружений (кроме табельных войсковых инженерных сооружений), переоборудования существующих помещений под защитные сооружения для личного состава и населения военных городков капитального и текущего ремонта осуществляется по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

45. Денежные и материальные средства, необходимые для обеспечения мероприятий гражданской обороны, включаются в сметы, заявки и титульные списки, представляемые в соответствующие довольствующие органы.


VII. Контроль за организацией и состоянием гражданской обороны

46. Контроль за организацией и состоянием гражданской обороны организуется и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий гражданской обороны, а также инспектирования, итоговых и контрольных проверок войск (сил), ревизий, учений, тренировок и занятий.

47. Методы и элементы проверки, показатели состояния гражданской обороны в Вооруженных Силах определяются правовыми актами Министерства обороны.

В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2009, N 17, ст. 2093), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют МЧС России и территориальные органы МЧС России.

Государственный надзор в области гражданской обороны в отношении специальных объектов гражданской обороны Вооруженных Сил осуществляется по согласованию с Министром обороны Российской Федерации.